Научная статья на тему 'ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: РЕОРГАНИЗАЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ'

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: РЕОРГАНИЗАЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
281
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественное пространство / благоустройство / объект культурного наследия / комфортная среда / устойчивое развитие / экология в архитектуре / реконструкция и реновация / урбанизированная территория / преобразование территории / ландшафтно-парковый ансамбль / реставрация / депрессивное пространство / public space / improvement / object of cultural heritage / comfortable environment / sustainable development / ecology in architecture / reconstruction and renovation / urbanized territory / transformation of the territory / landscape and park ensemble / restoration / depressive space

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — В.А. Курочкина, Е.К. Калиниченко, М.О. Белова

Актуальность проблем сохранения, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия сегодня – один из самых популярных мировых трендов в архитектуре и градостроительстве. При рассматривании городов различного масштаба и населения, наблюдается одна и та же проблема: своевременная реконструкция и реставрация объектов культурного наследия. Разрушенные и заброшенные памятники архитектуры снижают качество городской среды и негативно воздействуют на окружающую среду, а также на человека, являясь депрессивным пространством. Причиной данной проблемы является то, что большинство городов были построены и освоены много лет назад. Эти объекты очень ценны со стороны культуры, истории и архитектуры, поэтому очень важно их сохранить или восстановить с учетом исторического прошлого. Проблема заключается в том, что таких объектов очень много и государство не успевает следить за всеми или откладывает их восстановление и приспособление к современному использованию на поздние сроки. Так как это достаточно сложный и многоэтапный процесс и зачастую не хватает достойных исполнителей и необходимого финансирования. В данной статье рассматривается вопрос реконструкции и реставрации усадьбы Грачевка, ее текущее состояние, проводится анализ территории и главного дома, сравнивается главный дом усадьбы с аналогичными объектами, построенными в тот же самый промежуток времени, или с объектами, имеющими схожую функцию, предлагается проект реконструкции усадьбы с назначением новой функции, отличной от существующей. Очень важно сохранить историческую планировку здания и приусадебного участка для сохранения культуры и истории архитектуры для последующих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — В.А. Курочкина, Е.К. Калиниченко, М.О. Белова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE: REORGANIZATION OF DEPRESSED PUBLIC SPACES

Preservation, reconstruction and restoration of cultural heritage objects today are among the most popular global trends in architecture and urban planning. Cultural heritage cities were built and developed many years ago and they are full of historical buildings that are extremely valuable from cultural, historical and architectural point of view. The main problem in preservation of cultural heritage objects remains the same irrespective of the cities’ size and population – it is timeliness of reconstruction and restoration. Destroyed and abandoned architectural monuments reduce the quality of the urban environment and negatively affect the citizens, being a depressive space, but local authorities and municipalities often do not have sufficient funding and qualified specialists for monitoring, restoration and adaptation of historical building for modern use. As the result, reconstruction is postponed and restoration is delayed. Reconstruction and restoration of the Grachevka estate located in Moscow, Hovrino, is the topic of this article. Analysis of estate’s territory and the main house current state, comparison of the main house of the estate with similar objects built in the same period of time or with objects having a similar function is done. Proposed project of the estate’s reconstruction appoints to the estate a new function, different from the current one, while preserving the historical layout of the building and the park and keeping the culture and history of architecture for future generations.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: РЕОРГАНИЗАЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ»

DOI

OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE: REORGANIZATION OF DEPRESSED PUBLIC SPACES

Kurochkina V.A.1, Kalinichenko E.K.1, Belova M.O.1

'National Research Moscow State University of Civil Engineering, 129337, Moscow, Russia

Preservation, reconstruction and restoration of cultural heritage objects today are among the most popular global trends in architecture and urban planning. Cultural heritage cities were built and developed many years ago and they are full of historical buildings that are extremely valuable from cultural, historical and architectural point of view. The main problem in preservation of cultural heritage objects remains the same irrespective of the cities' size and population - it is timeliness of reconstruction and restoration. Destroyed and abandoned architectural monuments reduce the quality of the urban environment and negatively affect the citizens, being a depressive space, but local authorities and municipalities often do not have sufficient funding and qualified specialists for monitoring, restoration and adaptation of historical building for modern use. As the result, reconstruction is postponed and restoration is delayed.

Reconstruction and restoration of the Grachevka estate located in Moscow, Hovrino, is the topic of this article. Analysis of estate's territory and the main house current state, comparison of the main house of the estate with similar objects built in the same period of time or with objects having a similar function is done. Proposed project of the estate's reconstruction appoints to the estate a new function, different from the current one, while preserving the historical layout of the building and the park and keeping the culture and history of architecture for future generations.

Keywords: public space, improvement, object of cultural heritage, comfortable environment, sustainable development, ecology in architecture, reconstruction and renovation, urbanized territory, transformation of the territory, landscape and park ensemble, restoration, depressive space.

УДК 7.06

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: РЕОРГАНИЗАЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

В. А. Курочкина, Е. К. Калиниченко, М. О. Белова

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 129337, Москва, Россия

Актуальность проблем сохранения, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия сегодня - один из самых популярных мировых трендов в архитектуре и градостроительстве. При рассматривании городов различного масштаба и населения, наблюдается одна и та же проблема: своевременная реконструкция и реставрация объектов культурного наследия. Разрушенные и заброшенные памятники архитектуры снижают качество городской среды и негативно воздействуют на окружающую среду, а также на человека, являясь депрессивным пространством. Причиной данной проблемы является то, что большинство городов были построены и освоены много лет назад. Эти объекты очень ценны со стороны культуры, истории и архитектуры, поэтому очень важно их сохранить или восстановить с учетом исторического прошлого. Проблема заключается в том, что таких объектов очень много и государство не успевает следить за всеми или откладывает их восстановление и приспособление к современному использованию на поздние сроки. Так как это достаточно сложный и многоэтапный процесс и зачастую не хватает достойных исполнителей и необходимого финансирования.

В данной статье рассматривается вопрос реконструкции и реставрации усадьбы Грачевка, ее текущее состояние, проводится анализ территории и главного дома, сравнивается главный дом усадьбы с аналогичными объектами, построенными в тот же самый промежуток времени, или с объектами, имеющими схожую функцию, предлагается проект реконструкции усадьбы с назначением новой функции, отличной от существующей. Очень важно сохранить историческую планировку здания и приусадебного участка для сохранения культуры и истории архитектуры для последующих поколений.

Ключевые слова: общественное пространство, благоустройство, объект культурного наследия, комфортная среда, устойчивое развитие, экология в архитектуре, реконструкция и реновация, урбанизированная территория, преобразование территории, ландшафтно-парковый ансамбль, реставрация, депрессивное пространство.

Введение

Каждый объект культурного наследия (ОКН) и прилегающая к нему территория являются одним из мест сосредоточения городской жизни. Несмотря на свое состояние, он продолжает нести ценность времени, истории и архитектуры. Такие объекты способны отображать образ жизни людей конкретного города. От их внешнего облика, сохранности постройки, функциональных особенностей, планирования территории и наполненности различными социальными практиками зависит образ города в целом [1,2]. При этом развитие и сохранение всего городского пространства должно подчиняться принципу устойчивого развития, призванного улучшить качество среды (тесно связанное со здоровьем граждан) и повысить комфорт и безопасность жителей. [3,4].

Как правило, активная деятельность людей концентрируется в центре города, привлекательность которого во многом определяет облик этих территорий. Исходя из этого, в исторических частях центров городов важно сохранить уже сложившиеся особенности среды и архитектуры, а для вновь планируемых территорий разработать концепцию застройки или благоустройства, позволяющую создать запоминающуюся уникальную атмосферу, сделав пространство оживленным и часто посещаемым [5]. Достичь данной цели возможно путем восстановления, реконструкции и реставрации исторических объектов с учетом современных планировочных решений, функционала, а также требований для маломобильных групп населения (МГН). Данное направление проектирования является одним из основных, так как именно восстановление утраченного наследия формирует возрождение национальной культуры в области архитектуры и градостроительства. В рамках данной работы выбраны два генеральных направления:

- проекты по воссозданию, предназначенные для строительства утраченных объектов культурного наследия;

- проекты по реставрации, включающие в себя ремонт, реконструкцию, приспособление объектов культурного наследия и исторических объектов.

Возведение новых, прилегающих к объекту территорий происходит с помощью продуманного функционального благоустройства и организации общественных пространств [6]. Благоустройство -направление проектирования, сопутствующее любому архитектурному и градостроительному проекту. Оно призвано подчеркнуть выразительность городской или парковой среды, а также помочь ей стать комфортной, доступной и функциональной [7]. Любой объект нужно преобразовывать согласно современным нормативам так, чтоб он был не только комфортен для человека, но и органично вписывался в окружающую среду.

Несмотря на контроль со стороны государства, некоторые памятники остаются в плачевном состоянии, разрушаются, не дождавшись восстановления. Процесс реставрации делится на этапы: выбор организации, которая будет заниматься поставленными задачами, обследование и составление аналитических отчетов, разработка технического задания и проекта, строительные работы, завершение и сдача готового объекта. До начала строительных работ немало времени занимают обследования — это очень долгий и трудоемкий процесс.

Также существует ряд сопутствующих проблем, из-за которых откладывают ремонт до последнего момента, и в то время, пока объект стоит в очереди на реставрацию, здание продолжает разрушаться. Главная из них - финансирование, также немаловажным являются несоблюдение проектов и технологий, недостаток хороших исполнителей и отсутствие должного контроля. Поэтому очень важно вести наблюдение за объектами культурного наследия и на раннем этапе заметить и выявить повреждения, чтобы вовремя восстановить, сохранить или отреставрировать.

В данной статье рассмотрим один из примеров объектов культурного наследия, который нуждается в реставрации и реконструкции (рис.1). Если работу отложить на долгий срок, то в дальнейшем здание может стать аварийным объектом и реставрировать его будет сложнее и дольше [8,9].

Рис. 1. Слева главный дом усадьбы Грачевка (фотография сделана авторами)

Ниже представлены исследование объекта и проект решения реконструкции и реставрации главного дома усадьбы Грачевка.

Подмосковная усадьба Грачевка в районе Ховрино создана в ХУ-ХУ1 веках как имение Третьяковых-Ховриных, расположена по адресу Клинская улица, д. 2 (главный дом). Парк располагается в Северном округе Москвы, в микрорайоне Ховрино, у одноименной железнодорожной станции на реке Лихоборке, убранной теперь в коллектор (от реки остался пруд). (Рис. 1). Усадебный дом был построен по проекту выдающегося архитектора Л.А. Кекушева в 1900 году при последних владельцах усадьбы Грачёвых.

Авторами были определены следующие цели исследования, представленные в данной статье:

• сбор, анализ и обобщение материалов обследования территорий прошлых лет, дешифрирование и анализ материалов и данных ДЗЗ;

• маршрутное наблюдение;

• построение макета с целью анализа оптимального расположения и предложение мероприятия по улучшению и реконструкции;

• разработка мероприятий по благоустройству территории и здания;

• сравнение с аналогами и прототипами.

Методы и материалы

Перед тем как начать исследование и сбор информации о выбранной авторами усадьбе, была осуществлена фотофиксация объекта. Инженерно-экологические изыскания рекомендуется выполнять в благоприятный для данной территории период года с учетом настоящего свода правил. На рисунке 2 можно увидеть, что здание действительно начало постепенно разрушаться и нуждается в плановой реставрации.

Рис. 2. Фотофиксация главного дома усадьбы на 09.04.2022 г. (фотофиксация выполнена авторами)

Убедившись в необходимости реконструкции и реставрации, объект для исследования был утверждён. Для исторического анализа усадьбы и понимания планировочных и функциональных современных возможностей авторы обратились к истории создания усадьбы и их владельцев. Название местности Ховрино появилось на рубеже XIV — XV вв. Тогда в Москву приехал купец Стефан Васильевич вместе со своим сыном Григорием, который носил прозвище Ховра. Они основали небольшую вотчину в пригороде Москвы, которая получила название Ховрино.

УгыЬ/т (, ГрачгЛкг Фшпт/шфии начала 1900-Х II.

Рис. 3. Фотография усадьбы начала 1900-х гг. 86

С 1985 года Ховрино стало собственностью Третьяковых (рис.3), позднее — Шереметьевых. Усадьба долго не могла найти постоянных хозяев. Пока Петр I не подарил село Ф. А. Головину. Село принадлежало династии Головиных 3 поколения. Затем вновь было продано — Н. П. Оболенскому.

В середине ХУШ в. был возведен красивейший архитектурный ансамбль с парком и усадьбой. Центром архитектурной композиции был господский дом из дерева, изящный, похожий на сказочный терем.

Но во время Отечественной войны 1812 года усадьба сгорела. Разоренное поместье успело сменить нескольких владельцев, пока в 1895 году его не выкупил купец Митрофан Грачев. Запущенное имение к началу XX века приобрело роскошный вид, и центром усадьбы Грачева стал загородный дворец, созданный по проекту Льва Кекушева. Дворец напоминал казино в Монте-Карло — уже тогда популярное место летнего отдыха российской аристократии.

На сегодняшний день территория главного усадебного дома обнесена забором из металлических прутьев с контрольно-пропускным пунктом. Пребывать на территории могут только пациенты и обслуживающий персонал больницы. Рассмотреть архитектурный памятник можно через довольно широкие прутья (некоторым удается и пролезть через них, но пребывание на территории больницы без пропуска незаконно).

В настоящее время Грачевский парк, занимающий территорию в 19 га, максимальной вместимостью 1100 человек, поделен на 2 зоны. Регулярный парк с липовыми аллеями, дубовыми рощицами и лиственницами — популярное место для прогулок. Пейзажная часть — самая живописная местность парка, занимающая территорию вдоль речки Лихоборки до небольшого пруда.

Территория парка в целом считается благоустроенной. В 2017 году была осуществлена реставрация зеленой зоны по проекту комплексного благоустройства и озеленения территории парка: г. Москва, САО, ул. Клинская. В летнее время здесь появляются детские аттракционы и обустраивается футбольное поле. В зимнее время в парке прокладывают лыжню, так называемую тропу здоровья.

Анализируя приусадебный участок, авторами был выполнен макет территории с использованием результатов инженерных изысканий (рис. 4), благодаря которому можно осуществить оценку территории и проследить ярко выраженную структуру и композицию.

Рис. 4. Макет территории усадьбы XIX века (работа выполнена авторами)

Главный композиционный элемент данной пространственной композиции находится в центре, на пересечении основных композиционных осей, и организует всю пространственную композицию вокруг. Композиционный центр и доминанта совмещены и выражены одним элементом - главным домом усадьбы. Планировочной композицией садово-паркового ансамбля является осевая схема.

Проектирование благоустройства парковых и городских территорий также ведется в рамках традиционных градостроительных законов формирования среды с учитом мирового и отечественного опыты создания лучших ландшафтных парков и градостроительных композиций. В рамках проектирования благоустройства среды разрабатываются следующие направления: -благоустройство исторической городской среды; -благоустройство мемориальных ансамблей; -парковое благоустройство [10].

Проекты благоустройства формируют и завершают облик среды исторических центров русских городов, делая ее не только доступной, комфортабельной и технологичной, но, главное, подчеркивая богатство и выразительность исторической архитектуры и общего градостроительного облика города.

Возвращаясь к исследованию самого здания, была выполнена повторная фотофиксация (рис. 5) спустя 3 месяца. Результат оказался положительным: после зимнего холодного периода глобальных изменений и разрушений не обнаружено.

Рис. 5. Фотофиксация главного дома усадьбы на 19.07.2022 а. юго-западный фасад, б. северо-западный фасад, в. вид с севера, г. северо-восточный фасад

Благодаря доброжелательным пациентам больницы, получилось достать фотографии фрагментов интерьера (рис. 6). Попасть внутрь усадьбы весьма затруднительно (там находится больница). Как было сказано ранее, вход на территорию могут осуществлять только пациенты и обслуживающий персонал больницы. К сожалению, авторам лично не удалось там побывать.

Рис. 6. Фотофиксация интерьера

Пышное убранство интерьера сохранили вестибюль и две парадные залы анфилады. Также можно заметить большой (танцевальный) зал усадьбы, камин в танцевальном зале и одну из фигурок путти в украшении зала, лепной десюдепорт над дверью в Большом зале, камин в Медальонной гостиной, парадный вестибюль главного дома.

Перекрытия открытых веранд второго этажа поддерживали скульптуры кариатид, выполненные из цинкового сплава. Портик кариатид вызывает ассоциации со знаменитым портиком афинского Эрехтейона. Кариатиды держат в руках символы искусств — лиры и свитки. Аналогично решены и парковые скульптуры, украшающие лестничные спуски от дома к парку. У подножия парковых террас установлены четыре пары лежащих львов — «автограф» архитектора Льва Кекушева.

После проведения социального опроса сотрудников и пациентов городской больницы был сделан вывод о том, что такая роскошная усадьба должна быть общедоступной и иметь познавательный характер своей исторической и архитектурной ценностью для граждан и посетителей города.

Ниже, на рисунке 7, представлена существующая на сегодняшний день планировка первого и второго этажей, взятая из документа о предмете охраны.

Рис. 7. Планировка усадьбы по этажам

а. план 1-ого этажа, б. план 2-ого этажа, в. план 3-ого этажа, г. условные обозначения планов

Изучив и проанализировав данную планировку усадьбы, можно сказать, что объект не соответствует современным требованиям, а именно: СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Одним из ярких примеров является отсутствие пандусов, подъемных платформ и лифтов, и СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Подводя итоги аналитической части, были выявлены основные проблемы: неблагоустроенная территория, прилегающая к главному дому усадьбы, разрушающиеся фасады, которые необходимо в скором времени отреставрировать, планировки, не соответствующие требованиям маломобильных групп населения и пожарным нормам, желание людей увидеть на месте больницы общедоступный памятник архитектуры.

Результаты

В результате проделанной работы авторами были зафиксированы фрагменты фасадов, которые подлежат реставрации. На рисунке 8 можно увидеть отлетевшую штукатурку, сбитые ступени, гниющую ограду.

Рис. 8. Фрагменты, требующие ремонта (фотофиксация выполнена авторами)

Авторами был разработан оптимальный проект реставрации с учетом того, что главный дом усадьбы Грачевка находится не в самом благоприятном состоянии. Последние реконструкция и перестройка были выполнены в 1895 году. Фасады обветшали, конструкциям необходимы укрепления. По предложению авторов, было принято решение вернуть фасаду первоначальный облик по проекту Кекушева с учетом новых требований пожарной безопасности и современных требований планировки по СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и актуализированной редакции СНиП 35-01-2001 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», установить лифт и подъемное устройство для маломобильных групп населения, расширить проемы. Было выбрано приспособление данного здания под Дом культуры (рис.9).

Рис. 9. Слева план первого, справа - второго этажа (выполнено авторами)

89

Идея планировочного решения сфокусирована на том, чтобы реализовать двойное назначение усадьбы: это зоны творчества, образования для детей и общественные зоны выставок для всех желающих. Обосновано это предложение тем, что по историческим планировкам и тем, которые существуют сегодня, видно три полноценных входа в здание, закладывать или же делать из них эвакуационные - не самое лучшее их использование. Важно сохранить историческое решение.

Рис.10. Генплан территории

В парке на территории усадьбы в 2017 году была выполнена реконструкция. Поэтому оптимальным решением было только организовать парковочные места с учётом требований СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». (рис.10) [9]

Обсуждение

Как уже говорилось в статье выше, главный дом напоминал казино Монте-Карло (рис.11), выполненное в стиле боз-ар, что в переводе с французского означает «изящные искусства». Этот стиль возник в Париже и был очень популярен в Европе до 1860 года. Стиль эклектичный, что является продолжением итальянского ренессанса и французского барокко.

Рис.11. Слева усадьба Грачёвка, справа - казино Монте-Карло

Казино построено знаменитым французским зодчим Шарлем Гарнье в 1878 году. Сравнение усадебного дома в Грачёвке с казино в Монте-Карло все-таки убеждает в том, что именно оно было задано владельцем Кекушеву в качестве образца.

От образа Монте-Карло усадьбе достались нарядная башенка, изящные кариатиды и ризалиты, множество скульптур и лепнины на фасаде. Если сравнивать, они и правда похожи, только проект усадьбы всё же адаптирован под жилой дом, и башня здесь одна, а не две, как в оригинале. В таблице ниже представлены наглядные примеры сходств и различий.

Таблица - Сходства и различия усадьбы Грачёвка с казино Монте-Карло

Сходства Различия

башня с небольшим бельведером асимметрия Грачевского дома

чешуйчатые граненые куполки с люкарнами все парадные помещения выделены в самостоятельные объемы

пилястровый ордер на парковом фасаде расположены три арочных проема, над которыми три овальных окна (в Монте-Карло — круглых)

Аналогом приспособления стал Дом культуры на ВДНХ, построенный в 1953 году по проекту архитекторов Л. Н. Авдотьина, Ю. П. Корнеева и В. И. Копырина. Здание решено в стиле сталинского ампира (рис.12). На главном фасаде расположен восьмиколонный портик, фронтон которого украшен полуциркульной аркой и барельефами с советской символикой — звёздами, серпами и молотами. Дом культуры образует ансамбль с двумя симметричными боковыми зданиями: строение № 313 «Сельский совет» и строение № 84 «Правление колхоза». Центральное место в Доме культуры занимает зрительный зал на 360 мест, в котором проводились лекции, творческие вечера, концерты, спектакли и праздничные мероприятия.

Рис. 12. Дом культуры на ВДНХ

Предназначение павильона сохранилось до настоящего времени. В 2010-е годы Дом культуры ВДНХ был отреставрирован, и в декабре 2017 года состоялось его открытие. Он остаётся главным досуговым центром ВДНХ.

Заключение

Проблема сохранения и реставрации общественных пространств сегодня является одним из наиболее популярных общемировых трендов в сфере архитектуры и проектирования. Это связано с тем, что именно исторические здания формируют «лицо» города, создают своего рода культуру, придают городу здоровый вид и обеспечивают его уникальность. [10]

В заключение хотелось бы отметить, что здания, которые являются памятники архитектуры и истории, - один из важных аспектов градостроительного развития, который формирует облик городской среды. На примере усадьбы Грачёвка видно, что объект является недостаточно благоустроенным, устаревшим и требует проведения дополнительных мероприятий по его реставрации и сохранению, а именно мероприятий, направленных не только на ремонтные работы, но и на соблюдение новых требований к комфорту и безопасности.

Список литературы

1. Kurochkina V. Impact of urbanization on the state of water bodies and adjacent territories E3S Web of Conferences, 2020, 217, 02004

2. Kurochkina V. Depressed spaces as an instrument for transformation of urban areas. В сборнике: E3S Web of Conferences. Сер. "International Scientific and Practical Conference "Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering", ERSME 2020" 2020. С. 02008.

3. Kurochkina V. Urban water bodies as the basis for functioning of public spaces. В сборнике: E3S Web of Conferences. Сер. "International Scientific and Practical Conference "Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering", ERSME 2020" 2020. С. 02005. 046.

4. Spitsov, D., Lugovaia, A., Kurochkina, V., Kalinina, A. Principles of organization of the water ecological framework of the city. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled, 2021, 937(4), 042018

5. Vinogradova, N., Kravchenko, D., Kurochkina, V. Impact of construction activities on the environment of cities. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled, 2021, 937(4), 042019

6. Курочкина, В.А. Влияние объектов незавершенного строительства и промышленных территорий на геоэкологию городов и развитие депрессивных пространств // Вестник Евразийской науки, 2020 No 6, https://esj.today/PDF/36NZVN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/36NZVN620.

7. Курочкина, В.А. Водные объекты как основа организации открытых общественных пространств и инструмент трансформации урбосистем // Вестник Евразийской науки, 2020 No 5,

91

https://esj.today/PDF/63SAVN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/63SAVN520.

8. Курочкина, В.А. Малые архитектурные формы в структуре открытых общественных пространств города / В. А. Курочкина, Е. К. Калиниченко, М. О. Белова // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — No 5. —URL: https://esj.today/PDF/28NZVN521.pdf DOI: 10.15862/28NZVN521

9. Kurochkina V. A., Klimov, V. A., Belova, M. O., & Kalinichenko, E. K. (2022). Role Of Small Architectural Structures In The Organization Of Urban Open Public. In S. V. Beketov, & I. A. Nikitin (Eds.), Biotechnology, Ecology, Nature Management, vol 1. European Proceedings of Life Sciences (pp. 280-292). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epls.22011.34

10. Smetanin I., Khlebnikov S., Kurochkina V., Ratnikova А. Role of water bodies in the structure of open public spaces of cities (Chermyanka river) Smetanin, K. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled, 2021, 937(4), 042017

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kurochkina V. Impact of urbanization on the state of water bodies and adjacent territories E3S Web of Conferences, 2020, 217, 02004

2. Kurochkina V. Depressed spaces as an instrument for transformation of urban areas. В сборнике: E3S Web of Conferences. Сер. "International Scientific and Practical Conference "Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering", ERSME 2020" 2020. С. 02008.

3. Kurochkina V. Urban water bodies as the basis for functioning of public spaces. В сборнике: E3S Web of Conferences. Сер. "International Scientific and Practical Conference "Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering", ERSME 2020" 2020. С. 02005. 046.

4. Spitsov D., Lugovaia A., Kurochkina V., Kalinina, A. Principles of organization of the water ecological framework of the city. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled, 2021, 937(4), 042018

5. Vinogradova N., Kravchenko D., Kurochkina V. Impact of construction activities on the environment of cities. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled, 2021, 937(4), 042019

6. Kurochkina V.A. (2020). The impact of long-term construction subjects and industrial areas on the geoecology of cities and development of depressed urban spaces. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(12). Available at: https://esj.today/PDF/36NZVN620.pdf (in Russian). DOI:10.15862/36NZVN620

7. Kurochkina V.A. (2020). Water bodies as the basis by open public spaces planning and an instrument of urban transformation. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(12). Available at: https: //esj .today/PDF/63SAVN520.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/63SAVN520

8. Kurochkina V.A., Kalinichenko E.K., Belova M.O. Small architectural forms in open public spaces of the city. The Eurasian Scientific Journal, 13(5): 28NZVN521. Available at: https://esj.today/PDF/28NZVN521.pdf. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.15862/28NZVN521

9. Kurochkina V. A., Klimov, V. A., Belova, M. O., & Kalinichenko, E. K. (2022). Role Of Small Architectural Structures In The Organization Of Urban Open Public. In S. V. Beketov, & I. A. Nikitin (Eds.), Biotechnology, Ecology, Nature Management, vol 1. European Proceedings of Life Sciences (pp. 280-292). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epls.22011.34

10. Smetanin I., Khlebnikov S., Kurochkina V., Ratnikova А. Role of water bodies in the structure of open public spaces of cities (Chermyanka river) K. IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled, 2021, 937(4), 042017

DOI

VITALY ZHUIKOV: A TREE WITH UDMURT FLAVOR

P.A. Stolbova

St. Petersburg Academy of Arts by Ilya Repin, 199034, Russia, SaintPetersburg

Abstract: The projects of designer Vitaly Zhuikov, based on local traditions, materials and techniques, embodying a balance of high-tech and handicraft work, represent a genuine provincial culture in a modern urban context. The national color, the strength of wood and man-made bizarre curves, geometric ornaments inspired by the cultural heritage of the Udmurts - unique collectible design products produced by the Made in August laboratory will be considered in this article.

Key words: product, design, wood, udmurt, national

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.