Научная статья на тему 'Закономерности и стратегические приоритеты развития социальной сферы'

Закономерности и стратегические приоритеты развития социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
326
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРАТЕГИЯ / ПРИОРИТЕТ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вирабян Анна Арменаковна, Арутюнова Ася Ефимовна

В статье выявлены закономерности развития социальных отношений в российском обществе и обоснованы стратегические приоритеты развития как отдельных видов деятельности, так и социальной сферы в целом. Предлагаемые решения методических и методологических проблем развития социальной сферы могут быть использованы федеральными, региональными и муниципальными органами управления для повышения социальной и экономической эффективности проводимых реформ в условиях неопределенного во времени влияния макроэкономических факторов, преодоления сложившихся негативных тенденций и нейтрализации факторов отрицательного воздействия внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вирабян Анна Арменаковна, Арутюнова Ася Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности и стратегические приоритеты развития социальной сферы»

ный финансовый результат деятельности промышленного предприятия, производящего отопительные котлы, на уровне 35016,6 тыс. руб. в 2017 году.

Bogomolova Anna Andreevna, student

(e-mail: netka.1998@mail.ru)

Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia

Bogomolova Elena Vladimirovna, Ph.D., Associate Professor

(e-mail: ev_bogom@mail.ru)

Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia

FORECASTING FINANCIAL RESULTS OF INDUSTRIAL ENTERPRISE -MANUFACTURER OF HEATING COLLARS

Abstract. This article considers the application of methods for forecasting financial results for the needs of enterprises that produce industrial products.

Key words: forecasting, econometric method, financial results.

УДК 338.4

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Вирабян Анна Арменаковна, студент (e-mail: crameerx@mail.ru) Арутюнова Ася Ефимовна, к.э.н., доцент Кубанский государственный технологический университет,

г.Краснодар, Россия (e-mail: aru-asya@yandex.ru)

В статье выявлены закономерности развития социальных отношений в российском обществе и обоснованы стратегические приоритеты развития как отдельных видов деятельности, так и социальной сферы в целом. Предлагаемые решения методических и методологических проблем развития социальной сферы могут быть использованы федеральными, региональными и муниципальными органами управления для повышения социальной и экономической эффективности проводимых реформ в условиях неопределенного во времени влияния макроэкономических факторов, преодоления сложившихся негативных тенденций и нейтрализации факторов отрицательного воздействия внешней среды.

Ключевые слова: социальная сфера, вид деятельности, стратегия, приоритет, закономерность, эффективность, система.

Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, сис-

темы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.

Уровень потребления материальных благ и услуг, уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт - включает в себя такая обобщающая социально-экономическая категория как качество жизни. Оценка качества жизни строится на минимальном наборе базовых показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Сущность стратегического планирования в социальной сфере состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов организации, а также ее подразделений для достижения главных целей. Такое согласование имеет два основных аспекта.

Во-первых - это функциональное разделение обязанностей между отдельными членами организации и ее подразделениями, определение их основных задач и их сопряжение с общеорганизационными целями (планирование по содержанию).

Во-вторых - хронологическое распределение задач подразделений и отдельных исполнителей во времени, определение рациональной последовательности их выполнения (планирование по времени). Ключевая роль планирования в управлении в сочетании с его сложностью и разнообразием его задач требуют понимания сущности этой управленческой функции.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования относятся:

1) установление принципов организации и функционирования системы стратегического планирования;

2) определение порядка осуществления стратегического планирования;

3) определение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также способов и источников ресурсного обеспечения их достижения;

4) формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития Российской Федерации, решение задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

5) установление общих требований к содержанию документов стратегического планирования, к последовательности и порядку их разработки, корректировки, рассмотрения и утверждения (одобрения);

Задачи социального государства постоянно усложняются. Сейчас они распространились уже на систему социального обеспечения и социального страхования, здравоохранение, семейную и жилищную политику, образование, профессиональное обучение и переподготовку. Социальное законодательство западноевропейских государств все время расширяется и об-

новляется в соответствии с меняющимися условиями жизни и внутренней ситуацией в отдельных странах, наша страна не исключение.

Интеграция России в европейские структуры невозможна без обеспечения сопоставимости показателей ее социального развития и стран Европейского союза, представлено на рисунке 1.

министерство здравоохранения и социального развития!

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Объекты стратегического внимания

Стратегия развития здравоохранения РФ до 2020 г.

СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РФ

ила/и/, minzdravsoc.ru

ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

1990 1995 2000 2005

1о10 20^5 2021

ДИНАМИКА ОЖИДАЕМОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ Е РОССИИ И В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА

Рисунок 1 - Объекты стратегического внимания

Говоря о стратегическом планировании в социальной сфере, остановимся на каждом направлении более подробно с точки зрения государства.

I. Стратегия развития здравоохранения. Основные направления развития Национальной системы здравоохранения Российской Федерации:

- совершенствование Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

- развитие обязательного медицинского страхования на основе принципов солидарности и социального равенства, расширения страховых принципов;

- развитие дополнительного медицинского страхования (сверх обязательного медицинского страхования) при оказании застрахованным лицам дополнительных медицинских или иных услуг не входящих в Программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;

- развитие государственно-частного партнерства в здравоохранении;

- развитие медицинских профессиональных некоммерческих организаций, сформированных по территориальному и профессиональному принципам.

Определяя направления реализации текущего функционирования и стратегического развития здравоохранения, можно сделать вывод об установлении приоритетности профилактических и реабилитационных мероприятий, о необходимости обеспечения доступности медико-диагностических услуг, повышения эффективности функционирования системы государственного страхования, перехода на подушевой принцип финансирования, внедрения рациональных форм добровольного медицинского страхования. Необходимо перейти от оплаты фактических объемов медицинской помощи, к оплате планируемых объемов отдельных видов медицинской помощи.

Целевые ориентиры и показатели реализации Стратегии на период до

2020 года (в %)

2009

2011

2015

2020

Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся ФКиС, в общей численности данной категории населения

Доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культур ой и спортом, в общей численности населения

Доля гр аждан, занимающихся всп ециализир ованных спортивных учреждениях, в :рбщей численности детей от б. до 15 лет

Един овр еменн ая пр опу скн ая способность объектов спорта

Доля Обучающихся и : студ ентов,; системати ч ески занимающихся физической культурой .и спортом, в общей численности обучающихся и студентов

Рисунок 2 - Целевые ориентиры и показатели реализации стратегии

II. Стратегическое направление развития физической культуры и спорта, сферы культуры. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;

2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;

4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;

5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

7) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.

9 715

9 ООО

у

8 051

" 208

б 452

6 ООО

5 430

4 944

3 000-

X1"

о

2015 2016 2017 2013 2019 2020

Рисунок 3 - Численность граждан, получающих социальные услуги

на дому, чел.

III. Стратегия развития образования в Российской Федерации.

Разработчики новой программы образования предлагают проводить её реализацию посредством проведения традиционных мероприятий и комплексных проектов, направленных на:

- внедрение современных образовательных программ, обновлённой структуры ВУЗов и проведение модернизации системы заочного обучения;

- отслеживание результатов трудоустройства и самоопределения выпускников ОО;

- переход на заключение эффективного контракта с педагогами и руководителями ОО;

- совершенствование системы мониторинга и оценки качества образования посредством независимого контроля;

- привлечение потенциальных работодателей для участия в осуществлении государственного и частного партнёрства в системе профессионального и высшего образования.

Таблица 1 - Этапы реализации стратегии.

Этапы Сроки Мероприятия Результаты

I 2016-2017 гг. Активное внедрение моделей, которые не были завершены при реализации предыдущей программы Эффективное обновление, корректировка существующих моделей, приведение их в соответствие с изменениями законодательства РФ

II 2018-2020 гг. Внедрение механизмов «обратной связи», экспертного, методического, аналитического сопровождения программы Полное достижение цели и решение поставленных задач

IV. Стратегия социальной защиты населения. Основные функции (задачи, направления) социальной политики:

- обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества;

- обеспечение политической устойчивости власти;

- обеспечение такого справедливого распределения собственности, которое признавалось бы большинством, не требующим борьбы за ее передел;

- налаживание системы распределения экономических ресурсов,

- более или менее устраивающей подавляющее большинство населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;

- обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения в целом и его социальных групп.

Социальная политика государства - это целенаправленная деятельность государственных органов по управлению социально-культурной сферой общества, направленная на все более полное удовлетворение его нужд, повышение благосостояния населения и соблюдение основополагающих принципов социальной справедливости. Социальную политику нельзя оторвать от устоявшихся в обществе представлений и ценностей. Она влияет на отношения между государством и человеком через регулирование взаимодействия государства и общества, составляющих его социальные групп, принадлежность к которым определяет содержание социальных интересов людей.

Список литературы

1. Бобков В. К формированию социальной доктрины России //Экономист.- 2008.-№7.- С.14-24.

2. Гонтмахер Е., Малеева Т. Социальные проблемы России и пути их решения // Вопросы экономики.- 2008.- №2.- С.16-18

3. Игнатовский П. Экономика и человечность // Экономист.-2009.-№2.- С. 3-13.

4. Корецкая С. Экономический механизм согласования экономики и социальной политики // Новая экономика.- 2007.- №1-2.- С.55-58.

5. Перегудов С., Семененко И. Бизнес и государство в социальной сфере: конфронтация или партнерство // Мировая экономика и международные отношения.- 2009.-№7.- С.11-30.

Virabyan Anna Armenakovna, student (e-mail: crameerx@mail.ru)

Kuban state technological University, Krasnodar, Russia

Arutunova Asya Efimovna, candidate of Economics, associate Professor, associate Professor of the Department of state and municipal management Kuban state technological University, Krasnodar , Russia (E-mail: aru-asya@yandex.ru)

LAWS AND STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE Abstract. In article regularities of development of social relations in Russian society and justifies the strategic development priorities of individual activities and social services in General. The proposed solution of methodological problems of social development can be used by Federal, regional and municipal authorities to improve the social and economic efficiency of the reforms in the uncertain time of influence of macroeconomic factors, overcoming the existing negative trends and neutralization of negative factors of external environment.

Key words: social sphere, activity, strategy, priority, regularity, efficiency, system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.