Научная статья на тему 'Закупки: причины, классификация, типовые решения'

Закупки: причины, классификация, типовые решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКИ / ПРОДУКТЫ / ТОВАРЫ / 2Χ2 МАТРИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седов Александр Викторович

Рассмотрены понятие и виды закупок как деятельности субъектов рыночной экономики по обеспечению нужд в товарах, услугах. Определено, что закупки можно классифицировать по различным основаниям, и описаны типовые решения по группам номенклатуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закупки: причины, классификация, типовые решения»

объекту», срокам охраны и территории действия охранных документов на объекты промышленной собственности;

3) права на объекты интеллектуальной собственности - анализ документов, подтверждающих права предприятия на объекты интеллектуальной собственности;

4) стоимость объектов интеллектуальной собственности - анализ стоимостных документов;

5) учёт объектов интеллектуальной собственности - анализ документов бухгалтерского учёта объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, характерными особенностями аудита объектов интеллектуальной собственности, в отличие от аудита других активов предприятия, являются техническая экспертиза объектов и анализ связанных с ними прав.

При проведении аудита объектов интеллектуальной собственности необходимы экспертиза объектов интеллектуальной собственности и юридический анализ документов, подтверждающих на объекты интеллектуальной собственности права, что может быть на практике осуществлено привлечением к аудиту в качестве консультантов и экспертов патентных поверенных, специализирующихся по данным вопросам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об аудиторской деятельности» // Консультант Плюс.

2. Мансурова Г. И., Мансуров П. М. Содержание и генезис понятия «интеллектуальная собственность» // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2016. -№1 (73). - С. 4-7.

3. Мансурова Г. И., Мансуров П. М. Содержание и генезис понятия «интеллектуальная собственность» // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2016. -№2 (74). - С. 9-12.

Мансурова Гелия Ильфаровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ. Мансуров Павел Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ.

Поступила 14.09.2017 г.

УДК 658.71 А. В. СЕДОВ

ЗАКУПКИ: ПРИЧИНЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Рассмотрены понятие и виды закупок как деятельности субъектов рыночной экономики по обеспечению нужд в товарах, услугах. Определено, что закупки можно классифицировать по различным основаниям, и описаны типовые решения по группам номенклатуры.

Ключевые слова: закупки, продукты, товары, 2x2 матрица.

В условиях развития экономики России возрастает роль правового регулирования отношений, связанных с обеспечением потребностей государства и частного бизнеса в товарах, работах и услугах. В этой связи интерес представляет исследование сущности, видов закупок, а также роли и места закупок в экономике.

К проблемам правового регулирования

© Седов А. В., 2017

закупок обращались в своих работах такие учёные-цивилисты, как В. А. Анисимов, Е. Г. Комиссарова, Л. И. Шевченко, А. В. Яровой и др. Среди экономистов отношения, связанные с закупками, исследовали Л. Абалкин, М. В. Афанасьев, Н. В. Афанасьева, В. П. А. Аузан, Е. Н. Кудряшова, Я. Кузьминов, А. П. Патрон, И. И. Смотрицкая, В. А. Федорович и многие другие. В работах рассматриваются понятие и сущность государственных закупок, методология развития и механизмы организации их эффективности. Целесообразно определить

понятие и сущность закупок с точки зрения практической деятельности.

Закупка - процесс обратный продаже и, соответственно, адекватными причинами для закупки является решение проблемы или получение удовольствия, либо спонтанная закупка под воздействием Wow!-эффекта.

Причинами организации закупочной деятельности на предприятии являются невозможность собственного изготовления товаров, высокая себестоимость их изготовления, отсутствие времени выполнить ту или иную работу. Действительно, у каждого бизнеса есть специализация, и тот, кто производит, например, растворимый кофе, не может произвести бумагу для принтера, необходимую для печати товарных накладных. Собственно, с завершением эпохи натурального хозяйства все предприятия работают по этой схеме.

Следует учитывать и то обстоятельство, что чем крупнее компания, тем больше доля непроизводственных / косвенных затрат. Иногда для изготовления одного опытного шкива проще отдать чертёж токарю из соседнего гаража, чем переводить этот чертёж в программу для ЧПУ большого заводского станка и покупать для него отдельную единицу материала.

Закупки для удовольствия - чисто человеческий процесс. В соответствии с пирамидой потребностей по Маслоу, в середине находится потребность в уважении. Если для личности недоступны более высокие уровни -познание, эстетика, гармония, она может, при наличии возможностей, получить признание за счёт показательного потребления. Собственно, тут всё зависит от масштаба личности в окружающем её социуме. Кто-то приобретает iPhone в кредит на 5 лет, кто-то - футбольный клуб. Цена товара в данном случае определяется ценностью его в обществе с точки зрения индивида. Для формирования данной ценности используются многие механизмы маркетинга.

Закупщик - это, прежде всего, человек со своими слабостями и особенностями поведения. Для бизнеса требуется оценка сделки с точки зрения окупаемости, пусть даже и косвенной. Схожая мотивация в коллекционировании, только потребление в данном случае заменяется на владение. Впрочем, купить, чтобы перепродать коллекционный экземпляр, это уже бизнес.

Человек всю жизнь занимается закупками с целью удовлетворения своих потребностей, зачастую наслаждаясь процессом. В данном слу-

чае закупки можно рассматривать как комплекс удовольствий для их любителей: внимание персонала, выбор, принятие решения.

Спонтанные закупки - действия, совершённые в момент сильного эмоционального возбуждения без осознания причин и потребностей. Благодатное поле для мошенников. Для продавца главное -взволновать покупателя, не важно -положительно или отрицательно. Примерами являются покупки для новорожденных и усопших близкими родственниками, Wow!-эффект («только для Вас, 10 000-го посетителя»), дополнительные покупки на фоне большой основной (на новый автомобиль надо магнитолу, сигнализацию, зимнюю резину...). Такой вид закупок не приемлем для предприятий и организаций, осуществляющих закупочную деятельность.

Роль закупок на предприятии определяется зависимостью прибыли от затрат и долей закупок в обороте. Предположим, бизнес даёт прибыль в 10% от выручки. Для удвоения прибыли необходимо или вдвое увеличить выручку, или сократить затраты на 10% от выручки. Двукратное увеличение выручки (продаж) на той же территории, с тем же продуктом, той же командой практически невозможно, а увеличение географии продаж неминуемо повысит затраты.

В зависимости от вида деятельности и используемых технологий доля закупок в общих затратах компании меняется. На наш взгляд, следует выделить следующие виды закупок:

- малозначащие (до 10%);

- влияющие (от 10 до 30%);

- критичные (свыше 30%).

Малозначащие закупки имеют место в бизнесе, основанном на непосредственном труде человека (детский массажист), агентские автоматизированные сервисы (Uber, Avito...), натуральные хозяйства. Малая доля закупок в данном случае не оказывает существенного влияния на затраты и, скорее всего, производственный процесс не сильно зависит от обеспеченности материалами. Покупные товары улучшают результат деятельности, но поддаются замене или исключению.

Процесс таких закупок обычно лежит или на самом работнике, или на руководителе, который занимается им периодически, по факту заявок от производства. Риски роста цен или остановки производства практически отсутствуют (поглощаются). Для обеспечения производственного

процесса в таком бизнесе достаточно периодического внимания к вопросам закупок.

Влияющие закупки характерны для автосервисов, автомоек, косметических салонов. Формально рынок не ограничен в выборе покупных материалов. Если у предпринимателя нет товара одного производителя, то, скорее всего, есть аналогичный товар у другого. Однако отсутствие некоторых товаров может задержать или сделать невозможным оказание услуги, а высокая цена закупки снизить привлекательность для клиентов и уменьшить прибыль от перепродажи товара.

Оптимальным решением для руководителя может стать выделение ключевых товаров в группу особой значимости и непосредственный контроль закупки на условиях стратегического партнёрства с целью обеспечения лучшей цены поставки. При этом следует ограничить лимитом бюджета прочие, нерегулярные закупки.

Критичные закупки приводят к росту себестоимости, заморозке оборотных средств, появлению неликвидов, потере прибыли. В крайних ситуациях - простой производства из-за отсутствия комплектующих и материалов. Решением указанных проблем может стать организация службы закупок.

В. Парето сформулировал свой эмпирический закон как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата».

В первичном анализе, на наш взгляд, следует пользоваться соотношением 70/20/10. Во-первых, оно позволяет ранжировать три разные доли, во-вторых, круглые цифры удобнее при быстром анализе, в-третьих, не бывает идеальных условий для бизнеса, каждое предприятие так или иначе подстраивается под окружающую среду, а закупки имеют дискретный характер, что

и влияет на долевое распределение. Если по результатам первичного анализа предприниматель приходит к выводу, что в данный момент функционирования предприятия, организации лучше подходит соотношение 60/30/10, следует использовать именно его. Далее можно менять пропорции, если изменение более 5-10% по какой-либо доле.

На первый взгляд, именно состояние и тенденции в макроэкономике влияют на систему закупок. Однако существует и обратная связь.

В современном мире сложилось общество потребления. Маркетологи изобретают новые способы создания дополнительных потребностей человека, результативные продавцы получают высокие заработные платы, компании сравнивают по объёму выручки и прибыли. Центральной темой экономики как науки является противоречие между безграничностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов для их удовлетворения.

В настоящее время в вузах преподают маркетинг и менеджмент именно с акцентом на продажи. Логистика в лучшем случае рассматривается как прикладной инструмент для обеспечения потребностей предприятия. Единый квалификационный справочник содержит должности «Начальник отдела материально-технического снабжения» и «агент по закупкам». Только 10 сентября 2015 г. Приказами Минтруда России №625н и 626н были утверждены профессиональные стандарты: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». Появилась необходимость в специалистах с наличием образования в сфере закупок, вузы организуют курсы повышения квалификации и дополнительные профессиональные образовательные программы по государственным закупкам.

Spend

Рис. 1. SPM-модель

Можно привести и другую классификацию закупок. Принятие решения по циклу Деминга предусматривает порядок Plan-Do-Check-Act. Обязательным условием к этапу планирования является не только «Что сделать», но и «Как сделать». Имеющийся набор проверенных типовых методов работы с разными видами номенклатуры позволяет достичь максимально эффективного результата в объективно необходимое время.

В зависимости от объёма каждого вида закупаемого продукта, общего количества ассортиментных позиций, их влияния на работу предприятия можно выделить несколько подходов к группировке номенклатуры и работе с каждой группой.

Рассмотрим модель позиционирования поставок, или SPM-модель (The supply positioning model).

Модель позиционирования поставок предполагает ранжирование номенклатуры по влиянию/риску и затратам (рис. 1). Откладывая по горизонтальной оси затраты, а по вертикальной оси — риск/влияние, можно сгруппировать продукты по зонам, для которых будут характерны схожие подходы к работе.

В самом простом разбиении используется матрица 2Х2, квадранты которой соответствуют значениям:

- низкий риск и низкие затраты - Routine (рутинные закупки);

- низкий риск и высокие затраты - Leverage (закупки влияния);

- высокий риск и низкие затраты - Bottleneck (бутылочное горлышко);

- высокий риск и высокие затраты - Strategic (стратегические закупки).

Примером рутинных закупок могут быть офисные принадлежности, хозяйственно-бытовые услуги, малоценные расходные материалы — типовые продукты от многих производителей. Продукты этой группы характеризуются:

- высоким уровнем товарных запасов;

- длительным интервалом пересмотра номенклатуры;

- низким уровнем контроля и мониторинга.

Leverage - закупки влияния характеризуются

малым риском и большим объёмом закупки. К ним относятся закупки от поставщиков-сателлитов или закупки на ограниченном рынке.

Продукты этой группы характеризуются:

- низким уровнем товарных запасов;

- коротким периодом пересмотра номенклатуры;

- высоким уровнем контроля и мониторинга.

Bottleneck (бутылочное горлышко) характеризуется высоким риском и низкой стоимостью. Это могут быть редкие узкоспециализированные продукты или продукты, производимые лишь несколькими поставщиками. Сюда же можно отнести продукты, производство которых не интересно для поставщика (малая маржа, малый объём заказа).

Продукты этой группы характеризуются:

- высшим уровнем товарных запасов;

- коротким периодом пересмотра номенклатуры;

- высоким уровнем контроля и мониторинга.

Продукты с высшими уровнями рисков и

стоимости определяются как стратегические закупки - Strategic. Чаще всего сюда попадают всякого рода инвестиционные закупки.

Данные продукты требуют:

- самого низкого уровня остатков;

- короткий интервал для пересмотра;

- высший уровень контроля и мониторинга.

В первом чтении стратегия SPM предусматривает разделение продуктов по областям квадрата 2x2, при этом разделение групп рекомендуется производить по правилу Парето 80/20. Также каждую область можно разделить на подобласти с большим или меньшим влиянием для выставления приоритетов и группировки схожих продуктов.

Однако, если деление стоимости по пропорции 80/20 произвести относительно несложно, то вот разделение рисков/влияния может вызвать затруднение, поскольку риск - это вероятность наступления события, т. е. некая оценка будущего.

Также надо понимать, что один и тот же продукт для разных производств может находиться в разных областях.

Собственно, SPM - один из способов визуализировать группы продуктов и сформировать типовое решение для управления процессом.

Разбиение по данной матрице также может служить для качественной оценки шкалы рисков. Так, если по результатам оценки какой-то продукт попал в категорию «Рутинные закупки», хотя фактически он является «Бутылочным горлышком», то можно предположить, что при оценке рисков не был учтён какой-то параметр, присущий именно этому продукту.

Производить оценку рисков, т. е. работать с вероятностями, необходимо при должном уровне профессиональной подготовки. К сожалению, далеко не всегда в курс некоторых специальностей и направлений высшей школы входит математическая статистика и теория вероятностей в объёме, необходимом для практического применения. Особенно тяжело бывает что-либо презентовать людям, которые занимают руководящие посты, но не обладают данным знанием.

Градацию закупок можно произвести также и по направлению применения продуктов на предприятии: на производственные нужды, на эксплуатационные нужды, на энергообеспечение. При необходимости в группах можно произвести разделение на подгруппы по технологии/семействам номенклатуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Lowy, Alex. The power of the 2x2 matrix : using 2x2 thinking to solve business problems and make better decisions / Alex Lowy, Phil Hood ; foreword by James H. Gilmore and B. Joseph Pine II. p. cm. - (The Jossey-Bass business & management series) Includes bibliographical references and index.

2. Фразелли, Эдвард. Мировые стандарты складской логистики; Пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 330 с.

3. Линдерс, Майкл Р., Фирон, Харольд Е. Управление снабжением и запасами. Логистика; пер. с англ. - СПб. : ООО «Издательство Полигон», 1999. - 768 с.

4. Introduction to Supply Chain Management. -https://learning .intracen.org/course/info.php?id=146.

Седов Александр Викторович, член государственной экзаменационной комиссии кафедры «Экономика и менеджмент», Ульяновский государственный технический университет.

Поступила 26.09.2017 г.

УДК 330.3 (430) А. Р. САФИУЛЛИН

ИНДУСТРИЯ 4.0 И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА В ГЕРМАНИИ

Проанализированы приоритеты развития современной Германии, связанные с «цифровизацией» экономики и общества, в том числе такие, как создание индустрии 4.0, разработка и развитие умных услуг, умных данных, облачных технологий, цифровых сетей, цифровой науки, цифрового образования, цифровой среды для жизни.

Ключевые слова: индустрия 4.0, Интернет вещей, цифровая экономика.

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ номер 17-02-50094.

В 2011 году на выставке в Ганновере представителями бизнеса, политики и науки Хеннингом Кагерманном, Вольф-Дитером Лукасом и Вольфгангом Вальстером общественности была представлена новая инициатива, направленная на повышение глобальной конкурентоспособности экономики современной Германии, получившая название «Индустрия 4.0» [1]. Развитие индустрии 4.0 связывают с четвёртой промышленной революцией (кибер-физические системы, беспроводные датчики и интеллектуальные программные системы, Интернет вещей и услуг, синхронизация между цифровыми моделями и

© Сафиуллин А. Р., 2017

физической реальностью, интеллектуальный мониторинг и другие возможности логистики и производства на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)). Эксперты обосновывают свой вывод о том, что в современной Германии есть все условия для четвёртой промышленной революции и возможности для успешного перехода к индустрии 4.0, следующими аргументами [2, р. 4].

Во-первых, Германия стабильно сохраняет статус страны с промышленностью, которая является одной из самых конкурентоспособных и инновационных в мире.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, экономику Германии отличает технологическое лидерство в области исследований и разработок для промышленного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.