DOI: 10.24412/cl-37095-2023-1-167-173
Трантин А.В., Рубин М.С., Щедрин Н.А. Законы развития функционально-целевых систем в бизнесе
Аннотация. В статье на верхнем уровне раскрывается структура и особенности функционально-целевых систем. Кратко описаны общие законы и линии развития функционально-целевых систем, доказывается тезис, что бизнес-системы являются частным случаем функционально-целевых систем и подчиняются законам их развития. Показаны особенности законов и линий развития функционально-целевых систем для бизнеса. Описаны линии развития бизнес-систем. Новизна работы определяется в формировании комплексного подхода, демонстрирующего, что к бизнес-системам в полной мере применимы более общие законы и линии развития функционально-целевых систем.
Ключевые слова: функционально-целевые системы, законы развития функционально-целевых систем, линии развития бизнес-систем.
ВВЕДЕНИЕ
Тематике формирования и актуализации Законов развития, в первую очередь технических, систем посвящены работы широкого круга авторов. Несмотря на то, что Законы развития технических систем (ЗРТС), разработанные Г.С. Альтшуллером в 1977 году [1] стали фундаментом для формирования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), ЗРТС и сейчас остается важнейшей составляющей и основой ТРИЗ. Законы позволяют не только исследовать процесс эволюции техники, но и строить прогнозы о направлениях этой эволюции. В рамках данной статьи авторы не ставят цели провести глубокий анализ существующих подходов и различных редакций ЗРТС (и других разновидностей законов и линий развития), а фокусируются на применимости Законов развития функционально-целевых систем, разработанных Рубиным М.С., Щедриным Н.А. и Мисюченко И.Л., к бизнес-системам [2].
Прежде чем переходить к Законам предварительно стоит остановиться на ряде определений, которые могут показать особенности описываемого подхода. Функционально-целевая система - это система, сформированная для выполнения комплекса полезных функций и достижения целей соответствии с требованиями надсистем и принципом действия данной системы. Функционально-целевая система формируется на основе самоорганизации, естественного или искусственного отбора, или в результате целенаправленных действий одной из надсистем. К функционально-целевым системам можно отнести биологические системы, технические системы, социальные, экономические, научные и другие системы. Таким образом, по своей сути функционально-целевые система является более универсальным термином, позволяющим авторам применять законы и линии к более широкому кругу явлений.
Комплексы ЗРТС не обладают необходимым уровнем обобщения, но зато имеется большая практика практического их применения для развития технических систем и решения изобретательских задач. Объединить обобщенность законов с их инструментальностью, по мнению авторов, можно при формулировании законов развития для функционально-целевых систем.
Суть этого подхода можно сформулировать в следующих основных тезисах:
- основным объектом описания в предлагаемом авторами комплексе законов являются не технические системы и их развитие, а развитие функционально-целевых систем
- ключевым в описании развития функционально-целевых систем будет не главная полезная функция того или иного объекта, а его принцип действия, подразумевающий не одну функцию, а их комплекс, характерный для этого объекта
- комплекс законов развития функционально-целевых систем (ЗРФЦС) будет содержать законы, следствия из законов и линии развития систем
- предложено использовать не только линии развития систем, но и плоскости развития (сочетание двух линий развития в качестве осей плоскости) и пространства развития (сочетание трех и более линий развития в качестве осей пространства развития).
Закон развития функционально-целевой системы (ЗРФЦС) - это объективный закон, в котором описано устойчивое направление эволюции функционально-целевой системы, обеспечивающее повышение ее конкурентоспособности на уровне системного филогенеза.
Законы развития функционально-целевых систем внутренне не противоречивы. Каждый закон может иметь уточнения в виде следствий из закона. На основе ЗРФЦС формулируются линии развития функционально-целевых систем, разрабатываются методики анализа функционально-целевых систем и прогнозирования их развития. Иерархия комплекса ЗРФЦС построена на верховенстве закона стремления к идеальности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОВ И ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ В БИЗНЕСЕ
Исходя из существующих методов, которые могут быть применены для формирования законов и линий развития в бизнесе, авторы выделяют 3 способа (Рис.1).
Рис. 1
Каждый из указанных способов обладает своими плюсами и минусами. Например, прямой перенос ЗРТС в сферу бизнеса выглядит достаточно просто, однако, здесь не учитывается тот факт, что бизнес - это сложная социотехническая система, которая кардинально отличается от простой ТС. Второй способ, предусматривающий работу с картотеками изобретений, как изначально и разрабатывалась ТРИЗ, выглядит наиболее доктринально верным, однако, довольно проблематичным ввиду того, что это потребует колоссальных временных затрат, разработке метода работы с картотекой и т. д. Исходя из вышеизложенного, авторы в своем исследовании решили пойти по третьему пути и применили с соответствующей детализацией Общие законы и линии развития функционально-целевых систем к бизнес-системам.
Модель линии развития функционально-целевых систем
Схематично работу с линиями развитиями можно изобразить в соответствии с Рис. 2.
Рис. 2
Если законы развития систем не должны содержать в себе внутреннего противоречия, то в линии развития противоречие обязательно должно содержаться. Модель описания для каждой линии развития:
• Законы, лежащие в основе линии развития
• Противоречия требований в линии развития
• ИКР для линии развития - направление разрешения противоречия требований
• Шаги на линии (их должно быть не менее 3-х: удовлетворение одному требование, удовлетворение второму требованию, шаг в сторону ИКР для разрешения противоречия требований).
Пример линии развития для бизнес-систем
Авторы предлагают следующий комплекс линий развития для бизнеса.
Линии формирования организации (производитель и продавец):
В^.4.1. Линии формирования цепочек создания ценностей (ЦСЦ) в организации
В^.4.2. Линия формирования структуры организации
Линии продукта:
В^.4.3. Линия объектов бизнеса В^.4.4. Линия цены и оплаты В^.4.5. Линия ассортимента В^.4.6. Линия развития рынка В^.4.7. Линия развития покупателя
В качестве примера приведем описание Линии развития ассортимента продукта. Исходя из логики работы, описанной выше, последовательно опишем каждый из шагов. Так как в рамках данной статьи не приводится детального описания ЗРФЦС, опустим шаг 1 и сразу перейдем к формулированию противоречия.
Например, Противоречие требований линии: Ассортимент должен быть широкий, чтобы обеспечить и предвосхитить желания покупателя, и должен быть узкий, чтобы не отвлекать большие ресурсы производителя и продавца. Далее формулируем ИКР. Например, ИКР 1: Широкий ассортимент продуктов САМ создает возможность не отвлекать большие ресурсы производителя и продавца.
ИКР 2: Узкий ассортимент продуктов САМ обеспечивает и предвосхищает все желания покупателя.
Исходя из этого, мы можем сформулировать возможный более детальный вариант последовательности шагов линии развития ассортимента:
• Одиночный продукт, ассортимента нет
• Продукты со «сдвигом» характеристик и цены. Ассортиментные группы.
• Увеличение количества ассортиментных групп и их ценового диапазона.
•S Насыщение ассортимента. Полное покрытие выбранной ниши.
•S Партнерство поставщиков и производителей для регулирования ассортимента.
•S Формирование, структурирование и динамизация ассортиментной политики в зависимости от территории, места в магазине, сезонного периода и времени суток.
•S Вместо части ассортимента - их копии для определения спроса, анализ ассортимента конкурентов
•S Использование интернет-технологий для самостоятельного формирования пользователем необходимого набора ассортимента.
Движение по линиям развития на примере блога
Блоггинг является широко известным занятием, которое со временем превратилось в многомиллионный бизнес. Blog (Блог) = Web (интернет) + log (журнал событий) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые пользователем записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа (Рис. 3.)
Howdy, this is twenty-first ccntury computing... (Is it worth our patience?) I'm publishing tins, and I guess you're readin' this, in part
ISO w S RAM and a 120 HD It is currently being broadcast ftoru the depths
Рис. 3
Преимуществом данной активности является тот факт, абсолютно любой человек может вести свой блог на любую интересующую его (или его потенциальную аудиторию) тему. Читатели оценивают интересность/полезность статей, нажимая V, и оставляют комментарии, что увеличивает охват аудитории и в целом помогает автору блога корректировать свой контент в зависимости от реакции.
Важнейшим способом монетизации блога, что позволяет говорить о том, что это именно бизнес-система, является реклама, которая либо органично встроена в запись, либо добавляется отдельно, либо является встроенным инструментом хоста, на котором блог существует и др. (например, Рис. 4). В зависимости от количества читателей или просмотров условия и цена рекламы могут различаться; от этого зависит и успешность блогера-предпринимателя.
Легкие деньги
f Авторский W9 о меаеогке ■ чнтернпе Вятке и Щмк»
Рассмотрим тот путь, который может пройти блог на примере Линий развития, поименованных в предыдущем разделе.
Как создать свой блог в интернете бесплатно и заработать на нем—лучшие блоговые платформы
а*™.«™, .»ш а па а а
Рис. 4
BUS.4.1. Линии формирования цепочек создания ценностей (ЦСЦ) в организации
Противоречие: Разработка, производство, дизайн, затраты, реклама/бренд, система и место продаж должны быть собственными (чтобы контролировать ситуацию) и должны быть «чужими» (чтобы не тратить свои ресурсы).
Возможный путь к достижению ИКР:
• Вначале все функции (написание статьи, привлечение читателей, заключение договоров по рекламе и т. д.) выполняет автор блога.
• Затем к блогу подключаются профессиональные писатели, эксперты, маркетологи, специалисты по интернет-рекламе, юристы и т. п.
• Как правило, начинающему блогеру платят % с продаж рекламируемого товара или производят оплату за каждого приведенного клиента.
• Затем за рекламу начинают платить до её размещения в блоге (то есть до написания статьи).
BUS.4.2. Линия формирования структуры организации
Противоречие: Объединяться необходимо, чтобы экономить ресурсы для реализации той или иной функции, и объединяться нельзя, чтобы а) сохранить индивидуальность и собственную выгоду; б) не тратить ресурсы на создание и поддержание сообщества.
Возможный путь к достижению ИКР:
• Для более дешевого и эффективного привлечения Целевой аудитории авторы размещают свои блоги на тематических площадках (Например, Рис. 5).
Рис. 5
https://mag.auto.ru
Би8.4.3. Линия объектов бизнеса
Противоречие: Характеристики продукта должны быть стандартными/неизменными, чтобы проще было тиражирование и надежнее его восприятие, и должны быть персональными/изменяемыми для учета пожеланий покупателя. Объект бизнеса должен быть готовым, легкодоступным и должен быть уникальным, труднодоступным.
Возможный путь к достижению ИКР:
• По мере развития блога авторы могут начать рекламировать свой собственный товар. Например, пледы. (Рис. 6)
Рис. 6
BUS.4.4. Линия цены и оплаты
Противоречие: Цена должна быть высокая и должна быть низкая; стабильная и переменная. Оплата должна производиться до продажи (для производителя и продавца) и после продажи (для покупателя).
Возможный путь к достижению ИКР:
• Цена на рекламу может варьироваться от времени размещения, требуемой целевой аудитории или иных параметров.
• Могут формироваться тарифы на объем и тип рекламы.
• Блогеры могут организовывать взаимообмен рекламой.
• Также среди блогеров популярно продвижение чужих блогов (протежирование).
• Стоимость рекламы может различаться от площадки размещения статьи. Одна статья может размещаться на разных площадках.
Пример аналитики на Рис. 7.
Рис. 7
BUS.4.5. Линия ассортимента
Противоречие: Ассортимент должен быть широкий, чтобы обеспечить и подсказать желания покупателя, и должен быть узкий, чтобы не отвлекать большие ресурсы производителя и продавца.
Возможный путь к достижению ИКР:
•S Чем больше бизнес блога, тем больше экспертов участвует в написаниях статей и тем больше тематик статей.
•S Подключаются инструменты анализа аудитории для варьирования тематик по интересам.
BUS.4.6. Линия развития рынка
Противоречие: Рынок должен быть свободным и регулируемым, локальным и глобальным, стабильным и изменяющимся.
Возможный путь к достижению ИКР:
•S Тематики блогов практически ничем не ограничены. Развитие интересов общества способствует созданию новые направлений в блогинге.
•S Харизматичные блогеры с большим охватом аудитории могут сами создавать популярные тренды.
BUS.4.7. Линия развития покупателя
Противоречие: Покупателей должно быть мало, чтобы знать кому и что продавать, но и должно быть много, чтобы всегда увеличивать охват.
Возможный путь к достижению ИКР:
•S Чтобы выйти на международные рынки популярные блогеры переводят свои статьи на разные языки, размещаются на различных площадках.
•S Нейросети (и даже встроенные в браузер переводчики) позволяют автоматически переводить блоги на неродные для автора языки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема, представленная в данной статье, на сегодняшний день является недостаточно разработанной ввиду пока еще ограниченного количества примеров, которые бы помогли сформировать картотеку, доказывающие полную применимость подхода, описанного авторами в данной статье. Однако исходя из существующих примеров, авторы могут сделать вывод о возможности использования Общих законов и линий развития функционально-целевых систем к сфере бизнеса.
В планах на будущее у коллектива авторов:
• использование метода для формирования прогнозов на предприятиях различных секторов экономики;
• обобщение опыта применения метода и выявление «серых» зон использования метода;
• корректировка/дополнение уже рассмотренных линий развития для учета специфики конкретных направлений бизнеса.
Авторы будут благодарны за обратную связь и критику по описанной теме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер Г.С. О законах развития технических систем. - Баку, 20.01.1977
2. Рубин М.С., Мисюченко И.Л., Щедрин Н.А. Законы развития: от технических к функционально-целевым системам. - Москва, 30.01.2022