Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРНОГО СТИЛЯ И РУССКОГО ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА'

ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРНОГО СТИЛЯ И РУССКОГО ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1006
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклор / фольклорная одежда / этно / русский костюм / нарядная одежда / традиционный костюм / дизайнеры / мода / ассортимент / культурное наследие / folklore / folklore clothing / it / Russian costume / fancy clothes / traditional costume / designers / fashion / assortment / cultural heritage

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А.П. Березина

Задачами и целями работы являются исследование фольклорного стиля и русского костюма, а также его популяризация и сохранение. Объектом исследования для работы стал фольклорный стиль, предметом исследования – его различные проявления в истории и культуре. В качестве метода исследования был применен анализ различных источников информации и иллюстративного материала. В пример берутся отдельные бренды и Дома мод, которые создали коллекции в стиле фолк. Дана характеристика различия этно-стиля и фольклорного стиля. Проанализированы отличия фольклорного стиля в одежде разных народов (восточный, греческий, африканский, скандинавский, славянский), а именно – крой и ткань, цвета и орнаменты, украшения. Также в научной статье рассмотрен русский традиционный костюм, его особенности и черты, ассортимент и цветовая гамма. Рассмотрено значение важности оберегов и цветовой палитры в костюме. Подробно изучен ассортимент русского традиционного костюма, а также разделение на два основных комплекта: северорусский и южнорусский. Проанализированы два российских бренда Ulyana Sergeenko и Alena Akhmadullina, которые сохраняют и развивают русскую культуру и ремесленные промыслы, а также вкладывают в ДНК-бренда "русский код". Также приведен пример собственной дипломной коллекции одежды для молодежи в фольклорном стиле, потому что сейчас важно среди молодых дизайнеров одежды развивать собственную культуру и искусство, а также моду, ведь русская культура очень богата и разнообразна, что позволяет создавать что-то действительно уникальное и функциональное, новое и красивое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FOLKLORE STYLE AND RUSSIAN TRADITIONAL COSTUME

The objectives and objectives of the work are to study the folklore style and Russian costume, as well as its popularization and preservation. The object of research for the work was the folklore style, the subject of research is its various manifestations in history and culture. The analysis of various sources of information and illustrative material was used as a research method. As an example, individual brands and Fashion houses that have created collections in the folk style are taken. The characteristic of the difference between ethno-style and folklore style is given. The differences of folklore style in the clothes of different peoples (Oriental, Greek, African, Scandinavian, Slavic), namely, cut and fabric, colors and ornaments, jewelry, are analyzed. Also, the scientific article considers the Russian traditional costume, its features and features, assortment and color scheme. The values of the importance of amulets and the color palette in the costume are considered. The assortment of Russian traditional costume has been studied in detail, as well as the division into two main sets: North Russian and South Russian. Russian Russian brands Ulyana Sergeenko and Alyona Akhmadullina, who preserve and develop Russian culture and handicrafts, as well as invest in the DNA of the brand "Russian code", are analyzed. Also an example of our own graduation collection of clothes for young people in folklore style is given for what is now important among young fashion designers to develop their own culture and art, as well as fashion, because Russian culture is very rich and diverse, which allows you to create something truly unique and functional, new and beautiful.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРНОГО СТИЛЯ И РУССКОГО ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА»

Список литературы

1.Официальный сайт дизайн-лаборатории Made in August. URL: https://august-august.ru (дата обращения: 02.08.2022).

2.Удмуртское дерево Виталия Жуйкова. URL: https://www.interior.ru/design/event/4507-udmurtskoe-derevo-vitaliya-zhujkova.html (дата обращения: 02.08.2022).

3.Студия Made in August: вторая жизнь брошенных вещей https://www.elledecoration.ru/heroes/design/vitalii-zhuikov-id6791865/ (дата обращения: 02.08.2022)

4.Виталий Жуйков: коллекция предметов Makmur https://www.interior.ru/design/6505-vitaHj-zhujkov-kollektsiya-predmetov-makmur.html (дата обращения: 02.08.2022).

5.Белохина, Т., Путинцева, И. Виталий Жуйков и его Цгварь http://www.4living.ru/items/article/vitalii-zhuikov/ (дата обращения: 02.08.2022).

DOI

FEATURES OF FOLKLORE STYLE AND RUSSIAN TRADITIONAL COSTUME

A.P. Berezina

St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

The objectives and objectives of the work are to study the folklore style and Russian costume, as well as its popularization and preservation. The object of research for the work was the folklore style, the subject of research is its various manifestations in history and culture. The analysis of various sources of information and illustrative material was used as a research method. As an example, individual brands and Fashion houses that have created collections in the folk style are taken. The characteristic of the difference between ethno-style and folklore style is given. The differences of folklore style in the clothes of different peoples (Oriental, Greek, African, Scandinavian, Slavic), namely, cut and fabric, colors and ornaments, jewelry, are analyzed. Also, the scientific article considers the Russian traditional costume, its features and features, assortment and color scheme. The values of the importance of amulets and the color palette in the costume are considered. The assortment of Russian traditional costume has been studied in detail, as well as the division into two main sets: North Russian and South Russian. Russian Russian brands Ulyana Sergeenko and Alyona Akhmadullina, who preserve and develop Russian culture and handicrafts, as well as invest in the DNA of the brand "Russian code", are analyzed. Also an example of our own graduation collection of clothes for young people in folklore style is given for what is now important among young fashion designers to develop their own culture and art, as well as fashion, because Russian culture is very rich and diverse, which allows you to create something truly unique and functional, new and beautiful.

Keywords: folklore, folklore clothing, it, Russian costume, fancy clothes, traditional costume, designers, fashion, assortment, cultural heritage.

УДК 685.34.01

ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРНОГО СТИЛЯ И РУССКОГО ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА

А.П. Березина

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», Санкт-Петербург, Россия.

Задачами и целями работы являются исследование фольклорного стиля и русского костюма, а также его популяризация и сохранение. Объектом исследования для работы стал фольклорный стиль, предметом исследования - его различные проявления в истории и культуре. В качестве метода исследования был применен анализ различных источников информации и иллюстративного материала. В пример берутся отдельные бренды и Дома мод, которые создали коллекции в стиле фолк. Дана характеристика различия этно-стиля и фольклорного стиля. Проанализированы отличия фольклорного стиля в одежде разных народов (восточный, греческий, африканский, скандинавский, славянский), а именно - крой и ткань, цвета и орнаменты, украшения. Также в научной статье рассмотрен русский традиционный костюм, его особенности и черты, ассортимент и цветовая гамма. Рассмотрено значение важности оберегов и цветовой палитры в костюме. Подробно изучен ассортимент русского традиционного костюма, а также разделение на два основных комплекта: северорусский и южнорусский. Проанализированы два российских бренда Ulyana Sergeenko и Alena Akhmadullina, которые сохраняют и развивают русскую культуру и ремесленные промыслы, а также вкладывают в ДНК-бренда "русский код". Также приведен пример собственной дипломной коллекции одежды для молодежи в фольклорном стиле, потому что сейчас важно среди молодых дизайнеров одежды развивать

собственную культуру и искусство, а также моду, ведь русская культура очень богата и разнообразна, что позволяет создавать что-то действительно уникальное и функциональное, новое и красивое.

Ключевые слова: фольклор, фольклорная одежда, этно, русский костюм, нарядная одежда, традиционный костюм, дизайнеры, мода, ассортимент, культурное наследие.

Введение

Мода - это отражение времени. Тенденции в моде постоянно меняются. Обращение к наследию материальной культуры прошлого: исторического и народного костюма, аксессуаров, обуви, предметов быта и прикладного искусства - является вдохновением для многих дизайнеров. Во-первых, народный костюм имеет свои традиции: крой, различные украшения одежды (обереги, вышивки, кружево и многое другое). Во-вторых, в народном костюме интересно варьировать его формы и крой, используя различный ритмический строй отделок, добиваться многочисленных вариантов композиционных решений в пределах традиционной формы [1]. Мировые дизайнеры создавали коллекции в фольклорном стиле, среди них - Ив Сен Лоран, Джон Гальяно, Валентино Гаравани, Пьер Карден, Жан-Поль Готье, Роберто Кавалли, Джорджио Армани, Вячеслав Зайцев, Денис Симачев и многие другие. Фольклорный стиль встречается в модных тенденциях каждого сезона, этим объясняется актуальность данного исследования.

Задачами и целями работы являются исследование по изучению фольклорного стиля и русского костюма, а также его популяризация, сохранение и изменение в рамках современной моды.

Тема фольклорного стиля в современном костюме получила широкое распространение в научной литературе. Для написания научной статьи использовалась литература таких авторов, как М.Н. Мерцалова «Поэзия народного костюма», Н.Б. Козлова «Магия русского стиля», И.Н. Сафронова и И.М. Глущенко «Фольклорный стиль в современном костюме» и других.

Объектом исследования для работы стал фольклорный стиль, предметом исследования - его различные проявления в истории и культуре.

В качестве метода исследования был применен анализ различных источников информации и иллюстративного материала.

В России бережно относятся к сохранению культурного наследия и ремёсел, в качестве примера можно привести сохранение Елецкого и коклюшечного кружева, крестецкой строчки и многих других. Также особого внимания заслуживает изучение предметов одежды в фольклорном стиле, поскольку в настоящее время вырос интерес у молодых дизайнеров к традициям и богатому наследию русской самобытной культуры с ее уникальными ремёслами и промыслами. Поколение Y и Z разрабатывает оригинальную и интересную одежду в фольклорном стиле. Известные российские и международные конкурсы «Адмиралтейская Игла», «Русский силуэт», «Волжская палитра» и другие помогают и мотивируют талантливых дизайнеров, работающих над сохранением традиций и творческого наследия русского костюма. Данное исследование, направленное на изучение возникновения фольклорного стиля и особенностей русского традиционного костюма, сможет помочь в раскрытии большей привлекательности заявленной темы для молодого поколения.

Возникновение фольклорного стиля и его характерные черты

Фольклорный стиль — это стиль, главной чертой которого являются элементы национальных костюмов народов мира. Его возникновение началось с этно-стиля, который появился до фолка. Этнический стиль — это воспроизведение национального костюма определенной нации, народа (этнической группы). В фолькстиле, в отличие от этностиля, нет обязательного, абсолютно точного повторения какого-либо национального костюма [2]. Фольклорный стиль возник в 1909 году во время спектаклей балета «Дягелевских сезонов» в Европе [3], балетные костюмы интерпретировали русский народный костюм и костюмы с восточным колоритом известных русских художников Бакста и Бенуа (показано на рисунке 1).

Вдохновившись постановкой балета «Шехерезада» Дягилева, французский модельер Поль Пуаре в 1910 году создает коллекцию в восточном стиле [3].

Самым узнаваемым модельером, работающим в фольклорном стиле в Советской России стала Надежда Ламанова. В 1925 году она привезла коллекцию в русском стиле с ручной вышивкой и традиционным орнаментом в Париж на Всемирную выставку, где заняла Гран-при [3].

В 1976 году Ив Сен-Лоран представил коллекцию "Opera-Ballets russes", как представлено на рисунках 2 и 3, с использованием деталей национальных костюмов [4].

Рис. 1. Слева направо: балет «Петрушка», балет «Половецкие пляски», балет «Жар-птица»

Рис. 2. Эскизы коллекции "Operas-Ballets russes" Ив Сен-Лорана

Рис. 3. Коллекция "Operas-Ballets russes" Ив Сен-Лорана

Своеобразным ответом на «русские» коллекции Ив Сен Лорана можно считать показы в 1988 году известного российского кутюрье Вячеслава Зайцева под названием «Русские сезоны в Париже», которые до сих пор являются доказательством того, что мастерски использованный и переработанный фольклорный материал может служить основой для создания моделей одежды в народном стиле [5], как показано на рисунке 4.

Мария Грация Кьюри и Пьер Паоло Пиччоли, работавшие в Valentino, подробно изучили творчество Марка Шагала, который всю жизнь был предан только одной женщине - Белле Розенфельд [6]. Открыли коллекцию именно образы, основанные на традиционных славянских мотивах -контрастных вышивках на льняных тканях, сарафанах со сложными символичными узорами и богато украшенных жилетах из овчины. Дизайнерский дуэт во главе Марии и Пьера грамотно перевел фольклорный стиль на язык современной моды, сделав образы элегантными и нежными, как представлено на рисунке 5.

Рис. 4. Модели из коллекций Славы Зайцева

Рис. 5. Valentino Couture весна-лето 2015

С тех пор дизайнеры часто обращаются к фольклорному стилю и по-своему раскрывают его особенности.

Фольклорный стиль богат различной отделкой моделей одежды в виде кружева и вышивки, плетения, пэчворка, аппликации, вкрапления бисера и бусин разных размеров.

Ткани для стиля фолк используются натуральные, такие как лён, хлопок и шёлк. Рисунки на тканях этно-моделей обычно геометрические и цветочные, которые сочетаются со структурой ткани. Одежда в этом стиле оригинальная, яркая и пестрая [7].

В фольклорном стиле выделяют два основных силуэта - трапециевидный и прямой.

Характерные черты фольклорного стиля зависят от страны, черты которой переносятся на одежду. Выбор кроя и ткани, цвета и орнамента, украшения подбираются в зависимости от существующих традиций в одежде, культуре, образе жизни: в одних странах преобладают шелковые ткани, в других -хлопок, вышивка, кружево. В восточном фольклорном стиле преобладают различные комбинации шелковых и жаккардовых тканей; в греческом стиле текучие ткани, такие как шифон. В африканском стиле преобладают кожа, натуральный мех и лен; в скандинавской этнической одежде используются шерсть и мех, допустимо использование элементов одежды из хлопка и льна; в славянской этнической одежде преобладают хлопчатобумажные и льняные ткани.

Русский традиционный костюм

Славянская традиционная одежда особенно интересна для анализа. Издавна славяне выбирали для одежды натуральные ткани, такие как лен и хлопок. Для верхней одежды и обуви использовали натуральный мех и кожу. Создание таких материалов русской традиционной одежды зависело от климатических условий, географического положения и образа жизни. Одежда имела функцию амулета и оберега - вышивались специальные орнаменты, символика рода и вида деятельности; вышивка рассказывала об обычаях определенной области и местности.

Считается, что примерно в XII веке был создан русский национальный костюм. Его носили до восемнадцатого века различные классы, такие как крестьяне, бояре и цари. В соответствии с указом Петра I, 4 (14) января 1700 года в Москве был объявлен именной указ «О ношении платья на манер Венгерского», поэтому произошла смена костюма на европейский [8].

Отличием русского традиционного костюма являются многослойность и богатство отделки. Традиционный силуэт считался простым, прямым или слегка расклешенным, старались не подчеркивать талию. Цветовая гамма состояла в основном из ярких и радостных оттенков, таких как красный, бордовый, белый, синий [9]. Эти цвета имели свое значение: например, красный - символ плодородия «огонь» (Солнце подобно небесному огню), кровь (жизненная сила); золотой и охристый - Солнце. Золотыми нитями чаще всего вышивали головной убор, например, кокошник. Зеленый цвет является символом жизни и плодородия, растительности, а синий означает небо и воду. Люди считали, что цвета обладают чудесными свойствами и спасают от негативных последствий, таких как война, природные стихии, неурожай и тому подобное [10].

На Руси выделялись два основных комплекта русского традиционного женского костюма: северорусский (сарафанный комплект) и южнорусский, более древний - повседневный комплект. Рубашки (рубахи) издавна составляли основу женского наряда, они были сделаны из хлопчатобумажной и льняной ткани, а дорогие - из шелка. Рубашка была украшена отстрочкой или вышивкой, как показано на рисунке 6, иногда расшивали жемчугом [9].

Рис. 6. Русская традиционная рубаха

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов: кокошники и платки, как представлено на рисунке 7, ленты, ажурные венцы [11].

Рис. 7. Русские традиционные головные уборы: кокошник, платок

Фольклорный стиль и русский традиционный костюм имеют свою богатую историю и культуру, характерные признаки и черты. Обращение к наследию прошлого является источником вдохновения для множества дизайнеров и на сегодняшний день. Сейчас особенно важно сохранить культуру и дать ей «новое дыхание». Обращаясь к мотивам фольклорного костюма, главная задача - по-новому взглянуть на его особенности и создать собственную интерпретацию на основе современных тенденций и его элементов. В России существуют бренды одежды, которые, основываясь на русской культур, создают свое ДНК и являются успешными как на родине, так и за рубежом. Одним из ярких примеров является

бренд Ulyana Sergeenko. Дизайнер при создании коллекций работает со многими мастерскими и ателье народных ремёсел по всей России, чтобы сохранять и развивать навыки и традиции русского народа. На протяжении существования бренда модный дом использовал Елецкое и Вологодское кружево, Ростовские финифть и скань, различные техники ручной вышивки [12]. В коллекции весна-лето 2021 можно увидеть кружевные вещи - Елецкое кружево, крестецкую строчку, также кадомский вениз, ростовскую финифть и граненый хрусталь из Гусь-Хрустального, как представлено на рисунках 8 и 9.

Рис. 8. Плетение Елецкого кружева для коллекции весна-лето 2021 Шуапа Sergeenko

Рис. 9. Ulyana Sergeenko весна-лето 2021

Ручная работа и старинные русские промыслы также можно проследить в новой коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture весна-лето 2022. Для создания одного платья работали мастерицы в течение месяца, используя технику Елецкого кружева, как представлено на рисунке 10.

Рис. 10. Ulyana Sergeenko Haute Couture весна-лето 2022 (справа модель, слева эскиз платья)

Помимо сохранения ткачества, бренд Ulyana Sergeenko обратился к хрустальному заводу -Гусевскому Хрустальному заводу им. Мальцова для создания головных уборов, мелкой фурнитуры и корсетов, сумок, как представлено на рисунке 11.

V

J

Рис. 11. Ulyana Sergeenko Haute Couture весна-лето 2022

Российский дизайнер Алёна Ахмадуллина основала свой бренд одежды Alena Akhmadullina, вдохновлённый сюжетами русских сказок. Она берет за основу крой, элементы вышивки и орнаментов, элементы русской народной одежды и интегрирует в современную и модную одежду, как представлено на рисунке 12 [13].

Рис. 12. Бренд А1епа Akhmadullina

Во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) в начале 2020 года, когда весь мир был на самоизоляции и общался с помощью социальных сетей, бренд Alena Akhmadullina пробует себя в новом направлении и разрабатывает виртуальную коллекцию из 5 моделей, как показано на рисунке 13. 3D-одежда позволяет по фотографии примерить на себя любую одежду из коллекции -кокошники, сарафаны, платья - и выглядеть героиней из русской сказки в виртуальном мире [14].

Рис. 13. Бренд А1епа Akhmadullina. Виртуальная коллекция

В новой коллекции осень-зима 2022 бренд Alena Akhmadullina обращается к источнику вдохновения - русской деревне. В коллекции очень много ручного труда, например, вязанные крючком платья, юбки и блузки, а также декоративные вставки, как представлено на рисунке 14.

В 2021 году мной была разработана коллекция одежды для молодежи в фольклорном стиле. Источником вдохновения для создания коллекции одежды послужили мотивы фольклорного стиля, а именно - русского народного традиционного костюма. В особенности вышивка, кружева, кокошники, форма рукавов, крой сарафанов, рубах, телогреек. А также сама русская культура конца 18 - начала 19 века. Коллекция состоит из цветов различного оттенка красного, белого, темно-серого. Выбор их не случаен: был упор на цветовую палитру, которая имела своё значение на Руси, например, красный -плодородие, а белый - чистота. В коллекции использованы старинные подзоры, скатерти и кружево, салфетки как элементы воротников, вставок на рукавах, украшениях платьев, рубашек, как представлено на рисунке 15.

Фольклорный стиль актуален в каждом сезоне, он обусловлен самим течением нашей жизни, лавинообразным распространением масс-моды и связанным с этим явлением поиском индивидуальности. Поиск провоцирует стремление к возрождению и сохранению уникального культурного наследия, трансляции его уникальности посредством костюма. Это модное направление единственное, которое несет в себе разнообразные формы, силуэты, цвета и краски. Люди хотят быть индивидуальными, а фольклорный стиль настолько оригинален и самобытен, что позволяет создавать неповторимый и уникальный образ. В этом стилевом направлении создаются невероятные смешения для воплощения колоритных образов.

Современные стили в моде возникли и появились благодаря костюмам разных народов, а дизайнеры, в свою очередь, стараются черпать вдохновение и брать за основу какие-либо элементы: крой, орнаменты из многообразия этнических нарядов. Многие дизайнеры, такие как Ив Сен-Лоран, Кэндзо Такада, Вячеслав Зайцев, Кристобаль Баленсиага, Джон Гальяно и многие другие, часто заимствовали

Рис. 14. Бренд А1епа Akhmadullina коллекция осень-зима 2022

Заключение

идеи из национальных костюмов, творчески перерабатывали их и представляли публике в современном обновленном варианте.

Рис. 15. Алина Березина «Дипломная коллекция одежды для молодежи в фольклорном стиле «Краса-

девица»

Фольклорный стиль позволяет интерпретировать модные тенденции из сезона в сезон. Дизайнеры создают ДНК бренда, основываясь на «культурном коде», и ориентируются на ситуацию в мире, а также возникающие тренды. Но что также важно, они пытаются сохранить культурное наследие и его развивать, привлекая новые возможности производства и распространения для привлечения молодого поколения.

Список литературы

1. Сафронова И. Н. Фольклорный стиль в современном костюме [Электронный ресурс]: учебное пособие / Сафронова И. Н., Глущенко И. М. — СПб.: СПГУТД, 2008.— 54 с.— Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=512, по паролю.

2. Фольклорный стиль. WOMANWIKI.RU [Электронный ресурс] режим доступа: http://womanwiki.ru/w/%D0%A4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0% BD%D 1%8B%D0%B9_%D 1%81 %D 1%82%D0%B8%D0%BB%D 1%8C (Дата обращения: 14.03.2022)

3. История возникновения фольклорного стиля. studbooks.net/ [Электронный ресурс] режим доступа

https://studbooks.net/522386/kulturologiya/hudozhestvenno_kompozitsionnaya_harakteristika_istochnika_tvorch estva (Дата обращения: 14.03.2022)

4. anirish.livejournal.com [Электронный ресурс] режим доступа: https://anirish.livejournal.com/343480.html#:~:text=28%20%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8F%201976%2 0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%B2,%220pera%2DBallets%20russes%22. (Дата обращения: 14.03.2022)

5. Этно-ретро: фольклорный стиль в одежде. VIKTORIANNA.RU [Электронный ресурс] режим доступа: https://viktorianna.ru/teoriya-modi-i-stilja/etno-retro-v-odezde (Дата обращения: 14.03.2022)

6. Обзор коллекции Valentino Couture весна-лето 2015. VOGUE.UA [Электронный ресурс] режим доступа: https://vogue.ua/article/fashion/brend/obzor-kollekcii-valentino-couture-vesna-leto-20155158.html (Дата обращения: 14.03.2022)

7. Фольклорный стиль — WomanWiki [Электронный ресурс] режим доступа: https://xn— gtbdnnhj eabiwi6d7b.xn--p1 ai/raznoe/stil-odezhdy-folklornyj -folklornyj -stil-odezhdy-v-zhenskom-garderobe-modnye-sochetaniya-s-foto-folklornyj-stil-xarakternye-priznaki.html (Дата обращения: 14.03.2022)

8. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина. WWW.PRLIB.RU [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.prlib.ru/history/618943 (Дата обращения: 14.03.2022)

9. Особенности национального русского костюма. [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.matrony.ru/osobennosti-nacionalnogo-russkogo-kostyuma/ (Дата обращения: 14.03.2022)

10. School-science.ru [Электронный ресурс] режим доступа: https://school-science.ru/2/16/31219 (Дата обращения: 14.03.2022)

11. Мерцалова М.Н. История костюма. Издательский дом «Искусство» Т.3-4 - 2001.

12. www.vogue.ru [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.vogue.ru/collection/spring_summer2021/couture/paris/Ulyana_Sergeenko/ (Дата обращения: 14.03.2022)

13. Ведомости. Алена Ахмадуллина [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/characters/2015/12/14/620476-ya-poka-na-vseh-grablyah-ne-postoyala-uroki-пе^шсЫ1а (Дата обращения: 14.03.2022)

14. Fashionunited.ru [Электронный ресурс] режим доступа: https://fashionunited.ru/novostee/moda/alena-akhmadullina-rasskazala-o-tom-kak-sozdavala-3d-kapsu1u/2020060329033 (Дата обращения: 14.03.2022)

DOI

THE LAWS OF NEUROESTHETICS OF VILEYANUR RAMACHANDRAN APPLIED TO WORK ON AN INTERIOR DESIGN PROJECT

O.I. Volkhina

Saint-Petersburg State University, 197101, Russia, Saint-Petersburg

What is the first thing a designer works on when creating an interior for living? One should think about current approaches to design, whether it should be just functional, or should it be aesthetic, but for each person the concept of aesthetics is unique. And if not one person, but a family will live in a room, an apartment? What emotions will the residents of the apartment experience? It is a difficult task for an interior designer to take into account not only the aesthetic preferences of customers, but also ergonomic standards, and possibly the creation of a home office. In the work on creating the right interior, innovative approaches should be used. This article will focus on neuroaesthetics, on the creation of beauty not only in terms of aesthetics, but also in terms of psychological comfort. Working with design subjects - future residents of the designed interior, their basic needs should be identified. Not every person can correctly identify them, and not every interior designer thinks about the uniqueness of his profession. Design interiors with a scientific approach. Think about how to make the interior comfortable for life. So that residents can relax at home, feel the family hearth, and be able to work in comfort. In this paper, the author conducts a comparative analysis of neuroaesthetic methods in relation to interior design.

Keywords: neuroaesthetics, innovative design, design approaches, interior design, aesthetics, pleasure. УДК 7.072

ЗАКОНЫ НЕЙРОЭСТЕТИКИ ВИЛЕЙАНУРА РАМАЧАНДРАНА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАБОТЕ НАД ДИЗАЙН-ПРОЕКТОМ ИНТЕРЬЕРА

О.И. Вольхина

Санкт-Петербургский государственный университет, 156236, Россия, Санкт-Петербург

Над чем в первую очередь работает дизайнер, создавая интерьер для жизни? Следует задуматься над актуальными подходами к дизайну: должна ли считаться приоритетной функциональность, или дизайнер должен руководствоваться прежде всего критериями эстетичности? Дополнительная сложность возникает вследствие того, что каждый человек по-своему интерпретирует понятие эстетичного. А если в помещении, квартире будет проживать не один человек, а семья? Какие эмоции будут испытывать обитатели квартиры? Сложная задача стоит перед дизайнером интерьера, которому следует учитывать не только эстетические предпочтения заказчиков, но и нормы эргономики и, возможно, необходимость расширения функциональности помещения, к примеру, организацию домашнего офиса. В работе над созданием правильного интерьера следует использовать инновационные подходы. В данной статье речь пойдет о нейроэстетике - создании прекрасного не только с точки зрения эстетики, но и с точки зрения психологического комфорта. Работая с субъектами проектирования - будущими жителями проектируемого интерьера, -необходимо выявлять их основные потребности. Не каждый человек может корректно их обозначить, и не всякий дизайнер интерьера задумывается о том, насколько уникальна его профессия. Руководствуясь научным подходом при проектировании интерьеров, дизайнер стремится к тому, чтобы сделать интерьер удобной средой существования, где жильцы могли бы почувствовать себя расслабленными, когда дом ощущается как идеальная метафора семейного очага, а также где можно работать в условиях комфорта. В данной статье автор проводит сравнительный анализ методов нейроэстетики применительно к дизайну интерьера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: нейроэстетика, инновационный дизайн, подходы к проектированию, дизайн интерьера, эстетика, удовольствие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.