Научная статья на тему 'Закономерности динамики современной экономической системы'

Закономерности динамики современной экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / POST-INDUSTRIAL ECONOMY / KNOWLEDGE ECONOMY / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлова Н. М.

В статье рассматриваются актуальные проблемы динамики современной экономической системы: изменение структуры экономических отношений, рост сектора нематериального капитала, влияние структурных изменений на экономический рост и эффективность цикла деловой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Laws of modern economic system dynamics

This article discusses the current problems of the dynamics of modern economic system: changing the structure of economic relations, the growth of intangible capital sector, the impact of structural change on economic growth and efficiency of the business cycle.

Текст научной работы на тему «Закономерности динамики современной экономической системы»

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИНАМИКИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ИЗМАЙЛОВА Н.М.,

еоискатель,

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

e-mail: Naima_09@mail.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы динамики современной экономической системы: изменение структуры экономических отношений, рост сектора нематериального капитала, влияние структурных изменений на экономический рост и эффективность цикла деловой активности.

Ключевые слова: постиндустриальная экономика; экономика знаний; человеческий капитал.

This article discusses the current problems of the dynamics of modern economic system: changing the structure of economic relations, the growth of intangible capital sector, the impact of structural change on economic growth and efficiency of the business cycle.

Keywords: post-industrial economy; knowledge economy; human capital.

Коды классификатора JEL: O10, O16, O21.

Изучение причин структурных изменений на макроэкономическом уровне является ключом к пониманию динамики параметров основных макроэкономических индикаторов как базовых экономико-статистических показателей общемировых трендов. В этом аспекте изменения в составе валового внутреннего продукта следует трактовать как результат изменений в посекторно-поотраслевом строении национальной экономики, а, следовательно, и изменений в структуре экономических отношений.

С учетом перерастания во всех передовых странах мира индустриальной экономики в постиндустриальную экономику («экономику знания») структурные изменения в общественном производстве приобретают характер преимущественно нематериального накопления капитала, т. е. инвестирования в человеческий капитал. В литературе справедливо отмечается, что «ключевыми факторами развития производства в экономике знаний являются знания, интеллектуальная собственность и интеллектуальные способности человека. Развитие инновационных систем и способность создавать знания и применять их на практике в современном мире стали важными базовыми условиями развития страны, регионов и общества в целом. Эти факторы также составляют основу конкурентоспособности страны и отдельных компаний» [5]. С этих позиций исходным пунктом алгоритма предпринятого анализа выступает рост нематериальных активов, структура которых отражает различный ценовой уровень в различных секторах национальной экономики, что приводит к различным результатам при расчетах в рамках общепринятой модели производственной функции.

Другим объективным следствием структурных макроэкономических изменений становится опережающий рост сектора нематериального капитала по сравнению с ростом сектора непосредственного производства товаров. А это влечет рост реального объема производства и занятости в нематериальных секторах национальной экономики, — при возрастании стоимости активов соответствующих корпораций. Таким образом, рост будущего постиндустриального производства прямо связан с ростом занятости в секторах нематериальной капиталоемкости. Как справедливо подчеркивается в литературе, «переход от индустриальной к постиндустриальной экономике активизировался с развитием сектора информационно-компьютерных технологий (ИКТ). В силу действия «эффекта перелива» развитие ИКТ вызвало рост производства и потребления информации, что привело к появлению комплекса новых отраслей. Внедрение информационных технологий изменило облик уже существующих отраслей так называемой «старой экономики». Отдельные отрасли претерпевают полную перестройку» [2].

Однако, наряду с позитивными моментами, следует отметить и некоторые негативные последствия названных экономических изменений. Среди этих негативных следствий самым важным, на наш взгляд, является повышение фактора риска для всей постиндустриальной макроэкономики, тогда как в индустриальном производстве наблюдалось общее снижение значимости факторов риска (за исключением периодов системных экономических кризи-

© Н.М. Измайлова, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

18

Н.М. ИЗМАЙЛОВА

сов). На практике усиление совокупной рискованности проявляется в росте совокупной макроэкономической волатильности, которая находится в корреляции со структурными изменениями в производстве. В проблеме структурных макроэкономических изменений значительный удельный вес занимают факторы странового характера, что придает данной проблеме макрорегиональную направленность.

Структурные изменения оказывают прямое влияние на экономический рост и эффективность цикла деловой активности в сферах, в которых преобладает накопление неосязаемого капитала. Как справедливо отмечает Г.Ю. Билыч, «удивителен рост производительности капитала. Более того, рождается, чтобы там ни говорили разочарованные инвесторы, новая экономика. Она создает практически невесомый товар, доля капитальных затрат в котором незначительна: компьютерные программы, информационные услуги, интернет-торговля, интернет-образование, связь. Доля таких продуктов в ВВП стран неуклонно возрастает. Новая экономика не нуждается в дорожающем сырье, ей нужен лишь производительный труд, который зависит только от уровня знаний и умений внедрять эти знания в продукт. В условиях непрерывного создания и роста инноваций нет места кризисам. Экономика, ступив на скользкий экстенсивный путь, сразу же получает инновационный рывок и оказывается на интенсивной траектории» [1].

Макроэкономические структурные основные изменения выражаются в следующих моментах:

повышение удельного веса нематериального сектора не только в государственном, но и в предпринимательском секторе национальной экономики;

рост нематериальных активов, вытесняющих капитализацию традиционных инвестиций, происходящий также одновременно в двух основных секторах;

изменение в секторальной занятости совокупной рабочей силы, которое также смещается в сторону участия массового работника в сферах нематериальной инвестиционной деятельности;

опережающий рост производительности труда именно в секторе высоких нематериальных технологий.

Таким образом, практика обнаружила наличие прямой связи между ростом объема нематериального капитала и динамикой структурных изменений в сфере экономической организации общественного производства. Другими словами, прирост будущего инновационного производства непосредственно отражает рост нематериальной капиталоемкости национальной экономики. Ян Крегель справедливо подчеркивает, что «сегодня мы становимся свидетелями смены инновационной парадигмы или общего теоретического подхода к осмыслению инноваций. На смену парадигме массового производства, в основе которой лежат идеи индустриального капитализма и экономии средств за счет его масштаба, пришла новая парадигма, опирающаяся на более специализированное (мелкосерийное) производство и идею экономии за счет разнообразия (расширения) номенклатуры и ассортимента товаров и услуг. В целом это стало возможно благодаря развитию технологий микропроцессоров, появлению компьютеров, новых средств связи» [4]. Этим объясняется новая тенденция, согласно которой расширение сферы услуг также функционально зависимо от роста нематериальной капиталоемкости.

Ключевые характеристики современной экономики связаны с эффективностью, устойчивостью и рыночностью производства. Полная реализация созидательного потенциала этих свойств в условиях жесткой конкуренции на международных рынках играют определяющую роль в определении статуса национальной экономики в эпоху экономической глобализации, политических преобразований и технологических изменений. К столь же важным характеристикам относится уровень развитости и защищенности частнопредпринимательского сектора, который является в инновационном производстве основным двигателем его роста и развития. Особое значение для современной экономики приобретают макроэкономические и финансовые риски вследствие повышенного кредитного риска и существенных потерь по ссудам.

Это требует изучения влияния названных признаков на структурные изменения в современной системе экономических отношений. Ситуация усугубляется ростом доли рискованных и неликвидных активов. И хотя в прошлом веке наблюдался длительный период макроэкономической стабильности и низких процентных ставок, тем не менее, это время не было использовано для модернизации системы экономических отношений для интенсификации инновационных процессов. В результате были законсервированы «доинновационные» экономические формы в финансовом секторе. Инвесторы, стимулируемые низкими процентными ставками, медлили с освоением рискованных финансовых продуктов, что в последующем обернулось эрозией кредитных стандартов, неготовностью к росту рисков на большинстве рынков. Между тем, последние годы характеризуются ускоренной реструктуризацией производства в связи с быстрым ростом в небанковском кредитно-финансовом секторе в результате глобализации финансовых рынков. В публикации Л.П. Евстигнеевой, Р.Н. Евстигнеева отмечается, что «благодаря высокому уровню экономического развития США, Европа, Япония стали естественными лидерами глобализации. Применительно к этим ареалам мировой экономики, на первый взгляд, можно говорить о глобализации как об экспансии национального капитала и в этой связи — о наращивании монопольной позиции развитых стран на мировом рынке. Вместе с тем монополизм — побочный эффект глобализации, который может быть значительно ослаблен. Мы имеем в виду не перспективы на будущее, вытекающие из положительного воздействия развитых стран на мировые рынки. Конечно, следом за потоком финансового капитала из развитых стран мировой рынок получает современные высокие технологии, включая компьютеризацию и новые типы коммуникаций» [3].

Основной тенденцией динамики современной экономической системы становится развитие высокодоходных, но одновременно и более рискованных (в силу инновационного усложнения) производств, вынуждающих к модернизации экономических отношений, прежде всего, в финансовом секторе. В этой ситуации государственное регулирование рисками должно оперативно и эффективно реагировать на меняющиеся события. И это объяснимо —

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИНАМИКИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

19

ухудшение условий кредитования влияет практически на весь спектр финансовых операций, что сказывается на ценности массовых корпоративных и коммерческих ценных бумаг на недвижимость, а также на качестве кредитных портфелей банков.

В операциональном аспекте о динамике структуры и закономерностях развития современной экономической системы необходимо судить по развитию финансово-экономических институтов, непосредственно профилактиру-ющих возникновение финансового кризиса. Способность антикризисных институтов привлечь капитал частных инвесторов в сферы ускоренного восстановления национальной экономики становится критерием зрелости всей системы экономических отношений. Другим направлением развития современной экономической системы становится развитие инструментов, целевой функцией которых становится очищение банковских балансов от проблемных активов.

Особый сектор современных экономических отношений порождается действиями транснациональных корпораций, усилению корпоративной власти которых может противостоять только государство. Именно через социализацию поведения названных корпораций возможен самый короткий и успешный путь к эффективному макроэкономическому антикризисному регулированию. Это тем более важно, что расширение потребительского кредита признано генератором динамики развивающейся экономики, однако при отсутствии институтов всеобщего благосостояния повышение доступности кредитов становится рисковым инструментом в руках транснациональных корпораций.

Структурные изменения в современной экономики достигли таких масштабов, что в экономическую теорию была введена категория «новая экономика». Такая экономика характеризуется устойчивым ростом цен на акции многих инновационных (интернет-)компаний и технологических производств, волной стартапов, устойчивым неинфляционным экономическим ростом и стабильной постоянной полной занятостью, что сделало необратимым структурные изменения в экономике.

Однако состоится ли превращение современной экономики в новую экономику, в которой инновационные информационно-коммуникативные технологии будут способствовать ускоренной обработке информации и реструктуризации производства, задействуют эффективные механизмы создания стоимости, что позволит трактовать их в качестве основных инновационных инструментов новейшей промышленной революции? При этом следует учитывать, что реализация имеющегося потенциала производительности новых технологий, используемых на системной и постоянной основе, может привести к новой закономерности — устойчивому ускорению роста совокупной производительности труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Билыч Г.Ю. Прибыль, инфляция и экономический рост // Экономические науки. 2009. № 9(58). С. 72.

2. Гужвин П.А. Информация как экономическое благо // Психология и экономика. 2008. Т. 1. № 1-2. С. 51.

3. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Россия и экономическая глобализация // Общественные науки и современность. 2000. № 2. С. 5.

4. Крегель Я. Инновационная система: самое трудное вначале // Бюллетень «Инновационные тренды». 2011. № 1. С. 15.

5. Унтура Г.А., Евсеенко А.В. Экономика знаний как определяющий элемент новой экономики региона // Регион: экономика и социология. 2007. № 1. С. 157.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.