Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование олимпийского движения в Российской федерации'

Административно-правовое регулирование олимпийского движения в Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
985
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ОЛИМПИЙСКИЙ КОМИТЕТ РОССИИ / PUBLIC ADMINISTRATION / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / ADMINISTRATIVE LEGAL STATUS / OLYMPIC COMMITTEE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ищенко Станислав Андреевич

В статье анализируются правовые основы и состояние административно-правового регулирования национального олимпийского движения, выступающего составной частью международного олимпийского движения. На основе действующего российского административного законодательства представлена характеристика статуса российского олимпийского комитета, рассмотрены цели, задачи и основные направления его деятельности, включая взаимодействие с международным олимпийским комитетом, а также вопросы использования олимпийской символики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ищенко Станислав Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal regulation of the Olympic movements in the Russian Federation

In article legal bases and a condition of administrative and legal regulation of the national Olympic movement acting as a component of the international Olympic movement are analyzed. On the basis of the existing Russian administrative legislation the characteristic of the status of the Russian Olympic committee is submitted, the purposes, tasks and the main directions of its activity, including interaction with the international Olympic committee, and also questions of use of the Olympic symbolics are considered.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование олимпийского движения в Российской федерации»

Ищенко Станислав Андреевич

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России __________________________ (e-mail: amy7@mail.ru)

Административно-правовое регулирование олимпийского движения в Российской Федерации

В статье анализируются правовые основы и состояние административно-правового регулирования национального олимпийского движения, выступающего составной частью международного олимпийского движения. На основе действующего российского административного законодательства представлена характеристика статуса российского олимпийского комитета, рассмотрены цели, задачи и основные направления его деятельности, включая взаимодействие с международным олимпийским комитетом, а также вопросы использования олимпийской символики.

Ключевые слова: государственное управление, физкультура и спорт, административноправовой статус, Олимпийский комитет России.

S.A. Ishchenko, Doctor of law, professor professor of the chair of administrative activity and organization of activity of traffic policy of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: amy7@mail.ru

Administrative and legal regulation of the Olympic movements in the Russian Federation

In article legal bases and a condition of administrative and legal regulation of the national Olympic movement acting as a component of the international Olympic movement are analyzed. On the basis of the existing Russian administrative legislation the characteristic of the status of the Russian Olympic committee is submitted, the purposes, tasks and the main directions of its activity, including interaction with the international Olympic committee, and also questions of use of the Olympic symbolics are considered.

Key words: public administration, physical culture and sports, administrative legal status, Olympic committee of Russia.

В свете проблематики данной публикации, прежде всего, следует отметить, что олимпийское движение - это сложный социально-правовой институт, который выходит за рамки национального законодательного регулирования, имея международное значение.

Основными составляющими олимпийского движения являются:

международное олимпийское движение (далее - МОД);

международные спортивные федерации (далее - МФС);

национальные олимпийские комитеты (далее - НОК);

оргкомитеты по проведению Олимпийских игр.

Таким образом, российское олимпийское движение является составной частью международного олимпийского движения.

Вступивший в силу 30 марта 2008 года Федеральный закон от 27 декабря 2007 г. № 329-

ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1] внес существенные изменения в правовое регулирование спортивного движения в России в сравнении с ранее действовавшим одноименным Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ [2].

В соответствии со ст. 11 Закона о физкультуре и спорте целями российского олимпийского движения являются:

пропаганда и внедрение принципов олимпийского движения;

содействие развитию физической культуры и спорта;

укрепление международного спортивного сотрудничества;

участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем МОК.

Олимпийское движение России возглавляется НОК. В качестве такового в России с 1992 г. выступает Общероссийский союз

269

физкультурно-спортивных объединений

«Олимпийский комитет России» (далее - ОКР).

Сегодня ОКР в соответствии с положениями Закона о физкультуре и спорте:

является субъектом физической культуры и спорта в РФ (п.5 ст. 5 Закона);

возглавляет Олимпийское движение России (ч. 2 ст. 11 Закона);

имеет статус общероссийского общественного объединения (ч. 2 ст. 11 Закона; ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [3]);

осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях, Олимпийской хартией МОК и на основе признания МОК, а также в соответствии со своим уставом (ч. 2 ст. 11 Закона);

пользуется признанием и поддержкой государства в реализации уставных целей (ч. 2 ст. 11 Закона).

Являясь союзом общественных объединений, ОКР создается и функционирует на основе добровольности, равноправия его членов, самоуправления и законности. ОКР свободен в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Важнейшим элементом правосубъектности ОКР является признание его международным олимпийским комитетом.

В соответствии с пар. 5 ст. 32 Олимпийской хартии до того, как НОК учреждается и получает право так называться, организация должна получить признание МОК.

Согласно официальному разъяснению МОК к ст. 32 для получения такого признания НОК-кандидат должен:

выполнять условия, изложенные в Олимпийской хартии;

представить на утверждение МОК свой устав в 2-х экземплярах на французском или английском языках;

обратиться в каждую МСФ, членом которой является национальная федерация, входящая в его состав, с просьбой представить аттестацию, удостоверяющую МОК, что данная национальная федерация является полномочным членом этой МСФ;

НОК-кандидат, устав которого утвержден МОК, должен направить в МОК экземпляр устава вместе с просьбой о признании и списком членов своего исполнительного органа, причем верность всех 3-х документов заверяется президентом и генеральным секретарем НОК.

Устав каждого НОК должен соответствовать Олимпийской партии и содержать четкие ссылки на нее. В случае каких-либо сомнений, коллизий и противоречий высшую силу имеют положения Олимпийской хартии.

Любые последующие изменения в уставе, первоначально одобренном МОК, также должны направляться в МОК для утверждения. В МОК должны направляться экземпляры протоколов заседаний, на которых проводились выборы или замена членов НОК. Все эти документы должны заверяться президентом и генеральным секретарем НОК.

Олимпийской хартией (гл. IV) определяются основополагающие принципы формирования национальных олимпийских комитетов.

Так, в соответствии с Олимпийской хартией миссией НОК является развитие и защита олимпийского движения в своих странах в соответствии с Олимпийской хартией.

НОК должны :

пропагандировать на национальном уровне, в рамках спортивной деятельности, основопо-лаг ающие принципы олимпизма;

обеспечивать соблюдение Олимпийской хартии в своей стране;

поощрять развитие спорта высших достижений, а также массового спорта;

оказывать помощь в подготовке спортивных кадров;

бороться против использования препаратов и процедур запрещенных МОК или МСФ, в частности привлекая компетентные власти своей страны с тем, чтобы медицинский контроль мог быть осуществлен в оптимальных условиях.

эффективно бороться за создание программ по распространению спорта на всех уровнях.

НОК имеют право (ст. 6 гл. IV Олимпийской хартии):

формулировать предложения, адресуемые в МОК, в отношении Олимпийской хартии и олимпийского движения вообще, включая организацию и проведение Олимпийских игр;

излагать свое мнение относительно кандидатур на проведение Олимпийских игр;

сотрудничать в подготовке олимпийских конгрессов;

участвовать по просьбе МОК в деятельности комиссий МОК.

МОК может оказывать НОК помощь в выполнении их миссий через свои департаменты и Олимпийскую солидарность.

В выполнении своей миссии НОК могут сотрудничать с неправительственными и правительственными органами. Однако они никогда не должны быть причастными к деятельности, противоречащей Олимпийской хартии.

Кроме мер и санкций, предусмотренных в случае нарушений Олимпийской хартии, МОК может после заслушивания НОК исключить его или лишить своего признания (ст. 9 гл. IV Олимпийской хартии):

в случае, если деятельности НОК препятствуют действующие в стране правовые поло-

270

жения или акции со стороны других - спортивных или иных - учреждений данной страны;

если формированию или выражению воли национальных федераций или других органов, являющихся членами НОК или представленных в нем, препятствуют правовые положения или порядки, действующие в данной стране, или акции со стороны других - спортивных или иных - учреждений данной страны.

Членами ОКР в соответствии с его Уставом могут быть: российские юридические лица — общественные объединения физкультурноспортивной направленности, признающие устав ОКР, оказывающие поддержку ОКР и уплачивающие членские взносы в установленном ОКР порядке.

В соответствии со ст. 4 Устава ОКР членами ОКР являются:

общероссийские спортивные федерации (союзы) по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр (далее - Олимпийские федерации);

общероссийские общественные объединения - союзы (ассоциации) зимних и летних видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр;

региональные общественные объединения, созданные для развития спорта, пропаганды и популяризации олимпийского движения, по одному от каждого субъекта РФ;и др.

Членами ОКР в порядке исключения в соответствии с Олимпийской хартией МОК и Законом о физкультуре и спорте являются члены МОК - граждане России.

Российские юридические лица - общественные объединения принимаются в члены ОКР Олимпийским собранием ОКР не менее чем 2/3 голосов участников Олимпийского собрания ОКР, при наличии кворума. Права члена ОКР возникают с момента принятия решения Олимпийским собранием ОКР.

ОКР не вправе принять в члены ОКР более одной российской спортивной федерации по одному виду спорта.

Члены ОКР - юридические лица - общественные

объединения - могут в любое время прекратить свое членство в ОКР, уведомив об этом Исполком ОКР в письменной форме.

В структуре ОКР могут быть филиалы и представительства, не являющиеся юридическими лицами, и действующие в соответствии с положениями, утверждаемыми Исполкомом ОКР. При этом ведется реестр членов ОКР.

Структура управления ОКР включает в себя в соответствии со ст. 8 Устава следующие руководящие органы: Олимпийское собрание; Исполком; Президент; Исполнительный директор.

Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ОКР ежегодно обеспечивается проведение аудиторской проверки, материалы которой представляются на рассмотрение Исполкома ОКР.

Для этой цели Олимпийским собранием ОКР сроком до очередного отчетно-выборного Олимпийского собрания ОКР избирается контрольно-ревизионная комиссия ОКР, которая представляет Олимпийскому собранию ОКР отчет и вносит предложения по финансовохозяйственной деятельности OKР (ст. 17 Устава). Контрольно-ревизионная комиссия ОКР проводит ежегодные проверки финансовохозяйственной деятельности ОКР, о чем составляет соответствующий акт.

В соответствии со ст. 18 Устава из числа лиц, находившихся в должности президента ОКР не менее двух сроков и внесших большой личный вклад в развитие и укрепление олимпийского движения, Олимпийским собранием могут пожизненно избираться почетные президенты ОКР. Почетные президенты ОКР избираются тайным голосованием на Олимпийском собрании ОКР.

Одновременно в ОКР может быть не более двух Почетных президентов ОКР. Почетные президенты ОКР выполняют представительские и другие обязанности, устанавливаемые Исполкомом ОКР. Почетные президенты ОКР имеют рабочий аппарат и им создаются соответствующие условия, необходимые для выполнения их полномочий.

В ОКР может создаваться и действовать Совет почета OKР, состоящий из физических лиц, внесших значительный вклад в развитие олимпийского движения России.

Согласно ст. 20 Устава с целью всемерной поддержки деятельности ОКР, в том числе финансовой, культурной, социальной и иной поддержки, в ОКР может создаваться и действовать Совет содействия ОКР, в состав которого могут входить представители членов ОКР, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различных организационно-

правовых форм и форм собственности, спортсмены, специалисты в области спорта, видные деятели политики, культуры и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности ОКР и развитии олимпийского движения в России.

В ОКР создается и действует постоянная Комиссия спортсменов ОКР, в состав которой входят действующие спортсмены, являющиеся призерами Олимпийских игр (ст. 21 Устава).

В соответствии со ст. 22 Устава в ОКР также создается и действует постоянная Комиссия по этике, задачей которой является выработка и совершенствование основных этических прин-

271

ципов олимпийского движения в России, включая кодекс этики, основанный на ценностях и принципах, закрепленных в Олимпийской хартии МОК. Комиссия ОКР по этике рассматривает жалобы и заявления, связанные с несоблюдением этических принципов в деятельности ОКР и его членов, включая нарушение Кодекса этики ОКР, а также осуществляет иные полномочия, определенные Исполкомом ОКР.

Задачи создания НОК регламентированы Олимпийской хартией (параграф 8 ст. 32 гл. IV). Кроме того, национальным олимпийским комитетам рекомендуется (пар. 9 ст. 32 гл. IV Олимпийской хартии):

регулярно (по возможности ежегодно) организовывать Олимпийский день или неделю с целью популяризации олимпийского движения;

включать в свою деятельность заботу о пропаганде культуры и искусства в области спорта и олимпизма;

участвовать в программах Олимпийской солидарности;

изыскивать источники финансирования, которые позволят им сохранить свою автономию во всех отношениях.

Указанные в Олимпийской хартии, а также в Законе о физкультуре и спорте полномочия конкретизированы в ст. 3 Устава ОКР.

Согласно ч. 4 ст. 11 Закона о физкультуре и спорте ОКР часть своих полномочий реализует во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта (Минспорттуризм России) и общероссийскими спортивными федерациями: развитие спорта высших достижений и массового спорта (п. 1 ч. 3 ст. 11 Закона);

участие в разработке и осуществлении мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки российских спортсменов для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем МОК (п. 6 ч. 3 ст. 11 Закона).

Правилом 17 гл. I Олимпийской хартии закрепляются исключительные права МОК на олимпийские символ, флаг, девиз и гимн.

Согласно официальному разъяснению к правилам 12, 13, 14, 15, 16 и 17 МОК может принимать все соответствующие меры для приобретения юридической защиты на национальном международном уровне олимпийских символа, флага, девиза и гимна. Даже если национальное законодательство или регистрация торгового знака предоставляют НОК защиту олимпийского символа, такой НОК может использовать вытекающие из этого права только в соответствии с инструкциями, полученными от Исполкома МОК.

Каждый НОК несет перед МОК ответственное за соблюдение в своей стране Правил 1217 Олимпийской Хартии, а также официального разъяснения к ним. Он должен принять меры для запрещения любого использования олимпийского символа, флага, девиза или гимна, которое бы противоречило этим правилам или официальному разъяснению к ним. Он должен тоже постараться обеспечить защиту в интересах МОК наименований «олимпийский» и «Олимпиада».

НОК может в любое время обратиться за помощью МОК в приобретении предусмотренной выше защиты олимпийских символа, флат, девиза или гимна и в урегулировании любых разногласий, которые могут возникнуть в подобных вопросах с третьими сторонами.

НОК вправе использовать олимпийские символ, флаг, девиз и гимн только в рамках своей деятельности, проводимой не для извлечения прибыли, при условии, что такое использование будет способствовать развитию олимпийского движения и не ущемлять его достоинства, а также при условии получения соответствующими НОК предварительного согласия Исполкома МОК на такое использование.

МОК в сотрудничестве с НОК соответствующих стран поощряет использование олимпийского символа на почтовых марках, выпускаемых, в согласовании с МОК, компетентными национальными органами. Исходя из этого он может дать разрешение использовать олимпийскую символику в соответствии с условиями, определенными Исполнительным бюро МОК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также следует отметить, что МОК может создать одну или несколько олимпийских эмблем, которые может использовать по своему усмотрению.

Олимпийская эмблема может быть создана НОК или ОКОИ. Исполком МОК может утвердить дизайн олимпийской эмблемы при условии, если он сочтет, что не существует вероятности совпадения между указанной эмблемой и олимпийским символом или другими олимпийскими эмблемами.

Олимпийская эмблема НОК должна отвечать следующим требованиям:

дизайн эмблемы должен быть таким, чтобы четко идентифицировалась ее связь со страной соответствующего НОК;

отличительный элемент эмблемы не должен быть ограничен одним названием (или аббревиатурой названия) страны, к которой относится этот НОК;

отличительный элемент эмблемы не должен содержать ссылок на Олимпийские игры или на отдельную дату или событие, не быть ограничен во времени;

272

отличительный элемент эмблемы не должен содержать девизов, наименований, других словосочетаний общего характера или других выражений, которые создают впечатление универсальных или международных по своей природе;

эмблема должна быть смоделирована так, чтобы четко идентифицировать ее связь с Олимпийскими играми, организуемыми соответствующими ОКОИ;

отличительный элемент не должен ограничиваться одним названием (или аббревиатурой) страны соответствующего ОКОИ;

отличительный элемент эмблемы не должен содержать девизов, наименований или других словосочетаний, которые создают впечатление универсального или международного характера.

Право использования олимпийской эмблемы в рекламных или коммерческих целях или в целях извлечения прибыли принадлежат только МОК.

Использование олимпийской эмблемы в рекламных или коммерческих целях или в целях извлечения прибыли должно отвечать условиям, изложенным в п. 10 и 11 Официального разъяснения к правилам 12-17.

Олимпийский символ и олимпийские эмблемы МОК могут использоваться МОК или уполномоченным им лицом на территории любого национального олимпийского комитета, при условии соблюдения следующих правил: при заключении соглашений о спонсорстве, поставках и в отношении всех коммерческих инициатив, должно соблюдаться условие, что такое использование не нанесет ущерба интересам соответствующего НОК и что решение должно приниматься Исполкомом МОК при консультациях с этим НОК, который получит часть чистого дохода от такого использования;

при всех лицензионных соглашениях должно соблюдаться условие, что НОК получит половину чистой прибыли от такого использования после вычета всех налогов и положенных сборов.

НОК будет заранее извещен о любом таком мероприятии.

МОК по своему усмотрению может уполномочивать телевизионные компании, ведущие репортажи с Олимпийских игр, использовать олимпийский символ и олимпийские эмблемы МОК и ОКОИ для пропаганды передач с Олимпийских игр.

Кроме того, МОК оставляет за собой все права любого рода, касающиеся использования олимпийского огня и олимпийских факелов.

В соответствии с положениями Международного договора от 20 сентября 1981 г. «Найробский договор об охране олимпийского

символа» любое государство-участник обязано отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве знака и запрещать путем соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе МОК, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение мОк (ст. 1). Описание олимпийского символа приведено в приложении к данному договору.

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Закона о физкультуре и спорте ОКР в соответствии с Олимпийской хартией МОК осуществляет меры по защите принадлежащих МОК прав на использование олимпийских символа, девиза, флага и гимна, наименований «Олимпийские игры» и «Игры олимпиады» на территории РФ. Кроме того, в соответствии с ч. 5 и 6 данной статьи OKР принадлежат исключительные права на: использование собственного наименования и официального наименования «Олимпийская команда России»;

олимпийскую эмблему Олимпийского комитета России, девиз, флаг и иную российскую олимпийскую символику.

Использование третьими лицами в коммерческих и рекламных целях указанных наименований и образованных на их основе слов и словосочетаний осуществляется на основании соглашений, предусмотренных в письменной форме с Олимпийским комитетом, за исключением случаев использования этих наименований образованных на их основе слов и словосочетаний:

в целях информационного обеспечения; в связи с осуществлением указанного права третьими лицами, являющимися приобретателями права на освещение в средствах массовой информации Олимпийских игр и других международных спортивных мероприятий, проводимых под патронажем МОК.

Россия, являясь участницей Найробского договора (с 17 апреля 1986 г.), приняла на себя обязательство:

отказывать в регистрации в качестве товарного знака;

признавать недействительной регистрацию товарного знака;

запрещать путем соответствующих мер использование в качестве товарного знака (или другого обозначения) в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ.

Исключением из названного правила является наличие соответствующего разрешения МОК.

Олимпийской хартией закрепляется право МОК на «олимпийскую собственность». Так,

273

предусмотрено, в частности, на олимпийский символ, флаг, девиз, обозначения (включая слова «Олимпийские игры» и «игры Олимпиады»), знаки, эмблемы, огонь и факелы (включая их технические решения) являются «Олимпийской собственностью», и все права на каждый из них в отдельности и на все элементы Олимпийской собственности принадлежат исключительно МОК, включая, но, не ограничиваясь, использование для получения дохода, в коммерческих и рекламных целях. Согласно упомянутой правовой норме МОК может лицензировать все свои права или их часть на условиях,регламентируемых Исполкомом МОК.

Особые правила использования олимпийской символики установлены Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 2 ст. 7) [4].

Таким образом, российское олимпийское движение является основной частью такого сложного многогранного явления как международное олимпийское движение, в связи, с чем его организационно-правовые основы регулируются как нормами международного права, так и национальным законодательством в физической культуре и спорте

1. Федеральный закон от 27.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

2. Федеральный закон от 29.04.1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2206.

3. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

4. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 310-Ф3 «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6071.

1. The Federal law of 27.12.2007 No 329-FL "About physical culture and sport in the Russian Federation" // CL Russian Federation. 2007. No 50. Art. 6242.

2. The federal law of 29.04.1999 No 80-FL "About physical culture and sport in the Russian Federation" // CL Russian Federation. 1999. No 18. Art. 2206.

3. The federal law of 19.05.1995 No 82- FL "About public associations" // SZ Russian Federation. 1995. No 21. Art. 1930.

4. The federal law of 01.12.2007 No 310- FL "About the organization and carrying out the XXII Olympic winter Games and the XI Paralympic winter games of 2014 in the city of Sochi, a development of the city of Sochi as mountain resort and modification of separate acts of the Russian Federation" // CL Russian Federation. 2007. No 49. Art. 6071.

274

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.