УДК 378:371 ББК 74.480:74.66
Танаева Замфира Рафисовна
кандидат педагогических наук г. Челябинск
Tanaeva Zamfira Rafisovna
Candidate of Pedagogics Chelyabinsk
Междисциплинарный подход к управлению профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними
правонарушителями
Interdisciplinary approach for control on the professional equipment of future experts for work with juvenile malefactors
В статье обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к построению концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями; анализируются различные аспекты реализации междисциплинарных связей в образовательном процессе.
Necessity of the interdisciplinary approach is substantiated for concept building of pedagogic control on the professional equipment of future experts for work with juvenile malefactors in the matter; the different aspects of the implementation of interdisciplinary connections in the educational process are dissected.
Ключевые слова: управление профессиональной подготовкой, работа с несовершеннолетними правонарушителями, междисциплинарность.
Key words: professional equipment administration, work with juvenile malefactors, interdisciplinarity.
В условиях усиления тенденции интеграции научных и специальных знаний профессиональная подготовка будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должна быть организованным, целенаправленным процессом обучения, обеспечивающим комплексное получение необ-
ходимых научных правовых и психолого-педагогических знании, практических умений и навыков, позволяющих успешно решать проблему преступности и безнадзорности несовершеннолетних. Исследования, проведенные нами в этом направлении, показали, что в настоящее время при сложившейся системе подготовки студентов вузов к работе с несовершеннолетними правонарушителями качество профессиональной подготовки не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к работе специалистов, осуществляющих работу с несовершеннолетними правонарушителями. Проведенный анализ рабочих учебных программ по различным дисциплинам, изучаемым в высших юридических учебных заведениях, показал, что отдельные аспекты подготовки к работе с несовершеннолетними правонарушителями рассматриваются в разных дисциплинах обособленно, между ними нет единства, в результате чего часто происходит дублирование, не в полной мере учитывается специфика работы с данной категорией лиц. Основываясь на реальных фактах, для разрешения имеющихся проблем мы убеждаемся в необходимости обращения к теории педагогического управления образованием студентов вузов, ибо в противном случае процесс подготовки к работе с несовершеннолетними правонарушителями будет осуществляться поверхностно и непоследовательно. Именно управленческая деятельность, ориентированная на решение конкретных целей и построенная в соответствии с педагогическими принципами, опирающаяся на новые подходы к оценке развития образовательных систем, обеспечивает, по данным нашего исследования, необходимый результат при подготовке студентов вузов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.
В настоящее время разрабатываются различные подходы общенаучного, конкретно-научного, методико-технологического характера, являющиеся «теоретико-методологической основой педагогического исследования, проявляющейся в определенных закономерностях и особенностях» [3 С.6], которые находят отражение и в решении проблемы педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Однако, учитывая, что теоретико-методологические
подходы должны соответствовать основной образовательной программе профессионального высшего юридического образования и обеспечить организованный, целенаправленный процесс обучения работе с несовершеннолетними правонарушителями, направленный на комплексное получение необходимых научных, правовых и психолого-педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективную профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, нами в качестве теоретико-
методологической основы концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями избран синтез междисциплинарного, правового и модульного подходов. Данные подходы основываются на концептуальных положениях философии, теории управления, педагогики, психологии и права, что вносит в их разработку необходимую строгость постановки задач и их решения, обеспечивает методологический фундамент для обоснованного прогнозирования.
Существует значительное количество исследований, посвященных междисциплинарным связям. Психологические основы реализации междисциплинарных связей исследованы в работах П.Я. Гальперина, Е.Н. Кабановой-Меллер, Ю.А. Самарина, Н.Ф. Талызиной и др., которые видят истоки образования междисциплинарных связей внутри учебного предмета и считают установление связей между предметами необходимым педагогическим условием для формирования системы знаний обучаемых [2, С.18].
Различные аспекты реализации междисциплинарных связей в школьном образовании представлены в работах В. А. Далингер, М. А. Данилова, И. Д. Зверева, Ю.А. Кустова, В.Н. Максимовой и др., в которых обоснована объективная необходимость отражения взаимосвязей реального мира в преподавании, выявлена мировоззренческая функция междисциплинарных связей, их роль в развитии обучаемых, разработана классификация междисциплинарных связей по различным критериям (основаниям), разработана методика скоординированного преподавания различных учебных дисциплин [3, С.31]. Часть исследований посвящена междисциплинарным связям в области профессионального образо-
вания (Н.Н. Грачев, И.Г. Михайлова, А.Г. Мордкович, А.М. Новиков, Г.И. Саранцев, С.Л. Рубинштейн и др.), в том числе юридического (Р.Д. Боголепов, А.Н. Бражникова, В.П. Лавров, Н.И. Максимов, П.Г. Пивоваров, С.Ю. Платонова и др.). По мнению этих исследователей, условия формирования правового государства, становления подлинной демократии, всемерного политического и идеологического раскрепощения личности настоятельно требуют совершенно иного подхода к преподаванию социально-гуманитарных и юридических дисциплин - широкую интеграцию в изучении и преподавании данного комплекса дисциплин. В действительности же изучаются отдельные дисциплины, которые имеют собственную структуру, но ориентированную по «вертикальному принципу» [4, С.93]. Междисциплинарный подход, с точки зрения этих исследователей, обеспечивает высокий уровень подготовки выпускников, способных решать профессиональные задачи в условиях изменяющейся социальнополитической обстановки, количественного и качественного роста преступности, поскольку дает достаточно полное представление об объеме материала, положительно влияет на формирование системы знаний обучаемых.
Междисциплинарный подход имеет существенные возможности и для нашего исследования. Так, существующие в юридических высших учебных заведениях программы различных дисциплин предусматривают изучение отдельных аспектов этой работы. К примеру, в учебном курсе «Уголовное право» изучается тема об уголовной ответственности несовершеннолетних, о преступлениях против семьи и несовершеннолетних; по курсу «Криминология и профилактика преступлений» изучается тема о криминологической характеристике и предупреждении преступности несовершеннолетних, по дисциплине «Административное право» об административной ответственности несовершеннолетних, отдельные темы по психологии создают необходимую психологическую основу для работы с данной категорией лиц и т.д. Однако все эти аспекты рассматриваются обособленно, между ними нет единства, взаимосвязи, в то время как на практике специалисты встречаются с проблемами не отдельно взятых дисциплин, а с проблемой комплексного применения знаний по общим гуманитарным, общепрофессиональ-
ным дисциплинам, дисциплинам специализации. Возникает противоречие между разобщенными теоретическими знаниями, получаемыми при изучении разных дисциплин и необходимостью их комплексного применения в будущей профессиональной деятельности; между необходимостью интегрировать знания, умения и навыки в исследуемой области, и узкоспециализированным подходом к подаче содержания материала в различных дисциплинах. Реализация междисциплинарного подхода между учебными предметами общенаучного, юридического и гуманитарного циклов в соответствии с данным подходом обеспечивает: повышение научного уровня знаний обучаемого; систематизацию и обобщение полученных знаний; целенаправленное формирование у обучаемого психологопедагогических и правовых знаний и умений в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних; оптимизацию учебной нагрузки обучаемого, ибо способствует формированию рациональных обобщенных приемов учебной деятельности, в результате чего происходит ускорение темпа переработки и усвоения научной информации, устраняется дублирование.
Таким образом, междисциплинарность в нашем понимании есть требование следовать общенаучной методологии, которая образует «силовое поле» [1, С.28], составляет основу концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Междисциплинарные связи, вслед за А. В. Усовой и др., мы рассматриваем как полифункциональный феномен, выполняющий в процессе педагогического управления подготовкой студентов к работе с несовершеннолетними правонарушителями образовательную, развивающую и конструктивную функции. Образовательная функция позволяет преподавателю высшей школы формировать такие качества знаний обучаемых, как системность, глубина, осознанность, гибкость и т.д., а также способствует единству взаимосвязей различных систем знаний и умений обучаемых. Развивающая функция состоит в развитии системного и творческого мышления будущих специалистов, их познавательной активности, самостоятельности, интереса, расширении кругозора, формировании обобщенных способов действий и преодолении
предметной инертности мышления. Конструктивная функция позволяет преподавателю совершенствовать содержание предъявляемого учебного материала, методы и формы организации обучения, корректировать учебную программу с точки зрения трактовки изучаемых понятий, явлений, процессов и сроков их предъявления [5, С.17].
В современных научных исследованиях выделяются различные классификации (по формам, типам, видам и т.д.) междисциплинарных связей (И.Д. Зверев, А.И. Еремкин, В.Н. Максимова, И.И. Петрова и др.)., способствующие созданию научно-практических предпосылок для реализации связей между классифицируемыми понятиями в образовательном процессе высшей школы. Рассмотрим классификацию по формам междисциплинарных связей с точки зрения исследуемой проблемы. Междисциплинарные связи по составу показывают, какие знания, умения и навыки будущих специалистов трансформируются из других учебных дисциплин. При подготовке к работе с несовершеннолетними правонарушителями происходит трансформация знаний, умений и навыков из таких дисциплин, как «Психология и педагогика профессиональной деятельности», «Юридическая психология», «Криминология и профилактика преступлений», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Административное право», «Семейное право», «Профессиональная этика», «Конфликтология», «Культурология», «Социология» и др. Междисциплинарные связи по направлению показывают источник междисциплинарной информации: одна, две или несколько учебных дисциплин либо базовая дисциплина является источником информации для других дисциплин. Как уже было отмечено выше, источником междисциплинарной информации при подготовке к работе с несовершеннолетними правонарушителями являются несколько учебных дисциплин, приобретенные знания по которым могут использоваться обучаемыми при изучении дисциплин специализации. Междисциплинарные связи по способу взаимодействия связеобразующих элементов при подготовке к работе с несовершеннолетними правонарушителями представляет собой применение связи, когда усвоенное междисциплинарное отношение, его знание становится не только ре-
зультатом, но и методом решения новых междисциплинарных задач, таким образом обеспечивается логическая преемственность дисциплин. Основными приемами реализации междисциплинарных связей являются напоминание ранее изученных фактов, понятий и идей, подготовка материала на основе источников, относящихся и к другим дисциплинам и т.д. При этом заметим, что прием установления связей самостоятельно или под руководством преподавателя оказывает развивающее воздействие, служит показателем развития памяти и уровня сформированности умения обобщать знания, логически мыслить, выстраивать систему знаний, необходимую для применения в дальнейшем в профессиональной деятельности в исследуемом направлении.
Необходимо выделить еще одно важнейшее направление междисциплинарного подхода к управлению профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. В отличие от традиционного междисциплинарный подход в профессиональном образовании ставит своей целью не только обеспечивать получение комплексных знаний обучаемыми, но способствует развитию навыков диалога между педагогами различных областей научного знания, обеспечивая тем самым систему в организации процесса подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Междисциплинарные связи побуждают преподавателей высшей школы к самообразованию, творчеству, повышению педагогического мастерства.
Таким образом, междисциплинарный подход к управлению профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями обеспечивает получение комплекса правовых, психологопедагогических знаний, необходимых для работы с несовершеннолетними правонарушителями, путем междисциплинарных связей, согласования содержания рабочих учебных программ, обеспечения логической преемственности дисциплин; систематизацию и обобщение теоретических знаний; представляет собой как взаимосвязанный процесс субъект-субъектных отношений преподавателя и обучаемого.
Библиографический список
1. Гусинский, Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода / Э. Н. Гусинский. - М. : Школа, 1994. - С.28.
2. Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: Монография / Е. Ю. Никитина. - Челябинск : ЧГПУ, 2000. - 101 с.
3. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: Перспективные подходы /Текст/: монография / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. - Москва : МАНПО, 2006. - С. 154.
4. Теоретические и методологические проблемы совершенствования процесса преподавания социально-гуманитарных и юридических дисциплин в учебных заведениях МВД : материалы научно-теоретической конференции. -Уфа : УВШ МВД РФ, 1993. - 93 с.
5. Усова, А. В. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей у учащихся / А. В. Усова, Н. Н. Кузьмин. - Челябинск : ЧГПИ, 1985. - 17 с.
Bibliography
1. Gusinski, E. N. Definition of the theory of education on the basis of Interdisciplinary approach / E. N. Gusinski. - М. : School, 1994. - 28 p.
2. Nikitina, E.Yu. Theoretical-methodical Approaches to the Problem of Preparation of the Future Teacher in the Field of Education Differentiation Management [Text] : Monogr. - Chelyabinsk : CHGPU Publishing House, 2000. - 101 p.
3. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of Communicative Training of University Students: Perspective Approaches [Text] : Monograthy / E.Yu. Nikitina, O. J. Afanasyeva. - Moscow : МАНПО, 2006. - 154 р.
4. Theoretical and methodical problems of the improvement teaching process of socio-nonscience and legalistic disciplines in the institutions of learning Ministry of Internal Affairs : matters scientific-and-theoretical symposium. - Ufa : UHS MIA RF, 1993. - 93 p.
5. Usova, A. V. Recommended practice of the implementation of intersubject communications in students / A. V. Usova, N. N. Kuzmin. - Chelyabinsk : CHGPI, 1985. - 17 p.