Научная статья на тему 'Законотворчество в области экономической безопасности (стратегия, тактика, техника)'

Законотворчество в области экономической безопасности (стратегия, тактика, техника) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
600
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законотворчество в области экономической безопасности (стратегия, тактика, техника)»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

И.В. Погодина

Погодина Ирина Владимировна — кандидат, юридических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела и гражданского права Юридического института Владимирского государственного университета им. АТ. и НГ. Столетовых

Законотворчество в области экономической безопасности (стратегия, тактика, техника)

Обеспечение экономической безопасности носит комплексный характер и должно решаться не только экономическими, но и правовыми средствами. Очевидно, что разрешение экономических проблем в настоящее время возможно только путем создания и надлежащего правового механизма, позволяющего принимать целенаправленные и последовательные решения, соответствующие требованиям экономической безопасности страны. Проблемы в экономике обусловливают принятие и изменение большого числа правовых актов, поэтому правотворчество является одним из важных элементов механизма экономической безопасности. Разумеется, само по себе государственное регулирование экономики нормами права не гарантирует безопасности страны. Нормотворчество в сфере экономической безопасности требует взвешенного, теоретически обоснованного и дальновидного подхода. Последний невозможен без научного обоснования, определения концептуальных основ экономической безопасности и формулирования стратегии развития страны. Государственная экономическая стратегия в частности и национальная безопасность в целом должны основываться на идеологии развития, учитывающей стратегические приоритеты и национальные интересы. Правовое обеспечение экономической безопасности в свою очередь также должно получить теоретическую основу.

В современной науке проблема правового обеспечения экономической безопасности пока еще не привлекла должного внимания. В настоящий момент заметен недостаток монографических работ, специально посвященных комплексному анализу проблем правового обеспечения экономической безопасности государств в условиях текущего этапа развития экономики.

По вопросам экономической безопасности государства был написан ряд диссертационных исследований как юристами (например, А.К. Есаян, Ю.В. Игнатов, А.В. Сюсюкин, С.А. Тропин и др.), так и экономистами (например, Н.П. Купрещенко, Е.А. Федотова, В.М. Шкварок и др.).

Юристы, исследующие проблему экономической безопасности, обращают внимание на тот факт, что до недавнего времени эта категория преимущественно рассматривалась в рамках экономической науки. Соответственно, подходы к понятию с точки зрения права неоднозначны.

Представляется, что указанная ситуация в науке обусловила тот факт, что самого понятия «экономическая безопасность» в действующих нормах права не закреплено.

Категории «безопасность», «национальная безопасность» занимают в настоящее время особое место среди системных понятий. В России Закон «О безопасности» был принят в 1992 году, в 1996 году Указом Президента была утверждена Государственная стратегия экономической безопасности, в 1997 году Президент утвердил Концепцию национальной безопасности. В настоящее время действует Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»1.

Юридическая формулировка понятия «безопасность» была дана в статье 1 Закона «О безопасности» 1992 года: «...безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз... К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность»2.

Безопасность в специальной литературе детерминируется различными формулировками и смысловыми аспектами. Во многом это обусловлено конкретной тематикой (национальная безопасность, экономическая безопасность, безопасность хозяйствующих субъектов, безопасность общества, безопасность личности и т. д.), рассмотрением определенных сторон безопасности (социальная функция, процесс, система, организационная структура, наука и т. п.) и целевой аудиторией литературы.

1 Собрание законодательства РФ. 2011. № 1, ст. 2.

2 О безопасности: закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 с дополнением, внесенным Законом РФ от 25 декабря 1992 г. № 4235-1, с учетом Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 // Ведомости Советов народных депутатов. 1992. № 15, ст. 769; 1993. № 2, ст. 77; САПП РФ. 1993. № 52, ст. 5086. Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» — 29.12.2010).

Погодина И.В. Законотворчество в области экономической безопасности (стратегия...

563

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Обычно в качестве родового понятия специалисты определяют безопасность как такое состояние субъекта, при котором в условиях негативного воздействия различных факторов посредством предотвращения, минимизации, нейтрализации или ликвидации такого воздействия обеспечивается поддержание жизнедеятельности, стабильность, а также поступательное развитие этого субъекта.

В современном российском праве категория «национальная безопасность» имеет легальное определение. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 года, где определены основные понятия данной сферы, среди которых «национальная безопасность» — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Положения Стратегии, безусловно, верны, но с точки зрения их нормативного содержания не соответствуют требованиям формы законодательных актов: их важность настолько велика, что уместно было бы закрепить их в законе.

В системе национальной безопасности экономическая безопасность страны занимает особое место. Само понятие, являясь некоей синтетической категорией политэкономии и политологии, тесно связано с вопросами суверенитета страны, стабильности, роста, обороноспобности, агрессии, права и др. Категория эта является идеальной и даже в социально стабильных странах с высокими показателями экономики, устойчивым политическим режимом все же остается относительной.

Правоведы склонны определять экономическую безопасность через состояние защищенности экономики от неких внутренних и внешних угроз и вызовов, причиняющих вред экономическим интересам общества, государства и личности и приводящих к негативным для них последствиям.

В этой связи следует согласиться с выводом о том, что экономическая безопасность с юридической точки зрения включает в себя две составляющие: во-первых, это такое состояние подлежащих правовому регулированию общественных отношений, при котором поведение субъектов права в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ соответствует установленным правовым предписаниям; и, во-вторых, это такое состояние законодательства, регулирующего сферу экономических отношений, при котором оно соответствует требованиям экономической безопасности1.

Подобный подход к пониманию экономической безопасности был реализован российским законодателем в Федеральном законе от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в настоящее время утратил силу)2. В статье 2 указанного Закона экономическая безопасность определялась как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям3.

Однако ныне действующий Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»4 не содержит определения экономической безопасности. Отказ законодателя от легального определения экономической безопасности в Законе 2003 года № 164-ФЗ представляется не случайным, поскольку определение, данное в Законе 1995 года № 157-ФЗ, не отражает всю сложность данного явления.

С учетом всего изложенного экономическую безопасность можно определить как составную часть национальной безопасности Российской Федерации, представляющую собой такое состояние и развитие урегулированных правом общественных отношений в сфере экономики, которое обеспечивает непрерывное и эффективное производство, обмен, распределение и потребление материальных и нематериальных благ в интересах личности, общества и государства.

Правовую основу обеспечения экономической безопасности в настоящее время составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы (например, ФЗ от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»), указы Президента России, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области экономической безопасности.

Говоря о вопросе правового обеспечения экономической безопасности России, следует сказать, что, несмотря на утвержденную Указом Президента Российской Федерации еще 29 апреля 1996 года

1 См. подробнее: Гладких Р.Б. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в системе мер, обеспечивающих экономическую безопасность государства // Юридический мир. 2006. № 10.

2 См.: О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 42, ст. 3923.

3 См.: Возженников А.В., Прохожее А.А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования и формирования: учебное пособие. М., 1998. С. 20—21.

4 Первоначальный текст документа опубликован в издании: Собрание законодательства РФ. 2003. № 50, ст. 4850.

Юридическая техника. 2015. № 9

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации, до сих пор не разработан и не принят федеральный закон «Об основах экономической безопасности в Российской Федерации» (хотя попытки неоднократно предпринимались палатами Федерального Собрания).

Кроме того, требуется разработка и реализация системы перспективных приоритетных национальных проектов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (например, «Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации»). Это позволит создать необходимые условия безопасности страны для проведения ее руководством структурной модернизации экономики и социальной сферы1.

Перспективный приоритетный национальный проект «Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации» станет основой не только обеспечения национальной безопасности страны, но и всех иных национальных проектов, так как основным условием их последовательной реализации является стабильное финансирование, которое возможно лишь путем достижения последовательного поступательного роста объемов российской экономики.

Целесообразно разработать Программу подготовки нормативных правовых актов, связанных с обеспечением экономической безопасности. Это даст возможность выяснить приоритетность и избежать хаотичности в этом деле, подвергать научной экспертизе проекты нормативных правовых актов на предмет соответствия их требованиям экономической безопасности.

Несмотря на отсутствие закона об экономической безопасности, нормотворчество в экономической сфере играет очень важную роль в деле обеспечения экономической безопасности страны. Правотворческую деятельность, в экономической сфере можно разделить на два основных направления:

1) принятие, изменение, отмена правовых норм, определяющих правила осуществления экономической деятельности хозяйствующими субъектами;

2) принятие, изменение, отмена правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушения норм, определяющих правила ведения экономической деятельности.

Оба эти направления в современных условиях являются приоритетными.

Следует отметить также динамичную изменяемость законодательства, регулирующего экономические отношения. Однако нельзя дать однозначную оценку данной черты законодательства только как негативной.

Таким образом, законодательство и области обеспечения экономической безопасности разрознено, а его положения находятся во множестве нормативных правовых актов. При этом практически в любом нормативном правовом акте можно найти составляющую экономической безопасности. Понятие экономической безопасности, несмотря на необычайную актуальность тематики, не закреплено в нормативных правовых актах. Политика законотворчества в сфере экономической безопасности станет действующей, только если будут безупречно определены ее стратегия и тактика.

1 См.: Гончаров В.В. Экономическая безопасность Российского государства как перспективный приоритетный национальный проект // Российский следователь. 2010. № 8. С. 25—29.

Погодина И.В. Законотворчество в области экономической безопасности (стратегия...

565

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.