УДК 378.14
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ
Е.А.Елизарова
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Представлен комплекс педагогических условий эффективного формирования проектных умений студентов. Системный и деятельностный подходы послужили методологическим основанием для выявления закономерностей организации проектной деятельности.
Ключевые слова:педагогическое проектирование, проектные умения, педагогические условия и закономерности.
Эффективность формирования проектных умений студента 1-2-го курса во многом определяется подходами, закономерностями и принципами, составляющими методологическую основу научного психолого-педагогического исследования.Анализ понятия «проектная деятельность», построенный на философских, психологических и педагогических основаниях теории деятельности, а также учет изменившихся социальных реалий указывают на необходимость изменения подходов к организации образовательного процесса. Наиболее продуктивным в рассмотрении данной проблемы мы считаем деятельностный подход, в основу которого положена закономерность проявления и развития человека в деятельности и который заключается в организации субъект-субъектных отношений преподавателей и обучающихся, диало-гичностью и ценностной насыщенностью содержания проектной деятельности.
Мы опираемся на точку зрения В.А. Лекторского [1], согласно которой деятельностный подход включает три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностное отношение к проектной деятельности), технологический (появление новых способов деятельности и проектных умений) и личностный (становление человека как творческой личности).
Следуя требованиям методологии и определяя основы процесса формирования проектной деятельности, мы на основе анализа специальной литературы по проблеме [2; 3; 4; 5; 6],выделили субъектную позицию обучающегося в качестве необходимого условия формирования проектных умений.
Подчеркнем, что обучающийся станет субъектом проектной деятельности, если преподаватель будет:
- опираться на интересы обучающихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых - познавательные интересы, профессиональные склонности;
Евгения Анатольевна Елизарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки».
- включать обучающихся в решение проблемных ситуаций, в процесс создания и реализации проекта;
- учитывать единство взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон проектной деятельности;
- стимулировать коллективные видыработы, способствующие формированию представления о проектной деятельности как личностно-значимой.
Ведущим методологическим основанием для выявления закономерностей процесса формирования проектных умений мы считаем системный и деятельностный подходы, которые позволяют рассмотреть основные внешние и внутренние связи процесса формирования проектных умений как целостного явления, формирующегося в рамках специально организованной деятельности.
Реализация системного подхода позволяет описать закономерности организации проектной деятельности.
1. Связь проектной деятельности и социальной среды. Характерпроектной деятельности определяет возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Педагогический потенциал данного вида деятельности по созданию и реализации социальных проектов направлен на социализацию ее участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая проблемы.
2. Связь проектной деятельности и активности личности. Формирование проектной деятельности успешно, если объект (студент) является одновременно и субъектом, то есть проявляет активную позицию, собственную волю, самостоятельность, осознает свою деятельность и потребность в ней. В проектной деятельности сфера приложения преобразовательной активности обучающихся контекстно задана предметной областью (отдельным предметом) или учебной проблемой, носящий межпредметный характер.
3. Связь проектной деятельности и общения. Потребность в исследовании развивается в прямой зависимости от степени вовлечения обучающегося в проектную деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми, с субъектами образовательной и социальной среды. Творческая личность в учебном процессе рождается только в процессе общения с преподавателем, выступающим в качестве носителя определенного стиля мышления, оригинального мировидения, активной позиции.
4. Связь проектной деятельности и творчества. Подражание творческому человеку в условиях нерегламентированной воспитательной и образовательной среды (а в его роли выступает прежде всего педагог), создание условий для поисковой и исследовательской деятельности способствуют формированию у обучающегося творческого отношения к действительности и собственной деятельности, в том числе проектной.
5. Связь проектной деятельности и ценностного отношения к познанию. Чем выше развивается уровень познавательного интереса обучающихся в проектной деятельности, тем выше становится ценностное отношение к процессу познания и содержанию присваиваемых знаний. Это взаимное обогащение проектной деятельности и личностной значимости, проявляющейся во всех видах деятельности человека, обусловлено неразрывным единством интеллектуально-операциональных и мотива-ционно-личностных компонентов деятельности.
Эти закономерности как необходимые и существенные связи характеризуют условия организации проектной деятельности как психолого-педагогического феномена. Педагогическая практика показывает, что безих учета невозможно эффективно организовать процесс формирования проектных умений.
В науке понятие «условия» трактуют как философскую категорию, выражающую обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. Более того, условия составляют ту среду,в которой явления возникают, существуют и развиваются,в отличие от причины, которая с неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия), и от основания, которое является логическим условием следствия [7]. Приведенная трактовка этой категории требует педагогического обоснования. В нашем исследовании понятие «педагогические условия» соотносится со спецификой образовательного процесса на старшей ступени обучения (последняя заключается в направленности на формирование личности обучающегося). Это позволило исследовать категорию «педагогические условия» с двух позиций.
Во-первых, педагогические условия — это источник возникновения, существования и развития процесса обучения, залог его возможностей. Специально создаваемые педагогические условия обладают способностью регулирования целостного педагогического процесса, возможностью делать его структурные элементы соотносимыми друг с другом.
Во-вторых, педагогические условия представляют собой своего рода «атмосферу» процесса обучения, совокупность объективных и субъективных факторов, влияющих на его эффективность [8]. Именно от целенаправленности, соподчиненно-сти, логической стройности системы дидактических условий зависит характер протекания обучения, его развитие, совершенствование, эффективность.
Мы разделяем точку зрения А. В. Хуторского на понимание педагогических условий. По мнению автора, они представляют собой, во -первых, совокупность объективных факторов, которые не зависят от умений и таланта преподавателя, но которые необходимо учитывать при реализации процесса обучения, и, во -вторых, факторов субъективных (талант педагога, отношение к преподавателю и предмету обучаемых), создание которых является процессом управляемым и направляемым [9].
Таким образом, учитывая сказанное и рассматривая категорию педагогических условий в ее применении к процессу формирования деятельности обучающегося, мы определяем их как факторы взаимосвязанные и взаимообусловленные, составляющие в совокупности оптимальную среду, обеспечивающую эффективность процесса формирования проектной деятельности, а также адекватность его организации поставленным целям и задачам. Вместе с тем педагогические условия мы не сводим только к обязательствам или к совокупности объектов, так как формирование проектной деятельности является процессом, представляющим собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления, возможного и должного. Поэтому условия - это не только то, что влияет на вещи, но и то, без чего не может быть вещи как таковой, что служит предпосылкой, основанием ее возникновения.
Выделяя педагогические условия, мы исходили из понимания того, что процесс формирования проектной деятельности студентов 1-2-го курса может успешно функционировать только при определенном комплексе педагогических условий, поскольку случайные условия не способствуют решению этой задачи.
«Комплекс» в переводе с латинского означает «связь, сочетание, соединение отдельных частей в целое» [10]. Сегодня понятие «комплекс» широко используется в педагогике. М.Е. Дуранов, О.В. Лешер под комплексом понимают качественное соединение отдельных компонентов или процессов в единое целое, отличное от простой суммы своих частей. Целостность проявляется в характере связей, которые устанавливаются между компонентами структуры комплекса. Учеными доказано, что наиболее эффективна структура, в которой связи порождаются на основе принципов обогащения, дополнительности или интегративности [11].
Учитывая вышеизложенное, под комплексом педагогических условий эффективности процесса формирования проектных умений в образовательном процессе мы будем понимать взаимосвязанную совокупность мер образовательного процесса, структура которой, с одной стороны, представляет целостность, а с другой - является достаточно гибкой, динамичной, учитывающей развертывание данного процесса в оптимальном режиме на каждом новом его этапе.
Для понимания сущности педагогических условий процесса формирования проектных умений студентов 1 -2-го курса важное значение для нас имеют следующие положения педагогической теории деятельности, выраженные Г.И. Щукиной:
- развитие деятельности в учебном процессе знаменует собой и поступательное развитие личности. На основе деятельности и отношения к ней совершается последовательное формирование личностных образований, таких как познавательный интерес, активность, самостоятельность;
- развитиемежсубъектных отношений преподавателя и обучающегося характеризуется более активной позицией обучающегося в образовательном процессе, которая обусловлена самостоятельностью, целеполаганием, рефлексией;
- изменение характера деятельности существенно влияет и на изменение позиции обучающегося: от исполнительской - к активной, к позиции субъекта [12].
Исходя из анализа и согласно выше обозначенным положениям можно сделать обоснованный вывод о том, что проектная деятельность играет важную роль в развитии личности. Именно поэтому к комплексу педагогических условий, при соблюдении которыхформирование проектных умений студентов 1 -2-го курса будет эффективным, мы относим:
- организацию корпоративного образовательного взаимодействия, восходящего от диалогических форм к групповым и командным;
- направленность образовательного процесса на развитие ценностного отношения студента к проектной деятельности, обеспечивающейсубъектную позицию обучающегося в овладении ею;
- поэтапное усложнение содержания проектных заданий, требующее смещения акцента с репродуктивной деятельности на креативнуюи управляемого перехода от проектной деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Как показала практикаи результаты эксперимента, нацеленного на формирова-ниепроектных умений на старшей ступени обучения, соблюдениекомплекса вышеперечисленных педагогических условий не только обеспечило эффективность формирования проектных умений студентов 1 -2-го курсав образовательном процессе вуза, но и создало продуктивное корпоративное взаимодействие субъектов, способствующее их полноценному творческому проявлению, развитию и саморазвитию личностных качеств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. - 2001. -№ 2. - С. 56-65.
2. Золотарев А.А. Теория и методика систем интенсивного обучения: Учеб.пособие. -М.: ГГУ,2005. - 68 с.
3. Казаченко И.В. Применение возможностей системы дополнительного образования для подготовки будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / И.В. Казаченко. -М., 2003. -21 с.
4. Колесникова И.А.,Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. -288 с.
5. Сергеева И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004. - 80 с.
6. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 32 с.
7. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА, 2003. - 576 с.
8. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей. - М.: Институт практической психологии, 1997. -288 с.
9. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. -СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
10. Педагогический энциклопедический словарь/ Под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 516 с.
11. Педагогика воспитания и развития личности учащихся / О.В. Лешер, М.Е. Дуранов. - Магнитогорск, 1996. - 315 с.
12. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986. -144 с.
Поступила в редакцию 13.03.2014; в окончательном варианте 13.03.2014
UDC 378.14
OBJECTIVE LAWS OFORGANIZING PROJECT ACTIVI-TY.PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF PROJECT SKILLS
E.A. Elizarova
Samara State Technical University
244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100
E-mail:[email protected]
The complex ofpedagogical conditions for the effective development of students 'project skills is presented in the paper. Comprehensive and activity approaches formed a methodological foundation for distinguishing the objective laws oforganizing project activity. Key words: pedagogical projective activity, project skills, pedagogical conditions and laws.
Original article submitted 13.03.2014; revision submitted 13.03.2014
Evgeniya A. Elizarova, (PhD), Associate Professor, Dept. ofForeign Languages.
79