Юридические науки
УДК 34
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
А.Р. Лаврентьев, Нижегородская академия МВД России; Приволжский филиал Российского
государственного университета правосудия (Нижний Новгород, Россия).
Аннотация. В статье обобщены результаты антикоррупционного мониторинга в Нижегородской области в 2016 году как одной из эффективных админи-стративно-правовых мер профилактики коррупции
Ключевые слова: административно-правовые меры, профилактика коррупции, антикоррупционный мониторинг, результаты антикоррупционного мониторинга, Нижегородская область.
ADMINISTRATIVE-LEGAL PREVENTION OF CORRUPTION (CASE OF NIZHNY NOVGOROD REGION)
Abstract. The article provides the results of anti-corruption monitoring in the Nizhny Novgorod region in 2016 as one of the effective administrative-legal measures for the prevention of corruption.
Keywords: administrative-legal measures, prevention of corruption, anti-corruption monitoring, results of anti-corruption monitoring, Nizhny Novgorod region.
Национальная стратегия противодействия коррупции отдает профилактике коррупции «ведущую роль на современном этапе»1. Можно отметить полное соответствие нормативного закрепления системы мер противодействия коррупции2 сложившемуся доктринальному пониманию [3] системы мер административного принуждения (см. таблицу 1). Полагаем, несмотря на небеспочвенные попытки обосновать профилактическое значение применения иных мер государственного принуждения (уголовно-правовых, оперативно-разыскных, дисциплинарных и т.п.) наибольшей эффективностью обладают административно-предупредительные меры.
Эффективность административно-предупредительных мер профилактики коррупции может быть наглядно проиллюстрирована результатами очередного антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области.
1 Подпункт «б» п. 7 Национальной стратегии противодействия коррупции. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 -2011 годы» // Российская газета. 2010. 15 апреля.
о
П. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
Таблица 1. Соотношение мер административного принуждения и мер противодействия коррупции
Виды мер административного принуждения Виды мер противодействия коррупции
административно-предупредительные (административно-профилактические) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции)
административного пресечения по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией)
административно-процессуального обеспечения
административной ответственности
правовосстановительные (административной защиты) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
Заметим, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» такую меру профилактики коррупции не называет, хотя «сбор и анализ информации о коррупции» предусмотрен международными актами, в частности ст. 61 Конвенции ООН против коррупции государствам-участникам Конвенции рекомендовано:
«проводить консультации с экспертами, анализировать тенденции в области противодействия коррупции, а также условия, в которых совершаются коррупционные правонарушения;
разрабатывать общие стандарты и методы в изучении коррупции; расширять статистические данные и информацию об оптимальных видах практики в деле предупреждения коррупции и борьбы с ней;
рассматривать возможность осуществления контроля за своей политикой и практическими мерами по борьбе с коррупцией, а также проведения оценки их эффективности и дей-ственности».3
Подпункт «п» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции,4 предусматривающий «разработку организационных и правовых основ мониторинга правоприменения...» к настоящему времени выполнен5. Мониторинг правоприменения строится на основе годовых планов (см. таблицу 2) и только в 2017 году запланировано осуществить мониторинг противодействия коррупции, правда только в части реализации федеральных актов. Мето-
3 „ ^
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция N A/RES/58/4 от 31 октября 2003 года).
4 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // Российская газета. 2010. 15 апреля.
5 См.: Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 21, ст. 293; Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 35, ст. 5081.
дику мониторинга правоприменения законодательства о противодействии коррупции Минюст России разработал заблаговременно6.
Таблица 2. Содержание планов мониторинга правоприменения в Российской Федерации (2011-2017 годы)_
Содержание плана 2011 7 2012 8 2013 9 2014 10 2015 11 2016 12 2017 13 всего
Количество отраслей 11 29 18 14 15 10 10 107
Количеств о законов14 16 34 22 19 29 39 38 197
Количество субъектов федеральных 23 26 25 43 39 21 35 212
субъектов РФ 5 8 15 10 11 9 8 66
В Нижегородской области в соответствии с п. 3 ст. 5, ст. 11 Закона Нижегородской области от 7 марта 2008 г. № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области»15 антикоррупционный мониторинг как особая разновидность мониторинга правоприменения осуществляется с 2011 года16, в настоящее время подготовлен проект Сводного отчета за 2016 год. Порядок проведения антикоррупционного мониторинга подробно регламентирован
6 См. Методика мониторинга правоприменения законодательства о противодействии коррупции // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/node/1551
План мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2011 год утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 1471-р // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 35. - Ст. 5102.
План мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2012 год утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 1471-р // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 35. - Ст. 5102.
9 План мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2013 год утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2012 г. № 1396-р // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 32. - Ст. 4605.
10 План мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2014 год утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2013 г. № 1513 -р // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 35. - Ст. 4558.
11 План мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2015 год утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 1658-р // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 36. - Ст. 4886.
12
План мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2016 год утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 1664-р // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 36. - Ст. 5081.
13
План мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2017 год утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 1751-р // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 35. - Ст. 5378.
14 Помимо законов, в плане мониторинга правоприменения могут быть отражены указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных органов власти.
15 Нижегородские новости. 2008. 20 марта.
16 Сводные отчеты, начиная с 2011 года, размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области: http://govemment-nnov.ru/?id=105289.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 23 сентября 2009 г. № 68517, а непосредственную деятельность осуществляет межведомственная рабочая группа,18 в состав которой входят представители органов государственной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области, прокуратуры Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ГУ МВД России по Нижегородской области, ГУ Минюста России по Нижегородской области), а также научно-педагогическая общественность.
При составлении Сводного отчета о результатах проведения антикоррупционного мониторинга использовались различные информационно-аналитические материалы, данные социологических опросов, информация о результатах проверок, иные сведения. В Сводном отчете за 2016 год отражены, а в ряде случаев - проанализированы результаты применения более 20 мер профилактики коррупции на территории Нижегородской области, которые носят очевидно административно-правовой характер. Среди таких мер отметим:
продолжена работа по совершенствованию региональной правовой базы по противодействию коррупции. В пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, органами государственной власти Нижегородской области в 2016 году принято более 100 нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции;
приняты и реализуются планы мероприятий по противодействию коррупции во всех органах исполнительной власти, муниципальных районах (39) и городских округах (13) Нижегородской области. Региональная государственная политика по противодействию коррупции организована в рамках Основного мероприятия 9 «Развитие системы противодействия (профилактики) коррупции, организационно-управленческой базы антикоррупционной деятельности в Нижегородской области и антикоррупционного просвещения, обучения и воспитания» государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области»19 и Плана мероприятий по ее реализации на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов;
сделана попытка анализа криминогенной обстановки в сфере борьбы с коррупцией. Так, сотрудниками органов внутренних дел Нижегородской области в 2016 году выявлено 368 преступлений коррупционной направленности20 (2015 год - 388; - 5,2%). Средний размер
17 ■ ц
Постановление Правительства Нижегородской области от 23 сентября 2009 г. № 685 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области» // Нижегородские новости. 2009. 8 октября.
18
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 1 октября 2009 г. № 2457-р «О создании межведомственной рабочей группы по организации и проведению антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области».
19 Постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 г. № 981 «Об утверждении государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области"».
Согласно Перечню № 23 «О порядке учета преступлений коррупционной направленности», введенному совместным указанием Генпрокуратуры России и МВД России от 30 апреля 2010 г. № 187/86/2 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», которое в последующем было несколько раз изменено: 28 декабря 2010 г. № 450/85/3, 15 февраля 2012 г. № 52-11/2, 11 сентября 2013 г. № 387-11/2, 24 апреля 2014 г. № 228-11/2, 31 декабря 2014 г. № 744/11/3, 1 февраля 2016 г. № 65/11/1. В настоящее время действует Перечень от 13 декабря 2016 г. № 797/11/2.
незаконного вознаграждения по выявленным21 преступлениям составил 30 тыс. руб. (2015 год - 412 тыс. руб.). Окончено расследованием 362 преступления коррупционной направленности (2015 год - 376; - 3,7%), в том числе 126 преступлений, совершенных должностными лицами федеральных (71) и региональных органов власти (6), органов местного самоуправления (49). Из 126 оконченных расследованием преступлений по 114 (90,5%) преступлениям уголовные дела направлены в суд, по 12 (9,5%) - расследование прекращено по не-реабилитирующим основаниям. За 2016 год районными (городскими) судами Нижегородской области за коррупционные преступления осуждено 107 лиц22. Из них: 1 лицо освобождено от наказания, по приговору по основной квалификации (без учета сложения) назначено наказание в виде: реального лишения свободы - 10; условного осуждения к лишению свободы -47; условного осуждения к иным мерам - 1; лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - 3; штрафа - 43;
проведено специальное социологическое исследование с целью выявления особенностей восприятия коррупционных проявлений на территории Нижегородской области и эффективности мер по их преодолению. Объектом исследования выступали более 1600 государственных гражданских и муниципальных служащих, более 200 представителей малого и среднего бизнеса, предпринимателей, 1000 респондентов - жителей Нижегородской области в возрасте старше 18 лет. Данные социологического опроса будут, вероятно, как и в 2014 и 2015 году приведены на сайте Правительства Нижегородской области. Однако, по нашему мнению, поскольку право проведения опроса в разные годы выигрывают различные организации (причем даже не находящиеся в Нижегородской области), то это не позволяет соблюсти единую методологию исследований и потому объективно оценить динамику восприятия коррупции населением Нижегородской области;
антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов долж-ны23 проводить четыре субъекта:
Прокуратура Нижегородской области в 2016 году изучила 21.274 нормативных правовых акта (в 1 нормативном правом акте Правительства Нижегородской области и в 469 нормативных правовых актах органов местного самоуправления Нижегородской области было вы-явлено24 480 коррупциогенных факторов25, в результате проведенной работы коррупциоген-ные факторы исключены из 455 актов) и в рамках изучения проектов нормативных правовых
21 ^
Согласно информации ГУ МВД России по Нижегородской области.
22
Официальные данные Управления Судебного департамента при Верховном Суде России в Нижегородской области, с учетом рассмотренных судами уголовных дел прошлых лет. См.: http://шd.nnov.sudrf.r"u/modules.php?name=stat.
3 Ст. 3 и 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29, ст. 3609.
24
В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» // Законность. 2010. № 4.
25 , и
Перечень коррупциогенных факторов определен Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 10, ст. 1084.
актов (выявлено 295 коррупциогенных факторов, в целях их исключения направлено 275 информаций, по результатам - в 245 проектах коррупциогенные факторы исключены);
ГУ Минюста России по Нижегородской области по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы несоответствия федеральному законодательству выявлены26 в 37 актах, в 5 актах выявлены коррупциогенные факторы, которые были устранены органами исполнительной власти;
Законодательным Собранием Нижегородской области в 2016 году проведена антикоррупционная экспертиза 182 проектов законов и 81 проекта постановления Законодательного Собрания Нижегородской области, а также при мониторинге правоприменения проведена антикоррупционная экспертиза27 4 принятых законов Нижегородской области, коррупциоген-ных факторов не выявлено. Государственно-правовым департаментом Нижегородской области в 2016 году была проведена антикоррупционная экспертиза28 1.114 проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области (по 4 проектам постановлений Правительства Нижегородской области были составлены заключения о необходимости исключения коррупциогенных факторов);
в Нижегородской области аккредитованы29 в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы, 14 экспертов (см. таблицу 3) от которых в 2016 году заключения на проекты нормативных правовых актов ни в органы государственной власти, ни в органы местного самоуправления Нижегородской области не поступали.
26 В соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 10, ст. 1084.
27 1 „
В соответствии со ст. 58 Регламента Законодательного Собрания Нижегородской области, утвержденного Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от
28 февраля 2006 г. № 1866-Ш // Нижегородские новости. 2006. 19 апреля.
28 В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2009 г. № 913 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области» // Нижегородские новости. 2010. 4 марта.
29
В соответствии с Приказом Минюста России от 27 июля 2012 г. № 146 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 29 августа.
Таблица 3. Независимые эксперты, аккредитованные на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
виды независимых экспертов общее количество экспертов в реестре имеющие ак кредитацию срок аккредитации истек к 01.01.2017
всего в том числе продлили
физические лица30 2.047 (34)31 1.061 (12) 120 (1) - 986 (22)
юридические лица32 357 (3) 197 (2) 60 (1) - 160 (1)
всего 2.404 (37) 1.258 (14) 180 (2) - 1.146 (23)
Для стимулирования активности независимых экспертов ГУ Минюста России по Нижегородской в адрес экспертов и в научные организации разосланы соответствующие письма, в Международный день борьбы с коррупцией проведен «круглый стол» на тему «Противодействие коррупции: правовое обеспечение и антикоррупционные стандарты поведения». Более того, в целях установления дополнительных гарантий обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области издан Указ Губернатора Нижегородской области от 29 декабря 2016 г. № 166 «Об определении официального сайта для размещения проектов нормативных правовых актов Нижегородской области в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы»33;
проверка соблюдения запретов и ограничений начинается на этапе назначения гражданина на должность. В 2016 году расширен перечень позиций, по которым проводится анализ полноты и достоверности документов, предоставляемых гражданами, поступающими на государственную гражданскую службу;
проверка полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах), представленных гражданскими служащими всех без исключения органов исполнительной власти области. Выявлено предоставление неполных либо недостоверных сведений о доходах 152 гражданскими служащими (подтвердились 79 нарушений), 125 депутатами представительных органов (в отношении 34 - полномочия прекращены досрочно) и 35 муниципальными служащими;
30 Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов - физических лиц, см.: http://minjust.ru/ru/node/1405
31 „
В скобках - «зарегистрированные на территории Нижегородской области». Заметим, факт регистрации независимого эксперта на территории субъекта Российской Федерации не ограничивает его полномочия по проведению экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в других субъектах Российской Федерации.
32 Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов - юридических лиц, см.: http://minjust.ru/ru/node/1406
33
33 Нижегородские новости. 2017. 16 января.
направление запросов по базам ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В 2016 году выявлен один случай вхождения гражданского служащего в состав учредителей коммерческой организации (данному служащему объявлен выговор, он вышел из состава учредителей коммерческой организации) и 5 случаев нарушения муниципальными служащими запрета на участие в управлении хозяйствующими субъектами;
отслеживается наличие ценных бумаг по справкам о доходах и незамедлительно принимаются меры по организации передачи их в доверительное управление (в органах местного самоуправления в 2015 и 2016 годах выявлено по одному подобному факту);
соблюдение запрета на владение иностранными активами: ценными бумагами и иностранными банковскими счетами, наличными денежными средствами и ценностями в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, отслеживается на основании анализа справок о доходах и факты нарушений отсутствуют;
исполнение обязанности об уведомлении работодателя об осуществлении иной оплачиваемой работы. В органах исполнительной власти такие нарушения отсутствуют, в органах местного самоуправления наблюдается тенденция к снижению количества нарушений. Так, в 2015 году установлено 52 факта, то в 2016 году только 7 фактов;
запрет на получение подарков. В 2016 году поступило 7 уведомлений о получении подарков от лиц, замещающих государственные должности, и государственных служащих двух органов исполнительной власти Нижегородской области (в 2015 году - 1), а также 116 уведомлений о получении подарков от лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих (в 2015 году - 3). Во всех случаях проведены установленные процедуры сдачи, оценки и реализации подарков;
ограничения по совместной службе родственников с гражданским или муниципальным служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. В 2015 году такие нарушения отсутствовали, в 2016 году выявлено 5 случаев возможного возникновения конфликта интересов в связи с совместной службой родственников на государственной службе и 3 на муниципальной;
проведены 3 проверки по фактам склонения к совершению коррупционного правонарушения, нарушений со стороны проверяемых не выявлено;
представление уведомлений о возможности возникновения конфликта интересов. Например, членами Правительства Нижегородской области, руководителями органов исполнительной власти и их заместителями представлено 12 таких уведомлений в 2015 году, 22 - в 2016 году;
в течение 2016 года по специальным программам прошли обучение 36 государственных гражданских служащих и 44 муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит работа по противодействию коррупции, 243 государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Нижегородской области прошли обучение на курсах повышения квалификации по программам антикоррупционной направленности, а отдельные занятия включены в иные программы проведенных курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в отношении 593 государственных и около 200 муниципальных служащих Нижегородской области;
в 2016 году проведены обучающие семинары для государственных гражданских служащих и руководителей государственных учреждений по вопросам представления сведений о доходах за 2015 год в 28 органах исполнительной власти. Количество участников - более 1700 человек; организовано и проведено 12 зональных учебно-практических семинаров с
охватом всех муниципальных образований (включая городские и сельские поселения) Нижегородской области для глав местного самоуправления, депутатов представительных органов по теме: «Порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Урегулирование конфликта интересов», в которых участвовало 1370 человек; по различным вопросам антикоррупционной направленности проведено 8 семинаров, в которых участвовало 546 человек;
проведено 86 конференций, круглых столов, научно-практических семинаров для сотрудников по различным вопросам профилактики коррупции, кадровыми службами органов местного самоуправления - 211 подобных мероприятий;
при всех органах исполнительной власти Нижегородской области сформированы34 общественные советы35;
в Нижегородской области зарегистрировано 4 некоммерческих организации, в перечень уставных задач которых входит противодействие коррупции36;
Законодательным Собранием Нижегородской области проведен второй областной конкурс «Творчество против коррупции». Участие в конкурсе приняли 290 школьников 9-11 классов, студентов, государственных и муниципальных служащих, научно-педагогических работников. Итоги конкурса подведены и размещены на официальном сайте Законодательного Собрания и были освещены в средствах массовой информации;
проводится работа по информационному сопровождению мероприятий антикоррупционной направленности по ряду направлений. В 2016 году в СМИ теме противодействия коррупции было посвящено 2044 материала, в т.ч.: 188 публикаций в областных и городских газетах, 5 в региональных вкладках федеральных газет, 200 в районных газетах, 82 видеосюжета на региональных телеканалах и 1569 сообщений на лентах информагентств;
в приемную граждан Губернатора и Правительства Нижегородской области в 2016 году поступило 37.348 письменных и устных обращений граждан, в том числе в рамках 12 тематических «горячих» телефонных и Интернет-линий. Анализ обращений граждан по вопросам противодействия коррупции показывает, что значительная часть поступающих обращений не относится к антикоррупционной тематике. Так, в течение 2016 года через Интернет-портал поступило всего 22 сообщения по вопросам противодействия коррупции.
Есть несколько предложений по совершенствованию концепции Сводного отчета о результатах антикоррупционного мониторинга. Так, считаем, что структура основной части должна включать три подраздела в соответствии с тремя направлениями противодействия коррупции37: профилактика коррупции, борьба с коррупцией, минимизация и (или) ликвида-
34 В соответствии с Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 12 февраля 2015 г. № 215-р «О создании общественных советов при органах исполнительной власти Нижегородской области»
35
Предусмотрены п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области от 22.09.2015 № 127-З «Об общественном контроле в Нижегородской области» // Нижегородские новости. 2015. 8 декабря.
36 Нижегородское региональное общественное движение «Комитет по борьбе с коррупцией и преступностью», некоммерческое партнерство «Агентство по противодействию коррупции, организованной преступности и терроризму», автономная некоммерческая организация «Нижегородский центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», Нижегородское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти».
37
Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
ция последствий коррупционных правонарушений. Тогда сведения о количестве выявленных коррупционных преступлений требуют дополнения результатами работы по привлечению виновных к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности физических лиц и сведениями о привлечении к ответственности за коррупционные правонарушения юридических лиц38.
Кроме того, в Сводном отчете важно четко указать круг лиц, в отношении которых проводится анализ применения мер антикоррупционной политики. Считаем, что это должны быть шесть групп: лица, замещающие государственные должности Нижегородской области39; государственные гражданские служащие всех видов государственных органов области (не только органов исполнительной власти, но и аппарата Законодательного Собрания Нижегородской области, аппарата Избирательной комиссии Нижегородской области и т.п.40); лица, замещающие муниципальные должности; муниципальные служащие; работники государственных и муниципальных организаций.
По прежнему нужно расширять объем информации, включаемой в Сводный отчет, в частности за счет таких антикоррупционных мер как:
• результаты работы конкурсных, аттестационных комиссий и комиссий по приему квалификационного экзамена;
• работа с кадровым резервом;
• внедрение ротации государственных гражданских служащих области;
• общее количество лиц, представивших сведения о доходах, расходах;
• результаты работы с подразделами «противодействие коррупции», размещенных на официальных сайтах органов власти;
• проблемы обеспечения доступа к информации о деятельности органов власти области и органов местного самоуправления;
• организация работы в контрактной системе;
• внедрение института наставничества;
• внедрение антикоррупционных стандартов в бизнесе и др.
Наконец, полагаем, не следует сводить выводы по итогам антикоррупционного мониторинга только к «обеспечению исполнения нормативных правовых актов», «усилению влияния этических и нравственных норм ... в целях противодействия коррупции», «повышению эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям»,
38
Ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
39 1
Определен в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» Приложением 1 к Закону Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. № 225-З «О государственных должностях Нижегородской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Нижегородской области» // Нижегородские новости. 2006. 18 января.
0 Приложение 2 к Закону Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. № 225-З «О государственных должностях Нижегородской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Нижегородской области» // Нижегородские новости. 2006. 18 января.
«обеспечению эффективной деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области» - части задач, отраженных в п. 1 Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы. Наверное, должны быть конкретные предложения по расширению применения как спектра административно-предупредительных мер профилактики коррупции, так и субъектов, в отношении которых данные меры должны применяться.
Литература:
1. Закон Нижегородской области от 22.09.2015 № 127-З «Об общественном контроле в Нижегородской области» // Нижегородские новости. 2015. 8 декабря.
2. Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 г. № 225-З «О государственных должностях Нижегородской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Нижегородской области» // Нижегородские новости. 2006. 18 января.
3. Макарейко Н.В. Государственное принуждение в механизме обеспечения экономической безопасности: теоретические и прикладные проблемы: Автореф... дис. д.ю.н. Н. Новгород, 2016.
4. Методика мониторинга правоприменения законодательства о противодействии коррупции // Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://minjust.ru/node/1551.
5. Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 12 февраля 2015 г. № 215-р «О создании общественных советов при органах исполнительной власти Нижегородской области».
6. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // Российская газета. 2010. 15 апреля.
7. Указ Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
References:
1. Zakon Nizhegorodskoi oblasti ot 22.09.2015 № 127-Z «Ob obshchest-vennom kontrole v Nizhegorodskoi oblasti» // Nizhegorodskie novosti. 2015. 8 dekabrya.
2. Zakon Nizhegorodskoi oblasti ot 30 dekabrya 2005 g. № 225-Z «O gosudarstvennykh dolzhnostyakh Nizhegorodskoi oblasti i Reestre dolzhnostei gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby Nizhegorodskoi oblasti» // Nizhegorodskie novosti. 2006. 18 yanvarya.
3. Makareiko N.V. Gosudarstvennoe prinuzhdenie v mekhanizme obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti: teoreticheskie i prikladnye problemy: Avtoref... dis. d.yu.n. N. Novgorod, 2016.
4. Metodika monitoringa pravoprimeneniya zakonodatel'stva o protivodeistvii korruptsii // Ofitsial'nyi sait Ministerstva yustitsii Rossiiskoi Federatsii. URL: http://minjust.ru/node/1551.
5. Rasporyazhenie Gubernatora Nizhegorodskoi oblasti ot 12 fevralya 2015 g. № 215-r «O sozdanii obshchestvennykh sovetov pri organakh ispolnitel'noi vlasti Nizhegorodskoi oblasti».
6. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 13 aprelya 2010 g. № 460 «O Natsional'noi stra-tegii protivodeistviya korruptsii i Natsional'nom plane protivodeistviya korruptsii na 2010 - 2011 gody» // Rossiiskaya gazeta. 2010. 15 aprelya.
7. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 4 dekabrya 2009 g. № 1381 «O tipovykh gosudarstvennykh dolzhnostyakh sub"ektov Rossiiskoi Federa-tsii».
8. Federal'nyi zakon ot 6 oktyabrya 1999 g. № 184-FZ «Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii».
9. Federal'nyi zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodeistvii korrup-tsii».
— • —
Сведения об авторе
Александр Рудольфович Лаврентьев, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и международного права, Нижегородская академия МВД России; заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия (Нижний Новгород, Россия).
— • —