ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
И.В. ФИРСОВ,
кандидат юридических наук, член-корреспондент РАЕН, член Ассоциации юристов России
E-mail: [email protected]
Аннотация. В современных условиях обеспечение поступательного движения России к намеченным целям и задачам, переход к иному сценарию осуществлению экономических приоритетов не возможны без эффективной защиты экономической сферы России, и в мировом экономическом пространстве, прежде всего.
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, защита экономической сферы, мировое экономическое пространство, экономическая безопасность.
PROBLEMS OF STANDARD AND LEGAL DEFINITION OF CONCEPT «ECONOMIC SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION»
I.V. FIRSOV,
candidate of jurisprudence, corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences, member of Association of lawyers of Russia
Annotation. In modern conditions ensuring progress of Russia to the planned purposes and tasks, transition to other scenario to implementation of economic priorities not probably without effective protection of the economic sphere of Russia, and in world economic space, first of all.
Keywords: standard and legal regulation, protection of the economic sphere, world economic space, economic safety.
Вопросы экономической безопасности всегда играли первостепенную роль в жизни человека. Первобытный человек подчинялся природе, находился в ее власти. В то время под угрозой смерти от голода люди объединялись и совместно обеспечивали себя пищей и, таким образом, противостояли опасностям. Но в дальнейшем этого уже было не достаточно. В это время у людей возникает стремление к захвату территорий, природных и человеческих ресурсов, с целью укрепления своей мощи, силы и влияния. Именно экономические (продовольственные, ресурсные и др.) потребности вынуждали их применять физическое насилие в отношении других. И обеспечение собственной безопасности, в том числе экономической требовало создания запаса пищи, средств борьбы, стимулировало развитие интеллектуальных способностей людей, воплощения идей в орудия труда, получения опыта их создания и усовершенствования. Физическая безопасность, сохранение жизни обеспечивались возможностью и способностью одних отражать нападения других. Победа в войне обеспечивала не только безопасность людей, их потомства, жилища, территории, но и повышение их экономического потенциала1.
Россия ставит перед собой амбициозные задачи: обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как од-
ного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Очевидно, что для достижения поставленных целей необходимо учитывать объективные условия существования РФ, ее геополитическое, экономическое положение, но и собственные возможности нашего государства, те механизмы и «инструменты», которыми она владеет.
За последние 20 лет очевидной для всех ученых, и не только экономистов, стала необходимость трансформации путей экономического развития России. Сырьевой путь развития нашего государства — тупиковый. И, начиная с 2008 г., все громче и громче звучат призывы к формированию нового, инновационного пути развития экономики нашей страны. Однако, и в современных условиях обеспечение поступательного движения России к намеченным целям и задачам, переход к иному сценарию осуществления экономических приоритетов не возможно без эффективной защиты экономической сферы России, и в мировом экономическом пространстве, прежде всего.
Мало кем оспаривается объективно существующая связь понятия «экономическая безопасность» с понятием «национальная безопасность». И это вытекает не только из правил формальной логики. Это обуслов-
1 Опалев А.В., Пирумов В.С. Национальная безопасность. М., 2011. С. 16.
лено тем, что все виды безопасности, так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без соответствующего экономического обеспечения. Но это лишь один аспект, объективное наличие которого признается почти всеми учеными, исследующими различного рода проблемы обеспечения национальной безопасности. Вторым аспектом объективной связи такого понятия как экономическая безопасность с понятием «национальная безопасность» является необходимость обеспечения государством достойного уровня жизни граждан путем создания условий поступательного роста экономики страны, безотказного функционирования всех институтов и механизмов ее экономической сферы, реальной реализации регулятивной и охранительной функций права.
Очевидно, что понимание того или иного предмета или явления, подвергающегося правовому регулированию так или иначе находит свое отражение в терминах (понятиях) и их определениях, составляющих, как правило основу содержания первых статей почти каждого современного правового акта. Юридический термин всегда выступает в качестве начального звена при юридическом выражении воли законодателя. По словам великого ученого-юриста С.С. Алексеева они являются своеобразным мостиком от непосредственно воспринимаемых элементов текста ко всему комплексу технико-юридического инструментария.
Включение в конструкции правовых актов юридических терминов и определений является не только закономерным развитием основных правил юридической техники, но и объективной потребностью преодоления ошибок двоякого толкования юридических понятий, выявление действительно вкладываемого в них содержания. Отсутствие дефиниции используемого понятия, как правило, вызывает обратный эффект, в результате которого затрудняется правоприменение, происходит дезориентация тех, кому адресованы правовые акты.
Разработчики правовых актов, в силу сложности правовых явлений, вынуждены обращаться к различным приемам и способам выявления действительного содержания правовых понятий: от самого простого — определения этимологического смысла русских слов и выражений до научного обоснования наиболее истинного понимания того или иного термина.
Поиски действительно содержания понятия «безопасность» и ее видовых составляющих, в том числе «экономической безопасности», активно на-
чатые в середине прошлого столетия, продолжаются и по сей день.
В настоящее время существует несколько подходов (парадигм2), отражающих противоположное (а иногда исключающих друг друга) понимание сущности и содержания безопасности.
Первый подход определяет понятие «безопасность» как многоаспектное состояние, характеризующее положение объекта во внешней среде. В его рамках данное понятие дословно означает отсутствие опасности. Такой взгляд предполагается саму невозможность наличия негативного воздействия на объект, которое является прямой причиной ущерба, вреда, ухудшает его состояние, придает его развитию нежелательные динамику или параметры. Подобное представление еще называют безопасностью в узком значении этого слова. В практическом плане такое определение носит достаточно условный характер, поскольку в реальной жизни ситуации с полным отсутствием угроз встречаются крайне редко.
Другим подходом является понимание безопасности через такие категории, как «устойчивость», «стабильность», «равновесие». В этом случае одни ученые — последователи системно-деятельностного подхода ассоциируют безопасное состояние исследуемых объектов с состоянием «гоместазиса», другие предлагают рассматривать безопасность как идеальную ситуацию, характеризующуюся отсутствием самой возможности нанесения вреда, третьи связывают опасность не с внешними опасными природными или антропогенными процессами, а с дефицитом собственных средств и методов работы.
Наибольшее число последователей нашло объяснение феномена безопасности, вытекающее из фактического взаимодействия индивидов и социальных объектов с многочисленными обстоятельствами и факторами, оказывающими на них негативное и деструктивное воздействие. Предотвращение, ослабление, нейтрализация этих воздействий, наносящих ущерб существованию, благополучию, нормальному функционированию людей, социальных объектов, а также поддержание их жизнедеятельности на уровне не ниже предельно допустимых (критических) значений и дает представление о безопасности в более широком плане.
2 В данном случае под парадигмой понимается научная теория, в содержание которой входит система понятий, отражающих существенные черты исследуемого явления (предмета); модель постановки проблем и их решение.
В этой связи безопасность, в основном, ассоциируется с понятием защищенности, а именно с состоянием, при котором предотвращаются, преодолеваются или предельно снижаются негативные последствия возникновения потенциальных опасностей соответствующему объекту. При этом защищенность может быть только активной, в связи с тем, что достигается с помощью определенных результативных действий. Здесь защищенность предполагает борьбу с опасностями. И, следовательно, нахождение в безопасном состоянии означает своевременное обнаружение и предотвращение опасности.
По всей видимости, именно второй подход оказал свое влияние на формирование отечественного законодательства по вопросам обеспечения безопасности. Действительно, не трудно убедится, что именно названная идея (парадигма) была взята за основу при формулировании нормативного правового определения рассматриваемого нами понятия. Здесь безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Определение безопасности, сформулированное в Законе РФ «О безопасности» 1992 г., на протяжении почти 19 лет остается ориентиром для формирования терминологической базы, для наполнения правовым содержанием правового регулирования обеспечения безопасности РФ. На основе указанного закона была обобщена система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности и сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ в указанной сфере. Такие взгляды стали основой Концепции национальной безопасности России, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, в котором указанные положения приобрели определенную детализацию. Изменение внешнеполитической, социально-политической и экономической ситуации в России неизбежно повлекло необходимость уточнения основных направлений обеспечения безопасности нашего государства. В связи с этим на смену Закону РФ «О безопасности» и Концепции национальной безопасности РФ были приняты ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (далее — Стратегия-2020). Несмотря на ряд изменений в правовом регулировании, в том числе и некоторых
принципиальных вопросов регулирования общественных отношений, непосредственно связанных с обеспечением безопасности, сущностные характеристики понятия безопасности вообще и национальной безопасности в частности существенно не изменились. При этом в отличие от ранее действующего определения такая защищенность должна обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства.
Нельзя сказать, что определение понятия «безопасность» или «национальная безопасность» через состояние защищенности является безупречным. По мнению Г.В. Иващенко, безопасность — не есть состояние защищенности интересов субъекта, безопасность вообще не есть чье бы то ни было состояние. По его мнению, безопасность всегда — условия существования субъекта, контролируемые им. Безопасность, в общем виде, — есть специфическая совокупность условий деятельности... Находиться в безопасности — значит находиться в безопасных условиях, т.е. в таких, которые субъект в состоянии контролировать в процессе своей деятельности, в процессе своей самореализации. И в этом есть определенная доля истины.
Однако, если содержание понятия «безопасность» в целом нашло свое отражение в разного рода нормативных правовых актах, то с понятием «экономическая безопасность» все обстоит несколько сложнее.
Сам по себе термин «экономическая безопасность» можно встретить в разных правовых документах законодательной и исполнительной власти. И не только в современных условиях3. Впервые на него делается ссылка в правовых актах Президента РФ и Правительства РФ сразу после принятия новой Конституции РФ в связи с организацией работы межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией (например, Указ Президента РФ № 570 от 1993 г.). В дальнейшем определенную конкретизацию термин «экономическая безопасность» получает в период подготовки и принятия стратегии обеспечения безопасности в экономической сфере страны сначала Правительством РФ (распоря-
3 ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2); УК РФ (ст. 281 «Диверсия»); Стратегия обеспечения национальной безопасности РФ до 2020 г. (п. 37). В них экономическая безопасность остается лишь как категория без соответствующего определения.
жение № 555-р от 1996 г.), а затем после утверждения ее основных положений в Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. Несмотря на отсутствие четкого определения понятия «экономическая безопасность РФ», указанный нормативный правовой акт обладает рядом очень важных достоинств.
Во-первых, в Государственной стратегии экономической безопасности РФ (далее — Государственная стратегия) признана особая значимость экономической безопасности для стабильного существования РФ, так как без ее обеспечения практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и в международном плане.
Во-вторых, в Государственной стратегии обозначено понятие фундамента (базиса), на котором основывается построение модели экономической безопасности России—это наличие в нашей стране квалифицированных кадров ученых, инженеров, рабочих, подавляющего большинства видов минерально-сырьевых ресурсов, созданного производственного потенциала, способного обеспечить потребности ее дальнейшего развития.
В-третьих, на нормативном правовом уровне впервые были определены объекты экономической безопасности, а именно личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
Четвертой важной особенностью, возможно превосходящей по значимости все предыдущие, является определение и нормативное закрепление основных составляющих современного понимания понятия «экономическая безопасность РФ», к которым были отнесены:
♦ критерии и параметры, характеризующие национальные интересы в области экономики;
♦ внешние и внутренние угрозы экономической безопасности;
♦ количественные показатели и качественные индикаторы экономической безопасности;
♦ механизмы, устраняющие или смягчающие воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.
И что наиболее важно, Государственная стратегия «определила» место экономической безопасности России, обозначив ее составной частью национальной безопасности.
Государственной стратегии экономической безопасности была утверждена Указом Президента РФ в годы активного формирования нормативно-правовой ос-
новы регулирования практически всех сфер деятельности российского государства. При формулировании ее основных положений, очевидно, учитывалось то состояние экономики РФ и связанных с ней направлений деятельности, которое имело место в середине 1990-х гг. Прошедшие в дальнейшем финансово-экономические кризисы (в том числе и мировой 2008—2009 гг.), изменения в геополитическом положении РФ на мировой арене не могли не повлиять на сущность и содержание экономической безопасности РФ в современных условиях. Заменившая Концепцию национальной безопасности РФ Стратегия-2020 конкретизировала ряд положений Государственной стратегии применительно к современному положению России на мировой арене, трансформации подавляющего количества угроз в сфере экономики нашего государства. В частности, руководство страны признает, что состояние национальной безопасности РФ напрямую зависит от экономического потенциала страны, и в связи с этим выделяет отдельное направление в сфере безопасности нашего государства — обеспечение национальной безопасности в экономической сфере4. Стратегической целью является достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. Одним из важнейших национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу указано повышение конкурентоспособности национальной экономики. Для этого считается необходимым сосредоточиться на таких приоритетах устойчивого развития, как повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология живых систем и рациональное природопользование.
Однако, указанные положения так и не нашли свое отражение в федеральных законах, регламентирующих вопросы безопасности нашего государства. Хотя такие попытки предпринимались. В частности, в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 8 августа 1996 г. № 327-СФ «О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации», Правительству РФ было предложено подготовить проект федерального закона «Об обеспечении экономической безопасности Российской Федерации», что и было сделано.
4 Данное понятие употребляется в Стратегии—2020 г. вместе с понятием «экономическая безопасность». Несмотря на то, что определение каждого из названных терминов в указанном правовом акте не дается, очевидно, что они употребляются как синонимы.
Однако, и в указанном проекте нельзя найти точное определение, что такое экономическая безопасность РФ. В конечном итоге такой закон принят не был.
Но все же нормативно-правовое определение «экономическая безопасность» хоть не на долго, но нашло свое отражение в федеральном законодательстве. Оно было сформулировано в ФЗ от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»5. Тогда законодатель установил, что под экономической безопасностью необходимо считать состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. И, несмотря на то, что данный закон просуществовал не долго (ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ он был признан утратившим силу), по конструкции построения определения указанного понятия можно сделать вывод, какой подход в понимании сущности данного явления был принят законодателем.
В целом такой подход соответствует представлениям большинства ученых экономистов, исследующих проблемы экономической безопасности, которые определяют ее через определенное состояние, в котором находятся экономика, ее институты, сегменты, механизмы государственной власти, отвечающие за положение дел в экономической сфере страны, отдельных ее регионов.
В частности, по мнению академика РАЕН, доктора экономических наук, профессора В.К. Сенчагова под экономической безопасностью необходимо понимать такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов6. В.С. Пань-кова под экономической безопасностью понимает «такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государ-
ства»7. А.В. Кучумов, исследуя феномен экономической безопасности в инвестиционной сфере, пришел к выводу, что такая категория выражает состояние, при котором гарантированы условия защиты инвестиционных ресурсов, направляемых в экономику8.
С точки зрения защиты хозяйствующих субъектов от недружественных поглощений, рассматриваемый вид безопасности определяется как состояние имущественных отношений и институтов управления собственностью, при которых обеспечивается правовая и экономическая защищенность собственников, выражающаяся в эффективном формировании и использовании производственных и финансовых ресурсов при возникновении угроз9.
С позиций правовой науки К.А. Стрельников рассматривает экономическую безопасность как состояние государственно-правовой обеспеченности экономических интересов, направленных на достижение определенных целей, основанное на эффективном использовании и преумножении национальных ценностей10.
Не все ученые рассматривают экономическую безопасность как какое-либо состояние. Академик Л.И. Абалкин считает, что экономическая безопасность есть совокупность условий и факторов. При этом такая совокупность должна обеспечивать независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость (авт.), способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию11. А.Б. Корсак определяет экономическую безопасность не как состояние экономики субъекта РФ или вообще какое-либо состояние, а как невозможность нанесения вреда системообразующим свойствам целеустремленности, инте-гративности, эмерджентности и синергативности, определяющим защищенность интересов его населения и хозяйствующих субъектов12.
5 СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.
6 Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагов; 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 48.
7 Паньков В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспекты // Внешнеэкономические связи. 1992. Вып. 8.
8 Кучумов А.В. Обеспечение экономической безопасности в инвестиционной сфере России: дисс. ... канд. экон. наук. М., 2007. С. 9.
9 Беседин М.Ю. Механизм обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов: дисс. ... канд. экон. наук. М., 2007. С. 7.
10 Стрельников К.А. Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности современного государства: дисс. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2004. С. 3.
11 Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5.
12 Корсак А.Б. Система обеспечения экономической безопасности мегаполиса: дисс. ... докт. экон. наук. М. 2008. С. 14.
Однако, не во всех случаях экономическая безопасность понимается как статичная категория. По мнению И. Кисловского она представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам, откуда бы они не ис-ходили13. В этой же связи в более узком смысле определение понятия «экономическая безопасность» дал В.Д. Баранов. В его понимании, экономическая безопасность внешнеторговой сферы в условиях глобализации — это эффективная реализация экономической политики для достижения устойчивого роста экономик, стабильность отраслевой структуры и способность динамичного взаимодействия российской экономики с мировым рынком в условиях как благоприятной экономической конъюнктуры, так и неблаго приятных внешних воздействий14.
Вне всяких сомнений, парадигма безопасности через состояние защищенности нашла свое отражение и во взглядах некоторых ученых на понятие «экономическая безопасность». Здесь она определяется как безопасность экономической сферы, под которой понимается совокупность общественных отношений, касающихся производства, распределения и обмена товаров и услуг. Сущностью экономической безопасности по-прежнему является состояние защищенности экономических интересов человека, общества и государства15. По мнению А.В. Опалева и В.С. Пирумова источником угрозы в экономической сфере могут выступать юридические и физические лица, от которых зависит экономическое развитие государства и общества, а также государственные структуры, от которых зависит выработка и реализация экономической стратегии государства, в основе которой должны быть не индивидуальные или корпоративные интересы, а интересы всего общества. К.Л. Астапов так же считает, что экономическая безопасность России — это не что иное, как гарантируемая степень защищенности национальных интересов, стабильность, способность институтов власти создавать механизмы реализации национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества16.
В отличие от названных ученых, А.В. Возжеников определяет экономическую безопасность не как состояние защищенности, а как саму защищенность. В его понимании рассматриваемое нами понятие — есть защищенность экономических интересов государства и его
экономического суверенитета от дискриминации и экономического диктата посредством экономических санкций, запретов и ограничений, а также от внутренних угроз экономическому потенциалу государства в условиях нестабильности экономических отношений и перестройки системы17.
Исследования проблем содержания экономической безопасности РФ продолжаются. Большой вклад в разработку основных сущностных элементов внесли ученые: В.Н. Анищенко, А.Т. Алиев, В.Ф. Гапоненко, А.Е. Городецкий, Р.В. Илюхина, М.Г. Ионцев, Н.П. Ку-прещенко, Н.Ф. Кузовлева, Ю.В. Конева, А.Б. Корсак, Ю.А. Лукаш, Д.В. Ломакин, А.В. Молчанов, А.Е. Мо-лотников, Ю.Ф. Нардюжев, В.В. Наумов, С.А. Погодин, Н.Б. Рудык, А.Г. Хабибулин, В.М. Яковлев и др. Этими учеными экономическая безопасность рассматривается с позиций правоохранительных институтов и механизмов, призванных обеспечить условия для устойчивого развития различных сфер экономической деятельности. Под руководством профессора А.Г. Ха-бибулина ведутся комплексные исследования экономико-правовых отношений в области обеспечения экономической безопасности.
Анализ и обобщение научных трактовок понятия «экономическая безопасность» приводит к выводу, что одни ученые, стремясь рассматривать экономическую безопасность как правовую категорию, связывают ее, прежде всего, с национальной безопасностью и соответствующим толкованием этого понятия в нормативных правовых актах. Другие ставят во главу угла состояние экономики, с ее объективной системой параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы18.
Необходимо признать, что в современных условиях перехода на инновационный путь развития и модернизации российской экономики имеют право на жизнь и
13 Кисловский И. Экономическая безопасность России: сб. ст. Отд. погранологии Межд. акад. информатизации. Ч. 2. Вып. 6. 1999.
14 Баранов В.Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы в условиях глобализации: учеб. пособие. М., 2011. С. 14.
15 Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность устойчивого развития человека, общества или государства (Опалев А.В., Пирумов В.С. Указ. соч. С. 46).
16 Астапов К.Л. Некоторые аспекты экономической безопасности России. М., 2000. С. 12.
17 Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. С. 43.
18 Шахирин А.Е. Новая парадигма экономической безопасности // Ключевые проблемы в обеспечении экономической безопасности государств — участников Союзного государства: мат. межгос. науч.-практ. конф. / под ред. проф. А.Г. Хабибулина. М., 2011. С. 31.
парадигма, объясняющая экономическую безопасность как устойчивое, стабильное состояние национальной экономики, и парадигма, рассматривающая названное понятие через призму активной защиты экономической сферы РФ от внешних и внутренних угроз (иными словами активная экономическая безопасность).
В первом случае следует говорить о необходимости обеспечения макроэкономической стабильности и способности экономики РФ выдержать внешние шоковые воздействия. Ведь для всех является очевидным, что экономическая безопасность РФ должна иметь в себе надежный механизм обеспечения устойчивости (авт.) экономики государства, социально-экономической и финансовой системы, а также независимости экономики от экономической политики международных институтов, властных структур страны. Рыночная экономика опирается, прежде всего, на саморегулирующуюся систему отношений. И в этой связи экономическая безопасность отражает способность (готовность) объекта обеспечения такой безопасности к самовыживанию и развитию (авт.) в условиях непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов. И это связано с наличием такого часто используемого в экономической терминологии понятия как «риск», обозначающего определенную опасность, но в отличие от понятия «угроза», связанного с возможностью возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта экономических отношений, так как он всегда присутствует там, где существует неполная либо недостоверная информация о текущем состоянии самого хозяйствующего субъекта и его внешней среды.
Второй составляющей понятия «экономическая безопасность РФ» является активная защита (авт.) национальных, государственных и общественных интересов с учетом глобализации мирового хозяйства. Это связано с тем, что при отсутствии сильной правоохранительной системы и авторитетной судебной власти экономика является притягательной силой для организованной преступности и иных криминальных элементов и как результат — высокий (в пределах 40%) уровень «теневой экономики»19.
Организованные преступные группировки, преступные сообщества, осуществляющие свою противоправную деятельность в сфере экономики, имеют перед собой две главные цели. Первая из них удержание ключевых позиций в экономической сфере. Здесь их лидеры стремятся за установлением контроля над деятельностью прибыльных предприятий, на их базе соз-
дают собственные экономические структуры, способные занять лидирующее положение в инфраструктуре отдельных отраслей экономики РФ. Вторая главная цель экономических преступных группировок — проникновение во властные структуры для лоббирования своих преступных интересов, оказания влияния на избирательную систему региона, РФ в целом. Слабость, а в некоторых случаях и разобщенность в своих действиях правоохранительных органов, неадекватность правовых средств, неотработанные механизмы координации и взаимодействия при организации противодействия криминальным проявлениям в экономике и, в конечном итоге, безнаказанность способствуют разрастанию экономической преступности, расширению ее экспансии по всей территории РФ, особенно в периоды циклических экономических кризисов.
Подводя итог, необходимо сказать, что для преодоления проблемы нормативно-правового определения понятия «экономическая безопасность Российской Федерации» в федеральное законодательство целесообразно включить ее определение, содержащее следующие положения.
Экономическая безопасность Российской Федерации — это триединое состояние устойчивости, стабильности, защищенности:
♦ устойчивости российского национального хозяйства в условиях неопределенности международных, политических, социально-экономических и других факторов и рисков;
♦ ста бильности р азвития российской экономики, достижения достойного качества и уровня жизни граждан независимо от внешних и внутренних воздействий глобальной конкуренции;
♦ защищенности экономической сферы России от угроз, инспирированных экономическими (в том числе и транснациональными) преступными группами, отдельными лицами, достигаемой путем противодействия криминальным проявлениям в сфере экономики, которое включает профилактику, борьбу с ними и устранение причин и условий, их порождающих.
Такое определение понятия «экономической безопасности Российской Федерации» позволит в дальнейшем разработать меры по совершенствованию ее институтов, развитию механизмов взаимодействия и координации элементов, входящих в систему обеспечения экономической безопасности нашего государства.
19 Шахирин А.Е. Указ. соч. С. 25.