ги в голеностопном и коленном суставах», «сгибание рук в локтевом суставе» и «угол постановки палок», тогда как по окончанию эксперимента результаты в «общей длине проката цикла», «максимальной длине проката на одной лыже», «положении опорной ноги в тазобедренном суставе» также стали соответствовать модельному интервалу значений. Полученные сдвиги в показателях технике коньковых ходов квалифицированных лыжников-двоеборцев предопределили их более высокие результаты в лыжероллерной гонке на 10 км (таблица 2). Так, после годичных тренировочных занятий по разработанной нами методике квалифицированные лыжники-двоеборцы стали быстрее преодолевать гоночную дистанцию в среднем на 53,1 с (р<0,05).
Таблица 2
Изменения результатов в лыжероллерной гонке на 10 км квалифицированных
лыжников-двоеборцев до и после эксперимента
Показатели Общее время до эксперимента (с) Общее время после эксперимента (с) А А%
X±o по группе 1542,8±35,9 1489,7±48,5 53,1 3,5*
Примечание: * - достоверность различий на уровне р<0,05.
Таким образом, полученные результаты в показателях, характеризующих лыжего-ночную подготовленность квалифицированных лыжников-двоеборцев, свидетельствуют об эффективности экспериментальной методики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зебзеев, В.В. Динамика функционального состояния лыжников-двоеборцев в рамках микроцикла / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 12 (118). - С. 74-78.
2. Методика разработки комплексных целевых программ подготовки региональных сборных команд квалифицированных спортсменов на четырехлетний цикл подготовки (на примере лыжников-двоеборцев РФ) / Г.А. Сергеев, А.А. Злыднев, А.А. Яковлев [и др.] ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2013. - 132 с.
REFERENCES
1. Zebzeev, V.V. and Zdanowich, O.S. (2014), "Dynamics of functional state ski-combinators within microcycles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 74-78.
2. Sergeev, G.A., Zlydnev, A.A., Yakovlev A.A. et al. (2013), "Methods of developing comprehensive programs prepare regional national teams qualified athletes to four-year cycle of training (for example, cross-country combinatory RF) ; National State University of Physical Culture, Sport and Health P.F. Lesgaft, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2015.
УДК 796.093.1
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ СВЯЗИ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ, В НАСЛЕДИИ ПРОЕКТА «СОЧИ-2014» ПОСРЕДСТВОМ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Валентин Никифорович Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Тюменский государственный университет; Павел Геннадьевич Смирнов, кандидат педагогических наук, профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, Юрий Николаевич Юрьев; кандидат педагогических наук, доцент, руководитель организационного управления Олимпийского Комитета России, Московская академия
физической культуры, Малаховка
Аннотация
В статье исследуются закономерности и системообразующие связи по организации нормативных правовых актов, их комплексное интегративное влияние при реализации мер безопасности
в проведении международных и национальных мероприятий.
Ключевые слова: закономерность, безопасность, нормативный правовой акт, управление, субъекты, Олимпийские игры, спортивные комплексные мероприятия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p55-60
REGULARITIES AND BACKBONE COMMUNICATIONS OF SECURITY MEASURES, IN HERITAGE OF THE SOCHI-2014 PROJECT BY MEANS OF REGULATORY LEGAL ACTS
Valentin Nikiforovich Zuyev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tyumen State University; Pavel Gennadievich Smirnov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Tyumen State Architectural and Construction University; Yury Nikolaevich Yuryev, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Head of organizational management of the Russian Olympic Committee, Moscow Academy of Physical Culture, Malakhovka
Annotation
The article examines the regularities and backbone communications on the organization of regulatory legal acts, their complex integrative influence at implementation of measures of safety in carrying out the international and national actions.
Keywords: regularity, safety, regulatory legal act, management, subjects, Olympic Games, sporting complex events.
ВВЕДЕНИЕ
Политическое, социально-экономическое положение в РФ, а также закономерности и системообразующие связи потребовали от государственных и законодательных органов власти, создания инновационных нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение Олимпийских зимних игр «Сочи-2014».
Предпосылками к научно-теоретическому исследованию статьи послужили перманентные вопросы обеспечения безопасности проведения Олимпийских игр, международных и национальных мероприятий. Другим важным фактором явился продолжающийся мировой политический и финансово-экономический кризис и в связи с этим нарастающая международная политическая нестабильность и экстремизм.
Востребованность комплексного правового регулирования по безопасности в сфере физической культуры и спорта при проведении официальных спортивных соревнований, обусловлена не только требованиями федерального законодательства, но также и международными правовыми актами (Олимпийская хартия, Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями и др.) [1, 2] (http://www.olympic.ru, www.aroundtherings.com).
Изучение вопросов связанных с безопасностью при подготовке и проведению международных и национальных мероприятий определение имеющихся проблем и предложений является целью нашего исследования.
Методологической основой исследования послужило использования современного методологического инструментария теории спортивного права, менеджмента, а также физического воспитания, включающие как общенаучные, так и специальные методы научного познания.
Проведя предварительный контент-анализ, а также используя метод включенного наблюдения во время ОИ «Сочи 2014» мы предположили, что для обеспечения необходимых мер безопасности участникам и гостям Игр должен иметься целый пакет международных и российских нормативных и правовых документов, регулирующих все направления деятельности организаторов крупнейших спортивных мероприятий.
Необходимо отметить, что беспримерная по масштабам и капиталовложениям подготовка к ОИ «Сочи 2014» проходила в сложный в мировой истории период.
В 2008 году разразился финансово-экономический кризис, втянувший в свою орбиту практически все развитые и развивающиеся государства мира. Обострились деста-
билизационные процессы в регионах расположенных в непосредственной близости к месту осуществления проекта «Сочи 2014». Особенно ярко эти процессы проявлялись в государствах, расположенных в зоне Большего Кавказа, включающего российский Северный Кавказ, Грузию, Азербайджан, Армению. Данный регион в этот период превращается в арену глобальной геополитической конфронтации, в которой немаловажную роль играют насаждаемые извне радикальные идеологические и конфессиональные движения, использующие для достижения своих целей тактику и методы присущие экстремизму и терроризму. В то же время в субъектах Южного федерального округа отмечается повышенный фон таких общественно опасных деяний, как экономическая и уголовная преступность, коррупционная составляющая в деятельности некоторых административных органов, попытки актов международного терроризма [4, 5, 7, 8, 9].
Совершенно очевидно отношение многих представителей западных государств к возможности обеспечения безопасности спортсменов и болельщиков ОИ «Сочи 2014». В этом аспекте показательно высказывание вице-президента American Foreign Policy Council Илана Бермана: «Возможно, Олимпиада пройдет гладко. Но нельзя исключить, что во время Игр социальное недовольство или насилие исламистов обнажат перед миром внутреннюю раздробленность России, а заодно уничтожат имидж вновь крепнущей мировой державы, который так усердно культивируется Кремлем». Эти и многие другие проблемы обязали организаторов Игр, все ветви власти РФ принять целый ряд нормативных и правовых актов, направленных на предупреждение нарастающих негативных проявлений и безусловное создание максимально комфортных условий, как в местах проживания, так и на спортивных сооружениях. К таким документам, прежде всего, следует отнести:
- Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ11 Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта» (http://base.garant.ru/12157435/);
- Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (http://base.garant.ru/12181538/);
- Федеральный закон от 30.10.2007 г. № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи» (http://base.garant.ru/12156758/);
- Федеральный закон «О порядке продажи билетов на Олимпиаду 2014 года в Сочи», от 26. 12. 2012 года (http://www.garant.ru/hotlaw/federal/441355/);
- Федеральный закон Российской Федерации от 23.07. 2013 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований (http://base.garant.ru/70418998/);
- Указ Президента от 22.12.2008 г. № 1806 (ред. от 27.12.2010) «Положение о Совете при Президенте по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпий-ских зимних игр 2014 года в г. Сочи» (https://www.referent.ru/1/135167);
- Указ Президента РФ от 19.08.2013 г. № 686 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» (http://base.garant.ru/70435314/);
- Указ Президента РФ от 14.05.2010 г. № 594 «Об обеспечении безопасности при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи». (Вместе с положением об оперативном штабе по обеспечению безопасности во время ОИ «Сочи-2014») (http://base.garant.ru/198222/);
- Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта в период их
строительства» (http://base.garant.ru/12167384/);
- Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 г. № 232 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности объектов, расположенных в г. Сочи, в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи»( http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160052/);
- Приказ МВД РФ от 11.10.2013 г. № 839 «Об утверждении Инструкции по организации досмотра граждан, находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей (в том числе с применением технических средств) при проходе (проезде) на контролируемую территорию и при выходе (выезде) с указанной территории в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи»( http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154074/).
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В нашем исследовании применялись проекционный и ретроспективный методы, а также логико-смысловое моделирование ситуации и мониторинг действующих нормативных правовых актов. В рассматриваемом правовом векторе были выделены и изучены 7 приоритетных аспектов по безопасности: экономической; экологической; миграционной; дорожного движения; общественного порядка; защиты от террористических и экстремистских угроз; безопасности олимпийских объектов (рисунок).
Рис. Приоритетные сегменты безопасности
Для полноценного решения всего спектра задач по обеспечению безопасности Президентом Российской Федерации на период проведения Олимпийских игр и Пара-лимпийских игр были введены усиленные меры безопасности, включающие:
- установление контролируемых и запретных зон;
- ограничение на въезд и временное пребывание и проживание граждан;
- ограничение движения транспортных средств;
- ограничение полетов летательных аппаратов;
- ограничение судоходства;
- усиление охраны общественного порядка и объектов;
- ограничение на проведение публичных мероприятий, не связанных с проектом «Сочи-2014»;
- приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которой используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
- проведение при проходе (проезде) на контролируемую территорию и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и транспортных средств;
- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особенностей оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Для контроля за исполнением этих нормативных и правовых решений были созданы Координационный центр и Центр оперативной информации. В задачу этих органов входил контроль за экономической безопасностью и борьба с преступлениями экономической направленности в трех направлениях:
• выявление и пресечение посягательств на бюджетные средства, выделяемые на строительство олимпийских объектов и объектов инфраструктуры г. Сочи (на стадиях отведения участков земли для строительства олимпийских объектов и инфраструктур, проектирования объектов, строительства объектов, эксплуатации объектов, постолимпийского распоряжения объектами, созданными на бюджетные средства);
• защита и целевое расходование бюджетных средств, выделяемых на подготовку спортсменов и всех команд к Олимпийским играм;
• выявление и пресечение фактов незаконного использования олимпийской и па-ралимпийской символики.
Сегодня, проводя ретроспективных анализ деятельности всех служб и организаций, отвечающих за меры безопасности во время подготовки и проведения ОИ «Сочи-2014» мы отмечаем, что ими была проделана поистине титаническая, не сравнимая со всеми предыдущими Играми работа. Особенно важно сказать, что ее результатом стал огромный позитивный успех, отмеченный МОК, руководителями государств - участников ОИ, большинством мировых СМИ и самое главное спортсменами и болельщиками [6, 9]; (www.olympic.org, http://www.olympic-history.ru).
На основании нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
- закономерности и системообразующие связи в деятельности федеральных государственных органов власти посредством нормативной правовой базы послужили основой для качественного и эффективного менеджмента субъектами, исполняющими нормативную правовую базу при подготовке и проведения проекта «Сочи-2014», определяя его долговременную перспективу;
- мы полагаем, что во время подготовки к чемпионату мира по футболу, другим крупнейшим международным соревнованиям, проводимым в России, имеющиеся уже нормы и законы будут играть существенную роль. Кроме этого данные международные форумы явятся серьезным стимулом для законодательной инициативы в сфере физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байрамов, В.М. Особенности подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи как объекта обеспечения экономической безопасности / В.М. Байрамов // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 3. - С. 37-42.
2. Доклад о подготовке и проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани, 19.03.2013 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта [Электронный ресурс] // URL : http://www.sportsovet.ru/docs/20130319/Doklad.doc. -Дата обращения 01.04.2015.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 23.07. 2013 г. № 192-ФЗ г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70418998/. - Дата обращения 01.04.2015.
4. Зуев, В.Н. Правовые основы сферы физической культуры и спорта : словарь-справочник / В.Н. Зуев. - М. : Советский спорт, 2010. - 228 с.
5. Зуев, В.Н. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (история и современность) / В.Н. Зуев, В.А. Логинов. - М. : Советский спорт, 2008. - 196 с.
6. Зуев, В.Н. Экономические основы в процессе обучения студентов по дисциплине «Олимпийское образование» / В.Н. Зуев, П.Г. Смирнов // Здоровье для всех : сборник статей V Международной научно-практической конференции, г. Пинск, 25-26 апреля 2013 г. / УО «Полесский государственный университет». - Пинск, 2013. - С. 281-285.
7. Зуев, В.Н. Моделирование эволюции олимпийского движения / В.Н. Зуев, П.Г. Смирнов // Олимпийский спорт и спорт для всех : XVIII Международный научный конгресс : материалы конгресса. - Алматы, 2014. - Т. 3. - С. 406-407.
8. Зуев, В.Н. К вопросу о коммерциализации олимпийского движения посредством телевидения / В.Н. Зуев, П.Г. Смирнов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 43-46.
9. Зуев, В.Н. Региональное олимпийское движение в проекте «Сочи-2014» : учебное пособие / В.Н. Зуев, Ю.Н. Юрьев. - М. : Физическая культура, 2014. - 136 с.
REFERENCES
1. Bayramov, V.M. (2011), "Features of preparation for carrying out the XXII Olympic winter Games and the XI Paralympic Winter Games of 2014 in the city of Sochi as object of providing economic security", Messenger of sports science, No. 3, pp. 37-42.
2. The report on preparation and carrying out the XXVII World summer Universidad of 2013 in Kazan, 19.03.2013, Council at the President of the Russian Federation for development of physical culture and sport, available at: http://www.sportsovet.ru/docs/20130319/Doklad.doc.
3. Federal law of the Russian Federation of 23.07. 2013 No. 192-FZ of. "About modification of separate acts of the Russian Federation in connection with providing a public order and public safety when carrying out official sports competitions, available at: http://base .garant.ru/70418998/- Date of the address 01.04.2015.
4. Zuyev, V.N. (2010), Legal bases of the sphere ofphysical culture and sport: Dictionary reference, Soviet sport, Moscow.
5. Zuyev, V. N. and Loginov, V.A. (2008), Standard legal regulation of the domestic sphere of physical culture and sport (history and present), Soviet sport, Moscow.
6. Zuyev, V.N. and Smirnov, P.G. (2013), "Economic bases in the course of training of students on discipline "Olympic education"", Health for all: collection of articles V of the International scientific and practical conference, "Polesye State University", Pinsk, on April 25-26, 2013, Pinsk, pp. 281-285.
7. Zuyev, V.N. and Smirnov, P.G. (2014), "Modelling of evolution of the Olympic Movement", "The Olympic sport and sport for all" the XVIII International scientific congress: materials of the congress, Almaty, Vol. 3, pp. 406-407.
8. Zuyev, V.N. and Smirnov, P.G. (2014), "To a question of commercialization of the Olympic Movement by means of television", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 43-46.
9. Zuyev V.N. and Yuryev, Yu.N. (2014), Regional Olympic Movement in the Sochi-2014 project: Manual, Physical culture, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.04.2015.
УДК 796.011
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК СРЕДСТВАМИ
СИЛОВОГО ФИТНЕСА
Юлия Дамировна Исмагилова, научный сотрудник, Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, г. Владивосток
Аннотация
С целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса по физической культуре, с девушками вузов был проведен педагогический эксперимент, где на учебных занятиях в качестве средств силовой подготовки использовались упражнения силового фитнеса. Результаты