Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / INCLUSION / EDUCATION / TEACHER / SPECIALIST / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борун Е.Н., Минёнок Е.В.

Рассматриваются проблемы готовности специалистов по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования и организации занятий физическими упражнениями детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, совместно со здоровыми сверстниками. Выявлено наличие противоречия между потребностью системы образования в квалифицированных специалистах для реализации инклюзии и отсутствием специализированной подготовки к названной сфере деятельности у выпускников педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борун Е.Н., Минёнок Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE TO WORK WITH CHILDREN WITH PARTICULARITIES OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT UNDER CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with the problems of the readiness of specialists in physical culture to work in an inclusive education and the organization of physical exercises for children with disabilities in health, together with healthy peers. It was revealed that there is a contradiction between the need of the education system for qualified specialists for the implementation of inclusion and the lack of specialized training for the named field of activity among graduates of pedagogical specialties.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 378.14:37.018.4

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

канд. ист. наук, доц. Е.Н. БОРУН, Е.В. МИНЁНОК (Полоцкий государственный университет)

Рассматриваются проблемы готовности специалистов по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования и организации занятий физическими упражнениями детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, совместно со здоровыми сверстниками. Выявлено наличие противоречия между потребностью системы образования в квалифицированных специалистах для реализации инклюзии и отсутствием специализированной подготовки к названной сфере деятельности у выпускников педагогических специальностей.

Ключевые слова: инклюзия, образование, преподаватель, специалист, физическая культура, физическое воспитание.

Введение. Основным требованием, предъявляемым к современному образованию, является обеспечение гуманистической направленности, восприятие человека, его жизни как основной ценности. И в этой связи инклюзивное образование, создающее для каждого ребенка, в т.ч. и детей с особенностями психофизического развития, возможности наиболее полной и естественной социализации, является оптимальной моделью организации образовательного процесса. Приоритет практики инклюзивного образования закреплен в Саламанкской декларации ЮНЕСКО, которая утверждает, что каждый ребенок, обладая уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями, должен иметь доступ к получению образования в обычной школе, в которой созданы условия для удовлетворения его образовательных потребностей [2, с. 124].

Современный этап развития образования характеризуется сближением систем основного и специального образования, что проявляется в востребованности интегрированного обучения и воспитания, которое, в свою очередь, является ступенью на пути к более высокой цели - инклюзивному образованию, исключающему любую дискриминацию детей и обеспечивающему равное отношение ко всем людям. В Беларуси в условиях интегрированного обучения и воспитания получают образование 68,6% детей с особенностями психофизического развития от общего количества таких детей, нуждающихся в получении специального образования. Создано уже около 5 тыс. интегрированных классов. Есть еще специальные классы, как форма интегрированного обучения, - более 180. В дошкольных учреждениях работают интегрированные группы (1,2 тыс.) и 1,35 тыс. специальных групп [3, с. 4].

Основная часть. На сегодняшний день в Республике Беларусь уже предприняты определенные шаги по развитию инклюзивного образования: инклюзивные тенденции обозначены в Государственной программе развития специального образования в Республике Беларусь на 2016-2020 годы, понятие инклюзивного образования вносится в новую редакцию Кодекса Республики Беларусь об образовании, утверждена и реализуется Концепция развития инклюзивного образования [6].

Реализация концепции предусматривает несколько этапов. На первом этапе, который рассчитан на 2015-2017 годы, была осуществлена разработка нормативного правового, научно-методического обеспечения, научные исследования, экспериментальная и инновационная деятельность, подготовка кадров, создание специальных условий в учреждениях образования. С 2014/2015 учебного года реализуется республиканский экспериментальный проект «Апробация модели инклюзивного образования в учреждении образования», в котором участвуют 8 учреждений общего среднего образования, представляющих разные регионы республики. На втором этапе (2018-2020 годы) предусматривается, что отдельные учреждения образования будут осуществлять инклюзивное образование. В это же время будет продолжена разработка научных основ, научно-методического обеспечения инклюзивного образования, подготовка кадров для работы с обучающимися с разными образовательными потребностями. Третий этап (2020-й и последующие годы) предусматривает увеличение количества учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование [6].

Развитие инклюзивных процессов в образовании предполагает создание адаптивного образовательного пространства для лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях образования, которое обеспечивалось бы наличием безбарьерной среды жизнедеятельности, необходимых средств обучения, готовностью всех участников образовательного процесса к осуществлению инклюзивного образования [1, с. 35]. Всего около 36% учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического образования имеют элементы безбарьерной среды. Стараются соответствовать тенденциям по развитию инклюзивного образования и учреждения высшего образования: около 45% их зданий также обеспечивают беспрепятственный доступ для инвалидов [3, с. 3].

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем учащимся, но создавая при этом особые условия для детей, имеющих специфические образовательные потребности. Инклюзивное образование рассматривается как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразных особенностей образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивные подходы способствуют поддержке детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) и особыми образовательными потребностями (ООП) в обучении и достижении личностного успеха, что расширяет шансы и возможности для их последующей адаптации в социуме.

Инклюзия помогает развивать у здоровых детей толерантность к сверстникам с психофизическими недостатками, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству [5, с. 10].

Важной частью инклюзивного образования, которая способствует формированию ряда положительных черт личности и ее физическому совершенствованию, является физическое воспитание. Исследователи И.Р. Боднар, Ю.В. Петришин, Е.Н. Приступа инклюзивное физическое воспитание понимают как гибкую, индивидуализированную систему физического воспитания детей с ОПФР и ООП в условиях массового образования [5, с. 13].

В учреждении образования со сформированной инклюзивной образовательной средой физкультурно-оздоровительная деятельность, прежде всего, является эффективным средством реабилитации и социальной адаптации. В результате грамотно построенной физкультурно-оздоровительной деятельности у детей с ОПФР происходит коррекция нарушений в физическом развитии, нормализуется мышечный тонус и моторика, стимулируется звуковая и речевая активность, развивается ручная и двигательная умелость, регулируется психическое состояние. Двигательная активность для данной категории детей является средством профилактики развития целого ряда негативных изменений в организме, связанных с вынужденными условиями гипокинезии и гиподинамии.

Анализ научно-методической литературы по реализации инклюзивного физического воспитания позволил выявить ряд преимуществ для здоровых детей и детей с ОПФР и ООП. У детей с ОПФР и ООП в условиях массового образования появляются следующие возможности: «особые» дети получают наглядный пример для двигательного подражания; формируется стремление к преодолению физических и психологических барьеров; появляется желание улучшать свои физические кондиции; осознается необходимость личного вклада в жизнь общества; осуществляется более высокий уровень социального взаимодействия со здоровыми сверстниками; формируются социальные компетенции и навыки коммуникации [8, с. 245]. У нормотипичныхдетей появляется возможность получить уникальный социальный опыт общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что способствует повышению их самооценки, формированию умений и навыков рефлексии; развитию толерантности, доброжелательности, милосердия и уважения к лицам, имеющим отличия от обычных детей. Особую роль в реализации инклюзивного физического воспитания могут сыграть педагоги посредством организации физкультурно-оздоровительной работы, используя как урочные, так и внеурочные формы занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультминутку, занятия во время прогулки, общешкольные физкультурно-оздоровительные мероприятия, дни здоровья. [10, с. 103].

Цель исследования - выявить отношение и готовность будущих специалистов по физической культуре к возможности работы в условиях инклюзивного образования, а также наличие сформировавшихся компетенций для организации физкультурно-оздоровительной работы в инклюзивных группах.

Нами было проведено исследование, в котором приняли участие студенты 3-4 курсов, обучающиеся по профилю «Физическая культура» (43 человека). Выбор группы респондентов был обусловлен тем, что к концу 3 курса у студентов должны сформироваться основные группы компетенций, необходимых для реализации их дальнейшей успешной профессиональной деятельности. В результате проведенного опроса были получены следующие результаты. Чуть больше половины опрошенных положительно относятся к проведению занятий физическими упражнениями совместно здоровых детей и детей-инвалидов. Свое мнение студенты аргументировали следующим образом: «У детей-инвалидов будет выше мотивация для достижения результата», «Детям-инвалидам необходимо приобретать опыт общения со здоровыми сверстниками».

Около 35% студентов отрицательно относятся к инклюзивным занятиям по физической культуре. Они считают, что дети-инвалиды будут некомфортно себя чувствовать, наблюдая, как здоровые сверстники выполняют то, что они выполнить не могут. Кроме того, данная группа респондентов убеждена, что подобные занятия очень сложны как по организации, так и по методике.

В ответе на вопрос: «Какие занятия физическими упражнениями целесообразно организовывать, исходя из принципа инклюзии?» студенты высказали мнение, что в немалой степени этой цели может служить физкультурный праздник. Возможно также совместное участие нормотипичных детей и детей с ОПФР в утренней гимнастике и физкультурном досуге. По мнению опрошенных, сложнее всего осуществление инклюзивного образования в процессе физкультурных занятий.

На вопрос о предпочтении в работе с детьми определенной нозологической группы ответы студентов отличались большим разнообразием. Тем не менее, большинство из них хотят работать с детьми, имеющими нарушения слуха. В меньшей степени они считают себя готовыми к работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения. Большинство студентов считают себя не готовыми к работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

В ходе опроса были выявлены факторы (по 10-балльной шкале), которые могут затруднить работу специалиста по физической культуре при организации совместных занятий нормотипичных детей и детей с ОПФР.

В большей степени (8,5) студентов беспокоит отсутствие специальных навыков для общения с детьми с ОПФР (например, владение сурдопереводом), а также недостаток или отсутствие специального оборудования и приспособлений для таких занятий (7,67). В меньшей степени вызывают затруднения недостаточные знания по методике занятий с детьми с ОПФР (5,11) и организации взаимодействия нормотипичных детей и детей с ОПФР (5,89). В качестве положительного результата можно отметить невысокие показатели по фактору «психологический барьер в общении с детьми-инвалидами» (4,22). Опыт близкого общения с людьми с ОПФР (в семье, в период учебы, на работе) у опрошенных отсутствует.

Фактически можно констатировать, что теоретическая и практическая подготовка будущих преподавателей физической культуры нуждается в дополнении, она недостаточна для реализации инклюзивного подхода. Отсутствует курс «Теория и практика специального образования», нет разработанных учебно-методических материалов, пособий, средств обучения и обучающих программ. В курсе «Теория и методика физической культуры» есть разделы «Оздоровительная физическая культура», «Адаптивная физическая культура», однако, они не формируют необходимые компетенции педагогов для организации учебного процесса в инклюзивных классах. Учебная дисциплина «Основы физической реабилитации» является дисциплиной «по выбору» и преподается на 4 курсе обучения. Кроме этого, анализ действующих типовых программ по дисциплинам «Основы психологии и педагогики» и «Педагогика» показал, что в названных курсах отсутствует само понятие «инклюзивное образование», даже в ознакомительном плане нет информации о формах, методах и технологиях работы с разными категориями обучающихся в условиях инклюзивного образования [4]. Для формирования практических навыков работы с детьми с ОПФР целесообразно осуществить взаимодействие с учреждениями образования, на базе которых функционируют инклюзивные классы, в частности со средней школой № 8 г. Новополоцка, которая с 2014 года является экспериментальной площадкой Министерства образования Республики Беларусь по апробации модели инклюзивного учреждения образования.

Таким образом, в современной педагогической практике существует противоречие между потребностью системы образования в квалифицированных специалистах для реализации инклюзии и отсутствием специализированной подготовки к названной сфере деятельности у выпускников педагогических специальностей. Осуществление физического воспитания в условиях инклюзивного образования следует выстраивать на основополагающих концепциях воспитания: гуманизма, личностно-ориентированной, сотрудничества. В основе физического воспитания лежит самоутверждение личности детей с ОПФР и ООП. Индивидуальный подход к лицам с ОПФР и ООП предполагает отбор методических приемов обучения и воспитания с учетом всех особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих или вторичных нарушений, возраста, физического развития, а также систематизации компонентов инклюзивного физического воспитания. При разработке содержания и использования разнообразных организационных форм инклюзивного физического воспитания педагоги, работающие с детьми, должны опираться на следующие положения:

- учет противопоказаний для детей с ОПФР и ООП по использованию средств и методов физического воспитания;

- создание условий для эффективного личностного и физического развития детей с ОПФР и здоровых сверстников;

- максимальное использование урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями в системе инклюзивного образования [9, с. 80-84].

Анализируя научную литературу, методические приемы физического воспитания, используемые в условиях инклюзивной среды, можно охарактеризовать как:

1) обеспечение равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ОПФР в процессе совместных занятий физическими упражнениями. Целью приемов этого блока является формирование возможности заниматься совместно со здоровыми детьми, выполняя упражнения, необходимые для совершенствования физических способностей, не акцентируя внимания на отклонениях в здоровье и физических недостатках детей.

Данный блок объединяет в себе три группы приемов:

- выполнение различных ролевых функций при выполнении заданий, подвижных игр и элементов спортивных игр, учитывающих функциональное состояние каждого участника;

- выполнение различных заданий при проведении эстафет;

- выполнение упражнений с форой (гандикапом). Для этого необходимо использовать разные дозировки, исходные и конечные положения;

2) активизация межличностных взаимоотношений внутри класса в процессе занятий физической культурой.

Данный блок включает следующие методические приемы:

- выполнение упражнений в парах (дети с ОПФР и здоровые дети) с целью активизации вербального и невербального общения и удовлетворения потребности в тактильном и эмоциональном контакте;

- в процессе межличностных взаимодействий активизируется внимание к партнеру, эмоциональное отношение к его действиям;

- совместное проведение обсуждения нового материала и анализ допущенных ошибок;

3) выработка умений самостоятельной организации и проведения инклюзивных мероприятий по физической культуре.

Сочетание педагогического руководства с самостоятельностью детей с ОПФР предоставляет возможность помогать ученикам с ОПФР проявлять инициативу, осваивать нормы и правила поведения в спортивном зале. Следует подчеркнуть, что обучение приемам взаимопомощи на уроках физической культуры осуществляется методами показа, рассказа, объяснения [1, с. 203]. Таким образом, инклюзивное совместное обучение не только помогает людям с инвалидностью адаптироваться к жизни, но и позволяет здоровым людям развить толерантность и ответственность.

Заключение. Проведенное исследование показало, что будущие специалисты по физической культуре адекватно оценивают возможные трудности при работе в условиях инклюзивного образования и уровень своей готовности к их преодолению. Важно, что студенты понимают специфику инклюзивных занятий физическими упражнениями и склоняются к организации их в тех формах, которые наиболее целесообразны для решения поставленных задач. В целом, студенты положительно относятся к проведению занятий физическими упражнениями совместно здоровых детей и детей с ОПФР и ООП, у них отсутствует психологический барьер в общении с детьми-инвалидами. Однако теоретическая и практическая подготовка будущих преподавателей физической культуры нуждается в дополнении, она недостаточна для реализации инклюзивного подхода. У будущих педагогов отсутствует специализированная подготовка, не сформированы необходимые компетенции для организации учебного процесса в инклюзивных классах. Для дальнейшей реализации Концепции развития инклюзивного образования необходимо проводить подготовку кадров для работы с обучающимися с разными образовательными потребностями, формировать знания о методических приемах обучения и практические навыки работы в условиях инклюзивного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов, А.В. Повышение эффективности процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А.В. Аксенов. - СПб., 2011. -203 л.

2. Бут, Т. Показатели инклюзии : практ. пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу ; под ред. М. Вогана ; пер. с англ. И. Аникеев. - М. : Перспектива, 2007. - 124 с.

3. Будкевич, В.А. О задачах специального образования в 2014/15 учебном году / В.А. Будкевич // Спецыяльная адукацыя. - 2014. - № 5. - С. 3-4.

4. Довгяло, Н.В. К вопросу о готовности учреждений высшего образования к реализации системы инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Н.В. Довгяло, Е.Н. Борун, Д.А. Кондаков // Инновационные подходы в образовательном процессе высшей школы: национальный и международный аспекты : электрон. сб. ст. между-нар. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию Полоц. гос. ун-та, Новополоцк, 8-9 февр. 2018 г. / Полоц. гос. ун-т ; под ред. Ю.П. Голубева, Н.А. Борейко. - Новополоцк, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Змушко, А.М. Инклюзивное образование в системе образования Республики Беларусь / А.М. Змушко // Спе-цыяльная адукацыя. - 2014. - № 5. - С. 9-16.

6. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования Респ. Беларусь, 22 июля 2015 г., № 608. - Режим доступа: http://molodechno.edu.minskregion.by/gaUery/66/KoncepIndusRasv.pdf. - Дата доступа: 3.09.2018.

7. Приступа, Е.Н. Инклюзивное физическое воспитание школьников 1-3 групп здоровья / Е.Н. Приступа, Ю.В. Петришин, И.Р. Боднар // Педагогика. Психология. - 2013. - № 1. - С. 62-66.

8. Хитрюк, В.В. Готовность будущих педагогов к работе в условиях образовательной интеграции: мотивацион-ный компонент / В.В. Хитрюк // Проблеми сучасно! педагопчно! освгги : зб. ст. - Ялта : РВВ КГУ, 2010. -Вип. 30. Ч. 1. - Ялта, 2010. - С. 241-247. - (Педагопка i психологш).

9. Хитрюк, В.В. Формирование профессиональной готовности педагогов к работе в условиях образовательной интеграции на основе компетентностного подхода / В.В. Хитрюк // III Всероссийские педагогические чтения по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. - М., 2010. - С. 80-84.

10. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования. -2003. - № 5. - С. 100-106.

Поступила 12.09.2018

READINESS OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE TO WORK WITH CHILDREN WITH PARTICULARITIES OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT UNDER CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

E. BORUN, E. MINIONOK

The article deals with the problems of the readiness of specialists in physical culture to work in an inclusive education and the organization of physical exercises for children with disabilities in health, together with healthy peers. It was revealed that there is a contradiction between the need of the education system for qualified specialists for the implementation of inclusion and the lack of specialized training for the named field of activity among graduates ofpedagogical specialties.

Keywords: inclusion, education, teacher, specialist, physical education, physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.