Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Местное самоуправление / должностные лица / органы местного самоуправления / муниципальная служба / администрация местного самоуправления / Local self-government / officials / local self-government bodies / municipal service / local self-government administration

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чекалкина А.С.

Развитие и функционирование деятельности органов местного самоуправления в современном обществе и государстве важнейшее направление развития современной российской государственности. Повышение эффективности работы органов местного самоуправления на местах является основным условием стабильности государства в целом. Осознание и решение проблем местной жизни, участие граждан в этой сфере при соблюдении правовых норм и поддержании баланса государственных и местных интересов, способны заложить прочную основу для гражданского согласия и развития государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чекалкина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF LOCAL GOVERNMENT OFFICIALS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: the development and functioning of local R-government bodies in modern society and the state are the most important direction of development of modern Russian statehood. Improving the efficiency of local self-government bodies is the main condition for the stability of the state as a whole. Understanding and solving the problems of local life, the participation of citizens in this area, while respecting legal norms and maintaining a balance of state and local interests, can lay a solid Foundation for civil harmony and development of the state as a whole.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 352/354-1

Чекалкина А. С. студент 3 курса Кировский филиал РАНХ и ГС Россия, г. Киров ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: Развитие и функционирование деятельности органов местного самоуправления в современном обществе и государстве -важнейшее направление развития современной российской государственности. Повышение эффективности работы органов местного самоуправления на местах является основным условием стабильности государства в целом. Осознание и решение проблем местной жизни, участие граждан в этой сфере при соблюдении правовых норм и поддержании баланса государственных и местных интересов, способны заложить прочную основу для гражданского согласия и развития государства в целом.

Ключевые слова: Местное самоуправление, должностные лица, органы местного самоуправления, муниципальная служба, администрация местного самоуправления.

Chekalkina A. C.

3st year student Russian Presidential Academy of National Economy and

Public Administration, Kirov LEGISLATIVE FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF LOCAL GOVERNMENT OFFICIALS IN THE

RUSSIAN FEDERATION Annotation: the development and functioning of local self-government bodies in modern society and the state are the most important direction of development of modern Russian statehood. Improving the efficiency of local self-government bodies is the main condition for the stability of the state as a whole. Understanding and solving the problems of local life, the participation of citizens in this area, while respecting legal norms and maintaining a balance of state and local interests, can lay a solid Foundation for civil harmony and development of the state as a whole.

Key words: Local self-government, officials, local self-government bodies, municipal service, local self-government administration.

Формирование института должностных лиц местного самоуправления в России развивается противоречиво, так как существует ряд совокупных проблем социального, правового и экономического характера. Институты должностных лиц местного самоуправления представляют собой ту

специфическую "ветвь власти", которая участвует в укреплении государственной власти при этом, учитывая интересы населения, делая ее эффективной и гибкой структурой.

Местное самоуправление в современной России-сложное многомерное социальное явление, это многозначное понятие, которое нельзя определить одним выражением. Осуществление местного самоуправления невозможно без функционирования специально уполномоченных органов, которым население муниципального образования делегирует право решать местные вопросы на территории данного муниципального образования.

Органы местного самоуправления - это органы самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. Им принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством.

Местное самоуправление-важная часть механизма управления, позволяющая оптимально сочетать права и интересы человека с существующими интересами всех уровней власти. Укрепляя основные положения народовластия, создавая благоприятные условия для жизни и развития народа, местное самоуправление стабилизирует политические системы на местном уровне. Благодаря хорошо функционирующей местной власти, укрепляется государственная власть и целостность России.

Значимым этапом формирования местного самоуправления и функционирования органов местного самоуправления, было принятие Федерального закона N 131-Ф3 от 06.10.2003 года. Данный закон дает, более развернутое понятие должностного лица и выборного должностного лица. Так в соответствии с данным законом:

- должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

- выборное должностное лицо местного самоуправления -должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

Муниципальная служба - это профессиональная деятельность по исполнению полномочий муниципальной должности, не являющейся выборной, на постоянной основе в органах местного самоуправления, финансируемая за счет средств местного бюджета. Соответственно, лица, осуществляющие постоянную службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется на государственном уровне власти.

В настоящее время правовую основу муниципальной службы составляют следующие нормативно-правовые акты:

1) Конституция РФ;

2) Федеральный закон от т 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;

3) Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации";

4) законы субъектов РФ;

5) муниципальные правовые акты: уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления.

Должности муниципальной службы устанавливаются в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Реестр должностей муниципальной службы представляет собой перечень (список) наименований должностей, распределенных по группам должностей в органах местного самоуправления и предназначен для установления порядка учреждения должностей муниципальной службы органами местного самоуправления. Правовой статус должности муниципальной службы возникает с даты включения ее в реестр.

Для правильного функционирования органов местного самоуправления необходимым условием является их наделение собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Под полномочиями органов местного самоуправления понимают закрепленный нормами муниципального за органами и должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования.

Полномочия являются составной частью понятия "компетенция", включающего также предметы ведения. Понятие "полномочия" также тесно связано с понятием "вопросы местного значения", которые затрагивают вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.

В соответствии с 131-Ф3 структура органов местного самоуправления может состоять из обязательной и необязательной части. Закон 2003 года изменил объем обязательной структуры органов местного самоуправления, данным законом, введен принцип разделения органов власти на местном уровне. В силу этого принципа в структуре обязательно наличие: представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации. Для сельских поселений (как правило, малочисленных) предусматривается возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя

представительного органа муниципального образования, которые позволяют экономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Такая структура муниципального образования, должна быть закреплена в уставе муниципалитета.

Органы местного самоуправления выделены из системы органов государственной власти, но они самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти; они находятся в системе государственно-властных отношений; действуют в русле единой государственной политики; могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти - народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления допускается только по вопросам назначении на должность и освобождении от должности главы местной администрации в соответствии со статьей 37 131-ФЗ.

В каждом муниципальном образовании уставом муниципального образования должна быть предусмотрена должность главы муниципального образования в качестве обязательной должности. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом, обладает собственными полномочиями, которые долж.ны быть закреплены в уставе муниципального образования. Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации (таким образом, реализуется принцип разделения властей на местном уровне).

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов местных бюджетов. Данная норма, во-первых, служит гарантией финансово-экономической независимости от органов государственной

власти или иных организаций. Во-вторых, предостерегает от чрезмерного расширения числа органов местного самоуправления, необоснованного расширения их штатов и т.п.

Администрация местного самоуправления является исполнительно-распорядительным органом, возглавляется главой администрации на принципах единоначалия. Уставом муниципального образования глава наделен: полномочиями по решению вопросов местного значения; полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов российской Федерации.

Федеральный закон определяет, какое должностное лицо может осуществлять полномочия главы местной администрации:

1) глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах;

2) лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса.

В уставах муниципальных образований могут устанавливаться дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации в том случае, если он был назначен по контракту. В качестве дополнительных требований могут быть ограничения по возрасту (например, до 65 лет), наличие образования по специальности "Государственное и муниципальное управление", соответствующий опыт работы и т.п.

Требование о наличии высшего образования является обязательным.

В муниципальном образовании, уставом которого предусмотрено назначение главы администрации, будет наблюдаться некоторое преобладание представительной власти над исполнительной властью.

При проведении конкурса на замещение должности главы местной администрации достаточно сильное влияние оказывают органы государственной власти субъекта РФ, так как в формировании конкурсной комиссии обязательно предусматривается наличие представителей законодательного органа субъекта РФ. С одной стороны, такое участие органов государственной власти субъекта РФ в осуществлении местного самоуправления обусловлено тем, что глава администрации данного муниципального образования должен будет отвечать и за реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. С другой стороны, учитывая часто возникающие трения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ, последние могут при проведении конкурса на должность главы местной администрации оказывать давление на представительный орган муниципального образования.

Так же в законе содержатся ограничения для главы местной администрации: запрещено заниматься предпринимательской, а также иной

оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Введение данных ограничений обусловлено необходимостью обеспечить эффективную деятельность по исполнению полномочий главы муниципального образования и установить препятствия возможному злоупотреблению его своими полномочиями.

Главам местных администраций также запрещено входить в органы управления и контроля иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Глава администрации, также как и глава муниципального образования, должен соблюдать запреты и ограничения и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законодательством.

Должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования, от имени муниципального образования имеют право приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде. На практике это означает, что указанные лица могут заключать договоры, соглашения и иные гражданско-правовые сделки от имени муниципального образования. Под выступлениями в суде в данном случае имеется в виду представительство в суде муниципального образования в качестве истца, ответчика или третьей стороны в соответствии с процессуальным законодательством.

Наряду с формированием правовой основы местного самоуправления, закреплением его правовых гарантий, разграничением финансовых и материальных средств между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления важную роль в развитии реального и эффективного местного самоуправления играет создание системы кадрового и информационного обеспечения местного самоуправления.

Использованные источники:

1. Конституция (основной закон) Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 апреля 2010 года - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999 г. - 64 с. ISBN 5-237-02346-0

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: официальный текст, действующая редакция. - М.: Издательство «Экзамен», 2017. - 639, (1)с. (Серия «Кодексы и Законы») ISBN 978-5-377-00327-4

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации»№ 154-ФЗ [Текст]: [фед. закон: принят Гос. Думой 12.08.1995г. одобрен Советом Федерации 28августа1995 г.] - справочно-информационная система Консультант Плюс

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 - ФЗ [Текст]: [фед. закон: принят Гос. Думой 16 сентября 2003 г. одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 г.] - справочно-информационная система Консультант

Плюс

5. Закон Кировской области от 30 июня 2005 г. № 345 - ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области» [Текст]: - Справочно-информационная система Консультант Плюс

6. Авакьян С. А., Лютцер В. Л., Пешин Н. Л., Сивицкий В. А., Тимофеев Н. С.. Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). -Проспект. - 544 с.. 2009

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2002. - 352 с.- ISBN 5-72600712-3

8. Омельченко Н.А. Истроия государственного управления [Текст]: учебник для бакалавров / Н.А. Омельченко. - 2 -е изд., пер. и доп. -М.: издательство Юрайт, 2016. - 575 с. - / Серия: Бакалавр. Академический курс. - ISBN 978-5-9916-2887-7

9. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. [Текст]: - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 176с. - ISBN 5-279-02951-3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.