1.4. ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Михеева Елена Геннадьевна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» (г. Чебоксары). E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье анализируется законотворческая деятельность уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, ее влияние на уже действующие законы, возможность совершенствования законов с целью комплексной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Рассматривается объективность рекомендации учреждения должности уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: институт уполномоченного по правам ребенка, законотворческая деятельность, субъекты Российской Федерации, направления, задачи.
THE LAW-MAKING OF AN OMBUDSMAN FOR CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION
Mikheeva Elena Gennadyevna, postgraduate student of constitutional and municipal law chair. Place of study: Cheboksary Cooperative Institute of Russian University of Cooperation. E-mail: [email protected]
Annotation: In this article it is analyzed the law-making of an ombudsman for children in the Russian Federation, its influence on the laws in force, an opportunity to improve the laws in a view to protect juvenile's rights and interests. This article examines the objectivity of recommendations to establish the post of the ombudsman for children in the subjects of the federation.
Keywords: The institute of an ombudsman for children, law-making, the subjects of the Russian Federation, directions, tasks.
Институт уполномоченного занимает определенное место в системе государственных органов, призванных защищать и восстанавливать нарушенные права и интересы ребенка.
Основная задача института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
- улучшение положения детей в Российской Федерации, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей, в том числе путем осуществления независимого контроля за деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц в части соблюдения ими прав и законных интересов несовершеннолетних.
Уполномоченный принимает активное участие в формировании государственной политики в интересах детей, укреплении правового статуса ребенка в Российской Федерации, совершенствовании законодательных, организационно-правовых и материальных гарантий соблюдения прав детей, разработке системных предложений, направленных на максимально полную реализацию основных, базовых прав ребенка в жизни общества.
На данный момент в России должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка введена Указом главы государства от 1 сентября 2009 года N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка".
В соответствии с этим документом Уполномоченный "вправе проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов; привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной ос-нове".1 Кроме того, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка наделен иными полномочиями, предусмотренными действующим российским законодательством.
Заняв свое место в системе государственных органов, данный институт стал инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка, эффективным механизмом комплексной защиты прав и законных интересов как отдельных детей, так и целых групп.
В числе важнейших направлений деятельности Уполномоченного выделяется обеспечение с использованием предоставленных ему полномочий:
- соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями (независимо от формы собственности и организационно-правовой формы) прав детей во всех сферах их жизнедеятельности: на жизнь и охрану здоровья; на отдых и оздоровление; на полноценное развитие; на воспитание и содержание; на образование; на информационную безопасность; на жилье;
- восстановления нарушенных прав детей, с уделением особого внимания наиболее социально уязвимым группам несовершеннолетних: детям - инвалидам; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям, пострадавшим от жестокого обращения, сексуальной эксплуатации и других преступных посягательств; безнадзорным и беспризорным детям; несовершеннолетним правонарушителям; иным категориям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Особое внимание уделяется совершенствованию международно-правовых механизмов защиты прав детей, рожденных в смешанных браках, детей, усыновляемых иностранными гражданами, а также детей -жертв торговли людьми, сексуальной эксплуатации и других преступлений, имеющих транснациональный характер.
1. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: указ Президента от 01.09.2009 № 986 // Российская газета N 166. 2009. 04 сентября
1'2012
Пробелы в российском законодательстве
«В отсутствии двусторонних соглашений о взаимопомощи по гражданским и семейным делам с большинством европейских стран, мы сталкиваемся с тем, что после развода у матерей отбирают родных детей мужья-иностранцы. Таких случаев достаточно много: во Франции - 44, в Финляндии - 12, в Норвегии - 15».2
Уполномоченный также регулярно выступает с предложениями по изменению российского законодательства в следующих направлениях:3
- защита прав детей на жизнь и охрану здоровья (в частности, на отдых и оздоровление, санитарноэпидемиологическую безопасность),
- защита прав детей на получение образования (в частности, в дошкольных учреждениях),
- защита прав детей при раздельном проживании родителей;
- защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- ужесточение законодательства в области борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Ряд законодательных инициатив, разработанных при участии Аппарата Уполномоченного, был принят Государственной Думой и подписан Президентом. В частности, федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Данные законы создают действенные организационно-правовые механизмы защиты детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, отрицающей семейные ценности, формирующей неуважение детей к родителям и другим членам семьи, содержащей нецензурную брань, иные бранные слова и выражения, способной развить в ребёнке порочные наклонности.
1 июня Государственной Думой во втором чтении принят проект федерального закона № 349188-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних», также разработанный при участии Аппарата Уполномоченного.
Законопроектом, в частности, предлагается усилить уголовную ответственность за совершение наиболее общественно опасных посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних и малолетних детей, в том числе совершаемых их родителями или иными лицами, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (несовершеннолетней), а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним (несовершеннолетней). Ответственность ужесточается также в случае совершения таких деяний в отношении двух или более лиц; путем обмана, злоупотребления доверием или подкупом потерпевшего (потерпевшей), либо на территории образовательного учреждения.
2. Павел Астахов. О защите прав детей в смешанных браках.-10.05.2011.
3 Сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребен-
ка http://www.rfdeti.ru/
За такие деяния законопроектом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет.
При участии Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка были разработаны следующие законопроекты: проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (о перечне прав Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, предоставляемых ему для выполнения возложенных на него обязанностей 4) (подготовлен ко второму чтению); проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (по вопросу усиления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, отбывшими наказание за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних).
Также в Указе Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» в пункте 5 отмечена рекомендация в учреждение органами государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка .5
Региональные уполномоченные показали, что у них есть свое политическое пространство для деятельности.
Уполномоченный по правам ребенка в субъектах способствует усилению координации деятельности всех структур и обеспечению комплексного решения проблем детей.
Опыт работы региональных Уполномоченных по правам ребенка свидетельствует, что данный институт стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в сложившейся сегодня системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними.
Несмотря на законодательные, организационные, финансовые и иные трудности институт уполномоченного стал инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка, эффективным механизмом комплексной защиты нарушенных прав и законных интересов как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются.
Список литературы:
Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: указ Президента от
01.09.2009 № 986 // Российская газета N 166. 2009. 04 сентября
4 Постановление ГД ФС РФ от 02.07.2010 N 3919-5 ГД "О проекте Федерального закона N 264736-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" // Собрание законодательства РФ. 12.07.2010. № 28, ст. 3621
5. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»
Павел Астахов. О защите прав детей в смешанных браках.- 10.05.2011.
Сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка http://www.rfdeti.ru/.
Постановление ГД ФС РФ от 02.07.2010 N 3919-5 ГД "О проекте Федерального закона N 264736-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" // Собрание законодательства РФ. 12.07.2010. № 28, ст. 3621.
Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
Literature list:
On the Commissioner of the President of the Russian Federation on the Rights of the Child: the Presidential Decree of 01.09.2009 № 986 / / Rossiyskaya Gazeta N 166. 2009. September 4
Pavel Astakhov. On protection of children from mixed marriages .- 10.05.2011.
Site of the Presidential Commissioner for the Rights of the Child http://www.rfdeti.ru/.
Decision of the State Duma of the Russian Federation of
02.07.2010 N 3919-5 DG "About the Federal Law N 264736-5" On Amending Certain Legislative Acts in connection with the introduction of the institution of Commissioner of the President of the Russian Federation for Children's Rights "/ / Collected Legislation of the Russian Federation. 12.07.2010. № 28, art. 3621.
Presidential Decree of 1 September 2009 № 986 "On the Commissioner of the President of the Russian Federation on the Rights of the Child."
Рецензия
на статью Е.Г Михеевой «Законотворческая деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации»
Актуальность данной статьи обусловлена теоретической и практической значимостью вопроса, касающиеся современного регулирования области защиты несовершеннолетних. Рассматривается объективность создания должности Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, основные задачи деятельности уполномоченного по правам ребенка.
Проблема совершенствования законодательства в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, преодоление последствий влияния вновь созданных законов на уже действующие поднята как на уровне Российской Федерации, так и на международном уровне. Таким образом, в статье рассматриваются основные законопроекты предложенные уполномоченным по правам ребенка на утверждение, а так же моменты влияния их на действующее законодательство. Был поднят вопрос международного регулирования интересов ребенка и защиты его прав, рожденных в смешанных браках, детей, усыновляемых иностранными гражданами и других проблем, имеющих транснациональный характер.
Работу отличают четкая структура, завершенность, логичность изложения, оформление работы.
Научная статья Е.Г. Михеевой «Законотворческая деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть может быть рекомендована к публикации.
Рецензент:
Доцент кафедры государственного и муниципального права Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации,
к.ю.н. В.А. Медведев