Научная статья на тему 'Законы развития функционально-целевых систем в бизнесе'

Законы развития функционально-целевых систем в бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ТРИЗ в развитии
Область наук
Ключевые слова
функционально-целевые системы / законы развития функциональноцелевых систем / линии развития бизнес-систем

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трантин Александр Владимирович, Рубин Михаил Семенович, Щедрин Николай Александрович

В статье на верхнем уровне раскрывается структура и особенности функционально-целевых систем. Кратко описаны общие законы и линии развития функционально-целевых систем, доказывается тезис, что бизнес-системы являются частным случаем функционально-целевых систем и подчиняются законам их развития. Показаны особенности законов и линий развития функционально-целевых систем для бизнеса. Описаны линии развития бизнес-систем. Новизна работы определяется в формировании комплексного подхода, демонстрирующего, что к бизнес-системам в полной мере применимы более общие законы и линии развития функционально-целевых систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трантин Александр Владимирович, Рубин Михаил Семенович, Щедрин Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законы развития функционально-целевых систем в бизнесе»

DOI: 10.24412/cl-37095-2023-1-167-173

Трантин А.В., Рубин М.С., Щедрин Н.А. Законы развития функционально-целевых систем в бизнесе

Аннотация. В статье на верхнем уровне раскрывается структура и особенности функционально-целевых систем. Кратко описаны общие законы и линии развития функционально-целевых систем, доказывается тезис, что бизнес-системы являются частным случаем функционально-целевых систем и подчиняются законам их развития. Показаны особенности законов и линий развития функционально-целевых систем для бизнеса. Описаны линии развития бизнес-систем. Новизна работы определяется в формировании комплексного подхода, демонстрирующего, что к бизнес-системам в полной мере применимы более общие законы и линии развития функционально-целевых систем.

Ключевые слова: функционально-целевые системы, законы развития функционально-целевых систем, линии развития бизнес-систем.

ВВЕДЕНИЕ

Тематике формирования и актуализации Законов развития, в первую очередь технических, систем посвящены работы широкого круга авторов. Несмотря на то, что Законы развития технических систем (ЗРТС), разработанные Г.С. Альтшуллером в 1977 году [1] стали фундаментом для формирования теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), ЗРТС и сейчас остается важнейшей составляющей и основой ТРИЗ. Законы позволяют не только исследовать процесс эволюции техники, но и строить прогнозы о направлениях этой эволюции. В рамках данной статьи авторы не ставят цели провести глубокий анализ существующих подходов и различных редакций ЗРТС (и других разновидностей законов и линий развития), а фокусируются на применимости Законов развития функционально-целевых систем, разработанных Рубиным М.С., Щедриным Н.А. и Мисюченко И.Л., к бизнес-системам [2].

Прежде чем переходить к Законам предварительно стоит остановиться на ряде определений, которые могут показать особенности описываемого подхода. Функционально-целевая система - это система, сформированная для выполнения комплекса полезных функций и достижения целей соответствии с требованиями надсистем и принципом действия данной системы. Функционально-целевая система формируется на основе самоорганизации, естественного или искусственного отбора, или в результате целенаправленных действий одной из надсистем. К функционально-целевым системам можно отнести биологические системы, технические системы, социальные, экономические, научные и другие системы. Таким образом, по своей сути функционально-целевые система является более универсальным термином, позволяющим авторам применять законы и линии к более широкому кругу явлений.

Комплексы ЗРТС не обладают необходимым уровнем обобщения, но зато имеется большая практика практического их применения для развития технических систем и решения изобретательских задач. Объединить обобщенность законов с их инструментальностью, по мнению авторов, можно при формулировании законов развития для функционально-целевых систем.

Суть этого подхода можно сформулировать в следующих основных тезисах:

- основным объектом описания в предлагаемом авторами комплексе законов являются не технические системы и их развитие, а развитие функционально-целевых систем

- ключевым в описании развития функционально-целевых систем будет не главная полезная функция того или иного объекта, а его принцип действия, подразумевающий не одну функцию, а их комплекс, характерный для этого объекта

- комплекс законов развития функционально-целевых систем (ЗРФЦС) будет содержать законы, следствия из законов и линии развития систем

- предложено использовать не только линии развития систем, но и плоскости развития (сочетание двух линий развития в качестве осей плоскости) и пространства развития (сочетание трех и более линий развития в качестве осей пространства развития).

Закон развития функционально-целевой системы (ЗРФЦС) - это объективный закон, в котором описано устойчивое направление эволюции функционально-целевой системы, обеспечивающее повышение ее конкурентоспособности на уровне системного филогенеза.

Законы развития функционально-целевых систем внутренне не противоречивы. Каждый закон может иметь уточнения в виде следствий из закона. На основе ЗРФЦС формулируются линии развития функционально-целевых систем, разрабатываются методики анализа функционально-целевых систем и прогнозирования их развития. Иерархия комплекса ЗРФЦС построена на верховенстве закона стремления к идеальности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОВ И ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ В БИЗНЕСЕ

Исходя из существующих методов, которые могут быть применены для формирования законов и линий развития в бизнесе, авторы выделяют 3 способа (Рис.1).

Рис. 1

Каждый из указанных способов обладает своими плюсами и минусами. Например, прямой перенос ЗРТС в сферу бизнеса выглядит достаточно просто, однако, здесь не учитывается тот факт, что бизнес - это сложная социотехническая система, которая кардинально отличается от простой ТС. Второй способ, предусматривающий работу с картотеками изобретений, как изначально и разрабатывалась ТРИЗ, выглядит наиболее доктринально верным, однако, довольно проблематичным ввиду того, что это потребует колоссальных временных затрат, разработке метода работы с картотекой и т. д. Исходя из вышеизложенного, авторы в своем исследовании решили пойти по третьему пути и применили с соответствующей детализацией Общие законы и линии развития функционально-целевых систем к бизнес-системам.

Модель линии развития функционально-целевых систем

Схематично работу с линиями развитиями можно изобразить в соответствии с Рис. 2.

Рис. 2

Если законы развития систем не должны содержать в себе внутреннего противоречия, то в линии развития противоречие обязательно должно содержаться. Модель описания для каждой линии развития:

• Законы, лежащие в основе линии развития

• Противоречия требований в линии развития

• ИКР для линии развития - направление разрешения противоречия требований

• Шаги на линии (их должно быть не менее 3-х: удовлетворение одному требование, удовлетворение второму требованию, шаг в сторону ИКР для разрешения противоречия требований).

Пример линии развития для бизнес-систем

Авторы предлагают следующий комплекс линий развития для бизнеса.

Линии формирования организации (производитель и продавец):

В^.4.1. Линии формирования цепочек создания ценностей (ЦСЦ) в организации

В^.4.2. Линия формирования структуры организации

Линии продукта:

В^.4.3. Линия объектов бизнеса В^.4.4. Линия цены и оплаты В^.4.5. Линия ассортимента В^.4.6. Линия развития рынка В^.4.7. Линия развития покупателя

В качестве примера приведем описание Линии развития ассортимента продукта. Исходя из логики работы, описанной выше, последовательно опишем каждый из шагов. Так как в рамках данной статьи не приводится детального описания ЗРФЦС, опустим шаг 1 и сразу перейдем к формулированию противоречия.

Например, Противоречие требований линии: Ассортимент должен быть широкий, чтобы обеспечить и предвосхитить желания покупателя, и должен быть узкий, чтобы не отвлекать большие ресурсы производителя и продавца. Далее формулируем ИКР. Например, ИКР 1: Широкий ассортимент продуктов САМ создает возможность не отвлекать большие ресурсы производителя и продавца.

ИКР 2: Узкий ассортимент продуктов САМ обеспечивает и предвосхищает все желания покупателя.

Исходя из этого, мы можем сформулировать возможный более детальный вариант последовательности шагов линии развития ассортимента:

• Одиночный продукт, ассортимента нет

• Продукты со «сдвигом» характеристик и цены. Ассортиментные группы.

• Увеличение количества ассортиментных групп и их ценового диапазона.

•S Насыщение ассортимента. Полное покрытие выбранной ниши.

•S Партнерство поставщиков и производителей для регулирования ассортимента.

•S Формирование, структурирование и динамизация ассортиментной политики в зависимости от территории, места в магазине, сезонного периода и времени суток.

•S Вместо части ассортимента - их копии для определения спроса, анализ ассортимента конкурентов

•S Использование интернет-технологий для самостоятельного формирования пользователем необходимого набора ассортимента.

Движение по линиям развития на примере блога

Блоггинг является широко известным занятием, которое со временем превратилось в многомиллионный бизнес. Blog (Блог) = Web (интернет) + log (журнал событий) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые пользователем записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа (Рис. 3.)

Howdy, this is twenty-first ccntury computing... (Is it worth our patience?) I'm publishing tins, and I guess you're readin' this, in part

ISO w S RAM and a 120 HD It is currently being broadcast ftoru the depths

Рис. 3

Преимуществом данной активности является тот факт, абсолютно любой человек может вести свой блог на любую интересующую его (или его потенциальную аудиторию) тему. Читатели оценивают интересность/полезность статей, нажимая V, и оставляют комментарии, что увеличивает охват аудитории и в целом помогает автору блога корректировать свой контент в зависимости от реакции.

Важнейшим способом монетизации блога, что позволяет говорить о том, что это именно бизнес-система, является реклама, которая либо органично встроена в запись, либо добавляется отдельно, либо является встроенным инструментом хоста, на котором блог существует и др. (например, Рис. 4). В зависимости от количества читателей или просмотров условия и цена рекламы могут различаться; от этого зависит и успешность блогера-предпринимателя.

Легкие деньги

f Авторский W9 о меаеогке ■ чнтернпе Вятке и Щмк»

Рассмотрим тот путь, который может пройти блог на примере Линий развития, поименованных в предыдущем разделе.

Как создать свой блог в интернете бесплатно и заработать на нем—лучшие блоговые платформы

а*™.«™, .»ш а па а а

Рис. 4

BUS.4.1. Линии формирования цепочек создания ценностей (ЦСЦ) в организации

Противоречие: Разработка, производство, дизайн, затраты, реклама/бренд, система и место продаж должны быть собственными (чтобы контролировать ситуацию) и должны быть «чужими» (чтобы не тратить свои ресурсы).

Возможный путь к достижению ИКР:

• Вначале все функции (написание статьи, привлечение читателей, заключение договоров по рекламе и т. д.) выполняет автор блога.

• Затем к блогу подключаются профессиональные писатели, эксперты, маркетологи, специалисты по интернет-рекламе, юристы и т. п.

• Как правило, начинающему блогеру платят % с продаж рекламируемого товара или производят оплату за каждого приведенного клиента.

• Затем за рекламу начинают платить до её размещения в блоге (то есть до написания статьи).

BUS.4.2. Линия формирования структуры организации

Противоречие: Объединяться необходимо, чтобы экономить ресурсы для реализации той или иной функции, и объединяться нельзя, чтобы а) сохранить индивидуальность и собственную выгоду; б) не тратить ресурсы на создание и поддержание сообщества.

Возможный путь к достижению ИКР:

• Для более дешевого и эффективного привлечения Целевой аудитории авторы размещают свои блоги на тематических площадках (Например, Рис. 5).

Рис. 5

https://mag.auto.ru

Би8.4.3. Линия объектов бизнеса

Противоречие: Характеристики продукта должны быть стандартными/неизменными, чтобы проще было тиражирование и надежнее его восприятие, и должны быть персональными/изменяемыми для учета пожеланий покупателя. Объект бизнеса должен быть готовым, легкодоступным и должен быть уникальным, труднодоступным.

Возможный путь к достижению ИКР:

• По мере развития блога авторы могут начать рекламировать свой собственный товар. Например, пледы. (Рис. 6)

Рис. 6

BUS.4.4. Линия цены и оплаты

Противоречие: Цена должна быть высокая и должна быть низкая; стабильная и переменная. Оплата должна производиться до продажи (для производителя и продавца) и после продажи (для покупателя).

Возможный путь к достижению ИКР:

• Цена на рекламу может варьироваться от времени размещения, требуемой целевой аудитории или иных параметров.

• Могут формироваться тарифы на объем и тип рекламы.

• Блогеры могут организовывать взаимообмен рекламой.

• Также среди блогеров популярно продвижение чужих блогов (протежирование).

• Стоимость рекламы может различаться от площадки размещения статьи. Одна статья может размещаться на разных площадках.

Пример аналитики на Рис. 7.

Рис. 7

BUS.4.5. Линия ассортимента

Противоречие: Ассортимент должен быть широкий, чтобы обеспечить и подсказать желания покупателя, и должен быть узкий, чтобы не отвлекать большие ресурсы производителя и продавца.

Возможный путь к достижению ИКР:

•S Чем больше бизнес блога, тем больше экспертов участвует в написаниях статей и тем больше тематик статей.

•S Подключаются инструменты анализа аудитории для варьирования тематик по интересам.

BUS.4.6. Линия развития рынка

Противоречие: Рынок должен быть свободным и регулируемым, локальным и глобальным, стабильным и изменяющимся.

Возможный путь к достижению ИКР:

•S Тематики блогов практически ничем не ограничены. Развитие интересов общества способствует созданию новые направлений в блогинге.

•S Харизматичные блогеры с большим охватом аудитории могут сами создавать популярные тренды.

BUS.4.7. Линия развития покупателя

Противоречие: Покупателей должно быть мало, чтобы знать кому и что продавать, но и должно быть много, чтобы всегда увеличивать охват.

Возможный путь к достижению ИКР:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•S Чтобы выйти на международные рынки популярные блогеры переводят свои статьи на разные языки, размещаются на различных площадках.

•S Нейросети (и даже встроенные в браузер переводчики) позволяют автоматически переводить блоги на неродные для автора языки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема, представленная в данной статье, на сегодняшний день является недостаточно разработанной ввиду пока еще ограниченного количества примеров, которые бы помогли сформировать картотеку, доказывающие полную применимость подхода, описанного авторами в данной статье. Однако исходя из существующих примеров, авторы могут сделать вывод о возможности использования Общих законов и линий развития функционально-целевых систем к сфере бизнеса.

В планах на будущее у коллектива авторов:

• использование метода для формирования прогнозов на предприятиях различных секторов экономики;

• обобщение опыта применения метода и выявление «серых» зон использования метода;

• корректировка/дополнение уже рассмотренных линий развития для учета специфики конкретных направлений бизнеса.

Авторы будут благодарны за обратную связь и критику по описанной теме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер Г.С. О законах развития технических систем. - Баку, 20.01.1977

2. Рубин М.С., Мисюченко И.Л., Щедрин Н.А. Законы развития: от технических к функционально-целевым системам. - Москва, 30.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.