Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адиева Ольга Сергеевна, Каркин Юрий Владимирович, Новицкий Виталий Владимирович

Цель. Разработка научно обоснованных теоретических положений и формирование на их основе, а также на основе проведенного социологического исследования методических рекомендаций для использования в пропагандистской деятельности с детьми с особенностями психофизического развития. Методы. Определение превалирующего диагноза и возможных рисков у детей с особенностями психофизического развития, включаемых в инклюзивные классы (группы) в Республике Беларусь. Изучение опыта других стран по социализации детей с особенностями психофизического развития, а также включения их в процессы обучения и формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Результаты. Разработаны методические рекомендации по проведению занятий, направленных на формирование культуры безопасности жизнедеятельности и навыков безопасного поведения, с детьми с особенностями психофизического развития. Методические рекомендации подготовлены с целью выработки единого подхода в работе с детьми с особенностями психофизического развития, обучающимися в интегрированных (инклюзивных) группах и классах, и освещают принципы, методы и формы работы по формированию знаний и навыков безопасного поведения у детей. Область применения исследований. Рекомендации предназначены в помощь администрации образовательных учреждений, педагогическим работникам учреждений образования, работникам городских и районных отделов по чрезвычайным ситуациям, проводящим занятия по обучению подрастающего поколения культуре безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адиева Ольга Сергеевна, Каркин Юрий Владимирович, Новицкий Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF LIFE SAFETY CULTURE IN CHILDREN WITH SPECIAL PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT

Purpose. Development of scientifically substantiated theoretical statements and the forming on their basis, as well as on the basis of a sociological study, methodological recommendations for use in information dessimination activities amoung children with psychophysical developmental disabilities. Methods. Determination of the prevailing diagnosis and possible risks in children with special psychophysical development learning in inclusive classes (groups) in the Republic of Belarus. Studying the experience of other countries in the socialization of children with special psychophysical development, as well as their inclusion in the learning processes and the formation of a culture of life safety. Findings. Methodological recommendations have been developed for conducting classes aimed at the formation of a culture of life safety and skills of safe behavior amoung children with special psychophysical development. The methodological recommendations were prepared in order to develop a unified approach in working with children having psychophysical disabilities who study in integrated (inclusive) groups and classes. The recommendations highlight the principles, methods and forms of work to form knowledge and skills of safe behavior of those children. Application field of research. The recommendations are intended to help the administration of educational institutions, pedagogical workers of educational institutions, workers of city and district departments for emergency situations teaching the younger generation the culture of life safety.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2021.5-4.497 УДК 614.8.084:159.922.76

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Адиева О.С., Каркин Ю.В., Новицкий В.В.

Цель. Разработка научно обоснованных теоретических положений и формирование на их основе, а также на основе проведенного социологического исследования методических рекомендаций для использования в пропагандистской деятельности с детьми с особенностями психофизического развития.

Методы. Определение превалирующего диагноза и возможных рисков у детей с особенностями психофизического развития, включаемых в инклюзивные классы (группы) в Республике Беларусь. Изучение опыта других стран по социализации детей с особенностями психофизического развития, а также включения их в процессы обучения и формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Результаты. Разработаны методические рекомендации по проведению занятий, направленных на формирование культуры безопасности жизнедеятельности и навыков безопасного поведения, с детьми с особенностями психофизического развития. Методические рекомендации подготовлены с целью выработки единого подхода в работе с детьми с особенностями психофизического развития, обучающимися в интегрированных (инклюзивных) группах и классах, и освещают принципы, методы и формы работы по формированию знаний и навыков безопасного поведения у детей.

Область применения исследований. Рекомендации предназначены в помощь администрации образовательных учреждений, педагогическим работникам учреждений образования, работникам городских и районных отделов по чрезвычайным ситуациям, проводящим занятия по обучению подрастающего поколения культуре безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, дети с особенностями психофизического развития, инклюзивное образование, пропаганда безопасности жизнедеятельности.

(Поступила в редакцию 15 июля 2021 г.)

Введение

Необходимость обучения детей правилам безопасности жизнедеятельности подтверждается статистикой пожаров, вызванных детской шалостью. В последние годы благодаря планомерной и целенаправленной работе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь по предотвращению гибели людей при пожарах ситуация изменилась: в 2002 г. только в Гродненской области по причине детской шалости с огнем произошло 176 пожаров, в 2010 г. в республике на пожарах погибло 35 детей, в 2019 г. - 2 ребенка, в 2020-м гибели детей на пожарах не допущено. Одна из основных причин возникновения пожаров и возгораний - игра детей с огнем. Так, в 2019 г. по этой причине в республике произошло 97 пожаров, в Гродненской области - 17. В 2020 г. дети стали виновниками огненных ЧС в республике в 95 случаях, в Гродненской области в 15 случаях.

Знание и соблюдение правил безопасной жизнедеятельности становится естественным, когда они заложены с детства. Чем раньше начать обучение малышей, тем больше шансов достичь максимального результата. Именно в раннем возрасте складываются наиболее благоприятные условия для воспитания у ребенка КБЖД.

В 2016 г. в Республике Беларусь была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, принятая ООН в 2006 г. Согласно данной Конвенции государства-участники обязаны обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях обучения.

С целью выполнения требований Конвенции в нашей стране была принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР). С этого момента, согласно пунктам Концепции, в республике увеличивается количество учебных заведений, обеспечивающих обучение детей с ОПФР, создаются классы и группы, в которых такие дети обучаются совместно со здоровыми детьми.

Важная составляющая организации работы по обучению детей безопасности жизнедеятельности - понимание того, как себя вести с ними, как им объяснять нарушения, как давать рекомендации и добиться устранения нарушений. Инспектор должен знать возрастные и психофизические особенности, а также особенности работы с детьми с ОПФР.

В связи с этим возникает необходимость в разработке и обосновании четкого подхода в формировании КБЖД у рассматриваемой категории населения. Очевидна объективная необходимость в разработке методических рекомендаций, которые позволили бы усовершенствовать работу с подрастающим поколением с ОПФР, а также проводить работу по предупреждению детской гибели на пожарах, снизить количество пожаров по причине детской шалости с огнем.

Основная часть

Историческое становление и развитие интегрированного (инклюзивного) образования. В ходе становления и развития общества происходит изменение взглядов, культурных и моральных ценностей, принятие им новых норм и правил. Сквозь призму новых норм изменяется и отношение членов общества к вопросам морали и бытия.

Идеи инклюзивного образования также прошли долгий и сложный путь изменений. Так, в период Древних времен и Средневековья понятие инклюзии полностью игнорировалось. Это объясняется статусом, который занимали инвалиды в обществе. Людей с особенностями относили к неполноценному меньшинству, инквизиция требовала полного исключения их из жизни государства.

Эти взгляды были пересмотрены только в XVШ-XIX вв. Серьезным прорывом в развитии инклюзивного образования считается принятие международных правовых актов, первым из которых стал Закон «Об обязательном всеобщем бесплатном начальном образовании». Согласно данному документу в 1778 г. С. Гейник основал в Лейпциге первый в Германии институт для глухонемых.

В 1806 г. немецкий тифлопедагог А. Цейне и французский педагог В. Гаюи открыли первое учебное заведение для слепых детей в Германии, в 1873 г. появилось учебное заведение для незрячих в Саксонии.

В 1770 г. во Франции была открыта первая в мире частная школа - Парижский институт глухонемых, основал которую Ш.М. де Эппе, создатель мимического метода. Французский педагог А. Бланше издает «Руководство для наставника: об обучении глухонемых в народных школах» - монографию, которая внесла большой вклад в методику обучения глухонемых детей в общеобразовательных школах на основе использования мимики, жестов, дактильной азбуки.

В 1959 г. была принята Декларация о правах ребенка, которая определяла принципы защиты детства. Один из них гласит, что «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».

Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 г., сохранила данные принципы. В 1975 г. принимается Декларация о правах инвалидов, а в 2006 г. - Конвенция о правах инвалидов. Документы определяют людей с особенностями как полноценных граждан во всех сферах [1]. Развитие общества позволило людям с ограниченными возможностями здоровья стать полноценными участниками общественной жизни.

В обществе создана и внедряется модель интегрированного обучения. Это является значительным достижением, ведь еще недавно ребенок с особенностями развития не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе.

Интегрированное обучение и воспитание - организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с ОПФР осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с ОПФР.

Инклюзивное образование - это продолжение системы интегрированного образования. Оно предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации процесса обучения и взаимодействия с каждым обучающимся. Если оно реализовано надлежащим способом, то все дети получают преимущества в плане учебы и социальной жизни.

Социальная философия рассматривает социальную интеграцию как форму совместной жизни здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья.

Интеграция как форма социального взаимодействия предусматривает для человека с особенностями неограниченное участие во всех социальных процессах, происходящих в обществе. В современном мире это право законодательно закреплено в большинстве развитых стран мира. Основой социально-философской интеграции и инклюзии выступает принцип свободы выбора, реализуемый в социальной политике государства в сфере образования. В Республике Беларусь на данный момент принята концепция и план реализации и развития инклюзивного образования.

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка каждый ребенок имеет право на охрану здоровья, безопасность и развитие. Все дети имеют право голоса и возможность влиять на решения, касающиеся их жизни.

Современные исследователи отмечают, что среди стран с наиболее совершенными системами законодательства в области инклюзивного образования можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Бельгию, ЮАР, Испанию, Швецию, США и Великобританию. В этих и многих других странах инклюзивное образование существует уже 30-40 лет. Формирование инклюзивного образования является стратегическим направлением Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) [2].

В Италии законодательство поддерживает инклюзивное образование с 1971 г. Страна стала апробационной площадкой инклюзивной модели образования для остального мира. Количество детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в массовых школах, превышает 90 %. Ранний период развития таких детей итальянцы называют дикой интеграцией. Главная его цель - социализация и адаптация детей в школьное сообщество таким образом, чтобы у всех было чувство принадлежности. С самого начала принятие и уважение отличий, как неотъемлемых черт личности, ставилось на первый план. В 2003 г. министерство образования Италии обязало всех директоров образовательных учреждений принять участие в тренинге без отрыва от работы, чтобы усовершенствовать проведение в жизнь национальной политики включения в социум детей с особенностями психофизического развития. Всем учителям предписывалось пройти курс повышения квалификации, рассчитанный на 40 часов в год.

Инклюзивное образование в Великобритании существует во взаимодействии со специальным образованием, которое имеет в этой стране давнюю историю и традиции. И хотя инклюзивное образование законодательно закреплено и развивается, специальные отдельные школы продолжают функционировать и рассматриваются как часть образовательного пространства для тех детей, чьи родители выбрали для них такой путь обучения.

В США действует закон, принятый в 1990 г., - «Акт об образовании лиц с нарушениями». Он гарантирует бесплатное соответствующее нуждам ребенка обучение в системе народного образования. Родители имеют право требовать от школ заключение об учебных возможностях ребенка, в котором дается обоснование наличия или отсутствия нарушений в развитии у ребенка. На школу возлагается обязанность выявлять детей с ограниченными возможностями. Закон дает право на получение не только специального образования, но

и дополнительных услуг (транспорт, логопедические занятия, помощь психолога, аудиоло-гическое обследование и пр.). По закону на каждого ребенка составляется письменное заключение и индивидуальная образовательная программа, предписывается обязательное обучение детей с ограничениями, насколько это возможно, в массовых школах, а также включение их в среду с минимальными ограничениями [3].

В Швеции дети с особыми нуждами ходят в обычные классы, в которых они получают необходимую поддержку (помощь в классе от специального педагога или ассистента и пользование специальными вспомогательными средствами).

Дети с выраженными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью, с соче-танными нарушениями получают образование в специальных школах, которые дифференцированы по типам нарушений. И могут обучаться там до достижения ими 21-23 лет. Специальные школы в настоящее время являются центрами ресурсов по поддержке детей, включенных в классы общеобразовательных школ. Специальные школы для умственно отсталых детей интегрированы в общеобразовательную школу путем размещения классов в ее здании [1].

Таким образом, внедрение и развитие инклюзии в обществе раскрывает эволюцию отношения общества к людям с ограниченными возможностями, к их образованию и развитию. Идея инклюзивного образования свидетельствует о состоянии современного общества, в основе которого лежит гуманистическая аксиологическая парадигма - современное общество способно адекватно и толерантно воспринимать людей с ограниченными способностями, признавать их социальную субъектность.

Нормативно-правовая база Республики Беларусь, регламентирующая деятельность по обучению населения КБЖД. Обучение населения навыкам безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, воспитание чувства ответственности является одной из основных задач современного государства, а также залогом национальной безопасности.

С целью обеспечения и правомерного проведения пропагандистской работы по формированию КБЖД в Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых документов.

Конституция Республики Беларусь1 является главным законом государства, имеет высшую юридическую силу и закрепляет основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются как объекты, так и границы правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их сопод-чиненность.

Согласно Закону Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»2 на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих условиях.

1 Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. - 62 с.

2 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141 -З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-XII «О пожарной безопасности»3 определяет порядок информирования населения о пожарах и вопросах пожарной безопасности. Закон также устанавливает обязанности граждан в области обеспечения пожарной безопасности: каждый гражданин обязан соблюдать законодательство о пожарной безопасности и международные акты, оказывать посильную помощь в тушении пожаров.

Национальная стратегия по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на 2019-2030 годы4 определяет условия для устойчивого развития государства путем повышения безопасности граждан и общества, в том числе с помощью формирования культуры безопасности жизнедеятельности во всех сферах.

Постановлением5 Совета Министров от 23 мая 2013 г. № 413 определен порядок обучения руководителей и работников республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций независимо от форм собственности и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, а также граждан, которыми комплектуются специальные формирования органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям по мобилизации.

МЧС Республики Беларусь уделяет огромное внимание профилактической работе с населением. Работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям проводятся масштабные пропагандистские акции по безопасности, работники секторов пропаганды и взаимодействия с общественностью МЧС проводят выездные занятия с населением и обучающимися в образовательных учреждениях, вручают материалы с наглядно-изобразительной продукцией, которые разъясняют требования безопасности и действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Также ведется подготовка учащихся в кадетских классах, школах, центрах безопасности и полевых лагерях, организована деятельность Белорусской молодежной общественной организации спасателей-пожарных. В системе МЧС издается журнал «Юный спасатель», целевой аудиторией которого является подрастающее поколение. Издание ориентировано на обучение правилам пожарной безопасности детей и молодежи.

Таким образом, действующая нормативно-правовая база Республики Беларусь в области организации и реализации пропагандистской работы широко охватывает вопросы организации и проведения работы по формированию КБЖД со всеми категориями граждан, в том числе в системе инклюзивного (интегрированного) образования и обучения детей с ОПФР.

3 О пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 15 июня 1993 г., № 2403-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

4 Национальная стратегия по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций в Республике Беларусь на 2019-2030 годы: утв. премьер-министром - начальником гражданской обороны Республики Беларусь 30.11.2018. - Минск: УГЗ, 2018. - 43 с.

5 Об утверждении Положения о порядке обучения руководителей и работников республиканских органов государственного управления, иных государственных органов, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, независимо от форм собственности и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, а также граждан, которыми комплектуются специальные формирования органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям по мобилизации [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 23 мая 2013 № 413: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 13.02.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

Формы и методы работы Министерства по чрезвычайным ситуациям с подрастающим поколением, в том числе с ОПФР. С целью обучения подрастающего поколения правилам безопасного поведения Министерство по чрезвычайным ситуациям проводит широкомасштабную профилактическую работу. Для этого используются разнообразные формы и методы донесения информации с учетом специфики, возрастных и психофизических особенностей каждой категории граждан [4].

В Республике Беларусь работниками Министерства по чрезвычайным ситуациям проводятся 5 пропагандистских акций, целевая аудитория которых - подрастающее поколение:

- акция «Каникулы без дыма и огня!» традиционно проходит в летний период, площадкой проведения мероприятий являются пришкольные и летние оздоровительные лагеря, дошкольные учреждения.

Главная цель мероприятий - предупредить чрезвычайные ситуации по причине детской шалости с огнем, а также гибель и травматизм детей.

В этот период спасатели обучают детей и взрослых правилам пожарной безопасности: проводят тематические беседы и инструктажи, демонстрируют обучающие видеофильмы и мультфильмы, предлагают викторины и конкурсы, разбирают вместе с детьми ситуационные задачи, распространяют обучающую наглядно-изобразительную продукцию, а также обучают правилам пожарной безопасности педагогических работников и дежурный персонал учреждений образования;

- акция «Не оставляйте детей одних!» нацелена на привлечение внимания общества к проблеме детской шалости с огнем и гибели детей на пожарах, снижения количества чрезвычайных ситуаций с участием несовершеннолетних и обеспечения их безопасности. Мероприятие приурочено к Международному дню семьи и Дню защиты детей;

- акция «В центре внимания - дети!» направлена на привлечение внимания общественности к проблеме травматизма и гибели детей в огне из-за оставления их без присмотра. Традиционно мероприятия приурочены ко Дню знаний. Работники МЧС совместно с юными спасателями посещают торговые объекты, где детям и их родителям напоминают правила безопасности, проводят тематические уроки и родительские собрания, на педагогических советах напоминают учителям и работникам учреждений образования о важности соблюдения правил безопасности, проводят инструктажи, на практике отрабатывают планы эвакуации;

- акция «Молодежь за безопасность!» проходит в сентябре-октябре с целью пропаганды деятельности Белорусской молодежной общественной организации спасателей-пожарных и популяризации профессии спасателя-пожарного. Акция приурочена ко дню образования БМООСП;

- акция «Безопасный Новый год!» проводится в декабре и направлена на снижение количества пожаров и травм в результате нарушения правил пожарной безопасности при подготовке к праздникам, неосторожного обращения с пиротехническими изделиями. В рамках акции спасатели посещают учреждения образования, где в игровой форме напоминают подрастающему поколению о правилах безопасности в зимний период.

Также профилактическая акция МЧС совпадает с республиканской благотворительной акцией «Наши дети». В Гродненской области уже на протяжении пяти лет спасатели проводят благотворительное обучающее мероприятие «Безопасная елка», на которое приглашаются дети из семей, признанных находящимися в социально опасном положении, а также дети из специализированных учреждений, имеющие ОПФР.

Кроме того, в каждой области создан и функционирует центр безопасности, обеспечивающий интерактивное обучение детей, в том числе с ОПФР, а также их родителей правилам действий в различных ситуациях, а также тому, как не допустить возникновения чрезвычайной ситуации. В центрах безопасности разработаны методические материалы для проведения интегрированных занятий, проводимых в виде ролевой игры с применением метода

ситуационного моделирования на базе соответствующих технических средств и компьютерных технологий. С целью максимального охвата населения работники МЧС задействуют современные средства связи и коммуникации.

Широкой популярностью среди населения пользуется официальный сайт МЧС. Контент сайта разнообразен и позволяет каждому пользователю получить необходимую информацию о деятельности ведомства. Стоит отметить, что сайт предоставляет возможность просмотра информации и для людей с нарушениями зрения. В разделе «Мультимедиа по ОБЖ» размещена информация по формированию КБЖД у подрастающего поколения, которая будет полезна как при проведении занятий в школе, так и для самостоятельного использования.

Для категории «постарше» создан раздел «Лайфхаки МЧС», в котором разъясняются правила безопасности и приводятся алгоритмы действий на случай чрезвычайной ситуации.

На интерактивной карте можно ознакомиться прогнозными данными, предоставленными Республиканским центром по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды, а также узнать оперативную обстановку в период паводков, подтоплений, пожарах в экосистемах, классах пожарной опасности в лесах и введенных запретах на их посещение.

На страницах областных управлений можно ознакомиться с оперативной обстановкой в области, узнать о проводимых мероприятиях, найти полезные рекомендации.

Кроме того, работники МЧС разрабатывают новые форматы взаимодействия с аудиторией и СМИ, соответствующие требованиям времени.

Специально подготовленный контент на тему безопасности жизнедеятельности размещается на официальной странице МЧС Беларуси «ВКонтакте» и на официальных страницах региональных управлений. Для повышения охвата аудитории полезная информация от спасателей размещалась и на других интернет-порталах.

Благодаря использованию мессенджеров Skype, Viber или WhatsApp организовано проведение различных онлайн-мероприятий. Спасатели подготовили и проводят интерактивные видеоуроки безопасности с молодыми матерями, многодетными семьями и воспитанниками домов семейного типа. Для наиболее эффективного обучения используются конкурсы, мини-викторины и тематические игры. Кроме того, на доступных интернет-площадках можно посмотреть онлайн-экскурсии по музеям, центрам безопасности, пожарным частям.

Еще одним способом обсудить важные аспекты безопасности стала телефонная акция «На связи 101», целевой аудиторией являются молодые мамы, многодетные семьи, дома семейного типа, семьи, находящиеся в социально опасном положении, и т.д.

В ходе беседы работники МЧС рассказывают о безопасности в быту, о действиях в случае чрезвычайных ситуаций, отвечают на волнующие собеседников вопросы.

Спасатели подготовили много наглядно-изобразительной продукции, которая в рамках мероприятий «Безопасная корреспонденция» распространяется через отделения РУП «Белпочта», службы доставки еды, продуктов и товаров, выездную торговлю, локальные сети организаций и предприятий.

В региональных газетах на постоянной основе введены детские тематические страницы (рубрики).

На телевидении на постоянной основе транслируются тематические видеоролики, яркие сюжеты мультфильмов «Волшебная книга» и бегущие строки. Совместно с радиостанциями проводятся радиоэфиры с конкурсами и викторинами для подрастающего поколения [5].

Таким образом, МЧС Республики Беларусь использует разнообразные формы работы с населением по формированию КБЖД. Для реализации поставленных задач задействованы СМИ, проводятся обучающие занятия для взрослого населения страны, в игровой форме обучают подрастающее поколение правилам безопасной жизнедеятельность, создаются обучающие центры безопасности, где на практике отрабатываются полученные знания.

В системе специального образования создан и ежегодно обновляется банк данных о детях с ОПФР, который позволяет отслеживать тенденции в развитии специального образования, оптимизировать сеть учреждений специального образования, координировать меры по улучшению качества управления системой специального образования6.

В Кодексе об образовании тяжелые физические и (или) психические нарушения определяются следующим образом: «физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами специального образования является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков. Два и более физических и (или) психических нарушения являются множественными физическими и (или) психическими нарушениями»7.

Диапазон различий в психофизическом развитии этих детей огромен: от детей, испытывающих временные и довольно легко устраняемые трудности, до детей с тяжелыми и множественными расстройствами психофизического развития. Кроме того, выраженный диапазон различий встречается у каждой категории детей с ОПФР.

Эти обстоятельства определяют необходимость разработки и применения на практике множества вариантов содержания образования, которые бы соответствовали возможностям каждого ребенка.

Педагогическая интеграция сегодня признана объективной реальностью и ставит систему образования перед необходимостью переосмыслить позицию учителя в образовательном процессе, найти способы подготовки учителей к работе в новых условиях с «другими» детьми. Успешно функционирующие специальные группы и классы, а также группы (классы) интегрированного образования и воспитания позволяют детям с особыми потребностями жить в семье и получать образование в тех же условиях, что и их сверстники.

Согласно Кодексу об образовании реализовывать программы специального обучения и воспитания имеют право учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы специального образования; учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы специального образования. Число лиц с ОПФР не должно превышать 20 % общего числа обучающихся8.

Система специального образования в Республике Беларусь в настоящее время характеризуется доступностью, вариативностью, прогрессивным движением к созданию развитой инфраструктуры «без барьеров» в образовательных учреждениях, расширением границ взаимодействия детей с особыми потребностями и обычных детей посредством развития образовательной интеграции, внедрением современных информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Согласно статистическим данным, предоставленным областными (Минским городским) центрами коррекционно-развивающего обучения и развития по состоянию на декабрь

6 Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь: утв. приказом Министра образования Респ. Беларусь, 22 июля 2015 г., № 608. - Минск, 2015. - 17 с.

7 Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]: 13 янв. 2011 г., № 243-З: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 23.07.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

8 См. сноску 7.

2020 г., видим, что на фоне уменьшения общего числа детей в возрасте до 18 лет увеличивается число детей с особыми потребностями (122 137 детей в 2009 г., 126 785 детей в 2011 г., 134 459 детей в 2015 г., 170 468 на 03.12.2020).

Под нарушением развития принято понимать любое отклонение, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций [6]. Понятие «физическое и (или) психическое нарушения» определяется как отклонения от нормы, ограничивающие социальную деятельность и подтвержденные в порядке, установленном законодательством [7].

Приказом Министра образования Республики Беларусь от 22 июля 2015 г. утверждена Концепция развития инклюзивного образования9, согласно которой установлены задачи в образовании, требующие особого внимания и решения.

Одним из направлений является развитие инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития.

Сегодня в условиях образовательной интеграции в Республике Беларусь получают образование более 60 % детей с ОПФР. Причем в последние годы происходит активное увеличение численности классов и групп интегрированного обучения и воспитания.

В настоящее время в республике функционируют 240 специальных учебных заведений, из которых 46 - специальные дошкольные учреждения, 141 - центры коррекционного и развивающего обучения и 29 реабилитационных учреждений, 28 вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов), 25 средних специальных школ (средние специальные школы, школы-интернаты). Обеспечивая реализацию образовательных программ специального образования, учреждения специального обучения одновременно функционируют как ресурсные центры, т.е. являются материальной, информационной, методической основой для повышения качества специального образования и повышения квалификации учителей, работающих с детьми с особыми потребностями в образовании.

Хорошо развитая сеть пунктов профессионального образования, комплексного обучения и воспитания, а также пунктов коррекционно-педагогической помощи обеспечивает высокий процент детей с особыми потребностями, получающих специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь (99,5 % в 2015 г., 90,2 % в 2010 г.).

Таким образом, образовательный процесс в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы специального образования, способствует созданию адаптивной образовательной среды, использованию специализированного оборудования, электронных учебных пособий и специальных программ в образовательном процессе.

Важной характеристикой специального образования в нашей стране является развитие интегрированного обучения и воспитания. Чтобы обеспечить наиболее полное включение в совместный учебный процесс учащихся с различными образовательными потребностями, в том числе людей с особыми потребностями, необходимо обеспечить развитие инклюзивного образования.

В целях реализации инклюзивного образования Правительством Республики Беларусь утверждена программа государственного развития «Образование и молодежная поли-тика»10 (далее - Программа). Одной из целей Программы является развитие инклюзивного образования в стране, создание образовательных учреждений, способных обеспечить качественное образование и воспитание детей с ограниченными возможностями с взаимным образованием, а также подготовка специалистов для работы в интегрированных и инклюзивных классах и группах.

9 См. сноску 6.

10 Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь № 250, 28 марта 2016 г. // Совет Министров Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://www.government.by/ru/ solutions/2450. - Дата доступа: 10.07.2021.

По данным министерства образования Республики Беларусь, во всех регионах страны открыты и функционируют классы и группы интегрированного (инклюзивного) образования, обеспечивающие воспитание и обучение на уровне дошкольного и общего среднего образования. Согласно предоставленным данным в областях республики функционируют учреждения образования общего типа, осуществляющие программы интегрированного (инклюзивного) образования. Так, в республике насчитывается 752 учреждения дошкольного образования (далее - УДО) и 1281 учреждение общего среднего образования (далее - СШ), в которых функционируют классы и группы интегрированного (инклюзивного) образования. По областям и г. Гродно учреждения распределены следующим образом: Минск: УДО -226, СШ - 85; Минская область: УДО - 148, СШ - 362; Брестская область: УДО - 146, СШ -236; Витебская область: УДО - 140, СШ - 255; Гомельская область: УДО - 108, СШ - 326; Гродно: УДО - 50, СШ - 10; Гродненская область: УДО - 245, СШ - 229, Могилевская область: УДО - 113, СШ - 165.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При организации занятий по формированию КБЖД и среди детей, в том числе с ОПФР, следует обратить внимание на два существующих риска:

1) основным риском инклюзивного образования является возможность его частичной реализации. Для успеха инклюзивного подхода в образовании совершенно недостаточно простого определения ребенка с особыми образовательными потребностями в обычный класс и надежды на успех. Необходимо разработать четкий план работы с ребенком и взаимодействия между детьми;

2) инклюзивное образование не может быть реализовано без ответа на вопрос: «Какое лучшее обучение может получить данный обучающийся с его особыми образовательными потребностями в данном конкретном месте в данное время?». Необходимо позаботиться о том, чтобы инклюзивное образование обеспечивало всем обучающимся самое высокое качество жизни [8].

С учетом изложенного делаем вывод, что при подготовке и проведении обучающих занятий с интегрированной (инклюзивной) группой (классом) следует: во-первых, уточнить отклонение обучающихся от нормы; во-вторых, изучить ОПФР и возможные риски, подготовить план-конспект занятия с учетом выявленных особенностей.

С целью определения необходимости выработки методических рекомендаций по обеспечению обучения правилам безопасности жизнедеятельности детей, обучающихся в интегрированных (инклюзивных) классах и группах, было принято решение провести исследование в интегрированном классе средней общеобразовательной школы «Озерская средняя школа».

В ходе исследования были сформированы две группы: экспериментальная (11 человек) и контрольная (11 человек). Практическая работа проводилась в три этапа:

1. Констатирующий этап. Цель - определение уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у выбранной категории школьников.

2. Формирующий этап. Цель - организация системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

3. Контрольный этап. Цель - выявление степени эффективности проведенной ранее системы работы путем повторного определения уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у школьников.

На констатирующем и контрольном этапах применялись следующие методы:

- индивидуального анкетирования детей обеих групп (проверка теоретических знаний основ безопасности жизнедеятельности);

- наблюдения за поведением детей в повседневной жизни и при проведении занятий на базе районного центра безопасности (контроль и отработка практического применения знаний).

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией исследование проводилось дистанционно.

Основная задача проводимого исследования - определение уровня сформированно-сти теоретических знаний школьников о безопасности жизнедеятельности.

Результаты проведенного исследования «Определение уровня сформированности теоретических знаний по основам безопасности жизнедеятельности» по обеим группам отражены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень теоретических знаний детей на этапе констатирующего эксперимента

Группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Экспериментальная 18 % (2) 36 % (4) 46 % (5)

Контрольная 27 % (3) 55 % (6) 18 % (2)

Результаты экспериментальной группы по методике «Определение теоретических знаний по основам безопасности жизнедеятельности» представлены ниже.

Высокий уровень теоретических знаний об основах безопасности жизнедеятельности выявлен у 18 % (2 детей). Эти дети в процессе опроса проявляли активность, с удовольствием шли на контакт с экспериментатором, давали правильные ответы и могли аргументировать свой ответ. Отвечали на дополнительные вопросы, предоставляя достаточно полную и точную информацию по конкретному вопросу.

Средний уровень теоретических знаний об основах безопасности жизнедеятельности показали 36 % (4 детей). Особенность ответов детей этой группы состояла в том, что ответы детей были правильные, но неполные.

Низкий уровень определен у 46 % (5 детей). Эти дети в момент опроса на многие вопросы давали неверные ответы или не могли объяснить данный ответ. Два человека отказывались отвечать на некоторые вопросы или говорили, что не знают ответ на поставленный вопрос. Они же набрали самые низкие показатели в группе.

В контрольной группе выявлены следующие показатели. Высокий уровень сформи-рованности теоретических знаний об основах безопасности жизнедеятельности выявлен у 27 % (3 детей). У 55 % (6 детей) выявлен средний уровень теоретических знаний. Это на 19 % (2 человека) больше, чем в экспериментальной группе. Низкий уровень выявлен у 18 % (2 детей).

В контрольной группе ответы детей были похожи на ответы детей экспериментальной группы. Особенность ответов детей в контрольной группе в том, что их ответы были более распространенные и точные.

Далее проводилось наблюдение за детьми в естественных условиях.

Задача наблюдения - выявить уровень практического применения имеющихся знаний на практике, проявление интереса детей к правилам безопасности жизнедеятельности в школе и классе.

Наблюдение за детьми проводилось в течение двух занятий с каждой группой на базе обучающих интерактивных площадок центров безопасности. Поведение детей оценивалось по следующим критериям:

- проявление интереса к правилам безопасной жизнедеятельности (проявление инициативности в решении реальных и игровых задач);

- соблюдение необходимых правил поведения;

- контроль сверстников в выполнении необходимых правил поведения. Результаты наблюдения по группам отражены в таблице 2.

Таблица 2. Уровень практических знаний детей при соблюдении правил безопасности жизнедеятельности

Группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Экспериментальная - 72 % (8) 28 % (3)

Контрольная 18 % (2) 72 % (8) 10 % (1)

В экспериментальной группе высокий уровень практического соблюдения правил безопасности жизнедеятельности не выявлен. Средний уровень показали 72 % (8 человек), низкий уровень - 28 % (3 человека).

Всего средний уровень выявлен у 72 % (16 детей), 18 % (4 детей) практически не соблюдают общепринятые правила безопасности. Этим детям присвоен низкий уровень.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает необходимость разработки методических рекомендаций по обучению школьников с учетом ОПФР правилам безопасного поведения, а также важности включения в обучение практической отработки приобретенных теоретических знаний на каждом этапе обучающего процесса, трансформации теории в практическое применение, а также обеспечение цикличности подачи и отработки полученных знаний, умений и навыков.

Для рассмотрения предлагаются методические рекомендации по обучению КБЖД (и обеспечению его эффективности) детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования (А) и методические рекомендации по обучению КБЖД и обеспечению его эффективности у обучающихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) (Б).

А: 1. При проведении групповых занятий, на которых обучаются дети с нарушениями зрения, необходимо заранее уточнить количество таких детей, ознакомиться с диагнозом и характеристикой детей.

2. При организации подвижных игр особое внимание следует уделять ребенку с особыми потребностями, привлекать к оказанию помощи других детей. Не рекомендуется выбирать основной формой работы фронтальную, т.к. более эффективна предварительная работа в группах, парах и групповые формы обучения. Используйте принцип «равный обучает равного».

3. Поскольку темп работы слабовидящих детей медленнее, следует уделять больше времени выполнению заданий.

4. Затруднения в координации движений, несогласованность движений рук и глаз при нарушении зрения замедляют выполнение заданий, связанных с практической деятельностью предметов, поэтому при выполнении физических заданий дело не в точности, а в аккуратности (например, при проведении эстафеты «Потуши пожар» скорость действий не оценивается, оценивается четкость и последовательность их выполнения: вызвать спасателей, надеть «боевку», «потушить» пожар).

5. Для наглядности следует использовать яркие картинки и рассказы, которые лучше всего понимает ребенок. Обращайтесь к имеющемуся у детей жизненному опыту.

6. При обучении данной группы детей при использовании наглядно-изобразительной продукции необходимо создавать условия для лучшего визуального восприятия предмета, различения цвета, формы, размещения на фоне других предметов и его выделения.

7. Материал должен быть крупным, хорошо заметным по цвету, форме, силуэту, иметь соответствующие пропорции, т.е. пожарная машина должна быть красной, меньше дома и т.д.

8. Следует размещать предметы на доске так, чтобы они не сливались в одну линию,

точку.

9. При изложении материала, связанного с тактильным осмотром предмета, время увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением визуального задания. При организации работы в парах и группах рекомендуется использовать разные материалы (войлок, пластик, бумага), чтобы задействовать компенсаторные функции (осязание, тактильное восприятие, развитие моторики). Так, для проведения занятий с дошкольниками были изготовлены игры из фетра «Номера вызова экстренных служб», «Потуши огонь» - на примере игры крестики-нолики, «Безопасная елка».

10. Рекомендуется менять вид деятельности с помощью упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), делайте динамические паузы, обеспечивающие отдых глазам.

11. При работе в интегрированной (инклюзивной) группе важно говорить медленнее, задавать вопросы четко, кратко и конкретно, чтобы дети могли их понять. Не торопитесь с ответом, дайте 1-2 минуты подумать.

12. По мере того как вы знакомите с новым предметом, материалом, замедлите темп занятий, т.к. детям с нарушениями зрения требуется больше времени для восприятия и понимания задачи.

13. У выбранной категории детей преобладает последовательный метод зрительного восприятия, т.е. время воздействия предлагаемого материала увеличивается как минимум вдвое (по сравнению с нормой).

14. Старайтесь использовать принцип «равный обучает равного», следует закрепить за ребенком с нарушением здорового ребенка, поощрять их совместные достижения, подчеркивать роль каждого в достижении цели.

15. Каждое занятие необходимо завершать рефлексией. Одобрительно отметьте каждого ребенка. Попросите детей самостоятельно оценить свои действия. Если дети оценивают свои достижения низко, найдите за что похвалить, чтобы приободрить ребенка.

Б: 1. В первую очередь следует убедиться, что у детей с трудностями в обучении сохраняется положительный психологический климат. Они ценят одобрение и похвалу, которые служат стимулом и поддержкой для выполнения обязанностей и требований педагога.

2. Если ребенок гиперактивный и звукоподражательный, что отвлекает других, необходимо назначить ему помощника, выдать индивидуальное задание и сказать, что успех всего класса зависит от правильности его выполнения.

3. Способность ребенка к имитации (звукоподражанию) может быть использована в ходе занятия (попросить изобразить как звучит сирена пожарного автомобиля).

4. Важно планировать работу так, чтобы предметы, связанные с развитием уверенных поведенческих навыков, максимально соответствовали содержанию обычной учебной программы.

5. Инструкции во время урока должны быть краткими и ясными. Многоуровневые инструкции следует разбивать на отдельные части, понятные детям.

6. План выполнения задания «особенного» ребенка следует давать поэтапно, каждый раз указывая, что мы сделали, что будем делать сейчас.

7. Необходимо не допускать утомления детей, комбинировать или менять методы и приемы, а также менять виды активности так, чтобы доминирующий анализатор менялся каждый раз (используйте как можно больше анализаторов: зрительное восприятие, слушание, физическая активность и т.д.). Физическая культура и упражнения на расслабление необходимы.

8. Следует использовать карточки для индивидуальной работы и стараться привлекать сверстников к помощи «особенным» детям. Для закрепления материала, «особенному» ребенку совместно со сверстниками можно подготовить пазл «Действия во время пожара», «Правила поведения на водоеме», «Правила поведения в торговом центре» и другие в зависимости от изучаемой в ходе занятия темы. Работая в группах (парах), обучающиеся размещают действия в правильном порядке, а затем обосновывают свой выбор. Выслушав каждого, обсудив предложенные обоснованные варианты, совместно создать алгоритм действий, записать его на доске.

9. Важно обеспечивать практическую направленность изучаемого материала (от практики к теории), исходя из жизненного опыта ребенка. Используйте ситуации предметно-практического характера и деловой игры.

10. Следует соблюдать принцип необходимости и достаточности при определении объема исследуемого материала. Таким образом, если вы проводите занятия на базе центра

безопасности, не все локации стоит охватить за одно занятие. Планируйте обучение этих групп в несколько этапов (обучение приемам противопожарной защиты, практика поведения в городе и в лесу, оказание помощи и т.д.).

11. Обязательно нужно объяснять детям каждое задание, они должны получить (усвоить) конкретные инструкции по его реализации. Например, с помощью индивидуальных карточек с заданиями, где каждый элемент отрабатывается отдельно. Например, «действия при пожаре»: первый элемент - вызов спасателей, отработка номеров вызова и правильности называния адреса. Когда этот этап выполнен правильно, переходите к следующему этапу: прикрыть рот и нос, на корточках (четвереньках) выйти из задымления и так далее по каждому этапу.

12. Следует соблюдать цикличность в подаче материала. Следует строить занятие на уже изученном, возвращаясь к нему в ходе занятий. Разнообразные формы подачи учебного материала (деловые, ситуационные игры и т.д.) позволят лучше его воспринимать.

13. Важно развивать способность адекватно оценивать свою работу, показывать свой прогресс и визуально отражать успехи (например, календарь, волшебное дерево). Определите для учащегося конечный результат и время его достижения (например, неделя, месяц). Ребенок видит, куда идет, как улучшаются его результаты (благодаря систематической работе с группой (классом)).

Предлагаемые методические рекомендации по формированию культуры безопасности жизнедеятельности и навыков безопасного поведения у подрастающего поколения с учетом ОПФР предназначены в помощь администрации образовательных учреждений, педагогическим работникам учреждений образования, работникам МЧС, которые проводят занятия по обучению культуре безопасности жизнедеятельности. В данных методических рекомендациях изложены принципы, методы и формы работы по формированию знаний и навыков безопасного поведения у детей, в том числе с ОПФР.

Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет эффективно организовать процесс обучения детей, имеющих нарушения зрения в инклюзивных (интегрированных) группах.

Заключение

МЧС Республики Беларусь ведет масштабную пропагандистскую работу по формированию культуры безопасности жизнедеятельности на всех этапах развития и обучения. В связи с этим совершенствование форм и методов пропагандистской работы с учетом ОПФР со всеми категориями населения необходимо и обеспечивает выполнение требований международных и государственных программ.

Результаты исследования показали, что дети с особым интересом принимают участие в практической отработке полученных теоретических знаний: вызывают спасателей, решают практические задачи на базе интерактивных площадок, активно включаются в работу, когда занятие проводят работники МЧС. Спасатели пользуются доверием и авторитетом абсолютно у каждого ребенка.

Разработанные методические рекомендации позволят повысить эффективность пропагандистской деятельности, что, в свою очередь, позволит снизить количество пожаров по причине детской шалости с огнем, детского травматизма, а также в полной мере обеспечить выполнение международных и государственных программ по созданию безбарьерной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: история и современность: учеб.-метод. пособие / С.В. Алехина. - М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2013. - 33 с.

2. Амиридзе, С.П. Обзор зарубежного опыта в области инклюзивного образования / С.П. Ами-ридзе // Научные исследования в образовании. - 2012. - № 2. - С. 8-14.

3. Скуднова, Т.Д. Мировая практика инклюзивного образования: история и современность / Т.Д. Скуднова, М.П. Пашкова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2017. - Вып. 4. - С. 109-116.

4. Адиева, О.С. Обучение культуре безопасности жизнедеятельности / О.С. Адиева, Ю.В. Каркин, В.В. Новицкий // Сощально-гумаштарний вюник: зб. наук. пр. - Вип. 34. - Харюв: СГ НТМ «Но-вий курс», 2020. - С. 65-67.

5. Адиева, О.С. Обучение подрастающего поколения правилам безопасности жизнедеятельности / О.С. Адиева // материалы XIV Международной науч.-практ. конф. курсантов (студентов), слушателей магистратуры и адъюнктов (аспирантов) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности: проблемы и перспективы»: в 2 т. - Т. 2. - Минск: УГЗ, 2020. - С. 133.

6. Дефектологический словарь: в 2 т. / под ред. В. Гудониса, Б.П. Пузанова. - М.: изд-во Москов. соц.-психол. ин-та; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2007. - 2 т.

7. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 347 с.

8. Mitchell, D. What Really Works in Special and Inclusive Education / D. Mitchell. - London: Routledge, 2013. - 368 p.

Специфика работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у детей с особенностями психофизического развития

The specifics of the formation of life safety culture in children with special psychophysical development

Адиева Ольга Сергеевна

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», факультет подготовки руководящих кадров, магистрант

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: gumanitar@ucp.by

Каркин Юрий Владимирович

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра гуманитарных наук, преподаватель

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: gumanitar@ucp.by ORCID: 0000-0001-6517-6355

Новицкий Виталий Владимирович

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра гуманитарных наук, старший преподаватель

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: gumanitar@ucp.by ORCID: 0000-0002-6296-0854

Olga S. Adieva

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Administration Training Faculty, graduate student

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email: gumanitar@ucp.by

Yuriy V. Karkin

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Humanities, Lecturer

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email: gumanitar@ucp.by ORCID: 0000-0001-6517-6355

Vitaly V. Novitsky

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Humanities, Senior Lecturer

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220118, Minsk, Belarus Email: gumanitar@ucp.by ORCID: 0000-0002-6296-0854

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2021.5-4.497

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF LIFE SAFETY CULTURE IN CHILDREN WITH SPECIAL PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT

Adieva O.S., Karkin Y.V., Novitsky V.V.

Purpose. Development of scientifically substantiated theoretical statements and the forming on their basis, as well as on the basis of a sociological study, methodological recommendations for use in information dessimination activities amoung children with psychophysical developmental disabilities.

Methods. Determination of the prevailing diagnosis and possible risks in children with special psychophysical development learning in inclusive classes (groups) in the Republic of Belarus. Studying the experience of other countries in the socialization of children with special psychophysical development, as well as their inclusion in the learning processes and the formation of a culture of life safety.

Findings. Methodological recommendations have been developed for conducting classes aimed at the formation of a culture of life safety and skills of safe behavior amoung children with special psychophysical development. The methodological recommendations were prepared in order to develop a unified approach in working with children having psychophysical disabilities who study in integrated (inclusive) groups and classes. The recommendations highlight the principles, methods and forms of work to form knowledge and skills of safe behavior of those children.

Application field of research. The recommendations are intended to help the administration of educational institutions, pedagogical workers of educational institutions, workers of city and district departments for emergency situations teaching the younger generation the culture of life safety.

Keywords: life safety culture, children with special psychophysical development, inclusive education, life safety information dessimination.

(The date of submitting: July 15, 2021) REFERENCES

1. Alekhina S.V. Inklyuzivnoe obrazovanie: istoriya i sovremennost' [Inclusive education: history and modernity]: tutorial. Minsk: Belarusian state pedagogical university «Pervoe sentyabrya», 2013. 33 p. (rus)

2. Amiridze S.P. Obzor zarubezhnogo opyta v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya [Review of foreign experience in the field of inclusive education] Nauchnye issledovanija v obrazovanii, 2012. No 2. Pp. 8-14. (rus)

3. Skudnova T.D., Pashkova M.P. Mirovaya praktika inklyuzivnogo obrazovaniya: istoriya i sovremennost' [World practice of inclusive education: history and modernity] The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology», 2017. No. 4. Pp. 109-116. (rus)

4. Adieva O.S., Karkin Yu.V., Novitskiy V.V. Obuchenie kul'ture bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Life safety culture training] Social'no-gumanitarnij visnik: collection of scientific papers, 2020. No. 34. Pp. 65-67. (rus)

5. Adieva O.S. Obuchenie podrastayushchego pokoleniya pravilam bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Teaching the younger generation the rules of life safety] Proc. XIV international scientific and practical conference of cadets (students), graduate students and adjuncts (postgraduates) «Obespechenie bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: problemy iperspektivy». In 2 parts. Part 2. Minsk: UCP, 2020. P. 133. (rus)

6. Defectological dictionary. In 2 parts. By ed. V. Gudonisa, B.P. Puzanova. - Moscow: Moscow Socio-psychological Institute; Voronezh: Scientific and Production Association «MODEK», 2007. 2 parts. (rus)

7. Zen'kovskiy, V.V. Psikhologiya detstva [Psychology of childhood]. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 1995. 347 p. (rus)

8. Mitchell D. What Really Works in Special and Inclusive Education. London: Routledge, 2013. 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.