ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ЗАКОНОПРОЕКТУ № 495392-5 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УДК 338.242 В. В. Лизунов
Омская экономическая лаборатория ИЭиОПП СО РАН
1. Настоящий законопроект № 495392-5 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» предложен группой депутатов О.В. Морозовым, А.Н. Чи-лингаровым, В.А. Черешневым, А.А. Коко-шиным, С.Н. Решульским, В.К. Осиповым, М.Ч. Залихановым, И.Н. Игошиным, Е.А. Федоровым, С.И. Колесниковым, В.В. Зубаревым, А.Г. Аксаковым.
Предыдущий законопроект «ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ» был принят Госдумой ФС РФ в первом чтении еще в 1999 году ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 16 июня 1999 г. № 4125-11 ГД.
Законопроект был отклонен и.о. Президента РФ, в письме которого от 03.01.2000 г. № Пр-14 говорится, что в законе «не дается четкого определения предмета его регулирования - инновационной деятельности», «нет четкого определения предмета его регулирования, нет и возможности установить весь круг субъектов отношений, регулируемых Федеральным законом, что неизбежно приведет к значительным затруднениям в правоприменительной практике, позволит произвольно толковать большинство норм Федерального закона».
Более 11 лет Россия ждала закон об инновациях, что чрезвычайно затормозило процесс инновационного развития страны и регионов, который является единственной возможностью формирования в России высокоэффективной и конкурентоспособной экономики.
законопроект 1999 года являлся консолидированным вариантом, подготовленным на базе проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (разработчики: В.М. Кресс
- член Совета Федерации, М.К. Глубоковский
- депутат Государственной Думы) и проекта
Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» (разработан Минэкономики Российской Федерации).
2. В старом законопроекте была статья 1 «основные понятия, применяемые в настоящем федеральном законе», которая содержала ключевые понятия:
«инновация - конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте;
инновационная деятельность -создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений;
государственная инновационная политика - составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности;» и др.
В новом законопроекте определения инновационной деятельности и инноваций даются в статье 7. «инновационная деятельность как объект государственной поддержки»:
«1. Государство оказывает поддержку инновационной деятельности, исходя из того, что для целей настоящего Федерального закона под инновационной деятельностью понимаются действия (деятельность) физического или юридического лица, направленных на создание и (или) практическое применение результатов научной и (или) научно-технической деятельности (инноваций) при произ-
Социогуманитарные проблемы современности
водстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции) по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
Инновации включают в себя следующие результаты научной и (или) научной деятельности, используемые при производстве инновационной продукции: программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также единые технологии.».
По этой статье имеются следующие замечания.
Во-первых, в первом абзаце имеется грамматическая ошибка - несогласованность в падеже слова «направленных»: «действия» должны быть «направленные».
Во-вторых, результаты научной или научно-технической деятельности являются не «инновациями», а «новациями».
И, в-третьих, непонятно, почему действия (деятельность) понимаются как инновационные только «для целей настоящего Федерального закона».
Научная деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года (который 13 раз корректировался, последний раз - в 2007 году Законом № 308-Ф3 от 01.12.2007).
Научные исследования (научно-исследовательские работы) - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения.
Научные исследования могут быть фундаментальными, поисковыми и прикладными. Их результатами являются новации, или новшества, то есть объекты научного знания, обладающие новыми или существенно отличающимися от существующих решениями.
Инновационная деятельность - процесс последовательного проведения работ по преобразованию новации (новшества) в конечную продукцию и введение ее в практику или на рынок для коммерческого применения.
Инновационный продукт, или инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде:
- нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или
- нового или усовершенствованного (более
эффективного) технологического процесса, используемого в практической деятельности.
3. Требуется четкое разделение новаций и новшеств от инноваций, процесса получения нового знания и качества от их использования.
Новация - это новый или обновленный продукт творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной и др.), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новация, прежде всего, характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны.
Новшество является результатом творческой или интеллектуальной деятельности, оно может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу (то есть является новым для потребителя).
Новатор - это создатель нового (продукта труда, содержащего новое решение). Новаторами могут быть физические или юридические лица (в результате творческой деятельности сотрудников, создавших новое).
Инновация, то есть нововведение, должна рассматриваться как результат инновационного процесса - процесса преобразования, освоения и применения новшества, его трансформации и выгодного использования. При этом в результате получения рыночной информации новшество становится известным потребителю и со стороны потребителя осознается потребность в новшестве, осуществляется выбор инновационной стратегии по его использованию, появляется стремление к поиску и приобретению новшества. Затем происходит адаптация к новшеству и перевод его из категории нового в категорию обычного (то есть рутинизация новшества), включение его в организационную культуру, что приводит к повышению компетентности и эффективности деятельности (новым знаниям, росту цены труда и стоимости фирмы, совершенствованию управления, повышению технологического уровня, новым свойствам и качеству продукции и сервиса, снижению издержек, повышению производительности и т. д.).
Инноватор реализует инновационный процесс. Он принимает новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию, создает необходимые условия для его внедрения, освоения и использования (либо предварительно преобразовывает). Инноватор - это потребитель, который осознал потребность в новшестве, поставил себе цель, выбрал для ее достижения инновационную
стратегию, приобрел новшество и освоил его, рутинизировал, включил в свою технологию и обновил ее, повысил свою компетенцию и эффективность деятельности (знания, умения,
© В.В. Лизунов, 2011.
навыки, качества деловой активности, свойства продукции и услуг, прибыль). Инноватор может быть как физическим, так и юридическим лицом.
Статья поступила в редакцию 08.09.2011 г.
Регионалистика и этнополитика
СОЗДАНИЕ ОМСКОГО МОЛОДЕЖНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ИНЖЕНЕРНОГО БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ И ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 334.72+304.3 П.И. Горбунов
Омское отделение Российской инженерной академии
В статье описана проблема повышения научно-инженерной активности молодежи, необходимого для модернизации и инновационного развития промышленных предприятий. Представлена программа создания в этих целях Омского молодежного международного инженерного бизнес-инкубатора.
Ключевые слова: научно-инженерная активность, промышленность, молодежная политика, Российская инженерная академия, модернизация, инновационное развитие, кластеры, инженерный бизнес-инкубатор, методические семинары.
Важнейшей задачей в целях возрождения индустриального могущества России и решения актуальных социальных и экономических проблем страны является формирование активной молодежной политики, направленной на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров, создание условий для выявления, разработки и реализации молодежных творческих проектов, участия молодежи в перспективных межвузовских программах, реализуемых на предприятиях различных отраслей экономики региона.
Актуальность и важность этой задачи неоднократно утверждалась руководством страны и была подтверждена на II Съезде инженеров Сибири, проведенном в городе Омске в апреле 2008 года по инициативе омской инженерной общественности, президиума Российской инженерной академии (РИА) и губернатора Омской
области, председателя правительства Омской области, сопредседателя Высшего инженерного совета (ВИС) России Л.К. Полежаева [1].
Очевидно, что для Омской области, центр которой является вторым по численности городом Сибири (одним из немногих «милли-онников» России) и пока еще имеет мощный промышленный потенциал и высококвалифицированный (но стареющий) инженерный корпус, задача ориентации молодежи на эффективную инженерную деятельность, производство конкурентоспособной продукции является основным условием роста валового регионального продукта, необходимого для сохранения и повышения жизненного уровня населения региона и города Омска.
В настоящее время практика участия молодежи в научно-инженерной деятельности слабо связана с проблемами модернизации