Научная статья на тему 'О сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность'

О сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2003
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
надзор / прокуратура / уполномоченные прокуроры / оперативно-розыскная деятельность / понятие сущности. / supervision / the public prosecutor's office / authorized prosecutors / operatively-search activity / the notion of entity.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никита Алексеевич Патрушев

В статье на основе изучения и анализа законодательных и иных нормативных правовых актов, а также научных источников раскрывается сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Автор рассматривает сущность данного вида надзора как один из компонентов его теоретикометодологической основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the essence of procuratorial supervision of law enforcement bodies engaged in operational-investigative activities

In the article on the basis of study and analysis of legislative and other normative legal acts, as well as scientific sources the essence of procuratorial supervision of law enforcement bodies engaged in operational-investigative activities. The author examines the essence of this kind of oversight as one component of its theoretical and methodological framework.

Текст научной работы на тему «О сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность»

Трибуна студента

УДК 343 ББК 67.7

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10183

О СУЩНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Никита Алексеевич ПАТРУШЕВ, студент Института прокуратуры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье на основе изучения и анализа законодательных и иных нормативных правовых актов, а также научных источников раскрывается сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Автор рассматривает сущность данного вида надзора как один из компонентов его теоретико-методологической основы.

Ключевые слова: надзор, прокуратура, уполномоченные прокуроры, оперативно-розыскная деятельность, понятие сущности.

Annotation. In the article on the basis of study and analysis of legislative and other normative legal acts, as well as scientific sources the essence of procuratorial supervision of law enforcement bodies engaged in operational-investigative activities.

The author examines the essence of this kind of oversight as one component of its theoretical and methodological framework.

Keywords: supervision, the public prosecutor's office, authorized prosecutors, operatively-search activity, the notion of entity.

Высокоэффективная организация правоохранительной деятельности позволяет на должном уровне защищать права и свободы человека и гражданина, удовлетворять потребности общества и его членов в защите их жизни и здоровья, прав и свобод1.

Анализ и изучение юридической литературы показывают, что многие исследователи справедливо подчеркивают, что «прокурорский надзор составляет основную, ведущую функцию прокуратуры, определяющую ее государственное предназначение, социально-политическую значимость. Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в одной из наиболее важных для него сфер — сфере обеспечения законности»2.

Что же касается оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), то, на наш взгляд, при определении прокурорского надзора (наряду с использованием полного наименования названного вида прокурорского надзора далее также — прокурорский надзор) необходимо исходить из двух взаимосвязанных обстоятельств.

Во-первых, ОРД — особый в плане обеспечения прав и свобод человека и гражданина вид государственной деятельности.

Во-вторых, при ее осуществлении используются гласные и негласные силы и средства, что таит в себе возможности для злоупотреблений, нарушений законности.

Поэтому прокурорский надзор составляет сердцевину и ядро деятельности уполномоченных прокуроров в обеспечении законности ре-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

шений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

По мнению О.А. Вагина, «прокурорский надзор за ОРД — это осуществляемая от имени государства деятельность прокуратуры, призванная обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении органами — субъектами ОРД и их должностными лицами ОРД путем выявления и своевременного устранения любых нарушений закона и привлечения к ответственности виновных»3.

Не давая свою оценку приведенному понятию, отметим, что на сегодня существует достаточно много понятий и определений прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Среди них, на наш взгляд, наиболее удачно сформулированными являются те, которые исходили из базового понятия «прокурорский надзор», определяемого как «вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории Российской Федерации законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора»4.

Думается, что авторы в данной дефиниции представили ключевые положения, которые вполне можно взять за основу при определении понятия «прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД».

Между тем без уяснения сущности рассматриваемого вида прокурорского надзора вряд ли удастся глубоко понять цели, задачи прокуратуры, полномочия уполномоченных прокуроров, а также систему прокуратуры. Вот почему мы предприняли попытку раскрыть сущность прокурорского надзора через призму рассмотрения его наиболее значимых признаков.

Общим для всех отраслей прокурорского надзора, в том числе и нами анализируемой, является то, что прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), так как она «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации»5.

Помимо этого признака прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуще-

ствляющими ОРД, присущи и следующие специфические признаки. Укажем их.

Прокурорский надзор — вид государственной деятельности, осуществляемой от имени государства специально уполномоченными прокурорами. Указанный признак наиболее часто употребляется в такой редакции в научной литературе. Мы со своей стороны считаем наиболее приемлемым, если назовем ее государственно-правовой формой деятельности органов прокуратуры, поскольку анализируемый вид прокурорского надзора существенным образом отличается от иных его видов.

Оперативно-розыскная деятельность самым непосредственным образом оказывает влияние на содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Если другим видам надзора присущи гласные формы и методы проверок, то прокурорский надзор за ОРД предполагает при этом строгое соблюдение таких принципов, как конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств, а потому его осуществляют лишь уполномоченные на то прокуроры (ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; далее — ФЗ об ОРД).

Данный вид деятельности легитимен, так как он осуществляется в соответствии с федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации» (1992) и «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995).

Иными словами прокурорский надзор имеет свою правовую основу6.

Помимо названных федеральных законов, сам механизм его осуществления предусмотрен приказом Генпрокуратуры РФ № 33 от 15 февраля 2011 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»7.

Осуществление прокурорского надзора преследует строго определенные цели. В пункте 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» четко определены его цели: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Как известно, сами по себе эти цели не могут быть реализованы. Для этого указанным Законом исчерпывающе перечислены функции, их достаточно много. Назовем лишь основные из них, к числу которых мы относим8: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

На наш взгляд, нельзя не отнести к числу признаков прокурорского надзора наличие совокупности актов прокурорского реагирования, когда имеют место нарушения закона. Это: представления, предупреждения, протесты, требования. Мы перечислили только те из них, которые чаще всего используются по результатам осуществления прокурорского надзора в рассматриваемой области деятельности.

Другим не менее важным признаком является то, что прокурорский надзор может быть рассмотрен как система, состоящая из совокупности относительно самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных элементов. Ими, в частности, служат: цели и задачи, функции и полномочия уполномоченного на то прокурора; субъекты и объекты прокурорского надзора; принципы и правовые средства прокурорского надзора; предмет и пределы такого надзора.

Общественные отношения, урегулированные нормами ФЗ об ОРД, в итоге становятся правоотношениями, а последние согласно ч. 2 ст. 21 указанного Закона выступают предметом прокурорского надзора за ОРД.

Как известно, отношения всегда возникают между двумя субъектами. Исходя из этого назовем некоторые из них: сотрудник оперативного подразделения и его руководитель, утвердивший оперативно-служебные документы; гражданин и оперативное подразделение, кому оказывается лицом содействие; проверяемый, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные ме-

роприятия, и оперативный сотрудник — инициатор их проведения.

Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается в осуществлении уполномоченными прокурорами в пределах своей компетенции проверочных действий, направленных на своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений закона, восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Иными словами, сущность прокурорского надзора заключается в том, чтобы обеспечить должный правовой режим, не вторгаясь в конкретную деятельность поднадзорных органов.

1 Болдырев У.К. Правоохранительная деятельность территориальных органов МВД России как объект организации // Аграрное и земельное право. 2016. № 6 (138). С. 115—119.

2 Вагин O.A. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (ст. 21) // Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека / Вступ. ст. В.Д. Зорькина. М.: Норма, 2006. С. 331—332.

3 Там же. С. 332.

4 Настольная книга прокурора / Под общ.ред. С.Г. Кех-лерова, О.С. Капинус. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. С. 1136.

5 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17.01.1992 г. № 2201-1, п. 1 ст. 1 // СПС «Консультант Плюс»

6 В настоящее время более 60 нормативных и ведомственных правовых актов регулируют оперативно-розыскную деятельность.

7 Как сами федеральные законы, так и порядок осуществления прокурорского надзора постоянно совершенствуются. Об этом свидетельствуют принятые Генпрокуратурой РФ предыдущие приказы, в частности, приказ № 56 от 25.04.2000 г. и приказ № 207 от 21.12.2007 г. Утратили силу.

8 Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» наряду с другими к числу функций относит надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие. Однако в данной статье мы сфокусировали свое внимание лишь на прокурорском надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, поскольку дознание и предварительное следствие довольно подробно регламентированы в уголовно-процессуальном законе, чего нельзя сказать об ОРД.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.