ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
УДК 347.7:336.743
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
© Литвинова Юлия Михайловна
кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права, Саратовский государственный социально-экономический университет.
В статье рассмотрены понятие и сущность валютного контроля в области таможенного дела, его значение для обеспечения информационной и финансовой безопасности государства. Кроме того, исследованы проблемы, возникающие в области правоприменения валютного законодательства, автором предложены некоторые пути их решения.
Ключевые слова: валютный контроль в области таможенного дела, агенты валютного контроля, валютная выручка, участники внешнеэкономической деятельности, взаимодействие органов валютного контроля.
Ф1
с
Финансовая безопасность государства служит одним из основных условий его способности осуществлять самостоятельную финансовую политику в соответствии со своими национальными интересами на международной арене, а также в масштабах страны для каждого из её граждан.
Вместе с тем само существование сильного независимого государства неразрывно связано с обеспечением информационной безопасности в различных сферах его деятельности: политической, экономической, финансовой, духовной и т. д. [1, с. 56]
Понятия «информация», «информационная среда», «информационная безопасность» тесно связаны с дефиницией финансовой безопасности.
Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [2] информационная безопасность Российской Федерации - это состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Информационная безопасность государства обуславливается его возможностью защищать как
информацию, так и права и свободы, связанные с информацией.
Защита информации при осуществлении валютного контроля также направлена на обеспечение информационной, а следовательно, и финансовой безопасности России.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [3] «укреплению экономической безопасности будет способствовать... проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики».
Проблема нелегального вывоза за границу капитала весьма значительна для России на современном этапе, поэтому система валютного контроля направлена на предотвращение незаконного оттока капитала, обеспечение экономической безопасности государства.
Валютный контроль в таможенной сфере осуществляется уполномоченными органами над перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу. Специфика данного вида контроля состоит в том, что его объектом являются отношения, складываю-
щиеся при проведении внешнеэкономических операций.
Целями валютного контроля в таможенной сфере являются:
- обеспечение экономической безопасности и экономического суверенитета государства;
- стимулирование развития национальной экономики и экономик государств - членов Таможенного союза при осуществлении внешнеторговой деятельности;
- обеспечение эффективных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС;
- противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
В соответствии с ч. 2 ст. 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4] дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 (Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования), вправе рассматривать только должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, и его территориальных органов, то есть Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Агенты же валютного контроля проводят проверки и затем направляют материалы в соответствующую службу.
По сути, таможенные и налоговые органы, уполномоченные банки проводят проверки и составляют протоколы об административных правонарушениях, а Росфиннадзор выносит постановления по ним.
С одной стороны, подобная ситуация, конечно, исключает дублирование полномочий между контролирующими органами по принятию решения о привлечении нарушителей к ответственности. Однако, с другой стороны, это приводит к дублированию контрольных функций при рассмотрении органом валютного контроля материалов дела, собранных агентом валютного контроля. Участники же ВЭД фактически оказываются подконтрольны двум субъектам: агентам валютного контроля при проведении проверки и органу валютного контроля при вынесении решения по проверке. Это создаёт дополнительную нагрузку для участников ВЭД и благодатную почву для коррупционных действий. Такое разделение функций между органами и агентами валютного контроля не может не сказываться на эффективности контроля, а именно, может влиять на пропуск сроков давности привлечения к ответственности, ограничение информации у контролирующих органов о проверке, полноту доказательств собранных во время проверки агентов валютного контроля. Своевременное же привлечение к ответственности правонаруши-
телей имеет особое значение для профилактики и предупреждения правонарушений.
Кроме того, Росфиннадзор как единственный орган, обладающий правом привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства, не обладает той полнотой правоохранительных функций, которые имеются в распоряжении у таможенных органов. В этой связи высказывается мнение о необходимости наделения ФТС и ФНС статусом органов валютного контроля [5, с. 21]. Автором поддерживается данная позиция, однако высказывается предложение по дальнейшему совершенствованию валютного законодательства: наделить статусом органов валютного контроля финансовую полицию. Правоохранительные полномочия, которыми предполагается наделить данный орган, в совокупности с иными факторами (особый правовой статус финансовой полиции, цели и задачи её деятельности) позволят повысить эффективность валютного контроля в данной сфере, поскольку обеспечат оперативность контроля, своевременность применения мер ответственности к нарушителям, действенность самого механизма контроля, а в конечном итоге, проведение профилактики нарушений в данной сфере. Кроме того, создание финансовой полиции как единого органа финансового контроля будет способствовать созданию единого информационного и статистического поля.
Одним из общих принципов осуществления финансового контроля в области таможенного дела является принцип взаимодействия контролирующих органов при осуществлении своей деятельности.
В соответствии абз. 4 п. 6 ст. 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» [6] (далее - Закон о валютном регулировании) уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объёме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев направления запросов налоговыми и таможенными органами в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами и нерезидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов.
Ранее банки отказывали в предоставлении документов, поскольку такой порядок не был определён. Теперь на уровне Закона [7] чётко установлен перечень документов, которые уполномоченные банки передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля. К ним относятся документы:
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
- удостоверяющие личность физического
лица;
- о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о государственной регистрации юридического лица - резидента;
- являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;
- подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
- документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;
- паспорт сделки;
- таможенные декларации.
Следует отметить, в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [8] (далее - Закон о таможенном регулировании) содержится перечень документов, которые вправе требовать таможенный орган, но при проведении таможенной проверки. Данный перечень практически совпадает с поименованным в Законе о валютном регулировании, за исключением заверенных копий карточки с образцами подписей и оттисками печатей. Представляется, что в понятие «документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями» она не входит, поскольку относится к «оформляемым», но не к «выдаваемым» документам и хранится в банке в юридическом деле клиента.
Более того, перечень документов, содержащийся в Законе о валютном регулировании носит исчерпывающий характер, и, следовательно, агенты валютного контроля при проведении проверок соблюдения валютного законодательства не смогут истребовать карточки с образцами подписей и оттисками печатей.
Подобные различия в сходных областях правового регулирования, представляется, идут не на пользу эффективности валютного контроля, поскольку при проведении проверок контролирующим органам необходимо обладать сведениями о подписях участников ВЭД, в частности, например, для проведения экспертизы. Новая редакция ст. 23 Закона о валютном регулировании фактически лишила таможенные и налоговые органы права запрашивать определённые документы, что может негативно сказаться на эффективности валютного контроля.
В настоящее время весьма актуальным является внедрение электронной цифровой подписи, поскольку это позволит перейти на
электронный документооборот, отказаться от бумажного дублирования электронных документов, упростить таможенные процедуры и сэкономить время таможенного оформления. Однако представляется, что повсеместный и полный переход на электронный документооборот пока ещё невозможен. В этой связи целесообразным видится предложение о дополнении п. 13 ст. 23 Закона о валютном регулировании: «9) заверенные копии карточки с образцами подписей и оттисками печатей».
Немаловажное значение имеет принятое Положение, устанавливающее порядок передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде [9]. Таким образом, теперь банки предоставляют таможенным органам для обеспечения функций по проведению валютного контроля информацию, а при наличии запросов обязаны представить соответствующие документы. Безусловно, закрепление подобного перечня документов - весомый «плюс» российского законодательства. Чётко определено, в каких случаях, какие документы таможенные и налоговые органы могут запрашивать, а банки обязаны представлять.
Однако всё же целесообразно установить именно порядок взаимодействия на постоянной основе. На наш взгляд, до сих пор существует необходимость в разработке и утверждении нормативно-правового акта, регулирующего передачу информации уполномоченными банками таможенным органам. Например, законом не установлены сроки представления документов, лишь отмечается, что они не могут составлять менее семи дней. Восполнить пробел может Соглашение о взаимодействии ФТС и Центрального банка Российской Федерации как субъектов валютного контроля об обмене документами и информацией, связанными с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций. Указанный документ должен предусматривать порядок, объём, периодичность и сроки предоставления документов и информации, необходимых для осуществления таможенными органами функций агентов валютного контроля в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
С образованием Таможенного союза валютный контроль приобретает новую специфику. В данном случае о нём можно говорить как о деятельности таможенных органов и банков по контролю за перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу государств - членов Таможенного
союза. Отсутствие таможенного оформления на территории Таможенного союза и последующая отмена таможенного контроля на границе трёх государств не освобождают участников ВЭД от соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации (п. 5 ст. 195 Закона о таможенном регулировании).
Следует отметить, что на современном этапе в сфере правового регулирования валютного контроля наметилась тенденция к ещё большей либерализации. Однако в рамках Таможенного союза пока ещё полная отмена валютного контроля преждевременна и нецелесообразна. В настоящее время происходит развитие системы контроля в систему мониторинга валютных операций при осуществлении ВЭД. Но полная либерализация валютного рынка возможна только на основе соответствующей экономической базы, а меры по либерализации валютного законодательства влекут за собой ряд неблагоприятных последствий для страны и национальной экономики, и дальнейшие шаги в этом направлении должны соизмеряться с повышением конкурентоспособности основных секторов экономики России в мировом хозяйстве [10]. Контрольные мероприятия должны обеспечивать «эффективное выявление, пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить устойчивость национальной валюты Российской Федерации, в то же время, избегая крайностей, перерастания мер валютного контроля в фактические ограничения деятельности добросовестных участников валютно-денежных отношений» [11]. То есть необходим поиск «золотой середины» определённого объёма валютных ограничений и либерализации валютного законодательства.
Создание Таможенного союза и формирование правовой базы единого экономического пространства на территории государств, входящих в него, предполагает последующее совершенствование союзного законодательства, установление единых принципов валютного регулирования и валютного контроля, гармонизацию национальных законодательств стран-участниц Таможенного союза. Дальнейшие интеграционные процессы должны способствовать созданию условий для выработки качественно новой системы валютной политики государств - членов Таможенного союза, обеспечивающей эффективный валютный, а значит и финансовый контроль, а вместе с тем информационную и финансовую безопасность Российской Федерации.
Библиографический список
1. Погодина Н. А. Информационная безопасность в деятельности таможенных органов
[Текст] / / Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2011. - № 2(9). - ISSN 1995-5731.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Текст] : утв. Президентом РФ 09 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. - 2000. - 28 сент.
3. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст] : указ Президента РФ № 537 : [подписан 12 мая 2009 г.] // СЗ РФ. - 2009. - № 20.
4. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] : федеральный закон № 195-ФЗ : [принят 30 декабря 2001 г.] // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1).
5. Вильде Л. В. Прокурорский надзор за исполнением валютного законодательства Российской Федерации [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11. - М., 2007.
6. Российская Федерация. Законы. О валютном регулировании и валютном контроле [Текст] : федеральный закон № 173-ФЗ : [принят 10 декабря 2003 г.] // СЗ РФ. - 2003. - № 50.
7. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля [Текст] : федеральный закон № 294-ФЗ : [принят 15 ноября 2010 г.] // СЗ РФ. - 2010. - № 47.
8. Российская Федерация. Законы. О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Текст] : федеральный закон № 311-ФЗ : [принят 27 ноября 2010 г.] // СЗ РФ. - 2010. - № 48.
9. О порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде [Текст] : положение Банка России № 364-П : [утв. 29 декабря 2010 г. : зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2011 г. № 19815] // Вестник Банка России. - 2011. - № 9.
10. Пронин А. Ю. Особенности валютного контроля в таможенных правоотношениях [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14. - М., 2002.
11. Хаменушко И. В. Валютный контроль в Российской Федерации [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.12. - М., 1999.
Материалы поступили в редакцию 24.02.2012 г.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731