Научная статья на тему 'Заметки по гнездовому, социальному и кормовому поведению пустынного снегиря Bucanetes githagineus в Западном Копетдаге'

Заметки по гнездовому, социальному и кормовому поведению пустынного снегиря Bucanetes githagineus в Западном Копетдаге Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
81
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Полозов С. А.

Второе издание. Первая публикация: Полозов С.А. 1990. Заметки по гнездовому, социальному и кормовому поведению пустынного снегиря в Западном Копетдаге // Орнитология 24: 132-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заметки по гнездовому, социальному и кормовому поведению пустынного снегиря Bucanetes githagineus в Западном Копетдаге»

Росляков Г.Е. 19846. Водно-болотные угодья Приамурья как резерваты водоплавающих птиц // Современное состояние ресурсов водоплавающих птиц. М.: 254-255.

Росляков Г.Е., Поярков Н.Д., Бабенко В.Г. 1984. Изменения численности водоплавающих птиц в Нижнем Приамурье за последние 10 лет // Современное состояние ресурсов водоплавающих птиц. М.: 198-199.

Штильмарк Ф.Р. 1973. Наземные позвоночные Комсомольского-на-Амуре заповедника и прилежащих территорий // Зоогеография. Вопросы географии Дальнего Востока. Хабаровск, 11: 30-124.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 918: 2510-2511

Заметки по гнездовому, социальному и кормовому поведению пустынного снегиря БисапвЬвв githagineus в Западном Копетдаге

С.А.Полозов

Второе издание. Первая публикация в 1990*

Гнездо пустынного снегиря Bucanetes githagineus найдено 20 мая 1984 в Западном Копетдаге в долине среднего течения реки Сумбар (в 8 км к югу от посёлка Кара-Кала). Все встречи вида в этот сезон приурочены к опустыненным холмам с выходами скал и щебенистыми осыпями. Располагалось гнездо в средней части 10-метрового скального обрыва южной экспозиции на небольшой полочке и под слегка нависающим козырьком (затеняющим лоток весь день после 10 ч утра). Наружная часть гнезда рыхлая, построена из веточек полыни толщиной до 0.5 см, которые уложены весьма небрежно; внутренняя — из сухой травы, конского волоса и клочков овечьей шерсти. На гнезде находилась самка, которая за время наблюдения с 9 ч 40 мин до 13 ч 30 мин ни разу его не покидала. В момент прилёта самца самка вставала и усаживалась, как и самец, на край гнезда головой к лотку. Вспугнутая при осмотре самка с приглушёнными позывами перелетала по скалам, периодически присаживаясь на камни в 1-1.5 м от человека. При отходе наблюдателя на 3.5 м от гнезда она в него вернулась и в дальнейшем не реагировала на фотосъёмку даже с расстояния 2 м. В гнезде находились 2 гладких голубоватых с тёмными пестринами на тупом конце яйца и 3 только что вылупившихся птенца.

Во время всего наблюдения поблизости от гнезда постоянно держались два самца. Трижды у них были отмечены парные полёты, когда

* Полозов С.А. 1990. Заметки по гнездовому, социальному и кормовому поведению пустынного снегиря в Западном Копетдаге // Орнитология 24: 132-133.

обе птицы летели параллельно друг другу с дистанцией около 1 м. Один из них не приближался к гнезду ближе, чем на 3 м, второй садился на его край. Один из параллельных полётов носил характер следования, другой - преследования и прерывался дракой. За 230 мин наблюдений 5 раз отмечалось подсаживание на гнездо самца, остававшегося там в двух случаях по 9 и 11 мин. Один раз слетевший с гнезда самец вынес в клюве скорлупу и отлетел с ней вдоль склона. В момент прилёта самец, севший на край гнезда, начинает делать жующие движения клювом, нагибается к насиживающей самке и передаёт ей корм, который она берет очень энергично, вытягивая при этом шею и требовательно теребя своим клювом клюв самца. Получив корм, самка также манипулирует клювом, после чего кормит птенца. Затем самка, подняв голову, опять совершает жующие движения и вновь наклоняется к птенцам. Кормление молодых самцом достоверно не наблюдалось.

Вспугнутая с гнезда самка беспокоилась, перелетая почти вплотную к наблюдателю, один из самцов летал с беспокойными криками в 3-4 м и изредка открыто садился на камни, второй, также издающий тревожные позывы, держался в 6-8 м и более скрытно. В момент, когда самка и первый самец беспокоились около гнезда, второй самец активно пел, сидя на скале в нескольких метрах. Его пение отмечено в 25 м от гнезда и позже, когда птицы успокоились, и первый самец опять кормил на гнезде самку, а она кормила птенцов.

23 мая насиживающая самка слетела с гнезда лишь от приближения руки человека на 0.3 м. В гнезде находились 5 птенцов, покрытых белым пухом длиной 1 см. Рядом с гнездом, как и прежде, волновались два самца. 27 мая у птенцов начинает пробиваться контурное оперение. Самец не принимал участия в кормлении. Один раз он поправил что-то клювом во внешней стенке гнездовой постройки. Отношения между взрослыми особями уклонялись от классической схемы, характерной для территориальной моногамии, и могут представлять интерес при дальнейшем изучении вида. По наблюдениям за одиночным самцом 24 мая в аналогичном биотопе, процесс кормления сводится к тому, что птица взлетала на 30-40 см, садилась на среднюю часть стебля ковыля и придавливала его массой тела к земле. Затем снегирь отрывал клювом у прижатого растения метёлку и в течение 10 -14 с теребил её, зажав в клюве, жующе-перетирающими движениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.