Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ПСЗ I) КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПОЛИЦИИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ПСЗ I) КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ / ПОЛИЦИЯ / БЛАГОЧИНИЕ / М. М. СПЕРАНСКИЙ / МИНИСТЕРСТВО ПОЛИЦИИ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СЕНАТСКИЙ УКАЗ / ИМЕННОЙ УКАЗ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данчевская Анастасия Викторовна

Автором проведён анализ Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ I) в качестве источника по истории российской полиции. Актуальность определена отсутствием интереса профессиональных историков к проблеме источников по истории полиции в Российском государстве, поскольку исследования, как правило, обращены непосредственно на изучение самой полицейской системы и проблем её организации. Автором дана характеристика законодательных актов как вида исторических источников, определена их специфика. Кратко рассмотрена история создания ПСЗ I, выявлены его недостатки. Приведена методика выявления и структурирования искомых актов по ключевым словам с помощью алфавитного реестра. Отмечено затруднение в возможностях систематизации или классификации искомых нормативных актов, что связано с отсутствием в России в изучаемый период единого подхода к определению понятия «закон» и какой-либо системы законотворчества. С целью анализа ПСЗ I автором составлена таблица, включающая указание номера тома, диапазон и количество охваченных лет, включенное в том число актов, касающихся деятельности полиции, а также высчитан коэффициент, демонстрирующий степень законотворческой активности (количество принятых актов в расчете на один год). Были детально изучены первые тома, а также те тома, которые включали наибольшее количество принятых актов (12-13 в год). Отмечено, что наиболее часто нормативные акты, регулировавшие деятельность полиции, издавались в периоды 1802-1805, 1808-1809 и 1817 гг., то есть связаны с правлением императора Александра I. В целом, изданные в период XVIII - первой четверти XIX в. нормативные акты, включенные в состав ПСЗ I, регламентировали организацию и снабжение полицейской службы, установление обязанностей полицейских чиновников, а также их ответственность и привилегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE ACTS OF THE COMPLETE COLLECTION OF LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE (I) AS A SOURCE OF STUDY POLICE STORIES

The author analyzes the Complete Collection of Laws of the Russian Empire I as a source on the history of the Russian police. The relevance is determined by the lack of interest of professional historians in the problem of sources on the history of the police in the Russian state, since research, as a rule, is directed directly to the study of the police system itself and the problems of its organization. The author characterizes legislative acts as a type of historical sources, determines their specificity. The history of the creation of the Complete Collection of Laws I is briefly considered, its shortcomings are revealed. The method of identifying and structuring the required acts by keywords using an alphabetical register is given. There is a difficulty in the possibilities of systematization or classification of the required regulations, which is due to the lack of a unified approach to the definition of the concept of “law” and any system of lawmaking in Russia during the period under study. In order to analyze the Complete Collection of Laws I, the author compiled a table including the indication of the volume number, the range and number of years covered, the number of acts related to police activities included in that, and also calculated a coefficient demonstrating the degree of legislative activity (the number of acts adopted per one year). The first volumes were studied in detail, as well as those volumes that included the largest number of adopted acts (12-13 per year). It is noted that the most common regulatory acts regulating the activities of the police were issued in the periods 1802-1805, 1808-1809 and 1817, that is, they are associated with the reign of Emperor Alexander I. In particular, normative acts issued during the XVIII - first quarter of the XIX century, included in the Full Collection of Laws (I) regulated the organization and supply of the police service, the establishment of the duties of police officials, as well as their responsibilities and privileges.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ПСЗ I) КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПОЛИЦИИ»

Научная статья

удк 93/94

DOI: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2022-3-194-204

Законодательные акты полного собрания законов Российской империи (ПСЗ I) как источник изучения истории полиции

Анастасия Викторовна Данчевская

Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Иркутск, Россия, vashan16@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2263-3768

Аннотация. Автором проведён анализ Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ I) в качестве источника по истории российской полиции. Актуальность определена отсутствием интереса профессиональных историков к проблеме источников по истории полиции в Российском государстве, поскольку исследования, как правило, обращены непосредственно на изучение самой полицейской системы и проблем её организации. Автором дана характеристика законодательных актов как вида исторических источников, определена их специфика. Кратко рассмотрена история создания ПСЗ I, выявлены его недостатки. Приведена методика выявления и структурирования искомых актов по ключевым словам с помощью алфавитного реестра. Отмечено затруднение в возможностях систематизации или классификации искомых нормативных актов, что связано с отсутствием в России в изучаемый период единого подхода к определению понятия «закон» и какой-либо системы законотворчества. С целью анализа ПСЗ I автором составлена таблица, включающая указание номера тома, диапазон и количество охваченных лет, включенное в том число актов, касающихся деятельности полиции, а также высчитан коэффициент, демонстрирующий степень законотворческой активности (количество принятых актов в расчете на один год). Были детально изучены первые тома, а также те тома, которые включали наибольшее количество принятых актов (1213 в год). Отмечено, что наиболее часто нормативные акты, регулировавшие деятельность полиции, издавались в периоды 1802-1805, 1808-1809 и 1817 гг., то есть связаны с правлением императора Александра I. В целом, изданные в период XVIII - первой четверти XIX в. нормативные акты, включенные в состав ПСЗ I, регламентировали организацию и снабжение полицейской службы, установление обязанностей полицейских чиновников, а также их ответственность и привилегии.

Ключевые слова: Полное собрание законов, полиция, благочиние, М. М. Сперанский, министерство полиции, министерство внутренних дел, сенатский указ, именной указ, полицейская служба

Для цитирования: Данчевская А. В. Законодательные акты полного собрания законов Российской империи (ПСЗ I) как источник изучения истории полиции // Известия Лаборатории древних технологий. 2022. Т. 18. № 3. С. 194-204. https://doi.org/10.21285/2415-8739-2022-3-194-204

Legislative acts of the Complete Collection of Laws of the Russian Empire (I) as a source

of study police stories

Anastasiya V. Danchevskaya

East-Siberian Institute of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk, Russia, vashan16@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2263-3768

Abstract. The author analyzes the Complete Collection of Laws of the Russian Empire I as a source on the history of the Russian police. The relevance is determined by the lack of interest of professional historians in the problem of sources on the history of the police in the Russian state, since research, as a rule, is directed directly to the study of the police system itself and the problems of its organization. The author characterizes legislative acts as a type of historical sources, determines their specificity. The history of the creation of the Complete Collection of Laws I is briefly considered, its shortcomings are revealed. The method of identifying and structuring the required acts by keywords using an alphabetical register is given. There is a difficulty in the possibilities of sys-tematization or classification of the required regulations, which is due to the lack of a unified approach to the definition of the concept of "law" and any system of lawmaking in Russia during the period under study. In order to analyze the Complete Collection of Laws I, the author compiled a table including the indication of the volume number, the range and number of years covered, the

Original article

© Данчевская А. В., 2022

number of acts related to police activities included in that, and also calculated a coefficient demonstrating the degree of legislative activity (the number of acts adopted per one year). The first volumes were studied in detail, as well as those volumes that included the largest number of adopted acts (12-13 per year). It is noted that the most common regulatory acts regulating the activities of the police were issued in the periods 1802-1805, 1808-1809 and 1817, that is, they are associated with the reign of Emperor Alexander I. In particular, normative acts issued during the XVIII - first quarter of the XIX century, included in the Full Collection of Laws (I) regulated the organization and supply of the police service, the establishment of the duties of police officials, as well as their responsibilities and privileges.

Keywords: The Complete Collection of Laws, police, deanery, M. M. Speransky, Ministry of Police, Ministry of Internal Affairs, senate decree, nominal decree, police service

For citation: Danchevskaya А. V. (2022) Legislative acts of the Complete Collection of Laws of the Russian Empire (I) as a source of study police stories. Izvestiya Laboratorii drevnikh tekhnologii = Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. Vol. 18. No. 3. P. 194-204. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2415-8739-2022-3-194-204

Российская полиция традиционно отсчитывает свою историю с начала XVIII в., когда Петр I учредил в Санкт-Петербурге полицмейстерскую канцелярию во главе с полицмейстером Антоном Девиером. Однако на протяжении более чем столетия её деятельность регламентировалась лишь отдельными, неструктурированными законодательными актами. Ситуация изменилась в конце первой трети XIX в., когда на высочайшем уровне было принято решение о необходимости систематизации существовавшего законодательства, начиная с Соборного Уложения Алексея Михайловича.

Актуальность изучения названной проблематики обусловлена тем, что, несмотря на высокий научный интерес к истории российской полиции, существует крайне ограниченное количество работ, посвященных изучению источников по истории этого органа. Такое положение вещей может быть обусловлено преобладанием научного интереса к теме истории полиции юристов, специализирующихся на истории государства и права и рассматривающих полицию как государственный инструмент, в то время как интерес профессиональных историков к изучению источнико-вой базы истории российской полиции проявляется слабо. Тем не менее источники по истории полиции характеризуются множественностью и разнообразием, в соответствии с чем данная тема является перспективной для историка-исследователя. Широкий спектр исторических источников обусловлен обширным функционалом российских полицейских структур и публичностью их деятельности. Ещё с петровского времени полиция осуществляла контроль за застройкой городов, обеспечивала соблюдение противопожарных мер, контролировала торговлю на рынках и ярмарках, обеспечивала общий порядок и, конечно,

противодействовала преступности. Не пытаясь дать в данной работе полную классификацию источниковой базы по истории полиции, укажем лишь, что к источникам можно отнести различные нормативно-правовые акты общеимперского характера, а также изданные Министерством внутренних дел в целом и Департаментом полиции в частности, официальную полицейскую документацию, статистические данные (в том числе криминальную статистику), специализированные ведомственные журналы (например, «Журнал Министерства внутренних дел» или «Вестник полиции»), газетные публикации, мемуаристику и прочее.

Фактически научный интерес исследователей обращен на изучение источников по истории отдельных видов преступлений, например, коррупции (Быков, Быкова, 2014) или фальшивомонетничества (Лобов, 2017), а также по истории подразделений дореволюционных полицейских органов: политической полиции (Коптелов, 2013), службы полицейских урядников (Рязанов, 2018), департамента полиции (Тютюнник, 1984).

Объектом настоящего исследования выступает широкий спектр исторических источников изучения полицейской службы в России в период с 1649 по 1825 гг. Предметом изучения являются нормативные акты Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ I).

Целью исследования определено изучение законодательных актов ПСЗ I в качестве источника по истории российской полиции. Для достижения поставленной цели следует выполнить ряд задач:

1) изучить содержание ПСЗ I;

2) выявить акты, относящиеся к деятельности полиции;

3) структурировать их или классифицировать;

4) определить, какие сферы деятельности полиции регламентировались актами ПСЗ I.

Законодательные акты являют собой специфический вид исторических источников. Во-первых, создание закона является прерогативой государственной власти, следовательно, закон отражает интересы и взгляды представителей власти в конкретном государстве в определенный хронологический период. В данном случае - интересы императорской власти в Российской империи периода начала XVIII - первой четверти XIX в. Во-вторых, нормативные акты регламентируют, что и как должно быть, однако реальность отнюдь не всегда совпадает с желанием законодателя. Следовательно, анализ законов в основном дает идеальную картину, которую необходимо с целью объективизации дополнять анализом других исторических источников по проблеме. В нашем случае это может быть архивная текущая документация полицмейстерских канцелярий, статистические показатели, материалы периодической печати, мемуаристика и даже отчасти публицистика и художественная литература. В-третьих, изучение содержания того или иного закона недостаточно для осуществления комплексной оценки, более глубокий анализ должен сопровождаться изучением предпосылок и причин возникновения того или иного акта, а также вызванных принятием данного закона последствий. Это позволяет определить, какое реальное воздействие на действительность оказало принятие изучаемого нормативного акта: имело ли оно какие-либо реальные последствия, работал ли данный акт и повлек ли за собой планируемые и прогнозируемые изменения или вызвал обратный результат.

Изучение законодательных источников по истории дореволюционной российской полиции в современной науке осуществляется в следующих научных направлениях: юридическом (историко-правовом) и историческом. Первому уделено внимание юристов, поскольку речь идет о правовых актах: Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ) и Свод законов Российской империи (СЗРИ) исследователи рассматривают комплексно в контексте изучения истории российского права, либо через призму общеимперского законодательства изучается развитие российского полицейского пра-

ва. В первом случае необходимо отметить серию статей В. Н. Галузо (Галузо, 2007; Галузо, 2009а; Га-лузо, 2009Ь; Галузо, 2009с), посвященных проблемному анализу ПСЗ, а также различные учебные и научные издания, в которых дается правовая характеристика Собранию и Своду законов. Ко второму случаю можно отнести, например, статью О. М. Дорошенко, А. В. Жуланова и А. А. Базулиной (Дорошенко, Жуланов, Базулина, 2020), в которой проведен анализ развития полиции в отражении СЗРИ, а также монографию А. Тесля, в приложении к которой дан обзор истории создания и изменения состава ПСЗ (Тесля, 2005). Изучение Собрания как исторического источника, в том числе по истории российской полиции, осуществляется в работах Ф. Л. Севастьянова (Севастьянов, 2010), М. В. Тушемилова (Тушемилов, 2010), А. А. Мочаловой (Мочалова, 2015).

Полное собрание законов Российской империи всех трёх собраний представляет собой довольно массивный пласт эмпирического материала по изучению официальной истории российской полиции. Собрания издавались тремя сборниками, в которых нормативные правовые акты располагались по хронологическому принципу: первое Собрание охватывает период с 29 января 1649 г. по 3 декабря 1825 г.; второе - с 12 декабря 1825 г. по 28 февраля 1881 г.; третье - с 1 марта 1881 г. по 31 декабря 1913 г. Таким образом, рубежными датами деления собраний стали важные события политической истории Российского государства: декабрьское восстание 1825 г. и убийство Александра II.

Как известно, создание Первого Собрания было инициировано императором Николаем I и осуществлялось силами II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии под руководством М. М. Сперанского. Создание Первого собрания заняло более четырех лет (1826-1830), были изучены десятки тысяч различных законов, из которых в состав Собрания вошло более тридцати тысяч. Первое собрание включает сорок пять томов: сорок томов законов, два тома указателей (хронологический и алфавитный), две книги штрафов и книга тарифов, а также дополнительно указатель имен и фамилий, чертежи и рисунки к собранию и две книги чертежей и рисунков, включающих планы и гербы городов.

Среди недостатков ПСЗ I можно отметить следующие (Севастьянов, 2010):

- неполнота, т. е. не все изданные нормативные акты вошли в его состав, хотя Собрание и именуется «полным»,

- «эклектичность», т. е. разнообразность и разрозненность включенных в него нормативных актов.

Попытку объяснить сложности, возникавшие при составлении Свода законов, и, как следствие, недостатки и Свода, и Собрания, предпринял ещё сам М. М. Сперанский. В работе «Обозрение исторических сведений о своде законов» (Сперанский, 1833) он отмечал, что до 1802 г. общего хранилища издававшихся нормативных актов попросту не существовало, они напрямую отправлялись в ведомства, для которых были предназначены. Не существовало также хотя бы общего реестра изданных нормативных актов, на который могли бы опереться многочисленные комиссии, создававшиеся с целью издания нового Уложения, или II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое непосредственно осуществляло кодификацию. Учитывая общий объём первого собрания (45 томов и более 30 тыс. нормативных актов), полагаем вполне закономерным, что какие-то нормативные акты в процессе составления сборника могли быть утеряны в общем объеме, либо не были вовремя обнаружены, либо были утрачены безвозвратно в результате общего канцелярского беспорядка на местах, действия пожаров и других факторов. С учетом того, что до начала XIX в. копии актов не направлялись в общее хранение, восстановить утраченное было фактически невозможно, как невозможно было узнать о том, что оригинал, либо снятая позже копия сохранились в каком-либо другом месте. Ряд актов целенаправленно не был включен в состав ПСЗ I по инициативе самого Николая I: к ним относились указы и манифесты, которые утратили своё действие и в последующем не были восстановлены. Также не вошли в состав ПСЗ законы, имевшие статус секретных и не подлежащих опубликованию.

Второй недостаток можно объяснить, например, отсутствием реальной разницы в формах включенных нормативных актов, что обусловлено было отсутствием разработанности и конкретизации самого понятия «закон». В правовой практике Россий-

ской империи не законы составлялись по предусмотренной ранее классификации, а наоборот, попытки классификации стали возникать как результат осмысления разнообразия нормативных актов и необходимости их иерархического структурирования. Такие попытки предпринимались ещё с XVIII в., однако фактически до начала кодификации при Александре I понятие «законы» трактовалось в понимании императрицы Екатерины II как способы объединения людей, без которых общество «разрушилось бы»1. Более плодотворные попытки осмысления понятия «закон» предпринимались примерно с середины XIX в. тем же М. М. Сперанским (Сперанский, 1845), а в Предисловии к ПСЗ I указано, что под законами подразумеваются «по порядку времени все постановления, ко всегдашнему исполнению от верховной власти или именем ея от учрежденных ею мест и правительств происшедшие по всем частям государственного управления без всякого изъятия»2.

Нормативные акты, отражающие историю развития полиции, содержатся во всех трех Собраниях. В целях облегчения навигации по многочисленным томам Собрания в его состав вошли алфавитные указатели. В ПСЗ I был составлен общий для всего Собрания алфавитный реестр, помещенный в Т. XLII и разделенный на две части. В оглавлении к нему указаны ключевые слова, по которым можно осуществлять поиск, а также номер страницы реестра, где указаны конкретные нормативные акты. Например, нас интересует слово «полиция», на букву «П» в указателе присутствует комбинация «полицейские места, чиновники и команды», указание на страницу реестра, а также ссылки на другие ключевые слова, по которым можно найти подходящую информацию: «внутренняя стража», «генерал-полицмейстер», «городские доходы и расходы», «губернаторы», «губернские и штатные команды и

1 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. Т. 18 : 1767-1769 : [№ 12812-13400]. 1830. 1033, 7 с. № 12949.

2 Предисловие к Полному собранию законов Российской империи. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. Т. 1 : С 1649 по 1675 : от № 1 до 618. 1830. XXXI, 1029, 12, [1] с.

роты», «губернские правления», «земские исправники», «земские суды», «министерство внутренних дел», «министерство полиции», «обер-полицмейстеры», «рассыльщики», «сотские», «пя-тидесятские и десятские», «сыщики». По исходной комбинации «полицейские места, чиновники и команды» в реестре нормативные акты встречаются в каждом томе первого Собрания. Следует иметь в виду, что одни и те же акты могут быть указаны под разными «ключевыми» словами, поэтому при осуществлении сквозного поиска необходимо отслеживать дублирование актов.

Какая-либо систематизация или классификация актов о полицейской деятельности, содержащихся в Собрании, затруднена. В России как минимум до Николая I не существовало какой-либо системы законотворчества, в связи с этим нормативные акты издавались разными ведомствами и должностными лицами, и классифицировать их или ранжировать по значимости не представляется возможным, хотя попытки разграничения нормативных актов предпринимались российскими юристами неоднократно. Так, известный российский юрист досоветского периода профессор Н. М. Коркунов разделял понятия указа, закона и других актов управления. Он писал, что указ является общим правилом, устанавливаемым в порядке управления, которое отличается от закона отсутствием законодательной формы, а от других актов управления - общим характером (Кор-кунов, 1894. С. 227), однако эти утверждения могут быть применимы к более поздним Собраниям -Второму и Третьему. Современный исследователь А. А. Мочалова отмечает, что силу закона получали документы, которые подписывались лично императором (Мочалова, 2015. С. 220). В самих описаниях актов можно найти следующее: «Сенатский», «Именной», «Высочайшие резолюции на доклад генерал-полицмейстера Салтыкова», «Высочайшая резолюция на доклад полицмейстерской канцелярии» и прочие. Так, «сенатских» актов о полиции в содержании ПСЗ I насчитывается 41, «именных» -23, всего различных полицейских законов - более 340. При этом «именные» без указания от кого были подписаны самим императором, в остальных случаях указание от кого исходил акт, было упомянуто в заголовке акта, например: «Именной, объявленный Сенату министром внутренних дел», «Именной,

объявленный Санкт-Петербургским военным губернатором Балашовым в предписании обер-полицмейстеру». При этом в заголовке же указывался адресат акта, которым могло быть как конкретное должностное лицо, так и отдельные ведомства. Силу законодательного акта имел даже высочайше утвержденный доклад генерал-полицмейстера Чичерина «Об определении в полицию для содержания фонарей особливых людей и об ассигновании на то суммы» (1770). В целом, необходимо констатировать, что объемы томов не равны и охватывают разное количество лет (табл.). «К» в таблице означает коэффициент, демонстрирующий степень законотворческой активности (количество принятых актов в расчете на один год).

Хронологически в первых четырех томах отражены нормативные акты с 1649 по 1712 гг. То есть формально полиции (органа с таким названием) до 1715 (1718) г. не существовало, а функции охраны общественного порядка выполняли управы благочиния, поэтому первым актом указан известный «Наказ о градском благочинии» царя Алексея Михайловича. Период с 1649 по 1712 гг. охвачен первыми четырьмя томами, в которых содержатся тринадцать нормативных актов, направленных на осуществление Российским государством полицейских функций. Все они касаются регламентации осуществления объездов: порядок назначения объезжих и их обязанности (отраженные в статьях, наказах и предписаниях).

Первый полицейский орган в России - полицмейстерская канцелярия в Санкт-Петербурге - был создан ещё в 1715 г., хотя создание полиции как таковой традиционно относят к 1718 г. и связывают с известными «Пунктами, данными Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру» (Гурлев, 2018), которые нашли отражение в пятом томе (1715-1719) под № 3203. Кроме Пунктов в нём содержатся ещё пять актов, касавшихся более детально вопросов деятельности полицмейстерской канцелярии: о снабжении служащих в полиции наравне с гарнизонами, об обязательстве хозяев домов сообщать в полицмейстерскую канцелярию о нахождении у них больных горячкой, об отправлении больных унтер-офицеров и солдат в лазарет, об обязанности канцелярии регистрировать всех прибывших в Санкт-Петербург иноземцев, о неподведом-

Таблица. Соотношение охваченного периода и числа актов о полиции в томах ПСЗI Table. The ratio of the period and the number of acts on the police in the volumes of the First Complete

Collection of Laws of the Russian Empire

Tom Период Количество Количество к

лет актов

о полиции

1 1649-1675 27 5 0,19

II 1676-1688 13 2 0,15

III 1689-1699 11 3 0,27

IV 1700-1712 13 3 0,23

V 1713-1719 7 6 0,86

VI 1720-1722 3 4 1,3

VII 1723-1727 5 2 0,4

VIII 1728-1732 5 7 1,4

IX 1733-1736 4 6 1,5

X 1737-1739 8 5 0,63

XI 1740-1743 4 11 2,75

XII 1744-1748 5 4 0,8

XIII 1749-1753 5 10 2

XIV 1754-1757 4 2 0,5

XV 1758-1762 5 7 1,4

XVI 1762-1764 3 6 2

XVII 1765-1766 2 5 2,5

XVIII 1767-1769 3 4 1,3

XIX 1770-1774 5 6 1,2

XX 1775-1780 6 6 1

XXI 1781-1783 3 12 4

XXII 1784-1788 5 6 1,2

XXIII 1789-1796 7 5 0,7

XXIV 1796-1797 2 13 6,5

XXV 1798-1799 2 11 5,5

XXVI 1800-1801 2 8 4

XXVII 1802-1803 2 24 12

XXVIII 1804-1805 2 26 13

XXIX 1806-1807 2 13 6,5

XXX 1808-1809 2 25 12,5

XXXI 1810-1811 2 13 6,5

XXXII 1812-1814 3 13 4,3

XXXIII 1815-1816 2 18 9

XXXIV 1817 1 12 12

XXXV 1818 1 3 3

XXXVI 1819 1 7 7

XXXVII 1820-1821 2 6 3

XXXVIII 1822-1823 2 15 7,5

XXXIX 1824 1 5 5

XL 1825 1 3 3

ственности корчемных дел полицмейстерской канцелярии. Отметим, что необходимость дальнейшей конкретизации отдельных направлений деятельности тех или иных органов в Российской империи была связана с тем, что Пётр I лично создал большой пласт различных актов, считая императора единственным законодателем. В связи с этим Е. А. Юртаева констатирует, что «законодательство Петра I - это большой массив разнообразных, преимущественно эпистолярных источников, содержащих в том числе законодательные правила» (Юртае-ва, 2010. С. 86). Создаваемые структуры требовали апробации, однако, как правило, времени на эксперименты не было, и часть проблем решалась в рабочем порядке по мере возникновения. Основная проблема состояла в том, что, помимо мелких текущих нестыковок, имелись и более серьезные проблемы в организации деятельности органов, которые могли быть решены только путём коренной реорганизации, осуществлявшейся редко. Примечательно, что в петровских полицейских актах российское слово «благочиние» было заменено заимствованным словом «полиция» (Сидоркин, 2019. С. 256), однако при Екатерине II исконное понятие «благочиние» вернулось в правовой оборот и было закреплено как в названии нормативного акта (Устав благочиния, или полицейский), так и в названии полицейских органов - управ благочиния.

Анализ количественной информации о вошедших в состав Собрания нормативных актах, касающихся деятельности полиции, позволяет сделать ряд любопытных выводов. Так, наибольшее количество актов в соотношении количество/том пришлось на Т. XXVII (1802-1803) - 12 актов в год, Т. XXVIII (18041805) - 13 актов в год, Т. ХХХ (1808-1809) - 12,5 актов в год, Т. XXXIV (1817) - 12 актов в год. То есть наиболее часто нормативные акты, регулировавшие деятельность полиции, издавались в периоды 18021805, 1808-1809 и 1817 гг.

В период 1802-1803 и 1804-1805 гг. были определены штаты полиции в Екатеринбурге, Астрахани, Твери, Туле, Одессе, Пскове, Киеве, Воронеже, Феодосии и ещё в нескольких десятках городов: указы об этом занимают более половины всех полицейских актов указанных периодов. Всего в составе ПСЗ I присутствует 60 нормативных актов, опреде-

лявших штаты полиции разных городов и мест или вносивших изменения в существующие.

Состав актов Т. ХХХ (1808-1809 гг.) менее однороден. В этот период принимались различные законы, не только касавшиеся штатного состава полицейских органов, но и ряда других вопросов: обеспечение полицейских чиновников жильем, продовольственное снабжение чиновников Санкт-Петербургской полиции, обмундирование полицмейстеров и городничих разных регионов и городов, обязанности обывателей в отношении полиции, обязанности полиции в разных ситуациях и прочее.

В целом такое разнообразие и широкий спектр нормативных актов можно связать с активной преобразовательной деятельностью начала XIX в., начавшейся с создания в 1802 г. министерств и приведшей к выделению из МВД министерства полиции в 1810 г., а также реорганизацией в 1806 г. Экспедиции спокойствия и благочиния в Экспедицию государственного благоустройства3. Примечательно, что создание министерства полиции не привело к подъему законотворческой деятельности в отношении полиции. Это можно связать с тем, что при учреждении министерства полиции в 1811 г., во-первых, были вполне четко определены структура министерства и компетенция его подразделений, и, во-вторых, определено место министерства полиции среди других министерств и порядок их взаимоотношений. Особый акцент сделан на регламентации отношений министерства полиции с министерствами военными, юстиции, финансов, просвещения. Кроме того, выделение самостоятельного министерства полиции слабо сказалось на работе управ благочиния на местах, поскольку касалось, в первую очередь, организации деятельности центральных органов ведомства. Увеличение количества актов в 1817 г. объясняется тем, что накануне император лично посетил некоторые губернии и отметил, что не везде полиция исполняет обязанности, как следует, что повлекло за собой принятие на местах соответствующих мер.

3 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 29 : 1806-1807 : [№ 21983-22736]. 1830. 1372, [19] с. № 22102.

В период XVIII - первой четверти XIX в. осуществлялась регламентация организации и снабжения полицейской службы, установление обязанностей полицейских чиновников, их ответственности, привилегий. Так, в 1837 г. сенатским указом было определено, чтобы полицейские управления в губерниях, провинциях и прочих городах были подведомственны ратушам, за исключением столичных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1718 г. Сенат постановил ежемесячно снабжать унтер-офицеров и рядовых Санкт-Петербургской полицмейстерской канцелярии жалованием, провиантом и солью наравне с гарнизонными солдатами. В 1721 г. было установлено, что жалование чиновникам и нижним чинам канцелярии полицмейстера должно производиться из остаточных сумм военной коллегии. В 1733 г. было постановлено покупать провиант для полицейской команды из собственных средств полицмейстерской

4

канцелярии .

В середине XVIII в. была заложена предпосылка обеспечения высших чинов полиции жильем. В мае 1750 г. Сенат постановил, чтобы городские полицейские конторы немедленно отводили квартиры для присылаемых из Сената для проведения следствия генералов и штаб- и обер-офицеров. Спустя почти шесть десятилетий, в 1808 г. министр внутренних дел прислал указание, что по указу от 14 июля 1802 г. городничие в местах, где казенные дома отсутствуют, должны нанимать квартиры самостоятельно, а частные приставы и квартальные надзиратели, поскольку обязаны проживать в своих частях и кварталах, «должны пользоваться квартирами от обывателей»5. Иными словами, на обывателей возлагалась обязанность предоставлять жильё для приставов и квартальных надзирателей, при этом последние не могли требовать от хозяев предоставляемого помещения обеспечения отоплением и освещением и должны были снабжать себя сами.

4 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И., 1736 : [№ 6294-7142]. 1830. [1], 1022, [3] с. № 6398.

5 Полное собрание законов Российской империи. [Собра-

ние 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-

ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 30 : 1808-1809 :

[№ 22737-24063]. 1830. 1404, 8, [4] с. № 22885.

Полиция как орган благочиния изначально имела крайне широкий функционал, в том числе осуществляла контроль за соблюдением противопожарных мер. Указание на это имелось ещё в «Пунктах, данных генерал-полицмейстеру». В 1737 г. последовала резолюция кабинета министров о необходимости содержать при полицмейстерских конторах Санкт-Петербурга печников и трубочистов. Примечательно, что проблемы финансирования полиции нашли здесь своё специфическое отражение. Было указано, что по мнению архитектора Земцова трубочистов требовалось 59, а печников - 12, с годовым жалованием 1413 руб., при этом, по мнению полиции, тех и других требовалось больше, однако кабинет министров признал: «токмо на них положенной суммы нет»6. Поэтому на обывателей был возложен особый сбор, за счет которого оплачивалась работа печников и трубочистов. Тем не менее, пожары в Петербурге продолжались, и в 1740 г. последовал императорский указ о возложении на полицию обязанности ликвидировать в городе деревянные постройки и осуществлять чистку труб еже-месячно7. Более того, полиция обязана была осуществлять контроль за застройкой города: выдавала разрешения на строительство, контролировала, чтобы не было деревянных построек и заборы не сужали улицы. В 1742 г. на полицию было возложено соблюдение в исправности и чистоте мостов8, что в дальнейшем неоднократно подтверждалось.

Также в ведение Санкт-Петербургской полиции в том же году было передано наблюдение за корчемными делами, то есть контроль за деятельностью кабаков и трактиров9, хотя ранее Петром I было

6 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 10 : 1737-1739 : [№ 7143-7996]. 1830. [1], 995, [2] с. № 7232.

7 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 11 : 1740-1743 : [№ 7997-8848]. 1830. [1], 988, [2] с. № 8214.

8 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И .В. канцелярии, 1830. Т. 11 : 1740-1743 : [№ 7997-8848]. 1830. [1], 988, [2] с. № 8621.

9 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-

установлено, что полиция корчемными делами заниматься не должна и следовало передать все дела и ведомости по этому направлению из полицмейстерской канцелярии в камер-коллегию.

После реорганизации полиции с принятием Устава благочиния и Учреждения об управлении губерний на управы благочиния была возложена функция цензурирования книг10.

В июле 1730 г. императрица Анна Иоанновна постановила полиции убрать с городских улиц нищих, калек и бродяг, однако закон не работал, и в ноябре последовало указание возложить на полицию ответственность за присутствие таких лиц в общественных местах в виде назначения штрафа, однако его размер указан не был: «взыскано будет на той полиции жестоко»11.

Полицейские чины порой совершали «непристойные» поступки, которые в настоящее время названы «порочащими честь». В ответ на один подобный эпизод Сенат в 1794 г. вынес санкт-петербургскому губернатору Рылееву постановление предостеречь полицейских офицеров «от непристойных поступков»12. В 1801 г. петербургский военный губернатор объявил указ обер-полицмейстеру следить, чтобы полицейские чиновники «из границ своей должности отнюдь не выходили» и «не дерзали причинять никому никаких обид и притеснений», а действовали в соответствии с установленными в каждом отдельном случае пра-вилами13.

ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 10 : 1737-1739 : [№ 7143-7996]. 1830. [1], 995, [2] с. № 7477.

10 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 23 : С 1789 по 6 ноября 1796 года : [№ 16739-17529]. 1830. [1], 969, [6] с. № 16868.

11 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 8 : 1728-1732 : [№ 5220-6293]. 1830. [1], 1014, [4] с. № 5644.

12 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 23 : С 1789 по 6 ноября 1796 года : [№ 16739-17529]. 1830. [1], 969, [6] с. № 17240.

13 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб. : Тип. 2-го Отд-

Своеобразным прецедентом стало отрешение от должности орловского полицмейстера капитана Орлова по инициативе самого императора, проезжавшего через Орловскую губернию и отметившего существенную неисправность дорог, неопрятность губернского города, большое количество колодников и неудовлетворительное полицейское управление. В связи с названным также понёс наказание вице-губернатор Маслов, которому был объявлен строгий выговор14.

Учитывая столь широкий круг обязанностей и ответственности, можно предположить, что для чинов полиции были предусмотрены некоторые привилегии, однако этого в период с начала XVIII в. до конца первой трети XIX в. не наблюдалось. Единственный акт, обнаруженный нами в составе ПСЗ I, содержит разрешение награждать чиновников санкт-петербургской полиции, «которые окажут отличное усердие и деятельность во время пожаров, при спасении утопающих и в других подобных слу-чаях»15 из средств взыскиваемых с обывателей штрафов за несоблюдение противопожарных мер.

ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 26 : 1800-1801 : [№ 19241-20098]. 1830. 875, [9] с. № 19502.

14 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 34 : 1817 : [№ 26589-272091.1830. 958, [Ц с. № 27064.

Список источников

Быков А. В., Быкова А. Г. Приказы Омского полицмейстера как источник по истории борьбы с коррупцией в полиции в начале ХХ в. // Вестник архивиста. 2014. № 2. С. 248-259.

Галузо В. Н. Первое полное собрание законов Российской империи: современный проблемный анализ // Государство и право. 2007. № 10. С. 113-119.

Галузо В. Н. Второе полное собрание законов Российской империи: современный проблемный анализ // Вестник Московского университета МВД России. 2009а. № 5. С. 82-87.

Галузо В. Н. Третье полное собрание законов Российской империи: современный проблемный анализ // Вестник Московского университета МВД России. 2009Ь. № 6. С. 102-106.

Галузо В. Н. Полное собрание законов Российской империи: современный итоговый проблемный анализ //

Таким образом, первое Полное собрание законов Российской империи является уникальным сборником правовых нормативных актов, касающихся деятельности органов «благочиния» (полиции), принятых в Российском государстве в период с 1649 по 1825 гг. Анализ помещенных в состав ПСЗ I актов показал, что законотворческая деятельность российских государей была неоднородной, неструктурированной и непостоянной и зависела от реформаторской активности правителя. Наибольшее количество принятых актов приходится на период конца XVIII - начала XIX в. и связаны с преобразованиями Екатерины II и Александра I.

При работе с актами Собрания следует помнить, что в него в силу ряда причин были включены не все принятые в указанный хронологический промежуток акты, а также не следует упускать из виду эклектичность включенных в состав ПСЗ I актов, которые сложно поддаются классификации. Тем не менее для работы с данным источником важно понимать его структуру и уметь ориентироваться в нескольких десятках томов, включивших в совокупности более 30 тыс. актов.

15 Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 26 : 1800-1801 : [№ 19241-20098]. 1830. 875, [9] с. № 19799.

References

Bykov A. V., Bykova A. G. (2014) Orders of the Omsk police chief as a source on the history of the fight against corruption in the police in the early twentieth century. Vestnik arhivista = Herald of the archivist. No. 2. Р. 248-259. (In Russ.).

Galuzo B. N. (2007) The First Complete Collection of Laws of the Russian Empire: Modern Problem Analysis. Gosu-darstvo ipravo = State and Law. No. 10. P. 113-119. (In Russ.).

Galuzo V. N. (2009a) The Second Complete Collection of Laws of the Russian Empire: Modern Problem Analysis. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 5. Р. 82-87. (In Russ.).

Galuzo V. N. (2009b) The Third Complete Collection of Laws of the Russian Empire: Modern Problem Analysis. Vest-nik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 6. Р. 102-106. (In Russ.).

Galuzo V. N. (2009c) The Complete Collection of Laws of the Russian Empire: a Modern Final Problem Analysis. Vestnik

Вестник Московского университета МВД России. 2009с. № 7. С. 131-135.

Гурлев И. В. О дате учреждения полиции в России (к 300-летию полиции) // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 2 (46). С. 7-10.

Дорошенко О. М., Жуланов А. В., Базулина А. А. Источники развития полицейского права XIX века // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 6. С. 16-19.

Коптелов А. О. Периодические издания Пермского губернского статистического комитета как источник по истории политической полиции Российской империи // Актуальные проблемы современных социальных и гуманитарных наук : материалы третьей междунар. научно-практ. конф., Пермь, 26-28 апреля 2013 года. Пермь : ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», 2013. С. 27-30.

Коркунов Н. М. Указ и закон. Исследование. СПб. : Типография М. М. Стасюлевича, 1894. VIII. 408 с.

Лобов А. В. Исторические источники и историография фальшивомонетчества в дореволюционной России // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2017. № 4 (39). С. 14-25.

Мочалова А. А. Полное собрание законов Российской империи как исторический источник преобразований в полиции второй половины XIX - начала ХХ века // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 3 (31). С. 220-225.

Рязанов С. М. Экзаменационные работы полицейских урядников (26-28 октября 1892 г., г. Уфа) как источник по истории полиции // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сб. материалов V Междунар. научно-практ. конф., Пермь, 04-06 апреля 2018 года. Пермь : Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 274-276.

Севастьянов Ф. Л. Полное собрание законов, Свод законов и понятие закона в Российской империи // Записки Горного института. 2010. Т. 187. С. 228-230.

Сидоркин Ю. В. Проблема «благочиния» в теории и практике полицейской деятельности дореволюционной России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С. 254260.

Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 7. P. 131-135. (In Russ.).

Gurlev I. V. (2018) On the date of the establishment of the police in Russia (to the 300th anniversary of the police). Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii = Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 2 (46). P. 7-10. (In Russ.).

Doroshenko O. M., Zhulanov A. V., Bazulina A. A. (2020) Sources of development of police law of the XIX century. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 6. P. 16-19. (In Russ.).

Koptelov A. O. (2013) Periodicals of the Perm Provincial Statistical Committee as a source on the history of the political police of the Russian Empire. Aktual'nye problemy sov-remennykh sotsial'nykh i gumanitarnykh nauk : Mat-ly tret'ei mezhdunar. nauchno-prakt. konf., Perm', 26-28 aprelya 2013 goda = Actual problems of modern social and human sciences: Proceedings of the Third International Scientific and Practical Conference, Perm, April 26-28, 2013. Perm': Perm State National Research University. P. 27-30. (In Russ.).

Korkunov N. M. (1894) Decree and law. Study. St. Petersburg: Tipografiya M. M. Stasyulevicha. VIII. 408 p. (In Russ.).

Lobov A. V. (2017) Historical sources and historiography of counterfeiting in pre-revolutionary Russia. Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenii = Issues of National and Federal Relations. No. 4(39). P. 14-25. (In Russ.).

Mochalova A. A. (2015) The Complete Collection of Laws of the Russian Empire as a Historical source of transformations in the Police of the Second Half of the XIX - early XX century. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhego-rodskoi akademii MVD Rossii = Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 3 (31). P. 220-225. (In Russ.).

Ryazanov S. M. (2018) Examination papers of police officers (October 26-28, 1892, Ufa) as a source on the history of the police. Penitentsiarnaya sistema i obshchestvo: opyt vzaimodeistviya: sb. mat-lov V Mezhdunar. nauchno-prakt. konf., Perm', 04-06 aprelya 2018 goda = Penitentiary system and society: interaction experience: Proceedings of the Vth International Scientific and Practical Conference, Perm, April 04-06, 2018. Perm: Perm Institute of the Federal Penitentiary Service. P. 274-276. (In Russ.).

Sevast'yanov F. L. (2010) The Complete Collection of Laws, the Code of Laws and the concept of law in the Russian Empire. Zapiski Gornogo instituta = Notes of the Mining Institute. Vol. 187. P. 228-230. (In Russ.).

Sidorkin Yu. V. (2019) The problem of "deanery" in the theory and practice of police activity in pre-revolutionary Russia. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhego-rodskoi akademii MVD Rossii = Legal Science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 1 (45). P. 254-260. (In Russ.).

Сперанский М. М. Обозрение исторических сведений о своде законов : составлено из актов, хранящихся во 2-м Отд-нии Собств. Е. И. В. канцелярии. Санкт-Петербург : Печ. в тип. 2-го Отд-ния Собств. Е. И. В. канцелярии, 1833. 200, VII с.

Сперанский М. М. Руководство к познанию законов. Санкт-Петербург : тип. Второго отд-ния Собств. Е. И. Вел. канцелярии, 1845. 4, 171 с.

Тесля А. А. Источники гражданского права Российской империи XIX - начала XX века. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2005. 167 с.

Тушемилов М. В. Организация и деятельность полиции России в XIX - начале XX в. в документах полного собрания законов Российской империи // Власть. 2010. № 5. С. 135-138.

Тютюнник Л. И. Источники по истории Департамента полиции (1880-1904 гг.) // Советские архивы. 1984. № 3. С. 51-54.

Юртаева Е. А. К пониманию закона в дореволюционной России // Журнал российского права. 2010. № 9 (165). С. 83-98.

Информация об авторе А. В. Данчевская - кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин,

Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних

дел Российской Федерации,

664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 110, Россия.

Вклад автора

Данчевская А. В. выполнила исследовательскую работу, на основании полученных результатов провела обобщение и подготовила рукопись к печати.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Информация о статье

Статья поступила в редакцию 6 июля 2022 г.; одобрена после рецензирования 23 августа 2022 г.; принята к публикации 12 сентября 2022 г.

Speranskii M. M. (1833) Review of historical information about the Code of laws. Sostavleno iz aktov, khranyashchikhsya vo 2-m Otd-nii Sobstv. E. I. V. kantselyarii = compiled from acts stored in the 2nd Division of His Imperial Majesty's Own Chancellery. St. Petersburg: Pech. v tip. 2-go Otd-niya Sobstv. E. I. V. kantselyarii. 200. VII p. (In Russ.).

Speranskii M. M. (1845) A guide to the knowledge of the laws. St. Petersburg: tip. Vtorogo otd-niya Sobstv. E. I. Vel. Kantselyarii. 4. 171 p. (In Russ.).

Teslya A. A. (2005) Sources of civil law of the Russian Empire of the XIX - early XX century. Khabarovsk: Izd-vo DVGUPS. 167 p. (In Russ.).

Tushemilov M. V. (2010) Organization and activity of the Russian police in the XIX - early XX century in the documents of the complete collection of laws of the Russian Empire . Vlast' = Power. No. 5. P. 135-138. (In Russ.).

Tyutyunnik L. I. (1984) Police Department History Sources (1880-1904). Sovetskie arhivy = Soviet archives. No. 3. P. 51-54. (In Russ.).

Yurtaeva E. A. (2010) Toward an understanding of the law in pre-revolutionary Russia. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law. No. 9 (165). P. 83-98. (In Russ.).

Information about the author A. V. Danchevskaya - Cand. Sci (History), associate Professor of the Department of Philosophy and Socially-Humanitarian Disciplines,

East-Siberian Institute of the Ministry of the Internal Affairs of

the Russian Federation,

110, Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia.

Contribution of the author

Danchevskaya A. V. carried out a research work, based on the obtained results made the generalization and prepared the manuscript for publication.

Conflict of interests

The author declares no conflict of interests.

The author has read and approved the final manuscript.

Article info

The article was submitted July 6, 2022; approved after reviewing August 23, 2022; accepted for publication September 12, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.