Научная статья на тему 'Перспективы использования социальной гигиены в оценке педагогического потенциала национальных проектов в сфере физической культуры и спорта'

Перспективы использования социальной гигиены в оценке педагогического потенциала национальных проектов в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА / ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ / HUMAN POTENTIAL / NATIONAL PROJECTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT / SOCIAL HYGIENE / INDICATORS OF PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Махинова Майя Викторовна

В статье предлагается использовать существующие возможности социальной гигиены, которыми она располагает, для объективной оценки эффективности реализации национальных проектов в сфере физической культуры и спорта, в достижении ими главной цели обретение гражданами Российской Федерации состояния полного физического, душевного и социального благополучия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Махинова Майя Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of use of social hygiene in the assessment of pedagogical potential of national projects in the sphere of physical culture and sport

In the article it’s been offered to use the existing possibilities of social hygiene for the objective assessment of efficiency of implementation of national projects in the sphere of physical culture and sport, in the achievement of a main goal finding of a condition of full physical, mental and social well-being by citizens of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования социальной гигиены в оценке педагогического потенциала национальных проектов в сфере физической культуры и спорта»

УДК 613:378.037.1 ББК 51.2 М-36

Махинова Майя Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гигиены и спортивной медицины Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туртма,е-та11:тауа-т70@таИги

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В ОЦЕНКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

(рецензирована)

В статье предлагается использовать существующие возможности социальной гигиены, которыми она располагает, для объективной оценки эффективности реализации национальных проектов в сфере физической культуры и спорта, в достижении ими главной цели - обретение гражданами Российской Федерации состояния полного физического, душевного и социального благополучия.

Ключевые слова: человеческий потенциал, национальные проекты в сфере физической культуры и спорта, социальная гигиена, показатели общественного здоровья.

Makhinova Maya Victorovna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of hygiene and sports medicine of the Kuban state University of physical culture, sport and tourism, e-mail: maya-m70@mail.ru

PROSPECTS OF USE OF SOCIAL HYGIENE IN THE ASSESSMENT OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF NATIONAL PROJECTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORT

(reviewed)

In the article it’s been offered to use the existing possibilities of social hygiene for the objective assessment of efficiency of implementation of national projects in the sphere of physical culture and sport, in the achievement of a main goal - finding of a condition offull physical, mental and social wellbeing by citizens of the Russian Federation.

Keywords: human potential, national projects in the sphere of physical culture and sport, social hygiene, indicators of public health.

Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности развитых стран подтверждает тот факт, что основой является не только благополучие отдельных людей, но и общества в целом.

Экономическая необходимость построения инновационного механизма определяет потребность в развитии интеллектуальных ресурсов страны. Общеизвестно, что уровень активизации человеческого потенциала является наиглавнейшим фактором конкурентного преимущества современной экономики развитых стран, поскольку от него зависит использование всех прочих ресурсов развития. По данным Всемирного банка, в странах, лидирующих в экономическом развитии, «человеческий капитал» составляет от 68% до 76% всего национального богатства [1, 3].

Изучение причин на государственном уровне приводящих к снижению общей эффективности экономического развития, позволило выделить следующие социальные проблемы: низкий уровень трудовой активности граждан, социальная пассивность,

нездоровый быт, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения,

нездоровый быт, генетический риск и др. Признание государством существующих социальных проблем, мешающих развитию экономики, определило выбор приоритетов в национальной политике. Среди основных из них в 2013 -2020 годы является улучшение показателей здоровья нации, здоровья детей, распространение стандартов здорового образа жизни, связанных с физической культурой и спортом [8].

Активная роль по снижению факторов социального риска в национальных проектах по развитию человеческого потенциала предназначена физической культуре и спорту, что стало главной предпосылкой для серьезных преобразований в этой отрасли [10].

Большинство авторов уверены, что все меры, которые определены планом государственных программ по физической культуре и спорту ставят целью изменение социальной среды, и могут рассматриваться как положительные факторы влияния этой среды [2, 4, 5, 7]. В связи с этим необходимо получение убедительных и достоверных фактов об изменениях показателей общественного здоровья под влиянием национальных проектов для последующего сопоставления их с уровнями воздействия социальных факторов и выявления взаимоотношений «среда-здоровье». Данные вопросы лежат в зоне компетенции социальной гигиены, которая использует методы гигиенической диагностики.

Очевидно, что любой вид государственной деятельности должен оцениваться с точки зрения социальной, медицинской или экономической эффективности. Эффективность оценивается как отношение полученного результата к произведенным затратам. Однако, в сфере физической культуры и спорта понятие «эффективность» шире, чем понятие «экономическая эффективность», так как помимо экономических, оно включает и социальные сферы. Социальные результаты выступают как приоритетные; экономические же оцениваются как сопутствующие, как средство достижения социальных целей [1]. Несмотря на все трудности оценки социально -экономической эффективности в сфере физической культуры и спорта, подсчет и анализ результатов может быть проведен.

В практике менеджмента для установления уровня достижения целей организации, т.е. оценки эффективности работы операционных систем используют следующий способ: изначально определяют цели деятельности количественно, далее сравнивают плановый (целевой) показатель и фактический [1, 2]. Выражением в количественных значениях достижения главной цели развитие и активизации человеческого потенциала нации будут показатели общественного здоровья: демографический прирост, снижение уровня заболеваемости детей и взрослых, активное вовлечение в занятия физической культурой и спортом. Высокие показатели количественных медико-биологических критериев общественного здоровья также могут рассматриваться как достижение необходимого уровня воздействия национальных проектов в сфере физической культуры и спорта.

В принятом Правительством РФ от 07.08.2009 г. №1101 -р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» утверждены целевые (плановые) показатели ее реализации (таблица 1), которые имеют количественные и качественные характеристики. Они могут быть использованы не только для оценки результативности работы собственной операционной системы, но и для установления эффекта от их реализации на показатели общественного здоровья.

Таблица 1 - Целевые показатели реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года

Наименование критерия Значение показателя в 2008 году Целевое значение показателя в 2015 году Целевое значение показателя в 2020 году

Доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, % 15,9 30 40

Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, % 3,5 10 20

Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов, % 4,5 60 80

Доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6-15 лет, % 20,2 35 50

Количество занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта, тыс. человек 360 380 430

Количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортив-ных организаций, работающих по специальности, осуществляющих физкультурно-оздорови-тельную и спортивную работу с различными категориями и группами населения, тыс. человек 295,6 320 360

Доля российских спортсменов - членов сборных команд страны, % 85 100 100

Установленная методами гигиенической диагностики, корреляционная связь между целевыми показателями (индикаторами) развития сферы физической культуры и спорта -«факторами социальной среды» - и отдельными показателями общественного здоровья может свидетельствовать о степени эффективности реализации национальных проектов.

Например, в докладе министра спорта Российской Федерации о результатах работы Министерства спорта России в 2013 году приводился анализ ситуации в сфере физической культуры и спорта с учетом обобщенных итогов за 2013 год. В истекшем году удалось обеспечить достижение всех основных показателей сферы физической культуры и спорта, установленных Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Произошло: увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения с 22,5% в 2012 году до 27% в 2013 году; увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов с 52,7% в 2012 году до 57% в 2013 году; увеличение обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с 25,1% в 2012 году до 29% в 2013 году; увеличение доли образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в

общем количестве аккредитованных государственных образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования с 20% в 2012 году до 25% в 2013 году.

Увеличено количество объектов спорта с 262 тысяч в 2012 году до 266 тысяч в 2013 году, включая 140 тысяч плоскостных спортивных сооружений, 70 тысяч спортивных залов, 4,8 тысяч плавательных бассейнов. Также в 2013 году спортивно-технологическим оборудованием оснащено 113 физкультурно-оздоровительных комплексов. Создана сеть спортивных клубов, которая сегодня насчитывает около 22 тысяч организаций и 5,5 млн. человек занимающихся в них. Доля информационно-просве-тительских программ спортивной направленности на ведущих телевизионных каналах в 2013 году составила 2% общего объема вещания (целевой показатель 2015 г. - 4%).

Из доклада Министра здравоохранения Российской Федерации о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013 год следует, что медико-демографические показатели здоровья населения улучшаются. С 2006 года наблюдается положительная динамика основных демографических показателей в Российской Федерации. Отмечается тенденция снижения естественной убыли населения, в 2013 году зафиксирован естественный прирост населения - 24,0 тысяч человек (в 2012 году - естественная убыль 4,2 тысяч человек). В 2013 году общероссийский уровень рождаемости впервые с начала девяностых годов превысил уровень смертности и составил 13,2 на 1000 населения.

По сравнению с 2012 годом показатель общей заболеваемости наркологическими расстройствами снизился на 3,4%; по сравнению с 2005 годом, снижение произошло на 18,9%.Первичная заболеваемость алкогольными психозами в Российской Федерации снизилась с 26,2 до 23,4 на 100 тысяч населения, или также на 11%. В последние 10 лет наметилась выраженная тенденция к снижению этого показателя - по сравнению с уровнем 2004 г. (53,9%) снижение в 2,3 раза. Таким образом, в 2013 году произошло снижение показателя первичной заболеваемости как алкоголизмом, так и алкогольными психозами.

Действия государства, направленные на сокращение потребления табака, способствовали снижению уровня курения среди россиян. По данным Росстата, в 2008 году в России курили 33,7% взрослого населения. Проведенное в 2013 году исследование демонстрирует снижение показателя распространенности курения до 28,3%. Подобная динамика наблюдается и по 87 результатам исследований ВЦИОМ. Если в 2009 году курили 41% взрослого населения России, то в 2013 году этот показатель составил 34%.

Итоги диспансеризации в 2013 году свидетельствуют о том, что население стало относиться более внимательно к своему здоровью, что подтверждается тем, что 78 % граждан, прошедших медицинские осмотры. По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы число случаев временной нетрудоспособности на 100 работающих в Российской Федерации в 2006 году составляло 809,6, этот показатель к 2013 снизился до 720,3.

Таким образом, приведенная статистика указывает на наличие взаимосвязи между социальными факторами, главным из которых является педагогический, оказывающими влияние на формирование здорового образа жизни у населения через национальные проекты в сфере физической культуры и спорта, и, свидетельствует, что наметились положительные тенденции показателей общественного здоровья. Можно сделать предварительный вывод о том, что принимаемые управленческие решения при реализации государственной политики, целью которой является создание условий для достижения гражданами Российской Федерации состояния полного физического, душевного и социального благополучия, могут расцениваться как эффективные.

Литература:

1. Аристова Л.В. Качество и конкурентноспособность: стратегии и приоритеты повышения эффективности управления спортивными объектами // Спорт: экономика, право, управление. 2014. №4. С. 10-13.

2. Бурнашова Н.Ю., Гуреев И.Н. Роль физической культуры в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни подрастающего поколения // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: материалы II международной научно-практической конференции. Москва, 2014. С. 120-124.

3. Дроботов С.Е. Оценка эффективности управления физической культурой и спортом на федеральном и региональном уровне // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. №2. С. 191-195.

4. Захаров А.К. Спорт как социальный институт в условиях глобализации // Вестник ВСГУТУ. 2014. №1 С. 172-176.

5. Найданов Б.Н., Захаров А.К. Сохранение и развитие общественного здоровья как приоритетная задача населения и государства // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. №6-1. С. 107-111.

6. Нестеренко Т.В., Кружков Д.А. Содержательные аспекты процесса повышения готовности кадров к участию в проведении крупных спортивных форумов //Физическая культура, спорт - наука и практика. 2012. №1. С. 46-51.

7. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году: государственный доклад. Москва, 2014. 191 с.

8. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101 -р // Собрание законодательства РФ. 2009. №33. 4110 с.

9. Славецкий В.А., Маслова Т.Б. Методы исследования проблем социальной гигиены и организации здравоохранения // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции (29 апреля 2013 г.) // Вопросы образования и науки в XXI веке. Тамбов, 2013. С. 133-134.

10. Якубов Ю.Д. Взаимодействие федеральной и региональных властей при формировании политики в сфере управления развитием спорта и физической культуры в современной России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. №11(117). С. 175-179.

References:

1. Aristova L.V. Quality and competitiveness: strategies and priorities of the increase of effective management of sporting venues//Sport: economy, law, management. 2014. No. 4. P. 10-13.

2. Burnashova N. Yu., Gureev I. N. The role of physical culture in the formation of culture of health and a healthy lifestyle of younger generation//Cultural wealth in education of children and youth: materials of the II international scientific and practical conference. Moscow, 2014. P.120-124.

3. Drobotov S. E. An assessment of the effective management of physical culture and sport at the federal and regional level//Journal of legal and economic researches. 2014. № 2. P. 191-195.

4. Zakharov A. K. Sport as a social institute in the conditions of globalization//VSSUTU Bulletin. 2014. No. 1. P. 172-176.

5. Naydanov B. N., Zakharov A.K. Preservation and development of public health as priority problem of the population and state//Bulletin of Buryat state university. 2014. No. 6-1. P. 107-111.

6. Nesterenko T.V., Kruzhkov D. A. Substantial aspects of the process of increase of readiness of shots for participation in holding large sports forums//Physical culture, sport - science and practice. 2012. No. 1. P. 46-51.

7. On the condition of sanitary and epidemiologic wellbeing of the population in the Russian Federation in 2013: state report. Moscow, 2014. 191 p.

8. On the adoption of the strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020: the order of the Government of the Russian Federation of07.08.2009 No. 1101-r//Collection of the legislation of the Russian Federation. 2009. No. 33. 4110 p.

9. Slavetsky V. A., Maslova T. B. Methods of research of problems of social hygiene and organization of health care//Coll. of scientific works on the materials of International scientific-practical conf. (April 29, 2013)//Questions of science and education in the XXI century. Tambov, 2013. P. 133-134.

10. Yakubov Yu. D. Interaction of federal and the regional authorities when forming policy in the sphere of management of development of sport and physical culture in modern Russia//Scientific notes of the university named after P.F. Lesgaft. 2014. No. 11 (117). P. 175-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.