Б01: 10.24412/С1-37095-2023-1-151-166
Петров В.М., Петров Д.
Использование закономерности эволюции систем для решения бизнес-задач
Аннотация. Последние происходящие события в мире существенно влияют на развитие бизнес-экосистемы в мире. Война в Украине, изменение логистических цепочек, энергетический кризис и другие процессы создают для бизнеса неопределённые условия для развития и даже существования. Все более остро поднимается вопрос об инструментах, которые позволят владельцам компаний и управленцам принимать быстрые и правильные решения. Неоднократно доказано, как инструменты ТРИЗ помогают находить противоречия, создавать инновации и решать сложные бизнес-задачи. Но также остро стоит вопрос в развитии компаний, создании будущего состояния и прогнозировании. Эти вопросы тесно связаны с готовностью компании инвестировать в правильные направления.
В данной статье авторы предлагают расширить набор инструментов и применить закономерности эволюции систем не только для решения бизнес-задач, но и для развития бизнеса и компаний в целом.
Ключевые слова: ТРИЗ, бизнес-задачи, закономерности развития бизнес-систем.
1. ВВЕДЕНИЕ
Нет необходимости говорить о тех трудностях, с которыми сталкивается бизнес в последнее время. С каждым годом растет конкуренция, появляются новые вызовы, ограничения и другие дестабилизирующие факторы.
Несколько лет назад нами было показано, как инструментарий ТРИЗ помогает решать бизнес-задачи и находить пути развития. Но мало внимания мы уделили законам и закономерностям развития систем. Поскольку эти инструменты эффективны в поиске быстрого решения бизнес-задач, они заслуживают отдельного изучения и дальнейшего применения.
Разработка законов развития технических систем (ЗРТС) велась уже достаточно давно. Первую, известную авторам, работу по законам развития техники написал Г. Гегель в параграфе «Средство» работы «Наука логики» [1]. «Техника механическая и химическая потому и служит целям человека, что ее характер (суть) состоит в определении ее внешними условиями (законами природы)».
В 1843 г. В. Шульц описал прототип закона полноты частей системы. Он писал, что «можно провести границу между орудием и машиной: заступ, молот, долото и т. д., системы рычагов и винтов, для которых, как бы искусно они ни были сделаны, движущей силой служит человек ... все это подходит под понятие орудия; между тем плуг с движущей его силой животных, ветряные мельницы следует причислить к машинам» [2].
Чуть позже некоторые законы развития техники были описаны К. Марксом и Ф. Энгельсом.
К. Маркс описал эти законы в разделе «Развитие машин» [3, с. 382-396]: «... различие между орудием и машиной устанавливают в том, что при орудии движущей силой служит человек, а движущая сила машины - сила природы, отличная от человеческой силы, например, животное, вода, ветер и т. д.» [3, с. 383]. Далее К. Маркс пишет: «Всякое развитое машинное устройство состоит из трех существенно различных частей: машины-двигателя, передаточного механизма, наконец, машины-орудия, или рабочей машины. Машина-двигатель действует как движущая сила всего механизма. Она или сама передает свою двигательную силу или как паровая машина, калорическая машина, электромагнитная машина и т. д., или же получает импульс извне, от какой-либо готовой силы природы, как водяное колесо от падающей воды, крыло ветряка от ветра и т. д. Передаточный механизм, состоящий их маховых колес, подвижных валов, шестерен, эксцентриков, стержней, передаточных лент, ремней, промежуточных приспособлений и принадлежностей
самого разного рода, регулируют движения, изменяет, если это необходимо, его форму, например, превращает из перпендикулярного в круговое, распределяет его и переносит на рабочие машины. Обе эти части механизма существуют только затем, чтобы сообщить движение машине-орудию, благодаря чему она захватывает предмет труда и целесообразно изменяет его. ... Первоначально «машина-орудие» (рабочая машина) представляла в очень измененной форме, все те же аппараты и орудия, которыми работают ремесленник или мануфактурный рабочий, но это уже орудия не человека, а орудия механизма, или механические орудия» [3, с. 383-384].
Некоторые дополнительные материалы можно найти в работах Ф. Энгельса по истории развития военной техники и ведения воин. Это работы 1860-1861 гг., в частности: «О нарезной пушке», «История винтовки», «Оборона Британии», «Французская легкая пехота» и др. [4]. Некоторые зачатки законов развития техники и ее взаимодействия с человеком и обществом изложены в работах К. Маркса [5].
Определенным вкладом в понимание техники и ее законов было создание «философии техники» [6]. Этот термин ввел немецкий ученый Эрнст Капп. В 1877 г. он выпустил книгу «Основные линии философии техники» [7]. Основное развитие этого течения проходило в начале XX в. Развитием «философии техники» занимались немецкие ученые Ф. Дессауер [8], М. Эйт [8], М. Шнейдер [9] и др. В России эту тематику разрабатывал П. К. Энгельмейер. В 1911 году он выпустил книгу «Философия техники» [10]. Все эти работы обсуждали теоретические и социальные проблемы техники и технического прогресса.
П. К. Энгельмейер в первом выпуске «Философия техники» дает обзор идей о технике, во втором показывает связь техницизма с философией, а последние два выпуска посвящены человеческой деятельности и техническому творчеству.
Вопросами истории техники, классификации и определения понятий техники занимались многие ученые в различных странах: К. Туссман [11] и И. Мюллер [12] (в Германии), В. И. Свидерский [13], А. А. Зворыкин [14], И. Я. Конфедератов [15], С. В. Шухардин [16] (в России) и др. В 1962 г. был выпущен фундаментальный труд по истории техники [17]. Вопросы философии науки и техники изложены в книге с аналогичным названием [18].
На основе изучения истории техники К. Маркс сформулировал некоторые законы развития техники [18]: Закон возникновения и возрастания потребностей; Закон ускоренного развития средств производства; Закон непрерывного развития новых видов промышленности.
Различные ученые описывали требования к разработке техники и технических наук. Делались попытки классификации законов и закономерностей техники. К ним относятся работы Дж. Бернала [19], Д. Киллефера [20], Я. Клаучо и Е. Дуды, Л. Тондла [21], И. Мюллера, Д. Тейхмана [22], К. Тессмана [23], Л. Штирибинга [24], Б. М. Кедрова [25], О. Д. Симоненко [26], В. М. Розина [27].
Философ В. П. Рожин выделял два вида законов развития любых систем [28]: Законы структуры и функционирования систем; Законы развития систем.
Таким образом, можно сказать, что первая группа законов нужна для построения системы и ее системного функционирования, а вторая - определяет, как будет развиваться система. На наш взгляд, это наиболее правильное представление.
Ю. С. Мелещенко создал наиболее фундаментальный труд того времени по закономерностям развития техники [29]. Исследователь выделил две основные и наиболее крупные группы законов и закономерностей: Законы структуры и функционирования техники; Законы развития техники.
Кроме того, Ю. С. Мелещенко [29] выделяет две крупные группы закономерностей развития техники:
1. Внутренние закономерности развития техники (система самой техники).
2. Внешние закономерности развития техники. Закономерности развития техники, складывающиеся в результате ее взаимодействия с другими общественными явлениями (система общества в целом).
Систему законов техники разработал А. И. Половинкин [30]. Он их разделяет на две группы: законы строения технических объектов и законы развития техники.
Закономерности эволюции антропогенных (искусственных) систем описал в своей монографии Е. М. Балашов [31].
Более детально с этим можно ознакомиться в работе В. Петрова [32].
Дж. Дисксон [33] показывает, как можно проектировать системы без применения законов развития технических систем (ЗРТС).
Впервые систему ЗРТС разработал Г. Альтшуллер [34]. Он описал способы прогнозирования развития технической системы в будущем. Б. Злотин и А. Зусман [35], использовав систему (ЗРТС) Г. Альтшуллера, создали цепочки закономерностей развития технических систем. На основе приведенных выше работ В. Петров разрабатывал свою систему законов и закономерностей развития систем (с 1984 г), постоянно ее совершенствуя, которая в окончательном виде изложена в [36]. В этой работе он показал на большом количестве примеров из разных областей знаний, как можно развивать системы.
Закономерности развития коллективов изложили Б. Злотин, А. Зусман и Л. Каплан [37]. Закономерности развития творческой личности описали Г. Альтшуллер и И. Верткин [38]. Д. Манн [39] описал применение законов в бизнесе. Teong San Yeoh [40] описал применение различных инструментов ТРИЗ в бизнесе и менеджменте. Это интересные попытки, но, к сожалению, пока мало примеров в использовании закономерностей для решения бизнес-задач.
В данной статье авторы предлагают расширить набор инструментов и применить закономерности эволюции систем не только для решения бизнес-задач, но и для развития бизнеса и компаний в целом. Мы будем рассматривать только некоторые из закономерностей эволюции систем [36]:
1. Закономерность изменения степени идеальности систем;
2. Закономерность изменения степени управляемости и динамичности систем;
3. Закономерность перехода в надсистему и подсистему.
2. Закономерность изменения степени идеальности системы
Закономерность изменения степени идеальности является основной из закономерностей эволюции систем.
Закономерность изменения степени идеальности включает две закономерности:
1) закономерность увеличения степени идеальности;
2) закономерность уменьшения степени идеальности (анти-идеальность - тенденция уменьшения идеальности).
2.1. Общие понятия закономерности увеличения степени идеальности
Закономерность изменения степени идеальности является основной из закономерностей эволюции систем. Г. С. Альтшуллер писал: «Понятие об идеальной машине - одно из фундаментальных для всей методики изобретательства».
Общее направление развития систем определяется законом увеличения степени идеальности. Это самый главный закон эволюции систем. Г. С. Альтшуллер сформулировал это закон следующим образом:
Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности.
Мы незначительно изменили эту формулировку:
Закон увеличения степени идеальности заключается в том, что любая система в своем развитии стремится стать идеальнее.
Общее направление развития систем определяется закономерностью увеличения степени идеальности. Это самая главная закономерность эволюции систем.
Закономерность увеличения степени идеальности заключается в том, что любая система в своем развитии стремится стать идеальнее.
Одно из направлений увеличения степени идеальности - это максимальное уменьшение избыточности. Под уменьшением избыточности понимается уменьшение функциональной и структурной избыточности.
Уменьшение функциональной избыточности означает максимально возможное уменьшение дополнительных функций, такое, чтобы оно не отразилось на выполнении главной функции системы, т. е. функциональность системы выполнялось бы на том же или лучшем уровне.
Уменьшение структурной избыточности предусматривает уменьшение «лишних» частей и связей в системе. При этом система должна не только остаться работоспособной, но и не должна пострадать функциональность - она должна выполняться на том же или лучшем уровне.
Уменьшение избыточности может осуществляться использованием закономерности свертывания.
Пример. Кризис в компании.
Когда во время кризиса в компании консалтинговые компании (Большая четверка: E&Y, PWC, Deloitte, KPMG и др.) предлагают убрать несколько ступеней управленцев, т. е. убрать несколько звеньев между исполнителями и ТОП-менеджментом. Таким образом компания уменьшает функциональную избыточность, убирает дополнительные функции (в данном случае: функции по управлению).
2.2. Виды степеней идеализации системы
Условно можно выделить четыре степени идеализации системы:
1. Система должна появляться в нужный момент в нужном месте;
2. Самоисполнение;
3. Идеальная система - функция;
4. Функция становится не нужной.
2.2.1. Система должна появляться в нужный момент в нужном месте
Идеальная система должна появляться в нужный момент в необходимом месте и
нести полную (100 %) расчетную нагрузку.
В остальное (не рабочее) время этой системы быть не должно (она должна исчезнуть) или выполнять другую полезную работу (функцию).
Нужное действие должно появляться в нужный момент в необходимом месте или при необходимом условии.
Приведем пример идеального воздействия (процесса), совершаемого в нужном месте в нужный момент, не причиняя вреда окружению.
Пример. Банковская карта
Банковские карты часто теряются или номера попадают в руки мошенников. Платежные карты Apple Pay, Google Pay появляются в вашем телефоне во время того, когда нужно сделать платеж.
Предмет или объект должен появиться только в нужный момент в необходимом месте.
Пример. Аутсорсинг услуг
Сейчас очень популярен аутсорсинг ИТ услуг. Компания не держит у себя ИТ специалистов, но нанимает стороннюю компанию для оказания ИТ услуг. Таким образом разработчик (или в конечном счете услуга) появляется в нужный момент в нужном месте.
2.2.2. Самоисполнение
Идеальная система должна выполнять все процессы (действия) самостоятельно (САМА) без участия человека.
Пример. Роботизация процессов
Компания UiPath стала европейским «единорогом» (т. е. стартапом с капитализацией 1 млрд USD), так как предложила рынку решения по роботизации бизнес-процессов.
Кибернетизация труда избавляет человека от управления процессом. Более высокие степени кибернетизации - автоматизация (компьютеризация) мыслительной деятельности. Иногда этот процесс называют интеллектуализацией.
Пример. Google Assistant.
Вы можете поставить задачу, например, забронировать ресторан или парикмахера, и ассистент сам найдет место, позвонит в заведение и забронирует столик или услугу.
Идеальная информация появляется САМА, в нужный момент в нужном месте, без затрат времени и усилий на ее поиск.
Пример. Рекламный бизнес
Иногда люди удивляются, стоит им обсудить какой-то вопрос (покупки, поездки etc.), положив с собой рядом телефон, как потом поисковая система будет давать адресные рекомендации. Здесь нет ничего удивительного: даже если телефон не активен, микрофон может «слышать» разговор и потом уже делать рекомендации.
2.2.3. Идеальная система - функция
Идеальной системы быть не должно, а ее работа должна выполняться как бы сама собой, по мановению «волшебной палочки».
Функция должна выполняться без средств.
Идеальная система - это система, которой не существует - ее нет, а ее функции выполняются в нужный момент времени, в необходимом месте (причем в это время система несет 100% расчетную нагрузку), по необходимому условию, не затрачивая на это веществ, энергии, времени и финансов.
Пример. Облачные решения Гугл.
Компании размещают свои приложения в Облаке Гугл. При появлении большего количества пользователей количество ресурсов (необходимых серверов) увеличивается пропорционально. Как только количество пользователей уменьшается, ненужные ресурсы просто отключаются. Для компании, которая покупает услугу Гугл, серверов не существует, и они появляются при необходимости.
Таким образом, идеальная система должна выполнять полезные функции в нужный момент времени, в необходимом месте, по необходимому условию, иметь нулевые затраты и не иметь нежелательных эффектов.
Использование информации не относится к затратам, если не требуется финансовых затрат. Система тем идеальнее, чем больше она использует бесплатной информации.
Тенденция: материальная система заменяется виртуальной или программным обеспечением.
Пример. Крипто-валюта
Крипто-валюта стала альтернативной заменой фиатных валют. Сейчас в ряде стран разрешена покупка товаров и услуг за Биткоин.
Идеальная информация - информация которой нет, а выполняется только ее функция - действие, процесс, который должны происходить с использованием данной информации. Например, принято решение, для которого собиралась данная информация.
2.2.4. Функция становится не нужной
Предельная степень идеализации — отказ от функции - функция становится не нужной.
Пример. Вызов такси
Ранее при вызове такси, клиент пользовался услугами диспетчера (который подсказывал, где авто, когда нужно выходить из дома и т. д.). С появлением приложения Uber функция диспетчера стала не нужной.
2.3. Антиидеальность
Антиидеальность - тенденция, противоположная закономерности увеличения степени идеальности, т. е. тенденция уменьшения степени идеальности.
В антиидеальной системе количество функций стремится к 1, а для достижения поставленной цели не считаются с затратами времени и средств. Антиидеальная система может причинять вред. Часто в антиидеальной системе стремятся осуществить максимально возможное качество выполнения функции.
Антиидеальность - это суперизбыточность.
Антиидеальные системы характерны для достижения политических и военных целей, для создания военной техники и средств безопасности, в частности, для борьбы с террором, для создания уникальных объектов и престижа.
Войны - уникальный пример антиидеальности, так как иллюстрирует одновременно очень большие затраты и нанесение колоссального вреда. Уникальные объекты, предметы роскоши и престижа, помимо их основного назначения, также можно рассматривать как примеры антиидеальности, особенно если учесть затраченные на их создание материальные и людские ресурсы.
Пример. Крах компании Enron
Компания Enron была лидером энергетического рынка. ТОП менеджеры компании пользовались частными самолетами, получали большие премии и таким образом показывали высокий статус компании. В 2007 г. компания стала банкротом.
Таким образом, закономерность антиидеальности проявляется при достижении целей, где не считаются с затратами или причинением вреда. Развитие товаров массового производства и массовых технологий подчиняется закону стремления к идеальной системе.
3. Закономерность изменения степени управляемости и динамичности системы
3.1. Общие понятия
Закономерность изменения степени управляемости и динамичности является основной из закономерностей эволюции систем.
Эта закономерность содержит две тенденции: увеличения и уменьшения управляемости и динамичности (рис. 1).
Рис. 1. Закономерность изменения степени управляемости и динамичности систем
Основная из этих тенденций - это увеличение управляемости и динамичности. Вторая тенденция - вспомогательная.
Увеличение управляемости и динамичности - две взаимосвязанные тенденции, позволяющие увеличить степень идеальности системы.
• Более идеальная система должна быть более управляемой и более динамичной.
• Более управляемая система должна быть более динамичной.
• Динамичная система может приспосабливаться к внешним и внутренним изменениям, меняя свои параметры, структуру и функции:
- в пространстве;
- во времени;
- по условию.
Закономерность увеличения степени управляемости и динамичности заключается в том, что любая система в своем развитии стремится стать более управляемой и боле динамичной, т. е. система должна повышать свою степень управляемости и динамичности.
3.2. Закономерность увеличения степени управляемости
3.2.1. Общая тенденция
Развитие системы идет в направлении увеличения степени управляемости. Система может быть управляемой тогда и только тогда, когда она содержит в себе элементы и связи между ними, способные воспринимать управляющие сигналы, преобразовывать их в управляющие воздействия и адекватно воспринимать информацию о внутренних изменениях в системе и внешних воздействиях на нее. Это свойство часто называют отзывчивостью.
Общая тенденция увеличения степени управляемости (рис. 2) - переход:
• от неуправляемой к управляемой системе;
• неавтоматического (ручного) управления к автоматическому;
• непосредственного управления к дистанционному;
• от центрального управления к распределенному и самоорганизующемуся управлению (управление сетями).
Рис. 2. Общая тенденция увеличения степени управляемости
Рассмотрим примеры на каждый переход.
• от неуправляемой к управляемой системе;
Пример. Стартап
Стартап является неуправляемой (или малоуправляемой) системой. Когда стартап получает инвестиции, инвесторы часто рекомендуют взять управленца, чтобы компания и процессы стали более управляемыми. Так в компании Гугл появился Эрик Шмидт.
• неавтоматического (ручного) управления к автоматическому;
Пример. Компания SAP
Компания SAP заработала миллионы долларов на программном продукте по автоматизированию финансовых, бизнес-процессов и управлению ресурсами компании.
• непосредственного управления к дистанционному;
Пример. Пандемия
В начале пандемии менеджерам было сложно управлять людьми дистанционно, но теперь бизнес-процессы поменялись таким образом, что практически любые команды стали распределенными, а управление - дистанционным.
• от центрального управления к распределенному и самоорганизующемуся управлению (управление сетями).
Пример. Принцип работы транснациональной корпорации
Главный офис компании, например, находится в США. Но бизнес построен таким образом, что в каждой стране есть отдельный офис, который ведет работу по правилам, но тем не менее не управляется Головным офисом.
Закономерность увеличения степени управляемости также называют закономерностью вытеснения человека из системы, так как увеличение управляемости системы уменьшает степень участия человека в работе системы.
Раньше мы рассматривали следствия этой закономерности при рассмотрении степеней идеализации:
• система появляется в нужный момент в нужном месте, по необходимому условию;
• система все делает сама - самоисполнение (рис. 3):
- механизация;
- автоматизация;
- кибернетизация (интеллектуализация).
Рис. 3. Уменьшение участия человека в работе системы
Пример. Сбор урожая
Сначала сбор урожая происходил механическим путем, далее автоматизировался. Но компания Tevel Aerobotics Technologies предложила использовать дроны и систему ИИ для определения спелости фрукта и сбора урожая (https://crispy.news/2021/09/20/technology/drony-sobirajut-frukty-v-izraile/).
Пример. Добыча руды
Компания Гленкор использует на своих предприятиях решения автоматического управления процессом, при попадании руды на конвейер, процесс дробления, измельчения руды, добавления химических реактивов и так далее происходит автоматически.
Пример Добыча руды (оптимизация)
Для оптимизации процесса получения руды используется ИИ, который умеет определять качество руды и в зависимости от различных показателей оптимизирует процесс добавления химических реактивов, повторной обработки и т. д.
Тенденцию самоисполнения еще называют как уменьшение участия человека в работе системы или вытеснения человека из системы.
Сначала человека вытесняют (заменяют) на уровне рабочего органа, затем на уровне источника и преобразователя вещества, энергии и информации, далее на уровне связей и наконец, на уровне системы управления, к которым относятся автоматизация и кибернетизация (рис. 4).
Рис. 4. Вытеснение человека из системы
Пример. Компания Sandvik Компания Sandvik - разработка автономного решения для добычи руды. Сначала машиной управляет оператор, а система ИИ запоминает действия. Далее система может работать автономно и/или под присмотром оператора (https://www.mining-technology.com/news/sandvik-exyn-partner-autonomous-mining-solutions/).
Тенденция перехода от неуправляемой к управляемой системе показана на рис. 5. Она представляет собой:
Переход от неуправляемой системы к управлению по разомкнутому контуру, затем к переходу к системе с обратной связью, к адаптивной (самонастраивающейся) системе, к самообучаемой и самоорганизующейся системе и, наконец, к саморазвивающейся и самовоспроизводящей системе.
Рис. 5. Переход от неуправляемой системы к управляемой
Пример: ИТ решения
Компании все больше используют решения ИИ (как производные чат-боты, голосовые помощники и т. д).
Один из крупнейших ритейлеров в Европе (оперирует в 20 странах) имел задачу улучшения качества обслуживания клиентов (снизить отток, и т. д). Один из каналов обслужива-
ния - контакт центр, куда обращаются клиенты. Для увеличения качества нужно больше агентов контакт-центра, что увеличивает затраты компании.
Используя данную закономерность, компания решила не увеличивать количество агентов, а внедрить решение с виртуальными помощниками: чат-бот, голосовой помощник, автоматизированный контакт-центр. Таким образом компания увеличила показатель удовлетворенности клиентов на 25%, а расходы сократила на 20%.
3.3. Уменьшение степени управляемости
Закономерность уменьшения степени управляемости указывает на тенденцию создания простых приспособлений без механизации и автоматизации. Эта закономерность противоположена закономерности увеличения степени управляемости.
Пример Webex (сейчас продукт Cisco)
Компания Cisco является одним из ведущих производителей решений для видеоконференции, но компания опаздывала с решением для персональных компьютеров. В это время уже были известны решения Google Meet, MS Teams и другие. Компания создала подразделение для разработки данного программного продукта. Далее для сокращения издержек и репутационного риска (в случае неудачного продукта), компания вывела данное подразделение в отдельную компанию, тем самым уменьшив степень управляемости на компанию и разработку. Как только продукт стал успешным, компания Cisco купила Webex.
4. Закономерность увеличения степени динамичности
4.1. Общая тенденция
Развитие системы идет в направлении увеличения степени динамичности.
Динамичная система может изменять свои параметры, структуру (в частности форму), алгоритм, принцип действия и функции, чтобы наиболее эффективно достичь поставленной цели и удовлетворить потребность. Динамическая система в своем развитии может менять так же цель и потребность, приспосабливаясь к внешним и внутренним изменениям.
Изменения могут происходить:
- во времени;
- по условию.
Следствия из закона:
1. Статические системы стремятся стать динамическими;
2. Системы развиваются в сторону увеличения степени динамичности.
Приведем пример на увеличения степени динамичности.
Пример. Amazon Web Services
Компании меняют свои бизнес-процессы, стратегии и даже цели. Компания Амазон была создана как площадка для продажи подержанных книг. Сейчас это №1 по электронной коммерции, а подразделение Amazon Web Services является мировым лидером предоставления облачных услуг.
4.2. Основная линия увеличения степени динамичности
Увеличение динамичности происходит изменением динамичности параметров, структуры, алгоритма и принципа действия, функции, потребности и цели, которое может происходить во времени, в пространстве и по условию.
Степень динамичности увеличивается переходом от изменения динамичности параметров к изменению динамичности структуры, алгоритма, принципа действия, функции, потребности и цели.
Основная линия увеличения степени динамичности показана на рис. 6.
Изменение параметров системы - это наиболее простой способ увеличения степени динамичности системы с целью ее адаптации к внутренним и внешним изменениям.
Изменяться может любой параметр системы, например, цель компании (миссия, направление основной деятельности, продукт и т. д.), рынок или потребители (напр., ранее это был В2В, теперь В2С и наоборот), конкуренция и партнерство (компании могут объединиться для решения общей задачи).
^ Изменение динамичности ^
Рис. 6. Линия увеличения степени динамичности
Увеличение степени динамичности системы может осуществляться путем изменения структуры системы - это более сложный способ сделать систему динамичной, чем изменение параметров. Под изменением структуры мы понимаем и изменение формы объекта.
Пример. Компания IBM
Компания IBM была лидером производства персональных компьютеров. Но эта линейка бизнеса была продана, и компания сфокусировалась на предоставлении ИТ услуг.
Увеличение степени динамичности системы может осуществляться путем изменения алгоритма работы.
Пример. Компания Marvel
Компания Marvel была одним из ведущих поставщиков комиксов. Сейчас - одна из основных бизнес-компаний в киноиндустрии.
Увеличение степени динамичности системы может осуществляться путем изменения ее принципа действия.
Пример. Carshare
Carshare - это сервис, который позволяет взять машину на прокат, без агентства по прокату. Вместо агентства компания предложила использовать приложение и регистрацию пользователей.
Увеличение степени динамичности системы может осуществляться путем изменения потребностей.
Пример. Компания Robinhood
Компания Robinhood позволяет покупать акции за небольшие суммы и не пользоваться услугами дорогих брокеров. Подход компании изменил принципы торговли ценными бумагами в США.
Увеличение степени динамичности системы может осуществляться путем изменения целей.
Пример. Компания НР
Компания НР (Hewlett-Packard) в начале своего создания делала измерительные приборы. Сейчас НР - мировой лидер в производстве серверов, систем хранения данных и программного обеспечения.
Система тем динамичнее, чем она более управляемая.
Динамичность системы повышается с увеличением скорости и точности адаптации к внешним и внутренним изменениям. Скорость увеличения динамичности повышается с учетом изменений не только определенного параметра, а и его производных.
Идеально, когда система заранее готова к изменениям, т. е. имеет способность заранее прогнозировать изменения. С этой целью система должна использовать и/или выявлять и использовать тенденции, закономерности и законы развития системы, надсистемы и окружающей среды.
Точность адаптации может быть увеличена, если в законе управления системой учитывается интеграл от всех изменений или ведется учет предыдущих изменений.
Пример. Amazon
Амазон для себя принял правило 2-х пицц: команда (параметр) для оптимального управления должна не превышать количества человек, которым будет достаточно 2-х пицц для перекуса.
Статические системы достаточно устойчивы, но не мобильны. Мобильные системы часто не устойчивы. Для придания системе максимальной мобильности и устойчивости ее выполняют динамически статичной.
Динамическая статичность системы осуществляется за счет постоянного управления максимально мобильной системой.
5. Закономерность перехода системы в надсистему
5.1. Общая тенденция
Закономерность перехода системы в надсистему разработана Г. Альтшуллером [41]. Он ее сформулировал следующим образом:
«Исчерпав ресурсы развития, система объединяется с другой системой, образуя новую, более сложную систему».
Системы объединяются в надсистему не только, когда исчерпали ресурсы своего развития, поэтому мы переформулировали эту закономерность:
Системы объединяются в надсистему, образуя новую более сложную систему.
Пример. Слияние компаний.
Известны примеры слияния компаний для предложения большей ценности клиентам: Нокиа-Сименс, Алькател-Люсент и др.
Объединение систем в надсистему может проходить двумя путями (рис. 7):
• Объединение в новую более сложную систему, имеющую одну функцию (монофункциональная система);
• Переход системы от монофункциональной к полифункциональной.
Пример: Amazon
Amazon открывает магазины самообслуживание или Google делает автопилоты для машин.
Рис. 7. Закономерность перехода в надсистему
Переход системы от монофункциональной к полифункциональной первоначально осуществляется выявлением более общей функции, а затем придания дополнительных функций, при этом часто использует новые технологии.
5.2. Тенденция объединения элементов
Системы объединяются по определенной тенденции. Опишем ее (рис. 8).
Первоначально имеется одна - моносистема. Далее объединяют две исходные системы, при этом получатся бисистема. На следующем этапе объединяют три и более систем, образуется полисистема. Следующий этап развития, когда би- и/или полисистемы образуют новую единую систему (моносистему), которая выполняет все функции, входящих в нее систем. Эта операция называется свертыванием.
Рис. 8. Тенденция объединения систем
Переход «моно-би-поли» - неизбежный этап в развитии всех систем.
После объединения систем в би- или поли-систему происходит некоторое изменение новой системы, требующие согласования составных частей и параметров системы. При этом сокращаются вспомогательные элементы, и устанавливается более тесная связь между отдельными системами. Такие системы называются частично свернутыми. Дальнейшее развитие приводит к полностью свернутым системам, в которых один объект выполняет несколько функций.
Полностью свернутую систему можно представить как новую моно-систему. Ее дальнейшее развитие связано с движением по новому витку спирали. Иногда в качестве новой моно-системы может выступать частично свернутая система.
Механизмы объединения элементов
Создание надсистемы путем объединения в би- и поли-систему может включать следующие виды элементов (рис. 9).
1. Однородные
1.1. Одинаковые.
1.2. Однородные элементы со сдвинутыми характеристиками.
2. Неоднородные
2.1. Альтернативные (конкурирующие).
2.2. Антагонистические - инверсные (элементы с противоположными свойствами или функциями).
2.3. Дополнительные.
Рис. 9. Схема механизма тенденции перехода МОНО-БИ-ПОЛИ
Полностью схема закономерности перехода системы в надсистему представлена на рис. 10.
Рис. 10. Общая схема объединения систем
Объединение производится таким образом, что полезные (необходимые) качества отдельных элементов складываются, усиливаются, а вредные взаимно компенсируются или остаются на прежнем уровне. Объединение такого типа возможно, как для достаточно высокоразвитых систем, как и для простых элементов.
Дальнейшее развитие новых систем идет путем повышения их эффективности в двух направлениях.
1. Увеличение различия между элементами системы.
2. Развитие связей между элементами.
2.1. Система из практически самостоятельных, не связанных между собой элементов, не изменяющихся при объединении.
2.2. Система из частично измененных, согласованных между собой элементов, которые функционируют только вместе и только в данной системе. Это частично свернутая система.
2.3. Система полностью измененных элементов, которые работают только в данной мо-но-системе и отдельно применяться не могут.
Пример. Покупка компании
Когда компания начинает стагнировать (спад доходности, снижение прибыли, отсутствие новых идей и т. д.), компания покупает другую компанию, и происходит переход в над-систему.
Компания хочет выйти на новый уровень (новый бизнес, где ранее не работала) - так же происходит покупка.
Например, покупка RedHat компанией IBM. Последние несколько лет доход компании снижался, конкурировать становилось все сложнее и появились новые игроки, которые были более инновационными, предлагали нестандартные бизнес-модели и просто отбирали заказчиков компании IBM. Остро стал вопрос будущего компании. Вот как раз покупка RedHat и стала необходимым элементом в развитии компании.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной статье авторы показали, как могут быть использованы закономерности изменения степени идеальности, изменения степени управляемости и динамичности систем и перехода в надсистему и подсистему для решения бизнес-задач. Иногда возникают ситуации, когда нет необходимости использовать алгоритм ТРИЗ или сложные инструменты для решения задач, а можно применить закономерности и найти быстро подходящее направление решения задачи. Особенно это характерно для построения новых или усовершенствования имеющихся бизнес-систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гегель Г. Ф. Наука логики. Кн.3. Соч., т. 6. - М.: Соцэкгиз, 1939.
2. Schulz Wilhelm „Die Bewegung der Produktion". Eine geschichtlich-statistische Abhandlung zur Grundlegung einer neuen Wissenschaft des Staats und der Gesellschaft». Zürich und Winterthur, 1843, p. 38 (В. Шульц. «Движение производства. Историко-статистическое исследование для обоснования новой науки о государстве и обществе». Цюрих и Винтертур, 1843, C. 38).
3. Маркс К. Капитал. - Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1960, Т. 23. Глава XIII «Машины и крупная промышленность».
4. Указанные работы опубликованы в: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1959, Т. 15.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Госполитиздат, 1956, С. 566, 595. Маркс К. Капитал. - Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1960, Т. 23. С. 188-190.
6. Философия техники: история и современность URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/filtech.html#a2.
7. Kapp E. Grundlinitn einer Philosophie der Technic. Braunschweig, 1877.
8. Dessauer F. Technische Kultur. Munchen, 1908.
9. Dessauer F. Philosophie der Technik. Bonn, 1927.
10. Dessauer F. Mensch und Technik. Darmstadt, 1952.
11. Dessauer F. Streit um die Technic. Frankfurt/M., 1956.
12. Eyth M. Poesie und Technic. Berlin, 1908.
13. Schneider M. Uber Technic, technische Denken und technische Wirkungen. Nurnberg, 1912.
14. Энгельмейер П. К. Философия техники. Вып. 1-4. СПб., 1912.
15. Tessman K. Zur Bestimmung der Technik ais gesellschaftliche Erscheinung. „Deutsche Zeitschrift fur Philosophie", 1967, Nr.5.
16. Muller J. Zur Bestimmung der Begriffe „Technik" und „technische Gesetz". „Deutsche Zeitschrift fur Philosophie", 1967, Nr.12.
17. Свидерский В. И. Некоторые особенности развития в объективном мире. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.
18. Зворыкин А. А. О некоторых вопросах истории техники. - Вопросы философии, 1953, № 6.
19. Конфедератов И. Я. Предмет и метод истории техники. - Материалы к семинарским занятиям по истории техники. Вып. 1. М., 1956.
20. Шухардин С. В. Основы истории техники. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.
21. Зворыкин А. А., Осьмова Н. И., Чернышев В. И., Шухардин С. В. История техники. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 772 с.
22. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Контакт-альфа, 1995. и Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М.: Гардарика; 1999. -400 с. ISBN 5-7762-0013-X. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Step/index.php .
23. Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.: ИЛ, 1957.
24. Killeffer D. H. The Genius of industrial Research. N.Y., 1948.
25. Tondl L. Uber die Abgrenzung der Naturwissenschaften und der technischen Wissenschaften. Wissenschaftliche Zeitschrift der Technischen Universitat Dersden. 15, 1966, Heft 4.
26. Teichmann D. Zur Integration von technischen Wissenschaften und Gesellschaftissenschaften. Wissenschaftliche Zeitschrift der Technischen Universitat Dersden. 15, 1966, Heft 4.
27. Teichmann K. Die Anwendung der experimentellen Methode in den technischen Wissenschaften. -Struktur und Funktion der experimentellen Methode. - Rostock, 1965
28. Striebing L. Theorie und Methodologie der technischen Wissenschaften. - Wissenschaftliche Zeitschrift der Technischen Universitat Dersden. 15, 1966, Heft 4.
29. Кедров Б. М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. - М.: Наука, 1967. - 434 с.
30. Симоненко О. Д. Особенности строения технических наук. - Проблемы исследования структуры науки. (Материалы к симпозиуму). - Новосибирск, 1967.
31. Розин В. М. Структура современной науки. - Проблемы исследования структуры науки. (Материалы к симпозиуму). - Новосибирск, 1967.
32. Рожин В. П. О законах функционирования. - Вестник Ленинградского университета, 1960, № 23.
33. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности ее развития. - Л.: Лениздат, 1970, 248 с. -С.166 - 232.
34. Половинкин А. И. Законы строения и развития техники Постановка проблемы и гипотезы. Волгоград, ВПИ, 1985. - С. 59-194.
35. Балашов Е. П. Эволюционный синтез систем. - М: Радио и связь, 1985, 328 с.
36. Петров Владимир. История развития законов: ТРИЗ / Владимир Петров. [б. м.]: Издательские решения, 2018. - 90 с. - ISBN 978-5-4493-6079-3
37. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений: Пер. с англ. - М.: Мир. - 1969.
38. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио,1979. - 184 с. - Кибернетика.
39. Поиск новый идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г. С. Альтшуллер, Б. Л. Злотин, А. В. Зусман, В. И. Филитов. -Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. - 381 с.
40. Петров Владимир. Законы и закономерности развития систем. ТРИЗ: Изд. 2-е, испр. и дополненное / Владимир Петров. [б. м.]: Издательские решения, 2020. - 1060 с. - ISBN 978-50056-7591-0
41. Злотин Б. Л., Зусман А. В., Каплан Л. А. Закономерности развития коллективов. - Кишинев: МНТЦ «Прогресс», 1990.
42. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. -Мн: Белорусь, 1994. - 479 с.
43. Darrell Mann. Hands on Systematic Innovation for Business and Management. IFR Press. 2004 (2007, 2014).
44. Yeoh Teong San. Triz - systematic innovation in business & management. FirstFruits Sdn Bhd (November 1, 2014). Francesca D'Errico, Isabella Poggi, Alessandro Vinciarelli, Laura Vincze. Conflict and Multimodal Communication: Social Research and Machine Intelligence. Springer International Publishing Switzerland (2015).
45. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. -Новосибирск: Наука, 1986, С. 90-96.