Научная статья на тему 'ЗАКОНОМЕРНОСТИ МАКРОДИНАМИКИ ВУЗОВСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ МАКРОДИНАМИКИ ВУЗОВСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / МАКРОДИНАМИКА / СТУДЕНТЫ / SOCIAL ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / MACRODYNAMICS / UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Елизавета Валерьевна, Соловьева Елизавета Валерьевна

Вузовская адаптированность закладывает фундамент для дальнейшей профессионализации субъекта. Рассматривается ее динамика у первокурсников разных лет поступления - с 2011 по 2019 г. - с целью определения характера взаимосвязанности социальной и социально-психологической адаптаций. Использован системный подход к изучению данных. Полученные результаты позволили установить взаимосвязи и структурную организацию вузовской адаптированности студентов-первокурсников. Были изучены интеркорреляции компонентов, выявлены функциональные закономерности с помощью определения средних показателей каждого компонента структуры, найдены базовые качества структур и их системообразующие единицы. Исследована структурная организация с помощью индексов: дивергентности, когерентности и организованности структуры. Была обнаружена макродинамика вузовской адаптированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULARITY OF DYNAMICS OF ACADEMIC ADAPTATION OF FIRST YEAR STUDENTS

Academic adaptation serves as a foundation for further professional development of a sudject. The paper considers the dynamics of first year students who entered university in 2011-2019 to identify the nature of correlation of social and socio-psychological adaptations. A systemic approach has been used to examine the data. The results obtained helped to identify correlations and structure of academic adaptation of first year students. Intercorrelations of the components have been examined; functional regularity has been identified using the average for each structure component; basic attribute of the structures and their systemic entities have been found. The structure was studied using divergence, coherence, and structure orderliness indices. The macrodynamics of academic adaptation has been revealed.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ МАКРОДИНАМИКИ ВУЗОВСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ»



Серия «Психология»

И З В Е С Т И Я

2020. Т. 34. С. 72-85

Иркутского государственного университета

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru

УДК 316.6

Б01 https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.34.72

Закономерности макродинамики вузовской адаптированности первокурсников

А. А. Смирнов, Е. В. Соловьева

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, г. Ярославль, Россия

Аннотация. Вузовская адаптированность закладывает фундамент для дальнейшей профессионализации субъекта. Рассматривается ее динамика у первокурсников разных лет поступления - с 2011 по 2019 г. - с целью определения характера взаимосвязанности социальной и социально-психологической адаптаций. Использован системный подход к изучению данных. Полученные результаты позволили установить взаимосвязи и структурную организацию вузовской адаптированности студентов-первокурсников. Были изучены интеркорреляции компонентов, выявлены функциональные закономерности с помощью определения средних показателей каждого компонента структуры, найдены базовые качества структур и их системообразующие единицы. Исследована структурная организация с помощью индексов: дивергентности, когерентности и организованности структуры. Была обнаружена макродинамика вузовской адаптированности.

Ключевые слова: социальная адаптированность, социально-психологическая адаптиро-ванность, макродинамика, студенты.

Для цитирования: Смирнов А. А., Соловьева Е. В. Закономерности макродинамики вузовской адаптированности первокурсников // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 34. С. 72-85. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.34.72

Введение

Поиск закономерностей является ключевым элементом во многих психологических и акмеологических исследованиях. Закономерность как повторяющаяся связь явлений позволит не только диагностировать, на каком этапе находится изучаемый процесс, но и прогнозировать дальнейшие пути развития.

Различные аспекты индивидуального развития профессионализации рассмотрены в основных концепциях и теориях развития профессионала: профессионального становления личности [Зеер, 2006], биографических кризисов (Р. А. Ахмерова), эффекта Даннинга - Крюгера, системогенеза деятельности профессионализации (В. Д. Шадриков, А. В. Карпов, Ю. П. По-варенков), диссипативных систем в творческом, продуктивном мышлении и ресурсности мышления (М. М. Кашапов), возрастных закономерностей творческой, продуктивной деятельности в акмеологии (Н. Я. Пэрна, Я. Па-рандовский) и др. [Пэрна, 1993; Кашапов, 2006].

Индивидуальное развитие повторяет глобальное развитие, которое тоже имеет сходные закономерности. Макродинамическую специфику развития изучали такие исследователи, как Л. Н. Гумилев, говоря о возникнове-

нии пассионарности у этносов и развитии и достижении акме; Ф. Гальтон, который открыл закон дочерней регрессии к среднему в последовательных поколениях; Г. Селье, изучивший закон о гомеостатическом уравновешивании; С. С. Четвериков, исследовавший принцип «волн жизни», или популяци-онных волн, в биологии [Селье, 1960; Психологическая энциклопедия, 2006].

Ключевой теорией, на которую опирается наше исследование, является теория функциональных систем (П. К. Анохин), предполагающая поддержание стабильности системы за счет смены двух типов ее функционирования [Анохин, 1948].

П. К. Анохин говорит об основных принципах функциональных систем: минимального обеспечения функциональных систем; гетерохронности функциональных систем; фрагментации; консолидации компонентов. Данные принципы необходимо учитывать при исследовании вузовской адаптации первокурсников.

Принцип минимального обеспечения функциональных систем заключается в том, что система становится дееспособной еще до того, как все ее компоненты получат окончательное структурное оформление. Следовательно, изучение механизмов адаптированности первокурсников необходимо для дальнейшей профессионализации субъектов.

Принцип гетерохронности функциональных систем П. К. Анохина гласит, что формирование фундамента компонентов происходит неодновременно, с различной скоростью появления новообразований.

Исходя из принципа фрагментации, те компоненты, которые формируются на более ранних этапах системогенеза, в конечном итоге оказываются наиболее совершенными [Анохин, 1948].

Актуальность изучения вузовской адаптации в соответствии с этими принципами подчеркивается тем, что необходимо осуществлять поиск базовых, опорных профессионально важных качеств (ПВК) при начальном вхождении индивида в новую социальную среду и деятельность [Карпов, Орёл, Тернопол, 2003]. Выявление значимых качеств в системе профессионализации будет способствовать развитию фасилитаторов успешности развития и устранению ингибиторов профессионального становления субъектов [Смирнов, 2008; Смирнов, 2012]. Это можно назвать практической и прикладной актуальностью исследования, поскольку помогает разработке новых методик по регулированию роста необходимых компонентов системы.

Система стремится не только к интеграции как включению и достижению взаимосвязанности, но и к консолидации компонентов. Система обладает общей целью, и за счет консолидации происходит создание нового системного эффекта - объединения всех компонентов для достижения этой цели.

Нахождение взаимосвязанности компонентов вузовской адаптирован-ности, системообразующих качеств данной системы будет содействовать изучению цели, к которой стремится структура организации качеств. Их организация называется архитектурой, по П. К. Анохину [1948]. Именно сплоченность компонентов структуры может открыть новое свойство системы, что называется эмерджентностью. Архитектура вузовской адаптации сту-

дентов тоже представляет акт создания «интегративной единицы», которую можно изучать для дальнейшего поиска механизмов, способов продуктивного развития, создания модели феномена, что будет являться теоретической актуальностью исследования.

Нами была поставлена задача исследовать макродинамику вузовской адаптированности первокурсников университета на протяжении длительного периода (десяти лет).

Было установлено, что вузовская адаптированность подчиняется синусоидальной закономерности [Смирнов, Соловьева, 2020]. Нами были исследованы следующие компоненты: профессиональный, социальный, дидактический - социальной адаптированности студентов-первокурсников в вузе. В данной статье обобщаются результаты исследования макродинамики социальной и социально-психологической адаптированности у студентов.

Организация и методы исследования

Методы выбраны взаимодополняющие: системный подход, разработанный П. К. Анохиным, М. С. Роговиным, В. А. Ганзеном, Б. Ф. Ломовым, В. Д. Шадриковым, А. В. Карповым, Ю. П. Поваренковым и др. [Анохин, 1948; Ганзен, 1984; Ломов, 1975; Роговин, 1977], позволяющий рассматривать явление целостно, комплексно, учитывая синергетические особенности, которые возникают при сложении компонентов воедино.

Использовался также акмеологический подход к изучению возрастных закономерностей творческой, продуктивной деятельности (Н. Я. Пэрна, Я. Парандовский), который раскрывает особенности и учебно-профессиональной деятельности [Пэрна, 1993]. Исследованию цикличности в развитии человека посвящены работы Ф. Гальтона [Психологическая энциклопедия, 2006]. Подход подразумевает в общем виде, что есть функция развития, которая стремится к достижению своего пика - акме [Кашапов, 2011].

Основным организационным методом изучения макродинамики выступил метод поперечных срезов, который позволяет рассмотреть именно «популяции», сечения разных лет показателей адаптированности.

Для установления показателей адаптированности были использованы следующие опросниковые методики:

1) М. С. Юркиной «Адаптация студентов к вузу», шкалы: «Дидактический» (ВА-Д), «Социальный» (ВА-С), «Профессиональный» (ВА-П) компоненты адаптации. В основе ее диагностического потенциала лежит классификация вузовской адаптации по трем основным направлениям. Нами был разработан интегральный показатель вузовской адаптированности (ВА-И), который демонстрирует сумму трех базовых компонентов адаптации в вузе [Смирнов, Соловьева, 2020]. Методика позволяет комплексно изучить адап-тированность студента к учебно-профессиональной деятельности;

2) К. Роджерса, Р. Даймонд «Диагностика социально-психологической адаптации» (в адаптации А. К. Осницкого), которая содержит следующие шкалы: «Адаптированность» (А), «Уход от проблем» (УП), «Доминирование» (Д), «Принятие себя» (ПрС), «Принятие других» (ПрД), «Эмоциональ-

ный комфорт» (ЭК), «Ожидание внутреннего контроля» (ОВК). Именно социально-психологическая адаптация дополняет социальную адаптацию, поскольку является целостным показателем гармоничности личности, ее психологического благополучия, в отличие от социальной адаптации, которая в свою очередь отражает в большей степени уровень вхождения индивида в выбранную им деятельность [Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2002].

В качестве испытуемых выступили студенты первого курса Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (841 человек).

Общая выборка была поделена на три группы по годам:

1. 2011-2013 гг. - 283 человека;

2. 2014-2016 гг. - 277 человек;

3. 2017-2019 гг. - 281 человек.

Процедура исследования заключалась в проведении опроса в первом семестре обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

С помощью математико-статистической обработки данных были исследованы взаимосвязи между компонентами вузовской адаптированности (ВА) и социально-психологической адаптированности (СПА) первокурсников. Для рассмотрения на аналитическом уровне был применен коэффициент корреляции Спирмена, который позволяет установить взаимосвязи компонентов (табл. 1).

Таблица 1

Матрица интеркорреляций между интегральным показателем вузовской адаптированности и социально-психологической адаптированности у студентов-первокурсников

Вузовская адаптированность Социально-психологическая адаптированность

А ПрС ПрД ЭК ОВК Д УП

ВА-И-Общий 0,54*** 0,54*** 0 47*** 0 44*** 0,56*** 0 23*** -0,28***

ВА-И-1 0,53*** 0,55*** 0 44*** 0 37*** 0,58*** 0,22*** -0 24***

ВА-И-2 0,50*** 0,51*** 0 42*** 0 39*** 0,52*** 0,15** -0,18**

ВА-И-3 0,57*** 0,50*** 0,52*** 0,50*** 0,50*** 0,26*** -0 41 * * *

Обозначения: А - адаптированность, ПрС - принятие себя, ПрД - принятие других, ЭК - эмоциональный комфорт, ОВК - ожидание внутреннего контроля, Д - доминирование, УП - уход от проблем, ВА-И -интегральный показатель вузовской адаптированности, ВА-И-Общий - для всей выборки студентов, ВА-И-1 - 2011-2013 гг., ВА-И-2 - 2014-2016 гг., ВА-И-3 - 2017-2019 гг.

Изначально обратим внимание на то, что почти все взаимосвязи имеют высокий уровень достоверности (р > 0,001).

Рассмотрение целесообразнее начинать с изучения показателей общей выборки первокурсников (ВА-И-Общий и СПА).

Самая высокая степень взаимосвязанности для всей выборки - содействие между вузовской адаптированностью (ВА-И-Общий) и ожиданием внутреннего контроля (ОВК). Интернальность как направленность личности на себя, осознание собственной ответственности, атрибутирование причин к своему поведению может коррелировать с адаптированностью в учебно-профессиональной деятельности. Саморегулируемая система является более адаптивной, ведь в меньшей степени зависит от внешних постоянно изменчивых состояний. Самоконтроль в данном случае не является синонимом ригидности или стагнации системы. Студент с преобладающей интерналь-ностью изменчив, но самосохранен и более устойчив к внешним стрессорам.

Следующая по силе - взаимосвязь «Принятие себя» (ПрС) с вузовской адаптированностью (ВА-И). Это положение подтверждает тезис, что более гармоничные личности обладают самопринятием, выражающимся: целостностью образа Я, устойчивостью в своем видении себя, положительной направленностью на себя и позитивным, саногенным мышлением про себя.

Остальные положительно взаимосвязанные компоненты подчеркивают то, что вузовская адаптация складывается из социально-психологической адаптации как показателя благополучия личности: ее эмоционального комфорта, принятия других людей, удовлетворенности собой и окружающими. В меньшей степени коррелирует с «Доминированием», что можно объяснить тем, что лидерство для студентов на первом этапе адаптации не является сильно значимым, а больше проявляется потребность в аффилиации, единении, даже, скорее, конформизме.

Имеется единственная отрицательная взаимосвязь между вузовской адаптированностью (ВА-И-Общий) и «Уходом от проблем». Эскапизм как бегство от реальности чаще всего является неконструктивной стратегией при приспособлении к новым условиям среды [Lazarus, 1991].

Данные показывают, что первокурсники разных периодов поступления в вуз демонстрируют различия в степени взаимосвязанности структуры вузовской и социально-психологической адаптированности (годы поступления в вуз расположены по возрастанию).

Можно наблюдать, что у «Ожидания внутреннего контроля» с каждым из трех периодов лет снижается сила взаимосодействия с вузовской адапти-рованностью (ВА-И), так же как и у «Принятия себя». Скорее всего, это свидетельствует о снижении значимости для личности первокурсника направленности на себя, на свой внутренний мир - в целом интернальности индивида.

Взаимосвязь между «Эмоциональным комфортом» и «Принятием других людей» возрастает с каждым периодом времени. ЭК выражается в принятии окружения, «степени определенности в своем эмоциональном отношении к происходящей действительности» [Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2002, с. 194], ПрД определяется удовлетворенностью другими людьми и отражает уровень потребности личности в общении, взаимодействии, совместной деятельности.

Интегральный показатель социально-психологической адаптированно-сти (А) тоже имеет направленность к росту когерентности. Значит, адаптационный потенциал структур с каждым периодом лет увеличивается. Это утверждение основано на таком знании: чем выше сплоченность структуры, ее интегрированность, тем сплоченнее компоненты организации, что обеспечивает форсированный темп развития и также устойчивость к воздействиям [Карпов, Орёл, Тернопол, 2003].

«Доминирование» и «Уход от проблем» показывают спад взаимосвязанности у средней выборки по годам, т. е. у первого и третьего периодов лет более ярко выражены степени корреляции, чем у второго. Наиболее высокие показатели корреляции имеются в настоящее время.

«Доминирование» как показатель социально-психологической адапти-рованности, можно сказать, имеет слаженное сочетание с ростом экстер-нальности студентов-первокурсников, о которой говорилось выше. Это увеличение некой «экспансивности» при адаптации, внешнего адаптирования к среде, проявляется и в желании лидерства, определенного захвата, а не в стремлении к интеграции и включению путем самоизменения.

«Уход от проблем» становится в большей степени ингибитором при адаптации, чем раньше, что может быть индикатором вытеснения стратегии эскапизма при адаптировании к вузу у студентов-первокурсников.

Дальнейшие закономерности можно увидеть при нахождении различий средних показателей трех групп первокурсников разных годов поступления.

Были выявлены средние значения каждого исследуемого показателя, и проведено их сравнение с помощью Г-критерия Стьюдента при наличии нормального распределения, при отсутствии такового - был применен V-критерий Манна - Уитни (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение средних значений по показателям: вузовской адаптированности и СПА у студентов разных лет поступления

Группа 1-я 2-я 3-я

ВА-Д 28,19 27,71 27,99

ВА-С 41,64(*) 39,32(*) (**) 41,16(**)

ВА-П 50,58(*) (***) 48,28(*) (**) 51,67(***) (**)

ВА-И 120,4(*) 115,3(*) (**) 120,8(**)

А 108,5(*) (***) 88,22(*) (**) 96,52(***) (**)

ПрС 24,4(*) (***) 15,69(*) (**) 20,38(***) (**)

ПрД 15,7(*) (***) 11,27(*) (**) 13,07(***) (**)

ЭК 14,07(*) (***) 8,949(*) 9,73(***)

ОВК 37,52(*) 25,68(*) (**) 40,8(**)

Д 4,254(*) (***) 0,549(*) (**) 1,872(***) (**)

УП -2,88 -2,383 -2,317

Обозначения: * - значимые различия между 1-й и 2-й; ** - значимые различия между 2-й и 3-й; *** -значимые различия между 1-й и 3-й. 1-я - 2011-2013 гг., 2-я - 2014-2016 гг., 3-я - 2017-2019 гг.

Из представленных данных можно заметить следующие особенности. Все указанные различия статистически значимы и достоверны.

Обратим внимание сначала на интегральные показатели вузовской адап-тированности - социальный и социально-психологический компоненты, поскольку именно они отражают общий уровень приспособленности студентов.

Оба показателя (ВА-И, А) имеют выше значения на краях выборки по ее временной протяженности. Эти отличия значимы (уровень значимости различийр > 0,001 для ВА-И ир > 0,01 для А).

Мы хотим подчеркнуть, что дело даже, возможно, не во внешнем факторе, а в феномене статистического отклонении от среднего показателя [Канеман, 2020]. И мы предполагаем, что развитие этой системы будет возвращаться к своему среднему значению и тогда в ближайшем времени произойдет спад общей вузовской адаптированности. Цикличность развития также обусловливает данное явление роста ВА, и выраженность показателя, достигнув своего предела, вернется к оптимуму, преодолев перед этим кризис. Мы уже видим, что произошло множество стрессовых событий в условиях пандемии, что могло быть тем самым кризисом. Если предположить, что такая цикличность возможна, то данная модель будет являться прогностической, повторяющейся через определенные периоды времени. В целях дальнейших исследований планируется проследить изменения первокурсников 2020 г. поступления.

Выше при рассмотрении матрицы интеркорреляций (см. табл. 1) ВА и СПА было замечено несколько важных тенденций взаимосвязанности: к увеличению экстернальности и снижению интернальности у студентов-первокурсников.

Но при средних значениях, если рассматривать выборку в целом, мы можем наблюдать снова закон регрессии к среднему, описанный Д. Канема-ном [2020]. Важное утверждение Д. Канемана заключается в том, что корреляция совершенно не подразумевает наличия причинно-следственной связи, каузальная интерпретация может оказаться неверной и в случае статистического отклонения. Это было и при экспериментах интеллекта Ф. Гальтона, когда было установлено, что регрессия потомства прямо пропорциональна отклонению биологических параметров родителей от среднего. Закон дочерней регрессии к посредственности подразумевает ту функциональную особенность последовательности срезов выборки, что если один срез отклоняется от общего среднего в большую сторону, то, вероятнее всего, в следующий раз он вернется к среднему или даже снизится ниже на уровень его отклонения. Проще говоря, то, что стало выше нормы один раз, в следующий раз будет либо в норме, либо ниже нормы, и это статистически подтверждается [Психологическая энциклопедия, 2006].

И если рассматривать подобные «волны жизни», то в вузовской адап-тированности по всем ее компонентам заметен рост средних значений в настоящее время (2017-2019 гг.) по сравнению с крайними по времени годами, поскольку около трех лет назад был спад или кризис ВА, что можно наблюдать в регрессии средних значений (2014-2016 гг.). Более ранние ис-

следования показывают почти одинаковые средние показатели (20112013 гг.) по компонентам вузовской адаптированности с нынешней диагностикой ВА, статистически достоверные различия не найдены.

Более подробный анализ компонентов ВА был нами проведен в исследовании «Макродинамический аспект анализа компонентов вузовской адаптированности первокурсников», где года адаптированности были разделены на более частые интервалы [Смирнов, Соловьева, 2020]. В итоге получилось, что волнообразной закономерности подчиняются профессиональный и социальный компоненты ВА. Но дидактический отличается ровной динамикой, без спадов и подъемов. Это было объяснено тем, что именно дидактическая адаптированность студентов-первокурсников отличается латентным, скрытым характером протекания дезадаптации. Студентам свойственно скрывать свою неприспособленность к социально желательным параметрам деятельности, что можно назвать защитным механизмом психики в виде компенсации [Freud, 1962].

По социальной-психологической адаптированности, как можно заметить, самые ранние года показывают максимальные значения почти по всем компонентам, кроме «Ожидания внутреннего контроля». Это позволяет предположить, что пика (акме), плато, верхнего предела выборка в настоящее время еще не достигла, но стремится к нему.

Для структурного анализа взаимосвязи вузовской адаптированности были использованы индексы структуры: когерентности, дивергентности, организованности, разработанные А. В. Карповым (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение индексов структурной организации компонентов вузовской адаптированности и СПА у студентов-первокурсников разных лет поступления

Группа 1-я 2-я 3-я Общая структура

Индекс когерентности структуры 88 86 88 88

Индекс дивергентности структуры 20 20 20 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс организованности структуры 68 66 68 68

Обозначения: 1-я - 2011-2013 гг., 2-я - 2014-2016 гг., 3-я - 2017-2019 гг.

Мы не ограничились аналитическим рассмотрением компонентов структуры, а изучили ее организацию.

Подтверждение того, что структура ВА повторяет циклы при временных промежутках, можно проследить в ее организованности. Организованность будто ортогональна внешним детерминантам развития и продолжает сохранять свои позиции и возвращаться к ним.

Не происходит изменений в дивергентности структуры: было установлено, что именно эскапизм становится главным ее дезорганизатором, придает ей ингибирующее воздействие. Исключить из структуры полностью этот компонент пагубно и даже невозможно, но снижать негативный эффект стоит.

Для более комплексного анализа структуры был установлен вес компонентов структуры - ее качеств. Качества были проранжированы по силе свя-

зей для каждого промежутка лет поступления первокурсников, и также подсчитаны показатели для общей структуры в целом (табл. 4).

Таблица 4

Различия в построении качеств структур студентов-первокурсников разных лет

поступления

1-я 2-я 3-я Общая структура

Качества Вес Качества Вес Качества Вес Качества Вес я > 0 я < 0

УП 32 УП 29 ВА-Д 27 ВА-Д 20 8 1

ВА-Д 22 ВА-Д 24 Д 20 УП 8 0 10

Д 22 Д 22 УП 16 Д 8 8 1

ВА-П 15 ВА-П 14 ВА-С 12 ПрД 8 9 1

ВА-С 12 ПрС 12 ОВК 8 ВА-С 4 9 1

ОВК 12 ВА-С 11 ПрД 8 А 4 9 1

ПрД 12 ОВК 11 ВА-П 4 ПрС 4 9 1

ВА-И 8 ПрД 10 ПрС 4 ВА-П 4 9 1

ПрС 8 ВА-И 8 ВА-И 4 ЭК 4 9 1

ЭК 5 ЭК 7 А 4 ВА-И 0 9 1

А 4 А 4 ЭК 3 ОВК 0 9 1

Обозначения: Те же, что и в табл. 2.

Установленные базовые качества структур подкрепляют основные утверждения данного исследования.

Заметно, что названные нами качества экстернальности «Принятие других» и «Доминирование» в настоящее время, действительно, занимают более лидирующие позиции.

П. К. Анохин выделял два типа функциональных систем.

Системы первого типа обеспечивают гомеостаз за счет внутренних (уже имеющихся) ресурсов организма, не выходя за его пределы [Анохин, 1948]. Это можно рассматривать как аналог ассимиляции, где поведение субъекта исходит за счет устоявшихся схем, решая тем самым проблему приспособления среды под себя [Пиаже, 1994].

Системы второго типа поддерживают гомеостаз за счет изменения поведения, взаимодействия с внешним миром и лежат в основе различных типов поведения [Анохин, 1948]. По Ж. Пиаже, может являться вариативностью аккомодации, где происходит перестройка поведения для приспособления [Пиаже, 1994].

Можно предположить, что система адаптации достигает равновесия с помощью балансирования экстернальностью и интернальностью тоже, что может напоминать кванты, которые находятся то в одном, то в другом состоянии, но эти состояния определяются в момент их рассмотрения.

П. К. Анохин писал, что функциональные системы взаимосвязаны на принципах иерархического доминирования, мультипараметрического и последовательного взаимодействия, системогенеза и системного квантования процессов жизнедеятельности [1948].

Также ранее нами было замечено, что сильная отрицательная взаимосвязь с эскапизмом свидетельствует о вытеснении главного ингибитора, что

можно наблюдать в снижении его с места системообразующего компонента (с первого на третье). Это объясняется ростом силы дидактического компонента адаптированности. Студенты в настоящее время более приспособлены к изучению материала, обладают привычным учебным ритмом действий, реализации навыков. Это отдаляет стратегию «Уход от проблем», поскольку она не требуется как основная.

Зато в настоящее время демонстрируется явный спад сплоченности профессиональной адаптированности с другими компонентами в структуре. Это говорит о том, что студенты знают, как учиться, но не понимают зачем. Необходимо делать упор на профессионализацию нынешних студентов-первокурсников. Это можно сделать с помощью метода экспликации, своеобразного «развертывания» процесса, «логического растолковывания», чтобы психологически фасилитировать деятельность и развить экзистенциальные и ментальные ресурсы студента, его профессионального мышления [Кашапов, 2020]. Важно это, поскольку «развитие мышления специалиста начинается еще с момента выбора профессии и продолжается до момента прекращения активной профессиональной деятельности» [Там же, с. 119]. М. М. Кашаповым также было замечено, что структура профессионализации мышления является диссипативной системой, т. е. она функционирует в условиях баланса между неравновесием и равновесием. Это утверждение согласуется с положениями о гомеостатическом уравновешивании (Г. Се-лье), законом о регрессии к среднему (Ф. Гальтон), принципом ассимиляции и аккомодации (Ж. Пиаже), положениями о «волнах жизни», или популяци-онных волнах (С. С. Четвериков), о функциональных системах и системок-вантах (П. К. Анохин), где говорится о поддержании системы стабильности за счет смены двух типов ее функционирования.

Выводы

В заключение, обобщая анализ представленного эмпирического исследования взаимосвязей компонентов вузовской адаптированности и их организации, можно сделать следующие выводы.

1. Вузовская адаптированность у студентов-первокурсников представляет собой функциональную систему по своему строению. Было установлено, что она имеет свои функциональные особенности - отвечает принципам системогенеза П. К. Анохина. Исходя из выявленных закономерностей, можно наблюдать характер сплоченности, консолидации компонентов социальной и социально-психологической адаптации, фрагментацию структур, которая выражается в разных вкладах образующих качеств, гетерохронно-сти развития вузовской адаптированности и при этом ее дееспособности уже на начальных этапах формирования.

2. Рассмотрение структур параметров вузовской и социально-психологической адаптированности студентов-первокурсников разных лет поступления показало, что существуют различия в взаимосвязанности компонентов. Обобщенно можно сказать, что происходит смена интернальности характера адаптированности на экстернальный тип. В настоящее время пер-

вокурсникам более свойственны принятие себя, стратегия доминирования, чем их ровесникам в прошлом. Благоприятным индикатором является увеличение отрицательной взаимосвязи с «Уходом от проблем», который имеет тенденции к отсоединению от структуры.

3. При изучении средних показателей адаптированности структур было замечено, что их значения выстраиваются по типу периодической И-образной кривой. Это стало свидетельством регрессии к среднему, или появлению синусоидальной функции структур ВА. Показатели достигают своего «оптимума», плато, и возвращаются обратно к среднему. Подобная саморегуляция системы происходит, если рассматривать срезы выборки как показатели разных «популяций», т. е. макродинамику. Это может являться прогностическим критерием при экстраполировании данных. На настоящий момент времени идет рост компонентов социальной и социально-психологической адаптированности. Интегральный показатель вузовской адаптированности сравнялся с «экстремумом» предыдущей выборки по годам, что может предсказывать резкий спад данного образования для следующего поколения студентов-первокурсников. Зато социально-психологическая адаптированность стремится к верхнему пределу.

4. Выявление базовых качеств структур студентов-первокурсников показало, что изменились системообразующие компоненты системы в настоящее время. В 2019 г. у первокурсников дидактический компонент ВА занял основную позицию в структуре качеств и сместил эскапизм. Но есть и негативные предикторы дальнейшего развития структуры - уменьшение инте-грированности профессиональной адаптированности индивидов.

В дальнейшем мы планируем изучить выборку студентов следующих лет поступления для того, чтобы выстроить максимально возможные точные прогнозы и модель вузовской адаптированности студентов в вузе.

Список литературы

Анохин П. К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса. // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1948. Т. 26, № 8. С. 81-99.

Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л. : ЛГУ, 1984. 176 с.

Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития человека. М. : Академия, 2006,

239 с.

КанеманД. Думай медленно... решай быстро. М. : АСТ, 2020, с. 653.

Карпов А. В., Орёл В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации. Ярославль : Ин-т «Открытое общество» : РПО, 2003. 161 с.

Кашапов М. М. Акмеология : учеб. пособие. Ярославль : ЯрГУ, 2011. 112 с.

Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала : монография. М. : ПЕР СЭ, 2006. 688 с.

Кашапов М. М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116-130.

Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31-45. 485 с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. : Междунар. пед. акад., 1994. 680 с.

Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб. : Питер, 2006. 1096 с.

Пэрна Н. Я. Ритмы жизни и творчества // Жизнь человека (из дневниковых записей). СПб. : Санкт-Петербургский Архив РАН, 1993. 172 с.

Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии: методологические основы. Ярославль : ЯрГУ, 1977. 79 с.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М. : Медгиз, 1960. 225 с. Смирнов А. А., Соловьева Е. В. Макродинамический аспект анализа компонентов вузовской адаптированности первокурсников // Ярославский психологический вестник. 2020. № 3 (48). С. 120-127.

Смирнов А. А. Профессионально ориентированная деятельность как условие вузовской адаптации // Ярославский психологический вестник. 2008. № 23. С. 135.

Смирнов А. А. Психотехнологии социальной адаптации в образовательном учреждении. Ярославль : Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2012. 52 с.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. C. 193-197.

Freud Z. The neuro-psychoses of defence // The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud = Die Abwehr-Neuropsychosen (1894). 1962. Vol. III. P. 290.

Lazarus R. S. Emotion and Adaptation. N. Y. : Oxford University Press, 1991. P. 576.

Regularity of Dynamics of Academic Adaptation of First Year Students

A. A. Smirnov, E. V. Solovyeva

Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russian Federation

Abstract. Academic adaptation serves as a foundation for further professional development of a sudject. The paper considers the dynamics of first year students who entered university in 2011-2019 to identify the nature of correlation of social and socio-psychological adaptations. A systemic approach has been used to examine the data. The results obtained helped to identify correlations and structure of academic adaptation of first year students. Intercorrelations of the components have been examined; functional regularity has been identified using the average for each structure component; basic attribute of the structures and their systemic entities have been found. The structure was studied using divergence, coherence, and structure orderliness indices. The macrodynamics of academic adaptation has been revealed.

Keywords: social adaptation, socio-psychological adaptation, macrodynamics, university students.

For citation: Smirnov A.A., Solovyeva E.V. Regularity of Dynamics of Academic Adaptation of First Year Students. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2020, vol. 34, pp. 72-85. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.34.72 (in Russian)

References

Anohin P.K. Sistemogenez kak obshhaja zakonomernost jevoljucionnogo processa [Sys-temogenesis as a General pattern of the evolutionary process]. Bjulleten jeksperimental'noj biologii i mediciny [Bulletin of experimental biology and medicine.], 1948, vol. 26, pp. 81-99. (in Russian)

Ganzen V. A. Sistemnye opisanija v psihologii. [System descriptions in psychology]. Leningrad, LGU Publ., 1984, 176 p. (in Russian)

Zeer Je.F. Psihologijaprofessional'nogo razvitija cheloveka. [Psychology of professional development of a person]. Moscow, Academy Publ., 2006, 239 p. (in Russian)

Kaneman D. Dumaj medlenno... reshaj bystro [Think slowly... decide quickly]. Moscow, AST Publ., 2020, 653 p. (in Russian)

Karpov A.V., Orjol V.E., Ternopol V.Ja. Psihologija professional'noj adaptacii. [Psychology of professional adaptation]. Yaroslavl, Open society Institute, RPO Publ., 2003, 161 p. (in Russian)

Kashapov M.M. Akmeologija [Acmeology]. Yaroslavl, YRGU Publ., 2011, 112 p. (in Russian)

Kashapov M.M. Psihologija tvorcheskogo myshlenija professionala [Psychology of professional creative thinking]. Moscow, PER SE Publ., 2006, 688 p. (in Russian)

Kashapov M.M. Ponimanie resursnosti v kontekste professionalizacii myshlenija sub'ekta [Understanding resourcing in the context of professionalizing the subject's thinking]. Metodologija sovremennoj psihologii [Methodology of modern psychology.], 2020, no. 11, pp. 116-130. (in Russian)

Lomov B.F. O sistemnom podhode v psihologii [About the system approach in psychology]. Voprosypsihologii. [Question of psychology.], 1975, no. 2, pp. 31-45. (in Russian)

Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow, International pedagogical Academy Publ., 1994, 680 p. (in Russian)

Korsini R. Auerbaha A. (ed.) Psihologicheskaja jenciklopedija [Psychological encyclopedia]. Moscow, Piter Publ., 2006, 213 p. (in Russian)

Perna I.Ya. Ritmy zhizni i tvorchestva [Rhythms of life and creativity]. Zhizn cheloveka (iz dnevnikovykh zapisei) [Human life (from diary entries)]. Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskii Arkhiv RAN Publ., 1993, 172 p. (in Russian)

Rogovin M.S. Strukturno-urovnevye teorii v psihologii: metodologicheskie osnovy [Structural-level theories in psychology: methodological foundations]. Yaroslavl, YRGU Publ., 1997, 79 p. (in Russian)

Sel'e G. Ocherki ob adaptacionnom sindrome [Essays on adaptation syndrome]. Moscow, Medgiz Publ., 1960, 225 p. (in Russian)

Smirnov A.A., Solov'eva E.V. Makrodinamicheskij aspekt analiza komponentov vuzovskoj adaptirovannosti pervokursnikov [Macrodynamic aspect of analysis of components of University adaptability of first-year students]. Jaroslavskij psihologicheskij vestnik [Yaroslavl psychological Bulletin], 2020, no. 3(48), pp. 120-127 (in Russian)

Smirnov A.A. Professional'no orientirovannaja dejatel'nost' kak uslovie vuzovskoj adap-tacii [Professionally oriented activity as a condition for University adaptation]. Jaroslavskij psihologicheskij vestnik [Yaroslavl psychological Bulletin], 2008, no. 23, pp. 135-137. (in Russian)

Smirnov A.A. Psihotehnologii social'noj adaptacii v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Psychotechnologies of social adaptation in an educational institution]. Yaroslavl, YRGU Publ., 2012, 52 p. (in Russian)

Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M., Diagnostika socialno-psihologicheskoj adaptacii [Diagnostics of social and psychological adaptation]. Sotsialno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnosis of the development of personality and small groups]. Moscow, Institute of Psychotherapy Publ., 2002, pp. 193-197. (in Russian)

Freud Z. The neuro-psychoses of defence. The standard edition of the complete psychological works of SigmundFreud = Die Abwehr-Neuropsychosen (1894), 1962, vol. 3, p. 290. Lazarus R.S. Emotion and Adaptation. N. Y., Oxford University Press, 1991, 576 p.

Смирнов Александр Александрович Smirnov Alexsandr Alexsandrovich

кандидат психологических наук, Candidate of Sciences (Psychology),

доцент, кафедра педагогики Associate Professor, Department

и педагогической психологии of Pedagogy and Pedagogical Psychology

Ярославский государственный Demidov Yaroslavl State University

университет им. П. Г. Демидова Россия, 150057, Ярославль, проезд Матросова, 9 e-mail: asmirnov1970@bk.ru

Соловьева Елизавета Валерьевна

Студент

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Россия, 150057, Ярославль, проезд Матросова, 9 e-mail: solovyeva.ev205@gmail.com

9, Matrosovpassage, Yaroslavl, 150057,

Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: asmirnov1970@bk.ru

Solovyeva Elizaveta Valerievna

Student

Demidov Yaroslavl State University 9, Matrosov passage, Yaroslavl, 150057, Russian Federation, e-mail: solovyeva.ev205@gmail.com

Дата поступления: 15.10.2020 Received: October, 15, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.