УДК 343.8
ББК 67.409.021 A I- ABATUROV
А13
HISTORICO-LEGAL ANALYSIS OF RENDERING POST PENITENTIARY ASSISTANCE IN SOVIET RUSSIA (1917-1990)
Annotation: in the article, the legislative initiatives of the state authorities for minimizing recidivism by means
of rendering assistance to persons released from places of confinement are displayed in retrospect. Keywords: correctional institutions, recidivism, post-penitentiary assistance, convicted persons, bodies of internal
affairs, preventive measures.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ АБАТУРОВ, кандидат юридических наук, начальник кафедры организации исполнения уголовных наказаний (Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России) E-mail: cfyznrf@yandex.ru
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОКАЗАНИЯ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПОМОЩИ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ (1917-1990 гг.)
Аннотация: в статье ретроспективно раскрываются законодательные инициативы государственных органов по минимизации рецидивной преступности посредством оказания помощи лицам, освобожденным из мест
лишения свободы.
Ключевые слова: исправительные учреждения, рецидивная преступность, постпенитенциарная помощь, осужденные, органы внутренних дел, профилактика.
Вследствие революционных событий 1917 г. в постпенитенциарной политике произошли радикальные изменения, которые непосредственным образом были связаны с трансформацией политического строя Российского государства. Первым пенитенциарным источником молодой страны, детализирующим вопросы исполнения уголовных наказаний, было Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР (далее - НКЮ РСФСР), утвердившее Временную инструкцию «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового»1. В п. 7 данной Инструкции сформулировано, что карательный отдел НКЮ РСФСР находится в непосредственном заведывании народного комиссара юстиции или члена коллегии комиссариата и состоит из постоянных отделений и совещаний. Девятое отделение карательного отдела оказывает помощь отбывшим наказание, которая включает в себя организацию надзора и попечение за этими лицами, выдачу пособий, образование патронатов при местных Советах, выдачу субсидий и организацию съездов представителей патронатов. Отдельно следует остановиться на обязанностях девятого отделе-
ния карательного отдела собирать и разрабатывать материалы, получаемые на местах, относительно судьбы отбывших наказание. Мы считаем, что вопросы постпенитенциарной профилактики совершения преступлений уже в то время имели ключевое значение в политике молодого государства, так как в первых документах прослеживается заинтересованность в минимизации рецидивной преступности путем наблюдения за жизнью бывших заключенных и возможность адресной адекватной реакции на их поступки.
В 1922 г. при губернских исправительно-трудовых политических отделах и уездных бюро юстиции были учреждены комитеты помощи для оказания моральной и материальной поддержки освобождаемым из мест лишения свободы2 . Помощь оказывалась только тем из освобождаемых, которые пожелали получить поддержку Комитета, и заключалась она в следующем: осужденным оказывалась финансовая поддержка при отправлении на родину, приобреталась одежда, а для лиц, которые не имели жилья, Комитет организовывал общежития с мастерскими и библиотеками при них.
Средства, необходимые для оказания помощи и поддержки освобождаемым, комитеты получали из специально ассигнуемых на этот предмет сумм по смете НКЮ (по центральному исправительно-трудовому отделу), и здесь уместно подчеркнуть, что эти денежные суммы должны были возмещаться из зарабатываемых освобождаемыми лицами денег, их доходов от мастерских и других поступлений (лекций, концертов, спектаклей и т. д).
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. законодательно сформулировал организационные вопросы оказания помощи заключенным и освобождаемым из мест заключения. Цель данной помощи была многогранна и ранжировалась в следующем порядке: во-первых, оказание материальной помощи неимущим заключенным; во-вторых, оказание необходимой поддержки при возвращении их на родину или место постоянного жительства по освобождении из мест заключения; в-третьих, предоставление по освобождении из мест заключения на первое время помещения и питания на льготных условиях; в-четвертых, предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов и обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода; в-пятых, устройство мастерских и предприятий для применения труда бывших заключенных; в-шестых, определение для них рода занятий; в-седьмых, оказание юридической и медицинской помощи, и последнее -их профессиональное и общеобразовательное развитие.
В 1925 г. Всероссийским комитетом помощи заключенным и освобожденным из мест заключения было утверждено Положение о фонде помощи заключенным и освобождаемым из мест заключения РСФСР и об учете и отчетности по суммам фонда. Данный документ мы считаем знаковым, так как в нем сформулирована финансовая политика адресной постпенитенциарной помощи. Средства складывались из нескольких источников: специального фонда Главного управления местами заключения РСФСР (далее - ГУМЗ РСФСР), который формировался из поступающих 25 % отчислений лиц, отбывающих принудительные работы без содержания под стражей (ст. 33 ИТК РСФСР), от 15 % отчислений от чистой прибыли предприятий мест заключения (п. «в» ст. 79 ИТК РСФСР), от субсидий правительственных и общественных учреждений, доходов от своих предприятий, учреждений и специальных мероприятий. Установленные ст. 33 и 79 ИТК РСФСР
отчисления в фонд помощи носили императивный характер, и администрация учреждений обязана была перечислять средства одновременно с предоставлением годовых отчетов и балансов, все прочие поступления в фонд носили добровольный характер.
В 1930 г. постановлением Совета народных комиссаров СССР (далее - СНК СССР) было утверждено Положение об исправительно-трудовых лагерях3. В ст. 40 штрихом была обозначена позиция государства в сфере оказания материальной поддержки лицам, освобождаемым из лагерей, для чего учреждался особый фонд. Данный фонд формировался из частичных удержаний причитающегося заключенным премиального вознаграждения, отчислений от заработной платы заключенных и из прочих поступлений.
Пенитенциарный кодифицированный источник 1933 г.4 не детализировал вопросы оказания помощи как лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, так и освобожденным, тем самым законодатель официально подчеркивал нежелание государства оказывать социально-адаптационную помощь гражданам, преступившим закон.
Материальное обеспечение осужденных при освобождении из мест лишения свободы, как это рекомендуется в важнейших международно-правовых актах, является выражением принципов гуманизма в пенитенциарном праве. С учетом этого и в целях содействия освобождаемым в получении возможности сразу же по отбытии наказания включиться в честную трудовую жизнь в ст. 55 Положения об исправительно-трудовых лагерях и колониях Министерства внутренних дел СССР5 были сформулированы соответствующие положения, в которых предусматривалось: во-первых, на уровне МВД СССР создать специальный фонд помощи освобожденным в размере 1 % от фонда заработка, начисляемого заключенным; во-вторых, администрация мест заключения обязана создать необходимые условия для трудового и бытового устройства освобожденных заключенных, изъявивших желание остаться на работе в лагере (колонии) или на обслуживаемом им предприятии; в-третьих, освобожденные должны обеспечиваться бесплатным проездом к избранному ими месту жительства; в-четвертых, на путь следования должны выдаваться продукты питания или деньги на их приобретение, а в случае отсутствия у освобожденного необходимых по сезону предметов одежды, обуви или
белья - обеспечивать его бесплатно обмундированием первого срока (носки); в-пятых, освобождаемым требовалось выдавать на руки документы, удостоверяющие приобретенную специальность (квалификацию), а также стаж работы в лагере (колонии) по специальности.
Однако, несмотря на возможность получения адресной постпенитенциарной помощи, субъекты, имеющие право на нее, игнорировали государственную поддержку, руководствуясь субкультурными понятиями и сформировавшимся криминальным поведением. Так, бывший заключенный Дальстроя инженер-строитель А. М. Дородницын в своем письме К. Е. Ворошилову о реорганизации системы лагерей6 писал следующее: «Идет «междуусобная война» не только в лагерях, но и в особенности после освобождения из лагерей членов этих «корпораций». Когда после амнистии началось массовое освобождение из лагерей, были приняты все меры к привлечению освобожденных к честному труду: с ними заключались договоры на год, на два и на три, давались значительные денежные пособия, предоставлялись все льготы, предусмотренные для договорников Дальст-роя, давались ссуды для индивидуального строительства, предлагалось за счет Дальст-роя выписывать семью, но из этого почти ничего не вышло. Среди освобожденных началась резня. Ни о какой работе большинства бывших заключенных не могло быть и речи в условиях разгоревшейся поножовщины организованных банд».
В 1956 г. в ЦК КПСС был озвучен доклад МВД СССР о реорганизации ситемы исправительно-трудовых лагерей МВД7, в котором были прописаны проблемы трудового устройства лиц, освобождаемых из мест заключения.
С 1956 г. ответственность за трудовое устройство лиц, освобождаемых из мест заключения, была возложена на Советы депутатов тру-дящихся8. При городских и районных исполкомах Советов депутатов трудящихся с этой целью были созданы комиссии с участием представителей общественных и хозяйственных организаций, органов МВД и прокуратуры для оказания помощи лицам, освобожденным из мест заключения. В обязанность этим комиссиям было вменено помогать освобожденным в быстрейшем устройстве на работу, обеспечивать пропиской по месту жительства, предоставлять жилье, в необходимых случаях оказывать единовременную материальную поддержку, заботиться о том, чтобы освобождаемые
из мест заключения быстрее вставали на путь честной трудовой жизни. В этом же 1956 г. постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР»9 было закреплено возложение на Советы депутатов трудящихся ответственности за трудовое устройство лиц, освобождаемых из мест заключения.
Приказ МВД СССР от 15 декабря 1958 г. № 990, детализирующий порядок отбывания наказания в исправительно-трудовых колониях и тюрьмах10, практически дословно копирует нормы права Положения об исправительно-трудовых лагерях и колониях Министерства внутренних дел СССР в части оказания помощи осужденным при освобождении. В 1961 г. аналогичные формы помощи лицам при освобождении были сформулированы в Положении об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел РСФСР11 .
В 1969 г. союзным законодательством, а затем в 1970 г. республиканским пенитенциарным кодифицированным источником закрепляется порядок оказания помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания. Основополагающим аспектом данных источников было то, что работодатели при наличии соответствующего предписания исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов обязаны были трудоустроить бывших осужденных.
Вопросы оказания постпенитенциарной помощи рассматривались и в рамках изучения и локализации проблем, связанных с рецидивной преступностью. Так, по итогам коллегии МВД СССР от 30 января 1985 г. было принято решение о постоянной активной работе по выявлению намерений осужденных по их трудовому и бытовому устройству, избранию места жительства после освобождения, о чем рекомендовано своевременно сообщать соответствующим горрайорганам внутренних дел для оказания содействия через местные Советы народных депутатов, изыскивать другие возможности в приобщении освобожденных из мест лишения свободы к активной трудовой деятельности, осуществлять контроль за их поведением с целью исключения совершения ими правонарушений12.
Признавая нецелесообразность дальнейшего содержания в местах лишения свободы женщин, осознавших свою вину и положительно характеризующихся за время отбывания наказания, в конце 1986 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было принято решение
освободить часть женщин из мест лишения свободы13 . Президиум Верховного Совета обязал Советы народных депутатов обеспечить организацию как своевременного учета, так и контроля за поведением всех освобожденных женщин, а также их обязательное трудовое и бытовое устройство не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к месту жительства14. Отдельным пунктом была сформулированна обязанность государственных органов позаботиться об инвалидах и престарелых женщинах, у которых нет родственников, для чего следовало поместить их в дома инвалидов.
Приказом МВД СССР15 были детально прописаны механизм освобождения и порядок
оказания помощи женщинам после освобождения.
Таким образом, институт постпенитенциарного сопровождения в советские годы в основном был нацелен на выделение денежных средств на проезд при освобождении осужденных из мест лишения свободы; практики адресных мероприятий по оказанию помощи и социально-адаптационного восстановления в гражданском обществе бывших осужденных не было. Государством периодически предпринимались попытки реализовать программы по постпенитенциарному бытовому и трудовому устройству лиц без ассигнования финансовых ресурсов на эти мероприятия, которые в итоге не увенчались успехом.
Список использованной литературы
1 О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового (временная инструкция) : Постановление НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_325.htm.
2 См.: Положение о комитетах помощи освобождаемым из мест заключения : утв. коллегией НКЮ 18 января 1922 г. № 18/-1922 // Сборник основных приказов, циркуляров и инструкций НКЮ и НКВД РСФСР за 1918-1928 гг. о деятельности мест лишения свободы. М., 1959. С. 10.
3 См.: URL: http://litrus.net/book/read/107556?p=22.
4 См.: Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР : постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 1 августа 1933 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1933. № 48. Ст. 208.
5 Об одобрении Положения об исправительно-трудовых лагерях и колониях Министерства внутренних дел СССР : распоряжение Совета министров СССР от 10 июля 1954 г. № 7688-рс. URL: http://litrus.net/book/ read/107556?p=51.
6 URL: http://litrus.net/book/read/107556?p=176.
7 См.: О назревшей реорганизации системы ИТЛ МВД : доклад МВД СССР в ЦК КПСС от 5 апреля 1956 г. URL: http://litrus.net/book/read/107556?p=56.
8 О реорганизации исправительно-трудовых учреждений МВД и мерах улучшения их работы по перевоспитанию и исправлению заключенных : постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 5 апреля 1956 г. П. 8. URL: http://litrus.net/book/read/107556?p=62.
9 См.: О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР : постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 25 октября 1956 г. П 12. URL: http://litrus.net/book/read/107556?p=65.
10 См.: Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел СССР : постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1958 г. № 1334. URL: http://litrus.net/book/read/ 107556?p=68.
11 См.: Об утверждении Положения об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел РСФСР : Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 сентября 1961 г. № 154/3. URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base = ESU;n=6156;dst=0;ts = 263 0EA2D81 B662EFC1048395C3A69CA 0;rnd=0.008258783258497715.
12 См.: Об объявлении решения Коллегии МВД СССР от 30 января 1985 г. : приказ МВД СССР от 21 февраля
1985 г. № 70.
13 См.: Об освобождении из мест лишения свободы некоторых категорий осужденных женщин : Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1986 г. № 6002-XI. М., 1986.
14 См.: О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1986 г. «Об освобождении из мест лишения свободы некоторых категорий осужденных женщин» : Постановление Президиума Верховного Совета СССР. № 6003-XI. П. 14. М., 1986.
15 См.: О мерах по исполнению Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1986 г. «Об освобождении из мест лишения свободы некоторых категорий осужденных женщин» : приказ МВД от 21 ноября
1986 г. № 317. П. 4.4. М., 1986.