Научная статья на тему 'Законодательное запрещение детских браков в Индии: история вопроса'

Законодательное запрещение детских браков в Индии: история вопроса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1196
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательное запрещение детских браков в Индии: история вопроса»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2008. № 4

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

К.И. Шинкаренко, аспирант

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАПРЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ БРАКОВ В ИНДИИ:

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Индийская правовая культура, ее история и современность вызывают закономерный интерес не только у юристов, но и у ученых других специальностей — правовых антропологов, политологов, социологов. Этот интерес обусловлен тем, что Индия — одна из крупнейших стран Азиатского континента, занимающая особое место в мировом цивилизационном процессе, целый континент с миллиардным населением, с множеством различных этносов, языков, религий и субкультур, с господствующей религиозной системой индуизма, которая во многом определяет специфические черты развивающейся индийской цивилизации. Пожалуй, нигде в мире нельзя найти более пестрого и противоречивого общества, где полеты в космос и другие достижения науки и промышленности (согласно прогнозам, по уровню развития экономики к середине XXI в. Индия будет занимать одно из ведущих мест в мире) уживаются с массовой нищетой большинства населения и сохранившимся бытом лесных племен, многие из которых до сих пор живут охотой и собирательством.

Противоречивость присуща и крайне плюралистической правовой системе страны, которая сама по себе является скорее общим собирательным понятием, чем реально существующим явлением. Общетерриториальное право Индии, основанное на принципах английского права, доставшегося молодой республике «в наследство» от колониальных времен, сосуществует здесь с бесчисленным множеством правовых обычаев и обыкновений, применяющихся в повседневной жизни многочисленными кастами, подкастами, религиозными сектами, общинами и племенами, которые зачастую находятся в прямом противоречии с официальным правом. Вместе с тем в стране действуют четыре подсистемы персонального религиозного права, регулирующего вопросы брачно-семейных отношений членов соответствующих религиозных общин: индусов, мусульман, индийских христиан и парсов. Тесная связь этих перечисленных подсистем права с различными религиозно-философскими основами предопределила противоречивость их норм, во многом обусловленную действием архаических обычаев, не изжитых до сих пор.

Один из таких обычаев — распространенная порочная практика детских браков, которая является и ныне не до конца преодоленным социальным злом целой страны, калечащим жизнь, здоровье, достоинство индийских женщин, способствующая их неравноправию, зависимости в индийских семьях. О важности задачи искоренения этой практики наглядно свидетельствуют цифры недавних исследований. По последней переписи населения в 2001 г. было выявлено 300 000 женщин детского возраста, не достигших 15 лет, которые уже как минимум один раз становились матерями1. Исследования, проведенные Правовой комиссией Индии в штате Раджастхан в 1993 г., показали, что 56 % девочек находились в браке до достижения возраста 15 лет, а 7 % из них — до достижения 10 лет2. Другое исследование, проведенное в штате Мадхья Прадеш пять лет спустя, выявило схожие результаты — 14 % несовершеннолетних женщин штата находились в браке в возрасте от 10 до 14 лет3. В 2006 г., по сообщению газеты «Хиндустан Таймс»4, несмотря на законодательно установленный возраст брачного совершеннолетия — 18 лет для женщин, 57 % из них находились в браке до достижения указанного возраста.

Повсеместная распространенность обычая детских браков, его глубокая укорененность в сознании и практике большинства населения, безуспешность многочисленных попыток его преодоления в Индийской республике создают настоятельную необходимость обращения к истокам данного явления, выявления причин его происхождения и длительного существования на протяжении столетий.

Корни этого явления, равно как и корни многих других архаических обычаев и обыкновений индийцев, надо искать в господствующей и ныне в стране традиционной религиозно ориентированной соционормативной культуре, религиозных доктринах и догматах индуизма как наиболее распространенной религии, которой в настоящее время придерживается более 80 % населения Индии. Регулированию брачно-семейных отношений посвящены обширные разделы индусской священной литературы, получившей обобщенное название смрити5, к которой относятся религиозно-этические,

1 Census of India 2001. New Delhi, 2006. P. 26.

2 The Law Commission of India (Report No. 205). Proposal to amend the Prohibition of Child Marriage Act 2006 and other allied laws. New Delhi, 2008. P. 16.

3 Ibidem.

4 The Hindustan Times. 2006. 29 Aug.

5 Смрити (санскр. smriti) — священное писание (в противовес священному преданию — шрути), обширный раздел религиозной литературы на санскрите, сложившейся в конце I тыс. до н.э.— начале I тыс. н.э.

правовые брахманские произведения жанра дхармашастр, кшатрий-ские светские произведения жанра артхашастр, эпические поэмы («Махабхарата», «Рамаяна» и др.) и пр.

В соответствии с религиозными догматами индуизма сама выдача дочери замуж строго соотнесена с требованием религиозного долга индуса. Этот мотив многократно повторяется во многих литературных источниках. Так, согласно Законам Ману, отец должен выдать дочь замуж по возможности как можно раньше, не дожидаясь появления признаков половой зрелости на ее теле6. Возрастающее проявление этих признаков у несосватанной девочки ложится грехом сначала на предков ее рода, затем на потомков и, наконец, на самого отца, как бы повинного каждый раз в убиении плода. В подобном случае по прошествии трех лет она имеет право на самостоятельный выбор мужа, не совершая при этом греха .

Согласно религиозным предписаниям, женщина создана для рождения детей — в этом состоит ее высшая религиозная заслуга. Соответственно мужчина, достигший ашрамы-стадии жизни домохозяина и воспитания детей, не приближающийся к жене в надлежащее время (т.е. благоприятное для зачатия), совершает грех, не «погашая» тем самым свой религиозный долг перед предками8. При этом от мужчины требовалось рождение сына, поскольку считалось, что отец возрождается в своем сыне, на котором лежит обязанность исполнения обрядов, связанных с похоронами отца и поддержания цепи семейных жертвоприношений умершим предкам. Сын выступал здесь как главный податель посмертных благ для умершего отца, деда и т.д., таким образом, от рождения в семье сыновей зависела ни много ни мало посмертная судьба всех поколений предков данной семьи9. Не случайно рождение лишь дочерей было одним из поводов для развода, согласно положениям Законов Ману.

Роль, которая отводилась женщине в семье традиционного индусского общества, — это роль кшетры (поля), по отношению к которой муж выступал кшетрином (владельцем поля), воспроизводя-

6 Законы Ману / Пер. С.Д. Эльмановича, провер. и исправл. Г.И. Ильиным. М., 2002. Гл. IX, шлоки 4, 88.

7 Законы Ману. Глава IX, шлока 90.

8 Согласно религиозным догматам, каждый правоверный индус в течение своей жизни проходит через ряд последовательных стадий — ашрам (ученика — брахмача-рии, домохозяина — грихастхи, отшельника — санньясы), каждой из которых свойственна своя дхарма, предопределявшая религиозно-нравственные обязанности человека, находящегося на каждой из этих стадий. Данная дхарма получила название «ашра-мадхармы» — религиозного закона стадий жизни.

9 См.: Самозванцев A.M. Индийская женщина в литературе дхармашастр // Индийская жена: исследования, эссе. М., 1996. С. 37.

щего потомство. В силу этого законным отцом ребенка как владельца всех плодов с «поля» признавался муж женщины независимо от того, кем он был фактически10. Характерно, что прелюбодеяние в Законах Ману рассматривалось как посягательство на чужое имущество: отсюда проводимая в дхармашастрах связь между прелюбодеянием и потравой чужого поля11.

Распространению обычаев детских браков способствовала и традиционная варно-кастовая организация индийского общества, когда главным становился поиск «престижного жениха», т.е. жениха более высокого ритуально-кастового статуса, что служило не только повышению статуса детей (так как дети наследовали кастовый статус отца), но и всей семьи, в которую входила женщина. По образному замечанию некоторых исследователей, именно женщина играла роль своеобразных «входных ворот», открывая путь к повышению ритуально-кастового статуса своей семьи. Данное обстоятельство во многом способствовало тому, что женщина была окружена многочисленными запретами и ограничениями, которые сводили на нет ее собственную инициативу в выборе брачного партнера, обеспечивая тем самым беспрестанный контроль за ритуальной «чистотой» и статусом ее кастовой группы12. При ограниченном выборе брачного партнера в силу эндогамного характера каст стремление во что бы то ни стало «не упустить» престижного жениха и приводило к частому заключению детских браков. Этот архаический обычай в свою очередь находился в тесной связи с другими обыкновениями индийской традиционной соционормативной культуры: так, в качестве своеобразной «компенсации» за престижный ритуальный статус жениха широко практиковалось требование выплаты приданого, приводящее и ныне многие индусские семьи к разорению и, более того, к совершению таких тяжких преступлений, как доведение женщины до самоубийства из-за неполученного приданого.

Причины, вызывавшие к жизни архаический обычай детских браков и слабой эффективности их законодательных запретов, во многом остаются неизменными и в наши дни. Ранний брак лишь оформлял «передачу» несовершеннолетней дочери из рук отца в руки мужа в том возрасте, когда она еще не имела возможность оспорить такую передачу, а при ненадлежащем семейном контроле могла нанести «непоправимый ущерб» кастовой «чистоте» всей семьи. Не

10 Законы Ману. Глава IX, шлоки 52—55; Артхашастра Каутильи III, 7.

11 См.: Крашенинникова H.A. История права Востока. М., 1994. С. 24.

12 Das V. Indian Women: Work, Power and Status // Indian Women. Delhi, 1976.

P. 135.

последнюю роль играло и желание как можно скорее избавиться от несовершеннолетней дочери как излишней «обузы» в бедной семье, и боязнь «порчи» девушки в случае ее длительного пребывания в родительском доме (особенно это касалось больших неразделенных семей, где под одной крышей одновременно проживало большое количество родственников-мужчин). Негативным фактором была и и подавляющая правовая безграмотность большинства женщин при господствующем традиционном мировоззрении, когда женщина просто не знала о своих правах и имеющейся у нее возможности прибегнуть к их защите13.

Установление колониального господства «просвещенных» англичан существенно не изменило положение дел в данной сфере. Колониальная администрация исходила из принципа полного невмешательства «в религиозные дела» местного населения, в том числе и в архаические, варварские обычаи. Только в 1829 г. колониальными властями был законодательно запрещен обычай сати — самосожжения женщины на погребальном костре умершего мужа14. Положение начало меняться только к середине XIX в., когда в самой Индии зарождалось широкое просветительско-реформаторское движение (связанное с именами Рам Мохан Роя, Свами Вивекананды и др.), одной из целей которого было повышение статуса индийских женщин. Органической частью религиозной реформации Рам Мохана Роя и его последователей было требование пересмотра традиционных норм брачно-семейного права, в том числе и повышения минимального возраста вступающих в брак, снятие запрета на повторные браки вдов, разрешение межкастовых браков и т.д. Рой утверждал, что обычай может иметь правовую основу только в том случае, если он не наносит вреда обществу и не противоречит разуму15. Под влиянием идей индийских реформаторов, особенно после перехода Индии под прямое управление Британской Короны в 1857 г., колониальные власти вынуждены были обратить внимание на наиболее одиозные архаические обычаи, противоречащие общечеловеческим принципам морали, на необходимость их искоренения во имя «исправления морали туземцев».

Одной из первых проблем, которую предстояло решить законодательным путем, было запрещение детских браков. Данная про-

13 Marriage at an early age: a burden // www.yrskr.org (2008, 30 апреля).

14 Несмотря на запрет, данный обычай в Индии существует до сих пор, о чем свидетельствует принятие в 1988 г. нового закона «О запрещении практики сати» (The Commission of Sati Prevention Act (3 of 1988) // www.wcd.nic.in (2008, 30 апреля).

15 См.: Крашенинникова H.A. Индусское право: история и современность. М., 1982. С. 74—75.

блема требовала особо «деликатного» к себе отношения, так как затрагивала одну из «священных основ» индуизма — институт брака. Самое большее, на что можно было надеяться при существующих настроениях в обществе, — это закрепление минимального возраста допустимой ненаказуемой связи с согласия женщины16 (так называемый «возраст согласия») как в браке, так и вне его.

В 1860 г. был принят колониальный Уголовный кодекс Индии, официально закрепивший минимальный возраст допустимой ненаказуемой связи с согласия жены с 10 лет17. Но широкого признания это законодательное запрещение не получило, о чем свидетельствовали многочисленные выступления и публикации с требованиями повышения этого возраста, остававшиеся, как правило, без ответа. Широкий общественный резонанс, например, получил случай с 11-летней девочкой Фулмонеей, которая в 1890 г. умерла от обильного кровотечения, после того как ее 29-летний муж Хари Маити 18

насильно овладел ею . В этом деле ввиду того, что индусское право разрешало браки с женой раннего возраста, а Уголовным кодексом Индии 1860 г. преступлением признавалось только половое сожительство с женой, не достигшей возраста 10 лет, муж сумел избежать уголовной ответственности как за убийство, так и за изнасилование — он был признан виновным лишь в «причинении смерти по

неосторожности посредством поспешного и небрежного дейст-вия»19.

Анализируя отношение колониального правительства к вопросу о запрещении детских браков, можно указать на два основных обстоятельства, которыми оно руководствовалось: первое — на их нежелание вмешательства в религиозные дела подвластного населения, угрожающего политической стабильности, второе — на признание своей неспособности обеспечить должное исполнение этих

16 В Индии по-разному определяется возраст брачного совершеннолетия (сейчас он составляет 18 лет для женщин и 21 год для мужчин), минимальный возраст допустимой ненаказуемой связи по согласию женщины (age of consent) и возраст гражданского совершеннолетия, который был установлен законом «О гражданском совершеннолетии индийцев» 1875 г. и который составляет 18 лет. Нарушение минимального возраста допустимой ненаказуемой связи по согласию женщины относится к сфере уголовного права — это тот предельный возраст, когда становятся возможны половые отношения по согласию сторон. В случае недостижения указанного возраста любая сексуальная связь с таким лицом автоматически считается изнасилованием (rape).

17 Indian Penal Code (45 of 1860) as amended by The Code of Criminal Procedure (Amendment Act), 2005. New Delhi, 2005.

18 Sarkar T. A prehistory of rights: The age of consent debate in colonial Bengal // Feminist Studies. 2000. Vol. 26. P. 601.

19 Ibidem.

законов из-за массового сопротивления ортодоксальных индусов . Правящие круги Индии и самой Великобритании были единодушны в своем убеждении, что ни один закон, повышающий возраст брачного совершеннолетия на данном этапе развития страны, попросту не будет воспринят традиционным мировоззрением, религиозно ориентированным сознанием большинства населения страны. Несмотря на деятельность индийских реформаторов, в том числе и женских организаций, сам уровень развития индийского общества XIX в. не способствовал признанию за женщиной статуса полноценной самодостаточной личности, обладающей неотъемлемыми правами, свободой и равенством с мужчинами. Повышение минимального возраста допустимой ненаказуемой связи с согласия малолетней жены в тех условиях по своей сути стало тем «зерном», которое содержало в себе зачатки будущего правового статуса женщины как свободной личности, обладающей неотъемлемыми правами. При поддержке определенных групп прогрессивно настроенных индийцев после ожесточенных споров в 1891 г. колониальные власти увеличили возраст «правомерной» половой связи с малолетней женой с 10 до 12 лет. Соответствующая поправка была внесена в Уголовный кодекс Индии 1860 г.21 Эта полумера не могла прекратить острые дискуссии по данному вопросу в колониальном Законодательном собрании, в котором преобладали индусские ортодоксы. Любой депутат, рискнувший внести новый билль о повышении возраста допустимой ненаказуемой связи с согласия женщины, неизбежно сталкивался с невозможностью преодоления их сопротивления на той или иной стадии его рассмотрения.

Эти противоречия остро проявились в ходе дебатов в Законодательном собрании в 20-е гг. после внесения в него соответствующего билля 1925 г. Изучение этих дебатов дает возможность выявить широкий спектр мнений по существу проблемы.

Рай Бахадур Бакши Сохан Лал, член Ассамблеи от города Джу-лундур, при обсуждении внесенной неофициальной поправки о повышении минимального возраста допустимой ненаказуемой связи до 14 лет аргументировал свою позицию высоким уровнем смертности новорожденных детей и молодых жен, вызванной ранней половой жизнью и беременностью женщин. Раннее брачное сожительство, как он утверждал, наносило ущерб здоровью малолетней жены, вело к рождению нежизнеспособных детей, значительное число ко-

20 Mayo K. Mother India. N. Y., 1937. P. 33.

21 Indian Penal Code (45 of 1860) as amended by The Code of Criminal Procedure (Amendment Act), 2005. New Delhi, 2005. P. 120—121.

торых умирает сразу же после рождения или в период младенчества. Если же они выживали, им требовалась постоянная медицинская помощь, что влекло за собой потерю благосостояния родителей. «Муж в большинстве случаев, — говорил он, — вынужден был по нескольку раз в течение своей жизни повторно вступать в брак из-за преждевременных смертей малолетних жен или из-за смерти новорожденных детей в младенчестве»22.

Дебаты в стенах Законодательного собрания показывали, что его члены практически не осознавали всех последствий рождения ребенка малолетней матерью до ее полного физического созревания, а также сомневались в каких-либо реальных результатах половых запретов. Они аргументировали свои консервативные позиции, во-первых, тем, что безбрачие женщин до полового созревания рассматривается в традиционной индусской системе ценностей как тяжкий грех23, во-вторых, основательными опасениями отца, не желавшего держать дочь в общем доме, из-за боязни ее «порчи», и, в-третьих, опасением родителей оставлять девочку, уже достигшую зрелости, «под гнетом своих неудовлетворенных желаний».

Более того, депутат Законодательного собрания от города Мадрас Диван Бахадур Т. Рангачариан ссылался на то, что требование держать жену вдали от мужа на деле означает не что иное, как ограничение ее свободы пределами женской половины дома ее отца. Прежде чем вынести подобное решение, он призывал членов собрания «учесть наши привычки, обычаи и обыкновения, раннее созревание нашего молодого поколения, климатические условия и общее положение страны в целом».

При этом ссылки на иные «идеалы женственности в Индии», несравнимые с идеалами женственности в любой другой стране, на иное отношение жены к мужу как к собственному «Богу на земле», «ее искреннему и более дорогому благодетелю, чем все социальные реформаторы вместе взятые», на «древнюю благородную традицию, признающую святость брачных уз», на угрозу «сотворить гораздо большее зло, чем то, которое пытались устранить законодатели», многократно повторялись и в других выступлениях.

Но высказывались и иные мнения. Так, резко возражая ортодоксам, депутат Законодательного собрания от городов Салем и Ко-имбатор — Шанмукхан Чети — призывал их четко разграничивать вопросы религии и преступлений: «Факт того, — говорил он, — что так называемые свадебные ритуалы предшествуют совершению пре-

22 Legislative Assembly Debates. Delhi, 1922. Vol. II. Part III. P. 2650.

23 Ibid. 1925. Vol. V. Part III.

ступления, не может и не должен оправдывать данное преступление. У меня нет сомнений в том, что если вы спросите каннибала, он также будет оправдывать свои отвратительные действия соображениями религии»24.

Билль 1925 г., предусматривающий повышение минимального возраста допустимой ненаказуемой связи до 14 лет, был провален, не выдержав прокатившейся волны массового неодобрения. Александр Маддиман, глава колониального правительства, в следующей сессии Законодательного собрания внес на рассмотрение компромиссный официальный правительственный билль, предусматривавший возможность полового сожительства с женой, находящейся в браке с 13 лет, что в итоге и стало законом XXIX от 1925 г.25 «О внесении поправок в Уголовный кодекс Индии 1860 г.».

Споры, которые данный закон породил в стенах собрания, позволяют пролить свет на противоречивые позиции консолидирующих свои ряды реформаторов и ортодоксов, на саму возможность и допустимость законодательной модернизации традиционной правовой системы, ликвидации антигуманных и в конечном счете противоречащих общечеловеческой морали архаических обычаев.

Так, Рай Сахиб М. Харбилас Сарда, депутат от провинции Ад-жмер-Мервара, выступая на заседании, прямо говорил о том, что «там, где обычай или религиозная санкция нарушают наше чувство гуманности или причиняют несправедливость беззащитным слоям населения, законодатель имеет право вмешаться (курсив мой. — К.Ш.). Браки детей 3—4 лет и супружеское сожительство с женой 9—10 лет нарушают чувство гуманности где бы то ни было»26. Возражая ему, депутат от города Бурдван Амар Натх Дутт утверждал, что у законодателя нет права «навязывать наши просвещенные

27

взгляды нашим менее просвещенным соотечественникам» . Участвующий в дискуссии депутат от округа Южный Аркот М.К. Ачарья ставил вопрос еще шире, утверждая, что законодатель не может сделать преступлением то, что преступлением в настоящее время

не является, каковыми бы ни были соображения на этот счет не-

28

скольких людей, утверждающих противоположное .

24 Legislative Assembly Debates. Delhi, 1925. Vol. VI. P. 558.

25 The Criminal Law (Amendment) Act (29 of 1925) // Indian Penal Code (45 of 1860) as amended by The Code of Criminal Procedure (Amendment Act). 2005. New Delhi, 2005. P. 120.

26 Legislative Assembly Debates. Delhi, 1925. Vol. VI. P. 561.

27 Ibid. P. 558—559.

28 Ibid. P. 551.

7 ВМУ, право, № 4

97

И главное, в ходе дебатов высказывались и вполне обоснованные утверждения о неспособности колониального правительства проводить в жизнь эти законы. Так, выступая от имени населения Северо-Восточной пограничной провинции, ее правитель, наваб Са-хибзада Абдул Кайум, отмечал «неготовность страны» к установлению фиксированного брачного возраста, ставил вполне резонные вопросы о том, кто будет проводить в жизнь этот закон, кто будет

расследовать факты его нарушения, кто будет свидетелем и кто бу-

290

дет приводить в исполнение приговор суда ?

Несмотря на противоречивость высказываемых аргументов, сами дебаты в Законодательном собрании имели определенные позитивные последствия. Они вносили постепенные перемены в ортодоксальное сознание определенной части населения, создавая тем самым условия для закрепления путем принятия новых законов возраста брачного совершеннолетия индийцев.

Огромную роль в преломлении общественного мнения сыграла позиция выдающегося общественного и государственного деятеля Мохандаса Карамчанда Ганди. С самого начала своей общественной деятельности М.К. Ганди показал себя активным и непримиримым борцом с архаическими обычаями, представлявшими собой, по его мнению, не что иное, как «извращение» истинного индуизма30. Так, в ходе своих путешествий по Индии Ганди с горечью указывал, что он нигде не встречал 13-летних мальчиков и девочек, которые не были бы женаты31. Активно выступая против обычая детских браков, Ганди называл подобные браки «физическим и моральным бедствием Индии, ведущим к вырождению нации». В многочисленных выступлениях с позиций своего собственного понимания религии индуизма он неоднократно подчеркивал, что, поддерживая такие обычаи, индусы только удаляются от бога. Особое возмущение у Ганди вызывали мужчины, которые даже не задумывались о возрасте жены, вступая с ней в брак. Он говорил о несамостоятельности таких мужчин, их невозможности достичь свободы и сохранить ее, связывал свободу с борьбой за сварадж (самостоятельность), которая предполагает «не только пробуждение самосознания, но и всякое пробуждение — социальное, образовательное, моральное, экономические и политическое»32.

29 Ibid. P. 571—572.

30 См.: Салимова Ф.С. Женщины независимой Индии. М., 1974. С. 26—27.

31 Kamat J. Gandhi and Status of Women // www.kamat.com/mmgandhi/gwomen.htm (2008, 30 апреля).

32 Mahatma Gandhi 100 Years. Publ. under the Auspices of the National Committee for the Gandhi Centenary. New Delhi, 1968. P. 129.

В борьбу за пробуждение самосознания индийских женщин активно включились и многочисленные женские организации, возникшие в начале XX в., среди которых наиболее известными являлись Всеиндийская женская конференция, возникшая в 1927 г., Бомбейский национальный женский совет, организации многих других городов и провинций Индии.

В результате возрастающего давления общественности в 1929 г. принимается знаменитый общеиндийский «Закон Сарда»33, названный так по имени члена Законодательного собрания, внесшего данный билль на обсуждение. Законом закреплялся возраст брачного совершеннолетия — 14 лет для девушек и 18 лет для мужчин. Согласно ст. 3 закона, заключение брака до достижения женой указанного возраста вело к наложению наказания в виде заключения под стражу сроком до 15 дней или штрафа в 1000 рупий, или «того и другого наказания вместе». В том случае, если брак заключал мужчина в возрасте от 21 года, наказание могло быть увеличено до трех месяцев заключения или более высокого штрафа. Статьи 5—6 «Закона Сарда» предусматривали наказание в виде трех месяцев заключения также и для лиц, способствовавших заключению детского брака, и для законных опекунов девушки, содействовавших подобному браку34. Принятие закона сопровождалось акциями протеста индусских и мусульманских религиозных организаций. Так, в Гуджарате, где принятый закон фактически не действовал, в 1929 г. было заключено около 2 тыс. детских браков. Если в «просвещенной» Бенгалии в январе 1930 г. был заключено только 419 браков несовершеннолетних, то в феврале эти цифры достигли 1920, а в марте— 878935.

Одновременно названный закон получил широкий отклик среди прогрессивно настроенных слоев общества. Так, проводившийся в 1929 г. в Патне III Съезд организации Всеиндийская женская конференция горячо приветствовал принятие данного закона36. Вместе с тем принятие закона поднимало и более общую проблему соответствия норм персонального права отдельных религиозных общин общенациональному праву Индии с его запретом детских браков.

Решение этой проблемы существенно осложнялось тем, что возраст брачного совершеннолетия определялся неодинаково в существующих подсистемах персонального права: так, например, за-

33 Child Marriage Restraint Act (19 of 1929) // Mulla D.F. Principles of Hindu Law. Bombay, 1959. P. 1106—1107.

34 Ibidem.

35 См.: Салимова Ф.С. Указ.соч. С. 23.

36 All India Women's Conference in the service of the nation. New Delhi, 1980. P. 6.

коном «О браке индийцев-христиан» 1872 г.37 был установлен возраст невесты 15 лет, при этом, если стороны не достигли возраста 18 лет, необходимо было согласие на брак опекающих их лиц38.

Противоречия в определении возраста брачного совершеннолетия существовали и между персональным религиозным правом индусов и «Законом Сарда». Только законом «О браке индусов» 1955 г.39 в качестве одного из условий для заключения брака был также установлен возраст 18 лет для жениха и 15 лет для невесты. Предполагалось при этом и согласие на брак родителей или опекуна невесты, не достигшей 18 лет. Закон, между тем, не признавал ничтожность браков, заключенных до достижения женихом и невестой указанного возраста.

В 1978 г. путем внесения поправок в закон «О браке индусов» возраст брачного совершеннолетия был повышен до 18 лет для невесты и 21 года для жениха40. Этот закон со столь высоким потолком возраста брачного совершеннолетия, вызванным к жизни главным образом демографическими проблемами развивающейся страны, оказался также малоэффективным. Об этом свидетельствует принятый индийским парламентом в 2006 г. новый закон «О запрете детских браков»41.

Его утверждение сопровождалось не менее бурными дебатами в нижней палате индийского парламента, как и в 20-х гг. при принятии «Закона Сарда», но сам ход и тональность дискуссии показали понимание депутатами важности и настоятельной необходимости подавления архаических обычаев. Так, представляя проект билля, его составитель и идейный вдохновитель, министр по вопросам улучшения положений женщин и детей Шримати Ренука Чоудхури, выступая перед палатой с пламенной речью, называла указанный билль «законодательством исторического значения»42.

Затрагивая общую ситуацию с детскими браками в современной Индии, выступающие приводили многочисленные факты со ссылками на данные последней переписи населения 2001 г. об об-

37 Indian Christian Marriage Act, 1872 // www.delhiadvocate.tripod.com (2008, 30 апреля).

38 Ibidem.

39 Hindu Marriage Act (25 of 1955) // Mulla D.F. Principles of Hindu Law. Bombay, P. 767.

40 Hindu Marriage Act (25 of 1955), as amended up-to-date // Diwan P. Modern Hindu Law. Faridabad, 2007. P. 516.

41 Gazette of India. Extraordinary. Part II. Section I. 2007. 11 Jan.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42 Discussion on the motion for consideration of the Prohibition of Child Marriage Bill, 2006, as passed by Raja Sabha // http://164.100.24.209/newls/debate/debates.html (2008. 30 апреля).

щем количестве детских браков, которые, по разным оценкам, колеблются ныне на уровне 45—55 %43.

В ходе дебатов все выступающие указывали и на трудности его применения, которые коренятся в традиционном религиозно ориентированном мировоззрении индийцев, преодоление которого требует упорной идейно-воспитательной работы среди населения.

Принятый закон, повторяя в целом основные положения «Закона Сарда», ввел и ряд существенных нововведений: в ст. 2 закона вводится понятие «несовершеннолетний» — это лицо мужского пола, не достигшее 21-летнего возраста, и лицо женского пола, не достигшее возраста 18 лет. Ст. 3 закона затрагивает вопросы оспо-римости браков, заключенных в нарушение закона. Брак считается оспоримым (voidable) по усмотрению стороны, не достигшей к моменту заключения брака указанного возраста (практически всегда по усмотрению жены). Принципиальным нововведением стало содержание ст. 4 закона, предусматривающей право суда наряду с объявлением брака недействительным возлагать обязанности по содержанию несовершеннолетней жены на мужа или его законных опекунов вплоть до ее повторного замужества. Повышая правовой статус внебрачных детей, ст.6 закона устанавливает, что «любой ребенок, рожденный до момента вынесения судом решения о недействительности брака, является законнорожденным во всех смыслах». Ст. 9 предусматривает наказание для лица, вступившего в брак с несовершеннолетним, в виде тюремного заключения на срок до двух лет и штрафа в размере до 1 лакха рупий44.

Подобное наказание устанавливается и для лиц «содействовавших заключению такого брака», под которыми понимались в первую очередь законные опекуны несовершеннолетней невесты. При этом было установлено, что к женщинам за подобные преступления не может быть применено наказание в виде лишения свободы.

Ст. 12 закона устанавливает и обстоятельства, при которых брак считался ничтожным (void) с момента заключения:

— в случае, когда «несовершеннолетний» был уведен или уходил от законного опекуна;

— когда «несовершеннолетний» силой или обманом был принужден прийти в определенное место;

— когда «несовершеннолетний» был продан для целей вступления в брак.

43 Ibidem.

44 В индийской системе исчисления 1 лакх = 100 000.

7 *

101

Закон впервые вводит в ст. 16 институт специальных должностных лиц — Уполномоченных по запрету детских браков, являющихся государственными служащими: статья предусматривает широкий круг прав и обязанностей подобных должностных лиц, вплоть до проведения расследований в отношении лиц, нарушающих положения указанного закона, и принятия необходимых мер для предотвращения заключения браков «несовершеннолетних». Законом также устанавливается, что к сфере прав Уполномоченного по запрету детских браков наряду с полномочием предотвращения заключения браков «несовершеннолетних» относится и право возбуждать преследование таких лиц на основании соответствующих доказательств. Ему вменяется в обязанность разъяснение населению пагубных последствий заключения детских браков; по запросам правительства штата предоставление периодических отчетов со статистическими данными о браках «несовершеннолетних» и об исполнении других своих функции и обязанностей, которые могут быть возложены на него правительством соответствующего штата.

После принятия и вступления в силу новый закон (Сарда) оказался в центре обсуждения широкой общественностью, неправительственными организациями и государственными органами. Верховный суд Индии также в своей практике неоднократно касался его содержания. Предложения, высказанные в ходе обсуждения закона, нашли свое отражение в опубликованном 205-м докладе Правовой комиссии Индии «Предложение по внесению поправок в закон "О запрете детских браков" и связанных с ним законов»45.

Замечания доклада были поддержаны многими авторитетными общественными правозащитными организациями, такими, как Делийская комиссия по делам женщин, Национальная комиссия по делам женщин: замечания касались главным образом противоречий в различных законодательных актах Индии в определении понятия «совершеннолетие». Так, в законе «О гражданском совершеннолетии индийцев» 1875 г. и законе о ювенальной юстиции 2000 г. возраст гражданского совершеннолетия определен в 18 лет, но при этом возраст брачного совершеннолетия определяется «Законом Сарда» 1929 г. — 18 лет для девушек и 21 год для мужчин. Такой же возраст брачного совершеннолетия установлен и законом «О браке индусов» 1955 г., между тем ст. 5 и 11 названного закона не наделяют суд полномочиями по объявлению браков ничтожными вследствие недостижения одной из сторон возраста брачного совершеннолетия.

45 The Law Commission of India (Report No. 205). Proposal to amend the Prohibition of Child Marriage Act 2006 and other allied laws. New Delhi, 2008. P. 9.

В ходатайстве далее указывается на тот факт, что Уголовный кодекс Индии также не содержит определения понятия «несовершеннолетие», минимальный возраст допустимой ненаказуемой связи с согласия женщины составляет 16 лет (ст. 375 УК Индии), в то время как для женщин, состоящих в браке, данный возраст снижен

1 с 46

до 15 лет .

Ходатайство содержит настоятельные рекомендации законодателю по приведению к единообразию определения понятия «совершеннолетие» в различных правовых актах, «что позволит лучшим образом защитить права несовершеннолетних и свести к минимуму факты жестокого обращения с детьми».

Рекомендации Правовой комиссии, таким образом, сводились к следующим пунктам:

— безусловное объявление браков, заключенных до достижения возраста 16 лет, ничтожными; при этом предлагалось распространить положения закона «О запрещении детских браков» 2006 г., касающиеся вопросов содержания несовершеннолетней жены до момента ее повторного замужества, а также содержания и признания законности детей, рожденных в браках, на браки, объявленные ничтожными;

— признание всех браков, заключенных до достижения возраста 18 лет, оспоримыми по усмотрению любой из сторон, а также распространение положений Закона 2006 г., касающихся вопросов содержания, законности и опеки над детьми, на браки, законность которых оспаривается;

— введение единого минимального возраста допустимой ненаказуемой связи с согласия женщины с 16 лет для всех женщин, состоящих в браке или нет;

— введение условия об обязательной регистрации брака в течение оговоренного срока для всех религиозных общин — индусов, мусульман, парсов, христиан;

— установление единого возраста брачного совершеннолетия для юношей и девушек — 18 лет, так как не существует никаких разумных оснований для его различий;

— проведение ревизии всех законодательных актов на предмет соответствия их положениям закона «О запрете детских браков»

2006 г.47

Все эти предложения, равно как и борьба с обычаем детских браков, свидетельствуют о том, что в современной Индии активно

46 Ibidem.

47 The Law Commission of India (Report No. 205). P. 44—45.

идет становление гражданского общества, когда все большее количество граждан, общественных, неправительственных организаций активно включаются в процессы модернизации сложившейся в стране традиционной соционормативной культуры, приведения ее в соответствие с современными гуманистическими стандартами, искоренения архаических обычаев, находящихся в противоречии с принципами общечеловеческой морали. Закон 2006 г. свидетельствует, что Индия встала на путь значительных и кардинальных перемен в праве, когда в недрах религиозно ориентированного общественного сознания развиваются новые ценности западного демократического общества с его идеалами гуманизма и уважения прав человека.

Поступила в редакцию 15.05.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.