Научная статья на тему 'Закономерности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность'

Закономерности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
прокурорский надзор / оперативно-розыскная деятельность / органы / осуществляющие оперативно-розыскную деятельность / закономерности / связанные с прокурорским надзором за осуществлением оперативно-розыскной деятельности / prosecutorial supervision / operational search activities / authorities implementing the operational search activities / patterns associated with prosecutorial oversight of the implementation of operational investigative activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петр Иванович Иванов

В статье рассматриваются закономерности, связанные с прокурорским надзором за осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петр Иванович Иванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regularities of the prosecutor supervision of execution of laws by authorities carrying out operative-search activities

The article discusses the patterns associated with prosecutorial oversight of the implementation of operational-search activities.

Текст научной работы на тему «Закономерности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность»

Криминалистика;

судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10531

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Петр Иванович ИВАНОВ, главный научный сотрудник Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ E-mail: rkhannanov8@mvd.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются закономерности, связанные с прокурорским надзором за осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: прокурорский надзор; оперативно-розыскная деятельность; органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; закономерности, связанные с прокурорским надзором за осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

Annotation. The article discusses the patterns associated with prosecutorial oversight of the implementation of operational-search activities.

Keywords: prosecutorial supervision; operational search activities; authorities implementing the operational search activities; patterns associated with prosecutorial oversight of the implementation of operational investigative activities.

Любая деятельность, в том числе прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД)1, подчиняется строго определенным закономерностям, т.е. повторяющимся явлениям и процессам, устойчивым их связям и взаимообусловленностям.

Как нам представляется, определение понятия «прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью» является отправным моментом для понимания сущности и содержания закономерностей, действующих в сфере надзора. В этом смысле наиболее приемлемым представляется определение данной отрасли проку-

рорского надзора, в котором не только перечислены его признаки, но и отражены присущие прокурорам правовые средства надзора. Под прокурорским надзором за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, нами понимается вид государственной деятельности, осуществляемый уполномоченным прокурором в пределах своей компетенции проверочныгх действий, направленных на своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений закона2, восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

В юридической литературе прокурорский надзор за ОРД определен далеко не однознач-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

но3. Помимо вышеназванных признаков, некоторые авторы относят сюда место и роль прокурорского надзора в системе прокурорской деятельности, его организацию, управление процессами надзора.

Безусловно, можно оспаривать отдельные положения этой позиции, но в целом такой подход направлен на более глубокое изучение сущности и содержания прокурорского надзора за ОРД. Собственно, такая позиция не противоречит приведенному выше определению рассматриваемого вида надзора, а лишь его уточняет и конкретизирует.

Изучение и анализ законодательных и иных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что наблюдается тенденция расширения предмета прокурорского надзора за ОРД.

Одни ученые в области теории ОРД считают, что в предмет должны войти лишь факторы, влияющие на состояние законности в этой сфере. Другие призывают исключить из предмета надзора вопросы, связанные с его организацией и тактикой4.

Со своей стороны полагаем, что расширение либо сужение предмета прокурорского надзора за ОРД в равной степени недопустимы. В первом случае это ведет к размыванию границ предмета надзора (речь идет о его пределе), во втором — обедняет возможности прокурорских проверок.

Для более глубокого понимания предмета прокурорского надзора за ОРД целесообразно сначала четко уяснить то, что еще не удалось познать в системе данной отрасли надзора, все, что противостоит нашему знанию об оптимальной структуре предмета.

Иными словами, те же самые явления, процессы, их стороны и отношения, уже познанные и зафиксированные в форме знания, непременно должны воплотиться в реальную жизнь, что мы и наблюдаем в динамизме предмета надзора, сопровождаемого изменениями правовой его основы. Сказанное убеждает лишний раз в том, что без предварительного познания закономерностей прокурорского надзора и его предмета (на этой основе вырабатывается целостная научная теория) невозможно добиться баланса интересов органов прокуратуры и поднадзорных прокурору органов, учреждений и иных структур, деятельность которых входит в предмет прокурорского надзора.

Закономерности, связанные с прокурорским надзором за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, по их направленности

условно могут быть разделены на три большие группы: те, которые отражают вопросы организации рассматриваемого вида надзора5; закономерности, относящиеся к тактике и методике прокурорского надзора; и, наконец, закономерности, определяющие процедуру прокурорского реагирования.

К закономерностям первой группы, в частности, мы относим: наличие причинно-следственной связи между целями и задачами надзора; существующие устойчивые связи между функциями и приоритетными направлениями рассматриваемого вида деятельности; взаимосвязь принципов организации прокурорского надзора с факторами, влияющими на нее; имеющиеся прочные связи между предметом и пределом надзора, его субъектами и объектами, а также системой и структурой органов, правомочных осуществлять прокурорский надзор за ОРД.

В обобщенном виде данную группу закономерностей можно представить как систему прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, состоящую из множества взаимосвязанных элементов.

Закономерности, проявляющиеся при выборе тактики и методики прокурорского надзора, условно нами отнесены ко второй группе. Их учет при осуществлении прокурорских проверок позволяет достичь наилучших результатов при наименьших затратах сил и средств. Уполномоченный прокурор сам определяет и реализует пути организации надзора. При этом он в первую очередь принимает во внимание состояние нормативно-правового регулирования ОРД, а также правоприменительной практики в оперативных подразделениях полиции. Принято различать тактику на проверку и прокурорское реагирование.

Что же касается методики прокурорского надзора, то здесь, как и при выборе тактики, уполномоченный прокурор исходя из целей и задач надзора определяет совокупность методов и приемов, реализация которых, по его мнению, способствуют достижению целей прокурорской проверки, а именно, выявлению и устранению нарушений законов.

Мы в третью группу отнесли те закономерности, которые определяют процедуру прокурорского реагирования, т.е. завершающую стадию прокурорского надзора. Как нам представляется, данный этап весьма ответственный, так как обращается особое внимание уполномоченным прокурором на вскрытые в процессе осу-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

ществления надзорной деятельности нарушения закона и одновременно им ставится вопрос об их устранении.

Следует заметить, что теория и практика прокурорского надзора выработала следующие акты прокурорского реагирования, применяемые по результатам надзорной деятельности: заявления (иски) в суды, постановления, представления, предостережения, предупреждения, протесты, письменные требования.

Например, прокуроры в порядке реализации своих полномочий вправе принести протесты на противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД, а также незаконные постановления должностных лиц данных органов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, заведении, продлении сроков ведения дел, о приостановлении, прекращении дел оперативного учета.

Резюмируя, отметим, что закономерности, присущие прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, носят многогранный характер. Они пронизывают как организацию прокурорского надзора, так и его тактику и методику. Познанием этих закономерностей призвана заниматься теория прокурорского надзора с учетом современных достижений науки и техники.

1 В ходе дальнейшего изложения наряду с полным наименованием названной отрасли прокурорского надзора

используются также прокурорский надзор или надзор за ОРД.

2 О пресечении нарушений см.:

Иванов П.И. Система мониторинга в деятельности подразделений БЭП (теоретико-правовая модель) // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2007. № 2. С. 7-11.

3 Патрушев H.A. О сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами. осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Закон и право. 2019. № 4. С. 169-171;

Патрушев H.A. О понятии прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Закон и право. 2019. № 6. С. 184-186.

4 После принятия приведенных двух указаний специалисты теории ОРД активно стали высказываться о необходимости пересмотра предмета надзора в сторону его сужения. См. об этом:

О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами федеральной службы безопасности»: Указание Генерального прокурора Российской Федерации и ФСБ России от 18.04.2002 г. № 20-27/10;

О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 215/69, МВД России № 1/7818 от 29.09.2008 г. В настоящее время названные указания утратили силу.

5 При этом мы не рассматриваем как синонимы такие понятия, как «прокурорский надзор» и «организация прокурорского надзора».

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.