Научная статья на тему 'Опыт применения и проблемы внедрения мс серии 9000 на отечественных предприятиях'

Опыт применения и проблемы внедрения мс серии 9000 на отечественных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ISO 9000 / INTERNATIONAL STANDARD ISO 9000 / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашова А.А., Болдырева Н.П.

В статье рассматривается опыт применения международных стандартов в области качества ISO серии 9000 на отечественных предприятиях, выявляются наиболее распространённые проблемы, препятствующие распространению и эффективному внедрению международного стандарта на системы менеджмента качества на отечественных предприятиях. Даётся краткая характеристика самого стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт применения и проблемы внедрения мс серии 9000 на отечественных предприятиях»

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МС СЕРИИ 9000 НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Балашова А.А.

Студентка, кафедра экономики, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск

Научный руководитель - Болдырева Н.П., канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики

Аннотация

В статье рассматривается опыт применения международных стандартов в области качества ISO серии 9000 на отечественных предприятиях, выявляются наиболее распространённые проблемы, препятствующие распространению и эффективному внедрению международного стандарта на системы менеджмента качества на отечественных предприятиях. Даётся краткая характеристика самого стандарта.

Ключевые слова: Международный стандарт ISO 9000, система менеджмента качества (СМК)

Keywords: The international standard ISO 9000, Quality Management System

Наш век - век качества. И в наши дни как никогда настало время, когда пристальное внимание уделяется качеству: продуктов, услуг, обслуживания, процессов и прочего. Это характерно для рыночной экономики, в которой между производителями идёт постоянная борьба за потребителя, который, из-за различных неприятностей, поразивших рынок продуктов, стал внимательнее и разборчивее при выборе товаров. Конкурентная борьба производителей за места на полках магазинов, за потребителей, за инвестиции побудила производителей к разработке различных политик и программ по качеству, к подтверждению качества продукции и системы управления качеством. Качество подтверждается сертификатом. Многие успешные фирмы имеют сертификат на систему качества, подтверждающий её соответствие международным стандартам.

Вопросами сертификации занимается Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization). Ею разработана специальная серия стандартов в области качества - серия стандартов ISO 9000. «Серия стандартов ИСО 9000 затрагивает различные аспекты управления качеством и включает ряд стандартов ИСО. Стандарты содержат руководства и инструментарий для компаний и организаций, которые хотят, чтобы их продукция и услуги постоянно отвечали требованиям заказчика, а качество постоянно улучшалось» [1]. Стандарт ISO 9000 содержит основные понятия и словарь. Стандарт ISO 9001 устанавливает требования, которым должна соответствовать система качества. Данный стандарт может быть внедрён любой организацией независимо от её организационно-правовой формы и размеров. ISO 9004 сосредоточен на том, как сделать систему управления качеством более эффективной и работоспособной, данный стандарт содержит руководящие указания для организаций, стремящихся превзойти требования стандарта 9001, охватывая более широкий спектр вопросов. ISO 19011 руководство по проведению внутреннего и внешнего аудитов систем менеджмента качества.

Стандарт ISO 9001 является единственным стандартом, в соответствии с которым может быть проведена сертификация СМК. Данная сертификация не является обязательной. Но организации, успешно прошедшие эту процедуру, могут ставить специальный знак на своей продукции.

Основу стандарта составляют ряд принципов менеджмента качества:

1) ориентация на потребителя;

2) лидерство руководителя;

3) вовлечение работников;

4) процессный подход;

5) системный подход;

6) постоянное улучшение;

7) принятие решений, основанных на фактах;

8) менеджмент взаимоотношений (взаимовыгодные отношения с поставщиками и

потр ебителями).

По заявлениям Организации по стандартизации: «В стандарте большое внимание уделено потребителю, мотивации и вовлеченности высшего руководства, процессному подходу и циклу PDCA (планируй - делай - проверяй - действуй) и постоянному совершенствованию. Использование ISO 9001 гарантирует, что потребители получат продукцию и услуги стабильно хорошего качества, что в свою очередь, принесет много преимуществ бизнесу» [1]. Компании, прошедшие сертификацию, проходили её на соответствие стандарту 2008 года, но в сентябре 2015 года появилось новое издание ISO 9000:2015, в котором, естественно, есть изменения и новшества.

Опыт многих зарубежных и даже отечественных компаний показывает, что внедрение данных стандартов позволяет создать эффективную систему управления качеством на предприятии, снизить затраты, подтвердить свой имидж в глазах клиентов.

Такие отечественные компании, как Группа компаний «НМЖК», ОАО «Хлебпром» показывают положительный пример.

Группа компаний «НМЖК» («Нижегородский масложировой комбинат») осуществляет широкий спектр деятельности: производство таких продуктов питания как маргарин, соусы, кетчупы, конфитюры; производство промышленных маргаринов и жиров, производство маргаринов и жиров для кафе и ресторанов [2]. Ввиду того, что компания является крупной и работает не только для производства товаров для конечных потребителей, но и является крупным производителем маргаринов для пищевой промышленности, для неё важным является имидж производителя, предлагающего качественную и безопасную продукцию. Поэтому компания подтверждает свою ответственность по системе менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008) и по системе менеджмента безопасности, основанной на принципах ХААСП. Сертификация ГОСТ Р ИСО 9001 подтверждает соответствие систем менеджмента качества требованиям государственного стандарта. Компания также прошла сертификацию менеджмента безопасности по системе ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки, связанные с безопасностью пищевой продукции) и соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2007. В компании утверждают, что ориентируются на требования потребителей, контролируют качество сырья и готовой продукции, внедряют инновационные продукты и технологии. Компаниям такого рода важно иметь СМК, соответствующую международным стандартам, так как их партнерами являются различные предприятия пищевой промышленности, причём это часто и довольно крупные компании, дорожащие своей репутацией, поэтому требующие от своих поставщиков подтверждающих документов и сертификации СМК и СМБ. «НМЖК» имеет большое количество наград и премий: «Инновационный продукт», «Ингредиент года», «Российский знак качества», «Товар года». Продукция предприятия известна как потребителям (майонез «Ряба», соусы «Астория», маргарин «Хозяюшка» и др), так и фирмам-производителям кондитерской промышленности. Стоит отметить, что с данной компанией сотрудничают и предприятия Оренбургской области, например, ЗАО «Орский хлеб» использует специальный маргарин для крема «Марго», который вырабатывает «НМЖК».

Ещё одним предприятием, успешно внедрившим ISO 9000, является ОАО «Хлебпром» - известный производитель кондитерских изделий: тортов под брендами «Mirel», «Усладов», «Мой». Компания открыто демонстрирует это. Так на официальном сайте размещена политика предприятия в области качества. В ней говорится о том, что компания внедрила и развивает систему качества и безопасности продукции, последовательно улучшает репутацию своих брендов и стремится к сохранению

доверительных отношений с потребителями [3]. Компания реализует цели своей политики с помощью комплекса практических мер, включающих:

1) выполнение норм законодательства, требований стандартов;

2) отбор и работу с проверенными поставщиками сырья, материалов и упаковки;

3) совершенствование процессов складирования, хранения и транспортировки;

4) обучение персонала в вопросах качества и безопасности пищевой продукции

5) строгий контроль и анализ качества сырья и готовой продукции;

6) создание продукции, удовлетворяющей меняющимся запросам потребителей на

основе обратной связи с покупателями.

Систему обратной связи на ОАО «Хлебпром» стоит отметить отдельно. Данная система работает очень хорошо. Предприятие на упаковках своей продукции всегда указывает, что ему важно знать мнение о продукте и приводит адрес специальной электронной почты, куда потребители могут направить свои отзывы. В компании на них всегда отвечают бренд-менеджеры, специалисты по качеству, технологи. Потребителям также предлагают поучаствовать в различных опросах о дизайне, вкусе тортов и прочее. Стоит сказать, что торты «Mirel» от ОАО «Хлебпром» - торты № 1 в России (поданным «ГФК Русь» в категории «Свежие торты»). Торты ОАО «Хлебпром» широко представлены и в магазинах Орска, составляя серьёзную конкуренцию тортам местного производства.

Как видим, в России есть компании, успешно применяющие международные стандарты качества. Но не всё так хорошо, ведь по данным Международной организации по стандартизации число российских предприятий, имеющих сертификат, составляет всего 0,6% от числа всех выданных в мире сертификатов. По числу полученных в мире сертификатов Россия занимает лишь 28 место. Имеется целый ряд проблем, препятствующих распространению и эффективному внедрению международного стандарта на системы менеджмента качества в России. Среди них занятость руководителей текущей работой, нежелание тратить время на разработку системы качества (некоторые предприятия предпочитают просто купить пакет готовых документов, а не реально разрабатывать и внедрять эффективную систему управления качеством), безразличие сотрудников к результатам деятельности фирмы, нежелание искать проблемы, выносить их на обозрение других лиц, ведь независимые органы, занимающиеся сертификацией будут проводить аудит, нехватка денежных средств (создание системы менеджмента качества и её сертификация недёшевы), нежелание изучать международные стандарты, (ведь их применение необязательно) и другие.

Практика показывает, что не все фирмы, начинающие внедрение ISO 9000 достигают желаемых результатов и этому есть причины.

Во-первых, в системе учёта затрат многих отечественных предприятий отсутствует учёт затрат на качество. Многие предприятия ведут только бухгалтерский учёт брака. Внедрение такого элемента как учёт затрат на качество требует создания новых форм отчётности и требует материальных затрат.

Во-вторых, это необходимость разрабатывать большое количество документации, вносить изменения в существующие документы, чтобы они соответствовали требованиям международного стандарта. Это тоже требует затрат, причём материальных и временных. Кроме этого, для достижения реального эффекта необходимо действительно внедрять разработанные процедуры. Ведь часто разработанные процедуры так и остаются на бумаге.

В-третьих, это трудность количественной оценки экономического эффекта от внедрения стандартов серии 9000. Ведь зачастую невозможно выделить в прибыли именно ту часть, которая была получена в результате внедрения системы менеджмента качества на основе стандарта.

В-четвертых, наиболее глубокая причина, препятствующая достижению реального эффекта от внедрения системы качества на основе стандартов серии ISO 9000, это изначально неправильные целевые установки руководства предприятий. Руководители отечественных предприятий в основном стремятся не создать эффективную систему

менеджмента качества, а просто быстрее получить сертификат. Поэтому зачастую пренебрегают важными этапами создания и внедрения системы качества. А система эффективна не тогда, когда есть сертификат, а когда она грамотно создана и действительно работает.

Что касается предприятий нашей области, то у нас не распространена сертификация предприятий на соответствие системы менеджмента качества международным стандартам. Многие предприятия считают эту процедуру не такой уж и важной. Да и стоит разработка и последующая сертификация системы качества немалых средств, а денег местным предприятиям зачастую и так с трудом хватает на текущую деятельность. Правда, на некоторых предприятиях хоть и нет сертифицированной системы менеджмента качества, но есть сертифицированная система менеджмента безопасности (но это уже другой стандарт ISO 22000), это предприятия ЗАО «Хлебопродукт ДМВ», ООО МПЗ «Ташлинский».

Сертификация системы менеджмента качества дает предприятию ряд конкурентных преимуществ: открывает путь на международные рынки, позволяет легче войти в торговые сети (многие сети часто отдают преимущество предприятиям, имеющим сертификат ISO 9000), даёт возможность получения государственного заказа, повышает лояльность и доверие потребителей.

Литература:

1. Официальный сайт Международной организации по стандартизации [Электронный ресурс]. - Женева: ISO - International Organization for Standardization, 1995-2017. - Режим доступа : https://www.iso.org/iso-9001-quality-management.html.

2. Официальный сайт Группы компаний «НМЖК» [Электронный ресурс]. - Нижний Новгород : Группа компаний «НМЖК», 2001-2017. - Режим доступа: http://www.nmgk.ru/about/quality-standards/.

3. Официальный сайт ОАО «Хлебпром» [Электронный ресурс]. - Челябинск: ОАО «Хлебпром», 2001-2017. - Режим доступа: http://www.hlebprom.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.