Научная статья на тему 'ОФОРМЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ЛАТВИИ И ЛИТВЫ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО'

ОФОРМЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ЛАТВИИ И ЛИТВЫ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ЛАТВИЯ / ЛИТВА / РУССКОЯЗЫЧНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ПОЛИТИКА ПАМЯТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зверев К. А.

Рассматривается процесс строительства национальной государственности в Латвии и Литве. В отличие от других постсоветских республик, страны Балтии приняли решение о «восстановлении» независимости, утраченной в ходе так называемой советской оккупации. Это привело к поражению в правах местного русскоязычного населения, а также оформлению специфичной исторической политики. Истории становления местной национальной государственности в новейший период посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF THE NATIONAL STATEHOOD OF LATVIA AND LITHUANIA: LEGAL ASPECT AND LEGISLATION

The article deals with the process of building national statehood in Latvia and Lithuania. Unlike other post-Soviet republics, the Baltic countries decided to “restore” the independence lost during the so-called “Soviet occupation”. This led to the loss of rights of the local Russian-speaking population, as well as the formation of a specific historical policy. This article is devoted to the history of the formation of local national statehood in the newest period.

Текст научной работы на тему «ОФОРМЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ЛАТВИИ И ЛИТВЫ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 4 (36). С. 107-119. УДК 94(474)

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(4).107-119

К. А. Зверев

ОФОРМЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ЛАТВИИ И ЛИТВЫ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Рассматривается процесс строительства национальной государственности в Латвии и Литве. В отличие от других постсоветских республик, страны Балтии приняли решение о «восстановлении» независимости, утраченной в ходе так называемой советской оккупации. Это привело к поражению в правах местного русскоязычного населения, а также оформлению специфичной исторической политики. Истории становления местной национальной государственности в новейший период посвящена данная статья.

Ключевые слова: национальная государственность; Латвия; Литва; русскоязычное население; политика памяти.

В ходе начавшейся в 1985 г. «перестройки» в СССР практически синхронно в Эстонии, Латвии, Литве были образованы «Народные фронты», выступавшие с требованиями предоставления этим республикам экономической самостоятельности и осуждения пакта Молотова-Риббентропа, что ставило вопрос о правомерности вхождения Прибалтики в состав СССР. Народные фронты Эстонии, Латвии, Саюдис в Литве оформились к осени 1988 г. как организации в поддержку перестройки, объединявшие в себе общественные и экологические движения, общества по защите памятников старины. Нарождающееся движение изначально начало принимать выраженный националистический окрас1.

Так, в Латвийской ССР протесты общественности вызвали идеи строительства метро в Риге, возведение Даугавпилской ГЭС, в результате которого предполагалось затопление долины Даугавы, а также приток обслуживающего данную электростанцию персонала из других республик. В Литовской ССР главной организационной силой нового движения выступили преподаватели Вильнюсского университета, а также национально ориентированная творческая интеллигенция, побуждающей силой также стала борьба за сохранение культурного наследия и экологи-

ческие протесты, например против строительства третьего блока Игналинской атомной электростанции.

Открыто выражая недовольство существующим порядком, Народные фронты в Прибалтике ожидаемо приобрели широчайшую общественную поддержку. 23 августа 1989 г., в ознаменовании полувековой годовщины подписания пакта Молотова- Риббентропа была проведена совместная акция - «Балтийская цепь», которая протянулась на 670 км от Таллина до Вильнюса и была призвана показать единение балтийских народов и их стремление к независимости. Сам посыл этой акции демонстрировал неприятие населением Эстонии, Латвии, Литвы инкорпорации в состав Советского Союза, нелегитимность пакта. Уже тогда была заложена идея реставрации довоенных республик.

Народные фронты и Саюдис смогли довольно быстро переформатироваться в политические партии и добились значительных успехов на выборах делегатов Съезда народных депутатов СССР, а также в республиканские Верховные Советы. Так, в Латвийской ССР Народный фронт получил 68 %2, в Литовской ССР Саюдис - 67,5 %3.

Таким образом, уже в 1990 г. в Литве и Латвии оппозиционные советской власти силы получили квалифицированное боль-

шинство, т. е. 2/3 мест4 и возможность менять республиканские конституции. Сторонники независимости от СССР не преминули этим воспользоваться - первым актом нового состава республиканских Верховных Советов стало принятие 11 марта 1990 г. Акта о восстановлении независимости Литвы , 4 мая

1990 г. - Декларации о восстановлении независимости Латвийской Республики .

Во всех перечисленных выше документах шла речь именно о «восстановлении» независимости, утраченной в ходе так называемой «советской оккупации». Наиболее осторожно данный тезис был сформулирован в литовском акте: «Выражая волю Народа, Верховный Совет Литовской Республики постановляет и торжественно провозглашает, что восстанавливается реализация суверенных прав Литовского Государства, попранных чужой силой в 1940 году, и отныне Литва вновь становится независимым государством»1. Обтекаемость данной формулировки, а также отсылка к неприкосновенности границ, гарантированной Хельсин-скими соглашениями 1915 г., в тексте акта объясняется тем обстоятельством, что границы Литвы в 1939-1946 гг. были существенно расширены за счёт Виленской и Клайпедской областей. Провозглашая независимость от СССР, новые власти не хотели терять приобретённые земли, но и от принципа правопреемства с Литовским государством 19181940 гг. отказываться не желали. Фактически, уже этими документами, в 1990 г. были заложены основы будущей государственной исторической политики. То есть за короткий промежуток времени из-за отсутствия политических реформ со стороны Союзного руководства, деятельности Народных фронтов и националистов в настроении людей произошли кардинальные изменения (от реформирования СССР до требования независимости).

Кровавые события января 1991 г. в Вильнюсе, и дни Баррикад в Риге, в ходе которых погибли люди, резко радикализировали обстановку и усилили позиции националистов. В результате, в феврале - марте

1991 г. были проведены референдумы, в ходе которых за восстановление независимости высказались в Латвии 13,1 % участвовавших8, в Литве - 90,5 %9. Относительно низ-

кие, по сравнению с южным соседом, цифры Латвии здесь объясняются наличием значительного, до половины населения, русскоязычного меньшинства.

Попытка государственного переворота в Советском Союзе подстегнула процесс дезинтеграции и распада страны, и уже 20 и 21 августа 1991 г. Верховные Советы Эстонии и Латвии провозгласили независимость на основе принципа правопреемствен-ности10. Литва же, провозгласив выход из состава СССР ещё 11 марта 1990 г.11 и добившись признания своей независимости со стороны Исландии, лишь подтвердила свои намерения. 6 сентября 1991 г. СССР признал независимость Эстонии, Латвии, Литвы, после этого государства получили международное признание и стали полноправными членами ООН и других организаций.

Фактически, во всех трёх Прибалтийских республиках победила идея восстановления государственности, утраченной в 1940 г., и принцип правопреемственности. Это имело далеко идущие последствия для их институционального оформления, так как выразилось в реставрации законодательной и административно-управленческой базы довоенных Эстонии, Латвии и Литвы. И, как результат, - восприятие периода существования ЭССР, ЛатССР, ЛитССР как «периода оккупации» со всеми вытекающими последствиями - а именно невозможность сохранения советской правовой базы, органов власти, предоставления всем постоянным жителям гражданства (за исключением Литвы) и др.

Институциональное оформление в Латвии и Литве началось с реставрации правовой базы довоенных республик. Первой по данному пути пошла Литва - 11 марта 1990 г. Верховный Совет Республики отменил действие Основного закона СССР12 и возобновил действие конституции 1938 г. При этом, в акте отдельно оговаривалось, что «Литва признает неприкосновенность границ, как это сформулировано в Заключительном акте Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятом в 1975 году»13 - превентивная мера к пресечению возможных претензий Польши на Виленский край и Клайпеду. За южным соседом последовали Эстония и Латвия, где

были временно восстановлены не только Конституции 1938 и 1922 гг.14, но и довоенные законы о гражданстве15 с поправками, значительно сужавшими возможности нату-рализации16, и восстанавливавшими в правах лишь правопреемных граждан и их потомков. По нашему мнению, это было предпринято для максимального сужения круга потенциальных избирателей, которым предстояло не только принять новый Основной Закон, но и выбрать обновлённые органы власти всех уровней. Учитывая значительное количество нетитульного населения, эстонский и латвийский истеблишмент решил «расчистить путь» от возможных конкурентов. То есть принцип правопреемственности и, в последующем, оправдывавшая его государственная историческая политика, использовались в качестве своеобразной «ширмы», прикрытия в решении политических и экономических задач начала 1990-х гг.

В Латвии вплоть до июля 1993 г. продолжил управлять Республикой Верховный Совет, избранный в 1989 г., который и сыграл значительную роль в оформлении законодательства. Так, ещё в 1990 г. частично была восстановлена Конституция 1922 г. В ходе прений, большинство депутатов от Народного Фронта высказались за оценку периода существования ЛатССР как «оккупации» и поддержали реставрацию правовой базы буржуазной Латвии, в том числе и Основного Закона . 21 августа 1991 г., практически при отсутствии возражений, данное решение было подтверждено18 в виде Конституционного закона Латвийской Республики «О государственном статусе Латвийской Республики» и окончательно одобрено без обсуждения вновь избранным парламентом независимой Латвии - Сеймом 6-го июля 1993 г.20 Конституция 1922 г., или Сатверсме (Ьа1;ууа8 ЯериЬНка8 8а1уегете), в своё время составлялась на принципах Веймарской конституции, декларировала основные права и свободы, провозглашала Латвию парламентской республикой; высшим законодательным органом объявляла Сейм, исполнительным органом - кабинет министров, представительные функции у избираемого Сеймом Президента. Фактически Основной Закон 1922 г. перестал действовать в стране ещё в 1934 г., после переворота и установления

диктатуры Карлиса Улманиса, смещённого уже советскими властями в 1940-м. Однако, это не смутило большинство депутатов Верховного Совета ЛР из числа Народного Фронта, которые всеми силами пытались добиться именно восстановления Республики 1918-1940 гг., мотивируя это необходимостью реализации программы НФ21, поддержанной большинством латышей. Таким образом, Латвия стала единственной из стран Балтии и всего Советского блока, кто восстановил свою довоенную Конституцию без существенных изменений. Во многом это стало возможным из-за того, что конституционные споры в Латвии затмило обсуждение вопроса гражданства и статуса нелатышей, составлявших до половины населения на 1991 г.

Хотя в программе Народного Фронта от 1989 г. имелось положение о предоставлении гражданства независимой Латвии всем постоянным жителям республики, изъявившим на то желание22, к 1991 г. столь единой позиции в одноимённой фракции Верховного Совета ЛР уже не существовало. Ведь сам Народный Фронт являлся конгломератом разнообразных общественных течений, объединённых стремлением к переменам. И когда эти перемены - в нашем случае в виде независимости Латвии, наступили, фактор единения исчез. По мере обострения системного кризиса в союзных республиках, общество радикализировалось и крайне националистическая позиция правого крыла НФ стала преобладать в Верховном Совете ЛР. Это хорошо видно и по стенограммам заседаний Верховного Совета, и в работах латвийских исследователей (в том числе и депутатов от НФ в 1990-1993 гг.) Виктора Гущина [1], Константина Матвеева [2, с. 41-42], Руты Шац-Марьяш [3] и др. Более того, вопрос о гражданстве стал настолько резонансным, что 15 октября 1991 г. радиостанции Латвии вели прямую трансляцию из зала заседаний парламента, где принимался данный законопроект. В частности, депутат от Народного Фронта (один из основателей НФ) Роландс Рикардс (Rolands Rikards) с самого начала заявил, что его фракция в вопросе гражданства пошла на компромисс, мотивируя его тем, что «в Латвии есть граждане двух стран. Это следует из того, что власть

СССР в Латвии была незаконной с первого дня. С 17 июня 1940 года власть СССР в Латвии незаконна! <...> Есть 1,7 миллиона граждан Латвийской Республики, для которых мы сегодня восстановим права гражданина, и 1 миллион граждан СССР. Это факт. Некоторые называют их нарушителями границы, другие говорят, что они проникли незаконно. Мы этого не говорим. Мы просто говорим, что граждане СССР никогда не эмигрировали в Латвийскую Республику, потому что суверенная власть Латвийской Республики была утрачена 17 июня 1940 года. Они пришли сюда как в российскую губернию после 17 июня 1940 года. Они не эмигрировали в Латвийскую Республику как независимое государство. Поэтому я считаю, что самый важный момент натурализации - это знание латышского языка» . Здесь мы представили такую обширную цитату, так как она наилучшим образом демонстрирует позицию, возобладавшую в латвийском обществе. На отстаивание и оправдание данной позиции в последующем будут направлены все силы государственной исторической политики. Сущность высказываний депутата Рикардса состоит в том, что СССР в 1940 г. оккупировал Латвию, и, в последующий период, незаконно переселил сюда своих граждан, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть уравнены в гражданских правах с коренными жителями страны. То есть «нулевой вариант» предоставления гражданства неприемлем, единственный возможный вариант - это натурализация с обязательным требованием - знание латышского языка. При этом, парламентарии сразу же пресекли любые споры о статусе русского языка - «требование другого государственного языка, русского, является смертью латышской нации»24. В ходе прений, депутат Роландс Рикардс отметил, что у предлагаемой редакции закона о гражданстве существует и экономическая подоплёка -«латыши в настоящее время владеют только 10 процентами капитала, нелатыши -90 процентами, а латыши могут оставаться слугами на своей родине. Это взаимосвязанный процесс... »25. Русскоязычные депутаты также обратили внимание на ущербный экономический и правовой статус неграждан. Из выступления депутата Павла Шаповалова

(из фракции Интерфронта «Равноправие»)

«Г-н Рикард сказал, что нечего беспокоиться о тех, кто не будет гражданином, потому что у них не будет права просто голосовать. Я хотел бы не согласиться с этим и привести несколько примеров, показывающих, насколько желательно сейчас получить гражданство в Латвийской Республике. Мы знаем, что помимо политических прав граждане будут иметь ряд экономических привилегий по сравнению с негражданами. Я упомяну только те законы, которые мы уже приняли. Во-первых, только граждане смогут быть директорами или управляющими государственных предприятий. Этот закон уже принят и работает. Во-вторых, закон о полиции, который уже принят и действует, гласит, что только граждане могут быть сотрудниками правоохранительных органов. Естественно, все полицейские, которые не приобретают гражданство, должны будут уйти в отставку. <... > Согласно Закону об акционерных обществах, определённые преимущества предоставляются их директорам, если они являются гражданами. Я не говорю о земле, о земле как в сельской местности, так и в городах -многим негражданам, проживающим в Латвийской Республике, не разрешат стать её владельцами. В своём выступлении г-н Лаг-здиньш сказал, что это решение было компромиссным. Я позволю себе не согласиться, потому что здесь нет компромисса»26.

Таким образом, все негативные и дискриминационные стороны данного закона были озвучены ещё в ходе его обсуждения и являлись очевидными как для самих парламентариев, так и для общественности. Кроме того, в ходе прений, разработчики законопроекта не скрывали, что вопрос гражданства преследует и экономические цели -а именно перераспределение собственности в пользу латышей. Данную особенность в своих трудах отмечают такие латвийские исследователи как Гущин, Матвеев, Фурман и Задорожнюк [1; 2, с. 41-42; 3; 4, с. 101108]. Итог голосования был вполне закономерен: 94 «за», 30 «против», 1 воздержавшихся. Следовательно, Народный Фронт был в целом един в своей поддержке восстановления гражданства буржуазной республики 1918-1940 гг., тем самым нарушив собствен-

ное программное заявление. Закон «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализа-ции»27, фактически, санкционировал появление 730 000 неграждан (30 % населения)28. Так как вопрос о натурализации не был урегулировать вплоть до 1995 г., эти 30 % населения не смогли принять участие в политической жизни страны и лишь ограниченно были задействованы в приватизации собственности. В качестве примера здесь можно привести «Закон о разгосударствлении недвижимости в Латвийской республике»29, который был принят всё тем же Верховным Советом ЛР, в ноябре 1991 г. и привёл к тому, что порядка 220 тыс. человек (10 % жителей Латвии) были лишены возможности приватизировать свои квартиры и дома, так как эта недвижимость подлежала реституции, т. е. возврату бывшим владельцам30 (а значит, эти 220 000 человек должны были либо арендовать данное жильё, либо освободить его). Официальной статистики о национальной принадлежности данных лиц не существует. Но, учитывая тот факт, что в экспроприированное жильё селили как правило вновь прибывших в республику специалистов (в основном русскоязычных), а также то обстоятельство, что каждый пятый рижанин оказался квартиросъёмщиком в денационализируемом доме31 (этнические латыши в Риге к 1991 г. составляли менее половины населения ), можно предположить, что именно русскоязычное население и пострадало в значительной степени от реституции. Законы «О приватизации земли в сельской местности»33 и «О приватизационных сертификатах»34 также предусматривали привилегии именно для граждан Латвии. Так, предполагалась реституция земельной собственности и приватизация земли только гражданами страны, которые одновременно и получали больше приватизационных сертификатов (дававших право собственности).

Дальнейшее становление латвийского законодательства связано уже с новым составом парламента, избранным в 1993 г. исключительно правопреемными гражданами. На выборах в Сейм ЛР, состоявшихся 5-6 июня 1993 г., победу одержали националистические силы. При этом также, как в случае с Эстонией, реституционный подход латвий-

ских парламентариев был весьма избирательным. Они отказались решить вопрос предоставления гражданства с позиций «слишком мягкого» закона 1919 г. , действовавшего в довоенной республике. А создали принципиально новый законодательный акт.

Так, статус неграждан был оформлен специальным законом36 лишь в 1995 г. Он вводил новый документ, удостоверяющий личность - паспорт негражданина Латвии (Latvijas Republikas nepilsona pase). Негражданин имел право постоянно проживать на территории республики, пользоваться социальными гарантиями, но не мог избирать и быть избранным, а также испытывал целый ряд ограничений на профессии (о чём речь шла выше). Сам же механизм натурализации был прописан только в 1994 г. Законом о гражданстве37. Для успешного прохождения натурализации требовалось сдать экзамен на знание латышского языка, истории Латвии, её Конституции, а также принести клятву на верность Республике. Кроме того, первые годы существовали особые ограничительные квоты о количестве ходатайств на получение гражданства - «окна натурализации». В период с 1995 по 1998 г. по закону натурализоваться могли 150 000 неграждан, но сделали это лишь 11 400 жителей38. Только в 1998 г., под давлением ОБСЕ, на референдуме были приняты поправки к закону о гражданстве39, отменяющие «окна натурализации» и упрощавшие процедуру получения латвийского паспорта (упрощённая процедура для лиц старше 65 лет и детей, родившихся после 21 августа 1991 г.). То есть возникла парадоксальная ситуация - с 1991 по 1995 г. до трети населения независимой Латвии не только не получили автоматически гражданство, но и не имели возможности натурализоваться. По мнению ряда исследо-вателей40, это была попытка реализации надежды на массовый выезд нелатышского населения из страны (как это было с балтийскими немцами в 1939-1941 гг.) и возвращения к моноэтническому государству. Но данные расчёты не оправдались, хотя часть русскоязычного населения покинуло Латвию41 (см. приложение 1, табл. 3). Степень поддержки данного тренда этническими латышами показывают результаты голосования на референдуме 1998 г., когда 45 % граждан

высказались против упрощения процедуры натурализации42. Следующим «ударом» по нелатышскому населению стало принятие Закона о языке 1992 г. , и его новой редакции от 1999 г.44 Единственным государственным языком провозглашался латышский, свободное владение им явилось обязательным для всех государственных служащих, а также работников сферы обслуживания - от врачей, до продавцов. Был учреждён и контролирующий орган - Инспекция государственного языка, в обязанность которой вменялась проверка уровня владения латышским языком (вплоть до отстранения от работы лица, показавшего низкие знания), наблюдение за СМИ в дублировании всей информации на государственном языке и др. При этом закон совершенно не реагирует на тот факт, что до трети населения страны являются русскоязычными, а два крупнейших города страны - Рига и Даугавпилс латышско-язычные лишь на половину. Об уровне владения латышским официальная статистика свидетельствует следующее. Если в 1989 г. только 23 % представителей национальных меньшинств владели латышским языком, то в 2000 г. - уже 53 %, а в 2009 г. - около 92 %; в 2014 г. латышским языком в той или иной степени владели 94 % представителей национальных меньшинств, 3/4 молодых людей - представителей национальных меньшинств в возрасте от 18 до 24 лет ответили, что «отлично» (39 %) или «хорошо» (38 %)

45

знают латышский язык .

Бесспорный факт - знание латышского языка среди русскоязычного меньшинства возросло многократно за годы независимости. Разумеется, значительную, хотя и противоречивую роль здесь сыграли и вышеозначенные законодательные инициативы. Тем не менее, мы можем смело констатировать, что в Латвии, также как в соседней Эстонии, была сформирована этноцентричная система государства, справедливость которой предстояло обосновать посредством государственной исторической политики. Правопреемственность, как и в случае с официальным Таллином, в Латвии стала лишь прикрытием для решения экономических и политических задач по очищению от конкурентов из числа нетитульных наций. Уже в самом начале строительства собственной государственно-

сти, латвийский истеблишмент использовал реституционный подход исключительно в тех сферах, где это было выгодно, и наоборот - игнорировал там, где считал его не отвечающим своим интересам.

Если Латвия строила свои государственные институции и законодательство, формируя этноцентричное государство на принципах максимальной правопреемственности по отношению к довоенным республикам, то перед Литвой стояли несколько иные задачи.

Вильнюс провозгласил свою независимость от СССР гораздо раньше соседей -ещё 11 марта 1990 г.46 В силу своего аграрного характера, Литва избежала массового притока русскоязычного населения и осталась, в целом, моноэтничной. Кроме того, полная и безоговорочная реставрация правовой базы буржуазной республики 1918-1940 гг., здесь была чревата возрождением территориальных споров о Мемельском (Клайпедским) и Виленском краях с соседними государствами. По этим причинам, официальный Вильнюс, провозгласив преемственность по отношению к межвоенной Литве, в известной мере вынужден был лавировать между реституцией и созданием новых правовых основ, в частности - Конституции.

Верховный совет Литовской ССР, как мы писали ранее, 11 марта 1990 г. отменил действие советских конституций, возобновил конституцию 1938 г. и для согласования её положений с фактической ситуацией41 принял Временный Основной закон Литовской Республики48, который и действовал до принятия новой конституции, т.е. до 25 октября 1992 г. Во Временном Основном законе мы можем выделить наиболее важные аспекты, которые волновали местный истеблишмент в указанный период - в частности Статья 4 «Территория Литовской Республики является цельной и неделимой, её границы могут быть изменены только международным договором, после ратификации Верховным Советом Литвы 4/5 всех голосов депутатов», а также статья 12 «Столица Литовской Республики - город Вильнюс, давняя историческая столица Литвы» были призваны закрыть территориальный спор с Польшей и продемонстрировать бескомпромиссную позицию литовских властей. Одновременно,

закон давал понять местным национальным меньшинствам - в первую очередь русскоязычным и полякам - что новое Литовское государство не намерено вытеснять или ассимилировать нетитульные народности: Статья 7 «Государственный язык Литовской Республики - литовский. Литовская Республика обеспечивает использование литовского языка в деятельности государственных и общественных учреждений, образовательных, культурных, научных, производственных и других учреждений, предприятий и организаций, а также заботу государства о всестороннем обучении и подготовке литовского языка. Создаются условия для использования и развития языков национальных сообществ»50. Такую сговорчивость литовских властей можно объяснить не только неопределённым будущим нового государственного образования (в марте 1990 г. Литва в одностороннем порядке провозгласила независимость от СССР и являлась непризнанным государством), но и возросшим противодействием к самоопределению республики со стороны местных национальных меньшинств (в первую очередь поляков), опасавшихся притеснений со стороны новых властей. Так, Шальчиникийский районный Совет и город Эйшишкес - место компактного проживания польского меньшинства в Ви-ленском крае - отказались признать декларацию 11 марта 1990 г. и объявили о создании самоуправляемого «польского национального округа»51. Только гарантии по «Созданию условий для использования и развития языков национальных сообществ» (прописанные в статье 7 Временного основного закона) и предоставление гражданства всем жителям республики, способствовали прекращению конфликта.

Как бы то ни было, в отличие от соседних Эстонии и Латвии, где правящие верхи к 1991/1992 гг. «забыли» о своих обещаниях в вопросах гражданства и прав национальных меньшинств, официальный Вильнюс продемонстрировал неизменный и последовательный подход. Закон о гражданстве ЛитССР от 11 марта 1989 г. давал возможность приобретения гражданства всем постоянным жителям республики (так называемый «нулевой вариант»), Закон о гражданстве от 5 декабря 1991 г.53 подтверждал это право.

Сразу же после провозглашения независимости, началась работа над новым Основным Законом. В межвоенный период в Литовской Республике 1918-1940 гг. было принято несколько временных и постоянных конституций. Кроме того, с 1926 г. вплоть до 1940 г., в стране существовал авторитарный режим Антанаса Сметоны. Всё это затрудняло возможность реставрации старой правовой базы. 7 ноября 1990 г. Верховным Советом Литвы из числа депутатов была образована рабочая группа по разработке Конституции. Через год наработки этой группы были переданы Временной комиссии по разработке Конституции, сформированной с участием всех политических сил, представленных в Верховном Совете. В состав Комиссии вошли: Витянис Повилас Андрюкайтис, Збигневас Бальцявичюс, Бронисловас Гензя-лис, Эгидиюс Ярашюнас, Стасис Кропас, Кестутис Лапинскас, Йонас Ляучюс, Донатас Моркунас, Казимерас Мотека, Ромуалдас Озолас, Роландас Паулаускас, Нарцизас Людвикас Расимавичюс, Зита Шличите, Ау-римас Таурантас54. Председателем 16 января 1992 г. был утвержден Кестутис Лапинскас55. Итогом их работы стал, фактически, раскол комиссии и выработка двух проектов конституции - проект большинства членов комиссии (11 человек) и проект трёх депутатов от правого крыла Саюдис «За демократическую Литву»56. Сущность разногласий касалась полномочий Сейма (парламент Литвы), Правительства и Президента. Путём компромисса, удалось выработать единый согласованный вариант Основного закона57, который и был принят на референдуме 25 октября 1992 г. большинством голосов (56,8 % от общего числа избирателей)58. Согласно конституции, Литва провозглашалась смешанной президентско-парламентской республикой (в отличии от соседних Эстонии и Латвии, где сложилась парламентская республика, а президент имеет лишь представительские функции) - это очевидный компромисс между сторонниками сильной президентской власти в лице правого крыла Саюдис «За демократическую Литву» во главе с председателем Верховного Совета Витаутасом Ландсбергисом и остальными членами Конституционной комиссии. Что касается текста самой Конституции, то здесь обращает на себя

внимание преамбула, которая гласит, что «Литовский народ, создавший много веков тому назад Литовское государство, основывая его правовой фундамент на Литовских Статутах и Конституциях Литовской Республики, веками решительно защищавший свою свободу и независимость, сохранивший свой дух, родной язык, письменность и обычаи, воплощая естественное право человека и Народа свободно жить и творить на земле своих отцов и предков - в независимом Литовском государстве, радея о национальном согласии на земле Литвы...»59 Т.е. современная Литовская Республика, стремясь обезопасить себя от возможных территориальный притязаний (в первую очередь со стороны Польши, в силу исторических причин), объявляет о правопреемстве не только по отношению к межвоенной Литве 19181940 гг., но и к средневековому Литовскому государству. Данный факт сыграет определяющую роль в дальнейшем формировании литовской политики памяти. Кроме того, фразой «радея о национальном согласии на земле Литвы» фиксируется многонациональных характер Литовского государства. В соседних Эстонии и Латвии, напротив будет подчёркиваться моноэтнический характер республик60.

Также, применительно к становлению законодательной основы Литовской Республики, необходимо обратиться к Закону о языке 1995 г. , который провозглашал единственным государственным - литовский язык. Однако в Статье 1, правового акта, было отмечено, что «Закон не регулирует язык неформального общения литовского населения и событий религиозных общин и лиц, принадлежащих к национальным общинам»62. Данная оговорка в тексте закона и явилась реакцией властей на наличие в республике польского и русскоязычного меньшинства. При этом, именно русский язык является языком межнационального общения в Литве между литовцами, русскими, белорусами, украинцами, поляками. Однако, закон явно был направлен на вытеснение польского и русского языков и литуанизацию местных национальных меньшинств.

Получив литовское гражданство, местное русскоязычное и польское население скооперировалось в борьбе за защиту своих

прав, а также за сохранение образования на родном языке. При этом, по нашему мнению, гораздо более весомую позицию здесь проявляет именно польское население, всецело ориентирующееся на поддержку Варшавы [5, с. 80-83]. Ведь последняя, в отличие от России, является полноправным членом ЕС и имеет больше «рычагов давления» на Вильнюс.

Как видно из переписей населения Лит-вы63, на протяжении 1990-х - 2000-х численность национальных меньшинств - как русскоязычных, так и поляков, непрерывно сокращалась. Тем не менее, уже в первые годы независимости, нетитульные нации сумели организовать свои политические силы, а именно Союз русских Литвы (СРЛ) и Избирательная акция поляков Литвы (ИАПЛ), действовавшие сообща.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать что оформление политики памяти и законодательства независимых Прибалтийских республик проходило в форме правопреемства по отношению к их довоенной государственности, что само по себе явилось вполне предсказуемым и закономерным шагом. Наиболее полно данный подход был реализован в Латвии, где на фоне наличия крупного русскоязычного меньшинства и раскола общества по этно-национальному признаку, развернулась борьба за экономическое и политическое превалирование титульного населения над нелатышами. Принцип правопреемства здесь был умело использован националистическими кругами (в борьбе за политическое и социально-экономическое превалирование), которым удалось закрепиться у власти и в последующем, при помощи государственной исторической политики, оправдывать справедливость реституционных принципов в законодательном и государственном строительстве. Литва, являясь более однородной в этническом плане, пошла по умеренному реституционному пути и в большей степени заботилась о сохранении территориальной целостности, купировании возможных претензий к Виленскому краю и Клайпеде, а также к их литуанизации (первостепенное продвижение литовского языка и культуры). Кроме того, в отличие от северных соседей, националистическим кругам

здесь не удалось удержаться у власти, а пришлось уступить место более умеренному крылу политического истеблишмента. Тем не менее, кровавые события 1991 г., сопровождавшие Литовский путь к независимости, также явились отправной точкой для формирования местной политики памяти.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. Клауцен А. П. Как латышские националисты победили красных латышских стрелков. Воспоминания. - М. : Свет, 2018. - 228 с.

2 Latvijas Republikas Augstaka Padomes velesanas // Latvijas Republikas Saeima. - URL: http://www.saeima.lv/lv/par-saeimu/likumdeveju-vesture/latvijas-republikas-augstaka-padome/ (дата обращения: 05.10.2019).

3 Seimo nari^ sarasas 1990-1992 m. kadencijos // Lietuvos Respublikos Seimas. - URL: http://www3.lrs.lt/pls/inter/w5_lrs.seimo_nariu_saras as?p_kade_id=1 (дата обращения: 05.10.2019).

4 Клауцен А. П. Песенная революция. Как латышские националисты победили красных латышских стрелков. Воспоминания. - М. : Свет, 2018. - 228 с.; Seimo nari^ sarasas 1990-1992 m. kadencijos // Lietuvos Respublikos Seimas. - URL: http://www3.lrs.lt

/pls/inter/w5_lrs.seimo_nariu_sarasas?p_kade_id=1 (дата обращения: 05.10.2019).

5 Lietuvos nepriklausomos valstybés atkürimas 1990 m. kovo 11 d. // Lietuvos Vyriausiojo Archy-varo Tarnyba - URL: https://archyvai.lt/exhibitions /kovo11/paroda2.htm (дата обращения: 06.10.2019); Текст декларации на русском языке: Акт Верховного Совета Литовской Республики «О восстановлении независимого Литовского Государства» // К Союзу Суверенных Народов. Сборник документов КПСС, законодательных актов, деклараций, обращений и президентских указов, посвящённых проблеме национально-государственного суверенитета / сост. А. И. До-ронченков. - М.: Институт теории и истории социализма ЦК КПСС, 1991. - С. 198.

6 Latvijas Republikas Augstakas Padomes pir-mas sesijas 4. Sede 1990.gada 4. Maija // Latvijas Republikas Saeima. - URL: http://www.saeima.lv /steno/AP_steno/1990/st_900504v.htm (дата обращения: 21.08.2019); Текст декларации на русском языке: Декларация Верховного Совета Латвийской Советской Социалистической Республики «О восстановлении независимости Латвийской Республики» от 4 мая 1990 г. // К Союзу Суверенных Народов : сборник документов КПСС, законодательных актов, деклараций, обращений и президентских указов, посвящённых проблеме национально-государственного суверенитета / сост. А. И. Доронченков. - М. : Институт теории и истории социализма ЦК КПСС, 1991. - С. 191.

I Цит. по: Lietuvos nepriklausomos valstybés atkrnimas 199G m. kovo 11 d. // Lietuvos Vyriausiojo Archyvaro Tarnyba - URL: https://archyvai.lt /exhibitions/kovo11/paroda2.htm (дата обращения: G6.1G.2G19); Текст декларации на русском языке: Акт Верховного Совета Литовской Республики «О восстановлении независимого Литовского Государства» // К Союзу Суверенных Народов. Сборник документов КПСС, законодательных актов, деклараций, обращений и президентских указов, посвящённых проблеме национально-государственного суверенитета / сост. А. И. Доронченков. - M. : Институт теории и истории социализма ЦК КПСС, 1991. - С. 19S.

S Zinojums par Latvijas Republikas iedzivotäju 1991. gada 3. marta aptaujas rezultätiem // Diena, 1991, S. marts, 2. lpp.

9 Ar just uz tai kai Lietuvos valstybe ЬШц neprik-labsoma demokratine Respublika? // Lietuvos aidas. - 1991. - Vasario 14 d. Referendumo rezultatai. Saltinis: 1991 m. vasario 14 d. „Lietuvos aidas", p. 4 // Lietuvos Respublikos vyriausioji rinkim^ komisija. - URL: https://www.vrk.lt/documents /1G1SG/66S5S1/1991+G2+G9+rezultatai.jpg/e3f1GeG1 -6312-4ebf-a4G5-b3S1aa1da542?t=15314413G6G41 (дата обращения: 22.G9.2G19).

1G О государственной независимости Эстонии // Ведомости Эстонской Республики. - 1991. -21 авг. - № 25; Latvijas Republikas Konstitucionäl-ais likums «Par Latvijas Republikas valstisko status» (Конституционный закон Латвийской Республики «О государственном статусе Латвийской Республики») // Latvijas Republikas Tiesíbu Akti. - URL: https://likumi.lv/doc.php?id=69512 (дата обращения: G5.G4.2G2G).

II Lietuvos nepriklausomos valstybés atkrnimas 199G m. kovo 11 d. // Lietuvos Vyriausiojo Archyvaro Tarnyba - URL: https://archyvai.lt /exhibitions/kovo11/paroda2.htm (дата обращения G6.1G.2G19); Текст декларации на русском языке: Акт Верховного Совета Литовской Республики «О восстановлении независимого Литовского Государства» // К Союзу Суверенных Народов. Сборник документов КПСС, законодательных актов, деклараций, обращений и президентских указов, посвящённых проблеме национально-государственного суверенитета / сост. А. И. Доронченков. - M. : Институт теории и истории социализма ЦК КПСС, 1991. - С. 19S.

12 Lietuvos nepriklausomos valstybés atkrnimas 199G m. kovo 11 d. // Lietuvos Vyriausiojo Archyvaro Tarnyba - URL: https://archyvai.lt/exhibitions /kovo11/paroda2.htm (дата обращения: G6.1G.2G19); Текст декларации на русском языке: Акт Верховного Совета Литовской Республики «О восстановлении независимого Литовского Государства» // К Союзу Суверенных Народов. Сборник документов КПСС, законодательных актов, деклараций, обращений и президентских указов, посвящённых проблеме национально-

государственного суверенитета / сост. А. И. До-ронченков. - М. : Институт теории и истории социализма ЦК КПСС, 1991. - С. 198.

13 Цит. по: там же Lietuvos nepriklausomos valstybès atkurimas 1990 m. kovo 11 d. // Lietuvos Vyriausiojo Archyvaro Tarnyba...

14 Eesti Vabariigi pôhiseadus: kehtestus 1. jaan. 1938 - Tallinn: sn., 1991 Kirjeldus 23, lk.; Latvijas Republikas Satversme // Latvijas Vestnesis, - № 43, 01.07.1993; Latvijas Republikas Satversme: pie-nemta Latvijas Satversmes Sapulces 1922.g. 15. feb-ruara kopsede (Конституция Латвийской Республики: принятая в пленарном заседании Латвий-скаго Учредительнаго Собрания 15-го февраля 1922 года и вступившая въ силу 7-го ноября 1922 года). - Рига : Промсервис, - 23 lpp.

15 Kodakondsuse seadus (Закон о гражданстве 1938/1992) // Riigi Teataja. - 1992. - N 7. ст. 109; Likums par pavalstniecîbu: (lik. rïk. kraj. 1919. g. 127. num. un 1927. g. 93. num.); Papildinajumi likuma par pavalstniecîbu (1930. g. 5. Februarî), -Riga: b.i. 1930 (Закон о гражданстве: (Сборник законов № 127 от 1919 года и № 93 от 1927 года); Поправки к Закону о гражданстве (5 февраля 1930 г.). - Рига : б. и., 1930).

16 Поправки, дополнения и предложения к постановлению «О гражданстве Эстонской Республики» / Rahvusarhiiv (ЭГА) Ф. R-3. Оп. 3. Д. 16115. - Л. 31-32.

17 Стенограмма 4-го заседания I-й сессии Верховного Совета Латвийской Республики от 4 мая 1990 г. (Latvijas Republikas Augstakas Pado-mes pirmas sesijas 4. Sede 1990.gada 4. maija) // Latvijas Republikas Saeima. - URL: https://www.saeima.lv/steno/AP_steno/1990/st_9005 04v.htm (дата обращения: 05.04.2020).

18 Стенограмма заседания сессии Верховного Совета Латвийской Республики от 21 августа 1991 г. (1991.gada 21. augusta sedes stenogramma) // Latvijas Republikas Saeima. - URL: https://www.saeima.lv/steno/AP_steno/1991/st_9108 21v.htm (дата обращения: 05.04.2020).

19 Latvijas Republikas Konstitucionalais likums «Par Latvijas Republikas valstisko status» (Конституционный закон Латвийской Республики «О государственном статусе Латвийской Республики») // Latvijas Republikas Tiesîbu Akti. - URL: https://likumi.lv/doc.php?id=69512 (дата обращения: 05.04.2020).

20 Стенограмма 1-го заседания открытия сессии 5-го Сейма Латвийской Республики от 6 июля 1993 г. (Latvijas Republikas 5. Saeimas pirma sede 1993. gada 6. Julija Sedi vada) // Latvijas Republikas Saeima. - URL: https://saeima.lv/steno/st_93 /060793.html (дата обращения: 02.04.2020).

21 Latvijas Tautas frontes 2. kongress. Programma, statuti, rezolucijas. - Riga : Latvijas tautas frontes izdevniecîba, 1990. - 24 с.

22 Там же. С. 4.

23 Цит. по: Стенограмма заседания от 15 октября 1991 г. (1991.gada 15. oktobra sedes stenogramma) // Latvijas Republikas Saeima. - URL: https://www.saeima.lv/steno/AP_steno/1991/st_9110 15.htm (дата обращения: 07.04.2020).

24 Цит. по: Стенограмма заседания от 15 октября 1991 г. (1991.gada 15. oktobra sedes stenogramma) // Latvijas Republikas Saeima. - URL: https://www.saeima.lv/steno/AP_steno/1991/st_9110 15.htm (дата обращения: 07.04.2020).

25 Там же.

26 Стенограмма заседания от 15 октября 1991 г. вечерняя сессия (1991. gada 15. oktobra sedes stenogramma Vakara sede) // Latvijas Republikas Saeima. - URL: https://www.saeima.lv/steno /AP_steno/1991/st_911015v.htm (дата обращения: 07.04.2020).

27 Par Latvijas Republikas pilsonu tiesibu at-jaunosanu un naturalizacijas pamatnoteikumiem // Latvijas Republikas Tiesibu Akti. - URL: https://likumi.lv/doc.php?id=69914 (дата обращения: 08.04.2020).

28 European Commission Against Racism and Intolerance (ECRI) First report on Latvia Adopted on 13 March 1999. - P. 7.

29 Par namipasumu denacionalizaciju Latvijas Republika (Закон о разгосударствлении недвижимости в Латвийской республике) // Latvijas Republikas Augstakas Padomes un Valdibas Zinotajs, N 46, 21.11.1991.

30 Худенко К. Сегодня будем ломать вашу дверь. Как Латвия отмечает 25 лет с начала денационализации жилья // rus.DELFI.lv - URL: https://rus.delfi.lv/news/daily/story/segodnya-budem-lomat-vashu-dver-kak-latviya-otmechaet-25-let-s-nachala-denacionalizacii-zhilya.d?id=48096673 (дата обращения: 22.02.2020).

31 Там же.

32 1989. gada tautas skaitisanas rezultati Latvija: statistikas datu krajums = Итоги переписи населения 1989 года по Латвии: статистический сборник / Latvijas Republikas Valsts statistikas komiteja. -Riga: Latvijas Republikas Valsts statistikas komiteja, 1992. - 305 lk.

33 Par zemes privatizaciju lauku apvidos (Закон о приватизации земли в сельской местности) // Latvijas Republikas Augstakas Padomes un Valdibas Zinotajs, 32/33/34, 20.08.1992.

34 Par privatizacijas sertifikatiem (О привазици-онных сертификатах) // Latvijas Vestnesis, 52, 04.04.1995. - URL: https://likumi.lv/doc.php?id= 34503 (дата обращения: 09.04.2020).

35 Likums par pavalstniecibu: (lik. rlk. kraj. 1919. g. 127. num. un 1927. g. 93. num.); Papildinajumi likuma par pavalstniecibu (1930. g. 5. Februari), - Riga: b.i. 1930, - 35 lpp. (Закон о гражданстве: (Сборник законов № 127 от 1919 года и № 93 от 1927 года); Поправки к Закону о гражданстве (5 февраля 1930 г.), - Рига: б.и. 1930,)

36 Par to bijusas PSRS pilsonu statusu, kuriem nav Latvijas vai citas valsts pilsonïbas (О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства) // Latvijas Vestnesis, 63, 25.04.1995. - URL: https://likumi.lv/ta/id/77481-par-to-bijusas-psrs-pilsonu-statusu-kuriem-nav-latvijas-vai-citas-valsts-pilsonibas (дата обращения: 09.04.2020)

37 Pilsonïbas likums (Закон о гражданстве) // Latvijas Vestnesis, 93, 11.08.1994. - URL: https://likumi.lv/doc.php?id=57512 (дата обращения: 09.04.2020)

38 Бутулис Илгварс. История Латвии / литературный перевод: Роалд Добровенский. - Рига : Jumava, 2010. - С. 222.

39 Grozïjumi Pilsonïbas likuma (поправки к закону «О гражданстве») // Latvijas Vestnesis, -№ 315/316, - 27.10.1998. - URL: https://www.vestnesis.lv/ta/id/50382-grozijumi-pilsonibas-likuma (дата обращения: 02.02.2020).

40 Дискриминация русских в странах Балтии: причины, формы, возможности преодоления. Сборник статей. - Москва : Рига : Московское бюро по правам человека, 2012. - 238 с.; Современная европейская этнократия: Нарушение прав национальных меньшинств в Эстонии и Латвии / Бузаев В. В., Никифоров И. В. ; предисл. Жда-нок Т. А. ; под ред. Демурина М. В., Симин-дея В. В. Фонд «Историческая память». - М., 2009. - 280 с.; Фурман Д., Задорожнюк Э. Социальные проблемы российского зарубежья. Притяжение Балтии: Балтийские русские и балтийские культуры // Страны Балтии и Россия: общества и государства. - М. : Референдум, 2002. -Вып. 5. - С. 107-108.

41 Latvijas 2000.gadatautas skaitisanas rezultati / Statistikas datu krajums. (Results of the 2000 population census in brief: statistical bulletin / Central Statistical Bureau of Latvia.) - Riga : Latvijas Repub-likas Centrala statistikas parvalde, 2002. - 294 p.

42 1998. Gada Tautas nobalsosana (Референдум 1998 г.) // Centralas velesanu komisijas (Сайт Центральной избирательной комиссии). - URL: http://www.cvk.lv/cgi-bin/wdbcgiw/base/base.velbals (дата обращения: 03.02.2020)

43 Par grozïjumiem un papildinajumiem Latvijas Padomju Socialistiskas Republikas Valodu likuma (Поправки к Закону о языке Латвийской Советкой Социалитической Республики) // Latvijas Repub-likas Augstakas Padomes un Valdïbas Zinotajs. -№ 15/16, 16.04.1992.

44 Valsts valodas likums (Закон о государственном языке) // Latvijas Vestnesis, - № 428/433. -21.12.1999. - URL: https://www.vestnesis.lv/ta/id /14740 (дата обращения: 05.02.2020).

45 Программа освоения латышского языка // Сайт Министерства Иностранных дел Латвийской Республики. - URL: https://www.mfa.gov.lv /ru/novosti/integraciya-obshestva-v-latvii

/programma-osvoeniya-latyshskogo-yazyka (дата обращения: 03.02.2020).

46 Lietuvos nepriklausomos valstybès atkürimas 1990 m. kovo 11 d. // Lietuvos Vyriausiojo Archy-varo Tarnyba. - URL: https://archyvai.lt /exhibitions/kovo11/paroda2.htm (дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

06.10.2019); Текст декларации на русском языке: Акт Верховного Совета Литовской Республики «О восстановлении независимого Литовского Государства» // К Союзу Суверенных Народов. Сборник документов КПСС, законодательных актов, деклараций, обращений и президентских указов, посвящённых проблеме национально-государственного суверенитета / сост. А. И. До-ронченков - М. : Институт теории и истории социализма ЦК КПСС, 1991. - С. 198.

47 См.: Цыпляев С. А. Эволюция конституционного устройства государств постсоветского пространства // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХИГС. - Т. 10. -№ 1-1 (38). - 2019. - С. 58-67.

48 Del Lietuvos Respublikos Laikinojo Pagrind-inio Istatymo (Временный Основной закон Литовской Республики) // Vyriausybes zinios. - 1990-0331, - N. 9-224.

49 Цит. по: Del Lietuvos Respublikos Laikinojo Pagrindinio Istatymo (Временный Основной закон Литовской Республики) // Vyriausybes zinios, -1990-03-31, - N. 9-224

50 Цит. по: Del Lietuvos Respublikos Laikinojo Pagrindinio Istatymo (Временный Основной закон Литовской Республики) // Vyriausybes zinios, -1990.03.31, - N. 9-224

51 Dainius Zalimas, S^jüdis ir Lietuvos Respublikos Nepriklausomybes atkürimas / sud Kn. Bronis-lovas Gen-zelis, Angonita Rupsyte, Kelias j Neprik-lausomybç. - Kaunas: Sviesa, 2010, - L. 188.

52 Lietuvos Taryb^ Socialistines Respublikos pilietybes Istatymas (Закон О гражданстве Литовской Советской Социалистической Республики) // Сайт Сейма Литвы. - URL: https://e-seimas.lrs.lt /portal/legalAct/lt/TAD/TAIS.18854?positionInSearc hResults=0&searchModelUUID=c85748b2-fbaa-447b-b151-43e61ba2998c (дата обращения:

12.04.2020).

53 Lietuvos Respublikos Pilietybes Istatymas (Закон О гражданстве Литовской Республики) // Lietuvos aidas, - 1991.12.17, - N 251-0.

54 Del laikinosios komisijos Konstitucijos pro-jektui parengti sudarymo (Об учреждении временной комиссии по подготовке проекта Конституции) // Valstybès zinios, - 31 декабря 1991 г., - N 36-978.

55 Del laikinosios komisijos Konstitucijos pro-jektui parengti pirmininko patvirtinimo (Решение об утверждении председателя временной комиссии по подготовке проекта Конституции) // Valstybes zinios, - 1992-01-31. - № 3-47.

56 Lietuvos konstitucinè teisè: raida, institucijos, teisi^ apsauga, savivalda. - Vilnius: Mykolo Ro-merio universiteto Leidybos centras, 2007, - L. 165.

57 Там же. L. 165.

58 Lietuvos Respublikos vyriausiosios rinkim^ komisijos 1992 m. spalio 31 d. nutarimas «Dèl 1992 m. spalio 25 d. referendumo Lietuvos Respublikos Konstitucijai priimti rezultaty» (Постановление Центральной избирательной комиссии Литовской Республики от 31 октября 1992 г. «Об итогах референдума от 25 октября 1999 года по принятию Конституции Литовской Республики») // Сайт Центральной избирательной комиссии Литовской Республики. - URL: https://www.vrk.lt/documents /10180/432567/2343_lrkonstitucpriimti.pdf/312a28c 3-73f1-443a-a893-e55b93b60f49 (дата обращения 13.04.2020).

59 Цит. по: Конституция Литовской Республики (русский перевод) // Сейм Литовской Республики - URL: https://www.lrs.lt/home /Konstitucija/Konstitucija_RU.htm (дата обращения: 13.04.2020).

1.

2.

3.

4.

Сведения об авторе

Зверев Кирилл Александрович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Костромского государственного университета (Кострома, Россия)

Адрес для корреспонденции: 156005, Россия,

Кострома, ул. Дзержинского, 17

E-mail: [email protected]

РИНЦ AuthorlD: 30428660

ORCID: 0000-0002-4747-4970

WoS ResearcherlD: ACF-6307-2022

60 Зверев К. А. Русскоязычное население Эстонской Республики в контексте государственной национальной политики (1992-2007) : дис. ... канд. ист. наук: 07:00:03. - Кострома, 2015. -298 с.

61 Lietuvos Respublikos valstybines kalbos jstatymas (Закон о государственном языке Литовской Республики) // Valstybes zinios, - 1995.02.18, - N 15-344.

62 Цит. по: Lietuvos Respublikos valstybines kalbos jstatymas (Закон о государственном языке Литовской Республики) // Valstybes zinios, -1995.02.18, - N 15-344.

63 Lietuvos statistikos metrastis 1989 // Official Statistics portal. - URL: http://osp.stat.gov.lt /statistikos-leidiniu-katalogas?publication=83 (дата обращения: 23.09.2019); Lietuvos gyventojai (2019 m. leidimas) Gyventoj^ skaicius ir sudetis (Жители Литвы (издание 2019 года) Население и состав) // Official Statistics portal. - URL: https:// osp.stat.gov.lt/lietuvos-gyventojai/lietuvos-gyventojai-2019/salies-gyventojai/gyventoju-skaicius-ir-sudetis (дата обращения 08.12.2019).

Информация о статье

Дата поступления 5 июня 2022 г.

Дата принятия в печать 15 октября 2022 г.

Для цитирования

Зверев К. А. Оформление национальной государственности Латвии и Литвы: правовой аспект и законодательство // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 4 (36). С. 107-119. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(4).107-119.

ЛИТЕРАТУРА

Гущин В. Постсоветская Латвия - обманутая страна. Почему НФЛ не привёл к демократии? О правовых и политических последствиях создания института массового безгражданства и ликвидации всеобщего избирательного права, или От дефицита демократии - к рецидивам тоталитаризма. 1988 год -март 2013 года. - Рига, 2013. - 720 с.

Матвеев К. Особенности правовой системы Латвийской Республики и их влияние на статус русскоязычного населения // Международная научно-практическая конференция русскоязычных юристов (23-24 октября 2015 года, Москва). Итоговые материалы. - М., 2015. - С. 41-42. Фурман Д., Задорожнюк Э. Социальные проблемы российского зарубежья. Притяжение Балтии: Балтийские русские и балтийские культуры // Страны Балтии и Россия: общества и государства. - М. : Референдум, 2002. - Вып. 5. - С. 107-108.

Шибаева Е. И. Русские и поляки в Литве: разный статус нацменьшинств // Россия и современный мир. - 2011. - № 1 (70). - С. 80-83.

K.A. Zverev

ESTABLISHMENT OF THE NATIONAL STATEHOOD OF LATVIA AND LITHUANIA:

LEGAL ASPECT AND LEGISLATION

The article deals with the process of building national statehood in Latvia and Lithuania. Unlike other post-Soviet republics, the Baltic countries decided to "restore" the independence lost during the so-called "Soviet occupation". This led to the loss of rights of the local Russian-speaking population, as well as the formation of a specific historical policy. This article is devoted to the history of the formation of local national statehood in the newest period.

Keywords: national statehood; Latvia; Lithuania; Russian-speaking population; politics of memory.

REFERENCES

1. Gushchin V. Postsovetskaya Latviya - obmanutaya strana. Pochemu NFL ne privel k demokratii? O pravovykh i politicheskikh posledstviyakh sozdaniya instituta massovogo bezgrazhdanstva i likvidatsii vseobshchego izbirateVnogo prava, ili Ot defitsita demokratii - k retsidivam totalitarizma. 1988 god - mart 2013 goda [Post-Soviet Latvia is a deceived country. Why didn't the NFL lead to democracy? On the legal and political consequences of the creation of the institution of mass statelessness and the elimination of universal suffrage, or From the deficit of democracy to the relapses of totalitarianism. 1988 - March 2013], Riga, 2013, 720 p. (in Russian).

2. Matveev K. Osobennosti pravovoi sistemy Latviiskoi Respubliki i ikh vliyanie na status russkoyazychnogo naseleniya [Features of the legal system of the Republic of Latvia and their impact on the status of the Russian-speaking population]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya russkoyazychnykh yuristov [International scientific and practical conference of Russian-speaking lawyers], Moscow, 2015, pp. 41-42. (in Russian).

3. Furman D., Zadorozhnyuk E. Social'nye problemy rossiiskogo zarubezh'ya. Prityazhenie Baltii: Baltiiskie russkie i baltiiskie kul'tury [Social problems of the Russian abroad. The Attraction of the Baltics: Baltic Russians and Baltic Cultures]. Strany Baltii i Rossiya: obshchestva i gosudarstva [The Baltic States and Russia: Societies and States]. Moscow, Referendum Publ., 2002, iss. 5, pp. 107-108. (in Russian).

4. Shibaeva E.I. Russkie i polyaki v Litve: raznyi status nacmen'shinstv [Russians and Poles in Lithuania: different status of national minorities]. Rossiya i sovremennyi mir [Russia and the modern world], 2011, no. 1 (70), pp. 80-83. (in Russian).

About the author

Kirill A. Zverev - PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History of Kostroma State University (Kostroma, Russia) Postal address: 17, Dzerzhinskogo ul., Kostroma, 156005, Russia

E-mail: [email protected] RSCI AuthorlD: 30428660 ORCID: 0000-0002-4747-4970 WoS ResearcherlD: ACF-6307-2022

Article info

Received June 5, 2022

Accepted October 15, 2022

For citations

Zverev K.A. Establishment of the National Statehood of Latvia and Lithuania: Legal Aspect and Legislation. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, vol. 9, no. 4 (36), pp. 107-119. DOI: 10.24147/2312-1300.2022. 9(4). 107-119 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.