УДК 346.7
М.А. Пазына
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАКТИКА АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Введение: статья посвящена общей характеристике требований законодательства, предъявляемых к рекламе. Приведены примеры из новейшей практики антимонопольных органов, касающиеся правонарушений в данной сфере, в частности недостоверной и недобросовестной рекламы, призыва к противоправным действиям, одобрения органов власти объекта рекламирования, нарушений рекламы пива, электронных сигарет и др. Представлены позиция Федеральной антимонопольной службы относительно спорных вопросов в сфере рекламы, а также планируемые законодательные изменения в рассматриваемой области. Актуальность тематики обусловлена тем, что развитие общественных и экономических отношений создают предпосылки для появления новых объектов рекламы и способов рекламирования, ранее неизвестных в Российской Федерации. Цель: анализ практики Федеральной антимонопольной службы по выявлению правонарушений в сфере рекламной деятельности и инструментов ее правового совершенствования. Методологическая основа: системный подход, формально-юридический, метод описания и эмпирического анализа. Результаты: выявлено, что законодательные изменения в рекламе обусловлены сменяющимися общественными и экономическими процессами, происходящими в стране и мире, а также правонарушениями в сфере рекламы. Проиллюстрирована практика Федеральной антимонопольной службы по выявлению правонарушений в сфере рекламы. Вывод: эффективное правовое регулирование сферы рекламы требует взаимодействия государства, общественности и субъектов предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: реклама, требования к рекламе, нарушения в сфере рекламы, недобросовестная и недостоверная реклама, реклама пива, реклама безалкогольного пива, реклама электронных сигарет, решения антимонопольных органов.
М.А. Pazyna
LEGISLATIVE REQUIREMENTS IN THE SPHERE OF ADVERTISING: GENERAL CHARACTERISTICS AND PRACTICE OF ANTIMONOPOLY SERVICE
Background: the article is devoted to the general characteristics of the legal requirements for advertising. Examples from the recent practice of the Antimonopoly bodies regarding offences in this field, in particular the false and misleading advertising, the call to illegal action, the approval authorities of the subject of advertising, violations of beer advertising, electronic cigarettes, etc. are the position of the FAS on controversial issues in the field of advertising, as well as the planned legislative changes in this area. The relevance of the topic is due to the fact that the development of social and economic relations create precon-
© Пазына Мария Алексеевна, 2018
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конкурентного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Pazyna Maria Alekseevna, 2018 88 Candidate of Law, Associate professor of Competition Law department (Saratov State Law Academy)
ditions for the emergence of new advertising objects and methods of advertising find new techniques in order to bring advertising information to the consumer. Objective: the author of the article intends to analyze the practice of the FAS on detection of violations in the sphere of advertising activities and legal instruments of its improvement. Methodology: in doing the research the following methods of study were used: systematic approach, formallegal, method of description, empirical analysis. Results: it was revealed that the legislative changes in advertising are caused by changing social and economic processes taking place both in the country and the whole world, as well as violations in the field of advertising. Established by the present law advertising requirements represent "hard" rules. At the same time, responsibility for their violation is partially mitigated within the framework of the implemented warning system, which replaced penalties in some cases. The practice of the Federal Antimonopoly service to identify violations in the field of advertising is illustrated. Conclusions: the author states that the effective legal regulation in the sphere of advertising requires the cooperation of state, public and business entities.
Key-words: advertising, advertising requirements, violations in the field of advertising, unfair and false advertising, beer advertising, advertising of non-alcoholic beer, advertising of electronic cigarettes, antimonopoly service's decisions.
Лозунг «Реклама — двигатель торговли», прозвучавший в начале XX в. в качестве первого рекламного слогана к первому рекламному агентству, которое открыл Людвиг Метцель, а впоследствии так полюбившийся В.И. Ленину, остается актуальным по настоящее время. Реклама является неотъемлемой частью предпринимательства, т.к. направлена на привлечение потенциальных потребителей к товарам и услугам, реализуемым предпринимателями, что, соответственно, влияет на объемы полученной прибыли. Нередки случаи, когда субъекты предпринимательской деятельности в погоне за увеличением своего капитала намеренно, а иногда и случайно используют в рекламе противоречащие законодательству средства. Вследствие этого на рынке складывается ситуация недобросовестной конкуренции, при которой один хозяйствующий субъект нелегально получает преимущество перед другим.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (в ред. от 3 августа 2017 г.)1 под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
За последние десятилетия законодательство о рекламе подвергалось постоянному точечному реформированию. Так, с 2011 г. не допускается реклама, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей; с 2013 г. в Российской Федерации введен запрет на рекламу табака и табачных изделий; с 2014 г. установлено, что громкость звука рекламы должна быть в пределах среднего уровня громкости прерываемой этой рекламой трансляции; с 2016 г. запрещается наружная реклама, которая размещается на объектах, внесенных в соответствующий реестр как объекты культурного наследия, и т.д.
Развитие общественных и экономических отношений, череда важнейших явлений и событий, происходящих в стране, популяризация Интернета и т.д.
1 См.: Российская газета. 2006. 15 марта; 2017. 7 авг.
89
находят свое отражение и в рекламе. Происходит смена как рекламируемого объекта, так и способов его рекламирования. В частности, в настоящее время особое место занимает реклама, связанная с чемпионатом мира по футболу, проходящего в России в 2018 г. Широкое распространение получили смс и интернет-рассылки. Все это влечет появление новых правонарушений в сфере рекламы, требующих от антимонопольных органов постоянной концентрации и совершенствования своей деятельности.
Общие требования, предъявляемые к рекламе, закреплены в ст. 5 Закона «О рекламе» и представляют собой достаточно обширный перечень. Рассмотрим некоторые из них и приведем примеры из практики антимонопольных органов.
Прежде всего, реклама должна быть добросовестной и достоверной.
Следует отметить, что некоторые признаки недостоверной рекламы, закрепленные в ст. 5 Закона «О рекламе», дублируются в качестве актов недобросовестной конкуренции в гл. 2.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (в ред. от 29 июля 2017 г., с изм. и доп., вступившими в силу с 19 августа 2018 г.)21Кроме того, отдельным положением в Законе «О рекламе» обозначено, что недобросовестной является также реклама, представляющая собой акт недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. В связи с этим «на практике нередко возникают ситуации, охватываемые признаками как ненадлежащей рекламы, так и недобросовестной конкуренции, что обусловлено состоянием самого законодательства» [1, с. 18].
По этому поводу Федеральная антимонопольная служба России разъяснила: если информация, которая содержит не соответствующие действительности сведения, некорректные сравнения, вводит потребителей в заблуждение, распространяется исключительно в рекламе, то она подлежит оценке на предмет соответствия законодательству о рекламе; если указанная информация распространяется как в рекламе, так и иным способом (например, на этикетках товара), то она подлежит оценке на предмет соответствия антимонопольному законодательству3. Сравнивая нормы двух приведенных актов, необходимо подчеркнуть, что нормы Закона «О рекламе» нуждаются в более четкой регламентации, подобной содержащейся в главе о недобросовестной конкуренции Закона № 135-ФЗ.
Закон «О рекламе» не содержит определение недобросовестной рекламы, однако приводит перечень критериев, позволяющих признать ее таковой. К недобросовестной рекламе относится, например, та, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лиц; реклама под видом рекламы другого товара, изготовителя или продавца товара (например, под видом рекламы напитка на щите расположена реклама пива или подмена рекламы алкогольной продукции рекламой предприятия, ее выпускающего).
Недостоверной будет признана реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей или производителей. Не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства4.
2 См.: Российская газета. 2006 г. 27 июля; 2018. 21 февр.
3 См: Разъяснения Федеральной антимонопольной службы о соотношении норм Федерального закона «О рекламе» и ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции». URL: https:// https://fas.gov.ru/documents/575694 (дата обращения: 15.01.2018).
4 См. п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона
90 „О рекламе"» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2012. № 12.
Недостоверной также является реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами других производителей и продавцов. В случае необходимости для подтверждения преимущества товаров и услуг следует представить соответствующие документы, например, сертификат рекламируемой продукции. При этом качественные характеристики продукции, указанные в предъявляемом сертификате, должны превосходить свойства продукции контрагента. Реклама с лозунгами, например, «самый лучший ресторан», «крупнейший магазин», «у нас быстрее и качественней», будет признана недостоверной. В одном из дел Федеральная антимонопольная служба признала компанию нарушившей законодательство о рекламе в силу размещения на фасаде здания салона текстильного дизайна рекламу следующего содержания: «Лучшие шторы здесь!»
Недостоверной рекламой будет признана и та, что распространяет не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях его приобретения, об ассортименте, комплектации товаров, о правах на использование флагов, гербов и гимнов Российской Федерации и иную информацию. Так, добросовестному предпринимателю следует проявить осторожность в рекламировании товаров с низкой ценой, если есть малейшая вероятность изменения цены вследствие не зависящих от него обстоятельств. Имеют место случаи, когда предприниматель заявляет в рекламе об определенных скидках на товар, а потом объясняет пришедшим вечером покупателям, что такие товары закончились в первой половине дня. В данной ситуации Федеральная антимонопольная служба вправе потребовать представить доказательства о существовании скидочных товаров и | о том, что они были реализованы в определенный день. и
Примером рекламы, признанной Самарским УФАС недостоверной, будет а являться случай, когда вместо заявленного в афишах концерта группы «Синяя о птица» с солистом Александром Дроздовым на сцене выступал только солист, О а не группа в полном составе. Рекламодатель нарушил тем самым п. 2 ч. 3 ст. 5 О Закона «О рекламе». а
В рекламе должны отсутствовать призывы к противоправным действиям (п. 4 в ст. 5 Закона «О рекламе»). Так, в одном из дел УФАС по Саратовской области О реклама ООО «Служба помощи призывникам» была признана ненадлежащей в ю
"О
силу призыва к противоправным действиям, поскольку создавала впечатление, |
что можно не служить в армии, побуждая тем самым к нарушению закона. К
Жестокость и насилие также не допускаются в рекламе. В связи с этим ре- а
клама, например, с лозунгом «Покрась кота в оранжевый цвет» будет содержать |
признаки негуманного отношения к животным. ||
Нарушением законодательства о рекламе будет являться использование №
иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла 11
информации. В данном случае имеется в виду использование любых иностран- )
ных слов без перевода, например, широко распространенного слова «sale», 8 означающего «скидки».
В рекламе не должна содержаться информация об одобрении органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами объекта рекламирования. Так, в деле Волгоградского УФАС возник случай, когда в журнале «National Business» бы размещен рекламный материал о жилом комплексе «Машковъ», содержащий раздел «Мнение эксперта», в 91
котором под фото Валерии Александровны Кроман — главы Администрации Центрального района г. Волгограда — приведена цитата в кавычках, в которой содержится положительный отзыв о рекламируемом жилищном комплексе.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, что приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей. Так, например, рекламное сообщение Play Lab, информирующее об акции, заключающейся в двух бесплатных играх в аэрохоккей, но не указывающей, что акция действует только при условии покупки игровой карты, было признано Московским УФАС вводившим неопределенный круг лиц в заблуждение.
Широкое использование сотовой связи привело к появлению законодательного закрепления правила об обязательном предварительном согласии абонента или адресата на получение рекламы по сетам электросвязи (п. 1 ст. 18 Закона «О рекламе»). В одном из дел Московское УФАС признало ПАО «МГТС» нарушителем Закона о рекламе, т.к. компания отправила на телефонный номер заявителя сообщение о возможности получения оборудования для видеонаблюдения и бесплатного пользования услугой видеонаблюдения в течение года. При этом согласие заявителя на рекламу от ПАО «МГТС» получено не было. Подобное дело рассматривалось и Саратовским УФАС в отношении ООО «ВЕБСМС», отправившего гражданину без его согласия смс-сообщение рекламного характера, в котором предлагалось открыть вклад в банке и стать участником акции.
Помимо общих требований, предъявляемых к рекламе, законодательством предусмотрены и специальные требования, касающиеся отдельных способов
2 распространения рекламы и рекламы отдельных видов товаров. Так, например,
CD
? при совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или
3 иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не | должна занимать более 7% площади кадра, а также накладываться на субтитры i или надписи разъясняющего характера. Реклама в печатных изданиях должна I сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
i К рекламе таких видов товаров, как алкогольные напитки, лекарственные
§ средства, медицинские изделия и медицинские услуги, методы профилактики, | диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методы народной медици-I ны, ценные бумаги, финансовые услуги и финансовая деятельность и другие 'I установлены специальные требования. Одним из примеров несоблюдения тре-I бований к рекламе пива, закрепленных в ч. 2.1 и 3 ст. 21 Закона «О рекламе», | является зафиксированный антимонопольными органами следующий случай: на летней террасе заведения ООО «4 ПАПАС» — пиццерии «Папа Джон'с Пиц-'I ца» были установлены летние зонтики, содержащие рекламу пива «Amstel». g Нарушением законодательства явилось то, что размещение рекламы алкоголя § происходило за пределами стационарного торгового объекта, в котором осу-| ществлялась его продажа, а на зонтиках отсутствовало предупреждение о вреде J чрезмерного употребления алкоголя.
Следует упомянуть о разрешенной рекламе безалкогольного пива, т.к. ее законность вызывает некоторые сомнения. Продвижению на рынке безалкогольного пива тех же брендов, что и алкогольного, способствовали серьезные ограничения в сфере рекламы алкоголя. Представляется, что реклама безалкогольного пива по сути дела подменяет собой рекламу алкоголя. В силу 92 отсутствия культуры потребления безалкогольного пива в нашей стране такая
реклама ассоциируется у населения именно с алкогольной продукцией. Однако в последнее время наблюдается определенный рост продаж безалкогольного пива, что свидетельствует об изменении мнения людей. Это дает одно из оснований антимонопольным органам не призвать такую рекламу противоречащей законодательству. В Письме Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2016 г. говорится, что «если распространяется реклама безалкогольного пива с использованием средств индивидуализации продукции (товарных знаков), используемых для обозначения в т.ч. пива с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции или иной алкогольной продукции, и из рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво, то такая реклама должна соответствовать требованиям ст. 21 Федерального закона «О рекламе»5. В связи с этим Союзом российских пивоваров была предложена пиктограмма с цифрой «0», одобренная антимонопольными органами. Она размещается в рекламе безалкогольного пива, подчеркивая безалкогольный характер объекта рекламирования.
Необходимо отметить, что участие Союза российских пивоваров как одного из институтов в сфере саморегулирования в обсуждении вопросов рекламы могут принести пользу и бизнесу, и обществу в целом. Регламентация сферы рекламы с помощью одного лишь государственного контроля и надзора не может быть признана эффективной [2, с. 31-36].
Что касается планируемых законодательных нововведений в сфере рекламы алкогольной продукции, то можно отметить следующее: если в настоящее время допускается реклама в газетах и журналах вина и шампанского, произведенного в Российской Федерации из российского сырья, то планируется разрешить рекламу вина, сделанного в государствах-членах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) из местного винограда, а также в Российской Федерации из сырья, выращенного в странах ЕАЭС6. Данное изменение законодательства о рекламе, как и многие другие, продиктовано развитием экономических отношений в условиях глобализации и интеграции и вызвано в данном случае необходимостью формирования единого рынка ЕАЭС.
Введенный с 2013 г. в Российской Федерации запрет на рекламу табака и табачных изделий не останавливает недобросовестных предпринимателей, и нарушение п. 8 ст. 7 Закона «О рекламе» имеет свое продолжение. Так, Управление Федеральной антимонопольной службы признал нарушением размещение в одном из номеров издания «FORBES» рекламы часов марки «ZENITH» в версии «COHIBA Special Edition». Несмотря на то, что реклама относилась к часовой продукции, она содержала зарегистрированный товарный знак производителя кубинских сигар «COHIBA», что могло вызвать интерес читателей к табачной продукции.
Получившие в последнее время широкое распространение электронные сигареты поставили перед антимонопольными органами новый вопрос: при-
5 См.: Письмо Федеральной антимонопольной службы России от 15 июня 2016 г. № СП/40322/16 «О рекламе безалкогольного пива». URL: http://udmurtia.fas.gov.ru/analytic/17628 (дата обращения: 17.01.2018).
6 См.: Проект Федерального закона № 377753-7 «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона „О рекламе"» (внесен в Государственную Думу 31 января 2018 г.) // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ. URL: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/ scans.nsf/ID/4994D17282DB57F743258226002B9866/$FILE/377753-7_31012018_377753-7. PDF?OpenElement (дата обращения: 16.01.2018). 93
равнивать ли электронные сигареты к табаку и, соответственно, применять ли к ним запрет на рекламу? При ответе на него Федеральная антимонопольная служба руководствовался следующим: установлен законодательный запрет на использование и имитацию табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами7. Таким образом, реклама электронной сигареты, внешний вид которой идентичен внешнему виду какого-либо табачного изделия или имитирует внешний вид такого изделия, относится к запрещенной. Кроме того, электронные сигареты относятся, по мнению Федеральной антимонопольной службы, к курительным принадлежностям, реклама которых запрещена наравне с табачными изделиями8.
Еще одним распространенным нарушением является несоблюдение субъектами предпринимательства правил рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности. Так, например, в декабре 2017 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области рассматривалось дело, в результате чего был наложен штраф о нарушении ч. 7 ст. 28 Закона «О рекламе». В частности, одна из компаний, привлекающая денежные средства участников долевого строительства многоквартирного дома в г. Балаково, не указала в рекламе о намерении заключать договоры долевого участия строительства многоквартирного дома сведений о месте размещения проектной декларации застройщика.
Анализ требований к рекламе, а также конкретных дел, рассмотренных Федеральной антимонопольной службой, позволяет говорить, что в настоящее время в данной сфере установлены жесткие законодательные правила, малейшее отступление от которых ведет к правонарушению. В то же время следует отметить, что нововведения законодательства 2016 г., позволившие в ряде случаев избежать штрафных санкций, отделавшись лишь предупреждением, значительно смягчают негативные последствия за правонарушения в сфере рекламы. Замена административного штрафа предупреждением предусмотрена ст. 4.1.1 КоАП РФ9 и возможна при одновременном выполнении следующих условий:
1) виновное лицо относится к субъектам малого и среднего предпринимательства;
2) правонарушение совершено впервые; 3) отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 4) отсутствие имущественного ущерба.
В заключение хотелось бы отметить, что деятельность Федеральной антимонопольной службы России играет ключевую роль в контроле и надзоре за соблюдением законодательства в сфере рекламы, в борьбе с недобросовестной конкуренцией. Постоянное развитие рынка рекламных услуг требует от Федеральной антимонопольной службы оперативного и своевременного реагирования. Однако государственное вмешательство в регулирование рекламной
7 См. п. «г» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в ред. от 29 июля 2018 г.) // Российская газета. 2013. 26 февр.; 2018. 1 авг.
8 См.: Разъяснение Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2016 г. № АК/84510/16 «О рекламе электронных сигарет». URL: http://mediapravo.com/wp-content/uploads/2016/12/ AK8451016-1.pdf (дата обращения: 19.01.2018).
9 См.: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ 94 (в ред. от 31 декабря 2017 г.) // Российская газета. 2001. 31 дек.
деятельности не может и не должно носить тотального характера. Контроль за соблюдением национальных традиций, норм морали, эстетических и этических норм должен обеспечиваться посредством механизма саморегулирования рекламной деятельности. Сформировавшееся в последнее время негативное отношение людей к рекламе и, как следствие, неэффективность ее действия, можно преодолеть только с помощью координированных действий государства и участников рекламной деятельности, входящих в состав саморегулируемой организации в сфере рекламы.
Библиографический список
1. Ермолова О.Н. Особенности правовой охраны от недобросовестной конкуренции в сфере рекламы // Актуальные проблемы юридической науки и практики в сфере защиты конкуренции: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции (Саратов, 9 декабря 2015 г.); ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов: ИП Коваль Ю.В., 2015. С.16-20.
2. Сунгатуллина ЛА. Саморегулирование как средство пресечения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы // Конкурентное право. 2013. № 1. С. 31-36.
References
1. Ermolova O.N. Features of Legal Protection Against Unfair Competition in the Field of Advertising // Actual Problems of Legal Science and Practice in the Field of Competition Protection: collection of scientific works. мat. of III Intern. scientific practice conf. (Saratov, 9 December 2015); "Saratov State Law Academy". Saratov: Koval Yu.V., 2015. Р. 16-20.
2. Sungatullina L.A. Self-Regulation as a Means of Suppression of Unfair Competition in the Field of Advertising // Competition law. 2013. No. 1. Р. 31-36.
УДК 347.191.11
А.Х. Ульбашев
КОЛЛИЗИЯ ЛИЧНЫХ И КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ)
Введение: настоящая статья посвящена проблемам охраны и защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров. Отношения по управлению корпорацией представляют собой деятельность по наиболее справедливому удовлетворению разнонаправленных интересов участников такой корпорации. Однако наличие противоположных интересов у акционеров порождает ситуацию, при которой корпорация лишается возможности эффективного функционирования. Цель: проанализировать зарубежный опыт в сфере охраны и защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров. Методологическая основа: теоретико-философской основой рабо-
© Ульбашев Алим Хусейнович, 2018
Кандидат юридических наук, приглашенный исследователь Школы права Йельского университета (США, Коннектикут); [email protected] © Ulbashev Alim Huseinovich, 2018
Candidate of Law, Visiting Researcher at Law School of Yale University (USA, Connecticut) 95