УДК 78.91 ББК 89
Танаева Замфира Рафисовна
кандидат педагогических наук кафедра административного права и административной деятельности Челябинский юридический институт МВД России
г. Челябинск Tanaeva Zamfira Rafisovna Candidate of Pedagogics Chair of Administrative Law and Administrative Activity Chelyabinsk Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Chelyabinsk
Теоретико-педагогические предпосылки развития педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними
правонарушителями Pedagogical Theoretic Factors of Development of the Future Experts’ Professional Training Pedagogical Management for Work with Juvenile Malefactors В статье анализируются развитие и становление теории педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями, раскрывается понятийно-
терминологический аппарат данной проблемы.
The article analyses formation and development of the theory of the future experts’ professional training pedagogical management for work with juvenile malefactors; the conceptual-and-terminological apparatus of this problem revealed.
Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, подготовка к работе с несовершеннолетними правонарушителями, компетентность, педагогическое управление.
Key words: juvenile malefactors, training for work with Juvenile malefactors, adequacy, pedagogical management.
Обострение проблемы преступности несовершеннолетних в последние годы обусловлено влиянием социально-экономического и духовного кризиса в нашем обществе, а также отражением комплекса противоречий социальнопедагогического свойства. Они проявляются, прежде всего, в понимании существования этой проблемы, и в то же время, в отсутствии целенаправленной государственной политики в отношении молодежи, в наличии органов и учреждений, осуществляющих профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, в то же время, в разрозненности их усилий; в неэффективной профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, в то же время, в недостаточном внимании к подготовке профессиональных кадров. Отсут-
ствие методологической базы системы профессиональной подготовки к работе с несовершеннолетними правонарушителями требует исследования образовательного процесса в высших учебных заведениях и поиска новых путей повышения качества подготовки специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Подготовка специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями в настоящее время осуществляется и в высших учебных заведениях МВД России. Проведенный анализ учебных программ преподаваемых в этих учебных заведениях дисциплин свидетельствует, что дисциплины психологопедагогического цикла создают психологическую основу для работы с несовершеннолетними правонарушителями, вместе с тем они не учитывают специфику работы с данной категорией лиц, а дисциплины юридического цикла не уделяют должного внимания вопросам, связанным с несовершеннолетними, отсутствуют спецкурсы по изучаемой нами проблеме. Необходимо также отметить, что возможности учебной практики в вооружении обучаемых знаниями, умениями и навыками в работе с несовершеннолетними правонарушителями используются формально. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что вопрос о целенаправленной подготовке будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями еще не занял должного места в теории и практике высших учебных заведений. Подготовка будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должна быть организованным, целенаправленным процессом обучения, обеспечивающим комплексное получение необходимых научных правовых, психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков, позволяющих успешно решать проблему преступности и безнадзорности несовершеннолетних. Качественно новому развитию данной образовательной среды, на наш взгляд, должно соответствовать педагогическое управление, опирающееся на новые подходы к оценке развития образовательных систем.
К теоретико-педагогическим предпосылкам становления и развития исследуемой проблемы мы относим, прежде всего, осмысление ее понятийно-
терминологического аппарата, которые принято называть «педагогическими категориями» [1]. В этой связи осветим некоторые методологические положения данной проблемы, в первую очередь, определимся с ее категориальным аппаратом.
Обоснуем наши позиции к понятию «подготовка к работе с несовершеннолетними правонарушителями». Под работой с несовершеннолетними правонарушителями мы пониманием педагогическое и правовое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении правонарушителя. Вслед за исследователями А.И. Захаровым, Н.Г. Лускановой, А.С. Спиваковской, Ю.С. Шевченко и др. мы выделяем следующие основные направления в работе с данной категорией лиц:
• глубокое всестороннее психолого-педагогическое изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя, особенностей его эмоционального реагирования, уровня учебной мотивации и социальной зрелости, системы отношений, диагностика интеллектуального развития;
• выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды, нарушающих процессы его психического развития, формирования характера личности, семейную и школьную адаптацию, т.е. диагностика среды и коллектива;
• коррекция неадекватных методов воспитания и отрицательных воздействий социальной среды, неадекватной физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, ликвидации факторов, приводящих к совершению правонарушений, накоплению опыта неадекватного поведения;
• составление рекомендаций для родителей по индивидуализации общепедагогического подхода к несовершеннолетним правонарушителям.
Профессиональная подготовка будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями определяется ее целевым назначением. При определении целей системы образования всегда встает вопрос о том, как дать конкретное изложение этих целей. До недавнего времени лучшим вариантом считалось формирование знаний, умений и навыков. Такое понимание мы ви-
дим в квалификационных характеристиках специалиста с высшим образованием, введенных в практику деятельности вузов страны. Однако на современном этапе ставится вопрос о «моделировании личности специалиста» [4]. Разработкой модели специалиста занимались многие исследователи (Г.Н. Александрова, В.Е. Анисимов, Б.С. Гершунский, В.В. Карпов, М.Н. Катханов, Б.Б. Коссов, А.К. Маркова, О. Мельничук, Ю.И. Нечаев, Н.С. Пантина, П.И. Самойленко, Н.Ф. Талызина, Ф.В. Шарипова и др.). Несмотря на определенные различия существующих моделей специалиста, в целом в них можно выделить две составляющие: 1) деятельностную (функциональную), к которой относят требования к специалисту, предъявляемые исходя из решаемых задач, а также необходимые для этого знания и умения; 2) личностную, к которой относят специфические социальные и психологические качества личности, обеспечивающие эффективность деятельности. В условиях обострения проблемы подростковой преступности и возросшей потребности общества в квалифицированных специалистах для работы с несовершеннолетними правонарушителями возникает необходимость подготовки модели специалиста-профессионала, в основу которой положено единство профессиональных знаний и умений, ролевых, психофизических и личностных характеристик на данный вид деятельности, социальные и психологические качества личности, а также образ жизни. Это представляет собой качественно новое образование, целостность и внутренняя структура которого задает цели подготовки личности обучаемого к работе с подростками-правонарушителями. Таким образом, солидаризуясь с мнением Е.Ю. Никитиной, мы рассматриваем подготовку будущих специалиста к работе с несовершеннолетними правонарушителями как целенаправленная деятельность субъектов различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование педагогической системы, перевод ее на новый, более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью педагогических условий, способов, средств и воздействий [4].
Результатом подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должна выступить их компетентность в данной
области. Анализ научной литературы (Ю.К. Бабанский, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Е.Ю. Никитина, В.А. Сластенин и др.) и практического опыта, осмысление полученных экспериментальных данных позволили выделить три компонента, характеризующих компетентность в работе с несовершеннолетними правонарушителями: познавательный, включающий в себя совокупность методологических, теоретических, методических и практических психолого-педагогических, правовых, специальных знаний; поведенческий, включающий в себя степень владения психолого-педагогическими, правовыми и специальными знаниями, способность к самоуправлению, готовность и стремление к практической деятельности; ценностный, включающий в себя профессиональное правосознание; социальную активность, направленную на преодоление преступности среди несовершеннолетних. А под компетентностью в работе с несовершеннолетними правонарушителями мы понимаем интегральное качество личности, характеризующееся наличием и степенью сформиро-ванности у будущего специалиста психолого-педагогических, правовых и специальных знаний, умений и навыков; профессионально-творческими мотивами и интересами, позволяющими достигать качественных результатов в работе с несовершеннолетними правонарушителями, а также обеспечивающими личностный рост обучаемого и его возможности в саморазвитии и самореализации.
Как уже было отмечено выше, для разрешения имеющихся проблем в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями мы убеждаемся в необходимости обращения к теории педагогического управления. Понятие «управление» является основным в теории управления, а также в науке о процессах управления в педагогических концепциях. Необходимо заметить, что употребляемое наряду с данным понятием термин «менеджмент» понимаются нами как слова-синонимы. Изучение научной литературы позволило сделать вывод о том, что в науке понятие «управление» трактуется с нескольких позиций:
• управление определяется как деятельность (Ю.К. Бабанский, П. Друкер, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, А. Файоль и др.);
• управление характеризуется как процесс (Ю.В. Васильев, Е.Ю. Никитина и др.);
• управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В.Г. Афанасьев, И.В. Будило, В.И. Кнорринг, Л.В. Кузнецова, А.А. Орлов, В.П. Симонов и др.);
• управление есть взаимодействие субъектов (А.М. Воронин, М.Л. Порт-нов, В. Д. Симоненко, Т.И. Шамова и др.);
В теории педагогического управления также существуют различные точки зрения. Некоторые ученые (В.С. Лазарева, А.А. Орлова, Н.С. Сунцова и др.), солидаризуясь с зарубежными исследователями, трактующими управление через функции, рассматривают педагогическое управление как научно обоснованное воздействие на коллективы учителей, учащихся, родителей, общественность, к которому относится планирование, организация, контроль и координация их деятельности по воспитанию и обучению учащихся. В работах некоторых ученых (И.В. Будило, Л.В. Кузнецова, Т.И. Шамова и др.) представлен иной взгляд на педагогическое управление. Наиболее важным для нашего исследования представляется определение, данное, в частности, Т.И. Шамовой, которая рассматривает педагогическое управление как управление учением, представляющее собой прогнозирование, проектирование, разрешение учебнопедагогических ситуаций в условиях взаимонаправленного и взаимообусловленного взаимодействия преподавателя и учащегося, обеспечивающие средствами мотивации и рефлексии целесообразное направление их развития и саморазвития [5]. Следует согласиться и с мнениями И.В. Будило, Л.В. Кузнецовой, раскрывающих управление учебным процессом в образовательных учреждениях МВД России, как целенаправленное активное взаимодействие субъектов, направленное на обеспечение оптимального функционирования системы и перевод ее в новое качественное состояние, соответствующее потребностям органов внутренних дел [3]. По мнению О.Ю. Афанасьевой, педагогическое управление - это динамическая система соуправления процессом профессиональной подготовки, направленная на овладение студентами знаниями, умениями и навыками
при взаимодействии с педагогом-менеджером, обеспечивающая выполнение социального заказа общества в подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием [2]. Учитывая различные точки зрения на категорию «педагогическое управление», под педагогическим управлением профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями понимаем целенаправленную совместную деятельность субъектов управления, которой достигается принятие оптимального управленческого решения по достижению высокого уровня компетентности в работе с несовершеннолетними правонарушителями и обеспечивается эффективность его реализации в процессе мотивационно-целевой, планово-аналитической, организационно-исполнительской, контрольно-регулятивной деятельности, межличностного взаимодействия, в основе которых лежит гуманизация отношений между субъектами, способствующая максимальной самореализации, раскрытию потенциальных возможностей каждого, выход из системы подчинения в систему сотрудничества, замена межролевых отношений межличностными, субъект-субъектными.
Таким образом, теоретико-педагогические предпосылки становления и развития педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями заключаются в том, что теория профессиональной подготовки с учетом потребностей практики требует дальнейшего развития; понятийно-терминологический аппарат должен строиться с учетом усложнения профессиональной деятельности будущих специалистов; подготовка будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями нуждается в педагогическом управлении, обеспечивающем высокий уровень компетентности специалиста в работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Библиографический список
1. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Ан-дрееев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Афанасьева, О. Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов : педагогическое сопровождение : монография / О. Ю. Афанасьева. - М., 2007. - 324 с.
3. Будило, И. В. Профессиональная подготовка кадров: основные требования к управлению учебным процессом в образовательных учреждениях МВД России : учебное пособие / И. В. Будило, Л. В. Кузнецова. - Москва-Барнаул, 2003.
4. Никитина, Е. Ю. Подготовка будущего учителя к управлению дифференциацией образования : монография Е. Ю. Никитина. - Челябинск : ЧГПУ, 1998. - 144 с.
5. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова; под ред. Т. И. Шамо-вой. - М. : Академия, 2008. - с. 384.
Bibliography
1. Andreev, V. A. Pedagogy: Apprenticeship Course for Creative Self-Development / V. I. Andreev. - Kazan: Centre of Innovation Technology, 2002. - 171 p.
2. Afanasieva, O. Yu. The Students’ Communicative Education Management: Pedagogical Maintenance: Monograph / O. Yu. Afanasieva. - М. : МSOU, 2007. - 324 p.
3. Budilo, I.V. The Professional Training of Personnel: Basic Requirements for Educational Process Management in Educational Institutions of Internal Affairs Russian Federation: Manual / I.V. Budilo, L.V. Kuznetsova. . - Moscow-Barnaul, 2003.
4. Nikitina, E.Yu. Future Teacher’s Training for Differentiation Education Management: Monograph / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: ChSPU, 1998. - 144 p.
5. Shamova, T. I. The Educational Systems Management: Manual for Students of Higher Pedagogical Institutions / T. I. Shamova, T. M. Davydova, G. N. Shibanova; Editor T. I. Shamova. - М. Academy, 2008. - 384 p.