УДК 378.147
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ
О.Н. Савчук, кандидат технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; В.П. Крейтор, кандидат технических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассматриваются проблемы дистанционного обучения, проявившиеся в период пандемии коронавируса, при проведении занятий в вузах, а также представлены пути совершенствования дистанционного обучения в вузах МЧС России для контингента очного и заочного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, интерактивные средства дистанционного обучения, студент, преподаватель-тьютор
PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
O.N. Savchuk; V P. Kreytor.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
In the article the problems of distance learning emerged in the period of a pandemic of mers in conducting classes in universities, and also presented ways to improve distance learning in Universities of EMERCOM of Russia for contingent full-time and distance learning.
Keywords: distance learning, distance learning technologies, interactive means of distance learning, student, teacher-tutor
В практику обучения студентов в высшей школе России стали широко внедрять дистанционное обучение с начала XXI в. Совершенствование технологий дистанционного обучения идет параллельно с совершенствованиями технических информационных средств, их доступности широкому кругу населения и, прежде всего, интернета.
Дистанционное обучение предусматривает получение знаний индивидуумом на расстоянии при помощи информационных технологий с использованием интернета.
В основе получения знаний при дистанционном обучении лежит самостоятельная работа обучаемого под контролем преподавателя, который направляет его работу и при необходимости консультирует посредством различных информационных технических средств: по мобильному телефону, электронной почте, телекоммуникационного компьютерного общения.
В современном дистанционном обучении используются новые информационные технологии на базе компьютеров, аудио-видеотехники, гаджетов, мобильных средств телекоммуникаций.
В целом дистанционное обучение представляет совокупность технологий, обеспечивающих получение обучаемыми основного пакета учебного материала по той или иной дисциплине, доступ к электронной базе вуза, интерактивное общение обучаемых и преподавателей в процессе обучения [1, 2].
Широкое распространение дистанционное обучение получило в системе заочного обучения слушателей вузов МЧС России, вследствие возможности снижения стоимости
обучения этого контингента за счет сокращения трат на проезд их из дальних мест России на периодические сессии и отвлечения их с мест работы. Это повлекло за собой потребность разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационных и телекоммуникационных средств, обеспечивающих интерактивное взаимодействие обучающегося и преподавателя.
К тому же, наряду с очным обучением, дистанционное обучение имеет ряд достоинств:
- обучающийся может сам определить, когда и сколько ему лично необходимо времени для усвоения дисциплины;
- обучение проводиться без прекращения работы на производстве, в удобное для работника время;
- обучение может осуществляться для обширных контингентов обучаемых и на больших расстояниях от места нахождения вуза;
- способность обучаемых общаться друг с другом и с преподавателем через широкий круг средств информационных технологий;
- экономическая целесообразность дистанционного обучения.
В тоже время следует отметить и недостатки, присущие дистанционному обучению:
- отсутствие непосредственного очного общения преподавателя с обучаемыми, что снижает эмоциональное восприятие учебного материала, преподносимое преподавателем;
- необходимость наличия персонального компьютера с достаточной скоростью подключения к интернету;
- требование достаточно высокой подготовки обучаемых к использованию технических средств дистанционного обучения;
- в ряде случаев проблема идентификации обучаемых при тестировании и проверке знаний;
- высокие затраты при создании системы дистанционного обучения, технического и программного оснащения, разработки учебных материалов дисциплин дистанционного обучения;
- высокая трудоемкость, затрачиваемая на разработку учебного сопровождения дисциплин дистанционного обучения. По оценке экспертов, на разработку одного часа интерактивного мультимедийного учебного материала может потребоваться до 1 000 часов профессионально подготовленного специалиста;
- недостаточная компьютерная грамотность преподавателей и обучаемых, в ряде случаев отсутствие опыта дистанционного обучения, что вызывает необходимость повышения специфической компьютерной подготовки преподавателя-тьютора;
- недостаточный охват территории России информационно-коммуникационными системами;
- требование высокой квалификации разработчиков для создания качественных мультимедийных учебных пособий, материалов для проведения занятий в системе дистанционного обучения;
- трудности в проведении практических занятий, что снижает подготовку квалифицированного специалиста;
- недостаточное количество методических материалов по подготовке и проведению различного вида занятий в системе дистанционного обучения.
Вынужденный перевод очного обучения в вузах вследствие пандемии коранавируса на дистанционный вскрыл не только недостатки, присущие этому виду обучения, но и неготовность компьютерных систем, а в ряде случаев возникавшие сбои при проведении различного вида занятий очного обучения.
Для дистанционного обучения заочников характерно проведение в ограниченном формате таких занятий, как лекция, семинар, практическое занятие, зачет.
Рассмотрим проблемы, возникающие при проведении таких занятий, и пути повышения качества их проведения в вузах МЧС России.
Проведение лекций дистанционным путем для заочников практически ничем не отличается от методики проведения их для очников. При этом, как правило, они проводятся из специально подготовленной для этого аудитории. В некоторых вузах МЧС России программы видеосопровождения лекций составлены так, что обучаемые видят и слышат сидящего преподавателя до пояса, который демонстрирует и комментирует кадры презентации. При этом преподаватель не видит обучаемых, обратная связь с ними осуществляется путем печатания ими вопросов преподавателю. Недостаток при проведении лекции в таком формате: преподаватель не видит лиц обучаемых, отсутствие звукового общения их с преподавателем, преподаватель вынужден сидеть за столом, что приводит к увеличению на него физической и эмоциональной нагрузки [3-6].
Целесообразно, во-первых, проводить такие занятия в стационарных условиях, в специально оборудованной аудитории, позволяющей обучаемым видеть преподавателя в полный рост, работающего не только с презентацией, но и с доской и наглядными пособиями. При отсутствии таких аудиторий можно использовать существующие аудитории вуза МЧС России с предварительной установкой переносной аппаратуры передачи информации.
Во-вторых, программа проведения лекций должна быть составлена в виде видеоконференций. В этом случае педагог видит всех присутствующих и имеет возможность с ними общаться.
В-третьих, пора освободиться от чтения лекций для заочников в традиционной классической манере. В связи с этим следует по каждой дисциплине записать видеолекции и разместить их в электронной базе вуза МЧС России, что позволит обучаемым обратиться к ним при подготовке в любое удобное для них время. Кроме того, планировать отдельные лекции для них по наиболее сложной теме. При этом накануне чтения таких лекций слушатели сами изучают материал и конспектируют его по видеолекции по данной теме, а роль преподавателя при чтении такой лекции будет заключаться в разъяснении отдельных положений, активизации познавательной деятельности путем постановки проблемных вопросов, доведения новых положений руководящих документов.
Что же касается проведения лекций дистанционно для очного контингента, то опыт проведения их в период пандемии показал, что лекции следует проводить в виде видеоконференций для небольших групп обучаемых, для чего необходимо предварительно обеспечить соответствующей программой компьютерные средства всех лекторов на своих домашних местах.
При проведении занятий дистанционно с контингентом очного обучения в период пандемии коронавируса во многих вузах были отмечены технические сбои приема информации у обучаемых, а порой и срывы из-за перегрузки сети. В связи с этим в дальнейшем следует предусмотреть наличие компьютерных систем у обучаемых и преподавателя с достаточной скоростью обмена информацией, позволяющей проводить данное занятие без сбоев.
Проведение семинаров дистанционно надо проводить в виде видеоконференций с возможностями демонстрации презентаций слушателей, выступающих с реферативными докладами по вопросам тематики семинара.
Наиболее сложными и проблемными в дистанционном формате являются практические занятия. Например, связанные с расчетами определения возможных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), оценки обстановки, определения сил и средств и принятия решений на применение их при ликвидации ЧС при достаточной предварительной подготовке обучаемых и совершенствовании методики, еще можно провести. Практические занятия, связанные с работой на технике, аварийно-спасательном оборудовании, работе в средствах индивидуальной защиты, провести практически невозможно.
Эту проблему можно решить путем создания виртуальных комплексных тренажеров работы на технике, оборудовании подобно тому, как успешно проводятся уже многие годы
лабораторные работы по физике для заочного контингента обучения в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России на базе созданной виртуальной лаборатории.
Закрепление практических навыков при работе на технике и оборудовании, а также проведение учений предлагается осуществлять в условиях пандемии путем проведения занятий на заключительном этапе с выездом на учебный полигон вуза МЧС России контингента очного обучения при соблюдении санитарно-эпидемических условий безопасности.
Большая роль в целенаправленном и качественном усвоении любой дисциплины контингентом заочного обучения принадлежит преподавателю-тьютору при проведении индивидуальных консультаций. Однако целесообразно, на взгляд авторов, введение для данного контингента консультаций в составе группы. Цель такого занятия - побудительный стимул для обучаемых изучения определенных тем дисциплины, возможность осуществления периодического контроля преподавателя за качеством и полнотой изучения сложных тем обучаемых. Кроме того, преподаватель в ходе таких занятий отвечает на возникшие вопросы, которые могут затрагивать интересы большого круга обучаемых, что позволит снизить нагрузку преподавателя при проведении индивидуальных консультаций, связанных с выполнением контрольных заданий [7].
Одной из проблем дистанционного обучения является качественная оценка знаний в ходе проведения зачетов и экзаменов. Как правило, они проводятся в виде тестирования, и часто невозможно идентифицировать личность обучаемого при проверке знаний. Эта проблема сегодня решается установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения. Однако и в этом случае не исключена подсказка обучаемому извне посредством современного арсенала мобильных устройств, которые трудно зафиксировать преподавателю. Поэтому многие вузы МЧС России планируют обязательную очную сессию.
Целесообразно практиковать сдачу итоговых зачетов и экзаменов по дисциплинам на удаленных филиалах вузов МЧС России в компьютерных классах с привлечением лиц, которые бы имели право контролировать и свидетельствовать, что зачет (экзамен) сдавал именно тот человек, который был заявлен, а также отсутствие на зачете (экзамене) запрещенных мобильных средств приема информации.
В настоящее время еще мало разработано наглядных методических материалов по качественной подготовке и проведению дистанционного обучения. Это связано с квалификацией разработчика (преподавателя-тьютора). Поэтому в вузах МЧС России следует таких преподавателей готовить в рамках повышения квалификации на курсах из среды существующих педагогов в силу специфики проведения занятий и разработке качественных методических материалов. Однако на практике для разработки качественного учебно-материального обеспечения дистанционного обучения по дисциплине требуются совместные усилия как минимум преподавателя по дисциплине, а также программиста, знакомого с интернет-технологиями и инновациями в преподавании. В связи с этим предлагается в штате вуза МЧС России иметь отдел сотрудников-программистов, закрепленных за кафедрами, которые бы осуществляли помощь педагогам-тьюторам в качественной разработке материалов с учетом применения современных коммуникационных средств [8].
Таким образом, предлагаемые пути совершенствования дистанционного обучения позволят повысить качество подготовки в вузах МЧС России специалистов по заочной форме обучения. Это также будет способствовать качественной подготовке к возможному проведению дистанционного обучения очного контингента в кризисных условиях, подобных пандемии коронавируса.
Литература
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов. М.: МИГУ, Юрайт, 2018.
2. Жаперова Самал. Внедрение системы дистанционного обучения Moodle в высшем образовании. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019.
3. Слепенькин А.Е. Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. Уфа, 2011.
4. Осипов Л.Б., Горева О.М. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5.
5. Дронова Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования // Преподаватель XXI век. 2018. № 3.
6. Зеленков Ф.В., Зотова М.В. Особенности дистанционных образовательных технологий в современных условиях // Решетневские чтения. 2014.
7. Куликова Е.В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе // Вестник Сибирского института безопасности и информационных технологий. 2017.
8. Андрюхина Т.Н. Дистанционное обучение в вузе // Вестник Самарского государственного технологического университета. 2015.
References
1. Vajndorf-Sysoeva M.E., Gryaznova T.S., Shitova V.A. Metodika distancionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: MPGU, Yurajt, 2018.
2. Zhaperova Samal. Vnedrenie sistemy distancionnogo obucheniya Moodle v vysshem obrazovanii. M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019.
3. Slepen'kin A.E. Sovremennye audiovizual'nye i informacionnye tekhnologii v obrazovanii // Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy I Mezhdunar. nauch. konf. Ufa, 2011.
4. Osipov L.B., Goreva O.M. Distancionnoe obuchenie v vuze: modeli i tekhnologii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 5.
5. Dronova E.N. Tekhnologii distancionnogo obucheniya v vysshej shkole: opyt i trudnosti ispol'zovaniya // Prepodavatel' XXI vek. 2018. № 3.
6. Zelenkov F.V., Zotova M.V. Osobennosti distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v sovremennyh usloviyah // Reshetnevskie chteniya. 2014.
7. Kulikova E.V. Analiz faktorov, soputstvuyushchih distancionnomu obucheniyu v vuze // Vestnik Sibirskogo instituta bezopasnosti i informacionnyh tekhnologij. 2017.
8. Andryuhina T.N. Distancionnoe obuchenie v vuze // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2015.