Научная статья на тему 'ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ: ДЕРЕВО С УДМУРТСКИМ КОЛОРИТОМ'

ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ: ДЕРЕВО С УДМУРТСКИМ КОЛОРИТОМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изделие / дизайн / дерево / удмурт / национальный / product / design / wood / udmurt / national

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — П.А. Столбова

Проекты дизайнера Виталия Жуйкова, основанные на местных традициях, материалах и техниках, воплощающие баланс высокотехнологичной и ремесленной работы, представляют подлинную провинциальную культуру в современном урбанистическом контексте. Национальный колорит, прочность дерева и рукотворные причудливые изгибы, геометрические орнаменты, вдохновленные культурным достоянием удмуртов, – уникальные изделия коллекционного дизайна, выпускаемые лабораторией Made in August, – будут рассмотрены в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VITALY ZHUIKOV: A TREE WITH UDMURT FLAVOR

The projects of designer Vitaly Zhuikov, based on local traditions, materials and techniques, embodying a balance of high-tech and handicraft work, represent a genuine provincial culture in a modern urban context. The national color, the strength of wood and man-made bizarre curves, geometric ornaments inspired by the cultural heritage of the Udmurts unique collectible design products produced by the Made in August laboratory will be considered in this article.

Текст научной работы на тему «ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ: ДЕРЕВО С УДМУРТСКИМ КОЛОРИТОМ»

https://esj.today/PDF/63SAVN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/63SAVN520.

8. Курочкина, В.А. Малые архитектурные формы в структуре открытых общественных пространств города / В. А. Курочкина, Е. К. Калиниченко, М. О. Белова // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — No 5. —URL: https://esj.today/PDF/28NZVN521.pdf DOI: 10.15862/28NZVN521

9. Kurochkina V. A., Klimov, V. A., Belova, M. O., & Kalinichenko, E. K. (2022). Role Of Small Architectural Structures In The Organization Of Urban Open Public. In S. V. Beketov, & I. A. Nikitin (Eds.), Biotechnology, Ecology, Nature Management, vol 1. European Proceedings of Life Sciences (pp. 280-292). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epls.22011.34

10. Smetanin I., Khlebnikov S., Kurochkina V., Ratnikova А. Role of water bodies in the structure of open public spaces of cities (Chermyanka river) Smetanin, K. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled, 2021, 937(4), 042017

References

1. Kurochkina V. Impact of urbanization on the state of water bodies and adjacent territories E3S Web of Conferences, 2020, 217, 02004

2. Kurochkina V. Depressed spaces as an instrument for transformation of urban areas. В сборнике: E3S Web of Conferences. Сер. "International Scientific and Practical Conference "Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering", ERSME 2020" 2020. С. 02008.

3. Kurochkina V. Urban water bodies as the basis for functioning of public spaces. В сборнике: E3S Web of Conferences. Сер. "International Scientific and Practical Conference "Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering", ERSME 2020" 2020. С. 02005. 046.

4. Spitsov D., Lugovaia A., Kurochkina V., Kalinina, A. Principles of organization of the water ecological framework of the city. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled, 2021, 937(4), 042018

5. Vinogradova N., Kravchenko D., Kurochkina V. Impact of construction activities on the environment of cities. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled, 2021, 937(4), 042019

6. Kurochkina V.A. (2020). The impact of long-term construction subjects and industrial areas on the geoecology of cities and development of depressed urban spaces. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(12). Available at: https://esj.today/PDF/36NZVN620.pdf (in Russian). DOI:10.15862/36NZVN620

7. Kurochkina V.A. (2020). Water bodies as the basis by open public spaces planning and an instrument of urban transformation. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(12). Available at: https: //esj .today/PDF/63SAVN520.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/63SAVN520

8. Kurochkina V.A., Kalinichenko E.K., Belova M.O. Small architectural forms in open public spaces of the city. The Eurasian Scientific Journal, 13(5): 28NZVN521. Available at: https://esj.today/PDF/28NZVN521.pdf. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.15862/28NZVN521

9. Kurochkina V. A., Klimov, V. A., Belova, M. O., & Kalinichenko, E. K. (2022). Role Of Small Architectural Structures In The Organization Of Urban Open Public. In S. V. Beketov, & I. A. Nikitin (Eds.), Biotechnology, Ecology, Nature Management, vol 1. European Proceedings of Life Sciences (pp. 280-292). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epls.22011.34

10. Smetanin I., Khlebnikov S., Kurochkina V., Ratnikova А. Role of water bodies in the structure of open public spaces of cities (Chermyanka river) K. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled, 2021, 937(4), 042017

DOI

VITALY ZHUIKOV: A TREE WITH UDMURT FLAVOR

P.A. Stolbova

St. Petersburg Academy of Arts by Ilya Repin, 199034, Russia, SaintPetersburg

Abstract: The projects of designer Vitaly Zhuikov, based on local traditions, materials and techniques, embodying a balance of high-tech and handicraft work, represent a genuine provincial culture in a modern urban context. The national color, the strength of wood and man-made bizarre curves, geometric ornaments inspired by the cultural heritage of the Udmurts - unique collectible design products produced by the Made in August laboratory will be considered in this article.

Key words: product, design, wood, udmurt, national

УДК 745.51

ВИТАЛИЙ ЖУЙКОВ: ДЕРЕВО С УДМУРТСКИМ КОЛОРИТОМ

П.А. Столбова

Санкт-Петербургская Академия Художеств им. И. Репина, 199034, Россия, Санкт-Петербург

Аннотация: Проекты дизайнера Виталия Жуйкова, основанные на местных традициях, материалах и техниках, воплощающие баланс высокотехнологичной и ремесленной работы, представляют подлинную провинциальную культуру в современном урбанистическом контексте. Национальный колорит, прочность дерева и рукотворные причудливые изгибы, геометрические орнаменты, вдохновленные культурным достоянием удмуртов, - уникальные изделия коллекционного дизайна, выпускаемые лабораторией Made in August, - будут рассмотрены в настоящей статье.

Ключевые слова: изделие, дизайн, дерево, удмурт, национальный.

Традиционные материалы и национальный колорит, прочность дерева и рукотворные причудливые изгибы, орнаменты, напоминающие об изделиях древних удмуртов, - всё это становится основной темой художественных практик дизайнера Виталия Жуйкова. Уроженец Ижевска, начинавший свою проектную деятельность еще на родине, сейчас один из наиболее успешных и прогрессивных российских специалистов в области художественного конструирования.

Свой путь в мире дизайна начинал как реставратор, стремившийся дать новую жизнь старым предметам интерьера. Вместе с Владиславом Рожнёвым и Тимофеем Ломаевым из столярной мастерской PIPUU создал коллекцию Por Favor - эксклюзивную мебель из массива дерева, которая стала для Виталия Жуйкова первым прорывом на пути к международному признанию.

Во время частых путешествий по Удмуртии дизайнер стал уделять внимание теме уходящих деревень, самобытности культуры родного края. Его обращение к традиционным материалам, работа с деревом, поиски этнического начала в заброшенных домах, книгах и сказаниях финно-угорского народа позволяют создавать уникальные изделия коллекционного дизайна, выпускаемые лабораторией Made in August [1]. Некоторые из них будут рассмотрены в настоящей статье.

Серия «KAGAN'KA» (в переводе с удмуртского - «новорожденный, младенец») создана из амбарных и напольных досок (рис. 1), найденных в старых удмуртских деревнях[2]. Деревянные изделия выглядят монументально и величественно, словно древние каменные языческие изваяния во всём многообразии орнаментального решения. Острые рёбра могут перекликаться с мягкими, плавными силуэтами доски. Вытянутая, продолговатая форма деревянного массива сменяется более широкой с отверстиями в центре изделия. Рельеф, нанесенный на деревянную основу, кажется крайне примитивным, упрощенным в своем художественном решении. Однако именно подобная технология позволяет достичь уникальности предмета ручной работы, вбирающей в себя энергетику не только самого мастера, но и того народа, чьё ремесло он представляет в своей работе.

Рис. 1. Жуйков В. «KAGAN'KA».

Помимо орнаментального решения, представленного на всей поверхности, есть и отдельные дополнительные элементы, носящие исключительно декоративный характер. В растительном или геометрическом орнаменте, в частности, удмуртские национальные узоры, которые чаще всего выполнялись путем вырезания по дереву, здесь запечатлены в несколько гипертрофированной форме, не настолько тонкой и изящной, как это выглядит в оригинальных народных изделиях. Однако таким

93

образом сочетаются традиции народного промысла, символическая составляющая культуры удмуртов и сила духа древних народов, воплощенная в традиционном материале.

Большинство изделий, выполненных в рамках проекта «KAGAN'KA», несут исключительно эстетический, статусный смысл. Однако ряд объектов, помимо их общего предназначения (сам автор в каталогах собственной компании называет их скульптурами), имеют вполне прикладное значение, например, вазы, хотя оригинальная трактовка отсылает к кухонной принадлежности.

Во время поездок по Удмуртии В. Жуйков не только собирает визуальные образы, но и черпает вдохновение из окружающей его культуры. Как отмечает дизайнер, говоря о коллекции «иТВАРЬ» (рис. 2), «моей задачей было реанимировать, вдохнуть эстетику и добавить практичности. Серия получилась правдивая, аутентичная, очень тактильная» [3].

Работа с наличниками представлена в нескольких сериях его работ, где, используя традиционные орнаменты, свойственные для резьбы по дереву в северных районах Удмуртии, изделия приобретают совершенно новое прочтение: использование оригинального предмета в качестве зеркальных рам или декора книжного шкафа. Оконный наличник становится рамкой для зеркала или корпусом для полок.

В отличие от работ коллекции «KAGAN'KA», где дизайнерская работа с орнаментом практически незаметна, важнейшей составляющей теперь становится придание форме более функционального значения. Изделия говорят о высоком значении материала, причём не свежеспиленной древесины, а той, что была использована на протяжении длительного времени, которая служила человеку и теперь обретает новую жизнь.

Рис. 2. Жуйков В. «иТВАРЬ».

Могут быть использованы деревянная основа, служившая полом или скамейкой, или, например, вполне винтажные вещи, приобретённые владельцем дома. Они становятся в руках дизайнера новым предметом, от которого веет этнической непосредственностью. Использованы детали с характерными повреждениями, деформациями, но ярко выраженной фактурой материала, в котором чувствуется подлинность и ценность, уникальность изделия.

Наиболее полное раскрытие темы природы и красоты естественного, искреннего и тонкого ощущения структуры, фактуры материала, подлинной ценности и красоты дерева представлено в работах серии «MAKMUR» (рис. 3) (автор переводит с удмуртского как «похмелье»). «Скульптуры коллекции -это словно выдавленные, пропитанные черной слюной земли и облизанные липким языком огня образы» [4]. Древесина предварительно подвергалась обжигу, а затем глубокой пропитке льняным маслом, вощению и ручной обработке.

Рис. 3. Жуйков В. «МАКМЖ».

Обломки коры, стволы или ветви, подобные пламени или летящей драпировке, были подвергнуты только технологической обработке для более длительного хранения, однако форма, дарованная самой природой, остается неизменной, автор лишь дает ей соответствующий постамент (рис. 4). Дизайнер соединяет в одном объекте две совершенно разные части человеческого существования: индустриальный, минималистичный, строгий, прямолинейный фундамент и неуловимое, сложноструктурированное естественное начало, явленное в деревянных элементах.

Итак, проекты дизайнера Виталия Жуйкова, основанные на местных традициях, материалах и техниках, воплощающие баланс высокотехнологичной и ремесленной работы с особым акцентом на изделиях ручной работы, представляют подлинную провинциальную культуру в современном урбанистическом контексте. Подобные вещи позволяют сохранить национальную самобытность и прикоснуться к истории, отражающей культурное наследие удмуртов.

Важно и то, что современный тренд использования материалов связан не только с актуальностью исследования этники, изучения культуры малых народов, но и общей темой минимизации потребления отходов, возвращения к природным материалам.

Отчасти творческий метод Виталия Жуйкова можно сравнить с художественными решениями финского дизайнера Алвара Аалто, который так же, как и отечественный специалист, преимущественно работает с деревом, тем самым возрождая образы традиционных изделий своего края. Оба автора выводят элементы народного искусства на международный уровень и представляют их как актуальные объекты, достойные внимания прессы и широкой публики, а также истинных ценителей современного искусства.

Как отмечает сам автор, бережно работая с потертостями, рельефами, царапинами на дереве, «Удмуртия обладает своей таинственной атмосферой, языческой романтикой, и эти артефакты времени передают ее дух в дизайне мебели. Получается товар с собственной легендой» [5]. Фактуры старого, необработанного дерева, непосредственность рукотворного исполнения и тактильная теплота ремесленных изделий дают возможность связать высокие технологии и при этом сохранить подлинность исторического наследия.

Рис. 4. Жуйков В. «МАКМЖ».

Список литературы

1.Официальный сайт дизайн-лаборатории Made in August. URL: https://august-august.ru (дата обращения: 02.08.2022).

2.Удмуртское дерево Виталия Жуйкова. URL: https://www.interior.ru/design/event/4507-udmurtskoe-derevo-vitaliya-zhujkova.html (дата обращения: 02.08.2022).

3.Студия Made in August: вторая жизнь брошенных вещей https://www.elledecoration.ru/heroes/design/vitalii-zhuikov-id6791865/ (дата обращения: 02.08.2022)

4.Виталий Жуйков: коллекция предметов Makmur https://www.interior.ru/design/6505-vitalij-zhujkov-kollektsiya-predmetov-makmur.html (дата обращения: 02.08.2022).

5.Белохина, Т., Путинцева, И. Виталий Жуйков и его итварь http://www.4living.ru/items/article/vitalii-zhuikov/ (дата обращения: 02.08.2022).

DOI

FEATURES OF FOLKLORE STYLE AND RUSSIAN TRADITIONAL COSTUME

A.P. Berezina

St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

The objectives and objectives of the work are to study the folklore style and Russian costume, as well as its popularization and preservation. The object of research for the work was the folklore style, the subject of research is its various manifestations in history and culture. The analysis of various sources of information and illustrative material was used as a research method. As an example, individual brands and Fashion houses that have created collections in the folk style are taken. The characteristic of the difference between ethno-style and folklore style is given. The differences of folklore style in the clothes of different peoples (Oriental, Greek, African, Scandinavian, Slavic), namely, cut and fabric, colors and ornaments, jewelry, are analyzed. Also, the scientific article considers the Russian traditional costume, its features and features, assortment and color scheme. The values of the importance of amulets and the color palette in the costume are considered. The assortment of Russian traditional costume has been studied in detail, as well as the division into two main sets: North Russian and South Russian. Russian Russian brands Ulyana Sergeenko and Alyona Akhmadullina, who preserve and develop Russian culture and handicrafts, as well as invest in the DNA of the brand "Russian code", are analyzed. Also an example of our own graduation collection of clothes for young people in folklore style is given for what is now important among young fashion designers to develop their own culture and art, as well as fashion, because Russian culture is very rich and diverse, which allows you to create something truly unique and functional, new and beautiful.

Keywords: folklore, folklore clothing, it, Russian costume, fancy clothes, traditional costume, designers, fashion, assortment, cultural heritage.

УДК 685.34.01

ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРНОГО СТИЛЯ И РУССКОГО ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМА

А.П. Березина

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», Санкт-Петербург, Россия.

Задачами и целями работы являются исследование фольклорного стиля и русского костюма, а также его популяризация и сохранение. Объектом исследования для работы стал фольклорный стиль, предметом исследования - его различные проявления в истории и культуре. В качестве метода исследования был применен анализ различных источников информации и иллюстративного материала. В пример берутся отдельные бренды и Дома мод, которые создали коллекции в стиле фолк. Дана характеристика различия этно-стиля и фольклорного стиля. Проанализированы отличия фольклорного стиля в одежде разных народов (восточный, греческий, африканский, скандинавский, славянский), а именно - крой и ткань, цвета и орнаменты, украшения. Также в научной статье рассмотрен русский традиционный костюм, его особенности и черты, ассортимент и цветовая гамма. Рассмотрено значение важности оберегов и цветовой палитры в костюме. Подробно изучен ассортимент русского традиционного костюма, а также разделение на два основных комплекта: северорусский и южнорусский. Проанализированы два российских бренда Ulyana Sergeenko и Alena Akhmadullina, которые сохраняют и развивают русскую культуру и ремесленные промыслы, а также вкладывают в ДНК-бренда "русский код". Также приведен пример собственной дипломной коллекции одежды для молодежи в фольклорном стиле, потому что сейчас важно среди молодых дизайнеров одежды развивать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.