Научная статья на тему 'ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ К СЕРТИФИКАЦИИ НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ СЕРИИ ИСО 9000'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ К СЕРТИФИКАЦИИ НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ СЕРИИ ИСО 9000 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Computational nanotechnology
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СТАНДАРТА / СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудюк Михаил Юрьевич, Герасимова Анастасия Владиславовна, Помозова Екатерина Михайловна

Задачей авторов являлся анализ развития систем менеджмента качества на современном этапе в России, а также на предшествующем этапе в СССР. В результате пришли к выводу, что факторами, стимулирующими внедрение стандартов серии ИСО 9000, являются необходимость продвижения продукции на мировом рынке, а также возможность получения заказов со стороны государства. В дальнейшем строгое соблюдение данных стандартов позволит предприятиям существенно снизить вероятность предъявления исков со стороны потребителей, что актуально в условиях развития законодательной базы и усиления контроля за бизнесом. Практическое значение статьи состоит в возможности ознакомления менеджмента и персонала служб качества, в задачу которых входит подготовка к сертификации на соответствие стандартам ИСО 9000, с тем, как этот процесс проходил в других компаниях. Оригинальность данной работы заключается в обобщении опыта внедрения на предприятиях стандартов ИСО 9000 и анализе факторов, способствующих или препятствующих данному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рудюк Михаил Юрьевич, Герасимова Анастасия Владиславовна, Помозова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULARITIES OF THE PREPARATION OF RUSSIAN ENTERPRISES FOR CERTIFICATION OF COMPLIANCE WITH ISO 9000 SERIES

The authors' task was to analyze the development of quality management systems at the current stage in Russia, as well as at the previous stage in the USSR. As a result, we came to the conclusion that the factors stimulating the implementation of ISO 9000 standards are the need to promote products on the world market, as well as the possibility of receiving orders from the state. In the future, strict adherence to these standards will allow enterprises to significantly reduce the likelihood of lawsuits from consumers, which is important in the context of the development of the legislative framework and increased control over the business. The practical significance of the article is the possibility of familiarizing management and personnel with quality services, whose task is to prepare for certification for compliance with ISO 9000 standards in how this process took place in other companies. The originality of this work is to summarize the experience of implementation of ISO 9000 standards at enterprises and to analyze the factors contributing to or hindering this process.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ К СЕРТИФИКАЦИИ НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ СЕРИИ ИСО 9000»

Computational nanotechnology

Vol. 6, №3,2019

ISSN 2313-223X

05.02.23

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

DOI: 10.33693/2313-223Х-2019-6-3-54-60

УДК 339

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ К СЕРТИФИКАЦИИ НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ СЕРИИ ИСО 9000

Рудюк Михаил Юрьевич, кандидат технических наук, доцент; кафедра «Техническое управление качеством» Пензенского государственного технологического университета. Пенза, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Герасимова Анастасия Владиславовна, студентка, кафедра «Техническое управление качеством» Пензенского государственного технологического университета. Пенза, Российская Федерация. E-mail: nastya. [email protected]

Помозова Екатерина Михайловна, студентка, кафедра «Техническое управление качеством» Пензенского государственного технологического университета. Пенза, Российская Федерация. E-mail: katyshkaflower3 @ mail.ru

Аннотация. Задачей авторов являлся анализ развития систем менеджмента качества на современном этапе в России, а также на предшествующем этапе в СССР. В результате пришли к выводу, что факторами, стимулирующими внедрение стандартов серии ИСО 9000, являются необходимость продвижения продукции на мировом рынке, а также возможность получения заказов со стороны государства. В дальнейшем строгое соблкэдение данных стандартов позволит предприятиям существенно снизить вероятность предъявления исков со стороны потребителей, что актуально в условиях развития законодательной базы и усиления контроля за бизнесом. Практическое значение статьи состоит в возможности ознакомления менеджмента и персонала служб качества, в задачу которых входит подготовка к сертификации на соответствие стандартам ИСО 9000, с тем, как этот процесс проходил в других компаниях. Оригинальность данной работы заключается в обобщении опыта внедрения на предприятиях стандартов ИСО 9000 и анализе факторов, способствующих или препятствующих данному процессу.

Ключевые слова: стандарты ИСО серии 9000, система менеджмента качества, качество продукции, опыт применения стандарта, сертификация.

Введение

Управление качеством на российских предприятиях в современных условиях включает либо внедрение стандартов ИСО серии 9000, либо адаптацию под новые версии данных стандартов. Цели сертификации на соответствие стандартам ИСО, как и факторы мотивации руководства компании, на отдельных предприятиях могут различаться. Предысторией данного процесса можно считать внедрение различных подходов и систем менеджмента качества (СМК) на предприятиях СССР, начиная с 1920-х гг.

Предмет и методы исследования

Предметом исследования являлся процесс подготовки к сертификации на соответствие стандартам ИСО 9000, а также факторы, влияющие на принятие руководством компании решения о начале этого процесса. Исследование проводилось с использованием таких методов, как изучение литературных источников, теоретический анализ, наблюдение, обобщение.

Основная часть

1. Развитие управления качеством в СССР

Как известно из истории, в первые годы после создания «государства рабочих и крестьян» не хватало всего: продовольствия, других товаров массового потребления, топлива, не говоря уже об оборудовании для заводов и сельскохозяйственной технике. Поэтому с самого начала упор делался, в первую очередь, на количество, которое позволило бы закрыть ту или иную потребность, и только во вторую очередь, на качество. Эта тенденция прослеживается на протяжении всего советского периода, и были эпохи, когда принцип «нужно больше продукции приемлемого качества» давал значительный положительный эффект, например, при массовом жилищном строительстве в 1960-х- 1970-х гг. [3]. Вместе с тем упор на количественные показатели неизбежно входит в противоречие с принципом постоянного улучшения качества [4] и примеров тому много даже в наши дни.

В предвоенные годы многие крупные промышленные предприятия были построены и запущены с участием

зарубежных инженеров и этому, в частности, способствовала Великая депрессия в странах Запада. Западные специалисты приносили с собой тип управления качеством, который превалировал в развитых странах в тот исторический период, а именно, систему Форда-Тейлора. В аспекте управления качеством эта система интересна следующими особенностями:

• выходной контроль продукции с помощью технических средств;

• пооперационный контроль и контроль над исполнителями технологических операций;

• использование обоснованных норм выработки, а также системы наказаний и поощрений [4].

Еще одна черта системы Тейлора - необходимость обратной связи от рабочего к мастеру и выше, подстройка производственного процесса, исходя из запросов непосредственных исполнителей. Данное условие в СССР вполне удавалось выполнять, здесь «всеобщее равенство и братство» работало на нужды производства, стирая барьеры между, например, рабочим и начальником цеха.

Усложнение выпускаемой продукции с 1950 гг. и далее стало толчком к возникновению комплексных систем управления качеством [5]:

• «Саратовская система организации бездефектного изготовления продукции» (БИП). Использована в 1955 г. на Саратовском авиационном заводе. Упор делался на выполнение требований по уровню качества отдельных партий продукции;

• «Система бездефектного труда» (СБТ). Применялась в 1960 гг. на предприятиях Львова. Основная направленность - материальное наказание работников за допущенные ошибки;

• система «Качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ). Применена в 1958 г. на Горьковском авиационном заводе им. С. Орджоникидзе. Являлась первой в СССР комплексной системой управления качеством, дала большой экономический эффект и получила высокие оценки специалистов, поэтому была внедрена на предприятиях различных отраслей, таких, как станкостроительной (завод фрезерных станков), автомобильной (ГАЗ, ПАЗ), легкой (Горьковский Дом моделей), радиопромышленности (ГЗАС) и др.;

• «Научная организация работ по увеличению моторесурса» (НОРМ). Внедрена на Ярославском моторном заводе в 1963-1964 гг. Ее цель - повышение качества двигателей за счет повышения надежности деталей;

• «Научная организация труда, производства и управления» (НОТПУ). Использована в 1967 г. на моторостроительном заводе (г. Рыбинск). Ее основа - общая оптимизация производственного процесса за счет использования непрерывного оперативно-календарного планирования, улучшения условий труда и социально-бытовых условий жизни персонала, постоянного совершенствования как технологии, так и оборудования на каждом рабочем месте;

• «Комплексная система управления качеством продукции предприятия» (КС УКП). Была централизованно разработана в 1972-1973 гг., внедрялась на многих предприятиях и, как следует из названия, затрагивала все аспекты, влияющие на качество продукции. Отмечалось [6], что КС УКП на многих предприятиях, по сути, стала подготовительным этапом для внедрения стандартов ИСО серии 9000.

Как можно убедиться, большинство из вышеупомянутых систем управления качеством были разработаны и внедрены на конкретном предприятии, что гарантировало

их эффективность и востребованность. Реформы конца 1980-х- 1990-х гг. и общая установка на внедрение западного опыта основной фокус внимания направили на стандарты ИСО серии 9000, которые используются и ныне в качестве общего шаблона при построении СМК.

Необходимо упомянуть, что реформы конца 1980-х -1990-х гг. сопровождались значительным расширением свободы действий для предприятий, в том числе в технологической сфере и в контроле качества. При этом очень часто это приводило к упразднению или серьезному сокращению отделов технического контроля и стандартизации, снижению технологической дисциплины [7]. Например, в тот период стала частой ситуация, когда вместо предварительной разработки технологической документации разовые работы делались по опыту и интуиции. Понятно, что опытный производственник редко ошибается, однако такой подход в целом повышает непредсказуемость результата производственной деятельности и является шагом назад в плане культуры производства.

2. Общие аспекты внедрения стандартов ИСО серии 9000

Известно, что внедрение стандартов ИСО сталкивается с рядом трудностями различного характера.

Одна из причин сложности внедрения стандартов ИСО 9000, а также принципов всеобщего управления качества становится понятна, если попытаться обосновать необходимость соблюдения этих новых для многих предприятий подходов по четким критериям экономической целесообразности [8]. Оказывается, нет четкой гарантии, что внедрение стандартов ИСО даст непосредственный экономический эффект, хотя издержки в виде затрат на организационные изменения, переподготовку персонала, а, возможно, и от временной дезорганизации хозяйственной деятельности, будут обязательно. Данные факторы необходимо тщательно учитывать, а степень их серьезности подчеркивает тот факт, что есть немало оппонентов ИСО 9000 [19]. Данные взгляды находят определенное подтверждение на практике. Так, 80% организаций не получили ожидаемого ими эффекта от внедрения стандартов ИСО версии 1994 г. [9]. Можно проанализировать причины этой неудовлетворенности, которая указывает, что некие цели не были достигнуты. Вообще, правильно поставленная цель должна несколько превышать нынешний уровень и одновременно быть достижимой [10]. Для достижения цели необходимо проводить конкретные мероприятия. Интересно, что цель отдельного мероприятия, очевидно, должна быть достижимой. Например, никто не ожидает, что менеджеры после прохождения курса по изучению стандартов ИСО 9000 будут знать их наизусть, хотя, наверно, это было бы нелишне. Руководство планирует, что менеджеры будут ориентироваться в этих стандартах, знать их содержание и достаточно быстро находить там необходимую информацию. В то же время суммарный синергетический эффект от нескольких мероприятий как раз позволяет достичь ранее недоступного уровня. Стало быть, те предприятия, которые оказались недовольны эффектом от внедрения стандартов ИСО 9000, не осуществили все необходимые для этого мероприятия.

По словам противников ИСО 9000: • есть отрицательный эффект от его внедрения для экономики в целом вследствие несовершенства стандартов. Одновременно существует много примеров построения успешных СМК, не связанных напрямую со стандартами ИСО 9000;

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

• стандарты ИСО 9000 привели к появлению многочисленных контролирующих организаций, деятельность которых в итоге тормозит экономическую активность;

• стандарты ИСО 9000 ограничивают свободу инженеров по качеству, регламентируют и бюрократизируют их деятельность. Вместе с тем сторонники ИСО 9000 указывают, что стандарт требует не реализации некоей системы документов, а документированности [9]. Таким образом, подготовка к сертификации на соответствие может стать толчком к пересмотру системы документооборота и даже к снижению бюрократизации.

Если говорить об экономическом эффекте в случае успешного внедрения стандартов ИСО 9000, то он заключается как в увеличении выручки, так и в снижении издержек.

В целом, увеличение выручки достигается благодаря повышению лояльности клиента. Причинами этого являются:

• удовлетворенность уровнем качества и повышением его стабильности;

• положительный опыт личной коммуникации с персоналом предприятия.

Одновременно происходит снижение издержек как результат совершенствования производственного процесса и предупреждения ошибок. Однако для того, чтобы мероприятия, связанные с внедрением стандартов серии ИСО 9000 дали экономический эффект и произошел переход на новый уровень качества, часто необходимо затратить ощутимые средства на совершенствование технологии, закупку нового контрольного оборудования (рис. 1) [11].

Рис. 1. Зависимость затрат на обеспечение качества от его требуемого уровня:

1 и 2 - соотношение «качество/затраты» до и после внедрения стандартов серии ИСО 9000

Вторая причина заключается в сложности учета как положительного, так и отрицательного эффекта от мероприятий, связанных с внедрением стандартов ИСО. Например, в соответствии с требованиями стандарта [2] на предприятии проводится повышение квалификации персонала в связи с модернизацией станочного парка. Положительный эффект от этого мероприятия бесспорен, хотя его довольно трудно оценить, а издержки вполне ощутимы. Если обучение происходит в рабочее время, это будет уменьшение числа сотрудников на рабочих местах с соответствующим снижением выработки, а если обучение идет в свободное от работы время, то результатом, скорее всего, будет потеря лояльности и саботаж со стороны персонала.

Причины того, что во многих компаниях внедрение стандартов ИСО серии 9000 ограничивается декларативным подходом и, в лучшем случае, соблюдении формальных атрибутов, становятся понятны, если учесть такой фактор, как внутреннюю культуру (мягкую структуру [12]) организации. Эта категория существует помимо организационной структуры и может действовать с ней либо совместно, либо

05.02.23

в противофазе. Это часто встречающаяся ситуация, когда любые существенные перемены встречают сопротивление персонала предприятия.

Известно, что главная цель любого бизнеса заключается в достижении прибыли; персонал предприятия также мыслит, в основном, материальными категориями.

Однако если менеджеры компании не считают нужным использовать другие типы мотивации, кроме материальной, такой компании будет сложно работать над сложной многоуровневой задачей, требующей длительного решения. Нетрудно понять, что внедрение и соблюдение новых стандартов является одной из таких задач. Дополнительная сложность заключается в том, что стандарты ИСО серии 9000 имеют рамочный характер, они подходят для любого предприятия, но требуют адаптации для конкретных условий. Если этого не сделать, то внедрение стандартов серии ИСО 9000 ограничится формальными действиями и мягкая структура, скорее всего, будет этому сопротивляться, поскольку соблюдение любых дополнительных правил ограничивает свободу, а выгоды от их применения еще не получены. Попытка реализации поставленной цели, опираясь только на организационную структуру, подавляя внутренние установки персонала и существующие в организации традиции, могут дать побочный эффект - апатию сотрудников, безынициативность, снижение мотивации к эффективному труду [13].

Формализм при внедрении стандартов серии ИСО 9000 является многоаспектным явлением и проявляется следующим образом:

• непонимание того факта, что только долговременные усилия и стратегический курс развития в данном направлении способны привести к прочному успеху. Внедрение стандартов ИСО 9000 и последующая сертификация должны работать на достижение долгосрочных целей организации, в числе которых, помимо повышения конкурентоспособности продукции, можно назвать обеспечение положительной динамики прибыли [9], увеличение капитализации и даже снижение управленческих затрат;

• нежелание высшего менеджмента обеспечивать развитие компании, достигая цель по повышению качества, стремление заменить данную цель более простой - достижением финансового успеха;

• низведение управления качеством до уровня технического контроля, отсутствие понимания преимуществ всеобщего управления качеством;

• фокус внимания на самом факте получения сертификата соответствия. Однако хорошо известно, что сам факт успешной сертификации еще не является гарантией выпуска качественной продукции, т.к. в основном сертификация заключается в проверке документированности наиболее важных процедур и их действительном проведении. Иными словами, подтверждается только потенциальная возможность производства качественной продукции [13]. С другой стороны, формальное решение задачи по сертификации лишает шанса на реальные улучшения СМК. Автор одной из работ [9] называет подобную нацеленность на получение желаемого сертификата «стратегией крайне ограниченного результата»;

• восприятие внедрения стандартов как некоей временной компании, имеющей начало и конец, что, естественно, входит в противоречие с положением стандарта [1], что «успешные организации постоянно нацелены на улучшение»;

• чисто психологическое нежелание искать проблемные места в менеджменте и обращать на них внимание [14].

Авторы одной из статей [12] употребляют термин «продуктивная культура», указывающей на положительный, полезный характер внутренней культуры. Чтобы ее стимулировать, в миссии компании должны быть прописаны правильные принципы, а руководство компании должно реа-лизовывать их на практике. В таком случае стандарты ИСО серии 9000 играют роль дорожных знаков на скоростном шоссе. Они становятся констатацией естественных закономерностей, напоминают о принципах правильного менеджмента и начинают играть свою основную роль, а именно: декларация организацией приверженности к соблюдения правил во всех сферах своей деятельности.

Допустим, руководство среднего по масштабам машиностроительного предприятия приняло решения внедрить стандарты ИСО серии 9000 в деятельность СМК и далее сертифицировать ее. Для того, чтобы мягкая структура организации помогала в решении этой задачи, можно было бы использовать следующие подходы:

• провести соответствующее обучение менеджеров в течении нескольких недель в рабочее время с возможностью организации для желающих выездных курсов. По окончанию обучения проводится оценка знаний и те, кто успешно сдаст экзамен, получает ощутимую прибавку к зарплате;

• организовать экскурсии менеджеров на предприятия, уже успешно внедрившие стандарты ИСО серии 9000;

• провести собрания всех работников предприятия с разъяснением сути предстоящих перемен и выгод от внедрения стандартов;

• объявить, что при успешном внедрении стандартов, что должно быть подтверждено независимыми экспертами, вырастет на некоторую величину зарплата всех работников.

Еще одна трудность, с которой сталкивается внедрение в практику управления качеством стандартов ИСО серии 9000, это отсутствие практического опыта эффективного и успешного использования этих стандартов.

3. Опыт внедрения стандартов ИСО

серии 9000 на конкретных предприятиях

Примером предприятия, внедрившего систему анализа, учета и материального стимулирования выполнения показателей по качеству, является ОАО «АВТОВАЗ» [15], причем используются комплексные оценки. Система документирована и изложена в «Порядке определения фактических показателей качества для премирования руководителей, специалистов и служащих подразделений ОАО «АВТОВАЗ». Отчетным периодом здесь является месяц и выполнение оценивается по достаточно простому принципу: показатель считается выполненным, если его фактическое значение равно или улучшено по сравнению с нормативным.

Как нетрудно понять, на объединении соблюдается дух и буква стандарта ИСО. Известно, что система менеджмента качества ОАО «АВТОВАЗ» сертифицирована на соответствия требованиям стандарта ИСО 9001-2000, в котором говорится о цикле PDCA. Вышеизложенная процедура контроля выполнения запланированного уровня качества соответствует стадии «Проверяй (Check)» данного цикла [2].

На одном из предприятий железнодорожного транспорта [16] также была проведена адаптация под критерии стандартов серии ИСО 9000. Специфика предприятий данной отрасли такова, что даже в сложные в экономическом отношении 1990 гг. они в меньшей степени сталкивались со значительным моральным и физическим износом основных фондов и недофинансированием различных статей затрат,

что было существенно для предприятий многих других отраслей экономики, в т.ч. машиностроения. Однако в ходе подготовки к сертификации Ремонтного локомотивного депо Волхов-Октябрьской Дирекции по ремонту тягового подвижного состава были обнаружены недочеты в сфере управления персоналом, в т.ч. несоответствие разрядности работников и разряда выполняемых работ на 11,36% и текучесть кадров - 20%. Как известно, стандарт требует эффективное «вовлечения персонала» [1] в обеспечение и повышение качества. Для решения этой задачи на рассматриваемом предприятии были предложены такие меры, как использование дифференцированной системы премирования, введение в штат диспетчера, повышение квалификации персонала до необходимого уровня.

Следующий пример внедрения стандартов серии ИСО 9000 относится к ООО «Кемеровохиммаш» [6]. На данном предприятии несколько десятилетий назад была развернута КС УКП, причем отдельные ее элементы, главным образом, относящиеся к техническому контролю качества, сохранились до нынешнего времени.

Как показал анализ, существующая на предприятии система управления должна претерпеть следующие изменения:

• документирование;

• пересмотр организационной структуры предприятия, в том числе создание Отдела управления качеством;

• определение границ полномочий и ответственности в области управления качеством.

На внедрение стандартов ИСО 9000 и последующую сертификацию руководство отвело 2,5 года. Это довольно длительный срок и такая продолжительность связана, вероятно, с масштабами предприятия, на котором работает порядка 900 чел.

На повестке дня сельхозпроизводителей также присутствует задача сертификации СМК на соответствие требованиям ИСО 9000. В одной из работ [17] было отмечено, что с начала 1990 гг. в данной отрасли имело место снижение научно-технического потенциала, что, закономерно, повлекло снижение конкурентоспособности. Для аграрных хозяйств характерны проблемы в финансирования различных направлений деятельности, а также сложности с эффективным внедрением инноваций.

Известно, что естественным преимуществом России является возможность засева больших площадей. Вместе с тем многие районы страны имеют значительные климатические риски земледелия. Необходимо отметить, что конкуренция на внешнем рынке не ослабевает и выходит на качественно новый уровень, приобретая признаки ценностной. Например, к продукции компании «Алтайские мельницы» зарубежными импортерами предъявляются такие требования, как высокое качество муки и упаковки, витаминизация муки и наличие сертификата.

Отмечается, что до настоящего времени число сельскохозяйственных предприятий, СМК которых прошла процедуру сертификации, остается небольшим [17]. Крупные производители имеют больше ресурсов и более успешно справляются сданной задачей.

Авторы статьи [18] исследовали тенденции подготовки и проведения сертификации на соответствие СМК компаний Дальневосточного федерального округа положениям стандартов ИСО 9000. Как следует из данной работы, внедрение стандартов и подготовка к сертификации не является для руководства и менеджмента первоочередной и обязательной для выполнения задачей. В то же время ситуационный

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

интерес либо перспектива быстрой отдачи может побудить компанию провести мероприятия по сертификации. Интересно, что значительный процент компаний, сертифицированных в начале 2000 гг., относится к крупным хозяйственным субъектам, на которые существенное влияние оказывает государство. В этой связи многие строительные компании приложили усилия в получении сертификата в период подготовки к саммиту стран Азиатско-Тихоокеанского региона (г. Владивосток, 2012 г.). Экономико-географические факторы также оказывают значительное влияние на ситуацию с сертификацией. Так, удобное для экспорта в Тихоокеанский регион расположение предприятий Приморского края, способствует их повышенной активности в получении свидетельства о сертификации.

В практике успешного менеджмента, в т.ч. при внедрении стандартов ИСО 9000, важно четко разграничивать политику, цели и конкретные мероприятия [10]. Так, если политикой является удовлетворение требований потребителей и заказчиков о наличии СМК, отвечающей определенным критериям, то целями будут, например:

• реорганизовать существующую СМК, сохранив все положительные характеристики и, вместе с тем, адаптировав под требования стандарта ИСО 9001;

• в кратчайшие сроки получить сертификат соответствия СМК требованиям стандарта ИСО 9001.

В качестве отдельных мероприятий можно запланировать:

• осуществить обучение менеджеров по вопросам применения стандартов ИСО 9000;

• провести внутренний аудит существующей СМК на соответствие требованиям ИСО 9000 и при необходимости применить корректирующие меры;

• выбрать фирму, которая проводит сертификацию на соответствие требованиям ИСО 9000, и начать процедуру сертификации.

4. Возможности стандартов серии ИСО 9000 в обеспечении успеха продукции машиностроительных предприятий на мировом рынке

Если обращаться к зарубежному опыту, то есть еще один фактор, заставляющий западные компании очень аккуратно следить за качеством готовой продукции. Речь идет о возможных судебных исках потребителей относительно компенсации за дефектный товар или оказанную услугу [11]. В случае обнаружения дефектов в уже реализованной продукции крупные фирмы готовы отозвать ее для исправления и мы хорошо это знаем по соответствующим мероприятиям в отношении автомобилей, произведенных Toyota, Lexus, Volkswagen и т.д. Естественно, они это делают не из добрых побуждений, а для сохранения репутации и избежания судебных исков.

Можно задаться вопросом, есть ли связь данного аспекта и стандартов ИСО 9000. Наверно, непосредственной связи нет, однако даже ориентация на использование проверенных временем стандартов в области качества позволяет нужным образом модифицировать внутрифирменную культуры. Соответствующие издержки невелики по сравнению с затратами на исправление возможного брака и выплаты по искам. Для российского производителя данный аспект со временем будет только усиливаться по мере развития законодательства и правового регулирования вопросов качества продукции.

05.02.23

Специалисты отмечают, что вследствие важности задачи повышения качества продукции, выпускаемой российской промышленностью, была бы полезной более активная государственная политика в этой сфере [7], когда, в частности, стимулировались бы предприятия, внедряющие и добросовестно соблюдающие стандарты ИСО 9000. В частности, предлагаются такие меры, как:

• компенсация затрат на мероприятия, связанные с внедрением стандартов ИСО 9000 и с управлением качеством, а именно: выделение грантов, предоставление налоговых скидок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• учреждение региональных наград в области качества;

• преимущества при лицензировании;

• содействие повышению квалификации сотрудников.

Результаты исследования

В ходе проведенного исследования были изучены различные аспекты подготовки компании к сертификации на соответствие стандартам ИСО 9000. Было показано, что отправной точкой в развитии систем управления качеством на российских предприятиях был советский опыт управления, который в целом базировался на системе Форда-Тейлора, а в 1960-х- 1980-х гг. на отдельных предприятиях возникали комплексные системы управления качеством.

Далее, были обобщены факторы положительной и отрицательной мотивации руководства компании при принятии решения о подготовке к сертификации. К факторам отрицательной мотивации относятся:

• отсутствие гарантии быстрого экономического эффекта;

• мнение части менеджмента о негативном влиянии внедрения стандартов ИСО 9000 (их несовершенство, бюрократизация управления как компании в отдельности, так и экономики в целом);

• сложность учета как положительного, так и отрицательного эффекта от мероприятий, связанных с внедрением стандартов ИСО.

Положительное влияние сертификации и подготовки к ней на компанию заключаются в:

• увеличении выручки за счет повышения лояльности клиентов, что связано с повышением качества продукции, услуг и обслуживания;

• снижении издержек за счет снижения уровня брака;

• адаптации мирового опыта управления;

• выполнении требований партнеров, в т.ч. государства и зарубежных компаний, что дает возможность заключения соответствующих контрактов.

Было указано, что нередкое отсутствие реальной отдачи от внедрения стандартов ИСО связано, как правило, с формализмом при подготовке к сертификации.

Заключение

В настоящее время наличие сертификата на соответствие СМК требованиям ИСО 9000 является пусть и в какой-то степени формальным, но, зачастую, необходимым условием для продвижения продукции на мировом рынке. Более того, некоторые авторы [17] утверждают, что наличие данного сертификата является обязательным условием для работы с зарубежными партнерами и только его наличие дает им уверенность в последующем успешном сотрудничестве.

Необходимо отметить, что часто условием получения Государственного заказа [14] также является прохождение процедуры сертификации, что побуждает все больше предприятий

прикладывать усилия в соответствующем направлении. Помимо этого процесс подготовки к сертификации является стимулом к освоению новых практик и моделей управления качеством. Как известно [14], в данный момент Россия имеет 28 место по числу выданных сертификатов соответствия. Вероятно, сдвиг к первым позициям в этом списке был бы показателем качественных положительных изменений в управленческой практике и экономике в целом.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Дата введения 01.11.2015. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1390-ст.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». Дата введения 01.11.2015. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. N° 1391-ст.

3. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). М.: Экономика, 1982. 256 с.

4. Аскаров Е.С. Система управления качеством в СССР / Е.С. Аскаров // Вестник современной науки. 2015. №9. С. 51-64.

5. Кулакова О.Г. История создания систем качества на отечественных предприятиях. Обзор / О.Г. Куликова. М.: Стандарты и качество, 2001. 23 с.

6. Михайлов В.Г. Проблемы внедрения систем управления качеством на основе стандартов ИСО серии 9000 на предприятиях химического машиностроения / В.Г. Михайлов, С.М. Бугрова // Экономика и эффективность организации производства. 2006. № 6. С. 165-167.

7. Версан В.Г. Путь в никуда: развитие российского бизнеса и проблемы с качеством / В.Г. Версан // Стандарты и качество. 2013. № 1. С. 54-57.

8. Врун М., Георги Д. Управление качеством: затраты и выгоды. URL: http://quality.eup.ru/ECONOM/ukzv.htm

9. Свиткин М.З. Практические аспекты внедрения стандартов ИСО серии 9000:2000. URL: http://www.management.com.ua/qm/ qm039.html

10. Василевская C.B. С какой целью можно создавать системы без целей? / C.B. Василевская // Методы менеджмента качества.

2014. № 6. С. 34-39.

11. Матюшин В.А. Причины низкой экономической эффективности внедрения стандартов ИСО серии 9000 на российских предприятиях / В.А. Матюшин, H.A. Агафонова // Стандарты и качество. 2008. № 3. С. 66-69.

12. Стародуб В. «Жесткие» и «мягкие» структуры компании. URL: https://www.cfin.ru/management/hardsoft.shtml

13. Овсянко Д.В., Широкова Г.В., Недельман В.А., Овсянко А.Д. Применение стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM в российских компаниях. URL: http://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=5771

14. Балашова A.A. Опыт применения и проблемы внедрения MC серии 9000 на отечественных предприятиях / A.A. Балашова, Н.П. Болдырева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5. С. 20-23.

15. Савенков Д.Л. Концепция анализа затрат и выгод от управления качеством промышленных предприятий на примере ОАО «АВТОВАЗ» / Д.Л. Савенков // Аудит и финансовый анализ. 2006. №3. С. 92-95.

16. Савосина B.C. Роль службы персонала в процессе внедрения системы международных стандартов качества ИСО 9000 на современном российском предприятии (на примере ремонтного локомотивного депо Волхов-Октябрьской дирекции по ремонту тягового подвижного состава филиала ОАО «РЖД» /

B.C. Савосина, И.В. Неверова // Перспективы управления образованием: региональный аспект. Материалы науч.-метод, конф. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2013.

C. 274-279.

17. Воронкова О.Ю. Внедрение стандартов серии ИСО 9000 на зер-ноперерабатывающих предприятиях в целях продвижения продукции на внешние рынки сбыта / О.Ю. Воронкова, Л.И. Петрова, И.И. Ананьев // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Азбука, 2014. С. 88-92.

18. Грицюта Т.М. Тенденции внедрения современных систем менеджмента на предприятиях Дальневосточного федерального округа / Т.М. Грицюта // Власть и управление на востоке России.

2015. № 4. С. 190-194.

19. John Seddon. The Case Against ISO 9000. Oxford: Oak Tree Production, 2000. P. 270.

СТАТЬЯ ПРОШЛА РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 05.02.23 ЧЛЕНАМИ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ ЖУРНАЛА «COMPUTATIONAL NANOTECHNOLOGY»

MECHANICAL ENGINEERING

05.02.00

STANDARDIZATION AND PRODUCT QUALITY MANAGEMENT 05.02.23

DOI: 10.33693/2313-223X-2019-6-3-54-60

REGULARITIES OF THE PREPARATION OF RUSSIAN ENTERPRISES FOR CERTIFICATION OF COMPLIANCE WITH ISO 9000 SERIES

Rudiuk Mikhail Jurievich, candidate of Technical Sciences, assistant professor; the Department of Technical Quality Management, Penza State Technological University. Penza, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Gerasimova Anastasiia Vladislavovna, student, the Department of Technical Quality Management, Penza State Technological University. Penza, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Pomozova Ekaterina Mikhailovna, student, the Department of Technical Quality Management, Penza State Technological University. Penza, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Abstract. The authors' task was to analyze the development of quality management systems at the current stage in Russia, as well as at the previous stage in the USSR. As a result, we came to the conclusion that the factors stimulating the implementation of ISO 9000 standards are the need to promote products on the world market, as well as the possibility of receiving orders from the state. In the future, strict adherence to these standards will allow enterprises to significantly reduce the likelihood of lawsuits from consumers, which is important in the context of the development of the legislative framework and increased control over the business. The practical significance of the article is the possibility of familiarizing management and personnel with quality services, whose task is to prepare for certification for compliance with ISO 9000 standards in how this process took place in other companies. The originality of this work is to summarize the experience of implementation of ISO 9000 standards at enterprises and to analyze the factors contributing to or hindering this process.

Keywords: standards ISO 9000, quality management system, quality of products, experience of standard application, sertification.

Reference list

1. GOSTR ISO 9000-2015 «Quality management systems. Fundamentals and vocabulary». The date it came into force 01.11.2015. Approved and enacted by Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology of September 28, 2015 № 1390-st.

2. GOST R ISO 9001-2015 «Quality management systems. Requirements». The date it came into force 01.11.2015. Approved and enacted by Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology of September 28, 2015 № 1391-st.

3. Azgaldov G.G. Theory and practice of assessing the quality of goods (fundamentals of qualimetry). M., 1982.

4. Askarov E.S. Herald of modern science, 2, 9 (2015).

5. Kulakova O.G. The history of the creation of quality systems in domestic enterprises. Overview. Moscow (2001).

6. Mihajlov V.G., Bugrova S.M. Economy and organization efficiency, 5, 6 (2006).

7. Versan V.G. Standards and quality, 87, 1 (2013).

8. Brun M., Georgi D. http://quality.eup.ru/ECONOM/ukzv.htm

9. Svitkin M.Z. http://www.management.com.ua/qm/qm039.html

10. Vasilevskaja S.V. Quality Management Methods, 46, 6 (2014).

11. Matjushin V.A. Standards and quality, 82, 3 (2008).

12. Cmapodyö B. https://www.cfin.ru/management/hardsoft.shtml

13. Ovsjanko D.V., Shirokova G.V., Nedel'man V.A., OvsjankoA.D. http:// ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=5771

14. Balashova A.A., Boldyreva N.P. Actual problems of the humanities and natural sciences, 10, 5 (2017).

15. Savenkov D.L. Audit and financial analysis, 13, 3 (2006).

16. Savosina VS., Neverova I.V. Prospects of education management: a regional aspect. Materials of the scientific conference (2013).

17. Voronkova O. Ju., Petrova L.I., Anan'ev I.I. Management of modern organization: experience, problems and prospects. Materials of the VI International Scientific Practical Conference, (2014).

18. Gritsjuta T.M. Power and Administration in Eastern Russia, 18, 4 (2015).

19. Seddon J. The Case Against ISO 9000. Oxford: Oak Tree Production, 2000. P. 270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.