А.В. Великосельский
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УГОЛЬНОЙ КОМПАНИЕЙ
Описаны и обоснованы основных закономерностей функционирования и развития системы управления угольной компании на основе интеграции процессного и проектного подходов: потребность менеджмента в самореализации и рост деловой активности определяет темп и качество обновления процессов управления и производственных процессов; изменение структуры деятельности и взаимодействия менеджеров приводит к повышению устойчивости за счет снижения рисков и изменению параметров процессов. Применение этих закономерностей при совершенствовании системы управления угольной компанией позволяет непрерывно повышать качество процессов компании, опережая изменения на рынке. Опробование данного подхода в АО «СУЭК-Красноярск» доказало его результативность и привело к повышению производительности труда и финансовых результатов. Ключевые слова: система управления, процессный и проектный подходы, угольная компания, закономерности функционирования.
Обострение конкуренции и интенсивное технологическое перевооружение, осуществляемое на предприятиях отрасли, закономерно приводят к появлению новых, более высоких требований к системе управления угольной компанией (далее — УК). Они связаны с необходимостью организации систематической работы по выявлению и устранению экономических потерь во всех процессах. Вместе с тем, сформированные к настоящему времени системы управления компаниями ориентированы в большей мере на воспроизводство достигнутых результатов. В этой связи актуальной задачей является формирование системы управления, в которой совершенствование производства является неотъемлемой частью деятельности руководителей всех уровней управления. Обеспечение устойчивого повышения эффективности и безопасности производства в угольной компании определяет необходимость организации систематической
ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2016. № 5. С. 180-186. © 2016. А.В. Великосельский.
работы по выявлению и устранению узких мест во всех процессах. Для целенаправленного развития системы управления необходимо выявить закономерности ее функционирования.
В настоящее время модели управления базируются на теоретических подходах к управлению, из которых следует выделить основные: функциональный, процессный, проектный [1, 2, 3]. Проведенный анализ показал, что существующие проблемы, сложившиеся в угольных компаниях, используя только один из этих подходов, не решить. Эти обстоятельства предопределяют формирование гибридных моделей, в которых соединяются процессный и проектный подходы.
В этой связи предлагается внедрение системы управления на базе процессно-проектного подхода (рис. 1). Сущность такого подхода состоит в интеграции процессного подхода, предназначенного для достижения стабильного качества совокупности процессов производственной деятельности, с проектным, направленным на совершенствование каждого из процессов.
С целью выявления закономерностей функционирования системы управления были проанализированы взаимосвязи основных характеристик деятельности субъекта управления УК, таких как мотивация и деловая активность персонала, его базовые ценности и установки, с результирующими параметрами управляемых процессов — эффективностью и устойчивостью, выполнению ключевых показателей эффективности. В резуль-
Рис. 1. Схема реализации проектно-процессного подхода
тате с учетом специфики деятельности угольной компании выявлены следующие закономерности.
1. Потребность менеджмента в самореализации и рост деловой активности определяет темп и качество обновления процессов управления и производственных процессов
Проведенные исследования показали, что при стимулировании подчиненных работников руководители угледобывающих предприятий предпочитают использовать денежные премии (бонусы), а также повышение оклада, как правило, без увязки с количеством и качеством результатов деятельности. В то же время наиболее действенными способами стимулирования по результатам опроса работников являются: предоставление возможности участия в принятии важных решений; участие в обучающих программах, признание успехов другими работниками (смежниками, подчиненными), то есть мотивы, связанные с самореализацией.
Именно эти мотивы побуждают менеджмент участвовать в разработке и реализации улучшений производственных процессов. Следовательно, уровень потребностей менеджмента в самореализации можно оценить по количеству реализованных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства.
Проведенные исследования деятельности показывают, чем выше деловая активность персонала, связанная с реализацией мероприятий, тем больше уровень выполнения ключевых показателей эффективности процессов, соответственно выше результаты деятельности УК (рис. 2).
Мероприятии, 1'Д
в** —
-—_____ 63» ____ Л»
- —
Г*"П
1С*!*
НО*
Ы7Х '-1Г* 4СК
ЛОК 1№
2СИО ?011 301?
количество реглиэйВАниы* мероприятий
каз 2Щ1
% выполнения КП5
Рис. 2. Динамика реализации мероприятий по улучшениям и выполнения ключевых показателей эффективности
2. Изменение структуры деятельности и взаимодействия менеджеров приводит к повышению устойчивости за счет снижения рисков и изменению параметров процессов
Своевременное обновление целевых параметров процессов и функций, ориентированное на более быстрое их изменение по сравнению с конкурентами является основой для выявления и реализации внутренних резервов повышения эффективности производства. Под внутренними резервами понимаются недоиспользуемые возможности, которые могут быть направлены на развитие производства, обеспечивающие освоение новых параметров его деятельности [4]. Достижение целевых параметров процессов во многом определяется структурой деятельности операционного персонала.
Анализ структуры потерь рабочего времени, полученной в результате хронометражных наблюдений за работой операционного персонала в основных и вспомогательных рабочих процессах угледобывающих предприятий показали, что доля потерь, связанных с ошибочными действиями или бездействием менеджмента занимает 60—100%.
Обеспечение требуемой динамики развития угольной компании, непрерывное обновление целевых параметров функций и процессов, определяет необходимость постоянного прироста новых знаний, умений и навыков, их применения в деятельности работника, что связано с мотивацией к саморазвитию. Непрерывное обновление целевых параметров процессов требует и развития функционалов менеджмента. Функционал менеджера — система функций, реализация которых обеспечивает требуемую динамику развития объекта управления.
В результате анализа структуры деятельности менеджмента выявлено, что задачи непосредственно связанные с развитием своего функционала и объекта управления занимают, 5—15% рабочего времени, остальное время расходуется на решение задач воспроизводства и поддержания текущего состояния процессов [6, 7].
Для устранения причин потерь рабочего времени операционного персонала и, следовательно, достижения целевых параметров процессов менеджменту необходимо изменить структуру своей деятельности — повысить долю времени на решение задач развития. Основной закономерностью этой деятельности является — убывающая полезность действий менеджмента, то есть трудоемкость устранения очевидных и первоочередных потерь рабочего времени существенно ниже, чем последующих.
Рис. 3. Динамика показателя EBITDA и количества устраненных рисков в угольной компании
Изменение структуры деятельности и взаимодействия персонала должно обеспечить своевременное и динамическое внесение корректировок в функционалы работников, обеспечивающее снижение экономических рисков и достижение непрерывно обновляемых целевых параметров. В результате повышается устойчивость функционирования компании за счет увеличения устраненных рисков, и как следствие, растет финансовый результат компании (рис. 3).
Опыт совершенствования системы управления в АО «СУЭК-Красноярск» в 2010—14 гг. показал эффективность процессно-
Рис. 4. Результаты реализации процессно-проектного подхода в АО «СУЭК-Красноярск»
проектного подхода, с учетом выявленных закономерностей, обеспечивающего повышение вовлеченности руководителей и специалистов в совершенствование производства. Реализация указанных улучшений в процессах УК позволила увеличить деловую активность менеджмента и число реализованных мероприятий. В результате за период 2010—2014гг. за счет внедрения процессно-проектного подхода и реализации мероприятий улучшился финансовый результат, также выросли показатели:
• производительность по добыче на 10%,
• производительность по вскрыше на 16% (рис. 4).
С учетом выявленных закономерностей — сформированная и внедряемая система управления на базе процессно-проект-ного подхода позволяет обеспечить требуемый уровень развития и конкурентоспособности УК.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кабанов С. В. Управление развитием организации на основе системного подхода // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2007. - № 5 (55). - С. 90-91.
2. Цветков А. В. Процессные и проектные подходы к управлению компаниями (дайджест). - URL: http://labsm.ru/docs/Cvetkov_Process_ And_Projects.pdf.
3. Чупров С. В. Управление устойчивостью производственных систем: теория, методология, практика. 2-е изд., испр. и доп. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. - 354 с. - (Сер. «Управление устойчивостью производственных систем»).
4. Костарев А. С. Резервы развития угледобывающего предприятия. - М.: Горная книга, 2013. - 176 с.
5. Макаров А. М., Баскаков В. П. Стандартизация производственных процессов - путь к достижению баланса интересов и ответственности персонала угольной компании // Уголь. - 2009. - № 10.
6. Коркина Т. А. Инвестиции в человеческий капитал горного предприятия: теория и практика управления. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2009. - 275 с.
7. Лагутин К. И., Ионова Н. Л., Напольских С. В. и др. Организация повышения эффективности и безопасности производства (ОАО «ЕВРАЗ КГОК») // Горный информационно-аналитический бюллетень. Отдельная статья (специальный выпуск). - 2012. - № 2. - 36 с. гтггт^
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Великосельский Андрей Владимирович - заместитель исполнительного директора по финансам и экономике СУЭК-Красноярск, e-mail: [email protected].
Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016. No. 5, pp. 180-186.
A.V. Velikosel'skiy
REGULARITIES OF MANAGEMENT SYSTEM PERFORMANCE AND DEVELOPMENT IN A COAL MINING COMPANY
The purpose of the article is the description and justification of the main trends of functioning and development of the coal company control system on the basis of integration of process and design approaches: the need of management for self-realization and growth of activity defines speed and quality of updating of management processes and productions; change of structure of activity and interaction of managers leads to increase of stability due to decrease in risks and to change of parameters of processes. Use of these regularities at improvement of a control system of the coal company allows to increase continuously quality of processes of the company, advancing changes in the market. Approbation of this approach in JSC SUEK-Krasnoyarsk proved productivity and led to increase of labor productivity and financial results.
Key words: control system, process and design approaches, coal company, regularities of functioning.
AUTHOR
Velikosel'skyA.V., Candidate of Economical Sciences, Deputy Executive Director of Finance and Economics SUEK-Krasnoyarsk, 660049, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: [email protected].
REFERENCES
1. Kabanov S. V. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii. 2007, no 5 (55). C. 90-91.
2. Tsvetkov A. V. Protsessnye iproektnye podkhody k upravleniyu kompaniyami (daydz-hest), available at: http://labsm.ru/docs/Cvetkov_Process_And_Projects.pdf.
3. Chuprov S. V. Upravlenie ustoychivost'yu proizvodstvennykh sistem: teoriya, me-todologiya, praktika, 2-e izd. (Resilience management for production systems: theory, methodology, practice, 2nd edition), Irkutsk, Izd-vo BGUEP, 2012, 354 p.
4. Kostarev A. S. Rezervy razvitiya ugledobyvayushchego predpriyatiya (Development reserves for the coal-mining unit), Moscow, Gornaya kniga, 2013, 176 p.
5. Makarov A. M., Baskakov V. P. Ugol'. 2009, no 10.
6. Korkina T. A. Investitsii v chelovecheskiy kapital gornogo predpriyatiya: teoriya i praktika upravleniya (Investment in human capital of a mining enterprise: theory and practice of management), Ekaterinburg, Izd-vo UrO RAN, 2009, 275 p.
7. Lagutin K. I., Ionova N. L., Napol'skikh S. V. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. Special edition. 2012, no 2, 36 p.
UDC 622.014.2