Научная статья на тему 'Экономические задачи администрирования в торговом мореплавании'

Экономические задачи администрирования в торговом мореплавании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ТОРГОВОМ СУДОХОДСТВЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЕСТР СУДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фрасинюк Т. И.

В данной статье рассматриваются основные экономические задачи администрирование в торговом судоходстве. Даны две группы условий формирования морского транспортного потенциала страны объективная целесообразность и организация управления этим процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main economic tasks of the administration in the merchant shipping. There are two groups of the formation conditions of the country’s sea transport potential: an objective expediency and organization of the process control.

Текст научной работы на тему «Экономические задачи администрирования в торговом мореплавании»

СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ

1. Благодегоква-Вовк Л.С. Оцнка росту числа потенцйних користувашв 1нтернету в УкраМ на перюд до 2005 року / Л.С. Благодстелева-Вовк, С.В. Благодетелев // Маркетинг в УкраМ. - 2002. - № 1. - С. 21-24.

2. Богданова Е.Л. Информационный маркетинг: учеб. пособие / Е.Л. Богданова. - СПб. : Альфа, 2000. - 174 с.

3. Введение в информационный бизнес: учеб. пособие / [Голосов О.В., Охрименко С.А., Хорошилов А.В. и др.]; под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 249 с.

4. Винарик Л.С. Информационная культура: эволюция, проблемы / Л.С. Винарик, А.Н. Щедрин. -Донецк: ИЭП НАН Украины, 1999. - 144 с.

5. Гапоненко Н.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт: монография / Н.В. Гапоненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 239 с.

6. Голин В.В. Управление информационными ресурсами / В.В. Голин, И.К. Корнеев. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 432 с.

7. Дейнеко Т.О. 1нформацшний б1знес як шновацшний зааб розвитку економжу економжи Украши: автореф. дис. канд. екон. наук / 1н-т регюнальних достджень НАН Украши. - Льв1в, 1999. - 20 с.

8. Дорофиенко В.В. Менеджмент в сфере консультационных услуг / В.В. Дорофиенко, Л.Ф. Яковенко // Менеджмент в сфере услуг: Сб. науч. тр. - Донецк: ВИК, 2004. - С. 317 - 370.

9. Пономаренко Н.Ш., Фшагша О.В. Особливосп розвитку шформациного ринку: Монографш / НАН Украши. 1н-т економжо-правових дослщжень. - Донецьк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2006. - 194 с.

Рецензент д.е.н., професор Дон1ЗТ Фтаг^на О.В.

Експертредакцiйноï колеги к.е.н., доцент УкрДАЗТ Якименко Н.В.

УДК 656.6.611:339.165.4: 38.47

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В ТОРГОВОМ

МОРЕПЛАВАНИИ

Фрасинюк Т.И., аспирант (ОНМА)

В данной статье рассматриваются основные экономические задачи администрирование в торговом судоходстве. Даны две группы условий формирования морского транспортного потенциала страны - объективная целесообразность и организация управления этим процессом.

Ключевые слова: администрирование в торговом судоходстве, предпринимательство в системе морского транспорта, международное разделение труда, международный реестр судов.

ЕКОНОМ1ЧН1 ЗАВДАННЯ АДМШ1СТРУВАННЯ У ТОРГОВЕЛЬНОГО МОРЕПЛАВСТВА

Фрасинюк Т.1., астрант (ОНМА)

У данш статт1 розглядаються основт економгчнг завдання адмтстрування в торговельному судноплавствг. Дано двг групи умов формування морського транспортного потенцгалу краши - об'ективна доцыьтсть i оргатзащя управлтня цим процесом.

Ключовi слова.: адмiнiстрування в торговельному судноплавствi пгдприемництво в систем морського транспорту, ммжнародний подл пращ, м1жнародний реестр суден.

ECONOMIC CHALLENGES OF ADMINISTRATION IN THE MERCHANT SHIPPING

Frasynyuk T.I.

The article considers the main economic tasks of the administration in the merchant shipping. There are two groups of the formation conditions of the country's sea transport potential: an objective expediency and organization of the process control.

Keywords: administration in the merchant shipping, entrepreneurship in the system of Maritime transport, the international division of labour, the international register ofships.

Постановка проблемы и ее связь с Системная значимость морской транспортной научными или практическими задачами. индустрии в устойчивости международного

© фрасинюк Т.И. Вкник економжи транспорту i промисловост № 42, 2013

разделения труда и в обеспечении положительного сальдо экспорта транспортных услуг (счета текущих операций) предопределяет особенность управления в торговом мореплавании. Во-первых, при решении предпринимательских задач усиливается роль менеджмента. Во-вторых, в механизме реализации макроэкономических задач выделяется принцип администрирования безусловности выполнения национальных законов и стандартов. В-третьих, с позиции глобальной сбалансированности интересов судовладельцев и грузовладельцев и с учетом усиления стандартов безопасности мореплавания первостепенным становится принцип международного

администрирования на основе конвенционного регулирования торгового судоходства. Поэтому формируется особая группа задач по управлению адекватностью состояния флота относительно установленных критериев и ограничений. Нарушение этих требований или задач обуславливает потерю страной статуса нормальной морской державы.

Усиление роли посткризисной

структуризации международного разделения труда в стабилизации экономического роста предопределяет повышение значимости рынка морской торговли, а, следовательно, оптимизации его ресурсного состояния. Повышение технико-экономического уровня флота, усложнение условий его надежной эксплуатации предопределяют ужесточения требований к менеджменту и администрированию. Это особенно отражается на выборе стратегии и задач позиционирования Украины в глобальном рынке морской торговли.

Важнейшим становится разработка макроэкономическими институциональными

организациями четкой транспортной политики, в соответствии с которой решаются как общесистемные задачи, так и создаются условия эффективного функционирования отдельных предприятий.

Анализ последних исследований и публикаций. Принцип трех ключевых преимуществ и трех ключевых недостатков [1, с.123] достаточно жестко проявляется в системе рынка морской торговли. Экономическая независимость отдельных стран в условиях глобализации хозяйственных отношений тесно связана с тремя направлениями развития: эффективной специализацией и

позиционированием в системе международного разделения труда; формированием наиболее надежной системы обеспечения энергетических потребностей на основе транспортной независимости; созданием конкурентного транспортного комплекса, включающего развитую морскую транспортную индустрию.

Интересным становится сравнение ряда теоретических положений с конкретным воплощением реального производственного процесса. В соответствии с принципом постоянного совершенствования [2,3]

производства возрастает его технико-экономический уровень и повышается производительность труда. В торговом судоходстве производительность труда основывается на относительном уменьшении живого труда на основе роста капитальной его вооруженности. Экономия труда моряков выступает критерием надежности и безопасности судов.

При выборе любой стратегии развития морской транспортной индустрии страны следует ориентироваться по трем ключевым задачам : соответствие международным правилам и стандартам, достижение транспортной

независимости внешней торговли и обеспечение нормализованной эффективности работы судоходных компаний. Использование принципа сбалансированной системы показателей [ 4, 5 ] обеспечивает выбор разностороннего

инструментария оценки результатов. Проблеме эффективного администрирования в торговом судоходстве уделяется внимание в ряде работ [3, 8, 10]. Однако необходимо раскрыть сущность администрирования по критериям антикризисного управления в пределах правовых положений.

Выделение нерешенных частей общей проблемы. В работах [ 3, 6, 8-10] уделяется большое внимание общим тенденциям и принципам развития рынка морской торговли, а также глобализационным ограничениям развития локальных транспортных комплексов. Однако остается нерешенной проблема формирования эффективной национальной морской транспортной политики в совокупности задач развития национального торгового флота.

Формулирование целей статьи (постановка задачи). С учетом изложенных проблем целью данной статьи является систематизация экономических задач

администрирования в торговом судоходстве в условиях сложившегося международного разделения труда.

Изложение основного материала исследования. При выборе любой стратегии развития морской транспортной индустрии страны следует ориентироваться по трем важнейшим ограничениям: соответствие международным правилам и стандартам, достижение транспортной независимости внешней торговли и обеспечение нормализованной эффективности работы судоходных компаний. Использование принципа сбалансированной системы показателей [4, с.37] обеспечивает выбор разностороннего

инструментария оценки результатов.

Вкник економжи транспорту 1 промисловост1 № 42, 2013

Главным назначением отраслевого управления следует рассматривать стечение макроэкономических и предпринимательских интересов и ориентация на инновационное развитие флота и портов на основе ресурсной оптимизации и администрирования:

- развития на основе объемов морской торговли, которые по условиям экономической безопасности должны обеспечиваться флотом национального флага;

- мониторинга мирового рынка морской торговли и оценки альтернатив обеспечения национальных интересов;

- оценки возможности и целесообразности реализации совокупности программ, которые отражают приоритеты государственного

строительства и позиционирования резидентов в системе мирового разделения труда.

При учете системы закономерностей и принципов (рис.1), на основе которых разрабатывается национальная стратегия развития торгового флота, необходимо внимание концентрировать на особенностях динамики параметров, характеризующих состояние рынка торгового судоходства. Это, во-первых, темпы роста и структурные сдвиги в международных экономических отношениях [6,с.182], во-вторых, соответствие дедвейта мирового флота характеру изменения базового размещения

производительных сил, и, в-третьих, оптимальность администрирования в системе обеспечения безопасности функционирования флота.

Рис. 1. Группировка основных задач администрирования в торговом мореплавании

При выборе механизма и инструментария оптимизации направлений роста технико-экономического уровня флота и портов сохраняются причинно-следственные связи между затратами живого труда и его результатами. Судоходство, основанное на технически совершенном флоте, обладает потенциалом при активном фрахтовом рынке и адекватном менеджменте к повышению экономичности оперирования относительно сложившегося уровня

тарифов на фрахтовом рынке. Кроме того, возрастает производительность и

привлекательность труда моряков. При этом следует учитывать сложившуюся закономерность развития потенциала глобального рынка морской торговли. Это разрыв в пространстве и принадлежности возрастающей капитальной стоимости флота и национальной диверсификации по количеству и качеству труда и человеческого капиталу. Такой процесс облегчает

Вкник економжи транспорту 1 промисловост1 № 42, 2013

интернационализацию взаимодействия различных судоходных компаний, достигающих одинаковых параметров конкурентной устойчивости.

Все международные регуляторные положения становятся обязательными при определенном масштабе их ратификации национальными правительствами. При их нарушении даже теми судовладельцами, страны которых не подписали, суда подвергаются задержанию и другим административным ограничениям. В этом отношении формируется риск для моряков Украины вследствие отрицательного отношения ряда структур к ратификации Конвенции MLC (2006г.) [7].

Регистры стран "удобного" флага позволяют решить две глобальные задачи: повысить экономическую конкурентоспособность флота и обеспечить работой морских специалистов стран с избытком квалифицированных кадров. При этом благодаря деятельности международного профсоюза ПГ достигается относительно справедливая оплата труда на подфлажных судах по сравнению с условиями мирового фрахтового рынка. При игнорировании этих условий вмешиваются портовые власти либо профсоюз использует метод бойкота флота судовладельцев, нарушивших общие принципы при подписании контракта с членами экипажа.

Одним из условий эффективного развития рынка реестров "удобных" флагов является наличие конкурентного рынка морских специалистов и системы администрирования по их интересам. При этом национальный торговый флот должен быть в полной мере укомплектован по условиям воспроизводства труда в национальных условиях.

Непременное требование в форме администрирования со стороны ITF выплачивать экипажам под "удобным" флагом стандартные ставки, с одной стороны, ограничивает масштабы перевода национальных судов под такие флаги, а с другой — обеспечивает нормальные условия экспорта труда. Последнее способствует притоку валютных средств в страну и возможности их использования в качестве одного из источников финансирования развития национального флота или создания акционерных компаний на базе существующих государственных судоходных предприятий [ 8, с.124 ].

Особая роль в системе институционного регулирования отведено второму

(международному) реестру судов. Эта стратегия позволяет решить три главные задачи эффективной шиппинговой деятельности национальных судоходных компаний:

1. сохранение тоннажа под национальным флагом;

2. повышение его ценовой конкуренции на мировом рынке транспортных услуг;

3. формирование добавленной стоимости на основе труда морских специалистов.

Последнее достигается благодаря значительному сокращению оттока средств судовладельцев, что оптимизирует условия содержания судов в нормальном эксплуатационном состоянии.

Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Морская транспортная индустрия относится к важнейшим условиям эффективности международной экономики. Поэтому главным становится принцип равноправия всех организаций морского транспорта при реализации основных коммерческих задач. При этом возрастание роли и значимости труда моряков предопределяет формирование институциональных положений, нацеленных на охрану и социальную адекватность условий труда.

Все международные регуляторные положения становятся обязательными при определенном масштабе их ратификации национальными правительствами и формируют текущие задачи развития торгового флота. При их нарушении даже теми судовладельцами, страны которых не подписали, суда подвергаются задержанию и другим административным ограничениям.

Стабильная система администрирования морской индустрии в масштабе государства является одним из самых сильных аспектов для ее развития. От нее зависят решения вопросов взаимоотношений с инвесторами, проблем в системе налогового законодательства, связанных со спецификой морехозяйственной деятельности, а также вопросам согласования проектной документации с надзорными органами, совершенствование тарифной политики и вопросов, крайне важных для нормального функционирования морской отрасли. При этом важно контролировать систему расширения круга задач выхода страны в состав стандартных морских государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гледстоун Деввд. 1нвестування венчурного катталу: Детальний поабник з швестування в приватш компанп для отримання максимального прибутку / Деввд Гледстоун, Лаура Гледстоун. / Пер. З англ. За наук.ред. Т.В.Герасимовот- Дншропетровськ: Баланс Букс, 2006.-416с.

2. Amado G. The Transitional Approach to Change. / G.Amado, A Ambrose - London : Karnac Books, 2001.

3. Примачев Н.Т. Эффективность развития морской транспортной индустрии: монографии./ Н.Т.Примачев, Н.Н. Примачева. - Одесса: ОНМА, 2011.-374с.

4. Внедрение сбалансированной системы показателей/ Horvath & Partners; Пер. с нем. — М.:

BiciiiiK економжи транспорту i промисловост1 № 42, 2013

Альпина Бизнес Букс, 2005. — 478 с. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»)

5. Niven P.R. Balanced Scorecard. / P.R. Niven -NY, John Wiley & Sons, Inc., 1998.

6. Krugman P. R. International Economics: Theory and Policy. / P. R.Krugman, M Obstfeld— 1988; 8-е изд.: Prentice Hall, 2008. — 712 p.

7. Maritime Labour Convention (MLC), 2006, -

110p.

8. Примачев Н. Т. Принципы интеграции в торговом судоходстве: монография / Н.Т. Примачев, А.Н. Примачев.- Одесса: Феникс, 2006. - 360 с.

9. Пугель, Т. А. Международная экономика.: учебник для вузов: [пер. с англ.] / Т. А. Пугель, П. X. Линдерт.— М.: Дело и сервис, 2003. — 800 с.

10. Котлубай М.И. Становление морского транспорта в рыночной среде: монография / И.М. Котлубай. - Одеса : ИПРЭЭИ НАН Украины, 2005. - 224 с.

Рецензент д.э.н., профессор ОНМА Примачев Н.Т. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Елагин Ю.В.

УДК 657.48

ОРГАН1ЗАЦ1Я ОБЛ1КУ РОЗРАХУНК1В ЗА ПОДАТКОМ НА ПРИБУТОК В УМОВАХ ЧИННОСТ1 ПОДАТКОВОГО КОДЕКСУ УКРАШИ

Шерепа К.М., к.е.н., доцент (ДЕТУТ)

В cmammi автор придыив увагу до^дженню особливостей оргатзацп облк розрахунюв за податком на прибуток в умовах чинностi ПКУ.

Km4oei слова: податки, бухгалтерськ документы, ПКУ, об'ект оподаткування.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ

Шерепа К.Н., к.э.н., доцент (ГЕТУТ)

В статье автор уделил внимание исследованию особенностей организации учета расчетов по налогу на прибыль в условиях действия НКУ.

Ключевые слова: налог на прибыль, доходы, расходы, амортизация, авансовые взносы, ставка налогообложения.

ORGANIZATION OF ACCOUNTING OF INCOME TAXES FORCE IN THE TAX CODE OF UKRAINE

Sherepa K.M.

In the article, the author paid attention to the study offeatures of accounting for income tax in force CLE. Keywords: income tax, income, expenses, depreciation, advance payments, tax rate.

Постановка проблеми у загальному вигляд1 та и зв'язок гз важливими науковими чи практичними завданнями. Значний податковий тиск на шдприемства та незначне його зниження в динашщ шдштовхуе платнишв податшв оптимiзовувати податки рiзними методами як законними, так i незаконними.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нестабшьшсть податкового законодавства, част змши в законодавчих актах щодо окремих податшв i нововведения в розрахунках з бюджетом теж нервдко призводять до помилок та неточностей при розрахунках та сплат податшв, !х облшу. Найчаспше помилки та неточности з'являються в

облжу податкових зобов'язань та !х погашень в перехщний перюд застосування рашше чинних та нових законодавчих актив, як тшьки набирають чинности.

З огляду на змши в податковш поттищ держави, необхвдтстъ подальшого вдосконалення оподаткування 02.12.2010 р. Верховною Радою Украши ухвалено Закон №2755-У1 Податковий кодекс Украши (дат ПКУ).

В ПКУ повшше й читаше дано визначення понять системи оподаткування: платники податшв i зборiв, об'екти оподаткування, обов'язки, права i вщповщальшсть платнишв податку, види податшв

© Шерепа К.М.

BiciiiiK економжи транспорту i промисловост1 № 42, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.