Научная статья на тему 'ЗАМЕТКИ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ'

ЗАМЕТКИ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / применяемые технологии / выводы о дистанционном образовании / применение дистанционных технологий. / distance learning / applied technologies / conclusions about distance education / application of distance technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черняева Татьяна Николаевна

Анализируется опыт работы преподавателя вуза при дистанционном обучении в условиях пандемии короновируса. Приводятся положительные стороны дистанционного обучения и трудности, возникшие в процессе этого дистанционного обучения. Делаются выводы и приводятся рекомендации по формам и методам работы со студентами в различных условиях. Проводится сравнение очной и дистанционной форм обучения в традиционном университете, не реализующем дистанционного обучения на постоянной основе. Рассматривается возможность применения дистанционных технологий при очном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTES ON DISTANCE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The article analyzes the experience of a university teacher in distance learning in the context of the coronavirus pandemic. The positive aspects of distance learning and the difficulties encountered in the process of this distance learning are presented. Conclusions are drawn and recommendations are given on the forms and methods of working with students in various conditions. A comparison is made between full-time and distance learning in a traditional university that does not implement distance learning on a permanent basis. The possibility of using remote technologies in full-time training is considered.

Текст научной работы на тему «ЗАМЕТКИ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ»

ЗАМЕТКИ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ В ВУЗЕ

NOTES ON DISTANCE EDUCATION AT THE UNIVERSITY

УДК 378.6

Черняева Татьяна Николаевна, доцент кафедры Математика, Иркутский государственный университет путей сообщения (ФГБОУ ВО ИрГУПС), г. Иркутск

Chernyaeva T.N. chetn2005@yandex.ru

Аннотация

Анализируется опыт работы преподавателя вуза при дистанционном обучении в условиях пандемии короновируса. Приводятся положительные стороны дистанционного обучения и трудности, возникшие в процессе этого дистанционного обучения. Делаются выводы и приводятся рекомендации по формам и методам работы со студентами в различных условиях. Проводится сравнение очной и дистанционной форм обучения в традиционном университете, не реализующем дистанционного обучения на постоянной основе. Рассматривается возможность применения дистанционных технологий при очном обучении.

Annotation

The article analyzes the experience of a university teacher in distance learning in the context of the coronavirus pandemic. The positive aspects of distance learning and the difficulties encountered in the process of this distance learning are presented. Conclusions are drawn and recommendations are given on the forms and methods of working with students in various conditions. A

comparison is made between full-time and distance learning in a traditional university that does not implement distance learning on a permanent basis. The possibility of using remote technologies in full-time training is considered.

Ключевые слова: дистанционное обучение, применяемые технологии, выводы о дистанционном образовании, применение дистанционных технологий.

Keywords: distance learning, applied technologies, conclusions about distance education, application of distance technologies.

В условиях пандемии covid-19 не только в России, но и в мире, снова стала актуальной тема дистанционного образования. Несмотря на возникающие послабления в обучении студентов, вузы должны быть готовы в любой момент вернуться к дистанционному обучению. В связи с этим, хотелось бы проанализировать опыт обучения студентов в условиях дистанционного обучения, возможности применения технологий дистанционного обучения ещё и при очной форме обучения.

«Дистанционное обучение (ДО)- взаимодействие учителя и учащегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [1, с.17].

Это определение выражает суть дистанционного обучения, как самостоятельной формы обучения. Однако, в традиционном вузе обычно используются только отдельные компоненты этой формы обучения. В условиях пандемии covid-19 вузам пришлось перейти к дистанционной форме обучения. Поэтому давайте проанализируем основные итоги применения дистанционного обучения в вузе.

Что понравилось больше всего при дистанционной форме обучения?

■ Стала реально лучше посещаемость студентами лекционных, практических и лабораторных занятий. С учётом того, что лабораторные занятия по математике у нас проводятся на компьютере, то оказалось нетрудно контролировать их выполнение на экранах у студентов.

■ Студенты стали активнее участвовать в обсуждении тем во время занятий. Видимо, в собраниях оказалось легче высказывать своё мнение, чем в аудитории у доски перед всей группой или потоком.

■ Студенты и преподаватели не тратили время на дорогу до университета и обратно, на переходы между корпусами и аудиториями, поэтому оставалось больше времени на подготовку к занятиям, выполнение индивидуальных домашних и расчётно - графических работ.

■ Легче стало сообщить студенту о результатах его работы или пригласить его на консультацию. Если раньше студент мог сообщить, что он не видел объявления о консультации, то с началом дистанционного обучения преподаватели стали использовать Интернет- технологии и сообщества: Teams, Viber, WhatsApp для проведения занятий и общения со студентами.

■ Возможность посещения студентами занятий даже при болезни при амбулаторном лечении на дому.

■ Усилился родительский контроль за учёбой студентов. Какие возникли трудности при дистанционном обучении?

• Прежде всего, с организацией и проведением лекционных, практических занятий.

• Отсутствие непосредственного контакта преподавателя и студента. Особенно сильно это ощущалось при проведении лекций.

• Больше стало тратиться времени на объяснение тем, менее наглядными стали возможности проведения практических занятий по дисциплинам естественнонаучного цикла.

• Отсутствие жёсткого контроля со стороны преподавателя за действиями студента при написании контрольных работ, прохождению тестов.

• Резко возросшая нагрузка на преподавателя при организации проведения занятий, подготовки, необходимость выбора новых форм проведения занятий и использования дополнительных Интернет-технологий.

• Возросшая нагрузка на зрение и здоровье студентов и преподавателей (необходимость часами находиться перед мониторами ноутбуков или компьютеров в соответствии с расписанием занятий). При обучении только в дистанционной форме в вузе студент учится в удобное для него время, используя предоставляемые вузом материалы. Мы же по -прежнему были привязаны к расписанию занятий и проводили их в часы занятий.

• Увеличение времени на проверки присылаемых контрольных и расчётно- графических работ (в условиях плохого качества присылаемых фотографий этих работ, несовместимости редакторов программ и вследствие этого неоднократная пересылка работ между студентом и преподавателем, необходимость дополнительных затрат времени на обсуждение замечаний по работам, что отсутствует при непосредственном контакте преподавателя со студентом).

• Почти постоянная доступность преподавателя для студентов, которой некоторые студенты пользуются в вечернее и даже в ночное время, не учитывая занятость преподавателя проведением занятий, проверками работ. Почти полное отсутствие личного времени у преподавателя.

• Почти полное отсутствие у преподавателя времени для научной работы, проведения исследований, написания статей, пособий, самообразования и повышения квалификации.

Какие видятся выходы из этих трудностей при необходимости организации дистанционного обучения?

^ Активнее использовать возможности презентаций по преподаваемым темам.

^ Меньше нагружать лекционные занятия доказательствами, громоздкими выводами, отправляя студентов, при необходимости, к учебным пособиям и дополнительным методическим материалам.

^ Активнее использовать учебные пособия в квантованной форме (подробнее об этой форме подачи учебного материала и примеры по отдельным темам математики в работах [2, 3, 4, 5, 6]).

^ Использование преподавателем планшета при проведении практических занятий для написания формул, текущих промежуточных вычислений, при проведении лекций- для дополнительных пояснений.

^ Использование лекций и материалов в электронном виде.

^ При возможности использование видео лекций своих или чужих (с пояснениями и, возможно, с коррективами, потому что может отличаться материал и формы подачи информации каждым преподавателем).

^ Иметь в наличии достаточно большого объёма базу тестовых заданий по всем разделам преподаваемой дисциплины.

^ Иметь в наличии достаточное число вариантов контрольных работ по всем разделам преподаваемой дисциплины.

Какие можно сделать выводы из опыта применения дистанционного обучения?

> Очное обучение является наиболее приемлемой формой обучения студентов в вузе.

> Очное обучение позволяет сделать более репрезентативные выводы о качестве обучения студентов.

> Повышать качество обучения студентов при дистанционной форме возможно проведением дополнительного тестирования по изучаемым темам всех разделов дисциплины, проведением контрольных работ по он- лайн технологиям.

^ Более активную связь преподавателя со студентами (для передачи

студентам срочной информации) можно поддерживать средствами

Интернет- технологий (Teams, Viber, WhatsApp).

> Возможности дистанционного обучения можно использовать и при

очном обучении.

Литература

1. Теория и практика дистанционного обучения. Учеб. пособие для студ. высш.пед.учебн.заведений / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. // Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

2. Аванесов В.С. Теория квантования учебных текстов / / Образовательные технологии. 2014. №2. С. 14.

3. Черняева Т.Н. Математика в вузе: квантование текста и задания в тестовой форме на примере темы «Дифференциальные уравнения» // Педагогические измерения. 2013. №1. С.86-92.

4. Технология квантования математического текста / Банина Н.В., Медведева И.П., Черняева Т.Н. // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения, материалы Первой всероссийской научно- практической конференции с международным участием (Иркутск, 2016). С.93-97.

5. Рыбанов А.А. Количественные метрики для оценки качества квантования учебной информации // Педагогические измерения. 2013. №4. С.3-12.

6. Маркова О.А. Задания при графической подготовке студентов при квантовании учебных текстов // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т.17. №21. С.435-436.

Literature

1. Theory and practice of distance learning. Study guide for students. higher ped.uchebn.Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V. // Ed. by E. S. Polat. - M.: Publishing Center "Academy", 2004. - 416 p.

2. Avanesov V. S. Teoriya kvantovaniya uchebnykh tekstov [Theory of quantization of educational texts]. 2014. No. 2. P. 14.

3. Chernyaeva T. N. Mathematics in higher education: quantization of text and tasks in test form on the example of the topic "Differential equations» // Pedagogical dimensions. 2013. No. 1. P. 86-92.

4. Technology of quantization of mathematical text / Banina N. V., Medvedeva I. P., Chernyaeva T. N. // Modern problems of professional education: experience and solutions, materials of the First All-Russian scientific and practical conference with international participation (Irkutsk, 2016). P. 93-97.

5. Rybanov A. A. Quantitative metrics for assessing the quality of quantization of educational information // Pedagogical dimensions. 2013. No. 4. P. 3-12.

6. Markova O. A. job in the graphic preparation of students in the quantization of educational texts // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2014. Vol. 17. No. 21. P. 435-436.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.