ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 340
Абатуров А. И.
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы в УИС, Кировский ИПКР ФСИН России, 610070, г. Киров, ул. Ленина, д. 179 в, e-mail: cfyznrf@yandex.ru
Alexander I. Abaturov
Candidate of Law, Associate Professor,
head of the Department of personnel, educational
and psychological work in prisons,
The Kirov IPKR of the FPS of Russia,
Lenin str., 179 v, Kirov, Russia, 610070,
e-mail: cfyznrf@yandex.ru
законодательный опыт стран ближнего зарубежья в области оказания постпенитенциарной помощи
Аннотация. Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе действий органов государственной власти стран ближнего зарубежья при подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы, а также оказание адресной помощи этим лицам после освобождения. Автор подробно рассматривает актуальные проблемы оказания помощи освобожденным в их трудовом и бытовом устройстве, анализирует субъекты, оказывающие постпенитенциарную помощь. Особое внимание уделяется вопросам оказания помощи при освобождении осужденных с ограниченными возможностями в странах постсоветского пространства. Методологическую основу статьи составил диалектический метод познания действительности. В процессе работы также использовались общенаучные и специальные методы познания: сравнительно-правовой при анализе новых и ранее действовавших уголовно-правовых норм, а также пенитенциарного законодательства. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что оно представляет собой работу, имеющую теоретическое и прикладное значение в сфере организации деятельности государственных органов по оказанию помощи лицам, освобождаемым из мест лишения свободы. В статье дана характеристика проблем в исследуемой сфере, проведен анализ законодательного опыта стран ближнего зарубежья по вопросам постпенитенциарного сопровождения.
Ключевые слова: осужденные, постпенитенциарная помощь, страны ближнего зарубежья, пенитенциарные кодексы, несовершеннолетние осужденные, пробация, исправительное учреждение, социальная адаптация, трудоустройство, полиция.
Summary. The subject of the studying is the public relations arising in the government actions process of the near abroad countries during preparing convicts for release and also providing post-penitentiary assistance to these persons. The author discusses in detail the problems associated with their labor and household arrangement, the subjects providing post-penitentiary assistance are analyzed. Particular attention is paid to assistance in the release of health limited convicts in the post-Soviet countries. The methodological basis of the article was a dialectical method of reality cognition. In the process of working, general scientific and special methods of cognition were also used: comparative legal when analyzing new and formerly operating criminal law norms, as well as penal legislation. A special contribution of the author in his studies is that it is a work of theoretical and applied importance in the sphere of organizing the state bodies activities to provide post-penitentiary assistance to persons released from places of liberty deprivation. The article gives a description of the studying problems, an analysis of the legislative experience of the near abroad countries on the issues ofpost-penitentiary assistance is given.
Keywords: convicted, post-penitentiary assistance, neighboring countries, penal codes, juvenile offenders, probation, correctional institution, social adaptation, employment, police.
Проводя исследование различных источников, регулирующих постпенитенциарное сопровождение в государствах ближнего зарубежья, можно сделать вывод, что в современный период принцип либерализации законодательства определяет концептуальное направление политики большинства стран в этой сфере.
legislative experience of the near abroad countries in the field of providing post-penitentiary assistance
© 2018 Абатуров А. И.
ВЕСТНИК СЮИ
Анализ нормативных актов стран - бывших республик СССР свидетельствует о том, что законодательно урегулированный порядок оказания постпенитенциарной помощи в основном похож, присутствующие в законодательствах отличия не принципиальны, а свидетельствуют о национальных традициях, финансовых возможностях и влиянии норм международного права на суверенное право.
Наибольший интерес с точки зрения предмета нашего исследования представляет законодательство Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, Приднестровской Молдавской Республики (далее - ПМР), Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и Эстонии, поэтому сконцентрируем внимание на этих странах.
При рассмотрении вопросов, связанных с постпенитенциарным сопровождением в указанных государствах, мы будет исследовать элементы оказания помощи освобожденным в их трудовом и бытовом устройстве, а также субъекты, оказывающие постпенитенциарную помощь.
Главу 23 «Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними» Модельного уголовно-исполнительного кодекса для государств-участников СНГ [1] следует признать образцом для пенитенциарных кодифицированных источников анализируемых стран. Идентичное либо аналогичное наименование и содержание имеют и корреспондирующие главы кодифицированных актов бывших республик СССР, например: «Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними» (гл. ХХ Кодекса Азербайджанской Республики об исполнении наказаний) [2], «Оказание помощи осужденному, освобожденному от наказания» (гл. 20 УИК Республики Армения) [3], «Помощь освобожденным от отбывания наказания» (гл. 26 УИК Республики Беларусь) [4].
Весьма близка позиция законодателей стран постсоветского пространства по вопросам оказания помощи освобождаемым из мест лишения свободы. Так, нормативно закреплен порядок обеспечения бесплатным проездом к месту жительства или работы, продуктами питания или деньгами на дорогу, предоставления при необходимости одежды и обуви на безвозмездной основе. Различия весьма незначительные, однако, имеющие принципиальное значение. Так, законодатель Молдовы сформулировал, что расходы на приобретение билета несет осужденный (ст. 628).
Пенитенциарными кодифицируемыми источниками стран ближнего зарубежья предусмотрена и единовременная финансовая помощь лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, которая не является обязательной выплатой (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Таджикистан), однако в УИК Республики Узбекистан (ст. 172) единовременное пособие выделяется непосредственно на приобретение одежды и обуви при освобождении. Имеет свою специфику позиция эстонских законодателей, которые сформулировали, что при освобождении заключенному выплачивается депонированное за счет сумм, находящихся на лицевом счету, пособие при освобождении и деньги, оставленные для внутреннего пользования, и если сумма, выплачиваемая с лицевого счета заключенного, меньше размера пособия, то заключенному выплачивается единовременное пособие в сумме разницы между размером пособия и суммой, выплачиваемой с лицевого счета (п. 4 ст. 75 Закона о тюремном заключении Эстонии).
В Азербайджане освобожденным от отбывания наказания лицам, нуждающимся в медицинской и социальной помощи, выдается единовременное денежное пособие в размере четырехкратной минимальной заработной платы.
Анализируя особенности оказания помощи при освобождении осужденных с ограниченными возможностями (инвалидов 1-й и 2-й группы), а также лиц, требующих повышенного внимания (беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей, и несовершеннолетних), можно констатировать, что точки зрения законодателей стран ближнего зарубежья по данному вопросу весьма созвучны, но отнюдь не идентичны. Администрация пенитенциарных учреждений предварительно согласует вопросы с родственниками указанных лиц об их сопровождении, а в случае отсутствии таковых берет на себя эту обязанность. В Беларуси, Таджикистане, Узбекистане и Казахстане возраст сопровождаемых несовершеннолетних не должен превышать шестнадцати лет, а в Армении и Азербайджане возраст малолетних детей, находящихся при осужденных женщинах и дающих им право на необходимую помощь при освобождении, конкретизирован и составляет три года и восемь лет соответственно.
Индивидуальный постпенитенциарной подход к несовершеннолетним осужденным законодательно закреплен в нормативных правовых источниках стран ближнего зарубежья в возможности отправки их в школы-интернаты (ст. 175.4 Кодекса Азербайджанской Республики об исполнении наказаний, ст. 173 УИК Республики Узбекистан), передачи органам опеки и попечительства
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
по месту жительства несовершеннолетних для предоставления им статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3 ст. 192 УИК Республики Беларусь).
Ярко выраженной спецификой по рассматриваемому вопросу отличается позиция таджикского и латышского законодателя. В Кодексе исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан указано, что комиссия по правам ребенка по месту жительства освобождаемого несовершеннолетнего по представлению администрации колонии принимает меры по устройству его на работу или учебу, а также к созданию для него жилищно-бытовых условий. В исключительных случаях, когда направление несовершеннолетнего к прежнему месту жительства нецелесообразно из воспитательных соображений, его устройство в иных местах осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних по месту расположения колонии с учетом мнения освобождаемого (п. 5 ст. 211). Кодексом Латвии об исполнении наказаний предусмотрено, что в случае освобождения несовершеннолетних, не имеющих родителей или опекунов, администрация пенитенциарного учреждения информирует об этом пробационную службу, которая в сотрудничестве с сиротским судом (волостным судом) по прежнему месту жительства несовершеннолетнего осуществляет мероприятия по устройству его в конкретном месте жительства и решению вопроса о его занятости (ст. 114). В Приднестровской Молдавской Республике лица, осужденные за преступления, совершенные в возрасте до восемнадцати лет, по освобождении из учреждений УИС, исполняющих наказания в виде лишения свободы, подлежат прописке без ограничения по месту жительства родителей или лиц, их заменяющих, а при отсутствии таковых - по месту жительства близких родственников (п. 4 ст. 178 Исполнительного кодекса ПМР).
Проводя сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы постпенитенциарной помощи, нами было выявлено, что в Узбекистане, Таджикистане и Латвии в отличие от других стран ближнего зарубежья законодательно определены органы, которые оказывают социальную помощь осужденным после освобождения из мест лишения свободы. В Узбекистане и Азербайджане таким органом является центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (ст. 171 УИК Республики Узбекистан), в Таджикистане координационным центром по оказанию постпенитенциарной социальной помощи являются инспекции исправительных работ, указания и рекомендации которых являются обязательными для комиссии по правам ребенка, администрации, трудовых коллективов, общественных организаций и предприятий (ст. 212 Кодекса исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан).
В некоторых странах помощь осужденным после освобождения из мест лишения свободы конкретизируется более детально в иных, не пенитенциарных нормативных актах. Так, механизм оказания постпенитенциарной помощи в Республике Беларусь регламентируется Постановлением МВД Республики Беларусь от 15.01.2014 № 15 [5], в Кыргызской Республике Постановлением Правительства от 26.02.2014 № 105 [6] и приказом Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 07.04.2014 № 168 [7]. В Постановлении МВД Республики Беларусь от 15.01.2014 № 15 сформулированы нормативно закрепленные рекомендации по организации оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным из мест принудительного содержания. Следует выделить императивный подход в вопросах установления избранного места жительства лица, освобождаемого из мест лишения свободы, для контроля за его поведением и оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве. С этой целью сотрудники учреждения принимают от осужденного заявление. Если осужденный отказывается подавать данное заявление или информация об избранном месте жительства является ложной, сотрудники учреждения уголовно-исполнительной системы документально фиксируют этот факт и направляют запрос в органы внутренних дел по известному месту проживания данного осужденного. Одновременно администрация учреждения отправляет сообщение в орган по труду, занятости и социальной защите об оказании помощи в трудовом и бытовом устройстве.
Проведенный анализ вопросов оказания постпенитенциарной помощи в законодательстве стран ближнего зарубежья дает основания для некоторых теоретических обобщений. Так, можно спрогнозировать, что последующее изменение законодательств бывших республик СССР в сфере постпенитенциарного сопровождения будет проходить по пути повышения имплементации в национальное законодательство норм, регулирующих деятельность субъектов, оказывающих адресную постпенитенциарную помощь. Положительный накопленный опыт стран ближнего зарубежья в постпенитенциарной области позволит оптимизировать в России правоприменительный процесс и, следовательно, повысить эффективность борьбы с постпенитенциарной преступностью.
ВЕСТНИК СЮИ
Библиографический список
1. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников содружества независимых государств «О модельном уголовно-исполнительном кодексе для государств-участников СНГ» 02.11.1996 № 8-7 г. Санкт-Петербург [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ (официальный сайт). URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor77/text77537/ index.htm (дата обращения: 17.09.2017).
2. Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний. Утвержден Законом Азербайджанской Республики от 14.07.2000 № 908-1Г (с изм. и доп. по состоянию на 31.05.2016) [Электронный ресурс] // Параграф (официальный сайт). URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=30420206 (дата обращения: 17.09.2017).
3. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армения от 18.01.2005 № ЗР-60. Принят Национальным собранием Республики Армения 24.12.2004 (с изм. и доп. по состоянию на 23.05.2016) [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ (официальный сайт). URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=19493 (дата обращения: 17.09.2017).
4. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000 № 365-3. Принят Палатой представителей 14.12.1999 (с изм. и доп. по состоянию на 09.01.2017) [Электронный ресурс] // Параграф (официальный сайт). URL: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=30414827 (дата обращения: 17.09.2017).
5. Об утверждении инструкции о порядке оказания администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь помощи осужденным к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа или к лишению свободы в трудовом и бытовом устройстве: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.01.2014 № 15 (в ред. постановления Совета министров РБ от 11.09.2012 № 844) [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ (официальный сайт). URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=14114 (дата обращения: 17.09.2017).
6. Об утверждении Временной инструкции по оказанию социального содействия осужденным и лицам, освободившимся из исправительных учреждений: Постановление Правительства от 26.02.2014 № 105 [Электронный ресурс] // Параграф (официальный сайт). URL: http://online.adviser.kg/Document/?doc_id=31542854 (дата обращения: 17.09.2017).
7. О реализации постановления Правительства Кыргызской Республики от 26.02.2014 № 105 «Об утверждении Временной инструкции по оказанию социального содействия осужденным и лицам, освободившимся из исправительных учреждений»: Приказ Министерства здравоохранения Кыргызской Республики от 07.04.2014 № 168 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hivplatform.kg/upload/files/Prikaz%20MZ%20KR.doc (дата обращения: 17.09.2017).
References
1. Postanovlenie Mezhparlamentskoi Assamblei gosudarstv - uchastnikov sodruzhestva nezavisimykh gosudarstv «O model'nom ugolovno-ispolnitel'nom kodekse dlya gosudarstv-uchastnikov SNG» 02.11.1996 no. 8-7 g. Sankt-Peterburg. [Resolution no. 8-7 of the inter - parliamentary Assembly of the States parties of the Commonwealth of independent States "on the model penal enforcement code for the States parties to the CIS"]. Zakonodatel'stvo stran SNG [legislation of the CIS countries]. URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor77/text77537/index.htm (Accessed: 17.09.2017) [in Russian].
2. Kodeks Azerbaidzhanskoi Respubliki ob ispolnenii nakazanii. Utverzhden Zakonom Azerbaidzhanskoi Respubliki ot 14.07.2000 no. 908-IG (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 31.05.2016) [Code of the Republic of Azerbaijan on execution of punishments. Approved By the law of the Republic of Azerbaijan dated 14.07.2000 no. 908-IG (Rev. and additional as of 31.05.2016)]. Paragraf [Paragraph], URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420206 Accessed: 17.09.2017)] [in Russian].
3. Ugolovno-ispolnitel'nyi kodeks Respubliki Armeniya ot 18.01.2005 no. ZR-60. Prinyat Natsional'nym sobraniem Respubliki Armeniya 24.12.2004 (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 23.05.2016) [Criminal-Executive code of the Republic of Armenia dated 18.01.2005 no. ZR-60. Adopted by the national Assembly of the Republic of Armenia on 24.12.2004 (Rev. and additional as of 23.05.2016)] Zakonodatel'stvo stran SNG. [Legislation of CIS countries]. URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=19493 (Accessed: 17.09.2017).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
4. Ugolovno-ispolnitel'nyi kodeks Respubliki Belarus' ot 11.01.2000 no. 365-Z. Prinyat Palatoi predstavitelei 14.12.1999 (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 09.01.2017). [The criminal Executive code of the Republic of Belarus no. 365-Z. of 11.01.2000 was Adopted by the House of representatives on 14.12.1999(Rev. and additional as of 09.01.2017)]. Paragraf [Paragraph], URL: http://online.zakon.kz/ document/?doc_id=30414827 (Accessed: 17.09.2017) [in Russian].
5. Ob utverzhdenii instruktsii o poryadke okazaniya administratsiei uchrezhdeniya ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Ministerstva vnutrennikh del Respubliki Belarus' pomoshchi osuzhdennym k ogranicheniyu svobody s napravleniem v ispravitel'noe uchrezhdenie otkrytogo tipa ili k lisheniyu svobody v trudovom i bytovom ustroistve: Postanovlenie Ministerstva vnutrennikh del Respubliki Belarus' ot 15.01.2014 no. 15 (v red. postanovleniya Soveta ministrov RB ot 11.09.2012 no. 844). [About approval of the instruction about the order of rendering the administration of criminal-Executive system of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Belarus of protection for the convicted to restriction of freedom, a direction in correctional facility of open type, or to imprisonment in the labour and household device: Resolution of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Belarus no. 15 of 15.01.2014 (as amended by resolution of the Council of Ministers of 11.09.2012 no. 844)]. Zakonodatel'stvo stran SNG. [Legislation of CIS countries]. URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fWx?rgn=14114 (Accessed: 17.09.2017).
6. Ob utverzhdenii Vremennoi instruktsii po okazaniyu sotsial'nogo sodeistviya osuzhdennym i litsam, osvobodivshimsya iz ispravitel'nykh uchrezhdenii: Postanovlenie Pravitel'stva ot 26.02.2014 no.105. [About the approval of the Temporary instruction on rendering social assistance to the condemned and persons who were released from correctional institutions: order of the Government of 26.02.2014 no. 105]. Paragraf [Paragraph]. URL: http://online.adviser.kg/Document/?doc_id=31542854 (Accessed: 17.09.2017) [in Russian].
7. O realizatsii postanovleniya Pravitel'stva Kyrgyzskoi Respubliki ot 26.02.2014 no. 105 «Ob utverzhdenii Vremennoi instruktsii po okazaniyu sotsial'nogo sodeistviya osuzhdennym i litsam, osvobodivshimsya iz ispravitel'nykh uchrezhdenii»: Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Kyrgyzskoi Respubliki ot 07.04.2014 no. 168. [About implementation of the order of the Government of the Kyrgyz Republic of 26.02.2014 no. 105 "about the approval of the Temporary instruction on rendering social assistance to the condemned and persons who were released from correctional institutions": the Order of Ministry of health of the Kyrgyz Republic of 07.04.2014 no. 168]. URL: http://www.hivplatform.kg/ upload/files/Prikaz%20MZ%20KR.doc (Accessed: 17.09.2017) [in Russian].