Научная статья на тему 'Право в политических протестных акциях международного олимпийского движения'

Право в политических протестных акциях международного олимпийского движения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
288
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКЦИИ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / УПРАВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ / МЕНЕДЖМЕНТ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ПРОЕКТ «СОЧИ 14»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зуев Валентин Никифорович, Винниченко Олег Юрьевич, Юрьев Юрий Николаевич

В статье выявлено, что в международном олимпийском движении формируется динамичное протестное движение. Для оптимизации современного международного протестного движения необходимы три объективных востребованных сегмента права: правовая фиксация радикальных политических отношений в международном олимпийском движении, порожденных потребностями протестного движения различных сообществ; заинтересованность государственных правовых институтов в установлении в протестном движении отношений четко определенного международного правопорядка для использования в интересах олимпийского движения; установление и общее признание государствами исходных, основополагающих начал правового порядка МОК, ООН, Евросоюза и других международных союзов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зуев Валентин Никифорович, Винниченко Олег Юрьевич, Юрьев Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law in the political protest actions of the international Olympic Movement

The article revealed that the dynamic protest movement is being formed in the international Olympic Movement. Three objective demanded law segments are necessary for the optimization of the modern international protest movement: legal fixing of the radical political relations in the international Olympic Movement, generated by the requirements of the protest movement of the various communities; interest of the state legal institutes in establishment of the relations of the accurately defined international law in the protest movement for use in the interests of the Olympic Movement; establishment and general recognition by the states of the initial, fundamental beginnings of the legal order of the IOC, UN, European Union and other international unions.

Текст научной работы на тему «Право в политических протестных акциях международного олимпийского движения»

REFERENCES

1. Dementyev, K.N. and Pristav, O.V. (2007), “Technology accelerated development of power-speed cadets university railway troops in the initial stage of training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 27, No. 5, pp. 34-38.

2. Dementyev, K.N. (2013), “Coordination and speed endurance as a means of formation of motor abilities of students during training sessions for the knife fight”, the 6-th International Congress "Sport, individual and health", publishing house “Olimp-SPB”, St. Petersburg, pp. 147-150.

3. Endalcev, B.V. (2001), “Mechanismеs influence of physical exercises on formation of new attributes and properties of an organism of the person”, the Theory and practice of formation in the area of physical culture, the Collection of scientifically-methodical works, publishing house “Herzen University”, pp. 182-185.

4. Karavan, A.V. (2003), Formation of positive mental conditions at cadets of military schools by meanness ofphysical preparation and sports, dissertation, St. Petersburg.

5. Lipovka, A.Y., Dementyev, K.N. and Skorokhodov, A.A. (2014), “Monitoring changes in the components volitional activity boys on physical education in higher education in various fields”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2, pp 91-97.

6. Pristav, O.V. (2005), “Formation and maintenance of the mental state of the cadets of the Military Transport University of Railway Troops exercise and mental training”, dissertation, St. Petersburg.

7. Datsenko, A.A., Dmitriev, G.G., Gerasimov, A.V., and Bobrovik, A.P. (2004), “Formation of psychological stability of military men to extreme conditions of service-fighting activity by meanness of physical preparations”, Actual problems of milit.-prof. formation and phis. prep. in Armed Forces of Russian Federation, The collection of works No. 5, Military Institute of physical culture, St. Petersburg, pp. 270-273.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.09.2014.

УДК 796.032

ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОТЕСТНЫХ АКЦИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Валентин Никифорович Зуев, доктор педагогических наук, профессор,

Олег Юрьевич Винниченко, доктор юридических наук, профессор,

Тюменский государственный университет,

Юрий Николаевич Юрьев, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель организационного управления,

Олимпийский Комитет России, г. Москва

Аннотация

В статье выявлено, что в международном олимпийском движении формируется динамичное протестное движение. Для оптимизации современного международного протестного движения необходимы три объективных востребованных сегмента права: правовая фиксация радикальных политических отношений в международном олимпийском движении, порожденных потребностями протестного движения различных сообществ; заинтересованность государственных правовых институтов в установлении в протестном движении отношений четко определенного международного правопорядка для использования в интересах олимпийского движения; установление и общее признание государствами исходных, основополагающих начал правового порядка МОК, ООН, Евросоюза и других международных союзов.

Ключевые слова: протест, политические акции, нормативный правовой акт, управление, субъекты, менеджмент, Олимпийские игры, проект «Сочи - 14».

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p45-51

LAW IN THE POLITICAL PROTEST ACTIONS OF THE INTERNATIONAL

OLYMPIC MOVEMENT

Valentin Nikiforovich Zuyev, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Oleg Yuryevich Vinnichenko, the doctor of jurisprudence, professor,

Tyumen State University,

Yury Nikolaevich Yuryev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Head of organizational management, Russian Olympic Committee, Moscow

Annotation

The article revealed that the dynamic protest movement is being formed in the international Olympic Movement. Three objective demanded law segments are necessary for the optimization of the modern international protest movement: legal fixing of the radical political relations in the international Olympic Movement, generated by the requirements of the protest movement of the various communities; interest of the state legal institutes in establishment of the relations of the accurately defined international law in the protest movement for use in the interests of the Olympic Movement; establishment and general recognition by the states of the initial, fundamental beginnings of the legal order of the IOC, UN, European Union and other international unions.

Keywords: protest, political actions, regulatory legal act, management, subjects, management, Olympic Games, “Sochi — 14” project.

Развитие олимпийского движения немыслимо без основополагающей роли права, которое является важнейшим инструментом регулирования отношений в данном сегменте, которые оно формирует и совершенствует. Вместе с тем, комплекс нормативных правовых актов, регулирующих сферу протестного олимпийского движения, исследован ещё недостаточно. Этим обусловлена необходимость в системном изложении и исследовании роли права, обеспечивающей и регламентирующей олимпийское движение, с необходимым теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией [1, 5].

Политический протест во время подготовки или проведения Олимпийских игр является одной из мер политического и морального давления на страну-организатора игр, международное олимпийское движение и мировое сообщество в целом с целью донесения инициаторами протеста своей точки зрения. Это - эффектный, но не обязательно эффективный жест, не заметить который в связи с большим международным значением Олимпийских игр становится невозможно. По замыслу организаторов протеста такой жест призван активизировать международную дискуссию, возбудить мировое общественное мнение и с его помощью воздействовать на власти, руководство страны-объекта воздействия. Протест в олимпийском движении, связанный с олимпиадами, может быть комбинированным и сопровождаться другими мерами, такими как экономические санкции, эмбарго, политическое охлаждение отношений с соответствующей страной или странами. Международная изоляция предусмотрена Уставом ООН как мера принуждения без применения вооружённых сил и спортивные санкции находятся здесь в общем контексте [1, 2, 3, 4, 6, 8, 9].

Протест, совершённый публично, на достаточно высоком политическом уровне и распространённый средствами массовой информации, де-факто является действенной мерой влияния на международные отношения и складывающуюся в мире политическую ситуацию. В зависимости от уровня инициатора и, соответственно, его возможностей влиять на ситуацию политический протест может предполагать демонстративный отказ в ходе подготовки и проведения очередных Олимпийских игр от соблюдения нормативных правовых актов, предписанных документами МОК. Возможны также отказы от участия в играх в целом, в отдельных соревнованиях, церемониях, от приглашения определённых национальных сборных команд. Главным образом, причины протестов в ходе подготовки и проведения игр носят политический характер, хотя иногда случаются и неполитические

протесты, а также протесты, однозначная классификация которых может служить предметом дискуссий.

В соответствии с Олимпийской хартией Олимпийские игры - это соревнования не стран, а спортсменов в индивидуальных или командных видах спорта, и международные нормы рассматривают Олимпийские игры не как мероприятия, проводимые государствами, а как мероприятия, проводимые национальными олимпийскими комитетами и спортивными федерациями. Правило 50 пункт 3 «Реклама, демонстрация, пропаганда» главы 5 Олимпийской хартии однозначно запрещает политические демарши участникам олимпийского движения: «На олимпийских объектах, местах проведения соревнований и в других олимпийских зонах запрещаются любые демонстрации или пропаганда политического, религиозного или расового характера» [7]. Несмотря на это, практике международного олимпийского движения известны акты политического протеста.

Составной частью олимпийского движения является комплекс правовых норм, регулирующих определенную разновидность международных отношений. В результате развития олимпийского движения, равно как и спортивного права, на наш взгляд, уже сегодня можно говорить о формировании олимпийского права, являющегося составной частью международного спортивного права.

Рис.1 Протестные субъекты в международном олимпийском движении

В протестном сообществе против проведения олимпийских игр в международном олимпийском движении выступают следующие субъекты (рис. 1):

• международное сообщество в лице его авторитетных наднациональных структур ООН, МОК, других международных организаций;

• группа союзных государств, обычно объединённых в формальный или неформальный военно-политический блок;

• отдельное государство, обычно представленное в олимпийском движении на уровне Национального олимпийского комитета (НОК);

• группа спортсменов или отдельный спортсмен в индивидуальном порядке [6,

8].

Одной из основных черт политического протеста в ходе подготовки и проведения Олимпийских игр является стремление его организаторов сделать его возможно более уникальным и публичным. Как правило, это достигается с нарушением положений правовых норм Олимпийской хартии и других международных организаций. Один из основополагающих принципов Олимпийской хартии п.6, предупреждает о том, что любая форма дискриминации в отношении страны или лица - расового, религиозного, политического или иного характера, или по признаку пола - несовместима с принадлежностью к олимпийскому движению [7].

Единой организационной формы, как таковой, у политических протестов не существует, и каждый раз Хартия и другие регламентирующие документы МОК «испытываются на прочность» различными акциями. За период проведения современных Олимпийских игр сформировались следующие протестные сегменты (рис. 2.), нарушающие нормативные правовые отношения:

• необычное, привлекающее внимание общественности поведение,

• политический жест спортсмена на официальных мероприятиях Олимпиады;

• ношение на одежде или иная форма демонстрации определённой символики, имеющей политический подтекст;

• игнорирование каких-либо предписанных протоколом игр мероприятий, церемоний, соревнований, официальных лиц;

• бойкот, тотальное неучастие в Олимпийских играх, предполагающее организованный отзыв сборной или прекращение её подготовки к играм;

• демонстративный выход страны из международного олимпийского движения.

Рис.2. Протестные сегменты, нарушающие нормативные правовые отношения

в олимпийском движении

Решение о политическом протесте принимается высшими исполнительными органами страны или организации-инициатора, утверждается соответствующими Национальными олимпийскими комитетами (НОК) и официально доводится до сведения МОК и общественности. Иногда решение о бойкоте определённых стран по политическим мотивам принимается и самим МОК и служит одним из способов донесения до объектов бойкота консолидированного негативного мнения международного сообщества. Существует и ряд международно-правовых обстоятельств, которые делают принципиально невозможным или нежелательным по политическим причинам выступления спортсменов определённого НОК с государственной символикой соответствующей страны флагом, гербом, гимном. В таких случаях МОК, руководствуясь принципами, правилами Олимпийской хартии, предлагает олимпийское покровительство выступление под олимпийским флагом и соответствующей вненациональной олимпийской символикой. Такой вариант часто оказывается приемлемым для всех заинтересованных сторон, что снижает конфронтацию и делает возможным максимально полное участие в олимпийском движении спортсменов всего мира.

Выбор города Сочи для проведения Олимпийских Игр был встречен не всеобщим ликованием в России и за рубежом. Многие россияне воспринимали это событие, как сверхмасимальное расходование бюджетных средств из федерального бюджета (вместо финансирования медицины, образования и социальной сферы).

Также отмечались многочисленные выступления «Гринпис России» о недопустимости обширной застройки спортивными объектами буферной зоны Кавказского биосферного заповедника, который взят под защиту ЮНЕСКО, и Сочинского национального парка, особенно заповедного Грушевого хребта.

Экологи также выступали против строительства перегрузочных комплексов в Имеретинской низменности в устье реки Псоу, так как это приведёт к уничтожению наиболее крупных из сохранившихся участков литорали (приливно-отливная зона - участок берега, который затопляется морской водой во время прилива и осушается во время отлива) и водно-болотных угодий. Против проведения олимпиады в Сочи выступали многие черкесы из-за того, что Сочи и другие территории на северо-западе Кавказа, где проживали их предки, «обильно политы черкесской кровью». В г. Ванкувере и г. Лондоне во время олимпиады 2010 и 2012 гг. прошли ряд митингов-протестов черкесских активистов против олимпиады в г. Сочи.

Многие олимпийские объекты построены на местах массовых захоронений черкесов, а их потомки, до сих пор живущие на Кавказе, официально не представлены, как коренное население.

Ведущая правозащитная организация мира Human Rights Watch в феврале 2013 года констатировала бедственное положение рабочих на олимпийских стройках в Сочи. В докладе организации «Олимпийские антирекорды: эксплуатация в ходе подготовки к зимней Олимпиаде 2014», опубликованном на сайте организации, содержится вывод, что рабочие в Сочи становятся «жертвами обмана и эксплуатации». Human Rights Watch составила 67-страничный доклад, в том числе на основе опроса строителей, который сотрудники организации провели на ключевых объектах Олимпиады [6, 8].

Политический протест выразили первые лица государств и международных организаций, которые по каким-либо причинам не посетили олимпиаду. Федеральный президент Германии Йоахим Гаук отказался посетить олимпиаду, по мнению влиятельного журнала «Der Spiegel», данное решение является критикой нарушения прав человека и протестом против репрессий оппозиции в России. Канцлер Германии Ангела Меркель, согласно данным «Der Spiegel», выразила недовольство решением президента Йоахима Гаука, однако, по данным журнала «Focus», также отказалась посещать Олимпиаду. Стоит отметить, что на Олимпиаде в Ванкувере она тоже не присутствовала. Мнения немецких политиков по поводу решения Йоахима Гаука не посещать Олимпиаду разделились.

Отказалась от поездки на зимние Олимпийские игры в Сочи и Европейский комиссар по вопросам юстиции, фундаментальным правам и гражданству и заместитель председателя Европейской комиссии Виван Рединг, мотивируя это преследованием меньшинств российскими властями.

Президент Франции Франсуа Олланд, Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус и остальные высокопоставленные чиновники Франции также не посетили олимпиаду в Сочи. Также на олимпиаде в Сочи, согласно официальному заявлению, из-за плотного графика работы, отсутствовали Президент США Барак Обама и Вицепрезидент США Джо Байден. Это первая Олимпиада с 1988 года, на которой в состав американской президентской делегации не вошли ни президент, ни экс-президент, ни вице-президент, ни члены их семей.

Президент Эстонии отказался посетить олимпиаду, сославшись на плотный рабочий график. Причиной своего отказа Президент Польши Бронислав Коморовский назвал постоянное правило относительно спортивных мероприятий, которые проходят за рубежом, отметив, что о бойкоте речи не идет. Премьер-министр Польши Дональд Туск так-

же сообщил, что не планирует посещать олимпиаду.

Президент Литвы Даля Грибаускайте отказалась ехать на олимпиаду в Сочи, объяснив своё решение нарушением Россией прав человека, а также отношением и поведением России с восточными партнерами, в том числе и с Литвой, экономическими санкциями, которые применяются ей к Литве. Также олимпиаду не посетил Премьер-министр Канады Стивен Харпер, так как глава канадского правительства никогда не посещает олимпийские игры, проводимые за пределами своего государства.

Олимпиаду не посетил и Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, однако он заверил, что это не связано с соблюдением Россией прав человека, в частности, прав сексуальных меньшинств[6].

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В международном олимпийском движении формируется динамичное протестное движение. Для оптимизации современного международного протестного движения необходимы три объективных востребованных сегмента права:

- правовая фиксация радикальных политических отношений в международном олимпийском движении, порожденных потребностями протестного движения различных сообществ;

- заинтересованность государственных правовых институтов в установлении в протестном движении отношений четко определенного международного правопорядка для использования в интересах олимпийского движения;

- установление и общее признание государствами исходных, основополагающих начал правового порядка МОК, ООН, Евросоюза и других международных союзов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Юриспруденция" и "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев ; под ред. П.В. Крашенинникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. -687 с.

2. Бубка, С.Н. Олимпийский спорт в XXI веке: новое социоэкономическое измерение / С.Н. Бубка // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С. 94-100.

3. Решение Совета глав правительств СНГ «О стратегии развития физической культуры и

спорта государств-участников Содружества Независимых Государств до 2020 года» (принято в Ашхабаде 30.05.2012 г.) [Электронный ресурс] // URL :

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=56092. - Дата обращения 30.08.2014.

4. Зуев, В.Н. Правовые основы сферы физической культуры и спорта. Словарь-справочник : учебное пособие / В.Н. Зуев. - М. : Советский спорт, 2010. - 228 с.

5. Зуев, В.Н. О парадигме реформирования федеральных органов государственной власти сферы физической культуры и спорта в постсоветский период / В.Н. Зуев, П.А Виноградов // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 11. - С. 3-14.

6. Зуев, В.Н. Региональное олимпийское движение в проекте «Сочи - 2014» : учебное пособие / В.Н. Зуев, Ю.Н. Юрьев. - М. : Физическая культура, 2014. - 136 с.

7. Олимпийская хартия Международного олимпийского комитета : введена в действие с

09.09.2013 г. [Электронный ресурс] // URL : http://olympic.ru/upload/documents/about-

committee/charter/charter_09_09_2013.pdf. - Дата обращения 30.08.2014.

8. Теппер, Ю.М. История олимпийских бойкотов. Часть 1 : «Свобода», 2008

[Электронный ресурс] // URL : http://www.svoboda.org/content/article/442697.html. - Дата обращения 30.08.2014.

9. Энциклопедия олимпийского спорта : в пяти томах. Т. II / под общ. ред. В.Н. Платонова. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 583 с.

REFERENCES

1. Alekseev, S.V. (2013), Olympic right. Legal bases of the Olympic Movement: The textbook for students of the higher education institutions which are training in the Law and Physical culture and sport, publishing house “UNITI-DANA”, Moscow.

2. Bubka, S.N. (2011), “the Olympic sports in the XXI century: new socioeconomic measurement”, Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 94-100.

3. The decision of Council of heads of governments of the CIS "About strategy of development of physical culture and sport of the participating states of the Commonwealth of Independent States till 2020" (It is accepted in Ashkhabad 30.05.2012), available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=]NT; n=56092.

4. Zuyev V.N. (2010), Legal bases of the sphere ofphysical culture and sport. Dictionary reference: Manual, publishing house “Soviet sports”, Moscow.

5. Zuyev, V.N. and Vinogradov, P. A. (2011), “About paradigm of reforming of federal public authorities of the sphere of physical culture and sport in Post-Soviet period”, Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 3-14.

6. Zuyev, V.N. and Yuryev, Yu.N. (2014), The regional Olympic Movement in the Sochi — 2014 project: Manual, publishing house “Physical culture”, Moscow.

7. Olympic charter of the International Olympic Committee: it is put into operation with

09.09.2013, available at: http://olympic.ru/upload/documents/about-

committee/charter/charter_09_09_2013.pdf.

8. Tepper, Yu.M. (2008), History of the Olympic boycotts, part 1, “Freedom”, available at: http://www.svoboda.org/content/article/442697.

9. Ed. Platonov, V.N. (2004), The encyclopedia of the Olympic sports, in five volumes, Vol. II, Olympic literature, Kiev, Ukraine.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.09.2014.

УДК 378.147:378.018.43 МОДЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лидия Евгеньевна Изотова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - создание моделей зрелости социально-педагогических систем. Известно, что образование - социальный институт, стратегические цели которого тесно связаны с проблемами развития общества. В современном мире к образованию предъявляют повышенные требования, без соблюдения которых невозможно раскрытие его гигантского потенциала. На заседании ЮНЕСКО основными задачами высшего образования были признаны: распространение образования, подготовка кадров и проведение научных исследований. В соответствии с современными требованиями, образование должно укреплять свои функции, связанные со служением обществу, путем применения междисциплинарного подхода к анализу проблем (известен призыв: “От качества образования - к качеству жизни”). Качество образования детерминируется функционированием социально-педагогических систем. Однако слабая разработанность моделей зрелости социальнопедагогических систем не способствует их объективному мониторингу.

Ключевые слова: социально-педагогическая система, уровень зрелости, образовательная среда, модель, надёжность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p51-55 PEDAGOGICAL SYSTEMS MATURITY MODELS

Lidia Eugenievna Izotova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer,

Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of the investigation is socially pedagogical systems maturity models elaboration. As well known, the education is a social institution, and its strategic purposes are interrelated with the society

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.