Научная статья на тему 'Законодательное регулирование правового статуса личности в годы независимости республики Таджикистан'

Законодательное регулирование правового статуса личности в годы независимости республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ О НЕЗАВИСИМОСТИ ТАДЖИКСКОЙ ССР / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / CONSTITUTION / DECLARATION ON TAJIK SSR INDEPENDENCE / RIGHTS AND FREEDOMS OF INDIVIDUAL AND CITIZEN / INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тошев Амиршох Мансурович

В статье рассматриваются этапы законодательного регулирования правового статуса личности в Республике Таджикистан и существующие проблемы. Также автор анализирует роль международного права в развитии правового статуса личности. Утверждается, что в РТ в период с 1991 года по настоящее время наблюдается прогресс в сфере закрепления правового статуса личности, поскольку нормы, закрепляющие правовой статус личности, вполне соответствуют принципам верховенства прав личности. В области реализации правового статуса личности наблюдается определенный регресс, ибо налицо слабое соблюдение или несоблюдение норм конституции и других нормативно-правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative Regulation of Individual’s Legal Status

The article dwells on the stages of legislative regulation of individual’s legal status in Tajikistan Republic and the problems referring to it. The author analyzes also the role of international law in the development of individual’s legal status. It is affirmed that in RT since 1991 up to now we have been observing a progress in the sphere of individual’s legal status because the norms fortifying the latter entirely respond to the principle of supremacy of individual’s rights. As for a realization of individual’s legal status, there is a certain regress. Constitution norms and other normative legal instruments are observed poorly or aren’t observed at all.

Текст научной работы на тему «Законодательное регулирование правового статуса личности в годы независимости республики Таджикистан»

ХУКУКШИНОСЙ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ А. Тошев

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Ключевые слова: Конституция; Декларация о независимости Таджикской ССР; права и свободы человека и гражданина, международное право

Приведение внутригосударственного законодательства Республики Таджикистан (далее - РТ или Таджикистан) в области правового статуса личности (прав, свобод и обязанностей человека и гражданина) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права началось еще до принятия ныне действующей Конституции (6 ноября 1994 года). Условно этот период можно назвать первым этапом. Он начинается с принятия Декларации о государственном суверенитете Таджикской ССР от 24 августа 1990 года (3). Декларация провозгласила ряд основных принципов в организации государственной власти, национальной политики и в области правового статуса личности. Так, согласно пункту 10 Декларации, «Таджикская ССР гарантировала всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории республики, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, всю полноту прав и свобод, предусмотренных Конституцией Таджикской ССР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права».

В период 1991 - 1994 гг. Верховным Советом Республики Таджикистан были приняты множество законодательных актов.

большинство которых прямо или косвенно регулировали права, свободы и обязанности человека и гражданина. Среди них можно назвать Законы: «О печати и других средствах массовой информации» (14 декабря 1990 г.); «О защите чести и достоинства Президента Таджикской ССР» (1991 г.); «О принудительном лечении больных хроническим алкоголизмом или наркоманией» (27 июня 1991 г.); «Об освобождении от уголовной, дисциплинарной, административной ответственности лиц, совершивших преступления и поступки с 27 марта по 25 ноября 1992 года в зонах вооруженных конфликтов» (26 ноября 1992 г.); «О пенсионном обеспечении военнослужащих» (1 декабря 1994 г.) и др.

Второй этап развития законодательства РТ в области правового статуса личности связан с принятием Конституции РТ от 6 ноября 1994 года. Конституция как основной закон государства определяет фундаментальные основы правового статуса личности. С первых дней подготовки проекта Конституции 1994 года правовой статус личности был в центре внимании разработчиков. Совершенно прав А. С. Достиев, который отмечает, что «проект Конституции 1994 года четко обозначал основные свойства Конституции как акта, определяющего границы власти государства и гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина» (2, 18).

Таким образом, 6 ноября 1994 года путем всенародного голосования была принята Конституция суверенного Таджикистана. Принятие новой Конституции РТ путем всенародного голосования (референдума) обеспечивало ее безусловную легитимность. Такой порядок принятия Конституции подтверждает незыблемость народовластия как основы конституционного строя, а роль народа - как носителя и единственного источника власти в государстве.

Мы солидарны с мнением М. С. Хайдаровой, которая отмечает, что в Таджикистане (как впрочем и во многих странах СНГ), в новых социально-политических условиях в стремлении построить демократическое, правовое государство был принят в 1994 года новый Основной Закон - Конституция РТ, закрепивший как основы государственного и социально-экономического строя, так и основные права и свободы человека и гражданина. Они соответствуют классическим правам человека и отражают положения, достигнутые мировым сообществом в области прав человека (8,16).

Если учесть историю законодательства таджикского народа, то

вопросы прав и свобод человека и гражданина в Конституции РТ получили широкую разработку. На сегодняшний день раздел «О правах, свободах и основных обязанностях человека и гражданина» Конституции РТ вполне может служить примером действительно демократического и гуманистического решения важнейших задач, связанных с правами человека, на уровне международных стандартов (1,28). Именно с этой целью в Конституцию РТ 24 сентября 1999 года и 22 июня 2003 года было внесено много изменений и дополнений. Так, в ходе внесения изменений в 1999 году в республике был создан двухпалатный парламент, срок полномочий Президента РТ был определен в семь лет, а срок полномочий судьи - 10 лет. Более значительным шагом в области развития правового статуса личности являются изменения и дополнения, проведенные в 2003 году. В результате этих изменений и дополнений человек, его права и свободы, объявлялись высшей ценностью; общенародный референдум и выборы признавались высшим непосредственным выражением власти народа; права и свободы человека и гражданина признавались как цели, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и местной властей, органов местного самоуправления и судебной властью; каждому обеспечилось право требовать, чтобы его дело было рассмотрено компетентным, независимым и беспристрастным судом; укреплялись демократические основы действий политических партий; запрещена пропаганда и агитация, разжигающие социальную, расовую, национальную, религиозную и языковую вражду и неприязнь; закреплено право личности на бесплатное получение общего обязательного, среднего, начального, профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных учебных заведениях.

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции РТ, основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями Таджикистана, он базируется на международно-правовых актах. Признание международных норм по правам человека является важнейшим показателем международных обязательств по осуществлению государством всей совокупности мероприятий по реализации этих норм. В связи с этим ч. 3 ст. 10 Конституции РТ гласит: «Международно-правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы

республики. В случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются нормы международно-правовых актов». Это требование мирового сообщества, и такой подход отражается в конституционном регулировании правового статуса личности в ряде государств. Например, в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ст. 17), Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (ст. 21). Конституции РТ (ч. 1 ст. 14) также специально оговаривается, что права человека и гражданина регулируются и охраняются Конституцией, законами республики, признанными Таджикистаном международно-правовыми актами.

Сегодня международное право оказывает всё более сильное влияние на развитие национального права, в том числе в области регулирования правового статуса личности. Государство не вправе игнорировать нормы и принципы международного права. Как отмечает A.B. Зиновьев, «государству, которое нарушает права человека, не предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Экспорт и импорт товаров для таких государств облагается повышенными пошлинами, им не предоставляется гуманитарная международная помощь. В отношении таких государств устанавливается эмбарго на экспорт и импорт товаров; может быть установлена блокада и применены силовые методы давления» (4,43).

Таким образом. Конституция РТ как основной закон государства соответствует международным стандартам и закрепляет широкий круг прав и свобод человека и гражданина - гражданских (личных), политических, социальных, экономических, культурных, а также гарантирует их соблюдение.

В числе основных личных прав и свобод Конституция РТ закрепила такие права как право на жизнь, на личную неприкосновенность (ст. 18), права на судебную защиту (ст. 19), неприкосновенность жилища (ст.22), тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных личных сообщений (ст. 23), права на свободное передвижение и выбор места жительства и пребывания (ст. 24), право на ознакомление с документами, касающимися прав и интересов (ст. 25), и право самостоятельно определять свое отношение к религии (ст. 26).

В Конституции РТ отражены и политические права и свободы -граждане имеют право участвовать в политической жизни и управлении государством непосредственно или через представителей.

избирать и быть избранными (ст. 27), право объединяться (ст. 28), право на участие в установленных законом собраниях, митингах, демонстрациях и мирных шествиях (ст. 29), право на свободу слова, печати (ст. 30), право на обращения (ст. 31).

В числе социально-экономических и культурных прав Конституция закрепила право на собственность и право на наследование (ст. 32), право на труд (ст. 35), право на жилище (ст. 36), право на отдых (ст. 37), право на охрану здоровья (ст. 38), право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца (ст. 39), право на свободное участие в культурной жизни общества, в художественном, научном и техническом творчестве и пользоваться их достижениями (ст. 40), а также право на образование (ст. 41).

Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией РТ, могут быть ограничены. Ограничения прав и свобод гражданина допускаются только с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики (ч. 3 ст. 14).

Принятие 6 ноября 1994 года Конституции РТ вызвало необходимость правового регулирования новых общественных отношений и стало новым этапом в разработке, принятии и совершенствовании законов. Это было обусловлено тем, что прежние стиль и методы руководства, управления экономикой и государством не были приспособлены к новым требованиям (7,4-9). В связи с этим на сегодняшний день, в соответствии с Конституцией РТ, в целях упорядочения и регулирования различных отраслей общественной жизни, в том числе правового статуса личности, приняты многие новые важнейшие законы (например: Конституционный Закон РТ «О гражданстве РТ» (04.11.1995 г.); Законы РТ «О правовом положении иностранных граждан в РТ» (01.02.1996 г.); «Об обращениях граждан» (14.12.1996 г.); «Об охране здоровья населения» (15.05.1997 г.); «О собраниях, митингах, мероприятиях и уличных шествиях» (02.05.1998 г.); «О политических партиях» (23.05.1998 г.); «О молодежи и государственной молодежной политике» (15.07.2004 г.); «О борьбе против торговли людьми» (15.07.2004 г.); «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации» (01.03.2005 г.); «Об уполномоченном по правам человека в РТ» (20.03.2008 г.) и другие).

Но это всё - лишь законно закрепленные права, свободы и

обязанности. Важной проблемой является их реализация на практике, поскольку только реально осуществляемые на практике права, свободы и обязанности могут обеспечить правовой статус личности. Сохраняют актуальность слова Ш. Монтескье: «Когда я приезжаю в страну, я интересуюсь не тем, есть ли там хорошие законы, а тем, исполняются ли те, которые есть, так как хорошие законы имеются везде».

Согласно Конституции РТ, Таджикистан является правовым и демократическим государством. В правовом государстве закон должен быть действенным. Действие закона означает, что государство признает приоритет права, подчиняется ему и несет политическую, правовую и нравственную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Не случайно Президент страны Эмомали Рахмон отмечал, что «защита прав и свобод человека, обеспечение верховенства закона и правопорядка являются одной из основных задач государства».

Требование о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Таджикистане вытекает из принципа законности, что означает, что следование этому принципу - прямая обязанность не только правоохранительных органов (прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции и суда), но и всех государственных, хозяйственных органов, общественных организаций, должностных лиц - тех, от кого непосредственно зависит практическая реализация социальных, экономических и политических прав граждан.

По нашему мнению, без организованности и дисциплины, без согласования поведения личности с юридическими предписаниями, выражающими государственную волю, невозможно построить правовое и демократическое государство, где можно обеспечить правовой статус личности. Государство как носитель политической власти должно располагать специальными механизмами обеспечения прав личности. Как справедливо отмечает А. Е. Козлов, «гарантирован-ность прав и свобод - это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к само-расширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни» (5,81).

Следует также согласиться с мнением А. В. Корнева, который делает вывод о том, что «формирование и создание правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и

гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов» (6, 478).

Таким образом, исследуя развитие законодательного регулирования правового статуса личности в период с 1991 года по настоящее время, мы полагаем, что в Республике Таджикистан осуществляется прогресс в сфере закрепления правового статуса личности, поскольку нормы, закрепляющие правовой статус личности, вполне соответствуют принципам верховенства прав личности. Осталась только проблема всесторонней реализации правового статуса личности, которая, несмотря на усилия руководства страны, до сих пор остается одним из основных проблемных вопросов.

По нашему мнению, проблемы реализации правового статуса больше всего зависят от некоторых объективных и субъективных причин:

во-первых, от низкого уровня экономического развития республики; во-вторых, в республике ведется борьба с коррупцией, но она малоэффективна;

в-третьих, от низкого уровня правосознания населения. Автор считает, что решение этих проблем ускоряет процесс реализации правового статуса личности и улучшает уровень жизни граждан в стране.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Диноршоев, А. Право на судебную защиту в системе защиты прав человека в Республике Таджикистан / А. Диноршоев // Государство и право. - 2002. - № 1.-С.28.

2. Достиев, А. С. Конституция Республики Таджикистан 1994 года: история разработки, принятия внесений изменений и основные положения / А. Достиев. - Душанбе: Матбуот, 2001. - С. 18.

3. Декларация Верховного Совета Таджикской ССР от 24 августа 1990 г. // Коммунист Таджикистана. - 1990. - 29 авг.

4. Зиновьев, А. В. Права свободы и обязанности человека и гражданина / А. В. Зиновьев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. - №4 (40).

5. Конституционное право. Под общей ред. А. Е. Козлова. - М„ 1996.

6. Общая теория государства и права. Под ред. В. В. Лазарева. - М„ 2010.

7. Рахимов, М. 3. Развитие законодательства Республики Таджикистан

в период независимости // Законодательство. - Душанбе. - 2012. - №2. 8. Хайдарова, М. С. О некоторых аспектах конституционно-правовых гарантий и защиты прав человека в Таджикистане в правовом государстве // Таджикистан на пути к правовому государству. -1996. - № 3.

Законодательное регулирование правового статуса личности

A.M. Тошев

Ключевые слова: Конституция; Декларация о независимости Таджикской ССР; права и свободы человека и гражданина, международное право

В статье рассматриваются этапы законодательного регулирования правового статуса личности в Республике Таджикистан и существующие проблемы. Также автор анализирует роль международного права в развитии правового статуса личности.

Утверждается, что в РТв период с 1991 года по настоящее время наблюдается прогресс в сфере закрепления правового статуса личности, поскольку нормы, закрепляющие правовой статус личности, вполне соответствуют принципам верховенства прав личности. В области реализации правового статуса личности наблюдается определенный регресс, ибо налицо слабое соблюдение или несоблюдение норм конституции и других нормативно-правовых актов.

Legislative Regulation of Individual's Legal Status A. M. Toshev

Key words: Constitution, Declaration on Tajik SSR Independence, rights and freedoms of individual and citizen, international law

The article dwells on the stages of legislative regulation of individual's legal status in Tajikistan Republic and the problems referring to it. The author analyzes also the role of international law in the development of individual's legal status.

It is affirmed that in RTsince 1991 up to now we have been observing a progress in the sphere of individual's legal status because the normsfortifying the latter entirely respond to the principle of supremacy of individual's rights. As for a realization of individual's legal status, there is a certain regress. Constitution norms and other normative legal instruments are observed poorly or or en't observed at all.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.