Научная статья на тему 'Закономерности формирования производственной структуры глобальной судоходной индустрии'

Закономерности формирования производственной структуры глобальной судоходной индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СУДОХОДНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пархоменко И. Н.

СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ РАСКРЫТИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЖНЕЙШИХ ПАРАМЕТРОВ, ОТРАЖАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ФЛОТА. ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЗАДАЧИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫХОДА УКРАИНСКОГО ФЛОТА НА МИРОВОЙ СУДОХОДНЫЙ РЫНОК.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article examined opening of features of forming of major parameters, reflecting efficiency of functional activity of shipping. The tasks of effective output of the Ukrainian fleet are formulated to the world navigable market.

Текст научной работы на тему «Закономерности формирования производственной структуры глобальной судоходной индустрии»

банк1в: актуальш аспекти / С. Прасолова // В1сник НБУ. - 2007. - №9. - С.36-39.

6. Решецкий В.И. Экономический анализ и расчет инвестиционных проектов: Учеб. Пособие/ В.И. Решецкий// Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2001.- 477с.

7. Лобанов А.А., Чугунов А.В.Энциклопедия финансового риск-

менеджмента / Под ред. А.А. Лобанова, А.В. Чугунова.- М.: «Альпина Паблишер», 2003. -736с.

8. Управление процентным риском коммерческого банка.

http://www.fsnecon.ru/procentnyj%20risk.php

Аннотация. Предложено для повышения точности одного из комплексных методов оценки риска изменения процентных ставок ( метод анализа дюраций при условии больших изменений процентных ставок) использовать дополнительно такой показатель как выпуклость. Показано, что в данном случае относительные ошибки оценки текущей стоимости банковского портфеля уменьшаются приблизительно в два раза.

Ключевые слова риск, процентная ставка, метод анализа дюраций, выпуклость.

Summary. It has been offered to use such additional index as "swelling" to enhance the accuracy of one of the complex methods of interest rates change risk estimation (durations analysis method under the interest rates grand changes). It has been shown that in this case relative mistakes of bank portfolio current price estimation are reduced approximately twofold.

Keywords: risk, interest rate, durations analysis method, swelling.

Рецензент д.е.н., професор УкрДАЗТ Чебанова Н.В. Експертредащшног колеги к.е.н., доцент УкрДАЗТ Токмакова 1.В.

УДК 656.6:339.165

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ГЛОБАЛЬНОЙ СУДОХОДНОЙ ИНДУСТРИИ

Пархоменко И.Н., аспирант (ОНМА)

У статтi розглядаються розкриття особливостей формування найважливших параметрiв, що вiдображають ефективтсть функцюнально! дiяльностi торавельного флоту. Формулюються завдання ефективного виходу украшського флоту на свтовий судноплавний ринок.

Ключовi слова. глобатзацш, ефективтсть, судноплавний комплекс.

Постановка проблемы. Развитие транспорта является одним из четырех основополагающих факторов глобализации мировой экономики вместе с развитием телекоммуникаций, либерализацией торговли и международной стандартизацией, повышающей эффективность услуг портов и судоходных компаний [1].

Глобализация экономики оказывает существенное влияние на морскую отрасль. Судоходство относится к одной из наиболее глобальных отраслей; услуги по перевозке грузов и пассажиров, регистрации судов, инспектированию и страхованию, а также трудовые ресурсы продаются на глобальной основе.

Глобализация в морской отрасли привела к системе «удобных» флагов, которая обусловлена соображениями коммерческой

конкурентоспособности.

Международная стандартизация является важной частью глобализации и влияет на судоходство. Благодаря контейнеризации любая линейная судоходная компания сегодня может войти

на новые рынки и оказывать услуги на глобальной основе.

Глобализация мировой экономики привела к росту объемов мировой торговли. Поскольку процесс глобализации по всей видимости будет развиваться и далее, объем мировой торговли, в частности ее морской составляющей, продолжает возрастать в обозримый период. В результате глобализации экономики и развития торговли прогнозируется не равномерное увеличение спроса на услуги морского транспорта.

Глобализация приводит к

несбалансированности объёмов национальной внешней торговли и тоннажа отечественного флота. Ранее на перевозках внешнеторговых грузов, зарезервированных под национальным флотом в рамках политики протекционизма, использовался национальный флот торговых партнеров, сегодня большая часть внешнеторговых грузов перевозится иностранными судоходными компаниями.

Концентрация и специализация в судоходстве не привела к снижению конкуренции, поскольку глобализация сама по себе вызывает

© Пархоменко И.Н.

Вк'ник економжи транспорту i промисловост1 № 39, 2012

повышение требований к технико-экономическим и стоимостным характеристикам мореплавания.

Анализ последних исследований и публикаций. По теме статьи показал, что в разработке этой проблемы уделено много внимания. Достаточно вспомнить работы Примачева Н.Т, Жихаревой В.В., Примачевой Н.Н., Николаевой Л.Л. Тем не менее, для условий, отражающих особенности развития национальных морских транспортных предприятий с учетом специфики экономического положения страны научные разработки не имеют законченных рекомендаций.

Цель статьи. Ориентация Украины на выбор приоритетов в международном разделении труда и концентрацию внимания на векторах интеграции предполагает последующую активизацию развития морского транспортного потенциала. Поэтому основной целью статьи рассматривается раскрытие особенностей формирования важнейших параметров, отражающих эффективность функциональной деятельности торгового флота.

Изложение основного материала. Глобализация мировой экономики вызвала необходимость использования концепции логистики,

выражающейся в консолидации участников системы движения товаров в целях обеспечения беспрерывности и бесперебойности [1]. На транспорте сложился новый вид

предпринимательства - глобальное логическое провайдерство. Операторы мультимодольных перевозок выходят на фрахтовые рынки с предложениями логистических услуг

предоставляемые через дочерние предприятия (стивидорные компании, предприятия по распределению товаров, компании по перевозке грузов мелкими партиями) [1].

Как видно из рисунка 1. страны ОСЭР характеризуются медленным ростом промышленного производства в связи с достижением нормализованного предела роста добавленной стоимости продукции, наряду с высокими темпами развития государства, образующих объединение BRICS, и определяющих темпы мирового ВВП, формируются высокие темпы роста глобальной торговли. В соответствии с этим образуются объемы морской торговли и потребности в соответствующем технико-экономическом уровне флота и торговых портов.

«75 1977 1979 19S1 19SJ 19(5 1917 19» 1991 1991 1996 1997 1999 2ИП 20« 200 5 2007 2009 2011

Источник: UNCTAD secretariat.

Рис. 1. График динамики темпа экономического роста и объема мировой товарной торговли и мировых морских перевозок[2].

При выборе стратегии развития национального морского транспортного комплекса необходимо учитывать, что экономический рост в отдельных регионах происходит в системе взаимосвязи с глобальной тенденцией.

Эффективность функционирования

судоходных компаний, как известно, предопределяется двумя принципиальными условиями[3]:

- технико-экономическим уровнем флота и соответствующем менеджментом;

- условиями и параметрами глобального судоходного рынка.

Эти условия учитываются методами тщательного технико-экономического обоснования эксплуатационных, технических и экономических параметров судов. Однако их реализация обуславливается закономерностями развития глобальной судоходной индустрии.

Традиционно к основным закономерностям и тенденциям развития глобального судоходного рынка относят[4,5]:

Вк'ник економжи транспорту i промисловост1 № 39, 2012

- неравномерный рост морской торговли и усиление неравномерности распределения тоннажа по морским державам;

- повышение концентрации и технико-экономического уровня судов ведущих судовладельцев;

- поиск грузовладельцами альтернативных маршрутов доставки товаров внешней торговли по критериям времени и стоимости перевозок;

- совершенствование взаимодействия транспортных систем различных стран на основе развития мультимодальных технологий;

-доминирование контейнерного флота и расширение его позиций в освоении большинства видов грузов;

-неравномерный рост объемов перевозок грузов по секциям специализации флота фрахтового рынка;

-зависимость уровня фрахтовых ставок от конъюнктуры фрахтового рынка, то есть соотношения спроса и предложения тоннажа;

-наличие сложной совокупности факторов, предопределяющих возникновение непредсказуемых событий или действий;

-усиление использования международными организациями регулирующих механизмом и инструментария контроля[6].

Кроме того, следует учитывать и специфические закономерности, например, неснижаемость рисков возникновения аварийных ситуаций, несмотря на повышение надежности судов; стремление к регистрации в свободных регистрах для их стоимостной конкурентоспособности; усиление интернационализации рынка труда моряков.

Одновременно в системе глобализации мореплавания повышается роль отдельных транспортных предприятий, которые могут обеспечивать устойчивость обслуживания потоковых процессов в пределах региональных зон, формирующих общее экономическое пространство.

Распределение флота по флагам экономичен

В любом состоянии судоходного комплекса необходимо учитывать, что закономерности циклического развития экономики предопределяют неравномерность роста транспортных результатов и потребности экономических ресурсов. В этих условиях темпы изменения показателей во времени не обеспечивают точного измерения эффективности использования капитала.

Именно поэтому ряд морских держав организуют защиту национальных интересов в торговле и судоходстве на основании специальных механизмов. Учитывая это положение, предусматриваются ответные меры применительно к перевозчикам тех стран, которые ограничивают доступ к своим перевозкам иностранных судовладельцев. Такие законы действуют в Великобритании, Италии, Бельгии, Франции, Японии.

В общем, в международном судоходстве используются не только международные конвенции и стандарты, но и периодически применяются меры административно-правового регулирования морского транспорта.

Высокая капиталоемкость развития потенциала морского транспорта, присущий уровень риска коммерческой успешности при микроэкономических приоритетах

функционирования флота и портов предопределяют внутренние и внешние условия управления эффективностью использования потенциала внутренних и внешних условий с учетом формирования параметров системы.

Одним из принципиальных критериев позиционирования морских транспортных предприятий в системе мирового рынка транспортных услуг считается наличие Сертификата и Акта соответствия требованиям Кодекса ISPS (табл. 1.).

Таблица 1

ой целесообразности, млн. т. дедвейта.

Флаги 2007 2008 2009 2010 2011

Панама 217480 250757 273961 288758 306032

Либерия 96492 116909 125993 142121 166246

Багамские острова 50517 59657 62013 64109 67465

Мальта 34823 44561 50666 56156 61294

Кипр 28715 29301 31388 31305 32321

Бермудские острова 5809 98751 10298 10471 10860

Другие 503172 601753 637998 683217 751525

Все страны мира 911008 1112789 1192317 1276137 1395743

Источник: Расчеты секретариата ЮНКТАД на основе данных «Ай-Эйч-Эс-Фэрплей»

Эти требования в определенной мере параметры приращения затрат функциональной предопределяют возможность участия в деятельности. При этом фактически усиливается обслуживании любых грузопотоков и формируют признание правомерности рефлагирования. По

ЕЯсник' економжи транспорту i промисловост № 39, 2012

данным табл. 1. можно установить как тенденции, так и закономерности распределения флота по флагам экономической целесообразности, которые формируются на основе циклической динамики транспортного обслуживания международных экономических отношений.

Очевидно, усиление тенденции рефлагирования, как фактора реализации конкурентоспособности, на основе экономичности. Это подтверждается 33%-ым ростом дедвейта, зарегистрированного в «удобных» регистрах, что выше темпов роста провозной способности флота. Одновременно заметно сосредоточение дедвейта по отдельным группам государств, приоритетными из них оказываются те, которые, кроме экономичности, контролируют также техническое состояние флота в соответствии с международными требованиями. Это, прежде всего, регистры Панамы, Либерии и Маршалловых островов. Именно поэтому роль других регистров снижается. Все отмеченное свидетельствует о нарастании конкуренции и в этом сегменте глобального рынка морской торговли.

В основе принципа рефлагирования лежит фактически экспорт капитала владельца судна, целесообразность которого обуславливается параметрами защиты государства,

предоставившего свой экономический регистр. Регистрация судов в реестрах удобных флагов снижает ответственность государств, гражданином которого является номинальный владелец капитала. Вместе с тем, расширяются возможности выхода на рынки по показателям экономичности и в тех случаях, когда используются квотирующие ограничения против флага владельца судна.

Одной из причин ухода флота из национальных регистров следует рассматривать стремление не только к снижению текущих затрат, но и скрыть масштабы экспорта капитала в торговом судоходстве. При этом реализуется принцип переноса экономических рисков и ответственности с реальных владельцев капитала на операторские компании. Обычно это реализуется частными собственниками флота.

В системе устойчивого позиционирования любой транспортной системы и, естественно, судоходных компаний в совокупности глобальных грузопотоков главным критерием является внесистемный эффект, формирующий имидж транспортного предприятия[7].

Выводы. Эффективность функциональной деятельности в любом сегменте глобального судоходного рынка зависит не только от технико-экономических условий, но также от учета сложной совокупности факторов и ограничений, таких как:

-механизм ориентации страны на приоритетность развития национального морехозяйственного комплекса;

-управление процессом конкурентной адекватности флота и торговых портов относительно развития предприятий-конкурентов;

-ориентация на логистические принципы управления товарными, транспортными, информационными и денежными потоками;

-определение региональных особенностей и целесообразности устойчивого

позиционирования судоходных компаний в системе циклических изменений объемов и структуры перевозок;

-учет соотношения коммерческих и других групп задач функциональной деятельности локальных транспортных комплексов;

-доступности инвестиционных источников и приоритетности реализации отдельных проектов развития флота судоходных компаний;

-перспектив развития регионов, которые по общим характеристикам претендуют на приоритетную ориентацию наращивания производственного потенциала морского транспорта.

В соответствии с этим необходимо формирование четкой стратегии и планов позиционирования национального судоходного комплекса в системе открытых секций в системе национальной внешней торговли.

Должны контролироваться две приоритетные задачи:

1. Формирование параметров развития провозной способности флота, адекватной среднемировым характеристикам относительно роли страны в международном разделении труда;

2. Определение и реализация национальных приоритетов развития основных составляющих морехозяйственного комплекса по критериям адекватности внутренним потребностям и возможностям расширения экспорта услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сергеев В.А. Экономика морского транспорта. СоМИ, Россия, 2011 г. 59 с.

2. Review of Maritime Transport 2011. -New York and Geneva, 2011. 233p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Примачев Н.Т. Методы измерения эффективности морского транспортного комплекса. Одесса: Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований, 2009. -260 с.

4. Портер М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. О.Л. Пелявского и др. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 605 с.

5. Щербанин Ю.А. Международный обмен и транспорт.-СПб.: Лики России, 2003 г.- 64с.

6. Николаева Л.Л. Принципы устойчивого развития судоходных компаний в глобальном рынке морской торговли: монографии/ Л.Л.

BiciiiiK економжи транспорту i промисловост № 39, 2012

Николаева. - Одесса: ИПРЭЭП НАН Украины, 2008. доктора экономических наук, проф. Примачева Н.Т. -

- 353с. Одесса: «ИздатИнформ», 2008.-268 с.

7. Примачев Н.Т. Структура и параметры развития рынка транспортных услуг./ Под общей ред.

Аннотация. статье рассматриваются раскрытие особенностей формирования важнейших параметров, отражающих эффективность функциональной деятельности торгового флота. Формулируются задачи эффективного выхода украинского флота на мировой судоходный рынок.

Ключевые слова: глобализация, эффективность, судоходный комплекс.

Summary. In the article examined opening of features of forming of major parameters, reflecting efficiency of functional activity of shipping. The tasks of effective output of the Ukrainian fleet are formulated to the world navigable market.

Keywords: globalization, efficiency, navigable complex.

Рецензент д.э.н., профессор ОНМА Примачев Н.Т.

Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Якименко Н.В.

УДК 65.012

ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТ1 ФИНАНСОВО! Д1ЯЛЬНОСТ1 НА ОСНОВ1 КОНТРОЛ1НГУ В СИСТЕМ1 ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ФИНАНСОВО! БЕЗПЕКИ СУБ'еКТШ ШДПРИеМНИЦТВА

Полттта О.П., астрант (ХНЕУ)

В статтi розглянуто nровiднi напрями забезпечення фтансовог безпеки суб'eктiв тдприемництва на засадах контролтгу. Сформовано методичний niдхiд до визначення ефективностi фтансовог дiяльностi на основi контролiнгу в системi забезпечення фiнансовоi безпеки суб'eктiв тдприемництва.

KnwHaei слова фтансова безпека, контротнг, стратегiчна мета, тактичт заедания, дагностика.

Постановка проблеми та и зв'язки з науковими завданнями. Для суб'екпв тдприемництва, що функцюнують в умовах нестабшьно! украшсько! економши надзвичайно важливим е дотримання високого р1вня фшансово! безпеки, який сввдчить про захищетсть фшансових 1нтереав власниюв суб'екпв п1дприемництва ввд загроз зовтшнього та внутршнього середовища. Впровадження контролшгу в систему забезпечення фшансово! безпеки суб'екпв щдприемництва (ФБСП) дозволяе узгоджувати фшансов1 потреби суб'екпв щдприемництва та його можливостт

Аналiз останшх до^джень i публтацш. Дедал бшьше уваги придшяють дослщники проблемам забезпечення ФБСП, що обумовлено тюним зв'язком категори «фшансова безпека» 1з уама напрямами фшансово! дяльносп суб'екпв щдприемництва. Серед основних дослщжень, слад видшити науков1 прац1 таких дослвдниюв, як: Ареф'ев В.О., Ареф'ева О.В., Горячева К.С., Срмошенко М.М., Кузенко Т.Б., Юм Ю.Г., Куцик В.1., бшфанова А.О. [1, 2, 3, 4, 6, 7, 10]. В свою чергу проблемами впровадження контролшгу в даяльшсть вггчизняних шдприемств займалися: Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г., Никитина Н.О., Ф1рсова С.М., Наталенко М.О. [5, 8, 11].

Видтення невиршених частин загальног проблеми. Незважаючи на зростаючу увагу дослщниюв на проблеми забезпечення ФБСП, до сьогодш не розглядалося можливосп поеднувати процес забезпечення ФБСП 1з контролшгом та не визначалася стутнь ефективносп фшансово! даяльносп на основ1 функщональних складових контролшгу та ФБСП.

Постановка завдання. Мета статп полягае у розробщ методичного щдходу до здшснення дагностики тактичного та стратепчного забезпечення ФБСП на засадах контролшгу та визначення загального шдикатора забезпечення ФБСП на засадах контролшгу.

Виклад основного матерiалу. При визначенш особливостей забезпечення ФБСП на засадах контролшгу необхвдно особливу уваги звертати на комплексний характер обох категорш: «контролшг» та «фшансова безпеки суб'екта щдприемництва», обидва термши вщображають не лише якусь сферу даяльносп суб'екта тдприемництва, а загалом даяльшсть суб'екта тдприемництва. Комплексний характер системи забезпечення ФБСП на засадах контролшгу, з авторським визначенням кожно! 1з категорш наведено на рисунок 1.

© Полтшша О.П.

Вiсник економпки транспорту i промисловостi № 39, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.