УДК 19.00.01
DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-101-109
особенности социально-психологической адаптации студентов при вхождении в вузовскую среду
Даниленко Л. П.
Томский государственный архитектурно-строительный университет 634003, г. Томск, пл. Соляная, д. 2, Российская Федерация
Аннотация.
Цель. Целью исследования является изучение особенностей социально-психологической адаптации личности студента вуза. Рассматриваются позиции исследователей в отношении данной проблемы. Анализируются результаты анкетирования 74 студентов Архитектурно-строительного университета.
Процедура и методы исследования. Использовались теоретические методы (анализа, синтеза) и практические (анкетирование, обработка и анализ результатов). Методологию исследования составил системный подход, позволивший рассматривать социально-психологическую адаптацию личности студента вуза в качестве целостной системы со своими элементами. Результаты исследования. Было выявлено, что адаптация для опрошенных студентов сопровождалась определёнными проблемами. Первокурсникам было трудно влиться в коллектив. Их учебные обязанности оказались более сложными, чем они представляли. В то же время основная масса опрошенных успешно справилась с поставленными задачами, прошла адаптацию. Практическая значимость данного исследования заключается в анализе критериев адапти-рованности студентов к условиям вуза. Результаты исследования имеют особое значение для организации педагогического процесса в техническом вузе, так как способствуют эффективному усвоению учебного материала.
Ключевые слова: психологическая адаптация, межличностное взаимодействие, критерии адаптированности, классический психоанализ, социальная среда
features of social and psychological adaptation of students when entering the university environment
L. Danilenko
Tomsk State University of Architecture and Building 2 Solyanaya pl., Tomsk 634003, Russian Federation
Abstract.
Purpose. The purpose of the article is to study the socio-psychological adaptation of the personality of the university students, to examine the position of researchers in relation to this problem. The results of the survey of 74 students of the University of Architecture and Building are analyzed. Procedure and research methods. Theoretical methods (analysis, synthesis) and practical (questioning, processing and analysis of results) were used. The methodology of the study was a systematic approach that allowed us to consider the socio-psychological adaptation of the personality of a university student as an integral system with its elements.
Results. As a result of the study, it was revealed that during the adaptation process the interviewed students had certain problems. It was difficult for freshmen to join the team. Their training duties
© CC BY Даниленко Л. П., 2020.
were more complex than they had imagined. At the same time, the majority of respondents successfully coped with the tasks set, and completed adaptation. In conclusion, the main findings of the research are given.
Keywords: psychological adaptation, interpersonal interaction, adaptation criteria, classic psychoanalysis, social environment
Введение
Актуальной проблемой функционирования вуза является создание условий для успешной адаптации первокурсников к обучению, что способствует сохранению контингента студентов и обеспечивает качество их профессиональной идентификации.
Понятие «социально-психологическая адаптация» активно используется в социальной и педагогической психологии. Проблема адаптации активно изучалась в биологии, и в результате сформировалось представление об адаптации как о процессе приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Участие и роль психики в адаптивных процессах организма нашли своё отражение во многих конкретных исследованиях, обобщением которых стала концепция психической адаптации (Ф. Б. Березин, Ю. А. Александровский, А. А. Налчаджян, Н. А. Агаджанян).
Основная часть
Эффективная психическая адаптация предстаёт как необходимое условие успешной реализации мотивированного поведения в конкретных условиях среды. Важным аспектом психической адаптации человека является социально-психологическая адаптация, связанная с адаптацией личности к социуму. Впервые проблемы приспособления личности к социуму были рассмотрены в социологии. Г. Тард первым употребил понятие «социальная адаптация» по аналогии с адаптацией биологической [13, с. 180]. О проблеме социальной адаптации личности как об одной из сложнейших в психологии писал А. А. Реан. Социальная
адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса [10]. Вопрос социальной адаптации рассматривается и в работах Уэйд Э. Пикрен и Александры Резерфорд [14].
Собственно психологические проблемы, связанные с адаптацией личности к социуму, были поставлены ещё в работах З. Фрейда, писавшего о двух видах адаптации - аллопластической и аутопла-стической. Взаимодействие личности и общества, согласно классическому психоанализу, всегда противоречиво, и поэтому каждый человек неизбежно является носителем интрапсихического конфликта.
Методологические исследования
За последние годы в научной литературе появился интерес к проблемам, связанным с социально-психологической адаптацией студентов к условиям вуза. З. К. Малиева подчёркивает значимость применения современных образовательных технологий, способствующих формированию у студентов творческой, познавательной, коммуникативной, личностной активности [8, с. 128]. Исследования выявили трудности адаптации студентов младших курсов к новым для них условиям, а также к новой социокультурной среде. Однако вопросы, связанные с выявлением факторов, определяющих интенсивность адаптационного напряжения, ход и результаты процесса адаптации, далеко не решены. Было исследовано влияние некоторых индивидуальных (темпераментных, личностных) или социально-психологических факторов (образовательный статус родителей, проживание в городе или в селе до начала обучения в вузе) на успешность
V102;
социально-психологической адаптации студентов первого курса (Н. М. Голубева, А. А. Голованова, Л.-К. С. Будук-оол, Л. А. Ясюкова, С. В. Сергеева, О. А. Вос-крекасенко, В. И. Седин, Е. В. Леонова, О. Н. Локаткова, Н. В. Грушко, С. В. Чер-нобровкина и др.). Однако комплексной оценки влияния различных факторов на процесс и результаты социально-психологической адаптации студентов к процессу обучения в вузе пока сделано не было.
Таким образом, несмотря на всё возрастающий интерес в научной литературе к проблемам, связанным с социально-психологической адаптацией студентов, вопросы, связанные с определением психологических детерминант этого процесса, изучены пока явно недостаточно. Вместе с тем комплексная оценка факторов, определяющих успешность процесса адаптации студентов к условиям вуза, позволяет прогнозировать возможные трудности адаптации и построить систему их профилактики, а также оказания своевременной психолого-педагогической помощи студентам.
Социально-психологическая адаптация студентов представляет собой сложный, многогранный процесс, связанный с включением молодого человека в новую для него среду, усвоением новых способов деятельности, постепенным приобщением к будущей профессии. Авторы-исследователи по-разному характеризуют этот процесс. По мнению И. В. Григорьевской, адаптация к образовательному учреждению представляет собой приспособление студента к новым для него формам, методам и технологиям обучения, учебно-воспитательной и социально-бытовой деятельности [5, с. 125]. Как отмечает О. У Гогицаева, начинается сложный процесс формирования личности студента, где значительную роль играет индивидуальная работа, направленная на воспитание высоких моральных и психических качеств студентов [4, с. 108].
Т. А. Власова характеризует адаптацию как процесс, связанный с усвоением социального опыта вузовской среды, включением личности в систему межличностного взаимодействия, приобщением к ценностям будущей профессии [3, с. 15]. О. В. Буховцева подчёркивает, что социально-психологическая адаптация студентов представляет собой активное творческое приспособление студента к условиям высшей школы [1, с. 243].
В работе С. В. Сергеевой и О. А. Вос-крекасенко адаптация студента в вузе тоже рассматривается как процесс активного освоения новой среды, но подчёркивается, что процесс этот двунаправленный, а студент является не только адаптируемой, но и адаптирующей стороной [11, с. 140].
О. Н. Локаткова подчёркивает, что адаптация студента представляет собой «вхождение» вчерашнего школьника в систему отношений внутри вуза, и этот процесс требует мобилизации биологических и социальных резервов ещё не вполне сформировавшегося организма [7, с. 55].
Некоторые различия в определении понятия социально-психологической адаптации в вузе связаны с тем, что она представляет собой сложный, многогранный процесс. Следовательно, можно дифференцировать различные виды адаптации к условиям высшего учебного заведения.
А. А. Орлов и соавторы полагают, что к таким видам можно отнести собственно социально-психологическую адаптацию, связанную с вхождением личности в коллектив сокурсников, дидактическую адаптацию, связанную с усвоением способов учебной деятельности в вузе, и профессиональную адаптацию, связанную с приспособлением к будущей профессии [9, с. 55].
Исследователи отмечают, что адаптация - это сложный, длительный, а во многих случаях - болезненный процесс. Выявлены выраженные психофизиче-
Vios;
ские сдвиги, имеющие место в начальный период обучения, свидетельствующие о напряжении механизмов адаптации (увеличение лейкоцитов, лимфоцитов, гранулоцитов, изменение формулы эритроцитов и др.). Среди проблем, испытываемых первокурсниками, отмечают:
- непривычную учебную загруженность, неумение распределять время, организовать свою деятельность при отсутствии ежедневной проверки знаний, недостаток привычного психологического и бытового комфорта; снижение устойчивости внимания, работоспособности;
- недостаточность школьных навыков для освоения вузовского материала с его обоснованно высокими требованиями, повышенную тревожность, страх перед экзаменами;
- трудности вхождения в новый коллектив.
Исследователи отмечают, что эти трудности носят как объективный, так и субъективный характер. Т. А Власова сгруппировала все указанные трудности, разделив их на три основные группы:
1) дидактические трудности (работа с большим объёмом материала, самостоятельная организация учебы и др.);
2) социально-психологические трудности (интеграция личности со студенчеством, принятие его ценностей, стандартов поведения);
3) профессиональные трудности (идентификация с будущей профессиональной деятельностью и социальной ролью) [3, с. 17].
Исследователи по-разному определяют этапы процесса адаптации студентов к условиям вуза. Т. А. Власова полагает, что адаптация первокурсника проходит стадии социально-психологической адаптации, определённые В. А. Петровским -адаптация, индивидуализация, интеграция. На этапе адаптации студент преимущественно испытывает на себе влияние новой для него вузовской среды; на этапе индивидуализации он активно проявляет
свои индивидуальные способности и черты личности; на этапе интеграции - становится активной частью этой социальной среды, воздействует на окружение.
Многие авторы полагают, что социальная среда характеризуется постоянной изменчивостью, поэтому процесс адаптации происходит непрерывно. Действительно, во время обучения студента всегда появляются какие-то новые условия: меняются преподаватели и изучаемые предметы, меняется состав студенческой группы, студент начинает принимать участие в учебно-производственной практике, многие студенты участвуют в творческой и научно-исследовательской деятельности, поэтому адаптация идёт постоянно, но можно рассматривать социально-психологическую адаптацию студентов и в более узком смысле - как более ограниченный во времени, напряжённый процесс приспособления, когда не отдельные преподаватели или формы занятий, а условия вуза в целом являются для студентов новыми. Нам представляется более близкой позиция И. Н. Симаевой, согласно которой процесс адаптации включает в себя различные виды адаптации, обладающие различной продолжительностью: физиологическая адаптация (продолжительность - около 2 недель), психологическая (около 2 месяцев), социально-психологическая (2-3 года) [12, с. 76].
Что касается критериев адаптирован-ности студента в вузе, исследователи относят к ним и субъективную удовлетворённость студента процессом и результатами обучения, и уровень его активности в учебе и жизни вуза, и наличие профессиональной направленности, стремления заниматься профессиональной деятельностью по профилю подготовки. М. В. Яковлева выдвигает целый ряд критериев: положительную динамику обученности, адекватность самооценки, пониженный уровень беспокойства, качественные изменения в мотивационной сфере.
V104;
Т. А. Власова использует критерии адаптации, сформулированные К. Роджерсом и реализованные в его методике изучения социально-психологической адаптации - самопринятие, принятие других, эмоциональный комфорт, интер-нальность, стремление к доминированию [3, с. 19].
Многие авторы полагают, однако, что необходимо выработать обобщённые критерии адаптированности студентов в вузе. А. А. Виноградова полагает, что можно использовать три обобщённых критерия: когнитивный, мотивационно-волевой и социально-коммуникативный [2, с. 40]. Показателями адаптированно-сти по когнитивному критерию являются успешность обучения, сформирован-ность навыков самостоятельной учебной деятельности, научного творчества, решения сложных практических задач, познавательная активность. Показателями адаптированности по мотивационно-во-левому критерию являются сформиро-ванность учебной мотивации, самостоятельность, стремление подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Н. В. Козловская подчёркивает: «Сегодня будущему профессионалу недостаточно иметь просто хороший багаж знаний и умений, ему необходимы такие качества, которые бы позволили быстро адаптироваться в новых условиях, обладать профессиональной мобильностью, быть востребованным на рынке труда» [6, с. 259]. Показателями адаптирован-ности по социально-коммуникативному критерию являются отсутствие тревожности, уверенность, низкий уровень конфликтности, инициативность.
Некоторые авторы (В. Г. Асеев, Ю. И. Толстых) предлагают разделение критериев адаптированности на объективные и субъективные. К объективным относят эффективность обучения, статус и авторитет студента в коллективе, а к субъективным - отношение к группе, удовлетворённость процессом обучения и взаимоотношениями в группе, само-
оценку своего статуса в группе, проявление студентом активности и творчества, удовлетворённость собой.
Таким образом, исследователи используют различные частные и интегральные критерии определения степени адаптиро-ванности студентов к условиям вуза.
С целью выявления социально-психологических особенностей адаптации студентов было проведено анкетирование, в котором приняли участие 74 студента первого курса Архитектурно-строительного университета. Использовались теоретические методы (анализа, синтеза) и практические (анкетирование, обработка и анализ результатов). Методологию исследования составил системный подход, позволивший рассматривать социально-психологическую адаптацию личности студента вуза в качестве целостной системы со своими элементами.
Гендерная структура опрошенных следующая: юноши составили 46 %, девушки - 54 %. Задачи исследования:
1. Выяснить период адаптации студентов.
2. Отметить причины трудности адаптации.
По результатам опроса можно сделать следующие выводы. На первый вопрос о продолжительности периода освоения в вузе почти все респонденты ответили - до 1 месяца (рис. 1) У девушек немного преобладает данный ответ. Это свидетельствует о быстроте освоения студентов в вузе.
На второй вопрос «Что Вам показалось наиболее сложным в течение этого периода?» (рис. 2), больше всего респондентов, а именно 36 %, ответили: вливание в студенческий коллектив. 34 % респондентов отметили учебные обязанности. 21 % указали на условия обучения, и 7 % отметили вариант: другое. Юноши в большей степени не справляются с вливанием в коллектив, нежели девушки. На десять процентов больше девушек, чем юношей сталкиваются с проблемами условий труда. Это нам говорит о том, что девушки легко приспосабливаются к но-
Юноши Девушки
^До 1 месяца Ц До 2 месяцев ЩДо 3 месяцев Щ Еще не закончился
Источник: составлено автором. Рис. 1. Как долго продолжался у Вас период адаптации в вузе? Fig. 1. How long did your period of adaptation at the University last?
Источник: составлено автором. Рис. 2. Что Вам показалось наиболее сложным в течение этого периода? Fig. 2. What did you find most difficult during this period?
вому коллективу и очень часто встречают трудности, связанные с условиями труда организации.
Следующий вопрос звучал так: «Удалось ли Вам решить возникшие проблемы?» (рис. 3). 91 % респондентов ответили, что справились. Только 9 % респондентов ответили, что не смогли решить возникшие проблемы. Возможно, их ответ был обусловлен лишь частичным решением данной проблемы.
На вопрос о том, помогали ли одно-группники ускорить процесс адаптации, 91 % отметили, что не ощутили поддержки с их стороны, 9 % заявили, что им помогли одногруппники.
В целом следует констатировать, что адаптация для опрошенных студентов сопровождалась определёнными проблемами. В первую очередь можно отметить то, что первокурсникам было трудно влиться в коллектив, их учебные обязан-
Источник: составлено автором. Рис. 3. Удалось ли Вам решить возникшие проблемы? Fig. 3. Did you manage to solve the problems?
ности оказались более сложными, чем они представляли. В то же время основная масса опрошенных успешно справилась с поставленными задачами, прошла адаптацию.
Необходимо отметить, что в современной психологии под социально-психологической адаптацией понимается процесс активного взаимодействия личности и социальной среды, возникающий вследствие несогласованности их ценностей, установок, целей, в ходе которого могут достигаться как цели, связанные с приспособлением личности к социальной среде, так и цели самореализации личности и её активного воздействия на среду.
Среди критериев успешности адаптации личности принято выделять внешний (степень приспособленности) и внутренний (степень субъективного благополучия), однако делаются попытки найти третий, системный критерий,
характеризующий взаимодействие личности и среды.
Заключение
Социально-психологическая адаптация студентов к условиям вуза представляет собой сложный, многогранный процесс, связанный с включением молодого человека в новую для него среду, усвоением новых способов деятельности, постепенным приобщением к будущей профессии. В целом необходимо констатировать, что в научной литературе сформировались различные подходы к определению социально-психологической адаптации личности студента вуза. Исследователи выделяют этапы этого процесса и влияющие на него факторы. С целью выявления социально-психологических особенностей адаптации студентов было проведено анкетирование, в котором приняли участие 74 студента первого курса Архитектурно-строительного универси-
тета. Анкетирование студентов показало, что большинство из них испытывает трудности адаптации, которые им удаётся решить в течение первого месяца обучения в вузе. В то же время порядка 9 %
первокурсников не смогли преодолеть проблемы адаптации.
Статья поступила в редакцию 21.11.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Буховцева О. В. Оптимизация процесса адаптации студентов I курса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 132. С. 242-248.
2. Виноградова А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. 2008. № 3 (51). С. 37-48.
3. Власова Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 13-22.
4. Гогицаева О. У Индивидуальная работа со студентами // Педагогическая деятельность в режиме инноваций. Концепции, подходы, технологии: научно-методический сборник. Чебоксары, 2015. С. 107-109.
5. Григорьевская И. В. Факторы адаптации студентов к образовательной среде колледжа // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 11 (139). С. 124-126.
6. Козловская Н. В., Тагирова Т. А. Психологические условия процесса успешной профессионализации студентов в вузе // Инновационная наука. 2016. № 1. С. 259-261.
7. Локаткова О. Н. Социально-психологические факторы адаптации первокурсников в высших и средних учебных заведениях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. № 3. С. 54-56.
8. Малиева З. К. Применение современных образовательных технологий в профилактике морального отчуждения студентов // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 126-132.
9. Орлов А.А. Динамика личностного и профессионального роста студентов педвуза / А. А. Орлов, Е. И. Исаев, И. Л. Федотенко, И. М. Туревский // Педагогика. 2004. № 3. С. 53-60.
10. Реан А. А. Психология личности. СПб., 2017. 286 с.
11. Сергеева С. В., Вокрекасенко О. А. Основные направления педагогического сопровождения студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза // Гуманитарные науки. Педагогика. 2008. № 3. С. 137-144.
12. Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. Калининград, 2002. 129 с.
13. Хадикова И. М. Условия развития психологической культуры личности студента // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). C. 180-182.
14. Pickren W. E., Rutherford A. A history of modern psychology in context. Hoboken, New Jersey. 2010. 380 p.
REFERENCES
1. Bukhovtseva O. V. [Optimization of the process of adaptation of students of the first course]. In: Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen], 2011, no. 132, pp. 242-248.
2. Vinogradova A. A. [Adaptation of students of younger courses to the study at the university]. In: Obrazovanie i nauka [Education and science], 2008, no. 3 (51), pp. 37-48.
3. Vlasova T. A. [Socio-psychological adaptation of junior students to training conditions in higher education institution]. In: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University], 2009, no. 1, pp. 13-22.
4. Gogitsaeva O. U. Individual'naya rabota so studentami [Individual work with students]. In: Pedagogicheskaya deyatel'nost' v rezhime innovatsii. Kontseptsii, podkhody, tekhnologii [Educational activities in the mode of innovation. Concepts, approaches, technologies]. Cheboksary, 2015, pp. 107109.
V1Q8;
5. Grigor'evskaya I. V. [Factors of students ' adaptation to the educational environment of the college]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University], 2013, no. 11 (139), pp. 124-126.
6. Kozlovskaya N. V., Tagirova T. A. [Psychological conditions of the successful process of students' professionalization at the university]. In: Innovatsionnaya nauka [Innovative science], 2016, no. 1, pp. 259-261.
7. Lokatkova O. N. [Socio-psychological factors of adaptation of first-year students in higher and secondary educational institutions]. In: Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Proceedings of Saratov University. New series. Series: Educational Acmeology. Developmental psychology], 2012, no. 3, pp. 54-56.
8. Malieva Z. K. [The application of modern educational technology in the prevention of moral alienation of students]. In: Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], 2015, no. 10, pp. 126132.
9. Orlov A. A., Isaev E. I., Fedotenko I. A., Turevsky I. M. [The dynamics of personal and professional growth of students of pedagogical higher school]. In: Pedagogika [Pedagogy], 2004, no. 3, pp. 53-60.
10. Rean A. A. Psikhologiya lichnosti [Personality psychology]. St. Petersburg, 2017. 286 p.
11. Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A. [The main directions of pedagogical support to the first-year students into the educational process of the university]. In: Gumanitarnyenauki. Pedagogika [Humanities. Pedagogy], 2008, no. 3, pp. 137-144.
12. Simaeva I. N. Dinamika emotsional'no-chuvstvennogo sostoyaniya lichnosti v protsesse adaptatsii k deyatel'nosti [The dynamics of the emotional state of the individual in the process of adaptation to activities]. Kaliningrad, 2002. 129 p.
13. Khadikova I. M. [Conditions of student's psychological culture development]. In: Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Vector of science of Togliatti State University. Series: Pedagogics, psychology], 2014, no. 4 (19), pp. 180-182.
14. Pickren W. E., Rutherford A. A history of modern psychology in context. Hoboken, New Jersey. 2010. 380 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Даниленко Людмила Петровна - доцент кафедры иностранных языков Томского государственного архитектурно-строительного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Lyudmila P. Danilenko - associate professor of the Department of Foreign Languages, Tomsk State University of Architecture and Building; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Даниленко Л. П. Особенности социально-психологической адаптации студентов при вхождении в вузовскую среду // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 101-109. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-101-109
FOR CITATION
Danilenko L. P. Features of social and psychological adaptation of students when entering the university environment. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2020, no. 1, рр. 101-109. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-1-101-109
\V09J