Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.
№ 81. С. 262-270.
Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 81. pp. 262-270.
Научная статья УДК 323
doi: 10.17223/1998863Х/81/24
ЗАКОНЫ О ДЕКОММУНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ В ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИКАХ
Ярослав Александрович Потоцкий
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия,
istorik. ru01@gmail. com
Аннотация. В статье анализируется процесс законодательного оформления антикоммунистической национальной мифологии в Литве, Латвии и Эстонии. Предметом исследования стали нормативные акты, принятые в рамках политики декомунизации руководством прибалтийских республик в конце 1980-х - начале 2020-х гг. Рассмотрены акты, санкционирующие перекодировку коммеморативной культуры и исторической памяти литовцев, латышей и эстонцев, а также мемориального ландшафта Прибалтики. Ключевые слова: декоммунизация, посткоммунистический национализм, Литва, Латвия, Эстония
Для цитирования: Потоцкий Я.А. Законы о декоммунизации в контексте конструирования национальной мифологии в прибалтийских республиках // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 81. С. 262-270. doi: 10.17223/1998863Х/81/24
Original article
LAWS ON DECOMMUNIZATION IN THE CONTEXT OF THE CONSTRUCTION OF NATIONAL MYTHOLOGY IN THE BALTIC STATES
Iaroslav A. Pototskii
LomonosovMoscow State University, Moscow, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The article analyzes the process of legislative registration of anti-communist national mythology in Lithuania, Latvia, and Estonia. The subject of the study is the normative acts adopted within the framework of the policy of decommunization by the leadership of the Baltic states in the late 1980s - early 2020s. The relevance of the study is due to the active phase of decommunization observed in the Baltic republics since 2022, which, in turn, makes it necessary to analyze the formation and development of the anti-communist policy in these countries and to clarify its significance for the development of political national historical and political mythology and national identity of Estonians, Latvians, and Lithuanians. The introduction provides a brief description of the ethnocratic regimes that have developed in post-communist Estonia, Latvia, and Lithuania. Special attention is paid to the concept of a "nationalizing state" proposed by American sociologist Rogers Brubaker to describe the post-communist regimes of Central and Eastern Europe. The first section examines the foundations of the "doctrine of occupation" and the principle of continuity, which were laid down in normative acts adopted by the supreme authorities of the Baltic states at the turn of the 1990s. The second section analyzes the further formation of the "doctrine of occupation" in the memorial laws of the Baltic states in the 1990s -2000s and the influence of the "doctrine of occupation" on the national legal systems of Estonia,
© Я.А. Потоцкий, 2024
Latvia, and Lithuania. The third section examines the transformation of the commemorative culture, the memorial and geocultural landscape of the Baltic states in the post-Soviet period under the influence of anti-communist legislation. In conclusion, the importance is assessed of the decommunization policy for state-building, as well as for the formation of national commemorative culture and historical and political mythology of Estonia, Latvia, and Lithuania, and the prospects are given for the further development of the anti-communist campaign in these states, based on the current international situation. Keywords: decommunization, post-communist nationalism, Lithuania, Latvia, Estonia
For citation: Pototskii, Ia.A. (2024) Laws on decommunization in the context of the construction of national mythology in the baltic states. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 81. pp. 262-270. (In Russian). doi: 10.17223/ 1998863Х/81/24
Введение
За более чем три десятилетия после распада СССР произошла радикальная трансформация национального самосознания населения Эстонии, Латвии и Литвы. Поиск новых основ для конструирования национальной идентичности стал одной из ключевых задач, которую должны были решить прибалтийские республики.
Новая национальная историко-политическая мифология каждой из этих стран формируется в контексте гомогенизирующей политики «национализирующего государства». Данная концепция была предложена американским социологом Роджерсом Брубейкером для описания этнократических режимов, сформировавшихся в посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы. «Национализирующее государство» представляет собой незавершенное национальное государство, политика которого направлена на закрепление доминирующего положения титульной нации [1]. Значимой особенностью подобного государства является наличие в официальном дискурсе мифа о многолетнем угнетении титульной нации оккупационным тоталитарным режимом, который служит основанием для дискриминации национальных меньшинств уже в независимой постсоветской республике [2]. Таким образом, процессы декоммунизации играют важную роль в государственной архитектуре Эстонии, Латвии и Литвы, выступая фундаментом национальной и исторической политики прибалтийских государств.
Важно отметить, что национальная идентичность в прибалтийских республиках не формируется с нуля и опирается на многолетний советский опыт институализации этничности в союзных республиках. Вопреки распространенной в большинстве постсоветских республик доктрине жертвы дискриминационного коммунистического режима, национальная атрибутика, как и основы самой национальной государственности бывших советских республик были сформированы именно Советским Союзом. В СССР были реализованы беспрецедентные меры по формализации и конституированию национальности (от закрепления национальной принадлежности в документах до создания национально-территориальных административных образований) [3. С. 109]. В связи с этим декоммунизация и политика исторического ревизионизма направлены не столько на (официально декларируемый прибалтийскими элитами) полный демонтаж «советского наследия», сколько на перекодировку
исторической памяти и коммеморативной культуры латышей, литовцев и эстонцев посредством институализации этнического национализма уже на базе антикоммунистической доктрины, кодифицированной в мемориальных законах прибалтийских республик.
Принцип континуитета и «доктрина оккупации»
Так называемая «доктрина оккупации» лежит в основе государственной исторической политики и посткоммунистической национальной мифологии Эстонии, Латвии и Литвы. Виктимные нарративы «доктрины оккупации», представляющей эти страны в роли жертв двух (нацистского и советского) оккупационных тоталитарных режимов, стали частью коммеморативной культуры современных эстонцев, латышей и литовцев. Ключевые тезисы «доктрины оккупации» были оформлены нормативными актами, принятыми парламентами прибалтийских республик еще на рубеже 1980-1990-х гг.
Уже в принятой Верховным Советом Эстонской ССР в 1988 г. Декларации «О государственном суверенитете Эстонской ССР» отмечалось, что «национально однородная, суверенная Эстонская Республика вошла в состав Советского Союза, обеспечив при этом гарантии суверенитета и процветания нации», однако «внутренняя политика сталинизма и застоя игнорировала эти гарантии» [4]. Постановление Верховного Совета Эстонской ССР от 30 марта 1990 г. квалифицировало советскую власть, установившуюся в Эстонии в 1940 г., как «незаконную оккупацию» и объявляло о начале процесса восстановления государственности Эстонской Республики, не прекращавшей свое существование на протяжении полувека. Принцип континуитета был окончательно закреплен в одобренной на всенародном голосовании в 1992 г. Конституции Эстонской Республики, определяющей современную Эстонию в качестве прямого продолжателя государства, провозглашенного 24 февраля 1918 г. [5].
Хотя Эстония стала первой советской республикой, объявившей о государственном суверенитете, в эстонских нормативных актах переходного периода приводится относительно мягкая характеристика советской администрации. В аналогичных декларациях, принятых вскоре властями Литовской ССР и Латвийской ССР, содержится более жесткая оценка процесса вхождения этих стран в состав СССР и последующих десятилетий советской власти.
Декларация «О государственном суверенитете Литвы», принятая 26 мая 1989 г. Верховным Советом Литовской СССР, осудила пакт Молотова-Риббентропа 1939 г., на основании которого «суверенное Литовское государство было насильственно и незаконно присоединено к Советскому Союзу». Декларация также подчеркивала что, государственность, провозглашенная в 1918 г. и формально закрепленная спустя два года соглашением с Советской Россией, юридически не прекращала своего существования.
4 мая 1990 г. Верховный Совет Латвийской ССР принял Декларацию «О восстановлении независимости Латвийской Республики», которая закрепила принцип континуитета, признала сохраняющей юридическую силу латвийскую Конституцию 1922 г. и вернула республике досоветское наименование. Декларация дает подробное описание процесса вхождения Латвии в состав СССР, который она квалифицирует как «международное преступление, ре-
зультатом которого явилась оккупация Латвии и ликвидация суверенной государственной власти Латвийской Республики» [6].
Декоммунизация в национальном законодательстве
С 1990-х гг. антикоммунизм и исторический ревизионизм стали основой приобретавшего все больше радикальных черт национализма в прибалтийских республиках, что отразилось в законодательстве этих стран. Новые мемориальные законы не только констатируют факт советской «оккупации», но и наполняют эту историческую доктрину обвинениями коммунистического режима в терроре, геноциде местного населения, массовых депортациях представителей титульных наций. «Доктрина оккупации» превращается в фундамент, на основе которого происходит трансформация системы права и правовой культуры в Эстонии, Латвии и Литве.
В 1992 г. Сейм Литовской Республики принял закон «Об ответственности за геноцид жителей Литвы», который определяет действия нацистов и коммунистов на территории «оккупированной» Литвы как геноцид [7]. В течение последующих нескольких лет литовский парламент одобрил закон «О восстановлении прав лиц, репрессированных за сопротивление оккупационным режимам» (1998), который позволил провести антикоммунистическую реституцию в гражданском праве, и закон «О возмещении ущерба от оккупации СССР» (2000), предписывающий требовать от Российской Федерации компенсации за годы оккупации. В 2010 г. Сейм на основании рекомендаций Конституционного суда отменил срок исковой давности для пострадавших от советского режима.
В 2003 г. в Эстонии был принят закон «О лицах, репрессированных оккупационными режимами», который фактически уравнял оккупационные режимы нацистской Германии и СССР и закрепил за репрессированными право на социальные льготы и пособия. Согласно поправкам к данному закону, введенным в 2006 г., на эстонское правительство также возложены обязанности по «увековечиванию памяти о репрессированных» и «изучению репрессивной политики оккупантов» [8].
В Латвии нормативные акты, принятые в рамках политики декоммуниза-ции, не только закрепили в официальном дискурсе виктимную мифологию, но и реабилитировали коллаборационистов и «лесных братьев», дополнив национальную историю мифом о борцах за национальную независимость. В 1996 г. Сейм Латвийской Республики принял Декларацию «Об оккупации Латвии», которая осуждает нацистский и коммунистический режимы и подчеркивает, что «все время оккупации СССР целенаправленно осуществлял геноцид против народа Латвии» [9]. Декларация возлагает на Советский Союз ответственность за массовые репрессии, депортацию латышей и русификацию республики. Особое место в документе отводится послевоенному сопротивлению «оккупации», которое осуществлялось вооруженными формированиями, именуемыми «национальными партизанами и их помощниками». Декларация «О латышских легионерах во Второй мировой войне» от 29 октября 1998 г. продолжает тенденцию моральной перекодировки событий латвийской истории и полностью снимает с бойцов Латышского добровольческого легиона Ваффен СС ответственность за вооруженное сопротивление советским войскам. Поскольку, согласно документу, основная вина за геноцид ла-
тышей лежит именно на СССР, а не на нацистской Германии, моральное оправдание получает и деятельность коллаборационистов, квалифицируемая как «защита Латвии от восстановления сталинского режима» [10]. В 2005 г. латвийский парламент принял Декларацию «Об осуждении осуществлявшегося в Латвии тоталитарного коммунистического оккупационного режима СССР», которая, повторяя тезис о Латвии как жертве двух коммунистических систем, признает участников национального сопротивления «борцами за свободу Латвии» и обязывает правительство требовать компенсацию от России как государства-преемника оккупационного режима [11]. В 2017 г. Сейм Латвии принял дискриминационный закон «О статусе участника Второй мировой войны», ставящий целью «определение статуса участника Второй мировой войны для граждан Латвии, которые во время этой войны участвовали в вооруженной борьбе против Союза Советских Социалистических Республик в составе регулярных воинских частей других стран, воинских формирований нацистской Германии или ее союзников, а также способствование общему пониманию Второй мировой войны и равноправному отношению к ее участникам» [12]. Данный нормативный акт ограничил круг лиц, которые могут претендовать на статус участника Второй мировой войны, гражданами Латвии, бывшими таковыми на 17 июня 1940 г. (и отказал в данном статусе сотрудникам КГБ Латвийской ССР и КГБ СССР), что ограничило возможность получения статуса ветерана для большинства солдат Красной армии.
Коммеморативная культура и историко-культурный ландшафт
Мемориальные законы, принятые в 1990-2000-х гг., не только обеспечили легитимность посткоммунистических элит прибалтийских республик, но и запустили процесс трансформации исторической памяти и коммеморативной культуры эстонцев, латышей и литовцев.
Антикоммунистическая национальная мифология отражена в официальных праздничных и памятных датах Литвы, Латвии и Эстонии. Так, например, согласно закону «О праздничных днях» (1996) национальным литовским праздником стал День восстановления независимости Литвы. Закон «О памятных датах» от 3 июля 1997 г. в числе прочих памятных дат вводит День оккупации и геноцида, День Июньского восстания, День геноцида жителей Малой Литвы. Согласно латвийскому закону «О праздниках и памятных датах» (1990), памятными датами признаны День памяти защитников баррикад 1991 г., День памяти жертв коммунистического геноцида, День провозглашения декларации независимости в 1991 г., День памяти жертв коммунистического террора. В Эстонии в 2011 г. был принят закон «О государственных праздниках и памятных датах», установивший в качестве памятной даты День поминовения жертв коммунизма и нацизма, а также праздники - День восстановления независимости Эстонии, День возрождения.
В 2010-х гг. «доктрина оккупации» затронула сферу уголовного законодательства прибалтийских республик, в форме введения запрета на «отрицание оккупации» и преступлений оккупационных режимов по аналогии с запретом на отрицание Холокоста. Соответствующие поправки были внесены в 2010 г. в уголовный кодекс Литвы (ст. 170.2), а в 2014 г. - в уголовный кодекс Латвии (ст. 74.1). В 2013 г. процесс установления аналогичного запрета на отрицание «советской оккупации» инициировали эстонские парламентарии.
После распада СССР огромные изменения претерпел историко-культурный и мемориальный ландшафт прибалтийских республик. Если различные национально-патриотические общественные организации Эстонии, Литвы и Латвии взяли на себя ответственность за возведение мемориальных объектов, чествующих «борцов за национальную независимость», то политическим элитам этих стран предстояло на законодательном уровне решить вопрос о демонтаже советского мемориального наследия, которое категорически не вписывалось в новую мифологию.
Так называемый «памятникопад» в Прибалтике начался еще в 1990-х гг. и вплоть до 2010-х гг. носил характер отдельных резонансных событий (например, демонтаж скульптур на Зеленом мосту в Вильнюсе или Памятника героям, павшим при освобождении Таллина). Советские мемориальные объекты являлись традиционным местом проведения памятных мероприятий, собиравших десятки тысяч русскоязычных граждан прибалтийских республик. В связи с этим демонтаж советских памятников, стирающий из публичного пространства чужеродную (пророссийскую) символику, стал одной из ключевых задач в рамках проводимой в прибалтийских республиках политики этнической гомогенизации.
Хотя общеевропейская политика памяти обязывает прибалтийские республики сохранять остающиеся с советских времен мемориалы, посвященные актам массового насилия в годы Второй мировой войны, правительства Литвы, Латвии и Эстонии превратили их в объекты, транслирующие антикоммунистические нарративы в общественное сознание. Таким образом, были «очищены» от советской символики и приведены в соответствие с вик-тимной национальной мифологией мемориальный комплекс в эстонской Клооге, мемориальный ансамбль в латвийском Саласпилсе (возле которого в 2018 г. был открыт «Музей оккупации Латвии»), музей IX форта и мемориал «Путь смерти» в Литве (где функционирует литовский «Музей оккупации» и проводятся мероприятия в память о жертвах коммунистического режима) [13].
После начала специальной военной операции России на Украине в прибалтийских государствах произошла тотальная зачистка советского мемориального наследия. Но если изначально решения о демонтаже советских мемориальных объектов принимались специальными актами в каждом конкретном случае, то в 2020-х гг. в Прибалтике была законодательно оформлена массовая ликвидации мемориального наследия СССР. В июне 2022 г. Сейм Латвии принял закон «О запрете на экспонирование объектов, прославляющих советский и нацистский режимы, и их демонтаже на территории Латвийской Республики». В декабре этого же года Сейм Литовской Республики принял закон «О запрете пропаганды тоталитарных, авторитарных режимов и их идеологий с использованием общественных объектов». В феврале 2023 г. Рийгикогу одобрил законопроект о поправках в строительный кодекс, которые позволили бы демонтировать остававшиеся в Эстонии советские объекты, но данный закон не подписал президент (что не помешало специальной рабочей группе признать подлежащими сносу или замене 244 советских мемориалов).
В числе мемориальных объектов, демонтированных в 2022-2023 гг. в Эстонии, Латвии и Литве, оказались монумент «Танк Т-34» в Нарве, памят-
ник советским воинам в Кярдле, мемориал в Кохтла-Ярве, Памятник воинам Советской армии - освободителям Советской Латвии и Риги, монументы советским солдатам в Даугавпилсе, монумент в Меркине, мемориал на Анта-кальнисском кладбище. Декоммунизация перешла и геокультурную сферу, вылившись в переименование топонимических объектов, напоминающих о советском прошлом. Согласно официальной позиции эстонских, литовских и латвийских политических элит, отраженной в нормативных актах, масштабная декоммунизация, активизировавшаяся в 2020-х гг., является защитной реакцией народов прибалтийских республик, вызванной действиями России. Так, например, принятая в 2022 г. латвийская Концепция национальной безопасности подчеркивает, что специальная военная операция на Украине «породила чувство незащищенности в обществе» и «вызвала запрос на скорейший отказ от советского наследия» [14].
Заключение
На протяжении более трех десятилетий декоммунизация играла важнейшую роль в трансформации национальной мифологии и национального самосознания Эстонии, Латвии и Литвы, превратившись из основания легитимации сепаратизма прибалтийских республик в фундамент исторической и этнической политики этих государств в постсоветский период. Принцип континуитета закреплен в основных нормативных актах стран Балтии и стал фундаментом их государственного суверенитета. «Доктрина оккупации», получившая развитие в мемориальных законах, стала моральным основанием как для перекодировки исторической памяти и историко-культурного пространства этих государств, так и для дискриминации значительного русскоязычного меньшинства, оставшегося в Литве, Латвии и Эстонии после распада СССР. Таким образом, законы о декоммунизации становятся мощнейшим инструментом, с помощью которого титульная нация конституирует свое доминирующее положение в культурной, социальной и правовой сферах, избавляясь от чужеродного российского влияния и завершая процесс построения национального государства. Произошедшее в начале 2020-х гг. обострение отношений между Россией и странами Балтии легитимирует антироссийские кампании, предпринятые руководством Литвы, Латвии и Эстонии как на международной арене, так и во внутренней политике, что дает основание ожидать усиления политики декоммунизации (и, по большей части, деруси-фикации) в ближайшие годы.
Список источников
1. Brubaker R. Nationalizing States in the Old "New Europe" - and the New // Ethnic and Racial Studies. 1996. Vol. 19, № 2. Р. 411-437.
2. Brubaker R. Nationalizing States Revisited: Projects and Processes of Nationalization in postSoviet States // Ethnic and Racial Studies. 2011. Vol. 34, № 11. Р. 1785-1814.
3. БрубейкерР. Этничность без групп. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.
4. Декларация «О государственном суверенитете Эстонской ССР» от 16 ноября 1988 г. // Riigi Teataja. URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/27849
5. Конституция Эстонской Республики (в редакции от 06.05.2015) // Riigi Teataja. URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/115052015002
6. Декларация «О восстановлении независимости Латвийской Республики» от 4 мая 1990 года // Latvijas Republikas Saeima. URL: https://saeima.lv/lv/par-saeimu/arhivs/deklaracija-par-latvijas-republikas-neatkaribas-
atjaunosa-
nu/?phrase=Deklar%C4%81 cija%20Par%20Latvijas%20Republikas%20neatkar%C4%ABbas%20atj a uno%C5%A1anu
7. Закон Литовской Республики «Об ответственности за геноцид жителей Литвы» от 9 апреля 1992 года № I-2477 // Lietuvos Respublikos Seimas. URL: https://e-seimas.lrs.lt/por-tal/legalAct/lt/TAD/TAIS.2006/asr
8. Закон Эстонской Республики «О лицах, репрессированных оккупационными режимами» от 17 декабря 2003 г. (RT I 2003, 88, 589) // Riigi Teataja. URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/ReprS
9. Декларация «Об оккупации Латвии» от 22 августа 1996 г. // Latvijas Republikas tieslbu akti. URL: https://likumi.lv/ta/id/63838
10. Декларация «О латышских легионерах во Второй мировой войне» от 29 октября 1998 г. // Latvijas Republikas tiesibu akti. URL: https://likumi.lv/ta/id/218706-deklaracija-par-latviesu-legionariem-otraja-pasaules-kara
11. Декларация «Об осуждении осуществлявшегося в Латвии тоталитарного коммунистического оккупационного режима СССР» от 12 мая 2005 г. // Latvijas Republikas Saeima. URL: https://www.saeima.lv/lv/par-saeimu/arhivs/8-saeima/deklaracija-par-latvija-istenota-psrs-totalitara-komunistiska-okupacijas-rezima-nosodijumu/?phrase=V%C4%93sturisk%C4%81%20politika
12. Закон Латвийской Республики «О статусе участника Второй мировой войны» от 21 декабря 2017 г. № 2018/3.1 // Latvijas Republikas tieslbu akti. URL: https://likumi.lv/doc. php?id=296248
13.МегемМ.Е. Снести нельзя оставить: ключевые тенденции политики памяти стран Балтии в отношении советских памятников в местах массового насилия // Балтийский регион. 2022. Т. 14, № 4. С. 128-145.
14. Концепция национальной безопасности Латвийской Республики 2023 года // Latvijas Republikas Saeima. URL: https://titania.saeima.lv/LIVS14/saeimalivs_lmp.nsf/0/23BC57B83960 FFE1 C2258A3800355E7A?0penDocument
References
1. Brubaker, R. (1996) Nationalizing States in the Old "New Europe" - and the New. Ethnic and Racial Studies. 19(2). рр. 411-437.
2. Brubaker, R. (2011) Nationalizing States Revisited: Projects and Processes of Nationalization in post-Soviet States. Ethnic and Racial Studies. 34(11). рр. 1785-1814.
3. Brubaker, R. (2012) Etnichnost'bezgrupp [Ethnicity without Groups]. Moscow: HSE.
4. The Republic of Estonia. (1988) Deklaratsiya "O gosudarstvennom suverenitete Estonskoy SSR" ot 16 noyabrya 1988 g. [Declaration "On the State Sovereignty of the Estonian SSR" dated November 16, 1988]. [Online] Available from: https://www.riigiteataja.ee/akt/27849
5. The Republic of Estonia. (2015) Konstitutsiya Estonskoy Respubliki (v redaktsii ot 06.05.2015) [The Constitution of the Republic of Estonia (as amended on May 6, 2015)]. [Online] Available from: https://www.riigiteataja.ee/akt/115052015002
6. The Republic of Latvia. (1990) Deklaratsiya "O vosstanovlenii nezavisimosti Latviyskoy Respubliki" ot 4 maya 1990 goda [Declaration "On the Restoration of the Independence of the Republic of Latvia" dated May 4, 1990]. [Online] Available from: https://saeima.lv/lv/par-saeimu/arhivs/dekla-racija-par-latvijas-republikas-neatkaribas-atjaunosanu/?phrase=Deklar%C4%81cija%20Par% 20Lat-vij as%20Republikas%20neatkar%C4%ABbas%20atj auno%C5%A 1 anu
7. The Republic of Lithuania. (1992) Zakon Litovskoy Respubliki "Ob otvetstvennosti za genotsidzhiteley Litvy" ot 9 aprelya 1992 goda № I-2477 [Law No. I-2477 of the Republic of Lithuania "On Responsibility for the Genocide of the Inhabitants of Lithuania" dated April 9, 1992]. [Online] Available from: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalAct/lt/TAD/TAIS.2006/asr
8. The Republic of Estonia. (2003) Zakon Estonskoy Respubliki "O litsakh, repressirovannykh okkupatsionnymi rezhimami" ot 17 dekabrya 2003 g. (RT I 2003, 88, 589) [Law of the Republic of Estonia "On Persons Repressed by the Occupation Regimes" dated of December 17, 2003 (RT I 2003, 88, 589)]. [Online] Available from: https://www.riigiteataja.ee/akt/ReprS
9. The Republic of Latvia. (1996) Deklaratsiya "Ob okkupatsii Latvii" ot 22 avgusta 1996 g. [Declaration "On the Occupation of Latvia" dated August 22, 1996]. [Online] Available from: https://likumi.lv/ta/id/63838
10. The Republic of Latvia. (1998) Deklaratsiya "O latyshskikh legionerakh vo Vtoroy mirovoy voyne" ot 29 oktyabrya 1998 g. [Declaration "On Latvian legionnaires in the Second World War"
dated October 29, 1998]. [Online] Available from: https://likumi.lv/ta/id/218706-deklaracija-par-latviesu-legionariem-otraja-pasaules-kara
11. The Republic of Latvia. (2005) Deklaratsiya "Ob osuzhdenii osushchestvlyavshegosya v Latvii totalitarnogo kommunisticheskogo okkupatsionnogo rezhima SSSR " ot 12 maya 2005 g. [Declaration "On condemnation of the totalitarian Communist occupation regime of the USSR carried out in Latvia" dated May 12, 2005]. [Online] Available from: https://www.saeima.lv/lv/par-saeimu/arhivs/8-saeima/deklaracija-par-latvija- istenota-psrs -totalitara- komunistiska-okupacijas-rezima-nosodijumu/? phrase=V%C4%93sturisk%C4%81%20politika
12. The Republic of Latvia. (2017) Zakon Latviyskoy Respubliki "O statuse uchastnika Vtoroy mirovoy voyny" ot 21 dekabrya 2017 g. № 2018/3.1 [Law No. 2018/3.1 of the Republic of Latvia "On the status of a participant in the Second World War" dated December 21, 2017]. [Online] Available from: https://likumi.lv/doc.php?id=296248
13. Megem, M.E. (2022) Snesti nel'zya ostavit': klyuchevye tendentsii politiki pamyati stran Baltii v otnoshenii sovetskikh pamyatnikov v mestakh massovogo nasiliya [Preserve vs dismantle: major trends in the Baltics' politics of memory regarding Soviet monuments at sites of mass violence]. Baltic Region. 14(4) pр. 128-145.
14. The Republic of Latvia. (2023) Kontseptsiya natsional'noy bezopasnosti Latviyskoy Respubliki 2023 goda [The Concept of National Security of the Republic of Latvia 2023]. [Online] Available from: https://titania.saeima.lv/LIVS14/saeimalivs_lmp.nsf/ 0/23BC57B83960FFE1 C2258A3800355 E7A?OpenDocument
Сведения об авторе:
Потоцкий Я.А. - магистрант программы «Моделирование социокультурных процессов» философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Pototskii Ia.A. - master's student, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 27.07.2024; одобрена после рецензирования 30.09.2024; принята к публикации 21.10.2024
The article was submitted 27.07.2024; approved after reviewing 30.09.2024; accepted for publication 21.10.2024