Научная статья на тему 'Междисциплинарный подход к управлению профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями'

Междисциплинарный подход к управлению профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ / РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / PROFESSIONAL EQUIPMENT ADMINISTRATION / WORK WITH JUVENILE MALEFACTORS / INTERDISCIPLINARITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

В статье обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к построению концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями; анализируются различные аспекты реализации междисциплинарных связей в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary approach for control on the professional equipment of future experts for work with juvenile malefactors

Necessity of the interdisciplinary approach is substantiated for concept building of pedagogic control on the professional equipment of future experts for work with juvenile malefactors in the matter; the different aspects of the implementation of interdisciplinary connections in the educational process are dissected.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарный подход к управлению профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями»

УДК 378:371 ББК 74.480:74.66

Танаева Замфира Рафисовна

кандидат педагогических наук г. Челябинск

Tanaeva Zamfira Rafisovna

Candidate of Pedagogics Chelyabinsk

Междисциплинарный подход к управлению профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними

правонарушителями

Interdisciplinary approach for control on the professional equipment of future experts for work with juvenile malefactors

В статье обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к построению концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями; анализируются различные аспекты реализации междисциплинарных связей в образовательном процессе.

Necessity of the interdisciplinary approach is substantiated for concept building of pedagogic control on the professional equipment of future experts for work with juvenile malefactors in the matter; the different aspects of the implementation of interdisciplinary connections in the educational process are dissected.

Ключевые слова: управление профессиональной подготовкой, работа с несовершеннолетними правонарушителями, междисциплинарность.

Key words: professional equipment administration, work with juvenile malefactors, interdisciplinarity.

В условиях усиления тенденции интеграции научных и специальных знаний профессиональная подготовка будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями должна быть организованным, целенаправленным процессом обучения, обеспечивающим комплексное получение необ-

ходимых научных правовых и психолого-педагогических знании, практических умений и навыков, позволяющих успешно решать проблему преступности и безнадзорности несовершеннолетних. Исследования, проведенные нами в этом направлении, показали, что в настоящее время при сложившейся системе подготовки студентов вузов к работе с несовершеннолетними правонарушителями качество профессиональной подготовки не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к работе специалистов, осуществляющих работу с несовершеннолетними правонарушителями. Проведенный анализ рабочих учебных программ по различным дисциплинам, изучаемым в высших юридических учебных заведениях, показал, что отдельные аспекты подготовки к работе с несовершеннолетними правонарушителями рассматриваются в разных дисциплинах обособленно, между ними нет единства, в результате чего часто происходит дублирование, не в полной мере учитывается специфика работы с данной категорией лиц. Основываясь на реальных фактах, для разрешения имеющихся проблем мы убеждаемся в необходимости обращения к теории педагогического управления образованием студентов вузов, ибо в противном случае процесс подготовки к работе с несовершеннолетними правонарушителями будет осуществляться поверхностно и непоследовательно. Именно управленческая деятельность, ориентированная на решение конкретных целей и построенная в соответствии с педагогическими принципами, опирающаяся на новые подходы к оценке развития образовательных систем, обеспечивает, по данным нашего исследования, необходимый результат при подготовке студентов вузов к работе с несовершеннолетними правонарушителями.

В настоящее время разрабатываются различные подходы общенаучного, конкретно-научного, методико-технологического характера, являющиеся «теоретико-методологической основой педагогического исследования, проявляющейся в определенных закономерностях и особенностях» [3 С.6], которые находят отражение и в решении проблемы педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Однако, учитывая, что теоретико-методологические

подходы должны соответствовать основной образовательной программе профессионального высшего юридического образования и обеспечить организованный, целенаправленный процесс обучения работе с несовершеннолетними правонарушителями, направленный на комплексное получение необходимых научных, правовых и психолого-педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективную профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями, нами в качестве теоретико-

методологической основы концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями избран синтез междисциплинарного, правового и модульного подходов. Данные подходы основываются на концептуальных положениях философии, теории управления, педагогики, психологии и права, что вносит в их разработку необходимую строгость постановки задач и их решения, обеспечивает методологический фундамент для обоснованного прогнозирования.

Существует значительное количество исследований, посвященных междисциплинарным связям. Психологические основы реализации междисциплинарных связей исследованы в работах П.Я. Гальперина, Е.Н. Кабановой-Меллер, Ю.А. Самарина, Н.Ф. Талызиной и др., которые видят истоки образования междисциплинарных связей внутри учебного предмета и считают установление связей между предметами необходимым педагогическим условием для формирования системы знаний обучаемых [2, С.18].

Различные аспекты реализации междисциплинарных связей в школьном образовании представлены в работах В. А. Далингер, М. А. Данилова, И. Д. Зверева, Ю.А. Кустова, В.Н. Максимовой и др., в которых обоснована объективная необходимость отражения взаимосвязей реального мира в преподавании, выявлена мировоззренческая функция междисциплинарных связей, их роль в развитии обучаемых, разработана классификация междисциплинарных связей по различным критериям (основаниям), разработана методика скоординированного преподавания различных учебных дисциплин [3, С.31]. Часть исследований посвящена междисциплинарным связям в области профессионального образо-

вания (Н.Н. Грачев, И.Г. Михайлова, А.Г. Мордкович, А.М. Новиков, Г.И. Саранцев, С.Л. Рубинштейн и др.), в том числе юридического (Р.Д. Боголепов, А.Н. Бражникова, В.П. Лавров, Н.И. Максимов, П.Г. Пивоваров, С.Ю. Платонова и др.). По мнению этих исследователей, условия формирования правового государства, становления подлинной демократии, всемерного политического и идеологического раскрепощения личности настоятельно требуют совершенно иного подхода к преподаванию социально-гуманитарных и юридических дисциплин - широкую интеграцию в изучении и преподавании данного комплекса дисциплин. В действительности же изучаются отдельные дисциплины, которые имеют собственную структуру, но ориентированную по «вертикальному принципу» [4, С.93]. Междисциплинарный подход, с точки зрения этих исследователей, обеспечивает высокий уровень подготовки выпускников, способных решать профессиональные задачи в условиях изменяющейся социальнополитической обстановки, количественного и качественного роста преступности, поскольку дает достаточно полное представление об объеме материала, положительно влияет на формирование системы знаний обучаемых.

Междисциплинарный подход имеет существенные возможности и для нашего исследования. Так, существующие в юридических высших учебных заведениях программы различных дисциплин предусматривают изучение отдельных аспектов этой работы. К примеру, в учебном курсе «Уголовное право» изучается тема об уголовной ответственности несовершеннолетних, о преступлениях против семьи и несовершеннолетних; по курсу «Криминология и профилактика преступлений» изучается тема о криминологической характеристике и предупреждении преступности несовершеннолетних, по дисциплине «Административное право» об административной ответственности несовершеннолетних, отдельные темы по психологии создают необходимую психологическую основу для работы с данной категорией лиц и т.д. Однако все эти аспекты рассматриваются обособленно, между ними нет единства, взаимосвязи, в то время как на практике специалисты встречаются с проблемами не отдельно взятых дисциплин, а с проблемой комплексного применения знаний по общим гуманитарным, общепрофессиональ-

ным дисциплинам, дисциплинам специализации. Возникает противоречие между разобщенными теоретическими знаниями, получаемыми при изучении разных дисциплин и необходимостью их комплексного применения в будущей профессиональной деятельности; между необходимостью интегрировать знания, умения и навыки в исследуемой области, и узкоспециализированным подходом к подаче содержания материала в различных дисциплинах. Реализация междисциплинарного подхода между учебными предметами общенаучного, юридического и гуманитарного циклов в соответствии с данным подходом обеспечивает: повышение научного уровня знаний обучаемого; систематизацию и обобщение полученных знаний; целенаправленное формирование у обучаемого психологопедагогических и правовых знаний и умений в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних; оптимизацию учебной нагрузки обучаемого, ибо способствует формированию рациональных обобщенных приемов учебной деятельности, в результате чего происходит ускорение темпа переработки и усвоения научной информации, устраняется дублирование.

Таким образом, междисциплинарность в нашем понимании есть требование следовать общенаучной методологии, которая образует «силовое поле» [1, С.28], составляет основу концепции педагогического управления профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Междисциплинарные связи, вслед за А. В. Усовой и др., мы рассматриваем как полифункциональный феномен, выполняющий в процессе педагогического управления подготовкой студентов к работе с несовершеннолетними правонарушителями образовательную, развивающую и конструктивную функции. Образовательная функция позволяет преподавателю высшей школы формировать такие качества знаний обучаемых, как системность, глубина, осознанность, гибкость и т.д., а также способствует единству взаимосвязей различных систем знаний и умений обучаемых. Развивающая функция состоит в развитии системного и творческого мышления будущих специалистов, их познавательной активности, самостоятельности, интереса, расширении кругозора, формировании обобщенных способов действий и преодолении

предметной инертности мышления. Конструктивная функция позволяет преподавателю совершенствовать содержание предъявляемого учебного материала, методы и формы организации обучения, корректировать учебную программу с точки зрения трактовки изучаемых понятий, явлений, процессов и сроков их предъявления [5, С.17].

В современных научных исследованиях выделяются различные классификации (по формам, типам, видам и т.д.) междисциплинарных связей (И.Д. Зверев, А.И. Еремкин, В.Н. Максимова, И.И. Петрова и др.)., способствующие созданию научно-практических предпосылок для реализации связей между классифицируемыми понятиями в образовательном процессе высшей школы. Рассмотрим классификацию по формам междисциплинарных связей с точки зрения исследуемой проблемы. Междисциплинарные связи по составу показывают, какие знания, умения и навыки будущих специалистов трансформируются из других учебных дисциплин. При подготовке к работе с несовершеннолетними правонарушителями происходит трансформация знаний, умений и навыков из таких дисциплин, как «Психология и педагогика профессиональной деятельности», «Юридическая психология», «Криминология и профилактика преступлений», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Административное право», «Семейное право», «Профессиональная этика», «Конфликтология», «Культурология», «Социология» и др. Междисциплинарные связи по направлению показывают источник междисциплинарной информации: одна, две или несколько учебных дисциплин либо базовая дисциплина является источником информации для других дисциплин. Как уже было отмечено выше, источником междисциплинарной информации при подготовке к работе с несовершеннолетними правонарушителями являются несколько учебных дисциплин, приобретенные знания по которым могут использоваться обучаемыми при изучении дисциплин специализации. Междисциплинарные связи по способу взаимодействия связеобразующих элементов при подготовке к работе с несовершеннолетними правонарушителями представляет собой применение связи, когда усвоенное междисциплинарное отношение, его знание становится не только ре-

зультатом, но и методом решения новых междисциплинарных задач, таким образом обеспечивается логическая преемственность дисциплин. Основными приемами реализации междисциплинарных связей являются напоминание ранее изученных фактов, понятий и идей, подготовка материала на основе источников, относящихся и к другим дисциплинам и т.д. При этом заметим, что прием установления связей самостоятельно или под руководством преподавателя оказывает развивающее воздействие, служит показателем развития памяти и уровня сформированности умения обобщать знания, логически мыслить, выстраивать систему знаний, необходимую для применения в дальнейшем в профессиональной деятельности в исследуемом направлении.

Необходимо выделить еще одно важнейшее направление междисциплинарного подхода к управлению профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. В отличие от традиционного междисциплинарный подход в профессиональном образовании ставит своей целью не только обеспечивать получение комплексных знаний обучаемыми, но способствует развитию навыков диалога между педагогами различных областей научного знания, обеспечивая тем самым систему в организации процесса подготовки будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Междисциплинарные связи побуждают преподавателей высшей школы к самообразованию, творчеству, повышению педагогического мастерства.

Таким образом, междисциплинарный подход к управлению профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями обеспечивает получение комплекса правовых, психологопедагогических знаний, необходимых для работы с несовершеннолетними правонарушителями, путем междисциплинарных связей, согласования содержания рабочих учебных программ, обеспечения логической преемственности дисциплин; систематизацию и обобщение теоретических знаний; представляет собой как взаимосвязанный процесс субъект-субъектных отношений преподавателя и обучаемого.

Библиографический список

1. Гусинский, Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода / Э. Н. Гусинский. - М. : Школа, 1994. - С.28.

2. Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: Монография / Е. Ю. Никитина. - Челябинск : ЧГПУ, 2000. - 101 с.

3. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: Перспективные подходы /Текст/: монография / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. - Москва : МАНПО, 2006. - С. 154.

4. Теоретические и методологические проблемы совершенствования процесса преподавания социально-гуманитарных и юридических дисциплин в учебных заведениях МВД : материалы научно-теоретической конференции. -Уфа : УВШ МВД РФ, 1993. - 93 с.

5. Усова, А. В. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей у учащихся / А. В. Усова, Н. Н. Кузьмин. - Челябинск : ЧГПИ, 1985. - 17 с.

Bibliography

1. Gusinski, E. N. Definition of the theory of education on the basis of Interdisciplinary approach / E. N. Gusinski. - М. : School, 1994. - 28 p.

2. Nikitina, E.Yu. Theoretical-methodical Approaches to the Problem of Preparation of the Future Teacher in the Field of Education Differentiation Management [Text] : Monogr. - Chelyabinsk : CHGPU Publishing House, 2000. - 101 p.

3. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of Communicative Training of University Students: Perspective Approaches [Text] : Monograthy / E.Yu. Nikitina, O. J. Afanasyeva. - Moscow : МАНПО, 2006. - 154 р.

4. Theoretical and methodical problems of the improvement teaching process of socio-nonscience and legalistic disciplines in the institutions of learning Ministry of Internal Affairs : matters scientific-and-theoretical symposium. - Ufa : UHS MIA RF, 1993. - 93 p.

5. Usova, A. V. Recommended practice of the implementation of intersubject communications in students / A. V. Usova, N. N. Kuzmin. - Chelyabinsk : CHGPI, 1985. - 17 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.