Научная статья на тему 'ЗАКОНЫ НЕЙРОЭСТЕТИКИ ВИЛЕЙАНУРА РАМАЧАНДРАНА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАБОТЕ НАД ДИЗАЙН-ПРОЕКТОМ ИНТЕРЬЕРА'

ЗАКОНЫ НЕЙРОЭСТЕТИКИ ВИЛЕЙАНУРА РАМАЧАНДРАНА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАБОТЕ НАД ДИЗАЙН-ПРОЕКТОМ ИНТЕРЬЕРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
400
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейроэстетика / инновационный дизайн / подходы к проектированию / дизайн интерьера / эстетика / удовольствие / neuroaesthetics / innovative design / design approaches / interior design / aesthetics / pleasure

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — О.И. Вольхина

Над чем в первую очередь работает дизайнер, создавая интерьер для жизни? Следует задуматься над актуальными подходами к дизайну: должна ли считаться приоритетной функциональность, или дизайнер должен руководствоваться прежде всего критериями эстетичности? Дополнительная сложность возникает вследствие того, что каждый человек по-своему интерпретирует понятие эстетичного. А если в помещении, квартире будет проживать не один человек, а семья? Какие эмоции будут испытывать обитатели квартиры? Сложная задача стоит перед дизайнером интерьера, которому следует учитывать не только эстетические предпочтения заказчиков, но и нормы эргономики и, возможно, необходимость расширения функциональности помещения, к примеру, организацию домашнего офиса. В работе над созданием правильного интерьера следует использовать инновационные подходы. В данной статье речь пойдет о нейроэстетике – создании прекрасного не только с точки зрения эстетики, но и с точки зрения психологического комфорта. Работая с субъектами проектирования – будущими жителями проектируемого интерьера, – необходимо выявлять их основные потребности. Не каждый человек может корректно их обозначить, и не всякий дизайнер интерьера задумывается о том, насколько уникальна его профессия. Руководствуясь научным подходом при проектировании интерьеров, дизайнер стремится к тому, чтобы сделать интерьер удобной средой существования, где жильцы могли бы почувствовать себя расслабленными, когда дом ощущается как идеальная метафора семейного очага, а также где можно работать в условиях комфорта. В данной статье автор проводит сравнительный анализ методов нейроэстетики применительно к дизайну интерьера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAWS OF NEUROESTHETICS OF VILEYANUR RAMACHANDRAN APPLIED TO WORK ON AN INTERIOR DESIGN PROJECT

What is the first thing a designer works on when creating an interior for living? One should think about current approaches to design, whether it should be just functional, or should it be aesthetic, but for each person the concept of aesthetics is unique. And if not one person, but a family will live in a room, an apartment? What emotions will the residents of the apartment experience? It is a difficult task for an interior designer to take into account not only the aesthetic preferences of customers, but also ergonomic standards, and possibly the creation of a home office. In the work on creating the right interior, innovative approaches should be used. This article will focus on neuroaesthetics, on the creation of beauty not only in terms of aesthetics, but also in terms of psychological comfort. Working with design subjects – future residents of the designed interior, their basic needs should be identified. Not every person can correctly identify them, and not every interior designer thinks about the uniqueness of his profession. Design interiors with a scientific approach. Think about how to make the interior comfortable for life. So that residents can relax at home, feel the family hearth, and be able to work in comfort. In this paper, the author conducts a comparative analysis of neuroaesthetic methods in relation to interior design.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНЫ НЕЙРОЭСТЕТИКИ ВИЛЕЙАНУРА РАМАЧАНДРАНА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАБОТЕ НАД ДИЗАЙН-ПРОЕКТОМ ИНТЕРЬЕРА»

13. Ведомости. Алена Ахмадуллина [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/characters/2015/12/14/620476-ya-poka-na-vseh-grablyah-ne-postoyala-uroki-ne-viuchila (Дата обращения: 14.03.2022)

14. Fashionunited.ru [Электронный ресурс] режим доступа: https://fashionunited.ru/novostee/moda/alena-akhmadullina-rasskazala-o-tom-kak-sozdavala-3d-kapsulu/2020060329033 (Дата обращения: 14.03.2022)

DOI

THE LAWS OF NEUROESTHETICS OF VILEYANUR RAMACHANDRAN APPLIED TO WORK ON AN INTERIOR DESIGN PROJECT

O.I. Volkhina

Saint-Petersburg State University, 197101, Russia, Saint-Petersburg

What is the first thing a designer works on when creating an interior for living? One should think about current approaches to design, whether it should be just functional, or should it be aesthetic, but for each person the concept of aesthetics is unique. And if not one person, but a family will live in a room, an apartment? What emotions will the residents of the apartment experience? It is a difficult task for an interior designer to take into account not only the aesthetic preferences of customers, but also ergonomic standards, and possibly the creation of a home office. In the work on creating the right interior, innovative approaches should be used. This article will focus on neuroaesthetics, on the creation of beauty not only in terms of aesthetics, but also in terms of psychological comfort. Working with design subjects - future residents of the designed interior, their basic needs should be identified. Not every person can correctly identify them, and not every interior designer thinks about the uniqueness of his profession. Design interiors with a scientific approach. Think about how to make the interior comfortable for life. So that residents can relax at home, feel the family hearth, and be able to work in comfort. In this paper, the author conducts a comparative analysis of neuroaesthetic methods in relation to interior design.

Keywords: neuroaesthetics, innovative design, design approaches, interior design, aesthetics, pleasure. УДК 7.072

ЗАКОНЫ НЕЙРОЭСТЕТИКИ ВИЛЕЙАНУРА РАМАЧАНДРАНА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАБОТЕ НАД ДИЗАЙН-ПРОЕКТОМ ИНТЕРЬЕРА

О.И. Вольхина

Санкт-Петербургский государственный университет, 156236, Россия, Санкт-Петербург

Над чем в первую очередь работает дизайнер, создавая интерьер для жизни? Следует задуматься над актуальными подходами к дизайну: должна ли считаться приоритетной функциональность, или дизайнер должен руководствоваться прежде всего критериями эстетичности? Дополнительная сложность возникает вследствие того, что каждый человек по-своему интерпретирует понятие эстетичного. А если в помещении, квартире будет проживать не один человек, а семья? Какие эмоции будут испытывать обитатели квартиры? Сложная задача стоит перед дизайнером интерьера, которому следует учитывать не только эстетические предпочтения заказчиков, но и нормы эргономики и, возможно, необходимость расширения функциональности помещения, к примеру, организацию домашнего офиса. В работе над созданием правильного интерьера следует использовать инновационные подходы. В данной статье речь пойдет о нейроэстетике - создании прекрасного не только с точки зрения эстетики, но и с точки зрения психологического комфорта. Работая с субъектами проектирования - будущими жителями проектируемого интерьера, -необходимо выявлять их основные потребности. Не каждый человек может корректно их обозначить, и не всякий дизайнер интерьера задумывается о том, насколько уникальна его профессия. Руководствуясь научным подходом при проектировании интерьеров, дизайнер стремится к тому, чтобы сделать интерьер удобной средой существования, где жильцы могли бы почувствовать себя расслабленными, когда дом ощущается как идеальная метафора семейного очага, а также где можно работать в условиях комфорта. В данной статье автор проводит сравнительный анализ методов нейроэстетики применительно к дизайну интерьера.

Ключевые слова: нейроэстетика, инновационный дизайн, подходы к проектированию, дизайн интерьера, эстетика, удовольствие.

Введение

Что такое красота? Почему она доставляет нам удовольствие? Как измеряется красота? Что делает предмет искусства прекрасным, вдохновляющим? На все эти вопросы может дать ответ нейроэстетика.

Нейроэстетика - наука, объясняющая восприятие красоты человеком на уровне центральной нервной системы (рис. 1). Она изучает вопросы красоты, эмоциональное восприятие произведений искусства. Следует отметить, что сам термин был введен ученым Семиром Зеки в 1990 году. Он начал исследовать обработку зрительной информации в мозге приматов и обнаружил универсальные природные механизмы зрительного восприятия. Ученый доказал, что чувство прекрасного заложено в нас самой природой. Процесс создания нового, механизм человеческой креативности проявляются в активности различных участков мозга.

Рис. 1. Компоненты и структура нейроэстетики.

Методы и материалы

В данной статье рассматриваются законы Вилейанура Рамачандрана [5] применительно к дизайну интерьера, проводится сравнительный анализ.

Современный индийский невролог и философ В. Рамачандран в ходе своих исследований [5],[6] доказал, что зрительное восприятие - это не просто механически-пассивное отражение увиденного в мозге, а толкование и суждение, мозгом активно формируемое (рис. 2).

Рис. 2. Схема реакций мозга на внешние воздействия, поступающие через зрительный канал.

Приведем сформулированные ученым девять законов нейроэстетики:

1) принцип максимального смещения;

2) изоляция;

3)группировка;

4) контраст;

5) решение проблем восприятия;

6) отвращение к сходной/общей точке зрения;

7) метафора;

8) симметрия;

9) порядок.

Далее остановимся подробнее на каждом законе.

Принцип максимального смещения

Искусство - это зачастую некое преувеличение реальности. В качестве аргументов этому утверждению могут служить изображения Венеры Виллендорфской и богини Парвати. Индийский скульптор взял за основу некую среднестатистическую женскую фигуру, изъяв среднюю мужскую форму и оставив большую грудь, широкие бедра и тонкую талию. Затем он гиперболизировал образ. В результате получилась анатомически неправильное олицетворение идеальной женщины.

С повышенной интенсивностью можно использовать не только форму, но и цветовую гамму. Наглядным примером является палитра А. Матисса. Принцип максимального смещения обозначает, что мозг ощущает удовольствие от факта, что важнейшие качества изображения выражаются ярко. Наиболее сильная реакция возникает именно на преувеличенную версию. Применительно к интерьеру данный принцип может найти применение в интенсивных цветовых акцентах: таким акцентом могут быть стена, ее часть или перегородка, выкрашенные в яркий цвет. Чем ярче выделен акцент, тем больше радости это вызывает у субъекта проектирования.

Изоляция

Следующий закон базируется на идее выделения главного и игнорирования второстепенного (остального). Поскольку человеческий мозг и сознание могут концентрироваться лишь на ограниченном количестве компонентов, умелый выбор отдельных элементов, на которых сосредоточивается внимание зрителя, позволяет художникам добиваться сильного эстетического воздействия. В дизайне интерьера закон изоляции может быть реализован в выделении главных предметов, которыми могут быть скульптура, световая композиция или акцентное видовое зеркало.

Группировка

Наш мозг «радуется», когда группирует мазки кисти в картинах. В данном контексте более уместным кажется использование термина «перцептивная группировка», более адекватно характеризующего процесс отделения изображаемого объекта от «фона», то есть заднего плана, где пятна формируются в общий силуэт. Мозгу нужно разгадывать загадку, следовательно, в интерьере следует создавать сложные системы, чтобы человек получал удовольствие, решая сложные задачи. Такими «энигматическими знаками» в интерьере могут стать произведения современного искусства, инфографика или же световые композиции, которые будут выявляться в интерьере в определенное время.

Контраст

Принцип контраста предполагает сопоставление важного и второстепенного, фигуры и фона, света и тени. Контраст провоцирует игнорирование, удаление ненужной для нашего мозга информации, помогает быстрее сфокусироваться. В интерьере можно концентрироваться на определенной фактуре или цвете; объектом, притягивающим внимание, может быть акцентная стена в гостиной или спальне. Возможно необычное решение в ванной комнате, связанное с применением сложной фактуры в конструкции пола - к примеру, галька на полу.

Решение проблем восприятия

Поскольку, как было отмечено выше, загадки притягательны для человеческого мозга, логично возникает интерес к недосказанности. Эстетическое наслаждение рождается в ситуации поиска, в угадывании предмета, скрывающегося, например, за прозрачным покрывалом или туманом. Удовольствие доставляет сам процесс поиска решения. Потеря интереса к интерьеру - это негативный показатель. Чтобы избежать этого, следует принять во внимание, что формирование скрытых смыслов может сделать интерьер уникальным. Увлечения субъектов проектирования, выделение индивидуальных качеств и внедрение их в проектируемый интерьер - основные пути решения подобных дизайнерских задач.

Отвращение к сходной/общей точке зрения, неприязнь к совпадениям

Красота часто представляет собой нарушение норм, эстетическое наслаждение вызывается отклонением от ожидаемого. По мысли В. Рамачандрана, «искусство не имеет ничего общего с копированием - оно являет собой нечто совершенно противоположное» [5]. Так и наш мозг ищет образ, избегая совпадений. Мозгу гораздо «приятнее» объект, имеющий бесконечное множество точек наблюдения, нежели объект, позволяющий единственный ракурс обзора. Таким образом, сознанию намного интереснее изучать скульптуру, которую можно физически обойти со всех сторон, нежели рассматривать пейзаж, написанный художником. С точки зрения принципов организации внутреннего пространства жилого помещения можно предложить включение в интерьер природных объектов: это могут быть живые растения или натуральные материалы с неповторимой текстурой.

Метафора

Визуальные образы искусства строятся метафорически - как перенесение признаков одного предмета на другой. К примеру, в комиксах слово «ужас» часто бывает напечатано «волнистыми» буквами. Эффективность этого приема объясняется тем, что волнистая линия призвана передать пространственное ощущение дрожи, она «резонирует» с чувством страха [5]. При этом возникает связь не связанных напрямую объектов. В интерьере такой резонанс может быть вызван сопоставлением предметов - при использовании разноразмерных светильников, стильных подвес или различных стульев за одним столом.

Симметрия

Созерцание симметричных природных объектов и произведений искусства является источником эстетического удовольствия. Восприятие нашим мозгом внешности человека также связано с симметрией: симметричные черты лица свидетельствуют о физическом здоровье. Вместе с тем индийский ученый справедливо поднимает вопрос о том, что излишняя симметрия в искусстве делает образ мертвым и,

соответственно, непривлекательным, а наибольшее эстетическое наслаждение вызывают образы, имеющие небольшие отклонения от идеально-четкой симметрии. В целом в интерьере симметрия выглядит достаточно гармонично, однако применительно к жилому пространству зачастую она смотрится довольно сухо, безжизненно. Следовательно, симметрию в современном жилом интерьере нужно использовать аккуратно, без излишеств.

Порядок

Порядок украшает любое пространство и, естественно, играет важную роль в интерьере, создавая ощущение покоя и стабильности.

Результаты

Результаты данного исследования могут быть применены в работе практикующих дизайнеров интерьера, в программе обучения дизайнеров интерьера, в работе над созданием дизайн-проектов, для улучшения качества жилого интерьера.

Заключение

Принципы нейроэстетики, сформулированные Вилейануром Рамачандраном, можно применять не только по отношению к искусству. Данное направление видится перспективным и для деятельности дизайнеров интерьера. Экстраполяция идей нейроэстетики на дизайнерскую практику, внедрение их в уже известные устоявшиеся правила способны улучшить качество работы современных специалистов в сфере дизайна интерьера, помогая правильно и гармонично структурировать жилые пространства, позволяя создавать интерьеры не только удобные, практичные, но и эстетичные.

Список литературы

1. Хадарцев А.А. Физиологические основы восприятия золотого сечения в художественном творчестве с позиций синергетики / А.А. Хадарцев // Сложность. Разум. Постнеклассика. -2013. - №1. -С.39-50.

2. Kranjec A. Conceptual art made simple for neuroaesthetics / A. Kranjec. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnhum.2015.00267/full Дата обращения: 20.08.2022.

3. Гейзенберг В. Шаги за горизонт / В. Гейзенберг. - М.: Прогресс, 1987. - С. 268-269.

4. Пайс А. Гении науки / А. Пайс. - М.: Институт компьютерных исследований, 2002. - 92 с.

5. Рамачандран В.С. Рождение разума. Загадки нашего сознания / В.С. Рамачандран. - М.: Олимп-Бизнес, 2006.

6. Рамачандран В.С. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми / В.С. Рамачандран. - М.: Картера пресс, 2012. - 219 с.

DOI

SOVIET FASHION AS AN OBJECT OF CULTURAL HERITAGE

Dianova K.A.

Ай-space «PERLAMUTER», 185034, Petrozavodsk, Russian Federation

Resume: The article is devoted to the formulation of the problem of studying Soviet fashion as an independent socio-psychological and historical-cultural phenomenon. For a long time, there was a stereotype in the mass consciousness, according to which there was no fashion in the Soviet state. This idea was actively supported in modern cinema, individual media, representatives of the media sphere. A close and comprehensive study of the Soviet history of everyday life and its comparative analysis in the context of world culture shows that Soviet fashion is a special cultural phenomenon that developed in line with global trends, and therefore requires separate and close study.

Keywords: fashion history, Soviet fashion, Russian fashion

УДК 930.85

СОВЕТСКАЯ МОДА КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Дианова К.А.

Арт-пространство «PERLAMUTER», 185034, Петрозаводск, Российская Федерация

Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения советской моды как самостоятельного социально-психологического и историко-культурного феномена. Долгое время в массовом сознании бытовал стереотип, согласно которому в Советском государстве отсутствовала мода. Данное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.