Научная статья на тему 'ЗАКРЕПЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ'

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ / РОСПУСК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ / СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелегов Юрий Владимирович, Волженин Вячеслав Владимирович, Усов Евгений Геннадьевич

Рассмотрены отдельные аспекты конституционно-правовой ответственности. Приведены нормы отечественного законодательства, регламентирующие вопросы привлечения соответствующих субъектов к данному виду ответственности и обозначена проблематика данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSOLIDATION OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESPONSIBILITY IN NORMATIVE LEGAL ACTS

Some certain aspects of constitutional and legal responsibility are considered. The norms of domestic legislation regulating the issues of bringing relevant subjects to this type of responsibility are given and the problems of this area are indicated.

Текст научной работы на тему «ЗАКРЕПЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.7

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-264-266 NIION: 2015-0066-3/22-371 MOSURED: 77/27-011-2022-03-570

Закрепление конституционно-правовой ответственности в нормативно-правовых актах

Шелегов Юрий Владимирович1, Волженин Вячеслав Владимирович2, Усов Евгений Геннадьевич3

1 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Россия, shelegoff@list.ru

2 Дальневосточный юридический институт МВД России, Хабаровск, Россия, Wuolfund@mail.ru

3 Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Россия, usov.evgeniy@list.ru

Аннотация. Рассмотрены отдельные аспекты конституционно-правовой ответственности. Приведены нормы отечественного законодательства, регламентирующие вопросы привлечения соответствующих субъектов к данному виду ответственности и обозначена проблематика данной сферы.

Ключевые слова: конституционная ответственность, отрешение от должности, роспуск государственной думы, совершение преступления

Для цитирования: Шелегов Ю. В., Волженин В. В., Усов Е. Г. Закрепление конституционно-правовой ответственности в нормативно-правовых актах // Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. С. 264-266. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-264-266.

Original article

Consolidation of constitutional and legal responsibility

in normative legal acts

Yury V. Shelegov1, Vyacheslav V. Volzhenin2, Evgeny G. Usov3

1 East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russia, shelegoff@list.ru

2 Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk, Russia, Wuolfund@mail.ru

3 Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia, usov.evgeniy@list.ru

Abstract. Some certain aspects of constitutional and legal responsibility are considered. The norms of domestic legislation regulating the issues of bringing relevant subjects to this type of responsibility are given and the problems of this area are indicated.

Keywords: constitutional responsibility, removal from office, dissolution of the State Duma, committing a crime For citation: Shelegov Yu. V., Volzhenin V. V., Usov E. G. Consolidation of constitutional and legal responsibility in normative legal acts. Bulletin of economic security. 2022;(3):264-6. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-3-264-266.

На сегодняшний день в науке российского конституционного права одной из спорных является тема конституционной или конституционно-правовой ответственности. Конституционная ответственность заключается в юридической защите, охране и поддержании стабильности конституционного строя, побуждении субъектов конституционно-правовых отношений к надлежащему исполнению возложенных на них обязанностей.

Что касается споров в данной сфере, то имеются разногласия и относительно самого наименова-

© Шелегов Ю. В., Волженин В. В., Усов Е. Г., 2022

ния данного вида ответственности. А. Н. Станкин упоминает, что в большинстве случаев термины «конституционная ответственность» и «конституционно-правовая ответственность» понимаются как тождественные, но также отдельные исследователи понимают под конституционной ответственностью только ту, которая предусмотрена лишь нормами самой Конституции [1]. Если же ответственность предусмотрена иными нормами конституционного права, ее следует относить к конституционно-правовой.

JURISPRUDENCE

Любые правовые нормы должны обеспечиваться определенными санкциями.

Проблемным вопросом нашей работы является необходимость определить, в каких нормах предусмотрены санкции конституционной ответственности и есть ли необходимость создания отдельного Федерального закона, Кодекса или другого нормативного акта, предусматривающего данные санкции, а также условия их наступления.

Конституция, главным образом, регулирует фундаментальные политические отношения. Так, отдельные ее меры направлены на регулирование отношений между Президентом, исполнительной и законодательной властями.

В качестве примера приведем несколько норм из Конституции. В соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции РФ Президент имеет право отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента. В соответствии с ч. 4 ст. 111 Конституции РФ Президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ. Ч. 3 ст. 117 Конституции говорит нам о том, что Государственная Дума большинством голосов может выразить Правительству РФ недоверие, на основании чего Президент РФ может объявить об отставке Правительства РФ, либо не согласиться с решением Государственной Думы.

С. А. Осетров в своей научной статье говорит о том, что Президент в Российской Федерации обладает большими полномочиями, нежели остальные субъекты власти. Представитель одной из политических партий и вовсе говорит о малой ограниченности и стремлению к полной самостоятельности президентской власти. С данными высказываниями мы полностью не согласны. В ст. 93 Конституции РФ говорится о возможности отрешения от должности Президента РФ Советом Федерации и решения о выдвижении обвинения Государственной Думы двумя третями голосов сенаторов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Инициативу об обвинении в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления должно выразить не менее одной трети депутатов Государственной Думы [2].

Однако Президент также имеет исключительные полномочия в плане роспуска Государственной думы. Это может быть осуществлено в двух случаях: несогласие Президента с решением Государственной Думы о недоверии Правительству Российской Федерации; несогласие Государственной Думы по поводу представляемой Президентом кандидатуры на пост Председателя Правительства Российской Федерации.

Приведенные примеры взаимодействия органов государственной власти показывают эффективность работы высших органов государственной власти путем осуществления полномочий, направленных на контроль одних субъектов государственной власти за другими.

Особенностью конституционной ответственности является то, что за нарушение Конституции ответственность может налагаться и другими нормативно-правовыми актами. В Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за нарушения конституционных норм предусматривается главой 19 - преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина и главой 29 -преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Предусмотрена административная ответственность за нарушение избирательных прав в Кодексе об административных правонарушениях, за нарушение трудовых прав в Трудовом кодексе, нарушение прав собственности в Гражданском кодексе и т. д.

Взаимосвязь Конституции и других нормативно-правовых актов обеспечивается нормами ст. 15 Конституции и заключается в том, что Конституция имеет высшую юридическую силу, законы и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ей [3].

На основании вышесказанного можно заключить, что Конституция дает лишь первичные нормы конституционной ответственности, которые толкуются Конституционным Судом и дополняются Федеральным Собранием при издании федеральных законов, в том числе и кодексов (Уголовного, Гражданского, Трудового и т. д.). Несмотря на то, что конституционная ответственность не толкуется Конституцией, она гарантирует ее соблюдение. Конституционная ответственность прямо выражается в применении санкций за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей органами государственной власти, и также она накладывается вместе с уголовным, административным, гражданско-правовым, избирательным и другими законодательствами.

Список источников

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием, с послед. изм. и доп. // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.03.2022).

2. Колотыркина С. И. Превентивная и регулятивная роль конституционной ответственности в общественных отношениях // Труды Института государства и права РАН. 2014. № 4.

3. Станкин А. Н. Конституционно-правовая ответственность: некоторые вопросы теории // StudiaHumanitatis. 2016. № 3.

№ 3/2022

Bulletin of economic security

265

References

1. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 (adopted by popular vote, subject to amendments made by the laws of the Russian Federation of December 30, 2008 No. 6-FKZ, of December 30, 2008 No. 7-FKZ, of February 5, 2014 No. 2-FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ) // SPS «Consultant Plus» (accessed: 29.10.2021).

2. Kolotyrkina S. I. Preventive and Regulatory Role of Constitutional Responsibility in Public Relations // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2014. No. 4.

3. Stankin A.N. Constitutional and Legal Responsibility: Some Issues of Theory // StudiaHumanitatis. 2016. No. 3.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

Ю. В. Шелегов - заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России;

В. В. Волженин - старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России;

Е. Г. Усов - доцент центра компетенций по кибербезопасности института информационных технологий и анализа данных Иркутского национального исследовательского технического университета.

Information about the authors

Yu. V. Shelegov - Deputy Head of the Department of State and Legal Disciplines of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

V. V. Volzhenin - Senior lecturer at the Department of General Legal Disciplines of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

E. G. Usov - Associate Professor of the Competence Center for Cybersecurity of the Institute of Information Technology and Data Analysis of the Irkutsk National Research Technical University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 11.04.2022; одобрена после рецензирования 22.06.2022; принята к публикации 08.08.2022.

The article was submitted 11.04.2022; approved after reviewing 22.06.2022; accepted for publication 08.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.