Научная статья на тему 'ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ОСНОВА ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ОСНОВА ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геометрическое конструирование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Клавдия Михайловна

занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Клавдия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ОСНОВА ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ОСНОВА ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА Васильева К.М.

Васильева Клавдия Михайловна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5,

ст. Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего

развития и воспитания дошкольников.

Ключевые слова: геометрическое конструирование.

Увлекательный математический материал - это одно из средств, обеспечивающих рациональную связь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений, либо применять в конце его, когда отслеживается понижение умственной активности детей. Так, головоломки можно использовать при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в процессе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. проявляя при этом творчество.

С целью закрепления умений различать и правильно называть геометрические фигуры дошкольникам можно предложить следующие виды упражнений:

1) упражнения на выбор по образцу: «Дай (принеси, покажи, положи) такую же......» - дай зайке

такой же большой красный круг, как у куклы, и научи его играть.

Применение образца может быть вариативным: акцентируется только форма фигуры, не обращается внимание на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры определенного цвета, определенного размера и одна фигура определенного цвета и размера.

2) упражнения на выбор по словам: «Дай (принеси, покажи, положи, собери круги» - возьми круг (квадрат) в левую (правую) руку, покажи Незнайке красный треугольник, выбери большие (маленькие) квадраты» и т.п. В вариантах таких упражнений могут содержаться указания на выбор фигуры определенного цвета и размера;

3) упражнения в форме дидактических и подвижных игр: «Что это?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Найди свой домик», «Найди, что попрошу», «Составь картинку», «Собери квадрат», «Уникуб» и др.

Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из геометрических фигур могут составляться и изображения предметов. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования, связаны с развитием умения работать по образцу: анализировать образец, выделять его составные части (геометрические фигуры), синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу.

Данные упражнения условно можно разделить на три группы.

1. Упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся также геометрическими фигурами. Следует применять разные способы разбиения: разрезание ножницами, перегибание, проведение необходимых отрезков.

2. Упражнения - разделить прямоугольник одним отрезком (линией) на две части, составление геометрических фигур из частей.

Упражнениями данного типа являются головоломки: «Танграм», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо» и т.п.

Также к этой группе относятся упражнения на построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек.

3. Упражнения на преобразование фигур по заданному условию. К данной группе относятся упражнения с палочками, связанные с перекладыванием частей и получением новых фигур. Также к этой группе относятся упражнения вида: «Квадрат разрезан на 4 равных квадрата. Переложи их так, чтобы получился прямоугольник», «Разрежь прямоугольник на 2 части так, чтобы из них можно было сложить треугольник двумя способами» и т. п.

При проведении логических и конструктивных игр используются знаково-символические материалы для обозначения цвета, формы, размера. Детям можно предложить задания на «чтение» графических изображений, пространственных отношений, «паспорта» фигуры (цвет, форма, размер) и на самостоятельное их моделирование в виде рисунков, схем, чертежей, планов и «паспорта» фигуры.

Список литературы

1. Ерофеев Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников».

2. Калинченко А.В. «Методические подходы к организации и проведению занятий по математике, «Ребёнок в детском саду».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.