Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЛОЩАДКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЛОЩАДКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЛОЩАДКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / НОРМАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СВЕРСТНИКИ / УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко О.В.

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования, создание инклюзивной площадки на базе ресурсного центра как одной из формы инклюзии в учреждении образования, анализируются различные подходы в работе с педагогами, законными представителями, учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоренко О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЛОЩАДКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 376.112.4

ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЛОЩАДКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2020 О. В. Сидоренко

заместитель директора по учебной работе E-mail: igo5803 @ yandex. ru

Республика Беларусь, г. Минск, Средняя школа № 177 г. Минска

В статье рассматриваются вопросы инклюзивного образования, создание инклюзивной площадки на базе ресурсного центра как одной из формы инклюзии в учреждении образования, анализируются различные подходы в работе с педагогами, законными представителями, учащимися.

Ключевые слова: инклюзивная площадка, индивидуальные особенности, нормативно-развивающиеся сверстники, индивидуальные особенности, участники образовательного процесса.

В условиях внедрения инклюзивных тенденций в образование Республики Беларусь назрела необходимость переосмысления специфики не только образовательного процесса с включением детей с особенностями психофизического развития в среду нормативно-развивающихся сверстников в учебной работе, но и нерегламентированной деятельности.

На данный момент главная задача учителей-дефектологов и педагогов в целом заключается в том, чтобы не только адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям всех учащихся, но и привлечь детей с особенностями психофизического развития в различные виды деятельности во внеурочное время. Кроме того, основной задачей является оказание специальной помощи ребенку и его семье на более ранних этапах развития.

Средняя школа № 177 г. Минска является опорным учреждением Первомайского района г. Минска. На базе школы функционирует ресурсный центр по специальному образованию, являющийся филиалом Института инклюзивного образования. Данное учреждение не является экспериментальной площадкой по инклюзивному образованию, но среди обучающихся есть дети с особенностями психофизического развития. Обучение и воспитание таких детей должны осуществлять педагоги, владеющие системой специальных знаний, определенными профессиональными умениями и, главное, имеющие высокий уровень коммуникации.

Исходя из вышесказанного, опираясь на опыт специалистов высокого уровня подготовки, на базе ресурсного центра было решено открыть инклюзивную площадку.

Инклюзивная площадка подразумевает обсуждение актуальных вопросов всех участников образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях инклюзивного образования, оказание методической поддержки участникам образовательного процесса, формирование коммуникативных навыков, социализации, адаптации, творческих навыков учащихся с ОПФР, налаживание образовательных и общественных связей.

Основными направлениями инклюзивной площадки являются:

- работа с педагогами;

- работа с родителями и (или) законными представителями;

- работа с обучающимися.

Остановимся подробно на анализе каждого направления.

Работа с педагогами г. Минска направлена на освоение новых форм, методов, технологий работы с различными категориями учащихся, в том числе и с ОПФР. Необходимо отметить, что погружение в тему инклюзивного образования, взаимодействие с различными специалистами, изучение и анализ разных моделей построения образовательного процесса, работа по взаимодействию с семьей формируют у педагогов толерантное мышление, свое личное понимание и видение инклюзии, обогащают его арсенал новыми профессиональными способами и средствами. Все это позволяет в дальнейшем разработать и реализовать свою образовательную практику и избежать имитации деятельности [Хитрюк 2015].

Работа с родителями и (или) законными представителями ребенка должна быть направлена на формирование их инклюзивной культуры. Безусловно, инклюзивная культура родителей - часть инклюзивной культуры учреждений образования, которая включает: развитие толерантного мышления, принятие законными представителями учащихся идеи инклюзивного образования как нового позитивного ресурса и для детей с нормативным типом развития, и для детей с ОПФР [Хитрюк 2018].

В учреждении образования проводится специальная работа с законными представителями обучающихся по включению родителей в создание инклюзивного образовательного пространства, по повышению их уровня психолого-педагогической компетенции, толерантного мышления, самообразованию. Используются наглядные формы работы: информационные стенды, папки-передвижки, буклеты; словесные формы: консультации (как общие, так и индивидуальные), тренинги, круглые столы, лекции, родительские собрания и др. Практические формы работы с родителями и (или) законными представителями: открытые занятия, семинары-практикумы и т.д. Нужную информацию можно найти на сайте учреждения образования и в личных блогах учителей-дефектологов.

Ключевым направлением работы педагога с обучающимися является создание инклюзивной образовательной среды. Инклюзивная образовательная среда обеспечивает право каждого ребенка на образование, которое соответствует его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и вида учреждения [Лемех 2018].

Пропаганда идей коммуникативного подхода реализуется через инклюзивный театр «АднолькавыЯ», в состав которого входят законные представители, педагоги, учащиеся, в том числе и с ОПФР, есть ребята с аутистическими нарушениями.

Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 2 (26)

Сидоренко О. В. Инклюзивная инклюзивного пространства для

площадка как средство формирования субъектов образовательного процесса в разных видах деятельности

Сейчас на сцену выходят не только учащиеся нашей школы, но и ребята со всего города. Конечно, роли подбираются индивидуально, с учетом особенностей и возможностей каждого учащегося.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование предусматривает создание необходимых условий для равного доступа к образовательным услугам всех участников образовательного процесса.

Библиографический список

Лемех Е.А. Создание специальных условий для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования (первая ступень) с учетом инклюзивных подходов: учеб.-метод. пособие: в 3 ч. Ч.1 / У.А. Лемех, С.Н. Феклистова, И.К. Русакович. Минск: БГПУ, 2018. 112 с.

Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность педагогов: педагогическая система формирования / М-во образования Респ. Беларусь, Барановичский государственный университет. Барановичи: БарГу, 2015. 176 с.

Хитрюк В.В. Инклюзивное образование: тренинги в работе с родителями: учеб.-метод. пособие. Минск: БГПУ, 2018. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.