УДК 378
З.Р Танаева, зам. начальника кафедры ЧЮИ МВД РФ, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УОРАОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТООКОЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОО К РАБОТЕ С НЕСООЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАООНАРУШИТЕЛЯМИ
В статье раскрываются социальные, процессуальные, личностные и результативные закономерности концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Закономерности рассматриваются как неотъемлемая часть концепции, на которой базируются принципы педагогического управления.
Ключевые слова: концепция, закономерность, педагогический закон, принцип, подготовка к работе с несовершеннолетними правонарушителями, педагогическое управление профессиональной подготовкой.
В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разностороннего личностного развития, способных к непрерывному самосовершенствованию, отвечающих мировым стандартам, является одной из центральных задач вузов. Мы выделяем и рассматриваем одно из актуальных направлений совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе - профессиональная подготовка к работе с несовершеннолетними правонарушителями. В условиях напряженной криминальной обстановки эффективная профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями нуждается в подготовленных высококвалифицированных кадрах, успех выполнения которыми своих функций всецело зависит от уровня их профессиональной подготовки. Анализ подготовки студентов вузов к работе с несовершеннолетними правонарушителями на примере подготовки будущих юристов позволяет сделать вывод о том, что вопрос о целенаправленной подготовке квалифицированных кадров к работе с несовершеннолетними правонарушителями еще не занял должного места в теории и практике вузов. На наш взгляд, подготовка будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, являясь неотъемлемой составляющей их профессиональной подготовки, будет успешно реализована в практике работы высшей школы при условии разработки целостной концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов, ведущая идея которой предполагает осмысление научного познания педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями; раскрытие его содержания и специфических особенностей; овладение технологическими основаниями педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Указанная концепция, в основе которой лежит синтез междисциплинарного, правового и модульного подходов, построена нами как результат теоретико-методологического анализа, позволившего экстраполировать идеи современной теории управления, юриспруденции, профессионального образования на подготовку обучаемых. При этом ядро концепции составляют закономерности - "объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами" [1] педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Необходимо отметить, что на выявленных закономерностях основываются принципы педагогического управления, которые являются ключевым моментом построения рассматриваемой концепции, так как, будучи базисной категорией дидактики, они определяют требования ко всей системе обучения, уточняя и конкретизируя цель, способствуя формированию содержания, определяя выбор форм и методов обучения.
Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование лич-
ности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д. Чтобы сформировать закономерность, нужно вскрыть существенные, объективные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявятся; установить границы ее распространения; выразить, сформулировать закономерность через взаимодействие педагогических категорий в словесной или аналитической форме [Там же].
Ориентируясь на результаты проведенного анализа особенностей образовательного процесса в вузе в аспекте исследуемой проблемы, нами выявлены закономерности педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, к которым отнесены социальные, процессуальные, личностные и результативные закономерности.
Социальные закономерности представляют собой своего рода внешние закономерности, соответствующие перспективам развития общества, доминирующим ценностно-мировоззренческим установкам и потребностям нашего государства. В настоящее время в условиях глобальных изменений в экономике, политике, культуре, образования обеспечение стабильного экономического роста, устойчивого формирования гражданского общества в России выступает одной из приоритетных задач органов и учреждений, осуществляющих работу с молодежью, от компетентности которых во многом зависит конечный результат. Осмысливая роль и значение подрастающего поколения в современных условиях, следует отдавать себе отчет в том, что именно сегодняшней молодежи предстоит решать важнейшие задачи нашего государства. Однако, учитывая, что в современном обществе по-прежнему идет процесс размывания духовно-нравст-венных идеалов прошлого и появление новых, порождающий, в конечном счете, ощущение утраты некоторых духовных ценностей, который ведет к разрыву между поколениями по мировоззренческим, жизненным ценностям, представлениям о смысле жиз-ни, моральным нормам и нравственным мотивам поведения, специалистам, осуществляющим работу с молодежью, в том числе с несовершеннолетними правонарушителями, предъявляются особые требования. Поэтому очень важно обратить самое пристальное внимание на формирование у будущих специалистов нравственных установок, лич-ной убежденности, ориентированных на верность законам Российской Федерации, соблюдение норм морали, способных следовать этическим нормам, проявлять такие качества, как терпимость, доброжелательность, тактичность, сочувствие, сопереживание и др. На основе вышеизложенного, мы устанавливаем социальные закономерности, представляющие собой зависимость педагогического процесса от общественных процессов, социально-экономической, политической ситуации, потребности общества в определенном типе специалистов, осуществляющих свою деятельность в сфере профилактики подростковой преступности. Из данных закономерностей, на наш взгляд, вытекают такие принципы профессиональной подготовки, как принципы закон-
ности, толерантности. Принцип законности - это базисная установка педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними, которая должна пронизывать все управленческие позиции. Выбирая его в качестве одного из основных принципов профессиональной подготовки, мы руководствовались тем, что вся деятельность специалистов в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних должна быть направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних. В этих условиях возникает необходимость подготовки модели специалиста-профессионала с высоким уровнем профессионального правосознания, обладающим знаниями, умениями эффективно бороться с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних, соблюдая действующие нормы отечественного и международного права. Толерантность вслед за В.Г. Ги-малиевым, Л.В. Головатой, Н.Ю. Кудзиевой и др. определяется нами как форма выражения субъектами образовательного процесса своего отношения к окружающему миру в единстве всех его проявлений, предполагающая ту или иную форму согласия, основанного на всестороннем многоплановом анализе сущностных связей и отношений зависимости между объектами, процессами и явлениями, позволяющем сформировать взвешенную точку зрения, учитывающую полярные и внешне несовместимые компоненты.
Процессуальные закономерности представляют взаимосвязь процессов педагогического управления с внешними и внутренними факторами, заключающаяся, прежде всего, в том, что процессы педагогического управления профессиональной подготовкой к работе с несовершеннолетними правонарушителями определяются влияниями внешней среды и сами оказывают на нее воздействие. Таким образом, открытый, динамичный характер функционирования процесса педагогического управления позволяет реагировать на изменения образовательной среды, определять масштабы и сложность данного процесса, принимать решения, соответствующие главной цели концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями - повышение качества профессионального образования. Необходимо также отметить, что в тесной взаимосвязи находятся между собой цели и задачи управления профессиональной подготовкой с организационно-педагогическими условиями успешного функционирования концептуальной модели, с содержанием педагогического процесса. Итак, достижение оптимальных результатов в обучении в исследуемом направлении, заключающихся в приобретении комплекса профессионально важных и социально-значимых знаний и умений, необходимых для работы с несовершеннолетними правонарушителями; развитии профессионально-деловых качеств (решительности, ответственности за свои действия и поступки, принципиальности; воспитании у обучаемых высокого уровня профессионального правосознания, возможно при осуществлении рефлексии с подключением механизмов самопознания, самоанализа и самоконтроля); возможно при применении ресурсов учебной практики; разработке и реализации программы интегративной дисциплины специализации "Предупреждение правонарушений несовершеннолетних"; при субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса; управлении научно-ис-следователь-ской работой обучаемых; стимулировании межличностно-ком-муникатив-ной образованности будущих специалистов. На данных закономерностях базируются принципы преемственности, координации, реализации обратной связи. Принцип преемственности обеспечивает целостность процесса подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями на разных его этапах, обогащает содержание, формы и методы обучения и воспитания, предопределяет характер связей между этапами педагогического процесса, способствует установлению закономерностей, что позволяет предвидеть логику его дальнейшего развития. Принцип координации предполагает технологическое управление процессом профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, связанное с поисковым характером
организации учебной деятельности с целью установления целесообразных соотношений между познавательными задачами, потребностями и мотивами. Актуализация принципа реализации обратной связи при педагогическом управлении профессиональной подготовкой будущих юристов обусловлена тем, что, по сути, осуществление обратной связи является альтернативой традиционному педагогическому воздействию, определяющему сущность авторитарно-императивного, личностно-отчужденного педагогического процесса; единоначалию в управлении, связанному субординационными связями.
Личностные и результативные закономерности можно отнести к внутренним закономерностям, отражающим устойчивую зависимость между деятельностью субъектов образовательного процесса, между деятельностью обучаемого и содержанием образования.
Личностные закономерности представляют собой взаимосвязь развития личности будущего специалиста с его профессиональной подготовкой. Специфика профессиональной подготовки к работе с несовершеннолетними правонарушителями заключается в том, что это целенаправленный процесс, предполагающий ориентацию обучаемых на конкретные профессиональные ценности, представляющие собой профессиональное правосознание; социальную активность, направленную на преодоление преступности среди несовершеннолетних, коммуникативную культуру, интегрирующую коммуникативные знания, ценности и опыт, реализация которых, в ситуациях правоприменительного характера, позволяет достигать продуктивное межличностное взаимодействие с несовершеннолетними правонарушителями, родителями и иными субъектами профилактической деятельности. В связи с этим при педагогическом управлении данным процессом основное внимание должно быть уделено не только результатам, но и ценностям и смыслам, которые осознанно принимаются будущими специалистами как основа их профессиональной деятельности. На наш взгляд, частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между качеством подготовки к выполнению определенного вида деятельности и способностями, интересами обучаемых к овладению конкретными знаниями, умениями в данной области. Личностные закономерности находят отражение в принципах субъектности, доступности, коммуникативной ориентированности. Субъектность понимается нами как состояние личностного и профессионального развития обучаемого, выражающееся в его способности успешно адаптироваться в постоянно изменяющуюся образовательную, социокультурную ситуацию, его потребности в проявлении активности, самостоятельности в организации взаимодействия с преподавателем, в осознании им ответственности за создание условий своего развития. Принцип доступности приобретает особую ак-туальность в связи с причастностью различных наук к разработке проблемы педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Данное обстоятельство заставляет продумывать этапы и способы изложения, дидактические приемы, обеспечивающие доступность различных аспектов необходимого учебного материала. Принцип коммуникативной ориентированности предполагает готовность специалиста, осуществляющего работу с несовершеннолетними правонарушителями, к налаживанию продуктивного взаимодействия с различными категориями граждан в ходе своей профессиональной деятельности и установлению необходимых профессионально-деловых отношений, направленных на отстаивание справедливости.
Результативные закономерности представляют собой взаимосвязь дальнейшего развития педагогического управления профессиональной подготовкой к работе с несовершеннолетними правонарушителями с характером отношений между субъектами педагогического управления и связями управления - взаимодействия, в основе которого лежит гуманизация отношений между субъектами, способствующая максимальной самореализации, раскрытию потенциальных возможностей каждого, выход из системы подчинения в систему сотрудничества, замену межроле-вых отношений межличностны-ми, субъект-субъектными. За
этим стоит восприятие обучаемого полноправным участником педагогического процесса вуза, субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия на него. Такие отношения между субъектами позволяют изменять педагогический процесс профессиональной подготовки к работе с несовершеннолетними правонарушителями с целью улучшения динамики его развития до высшего уровня - саморазвития. На наш взгляд, из результативных закономерностей вытекают принципы гуманизации, наблюдаемости, самоуправляемости, рефлексивного управления. Принцип гуманизации рассматривается нами как руководство для экстериоризации собственного опыта при осуществлении в дальнейшем своей профессиональной деятельности, основанной на взаимном уважении, сотрудничества, доброжелательности в сочетании с высокой требовательностью для достижения высоких результатов. Принципы наблюдаемости, самоуправляемости, рефлексивного управления, отражающие идеи общей теории педагогического управления, определяют следующие положения концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, как переход из субъектно-объектных в субъектно-субъектные отношения на рефлексивной основе; формирование мотивационного механизма, обеспечивающего эффективную и результативную деятельность всех участников образовательного процесса; определение основных параметров образовательного процесса (коэффициент усвоения материала, степень обученности и т.д.) с использованием априорной информации.
Учитывая, что предметом любой науки является познание законов и закономерностей [2] в совокупности, рассмотрим эти категории применительно нашей концепции. Понятия "закон" и "закономерность" отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность - на более абстрактном уровне и часто вскрывает общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы. Приведем всеобщие законы, которые на протяжении многих лет используются в образовательном процессе [3], и, соотнеся их с закономерностями концепции педа-
Библиографический список.
гогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями приходим к следующим выводам. На законе пропорционального соотношения скорости движения с прилагаемой силой построены результативные закономерности, представляющие собой взаимосвязь дальнейшего развития концептуальной модели педагогического управления профессиональной подготовкой к работе с несовершеннолетними правонарушителями с характером отношений между субъектами педагогического управления и связями управления - взаимодействия. Процессуальные закономерности, представляющие взаимосвязь процессов педагогического управления с внешними факторами и заключающиеся в том, что процессы педагогического управления профессиональной подготовкой к работе с несовершеннолетними правонарушителями определяются влияниями внешней среды и сами оказывают на нее воздействие, исходят из закона противодействия равного действию. На законе подобия построены социальные закономерности концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, представляющие собой взаимосвязь характера обучения и воспитания с конкретными историческими условиями и потребностью общества в высококвалифицированных кадрах для работы с несовершеннолетними правонарушителями. Личностные закономерности, представляющие собой взаимосвязь развития личности будущего специалиста с его профессиональной подготовкой, на наш взгляд, построены на законе сохранения, поскольку в процессе профессиональной подготовки обучаемые ориентируются на конкретные профессиональные ценности, которые в дальнейшем определяют их правосознание и социальную активность, направленную на преодоление подростковой преступности.
Опытно-поисковая работа, проведенная нами в исследуемом направлении, свидетельствует о всеобщем характере и устойчивости проявления этих закономерностей на всех этапах педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
1. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие: в 2-х кН. / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Брянский государственный университет, 2003. - Кн. 1.
2. Соловцова, И.А. Общие основы педагогики: учебник для студентов педагогических вузов / И.А. Соловцова, Н.М. Борытко; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: ВГИПК РО, 2006.
3. Левичев, О.Ф. Принцип законности в современной дидактике // Педагогика. Психология. - 2008. - № 2.
4. Гималиев, В.Г Педагогические условия формирования социокультурной толерантности у студентов гуманитарных факультетов университета в
процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2006.
5. Головатая, Л.В. Толерантность как проблема философии образования: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006.
6. Кудзиева, Н.Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.
Статья поступила в редакцию 21.08.10
УДК 159.9
И.А. Верченко, ассистент СурГПУ, г. Сургут, E-mail: [email protected]; В.В. Гагай, проф. СурГПУ, г. Сургут, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТООРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯСТУДЕНТОО О ПРОЦЕССЕ ИНДИОИДУАЛЬНОГО И СООМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
В данной статье изложена процедура исследования творческого мышления студентов при решении учебных задач теоретического и практического уровня. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей творческого мышления студентов в процессе индивидуального и совместного решения учебных задач.
Ключевые слова: творческое мышление, беглость, оригинальность и продуктивность как показатели творческого мышления, творческая мыслительная деятельность, учебная задача, индивидуальное и совместное решение учебных задач.
Совершенствование мышления становится крайне важным рапии. Особую значимость оно приобретает в сфере образовав различных областях - в коллективной творческой деятельное- ния, где формирование способности совершенствовать мышле-
ти, управлении, психологическом консультировании и психоте- ние становится одной из ведущих целей [1]. В этой связи чрез-