Научная статья на тему 'Мониторинг состояния экономической безопасности'

Мониторинг состояния экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаврентьев Александр Рудольфович, Елисеева Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг состояния экономической безопасности»

находят свое отражение сведения о совершении операций с использованием банковских платежных карт и их реквизитов (кассовые и терминальные чеки, квитанции, товарные накладные, платежные поручения, выписки по движению средств держателя карты либо злоумышленника, а также документы, содержащие информацию об авторизации банковской карты клиента).

При выявлении и расследовании экономических преступлений важную роль играет наличие специальных технико-компьютерных знаний и фактор времени. Своевременное изъятие информации о финансово-хозяйственной деятельности организации (имеем в виду не только документальные данные, но и информацию, хранящуюся на системных блоках) и информационной активности (например, выход через сеть «Интернет» в систему дистанционного банковского обслуживания) нередко имеет критическое значение для выявления и фиксации следов преступления. В случае обнаружения такой активности необходимо осуществить запрос в банк с целью получения информации об IP-MAC-адресах, о расчетном счете, сведения о возможных лицах, которым по доверенности разрешено осуществлять вход в систему дистанционного облуживания и т. п. Затем подлежит установлению кто и в какое конкретное время (с точностью до секунды) входил в систему с установленными IP- и MAC-адресами. На данном этапе время не на стороне следователя, ведь такая информация у провайдера хранится около двух месяцев.

Полученные данные подлежат исследованию специалистом, обладающим специальными познаниями в области экономики, бухгалтерского учета, налогов, финансов и кредитов.

Перманентно сопутствующими выявлению такого рода преступлений негативными обстоятельствами являются сознательные действия злоумышленников по уничтожению следов преступления как на бумажных носителях, так и в электронной, цифровой среде. Сотрудникам органов дознания и следствия приходится изымать персональные системные блоки, ноутбуки, флэш-носители и другие устройства, оснащенные устройствами защиты информации, в том числе путем использования мес-сенджеров Telegram, Slack, HipChat и др. Поэтому возникает необходимость привлечения специалистов, которые обеспечат доступ к информации, хранящейся как в закрытом доступе на носителях, так и на серверах крупных IT-компаний. Отметим, что проблема доступности для правоохранительных органов информации, проходящей через мессенджеры, может быть решена в соответствии с критериями демократического, правового государства только на уровне законодательства, в условиях доверительного международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.

Итак, преступления с использованием банковских платежных карт являются высокотехнологичным видом современной преступности, которые совершаются интеллектуальными мошенниками, имеющими в своем арсенале навыки работы с информационными технологиями, интернет-ресурсами, знания в области юриспруденции, экономики и техники. И конечно, это не может не приниматься во внимание при разработке эффективных мер борьбы с данным видом преступлений, важнейшим элементом которой является адекватное уровню решаемых задач комплексное использование специальных знаний в доказывании по уголовным делам.

Лаврентьев Александр Рудольфович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия;

Елисеева Вера Сергеевна, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия

Мониторинг состояния экономической безопасности

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности»1 для стратегического планирования2 по целеполаганию, прогнозированию и социально-экономическому развитию Российской Федера-

1 О безопасности: федеральный закон от 28 декабря 2010 г № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1, ст. 2.

2 О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28 июня 2014 г № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26, ч. I, ст. 3378.

ции, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обеспечения национальной безопасности с учетом складывающихся международных отношений и мировой обстановки в конце 2015 года утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации1. В Стратегии в качестве одного из 9 стратегических национальных приоритетов названо «повышение конкурентоспособности национальной экономики», по которому определено 18 угроз, сформулировано 4 цели и 4 задачи, предусмотрено 15 различных мер, направленных на достижение экономического роста.

Очевидно, что достижение экономического роста предполагает совершенствование законодательства. Так, в 2017 году только в январе в Государственную Думу России было внесено 67 законопроектов, из которых 10 связаны с изменениями законов в сфере экономики, в феврале — 80 и 10, в марте — 112 и 7 соответственно2. А общие результаты законотворческой деятельности Государственной Думы России VI созыва «дают» общую четырехзначную цифру в 2198 законов за пять лет (см. таблицу), большая часть которых связана с экономической сферой. Нарастающий объем законотворчества влечет увеличение масштабов подзаконного нормотворчества.

Таблица 1

Общие результаты законотворческой деятельности Государственной Думы России VI созыва

Год Внесено законопроектов Принято Подписано Президентом России

2012 1207 337 334

2013 1526 451 448

2014 1690 555 555

2015 1589 480 478

2016 1117 384 383

Итого за 5 лет 7129 2207 2198

Совершенствование законодательства — это объективная необходимость, но вместе с тем, как отмечал на IX Всероссийском съезде судей В.В. Путин, «наше правовое поле меняется очень быстро, может быть, слишком быстро и порой несистемно, что создает немало угроз в процессе правоприменения»3. Различая качество законодательства и качество правоприменения, отметим, что в первом случае качество в значительной степени определяется соблюдением правил и требований юридической техники. Но период «нормативного идеализма» прошел: законодательная активность должна быть связана с окружающей действительностью, должна быть оценена реализуемость нормативного правового акта4.

Поэтому в последнее время качеству правоприменения уделяется все больше внимания, активно разрабатываются и внедряются новые инструменты оценки эффективности права (конкретных индикаторов, критериев, мер, параметров, показателей и пр.) для отдельных элементов механизма правового регулирования5: урегулирован механизм мониторинга правоприменения6; введена

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ч. II, ст. 212.

2 Государственная автоматизированная система «Законотворчество». URL: http://sozd.parlament.gov.ru/ calendar/b/day/2017 (дата обращения: 20.05.2017).

3 Стенограмма выступления В.В. Путина на IX Всероссийском съезде. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/53419.

4 Мадер Л. Европейский опыт в области оценки качества законов — от нормативного идеализма к законодательству, опирающемуся на очевидные обстоятельства // Приоритетные национальные проекты и задачи совершенствования российского законодательства / под ред. С.В. Кабышева, Г.В. Минха, О.В. Афанасьевой. М., 2007. С. 132.

5 См. об этом подробнее: КолесникИ.В. Теоретическая модель правоприменительной технологии: дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2014.

6 О мониторинге правоприменения в Российской Федерации: указ Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 21, ст. 2930.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 3 (39)

319

правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации1; проводится антикоррупциогенная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов2; внедряется система оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов3 и оценка их фактического воздействия4. Основной объем организации работы в этом направлении отнесен к полномочиям Министерства юстиции Российской Федерации5 и отражается в ежегодных итоговых докладах о результатах деятельности этого органа в первом разделе «Законопроектная деятельность, мониторинг правоприменения, обеспечение единства правового пространства Российской Федерации, развитие федеративных отношений и местного самоуправления»6.

Представляется, что обеспечению экономической безопасности будет способствовать реализация Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года7, мониторинг правоприменения которой возложен на Правительство Российской Федерации, однако методику осуществления мониторинга состояния экономической безопасности еще предстоит разработать.

В ходе круглого стола активно обсуждались некоторые элементы концепции, подготовленной Центром стратегических разработок (отказ от лишения свободы за экономические преступления, максимальное использование альтернативных видов наказания за нетяжкие экономические правонарушения, введение штрафа, кратного причиненному ущербу).

Заключительное слово профессора И.М. Мацкевича

Прежде всего, уважаемые коллеги, я бы хотел поблагодарить руководство Нижегородской академии МВД, ее начальника Дмитрия Николаевича Архипова, его заместителей, а также, конечно, Владимира Михайловича Баранова за идею организации этого обсуждения и за саму организацию мероприятия. Мне представляется, что обсуждаемое пособие — неплохой повод подискутировать на заданную тему и задуматься над какими-то другими проблемами, которые в этом пособии не отражены и, собственно говоря, может быть, и не предполагалось их там отражать.

Должен отметить, что обсуждение пособия не случайно проходит в стенах Нижегородской академии МВД России, поскольку эта образовательная и научная организация является уникальным местом, в котором сконцентрированы лучшие силы по подготовке специалистов по борьбе с экономической преступностью. Об этом несколько подробнее.

Первый заместитель начальника Нижегородской академии МВД России Роман Васильевич Павленков в своем докладе об особенностях подготовки специалистов по борьбе с экономической преступностью правильно сказал, что в настоящее время проблеме подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел уделяется повышенное внимание не только самим

1 Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: приказ Минюста России от 31 мая 2012 г № 87 // Бюллетень Минюста РФ. 2013. № 1.

2 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29, ст. 3609.

3 О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52, ст. 7491.

4 О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 6, ст. 965.

5 Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42, ст. 4108.

6 Итоговый доклад о результатах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации за 2015 г. URL: http://minjust.ru/ru/doklady/osnovnye-itogi-deyatelnosti-ministerstva-yusticii-rossiyskoy-federacii.

7 Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2902.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.